Форум » Бронепоезда (Armored trains) » Бронепоезда в обороне Новороссийска » Ответить

Бронепоезда в обороне Новороссийска

Ornst: В 8 номере журнала "Локотранс" за 2008 год было опубликовано очередное исследование С.А.Санеева о бронепоездах в обороне Новороссийска В виду того, что сам журнал доступен далеко не всем, помещаю текст статьи тут. За предоставленный материал спасибо Железному дорожнику Санеев С.А. Бронепоезда в обороне Новороссийска Локотранс №8/2008 17 августа 1942 года решением Воен¬ного Совета Северокавказского фронта был создан Новороссийский оборони¬тельный район (НОР), на который возла¬галась оборона Таманского полуострова и порта Новороссийск. Во всех источни¬ках приводится состав частей и подразде¬лений, входивших в НОР, но без указаний бронепоездов. До сих пор нет точной яс¬ности, сколько их воевало под Новорос¬сийском летом 1942 года. Один из старей¬ших бронепоездников страны Илья Мака¬рович Бобриков, командовавший еще в 1939 году бронеплощадкой бронепоезда 77-го полка НКВД, вспоминал, что он во¬евал в 1941 г. на бронепоезде № 8 «име¬ни Изюмских рабочих», и этот бронепо¬езд погиб в 1942 г. под Новороссийском. Бронепоезд был построен в г. Изюм на Украине летом 1941 г., им командовал капитан Ибрагимов Хабибула Ибрагимо¬вич, получивший звание Героя Советско¬го Союза за штурм г. Выборг в 1940 г. во время Финской войны. Других сведений об участии бронепоезда № 8 в боях под Новороссийском в августе 1942 г. не об-наружено. Сам Илья Макарович в конце 1941 г. был ранен, после выздоровления принял командование Особым бронепо¬ездом № 2 «За Родину!». После гибели бронепоезда 15 июля 1942 г. под Луганс¬ком, И.М.Бобриков принял бронепоезд №18, входивший в группу бронепоездов «Червленная» под Моздоком и очевид¬цем боев под Новороссийском не был. Поэтому, скорее всего, бронепоезд №8 «имени Изюмских рабочих» погиб, не дойдя до Новороссийска, а его экипаж с боями пробился в Новороссийск. Летом 1942 г. в составе 47-й армии бро¬непоездов не было. Был только один у Новороссийской, военно-морской базы. Построенный в 1942 г. новороссийскими железнодорожниками, он вошел в строй в мае под названием «Народный мсти¬тель». По первоначальному вооружению он был зенитным. На бронеплощадках стояли мелкокалиберные автоматические зенитные пушки, на бронированном паро¬возе Ов-3982 - счетверенная зенитная ус¬тановка из пулеметов «Максим». Экипаж бронепоезда из 53 человек был укомп¬лектован моряками полуэкипажа базы, но паровозная бригада состояла из маши¬нистов локомотивного депо И.А. Черни-са и Н.И. Петрова. Первым командиром его стал капитан М.Т. Еременко. В народ¬ном музее локомотивного депо экспони- руется модель бронепаровоза и фото¬графия личного состава бронепоезда «Народный мститель». Летом 1942 г. бронепоезд был пере¬вооружен. Зенитные орудия сняли и пе¬редали 117-му артиллерийскому дивизи¬ону береговой обороны, стоящие на Мысхако, а бронепоезд получил кора¬бельные 76- мм орудия 34К, могущие стрелять как по наземным, как и по воз¬душным целям. Поэтому бронепоезд входил в состав противодесантной обо-роны базы и нес боевое дежурство на железнодорожной ветке, проходившей по набережной западного берега Це¬месской бухты от железнодорожной станции до батареи на Мысхако . Коман¬диром его стал старший лейтенант М.Т. Загребельский. А мальчишки, пользуясь небольшой скоростью состава, стара¬лись прокатиться на буферах или под-ножках, за что нещадно гонялись личным составом бронепоезда. В середине августа в состав НОР во¬шел 16-й Отдельный дивизион бронепо¬ездов (16-й ОДБП). Впрочем, сказать вошел — не совсем правильно. Правиль¬нее было бы — вынуждено отступил до Новороссийска. 