Форум » Артиллерия (Artillery et.al.) » Советские 203-мм гаубицы Б-4 и их участие в боевых действиях в 1941г. » Ответить

Советские 203-мм гаубицы Б-4 и их участие в боевых действиях в 1941г.

IAM: На бэе часто встречаются немецкие фотографии советских гаубиц Б-4, оставленных нашими войсками в 1941г. Предлагаю в этой теме размещать информацию по гаубичным полкам большой мощности и боевому применению гаубиц Б-4 в 1941г. Сюда же размещать фотографии этих гаубиц. По 120-му полку надо размещать в ветке по английским гаубицам. На 01.01.41. на вооружении артиллерийских частей РККА находилось 686 гаубиц калибра 203-мм, из них – 36 старых английских гаубиц Виккерса (гаубицы марки VI). На 01.05.41. приграничных округах и ДВФ была в наличии 601 гаубица калибра 203-мм, а штатами предусматривалось наличие 651 гаубицы. По округам это выглядело следующим образом: ЛВО – положено по штату – 61, имеется в наличии – 50; ПрибОВО – положено по штату – 48, имеется в наличии – 59; ЗапОВО – положено по штату – 120, имеется в наличии – 77; КОВО – положено по штату – 192, имеется в наличии – 192; ОдВО – положено по штату – 78, имеется в наличии – 70; ЗакВО – положено по штату – 48, имеется в наличии – 58; ЗабВО – положено по штату – 26, имеется в наличии – 24; ДВФ – положено по штату – 78, имеется в наличии – 71. На 22.06.41. в составе частей Красной армии было 871 гаубица Б-4 калибра 203,2 мм, т.е за 1-е полугодие 1941г. на вооружение поступило около 200 гаубиц Б-4. Кроме того, имелось 36 английских гаубицы марки VI. Из этого количества на центральных базах и складах находилось 42 орудия. По другим данным, к 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4. К началу войну гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК, которых было 33 (по схеме мобразвертывания 1940г.). В каждом полку было 24 203,2 мм гаубицы. По другим данным, ГАПы БМ к началу войны были двух штатов: по 24 орудия и по 36 орудий. 36 орудий на июнь 1941г., в частности, имел 110-й ГАП БМ в ПрибОВО. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4 (все потеряны до 01.09.41.), а от промышленности поступило 105 гаубиц. Во второй половине 1942 года потери Б-4 составили еще 42 штуки. За первый месяц боев на Юго-Западном фронте было потеряно 48 гаубиц Б-4, что составляет 64% от общего числа потерь за 1941г. В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Информация из этих источников: Краткая характеристика гаубицы Б-4 с сайта "Боевые действия Красной армии в ВОВ" Артиллерия РВГК в годы войны из ВиЖа №2/2006 Артиллерия РВГК в первом периоде войны с сайта "РККА" Организация артиллерии 1933 – 1941гг. с сайта РККА Штат ГАПа БМ с сайта "РККА" "Обеспеченность РККА артвооружением и боеприпасами" с сайта Солдат "Потери вооружения и приборов в период 1941-42 гг." с сайта Солдат "Сведения о наличии гаубиц Б-4 в западных округах на июнь 1941г." из ФИ "Прелюдия к Барбароссе" Ветка по 120-му ГАПу БМ "Доклад К.Е.Ворошилова от 23.10.39" с сайта "Анатомия армии" Доклад начальника артиллерии Юго-Западного фронта генерала Парсегова от 14.07.41

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Алтын: Б-4

cadet1943: *PRIVAT*

Белик Сай Хан: cadet1943 пишет: Админы, я не злоупотребляю вниманием участников форума? Нет. Вы приводите весьма интересные и крайне ценные сведения. Возможно мне придется объединить все изложенное здесь в один небольшой справочный материал. Надеюсь Вы не против?

cadet1943: IAM пишет: Если у кого ссылка на схему мобразвертывания 1940г. или где ее можно посмотреть? Вы, что? Это страшенная тайна. По ЗапОВО документ с расписанием кадра для развертываемых полков уничтожили еще в начале сентября (навскидку) 1941 г..

cadet1943: Белик Сай Хан пишет: Нет. Вы приводите весьма интересные и крайне ценные сведения. Возможно мне придется объединить все изложенное здесь в один небольшой справочный материал. Надеюсь Вы не против? Всячески поддерживаю. Я только сейчас начинаю разбираться в системе, а то и своих ответов не сразу могу найти

IAM: Брошенная в городской черте гаубица Б-4 в походном положении. Ствольная повозка Б-29 на базе гусеничного хода танка Т-26.

