Форум » Великая Отечественная. Битвы и сражения » Контрудар 5 и 7 механизированных корпусов на Сенно и Лепель » Ответить

Контрудар 5 и 7 механизированных корпусов на Сенно и Лепель

Belarus: Обсуждаем все, что касается боевых действий 5 и 7 мк в районе Сенно, и последующего их отвода.

Ответов - 182, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

RUSLAN: До Череи могла добраться только 13 ТД, а на пути наступления 17 ТД есть озёра: 1. группа озёр возле Сенно 2. оз. сверо-заподнее д.Толпино 3. озёра на линии Соболи-Бельняки-Вятеро . Больше озёр, согласно картам в этих местах нет. На сколько я знаю эту местность, высотки возле озёр в досягаемости 17 ТД есть только возле озёр указаных в пунктах 1 и 3.

RUSLAN: На ИКК "ЛИНИЯ СТАЛИНА" есть такой танк В июле 1998 года в болоте близ деревни Шибеки, 8 км восточнее д.Обольцы, нашли танк БТ-7. Нашли его благодаря одному деревенскому деду. Он приспособил поручень-антенну от танка для перегонки самогонки. Он и показал примерное место своей находки. Танк лежал в болоте на глубине трех метров, а над ним росло 26-летнее дерево. В ноябре, когда ударили первые морозы, проложили настил из бревен, залили его водой и по этой ледяной дороге смогли подогнать экскаватор. Сняли верхний слой – закрепили тросы. Первая попытка подъема – через 11 дней. Обрыв — и танк вертикально уходит в болото на 11 метров: оторвались буксирные рымы, за которые крепились тросы. Вторая удачная попытка – через 46 дней. Между ними – часы работы в акваланге в ледяной трясине и поиск мест, за которые можно зацепиться. В итоге трое человек, экскаватор, ГАЗ-66, гусеничный тягач и 57 дней, за которые достали танк, пролежавший в трясине 68 лет. Машина сохранилась просто идеально! В баках – бензин, в замке зажигания – ключ, в башне – пилотка, изолента и трофейный немецкий шоколад. Смотришь – и такое чувство, будто этот БТ-7 утонул вчера! Хотя на самом деле это произошло в июле 1941-го во время первого результативного контрудара Красной армии в направлении Сенно — Лепель. Танк действительно редкий. 3 июля 2004-го он открывал парад в Минске. Пусть и спустя 64 года, но дошел до победы на заводских, полностью «родных» деталях. Дело вот в чём. На башню танка после реставрации нанесли белую полосу. Интересно это импровизация, или полоса была на башне когда машину достали из болота?

Belarus: RUSLAN пишет: До Череи могла добраться только 13 ТД, а на пути наступления 17 ТД есть озёра: Северо-западнее Череи, то-есть правее нее, как раз и должна была наступать 17 тд, и не обязастельно именно там должна была она проходить. Разведывательные подразделения могли направляться в разные стороны, куда именно мех-вод мог и не знать, знал, что "в направлении Лепеля", по карте (если она была), "рулил" командир группы. Но давайте сначала определим "критерии" необходимые нам для "поиска". 1. Небольшое озеро (в полне возможно болотце); 2. Рядом с озерцом возвышенность; 3. На противоположной стороне озерца дорога по которой "наступала на Сенно мотомехколонна"; 4. Все это должно быть недалеко от Сенно; 5. Дальность от высотки до дороги должна быть не более 1 км (скорее всего даже не более 500м); 6. И это все должно соответствовать направлению движения немцев 6-7 июля; 7. Ну и наконец это место должно быть достаточно далеко, от места расположения полка, что-бы могло закончиться топливо. 1. Группа озер южнее Сенно в принципе подходит, за исключением направления движения немцев. В сторону Сенно, т.е с юга на север они 6-7 двигаться не могли. Группа озер у д. Монастырь - Улаховщина (южнее Соболи) соответствует всем пунктам, кроме 4. 7. В принципе, топливо могло закончиться и на обратной дороге, т.е недалеко от того места где находился полк. Тогда резко увеличиваются шансы озера восточнее д. Тухинка у Сенно. Озеро у Толпино - маловероятно. Спасибо за сведения о БТ. Где можно подробнее об этой истории почитать? По поводу полосы, спросил на Немирове. Подождем.


RUSLAN: Belarus пишет: Спасибо за сведения о БТ. Где можно подробнее об этой истории почитать? Потробней только на ИКК "ЛИНИЯ СТАЛИНА" или в Благотворительном фонде "Память Афгана".