16-й ОДБП был сформирован в нача¬ле 1942 г. и состоял из бронепоезда № 53 и бронепоезда № 751 «Свердловский железнодорожник». Бронепоезд № 53 был построен в се¬редине 30-х годов на Брянском заводе по проекту БП-35. Он состоял из броне- паровоза и двух четырехосных бронеплощадок . Каждая бронеплощадка име¬ла по две башни с 3-х дюймовыми оруди¬ями Путиловского завода образца 1902 г. и по 4 пулемета «Максим» с каждого борта. На паровозе стояла счетверенная зенитная установка из пулеметов «Мак¬сим». Бронепоезд входил в 7-й дивизион бронепоездов и базировался на станции Навтлуги, в пригороде Тбилиси. На чет¬вертые сутки войны бронепоезд под ко¬мандованием капитана А.Д. Джахиева и комиссара политрука В.П. Полюсука на¬правили на Западный фронт. За пять ме¬сяцев непрерывных боев экипаж приоб¬рел солидный боевой опыт. В ноябре 1941 года бронепоезд № 53 находился под Москвой, охраняя перегон Клин -станция Подсолнечная. 22 ноября он всту¬пил в бой с немецкими танками под Сол¬нечногорском, который продолжался более двух суток. Это дало возможность эвакуировать станцию Подсолнечную и помешало противнику перерезать Ле¬нинградское шоссе, по которому отхо¬дили советские войска. Бронепоезд по¬лучил около трех десятков крупных и бо¬лее сотни мелких пробоин, и был направ¬лен на ремонт. После ремонта участво¬вал в контрнаступлении советских войск под Москвой. Бронепоезд №751 "Свердловский железнодорожник" был построен в на¬чале 1942 года железнодорожниками депо Свердловск-Пассажирская. Это был бронепоезд проекта ОБ-3 из четырех двухосных бронеплощадок. Каждая площадка имела одну башню, вооружен¬ную полковой 76-мм пушкой, и по 2 пу¬лемета с каждого борта. 23 февраля у ворот паровозного депо состоялся ми¬тинг, посвященный завершению строи-тельства бронепоезда. Поэт К. Мурзиди, уроженец станицы Нижне-Баканской, написал стихотворение, опубликованное в многотиражной газете "Путевка" : Вложили мы силу в работу свою, Всю мощь воедино собрали. Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою Напомнил врагам об Урале. Возглавил " Свердловский железнодо¬рожник " старший лейтенант Поддубный, комиссар-политрук Федор Дмитриевич Бондарев."Свердловский железнодо¬рожник ", имел бронепаровоз ОВ5910, который обслуживали работники локо¬мотивного депо станции Свердловск: ма¬шинисты Л.М.Закусин и Л. Копенкин, по¬мощники машиниста С.Г. Рылов, Л. Вы-чегжанин, П.Нятин, Л. Ткачев. В марте 1942 года 15-й Отдельный ди¬визион бронепоездов был направлен на Кубань . Ему поручили охрану перегонов от станции Тимошевская до Староминс¬кой и от Ейска до станции Сосыка. Ежед¬невно один из бронепоездов сопровож¬дал эшелоны, прикрывая их зенитным огнем от налетов авиации противника. А на перегоне Ейск - Старощербиновская, охраняя побережье Азовского моря, патрулировал бронепоезд №6 Азовской флотилии. Он был построен железнодорожниками станции Тимашевск, вооружен орудиями и пулемета¬ми, снятыми с разбитых кораблей Азов¬ской военной флотилии: двумя 76-мм пушками 34К и двумя 45-мм пушками 21 К, одним 12,7-мм пулеметом ДШК, одним 7,62 мм пулеметом ДА и восемью пулеметами «Максим». Из 140 человек экипажа добровольцами было 54 челове-ка - рабочие железнодорожного узла станции Тимашевск, остальные - моряки Азовской флотилии. Первым команди¬ром бронепоезда стал И.В. Кравченко, затем П.К. Шурыгин. Неся противоде¬сантную и противовоздушную оборону бронепоезд №6 Азовской флотилии под¬бил один и сбил два самолетов противни¬ка. Летом 1942 года для Красной Армии сложилась неблагоприятная оперативная и стратегическая обстановка на фронтах. Немецко-фашистские захватчики пере¬шли в наступление на юге России. 