Белик Сай Хан: 318 дивизион РГК был? На конец июня 1941 г имел 4 203 мм орудия

IAM: Белик Сай Хан пишет: 318 дивизион РГК был? На конец июня 1941 г имел 4 203 мм орудия Откуда эта информация? Вообще, дивизионы имели матчасть от 280-мм и выше.

Белик Сай Хан: IAM пишет: Откуда эта информация? Вообще, дивизионы имели матчасть от 280-мм и выше. Абатуров, "На Западном направлении", стр.93

IAM: Белик Сай Хан пишет: Абатуров, "На Западном направлении", стр.93 Благодарю. Значит 203-мм гаубицы принимали участие в обороне Бобруйска. Только что это за подразделение - 318-й дивизион РГК?

Белик Сай Хан: IAM пишет: Значит 203-мм гаубицы принимали участие в обороне Бобруйска. Только что это за подразделение - 318-й дивизион РГК? У Абатурова перечислены артчасти, принимавшие участие в боях в районе Бобруйска: помимо 318 див.РГК это 420 и 462 КАП.

IAM: Белик Сай Хан пишет: 420 и 462 КАП. Это КАПы 47-го СК. А вот откуда в Бобруйске 4 203-мм гаубицы это вопрос? Может быть это остатки 120-го ГАПа БМ?

cadet1943: IAM пишет: Это КАПы 47-го СК. А вот откуда в Бобруйске 4 203-мм гаубицы это вопрос? Может быть это остатки 120-го ГАПа БМ? Нет. 120-й гап был выведен на переформирование. А его сводный дивизион (4 оставшиеся орудия) был переброшен под Стар. Быхов. От интенсивной стрельбы и эти орудия вышли из строя и отправлены жд в тыл. Отряд генерала Поветкина под Бобруйском (47 ск) поддерживали: 462-й кап (8 152-мм орудий, 140 снарядов), 420-й гап (8 152-мм орудий, 240 снарядов), дивизион 318-го гап б/м РГК (4 203-мм гаубицы, 40 снарядов) - в арх. документе ошибка - не 318-й дивизион. Следов появления новых частей, имевших на вооружении орудия калибра 152 и 203 мм, в первые две-три недели в составе Западного фронта в доступных мне архивных документах обнаружить не удалось. За исключением одного: на базе 462-го кап 47-го стрелкового корпуса был сформирован 420-й гап (полк второй очереди), на вооружении которого были 152-мм гаубицы. И установить это удалось только потому, что в архиве сохранилась жалоба политрука, который при переводе во вновь сформированный полк потерял в окладе 200 рублей, солидную по тем временам сумму. На сегодня хватит - надо отойти от празднования Нового года, а впереди еще и Рождество - с чем всех и поздравляю!

IAM: cadet1943 пишет: Нет. 120-й гап был выведен на переформирование. А его сводный дивизион (4 оставшиеся орудия) был переброшен под Стар. Быхов. От интенсивной стрельбы и эти орудия вышли из строя и отправлены жд в тыл. Отряд генерала Поветкина под Бобруйском (47 ск) поддерживали: 462-й кап (8 152-мм орудий, 140 снарядов), 420-й гап (8 152-мм орудий, 240 снарядов), дивизион 318-го гап б/м РГК (4 203-мм гаубицы, 40 снарядов) - в арх. документе ошибка - не 318-й дивизион. Благодарю за информацию. А как эти четыре гаубицы оказались в Бобруйске? Перебросили ближе к границе? Почему только 4 орудия, не шесть? Дислокация артиллерии РГК Западного ОВО на 30.05.41 есть на сайте Солдат.РУ. cadet1943 пишет: За исключением одного: на базе 462-го кап 47-го стрелкового корпуса был сформирован 420-й гап (полк второй очереди), на вооружении которого были 152-мм гаубицы. В Перечне №13 указано, что 420-й КАП сформирован на базе 3-го д-на 462-го КАПа.

