Форум » Бронепоезда (Armored trains) » Бронепоезд "Маршал Буденный" (тип НКПС-42) » Ответить

Бронепоезд "Маршал Буденный" (тип НКПС-42)

Ornst: глава из книги Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 —1945.—М.: Транспорт, 1992 БРОНЕПОЕЗД «МАРШАЛ БУДЕННЫЙ» В самом начале героического сражения с гитлеровскими захватчиками за столицу Советской Украины начальник Полтавского паровозостроительного завода Т. В. Гаевой 20 июля 1941 года получил два ответственных документа — телеграмму из НКПС об эвакуации завода в Красноярск и указание штаба Юго-Западного фронта о строительстве бронепоезда для защитников Киева. Вторая задача оказалась самой трудной для коллектива. Не было ни чертежей, ни броневых листов, ни опыта подобного строительства. В гражданскую войну в цехах завода не строили, а только ремонтировали бронепоезда. Но на собраниях котельного, паровозосборочного цехов рабочие постановили: строительство бронепоезда считать чрезвычайным, первоочередным заданием. Для подбора паровоза в депо Гребенка был командирован машинист В. А. Дворовенко. На станции Полтава нашли два 60-тонных полувагона, предназначенных под бронеплощадки. А вскоре прибыл и паровоз. После коротких работ по усилению осей и букс паровоза началось его бронирование. В тендерном Цехе стальными листами обшивали тендер. Наиболее трудоемкие работы развернулись в котельном цехе, где оборудовались бронеплощадки. Мастера Г. П. Иващенко, М. Я- Ткачук, Н. Т. Фещенко, начальник цеха К. И. Штриголь вместе с котельщиками считали себя мобилизованными для выполнения фронтового заказа, сутками не уходили домой, показывали примеры самоотверженной работы. Представитель штаба Юго-Западного фронта полковник Чеб-ров своевременно организовал доставку артиллерийских орудий и пулеметов для установки их на бронеплощадках. На призыв партийного комитета завода вступать в команду бронепоезда откликнулись более 50 человек. Первыми принесли заявления мастер тендерного цеха И. Г. Луговой, начальник раз-борочного цеха инженер В. В. Преображенский, котельщики П. П. Андрущенко, А. Н. Мищенко, комсомольцы: электросварщик А. П. Муха, слесарь А. Д. Скряга и другие. Коммунисты завода избрали секретаря партбюро котельного цеха Б. Г. Юхим-ца парторгом бронепоезда. В паровозном депо Полтава машинисты-добровольцы В. И. Чистяков, И. Д. Билык, А. В. Булавин, И. В. Бабич, А. Д. Лучко, Е. С. Семенов формировали паровозные бригады для работы в боевых условиях. 1 августа 1941 года работы по строительству и монтажу вооружения были завершены. Под командованием старшего батальонного комиссара П. С. Кривко боевая машина прошла испытания и первые стрельбы у станции Кочубеевка. С 18 августа 1941 года бронепоезд «Маршал Буденный» (так его назвали полтавчане) стал нести патрульную службу. В его задачу входила защита моста через реку Псел у станции Потоки от налетов вражеских самолетов, а также днепровских переправ от выброски десантов у Кременчуга. 21—22 августа бронепоезд сопровождал командующего войсками Юго-Западного направления Маршала Советского Союза С. М. Буденного в поездках на станции Новомосковск, Павлоград, Синельникове. Отсюда маршал выезжал в войска на передовой линии фронта. 31 августа 1941 года гитлеровцы форсировали Днепр севернее Кременчуга и развернули наступление на Полтаву. В течение трех суток бронепоезд «Маршал Буденный» вел мощный артиллерийский обстрел фашистов на северной окраине села Потоки. Особенно отличились артиллеристы второй бронеплощадки. Командир бронеплощадки лейтенант А. И. Козарь, забравшись на высокий тополь, умело корректировал огонь. Благодаря его действиям были поражены гитлеровские орудия, склады с боеприпасами, танки и мотопехота, скопившиеся для прорыва к городу, а также живая сила противника. Вечером 4 сентября на станции Галещино командир бронепоезда капитан Яблонский получил срочный приказ — взять на бронеплощадки взвод десантников и прибыть на станцию Потоки. — Мы подъезжали к Потокам,— вспоминал бывший парторг бронепоезда, капитан в отставке Б. Г. Юхимец,— как вдруг ощутили сильный толчок и раздался грохот взрыва. У артиллерийских установок погасло электроосвещение, прервалась связь с командирской рубкой на паровозе. Фашисты взорвали путь, и мы попали в засаду. Вместе с комиссаром П. С. Кривко я находился на второй бронеплощадке. Высунувшись в верхний люк, я увидел, что паровоз и бронеплощадка накренились набок. Пушки первой бронеплощадки «смотрели в землю». Гитлеровцы со всех сторон начали атаку поврежденного бронепоезда. Бойцы первой бронеплощадки отражали эти атаки метким винтовочным огнем и ручными гранатами. В. В. Преображенскому пришлось заменить пулеметчика, но он был тяжело ранен. Подносчик снарядов Н. Романов бросился ему на помощь, но тут же был сражен вражеским осколком. Подбежала санинструктор А. Ф. Николаенко, взвалила В. В. Преображенского на свои плечи и смогла унести его в укрытие. Артиллерийскую дуэль вели с противником бойцы второй бронеплощадки лейтенанта А. И. Козаря. Фашисты сосредоточили на ней весь огонь. Но крепка оказалась полтавская броня. Командир орудия В. Молодцов и наводчик В. Сергиенко уничтожили два орудия, легкий танк, обстреливавшие бронепоезд... Однако термитным снарядам гитлеровцев удалось все же пробить броню. На стеллажах уже загорелись ящики с боеприпасами, а В. Молодцов с обожженными руками посылал еще снаряд за снарядом в казенник орудия... Команда подрывников взорвала поврежденный бронепоезд, и глубокой ночью бойцы бронепоезда вышли из вражеского окружения. В бою погибли пулеметчики А. П. Муха, Н. В. Ро-машев, помощник машиниста Я. И. Чагин и другие члены экипажа. 14 сентября 1941 года тридцать бойцов-полтавчан прибыли в Харьков и влились в команду бронепоезда «За Родину!». От себя хочу добавить, что разбитый бронепоезд так и пролежал до особождения территории нашими войсками. У меня в архиве набралось уже около 60 разных фотографий разбитого бронепоезда, в ближайшее время планирую их прикрепить в эту ветку Алексей