Belarus: RUSLAN Благодарю

RUSLAN: http://www.hrono.info/statii/2006/but_tanki.html - Далась вам эта Прохоровка, - продолжал он. – Да там с обеих сторон было от силы восемьсот танков, хотя врут, что больше тысячи. А под Сенно, где был я в сорок первом, сошлось две с лишним тысячи танков и самоходных орудий. Только нас там раздолбали и погнали на восток, поэтому пишут про Курскую дугу и Прохоровку. А про Сенно молчали и будут молчать. При мне был карманный диктофон, я включил его и записал нервную речь ветерана. Он утверждал, что в начале войны, в первых числах июля 1941 года, был командиром танка и попал в составе 5-го корпуса 20-й армии генерала Курочкина в битву с немецкой танковой армией, где с обеих сторон было не меньше 2 тысяч боевых машин. И было это 6 июля 1941 года, за 2 года до битвы под Прохоровкой, о которой рассказывается во всех учебниках истории и военных мемуарах советских полководцев. А вот из того, что наговорил тогда на мой магнитофон бывший танкист, следовало, что танковое сражение под Сенно было действительно уникальным по количеству противоборствующих машин. И одним из самых больших по числу жертв со стороны советских войск. - Наши танки были слабее немецких во всех отношениях, - говорил участник Сенненской битвы. – И моторы уступали немецким по мощности, и броня была тоньше, и пушка похуже. А, главное, у немцев уже хватало опыта. Перли они на нас уверенно, били снарядами с ходу, и наши танки горели, как свечки. Моя машина была подбита минут через десять после начала боя, - рассказал старик. – Механик-водитель погиб сразу, а я обгорел, но успел выбраться из танка. Все наши, кто уцелел тогда, попали в окружение, а после того, как вышли из него, в нашем полку осталось всего шесть танков и около двадцати человек раненых. Отступали кое-как сперва до Дубровно, потом – до Смоленска, а оттуда нас отправили под Москву, где наш корпус был переформирован. Вернувшись в Витебск, я перенес запись с кассеты на бумагу и уже назавтра, как обещал, почтой отправил текст Анатолию Белому. Вскоре получил от него ответ. А небыл ли этот ветеран в составе передового отряда 17ДТ, танки которого попали в окружение под Цотово ?

RUSLAN: http://nspaper.by/2010/04/29/fashistov-krepko-bili-pod-senno.html Еще далеко было до Курской дуги и знаменитого сражения у Прохоровки, но уже здесь наши танки шли на таран. Механик-водитель танка КВ Иван Барсуков, уроженец деревни Курейшино Сенненского района, таранным ударом сбросил немецкий танк Т-ІV с моста на реке Оболянка возле деревни Мосейки. В этом сражении проявила боевое мастерство гаубичная батарея старшего лейтенанта Якова Джугашвили (сына Сталина). Командир был представлен к награждению орденом Боевого Красного Знамени, но получить его не успел, попав под Лиозно в плен. О потерях противника свидетельствует тот факт, что в Сенно было захоронено более 2,5 тысячи немецких солдат, офицеров и генералов. В захваченном впоследствии приказе командира 18-й танковой дивизии немцев Неринга говорилось: «…Потери оружием и машинами необычайно велики…». Об этом сражении в своих мемуарах написал и Гудериан: нас крепко били под Сенно.

Belarus: RUSLAN пишет: А небыл ли этот ветеран в составе передового отряда 17ДТ, танки которого попали в окружение под Цотово ? Там не только передовой отряд попал в окружение, но и после того как 17.Pz.Div. повернула от Сенно на юг, идругие части тоже. RUSLAN пишет: что в Сенно было захоронено более 2,5 тысячи немецких солдат, офицеров и генералов. Я такую цифру ни когда не встречал. Belarus пишет: Им это удалось немалой ценой. За период со 2 по 12 июля (а вообще-то с 6 по 10 июля когда она и вела активные БД) дивизия потеряла 40 танков, 33 офицера и 817 солдат и унтер-офицеров. По танкам, это 1/3 всех потерь с начала войны, а по людям почти столько же, сколько она потеряла с 22.06 по 2.07.41г. Вот на этой страничке подробнее. http://imf.forum24.ru/?1-1-0-00000065-000-60-0 Но это только по 17.Pz.Div. По 7. и 12.Pz.Div. у меня пока данных нет.