cadet1943: IAM пишет: В Перечне №13 указано, что 420-й КАП сформирован на базе 3-го д-на 462-го КАПа. Да, так они и формировались - но обычно на базе 4-х дивизионов. М/быть там была "тройчатка" заложена и полк тртьей очереди - из 4-го д-на? Могу дать такой пример. Вот Поветкин и сидел там, дожидался... А его дивизии без управления корпуса сражались у Слонима и Барановичи. IAM пишет: А как эти четыре гаубицы оказались в Бобруйске? Перебросили ближе к границе? Почему только 4 орудия, не шесть? Возможно, оторвался от полка - надо смотреть . Полк в ДА до 25.7.41, а 1-й д-н - до 5.9.41. Может это его 4 гаубицы? - это хорошо после всяких передряг!

IAM: По 318-му ГАПу БМ есть информация от И.И.Ивлева с форума Солдат.РУ.

cadet1943: IAM пишет: По 318-му ГАПу БМ есть информация от И.И.Ивлева с форума Солдат.РУ. Информация интересная. Да, ГАПы БМ все отводили в тыл для перевооружения и переформирования на орудия более нужного калибра. Уверен, что полную схему развертывания частей нам не достать - СС или ОВажности. Только по по отдельным эпизодам.. Почему-то в Вашем списке у 29-го гап стоит знак вопроса. В связи с этим приведу пример «тройчатки», там этот номер фигурирует: 56 кап (Витебск), согласно схеме развертывания, должен был: К М-3 (так раньше писали в документах, то есть на третий день мобилизации, – правильнее было бы М3 или М+3) перейти со штата мирного времени 8/42-А на штат военного времени – 08/40 К М-6 сформировать 29-й ап с артпарком по штату 08/41 К М-10 – 39-й зап. ап по штату 08/851 (ЦАМО РФ. Ф. 10772 (56 кап). Оп. 1. Д. 2. Л. 17) И еще - хотите видеть "Мидвэйл-Vi" в неизуродованном виде? Жмите сюда Кто быстрее ее поместит здесь с соотв. надписью. У меня это не получилось. Это 203-мм Г "Мидвэйл-Vi", вид со стороны лафета. Мало похож на провалившуюся Г на мосту? Где-то гуляет снимок другого ракурса. НАДО ИСКАТЬ.

IAM: cadet1943 пишет: Почему-то в Вашем списке у 29-го гап стоит знак вопроса. В связи с этим приведу пример «тройчатки», там этот номер фигурирует: 56 кап (Витебск), согласно схеме развертывания, должен был: К М-3 (так раньше писали в документах, то есть на третий день мобилизации, – правильнее было бы М3 или М+3) перейти со штата мирного времени 8/42-А на штат военного времени – 08/40 К М-6 сформировать 29-й ап с артпарком по штату 08/41 К М-10 – 39-й зап. ап по штату 08/851 (ЦАМО РФ. Ф. 10772 (56 кап). Оп. 1. Д. 2. Л. 17) Благодарю за информацию. Знак вопроса поставил потому-что не знал, в состав какого корпуса входил 29-й КАП.

IAM: Добавил во вводное сообщение ссылку на доклад Парсегова из СБД 36 и информацию о потери ГАПами ЮЗФ 48 орудий. Спасибо Уважаемому эксперту cadet1943 за наводку.

IAM: cadet1943 пишет: В ходе боевых действий с 22 июня к 1 сентября 1941 года советские войска по различным причинам потеряли 75 гаубиц Б-4 (это число не изменилось и к 1 декабря). Сюда наверно вошли и Мидвэйлы (20). Лев Николаевич, а что за документ определяет число потерь на 01.09.41 и на 01.12.41? Где его можно посмотреть? Вряд ли гаубицы Виккерса вошли в число 75. 48 (потери ЮЗФ к 14.07.41) + 20 (потери 120-го ГАПа) = 68. На остальные полки Западного и Северо-Западного фронтов остается всего 7 орудий. Юго-Западный фронт гаубицы Б-4 мог терять и после 14.07.41.



полная версия страницы