Ответов - 12

Белик Сай Хан: Хорошо бы кто в ЦАМО поглядел по этому бепо. Ornst пишет: Подбежала санинструктор А. Ф. Николаенко, взвалила В. В. Преображенского на свои плечи и смогла унести его в укрытие. Артиллерийскую дуэль вели с противником бойцы второй бронеплощадки лейтенанта А. И. Козаря. Фашисты сосредоточили на ней весь огонь. Но крепка оказалась полтавская броня. Командир орудия В. Молодцов и наводчик В. Сергиенко уничтожили два орудия, легкий танк, обстреливавшие бронепоезд... Ведь не было там в начале сентября немецких танков...

Ornst: Белик Сай Хан пишет: Ведь не было там в начале сентября немецких танков... обоснуй

Белик Сай Хан: Ornst пишет: обоснуй А что тут обосновывать. Схему движения нацистк сил посмотри этого района на тот момент,

Ornst: Белик Сай Хан пишет: А что тут обосновывать. Схему движения нацистк сил посмотри этого района на тот момент, Во-первых, взялся опровергать - опровергай доказательно. Во-вторых, в тексте указан "легкий танк" без марки, типа и прочего. Наши танки в этом районе были? Их захватывали немцы? Их могли использовать? Конечно могли. И использовали. Так что говори по существу. В противном случае ветку вычищу

bearn: Доброго времени! Сложный вопрос. Статистики по трофейным танкам мало, могло оказаться что угодно. Мне кажется что не стоит столь верить официальным документам, например по штату и имеющимся документам в 5 Pol.Pz.Ko. по штатам было 3 ADGZ, на самом деле на одной из фотографий мы видим БА-64. Не факт что машины включались в отчетные документы или в штат подразделения. Поэтому вполне возможно что бронепоезду противостоял и трофейный танк, но тут уже у меня вопрос. А почему не могли оказаться в пехотных частях каких-то танков, либо могли наши перепутать БА и танк?

Белик Сай Хан: bearn пишет: Сложный вопрос. Статистики по трофейным танкам мало, могло оказаться что угодно. Вопрос действительно очень сложен. Но танк надо не только захватить, надо еще им управлять и ремонтировать. Сколько летом 1941 г немцев готовы были сесть в сов. танк? Думаю единицы. И то ненадолго, в случае крайней необходимости. А могли ли пехотные дивизии иметь в своих рядах танкистов, вопрос другой. bearn пишет: Мне кажется что не стоит столь верить официальным документам, например по штату и имеющимся документам в 5 Pol.Pz.Ko. по штатам было 3 ADGZ, на самом деле на одной из фотографий мы видим БА-64. Внештатная БТТ была характерна для всех воющищих армий ВМВ. Этот БА мог использоваться в одном из эпизодов. А через пару дней брошен. bearn пишет: Не факт что машины включались в отчетные документы или в штат подразделения. Далеко не факт. bearn пишет: Поэтому вполне возможно что бронепоезду противостоял и трофейный танк, но тут уже у меня вопрос. А почему не могли оказаться в пехотных частях каких-то танков, либо могли наши перепутать БА и танк? Вопрос наличия в немецких ПД танков не менее сложен. Некоторые утверждают, что они были в саперных подразделениях, но далеко не факт. Мое мнение: там были инженнерные машины на базе танковых шасси, но никак не танки.

GeorGGe: Вроде он же

