Форум » Артиллерия (Artillery et.al.) » ПВО Черноморского флота » Ответить

ПВО Черноморского флота

Анжей:

Ответов - 78, стр: 1 2 3 4 All

Djankoy: PAZZL пишет: Так что, ничего особенного. Скажи пожалуйста, ты не встречал - Есть такая книжка: "Береговые войска Черноморского флота". Краткий исторический справочник. Под редакцией ген-майора Кочешкова А.Н. и др. Издана в Саратове, ИЦ "Добродея ГП "Саратовтелефильм" в 2001 году. Тираж 2600 экз. (Довольно много?!) - говорят очень неплохая, но нигде не могу найти. 1-е на каких транспортерах были зенитные установки? Ни одна книга по артиллерии не дает вообще ничего о зенитных транспортерах...Я подчеркиваю именно зенитных. Я могу предположить, именно предположить, что зенитные установки могли быть размещены на стандартных жд платформах. Единственное, что мне встречалось, так это фото эксперементальной 2-х ствольной 25-мм установки. Я не видел ни одной фоторгафии, ни одного рисунка или чертежа...если у Вас есть, то буду очень признателен... 2-е Такую книгу никогда не встречал и никогда о ней не слышал, тем более тираж, мягко говоря раритетный, меньше этого мне встречалась только 500 экз.

Djankoy: PAZZL пишет: Насчет 86-й сложнее, поскольку она входит в номерной ряд зенитных, а во время войны их вряд ли кто переименовывал. Согласен, что это остается вопросом, но... когда сформировался дивизион не известно, то что до начала войны понятно, кроме того, вполне эту батарею могли передать приказом по ОУС, а не по флоту...а учитывая какой погром был в Очакове, не мудрено, что архив сектора мог просто не "дожить" до передачи в архив ВМФ. Опять же по заведенной традиции почему номера батарей 80-е, хотя дивизион 2-й отдельный? логичнее было бы 8-й ( опять же вполне могло быть исключение из правил). Далее сам автор участник обороны Очакова, но внимание книги акцентировано на самой обороне, он вполне мог и сам заблуждаться, но с другой стороны он приводит и командиров батарей и их место дислокации .... С другой стороны это все предположения и не более.

Djankoy: Вотздесь нашел http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.25.14 Для защиты воинских эшелонов в соответствии с постановлением СНК СССР «Об организации противовоздушной обороны» № 198-97 ото 25 января 1941 г. в состав частей ПВО обороны тыла предписывалось ввести 180 железнодорожных платформ под зенитно-пулеметные взвода ПВО для сопровождения воинских эшелонов, формируемых по военному времени. Однако времени для воплощения всего задуманного практически не оставалось. И на www.fortification.ru, я в разделе Артиллерия все перелопатил... ничего не нашел по жд заб...

AAG: Скан получил. Спасибо

Djankoy: http://www.thetankmaster.com/images/afv/nkps/platform2.jpg вот нашел только такую зенитную установку....но на 1941 г. таких насколько мне известно не было...

Анжей: Перерыл весь инет и не нашел ни единого номера озабр применительно к Одессе....

AAG: Приветствую Согласно ссылке http://www.thetankmaster.com/images/afv/nkps/platform2.jpg это артсистема В-47, спарка 2-х 37-мм автоматов. В 1945г выпущена опытная партия из 5 установок, в 1949 пошла в серию в количестве всего 78 штук. Так что это даже не ВОВ. Однако, если эти зенб действительно были ж/д, то должны быть немецкие фото с 76-мм зенитками на ж/д платформах, юг России, лето 1941. Необычную и интересную технику немцы обожали фоткать. Впрочем, сомневаюсь, что такие ж/д артсистемы были к 22.06.41. Просто не нужны они были флоту (это не НКПС). К тому же в одном районе и без того весьма неплохо оснащенном средствами ПВО и сразу несколько ж/д зен батарей?! Почему подобные батареи не фигурируют ни в КБФ, ни в ТОФ? Предпологаю, что эти батареи обороняли ж/д в районе порта и вблизи его, оттого и прозывались ж/д. С уважением, Андрей

Djankoy: Да понятно, но вот я пытаюсь всетаки установить, какие установки числились в железнодорожных зенитных батареях, и у меня возникает вообще то большое сомнение о том, были ли они вообще, тем более на флоте. Вообще то действительно жд батареи, существовавшие на 1941 год числились в БО ВМФ, но весь юмор в том, что они были береговыми, а не зенитными, я себе уже сделел более или менее полный каталог морских артсистем, но нигде не нашел даже упоменание о зенитных жд установках, береговых-сколько угодно и 356 и 203 и 180 и 152 и 130-мм были, на балтике бывшие эстонские 102-мм жд установки были, но не зенитные и тем более не на ЧФ. Может быть просто некорректное название, были обычные зенитные батареи, но прикрывали жд объекты...но в названии - железнодорожные. Вот я и задался целью поискать что это такое....и ничего не нашел, ни в литературе , ни в инете, и что самое интересное в августе прошлого года был в Севастополе в музее ЧФ и там ничего нет. Этим летом еще буду, зайду, но вряд ли что то будет....