RUSLAN: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11953 Горенчук Феодосий Иванович участник боёв за Сенно. Интересно, есть где-нибудь его воспоминания о тех событиях?

RUSLAN: Belarus пишет: Спасибо за сведения о БТ. Где можно подробнее об этой истории почитать? http://echoofwars.com/BT7%20rus.html Танк затонул в июле 1941г во время контрудара 5-го механизированного корпуса в районе Сенно-Лепель-Бешенковичи. Он принадлежал командиру батальона, о чём свидетельствует белая сплошная полоса на башне. Затонул, предположительно, при следующих обстоятельствах. Двигаясь вдоль трассы Лепель-Орша, занятой немецкими войсками, экипаж наткнулся на болото. Было принято решение форсировать его, разогнав танк до максимально возможной скорости. Манёвр почти удался. Танк не доехал всего 100 метров, но попал в криницу и сразу же стал тонуть. Экипаж поспешно покинул машину, даже не успев забрать свои личные вещи.

RUSLAN: Belarus пишет: "...Сам же подполковник v.Ostmann возглавил главные силы боевой группы (1 танковый батальон, 1 артиллерийский дивизион), которая хотела обойти с востока лес восточнее Сенно, и попала южнее Копцы, на подготовившегося к обороне противника с вкопанными противотанковыми орудиями, пушками и танками. Так как в этот момент, связь с приданным артиллерийским дивизионом отсутствовала, его боевой группе дальше прорваться не удалось. Батальон, после потери 8 танков был вынужден отойти в район около Поршни. Батальон получал задачу, при необходимости, здесь отразить атаку противника с южного направления". Согласитесь, должно было произойти что-то действительно "страшное" для немцев, что заставило их сразу же доложить о потере 8 танков. (За период с 1 по 20 июля 1941г. такого больше не встречается, хотя потери у них были и посерьезнее). И сколько они действительно тогда потеряли - кто его знает? К сожалению, у меня нет наших данных по 18 тд, кто там организовывал противотанковую оборону, но организовали ее хорошо, при этом взаимодействие между частями явно прослеживается. В то время когда основные силы дивизии вели бои в Сенно, прикрытие правого фланга атакующей группировки было организовано надлежащим образом. Может это подойдёт: И. И. Шульга "Немцы Поволжьяв российскихвооруженныхсилах" В период боев под Сенно с 6 по 10 июля 1941 г. отличился 2-й танковый батальон 35-го танкового полка под командованием старшего лейтенанта Альфреда Оттовича Шварца. Вот какую характеристику действиям старшего лейтенанта Шварца дало вышестоящее командование: «…в батальоне была отличная организация боя, в результате чего противник понес большие поте- ри. Было уничтожено 8 танков противника и 4 противотанковых орудия. Благодаря отличной маневренности батальона на поле боя и правильной системе огня противник был введен в заблуждение и его передовой отряд был полностью уничтожен»

Belarus: RUSLAN пишет: Он принадлежал командиру батальона, о чём свидетельствует белая сплошная полоса на башне. Знающие люди говорят, что скорее всего небыло полосы до затопления. Пообещали уточнить.

Belarus: RUSLAN пишет: Может это подойдёт: Спасибо большое!

RUSLAN: http://www.pobeda.witebsk.by/poshuk/senno/ Ещё вот такие воспоминания: 1. В Сенно и окрестных деревнях мы встречались и с другими участниками боёв 1941года. Мне запомнилась встреча с бывшим водителем 54-го артиллерийско-танкового дивизиона 109-й стрелковой дивизии Александром Васильевичем Большаковым. До войны их дивизия дислоцировалась в Читинской области. 10 мая 1941 года они погрузились в воинский эшелон, и были направлены в новый район сосредоточения. В пути следования узнали о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Разгружалась дивизия в районе г.Смоленска. 4 грузовые машины из 109-й стрелковой дивизии были срочно направлены в распоряжение командующего 5-м механизированным корпусом. - «Это было 8 июля 1941года. Мне было приказано доставить снаряды для танков в район д.Толпино, - рассказывал Александр Васильевич: - Вся дорога была изрыта воронками от бомб и снарядов. Навстречу двигались отступающие войска и беженцы. Немцы беспрерывно бомбили. В районе Толпино шёл бой. Я успел сгрузить лишь 38 ящиков со снарядами, как мою машину разнесло в клочья. Я был ранен. Вместе с отступающими бойцами, пытался вырваться из окружения. Но не получилось. Остатки наших разбитых частей собирались у д.Городище. Позже служил пулемётчиком в партизанской бригаде Леонова, отряде имени Суворова». 2. А механизатор совхоза «Пламя» Ловцов Николай Михайлович рассказал нам, что видел, как у д.Лопатники Белицкого с/с в 1941 году было сбито 2 наших самолёта Ил-2. Экипажи погибли.