altairandy: Ornst, а можно фото повторить? Кроме того, в статье - фактическая ошибка - немцы переправились не 31 августа, а 30, и не севернее, а южнее Кременчуга :) С бронепоездом со стороны немцев сражались не танки, а Штуги из 197 PzJagAbt. Немцы потерь не подтверждают. Кстати - наличие у немцев неких легких танков здесь - интересный вопрос. Гречко, будущий министр обороны, который командовал здесь 34 кавдивизией, пишет в мемуарах «1 сентября противник занял острова на Днепре от Кременчуга до Переволочной и устремился южнее Мотрино на северо-запад и северо-восток. Упорно обороняясь, активно контратакуя, советские войска остановили врага, а затем и отбросили его в район южнее Мотрино. Сильный удар по гитлеровцам был нанесен 34-й кавалерийской дивизией юго-восточнее Мотрино, у Григоро-Бригадировки. ... Нелегко (я бы сказал - нелепо:) было кавалеристам наступать в спешенном строю. Их атаки при сближении с противником, как правило, заканчивались огневым боем. Особенно тяжело было правофланговому полку майора И. В. Хозиева. Здесь гитлеровцы сопротивлялись наиболее яростно. На помощь кавалеристам пришла полковая батарея старшего лейтенанта Н. Ф. Каркача. Метким огнем артиллеристы обеспечивали продвижение эскадронов. Противник, усилив свои боевые порядки танками (откуда, даже еще моста у немцев нет - толкают понтоны штурмботами), к 16 часам сумел задержать наступление наших частей, затем дополнительно ввел в бой три пехотных батальона и при поддержке танков повел наступление на Мотрино. Правда, кавалеристов тоже поддержали танкисты 47-й танковой дивизии, однако охватить и разбить врага у Григоро-Бригадировки не удалось. Следует заметить, что громко звучащее «поддержали танкисты 47-й танковой дивизии» фактически не могло принести желаемого результата. Танковая дивизия имела в наличии всего 34 танка (нифига себе всего - у Моделя 12 сентября в Ромнах - 6 штук осталось, и ничего, до встречи в Лохвице с Кляйстом хватило). После форсированного марша из-под Полтавы танкистам надлежало развить удар 34-й кавалерийской дивизии. Но время было упущено. Пока они выдвигались, неприкрытым оказался левый фланг кавалеристов. ... Несмотря на тяжелые условия, противнику был нанесен большой урон: подбито 6 танков, уничтожено много артиллерийских орудий, минометов и стрелкового вооружения. Умело и самоотверженно действовал в этих боях механик-водитель А. Ф. Алферов. Даже после второго ранения он продолжал управлять тридцатьчетверкой, уничтожая огневые точки врага. В целом первый день боев за ликвидацию вражеских плацдармов завершился неудачно. Дело в том, что войска вводились в бой, как правило, с ходу, без разведки, при слабом артиллерийском и авиационном обеспечении и в слишком рассредоточенном построении (вот то-то и оно). К сожалению, недостаточно четким было и взаимодействие с танкистами. Противник на этом направлении продолжал наращивать силы. » Кроме того - немецкие танки в больших (40-50 шт) количествах указаны в донесениях из 38 А и 5 кк, хранящихся в ЦАМО, а также - на известной карте штаба ЮЗН от 3.09.41, хранящейся там-же