PAZZL: 1.Скан получил - большое спасибо! 2.Еле нашел свою ссылку - http://www.fortification.ru/oldforum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=389&page=22#msg23018 3.По ж/д заб. Я думаю, не было никаких ж/д зенитных установок, а тем более транспортеров. Были обычные ж/д платформы, с установленными на них ЗП. Какими? Вариантов не так уж много: 37-мм корабельная 70К; 45-мм 21К; Лендера и 34К. Все эти системы на тумбовых лафетах, крепятся болтами к чему угодно. Устанавливались даже на автомобилях. Почему немцы не сфоткали? Так из них только три расформировано, остальные благополучно дожили до конца войны. Причем расформирование вовсе не говорит, что они достались в качестве трофеев противнику. Эти пушки снимаются элементарно, так же, как и ставяться. Почему они нигде не упоминаются? А у нас что, есть упоминания о ВСЕХ остальных заб ЧФ. Мы до сих пор дивизионы не можем расставить и с составом полков определиться. Так что, ничего необычного здесь нет. Советская военная история, которой мы все с удовольствием и занимаемся, поскольку куда ни сунься - одни тайны! А иначе было-бы неинтересно - посмотрел в справочник, а там все есть! Тьфу.. Кстати вот Вам еще одна менее точная ссыка: http://www.fortification.ru/oldforum// Артиллерия / "Батареи Балтики"(ближе к окончанию) Цитирую - Vladimir_Kalinin 12 Мар 2007 ... Артиллерийские взводы 45-мм орудий придавались обычно для зенитной самообороны крупных береговых батарей. В настоящей ПВО их не использовали никогда. В железнодорожной артиллерии такие взводы ставили на железнодорожные платформы в качестве орудий ПВО для прикрытия тяжелых ЖДАУ... На ТОФе на самом важном направлении, а именно во Владивостоке, использовали в качестве противокатерной одну станционарную батарею 76-мм автоматов 34-К (на о. Скрыплева, в дополнение к 75-мм Канэ), а кроме того было еще три железнодородные батареи 34-К , им ставили задачи универсальные, т.е. использовали их как противокатерные в противодесантной обороне западного берега п-ова Муравьева-Амурского, противотанковые и ПВО, само собой разумеется. С уважением

Djankoy: PAZZL Теоретически все понятно и противокатерные 45 и 76 мм Лендера могли использоваться как противокатерные или зенитные, в этом виде у них была взаимозаменяемость, ранее уже говорилось, что эти батареи кидали туда-сюда то в ПВО, то в БО...Такие батареи стояли на внешнем валу Керченской крепости, но во-первых 76-мм зенитные пушки Лендера крепились на автомашины только во времена ПМВ и ГВ. Подвижных зенитных батарей на автомашинах с пушками Лендера на 22.06.41 г. ни в РККА, ни РККФ не было. На автомашины ставили 37 и 25-мм автоматы, ну и М-4 иногда ДШК (фотки есть). Но на жд платформах? И можно по подробнее о жд установках с 34-К... Что касается 45-мм установок на тяжелых батареях БО, то действительно они были, входили в состав батарей, так как я уже писал ранее на 411 и 412 батареях Одесской ВМБ, но их официальное предназначение именно противодесантная оборона, а для ПВО вообще то придавались пулеметные установки М-4 или М-1. У меня есть фото с 35-й батареи Севастополя, захваченной уже, так там стоит раздолбанная установка М-4 на ГАЗ-АА и где то еще есть на стационарном тумбовом лафете. А то что разное оружие имеет альтернативное применение...так и из ЗиС-3 по самолетам лупили, по-этому поводу есть статья в Полигоне, номер не помню "зенитки по неволе". И как показывали в фильме "Они защищали родину" из ПТРов по самолетам то ж стреляли и причем небезрезультатно, но никому же не пришло в голову ПТР или ЗиС-з зачислить в средства ПВО...

Djankoy: Из записок А.С. Пантюшенко о себе: «В 1941 г. призван из запаса. В 1941–1942 гг. воевал в Севастополе. Рядовым. Был я и зенитным пулеметчиком на К[омандном] П[ункте] 114 ОЗАД (отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона. — Прим. ред.) ПВО ЧФ, дислоцировавшегося до войны на станции Сарабуз (ныне пос. Гвардейское. — Прим. ред.), в ходе обороны размещавшегося в Бартеневке. Взято отсюда http://www.moscow-crimea.ru/history/20vek/pantushenko.html