Belarus: RUSLAN пишет: Ещё вот такие воспоминания: Да спасибо, я читал у Бруевой.

RUSLAN: ЕХАЛИ В ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ, А ПОПАЛИ НА ВОЙНУ... Ещё воспоминания А. Быков Командира танка Т-26 34-й ТП 17 ТД http://hghltd.yandex.net/yandbtm?qtree=LeDEE7s2Zkoij8HyzApaOAzrkoTRFDcC4FneN5xM6ZdUDcLdlY%2FZJRl8i0uMWAg8EY9xsH4z%2FEfoDnu0sQHYtIqBEFi0Ou%2BmGoEIInMQODdd8ZhzVJeMPd3XDUBn8Xpdl7nWw4cxiDkMCeOEq4AKL6AeyV7U1WZoB9la0sq1H8xarXZG9TUQkm52S2F4%2BUq3C%2FiPfeIBxgE5s%2FGkuGmba2xt1YlCoYxX%2FlxNEwT54p63PFoPdxYK0cD%2BdywwAt9QCF255fw%2BDrrSvgY6I1JsOrfTzGzbHldRjyE2M5jOs0pl81eCjs2DPvranR85gMma6ee%2BYYQsdsG2H7HyWseRlw6ouqbmHX3YhCNWIsvplwKKaHc%2BjBpSIrbNWkCiFLzY4oFIBfAJstPGJqMHKaK8OcLpEWjx3k4SNZZ0stQw76WeeDYkdkyFKtmY2l9oebHVkSufdSWlMx478nS7TghlvsHB6bqd0%2FoQH6K6rm6%2FvZrQ64FhTgPr7ltfEMQKUoQYZ1l8OWG%2BZdYh6TEvIX%2BRNYqxP0%2FO5gDHs9daiOsFOy84QjFx5XMc3zkP28gOxOoqWgpH6qCh3EOFjWX0i5Nfknm2KFoqi3aX1cu97T75kVA%3D&text=%F2%E0%ED%EA%E8%20%F1%E5%ED%ED%EE&url=http%3A%2F%2Fwww.expressnews.by%2F86.html

Belarus: RUSLAN Спасибо.

Belarus: RUSLAN пишет: Интересно это импровизация, или полоса была на башне когда машину достали из болота? Полоса была! http://nemirov41.forum24.ru/?1-19-0-00000006-000-20-0-1275084924

RUSLAN: Belarus пишет: Полоса была!

RUSLAN: http://www.9may.ru/author/a5011 Оказывается танки 14 ТД добрались аж до Минска! Когда мой дед погиб, ему было столько же лет, сколько сейчас мне, - 34. Я уже пережил его на несколько месяцев. И чем дальше уходит в прошлое война, тем больше я понимаю, какой удивительной и неординарной личностью был мой дед – майор танковых войск Григорий Яковлевич Шапиро. Великую Отечественную войну он встретил кадровым офицером, выпускником Военной академии моторизации и механизации РККА имени Сталина. 14-я танковая дивизия, в которой он служил начальником разведки, дислоцировалась в Наро-Фоминске – на месте нынешней Кантемировской дивизии. За плечами капитана Шапиро были польская кампания сентября 1939 года, Финская война и поход в Литву летом 1940 года. За два месяца до начала войны он был награждён орденом Красной Звезды. 23 июня 1941 года 14-я танковая дивизия в составе 7-го мехкорпуса двинулась на Запад. Капитан Шапиро получил приказ обеспечить эвакуацию труппы МХАТа, застрявшую на гастролях в Минске. Из горящей столицы Белоруссии он вывез артистов на танке. За выполнение этого задания мой дед был награждён орденом Красного Знамени. В начале июля седьмой мехкорпус участвовал в Сенно-Лепельской операции. В кровопролитных боях 6-7 июля четырнадцатая дивизия потеряла более двухсот человек и свыше половины танков. Капитан Шапиро чудом уцелел: две пули легко ранили его в руку и осколками расцарапало лицо. Из строя он не ушёл. 10 июля Красная Армия оставила Витебск – город, где прошли детские годы моего деда. Он покинул окраину города в числе последних, прикрывая на танке фланги отхода своей дивизии.



полная версия страницы