Ornst: давно эту тему не понимали. фото повторю позже. откуда фото страницы с текстом? насколько можно верить информации? просто сам имею опыт "достоверных" данных из западной литературы. Мемуарная литература тоже то ещё источник. плюс банальное непонимание очевидцами разницы между танками, сау, пт и прочими гусеничными машинами, вспомним классический случай упоминания каждым уничтожения "фердинанда" или подвиг моряков в Севастополе (с гранатами под танки).

altairandy: страница из книги "The Combat History Of German Heavy Anti-tank Unit 653 In World War II", предстявляющей собой перевод на английский відержек из гешихта соответствующей части. В сентябре 1941 это был 197 Stug Abteilung. А вот что наши сообщают:

altairandy: Ornst пишет: Наши танки в этом районе были? Их захватывали немцы? Их могли использовать? Конечно могли. И использовали. Против плацдарма использовались 34-ки. А они не легкие :) На роль немецких "легких танков" в этом районе в этот период вполне подходят Renault UE противотанковых батальонов лпд 12-й волны (97, 100, 101)

Iva: "Маршал Будённый" в этот день, точнее вечер, дрался с передовыми частями 125 пд XI армейского корпуса, которая форсировала р. Днепр 2 сентября. Начало артподготовки 5 час. 45 мин. После боёв на берегу Днепра 125 пд почти не встречала серьёзного сопротивления. К середине для 4 сентября 419 пп 125 пд вышел к ст. Потоки. Станцию обороняли части 81-го полка 5-й дивизии НКВД по охране ж.д. объектов. Около 15 час наши части оставили ст. Потоки отошли за Псёл и взорвали оба моста через реку. Бронепоезд подошёл к станции в 15 час. 45 мин. Немцы сначала подорвали д.ж. пути в 500 м от выходной стрелки станции, а в 18 час. 40 мин. группа сапёров подорвала д.ж. путь позади бронепоезда. Бой продолжался до 20 час. 40 мин. пока пробивший броню немецкий снаряд не вызвал детонацию боеприпасов в артиллерийском погребе. Немцы отмечают, что им не удалось установить расчёт какого орудия сделал этот выстрел. Ни каких танков в этом бою не было. В районе ст. Потоки действовал взвод штурмовых орудий. О потерях в технике немцы не сообщают. Данные из архива NARA 125-й пд.



полная версия страницы