Анжей: ЮЖНАЯ ЗОНА ПВО ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 0015 от 14 февраля 1941 года. 4. Установить следующие зоны и районы ПВО: Южная зона ПВО а) командующий зоной - пом. командующего войсками ОДВО; б) граница - в границах ОДВО; в) штаб зоны - Одесса; г) районы ПВО - Запорожский, Первомайский, Кишиневский, Одесский, Николаевский (НКВМФ), Крымский (НКВМФ). Фактически существовали: 15 бригада ПВО (Одесса, командир Полковник Шиленков И.Т.). Состав: 638 зап, 27 дивизион МЗА, 162 зенитно-пулеметный батальон, 21 прожекторный батальон, 6 дивизион аэростатов заграждения. Запорожский бригадный район (командир майор А. И. Купча) Кишиневский бригадный район (командир полковник С. П. Аввакумов) Первомайский бригадный район (командир полковник И. Н. Марченко) 16 зенап. Запорожье. 3-х дивизионный (на 22.06.41 имел 26 орудий) (?) зенап. Евпатория. В составе КУКС. 748 зенап. Днепропетровск. Полк начал формироваться в августе 1941 на базе 10-го Отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона войск НКВД (создан в 1932 году). На 22.06.41 в составе полка 3 батареи (12-76мм пушек) (сводный дивизион). Дивизионы На 1.05.41 11 – Джанкой 13 – Днепродзержинск 19 – Бендеры 364 – Кишинев 383 – Бендеры 391 – Таганаш 469 – Кишинев На 1.07 16 – Котовск 36 – Романово 364 – Кишинев 383 – Бендеры 391 – Кривой Рог Кроме того известно: 1.Мост через Днестр у Рыбницы с 27 июня по 27 июля 1941 г. прикрывал 18-й дивизион. 2. По воспоминаниям В. И. Каменецкий «На подступах к Одессе» 19-й дивизион по состоянию на 03.07.41 стоял на Ближних Мельницах и имел на вооружении зенитные пушки Лендера 3. 169 озад формировался в Днепропетровске на базе 748 полка.

AAG: Приветствую На территории ОдВО к началу ВОВ и было всего 3 зенап РККА - 16-Запорожье, 638-Одесса, 748-Днепропетровск. В Евпатории полка не было, если только учебный...

Djankoy: AAG пишет: 11 – Джанкой Это точно, он прикрывал жд узел, а еще у нас дислоцировалась 32 кавалерийская дивизия, собачий питомник ПВ НКВД ( кстати там разводили Южно-русских овчарок), а в мае 1941 г. проводились учения ВДВ ОдВО

Анжей: В Евпатории полка не было, если только учебный... А я и говорю учебный. В составе курсов усовершенствования командного состава зенитной артиллерии. По данным "Дислокация войсковых частей и учреждений Одесского военного округа на 1 мая 1941 года" номер полка 317, численность личного состава КУКС и полка 2443 человека. Вопрос. Станция Таганаш - это где-то на Перекопе?

Djankoy: Анжей пишет: Вопрос. Станция Таганаш - это где-то на Перекопе? Нет, Таганаш это сейчас станция Соленое Озеро Джанкойского района, примерно 30 км севернее Джанкоя

Анжей: Спасибо. А зачем там свой зенитный дивизион? Причем интересно, что на 1.05.41 391 дивизион на станции, на 1.07 в Кривом Роге, а потом снова возвращается в Таганаш. Я так думаю, что 11 и 391 озад должны были организационно входить в Крымский бригадный район ПВО.

Djankoy: Анжей пишет: А зачем там свой зенитный дивизион? Черт его знает, тут у нас история то же запутанная, вообще то эта станция, развилка ветки на Одессу...О том, что 391-й дивизион там был я узнал только с Солдата.ру, но вообще то чтоб целый дивизион там находился? Там даже нет столько объектов, что бы охранять. Возможно он был просто в пути... то есть по состоянию на о1.05.1941 г. он временно мог дислоцироваться на станции и не факт, что там было его постоянное местоположение, тем более на Солдате, не дается источников... и ошибок там вполне хватает. А Крымский и Николаевский районы были не бригадными, а базовыми, то есть управления ПВО подчинялось командованию ВМБ, так Крымский район охватывал непосредственно Крым и восточное побережье Черного моря ( Новороссийская ВМБ, Керченский сектор, Поти, Батуми и т.д.), а Николаевский Одесская ВМБ и Николаевская ВМБ, плюс Очаковский сектор. ПВО Дунайской флотилии имело сектор ПВО, по всей видимости подчинялось Николаевскому району, а мог и на прямую Управлению ПВО флота

Анжей: Djankoy пишет: тем более на Солдате, не дается источников... и ошибок там вполне хватает. Вот еще одна загадочка. Севастополь и Крым 1941 год. Мифы и загадки. (глава 3) "В составе 2-й крымской дивизии находились три трехбатальонных полка (1,7 и 12-й) , дивизия имела 4-й артполк, 16-й противотанковый дивизион и 9-й зенитный дивизион (бывший 317-й отдельный дивизион курсов командного состава)" То 317 полк, то 317 дивизион. С одной стороны для курсов полка вроде как и много, а с другой стороны средняя численность КУКС порядка 1000-1200 человек, значит в "317 непонятно что" около 1000 человек - это уже скорее полк...

Djankoy: Правильно, в Евпатории находились зенитные КУКС, вполне вероятно, что матчасти было на дивизион, а по личному составу вполне тянуло на полк. То есть при КУКС был учебный дивизион, типа полевой лаборатории, на котором переменный состав вполне мог отрабатывать учебные задачи, а при мобилизации всех сгребли и включили в полк, то есть к дивизиону могли присовокупить преподавательский состав, части обеспечения и т.д.



полная версия страницы