24 июля наши войска оставили Ростов-на-Дону. В конце июля рубежи по левому берегу реки Ея заняли казаки 17-го кавалерийс¬кого корпуса, сформированного на Дону и Кубани из добровольцев. Оборону под станицей Староминская заняла 15-я кава¬лерийская дивизия, в которой воевали кубанцы. К вечеру 30 июля противник вышел к реке Ея, и завязались упорные бои. 15-ю кавдивизию поддерживал 16-й ОДБП, производя артиллерийские налеты на ко¬лонны наступающего врага на участке Староминская - Сосыка. По железнодо¬рожной ветке Кущевская - Тихорецк ка¬заков поддерживали 51-й и 53-й ОДПБ. Казаки не только оборонялись, но и кон¬тратаковали. В этих боях они уничтожили более одной тысячи гитлеровцев и около 300 взяли в плен. Наступавшую 198-ю пехотную дивизию после этих боев не¬нецкое командование отвело на пере¬формирование до середины сентября. 3 августа противник на стыке 12-й и 37-й армий ввел в наступление 13-ю танковую дивизию и моторизованную дивизию СС «Викинг», и нанес удар в направление Армавира. Это сильно осложнило поло¬жение советских войск. Настолько — что из состава 47-й армии вывели 32-ю гвар¬дейскую дивизию (командир полковник М.Ф.Тихонов) и перевели на оборону Краснодарского обвода. А в ночь на 4 августа кавалеристы получили приказ на отход, во избежание окружения. 4 августа 16-го ОДБП получил приказ прикрыть отход кавалеристов за реку Кубань. Южнее станции Албаши броне¬поезда дивизиона подверглись четырем налетам вражеской авиации. На станции Брюховецкая в бронепоезд №53 попали авиабомбы и он был разбит. Но остался целым бронепаровоз, и его команда, в надежде на ремонт, отогнала повреж¬денный состав сначала в Краснодар, а потом на станцию Тоннельная. 5 августа 1943 г. Военный совет Севе¬ро-Кавказского фронта приказал коман-дующему Азовской военной флотилии контр-адмиралу С.Г. Горшкову эвакуи¬ровать военно-морские базы Ейск и Приморо-Ахтарск, взорвав и заминировав все военные объекты и портовые соору¬жения. Сухопутные и другие части Азов¬ской флотилии должны были отходить на Темрюк «для организации обороны фланга фронта и таманского берега». Получив приказ об эвакуации, коман¬дир бронепоезда Шкирман понял его буквально: бронепоезд взрывать не стал, а приказал прорываться из Ейска на Та¬мань, пока не перерезана железная до¬рога. Через Старо-Минскую, Тима¬шевск, Славянскую и Крымскую броне¬поезд прибыл в Новороссийск и предстал перед военно-морским командованием. Командира бронепоезда Шкирмана и ко¬миссара Ратнера отдали под суд «за раз¬ложение личного состава и трусость, проявленную при отходе от Ейска до Но-вороссийска». Сам же бронепоезд №6 был передан из Азовской флотилии в состав Новорос-сийской военно-морской базы. В коман¬дование им вступил капитан-лейтенант Михаил Рафаилович Чечельницкий. До этого он был командиром бронепоезда № 21 «За Родину» Одесского оборони¬тельного района и бронепоезда № 10 «За Родину» Азовской военной флотилии. Бронепоезд № 10 был построен в Ново¬российске и погиб в июле 1942 г. при за¬щите г. Азова. Бронепоезд №751 «Свердловский же¬лезнодорожник», второй из состава 16-го ОДБП, отошел на Краснодар. В боях за город он поддерживал войска 56-й армии, уничтожал вражеские переправы через реку Кубань, и, прикрывая эваку¬ацию эшелонов, одним из последних по¬кинул город. Участник обороны Красно¬дара писатель Виталий Закруткин вспоми¬нал: «Вражеские самолеты раза четыре пытались бомбить вокзал, но их успешно отгоняли наши зенитки. Я лежал под же¬лезнодорожной насыпью и наблюдал за вокзалом. На путях маневрировали длин¬ные эшелоны с заводским оборудовани¬ем. На открытых платформах, между станками, котлами, бревнами сидели и лежали усталые люди. Крыши товарных вагонов и бока платформ были утыканы увядшими ветвями акации. Вот пронес¬лась в сторону Новороссийска маленькая дрезина, а за ней, один за другим, дви¬нулись шесть длиннейших эшелонов. Тя¬жело постукивая на стыках рельсов, ляз¬гая и шипя, прошел бронепоезд с надпи¬сью на серых стенах: «Свердловский же-лезнодорожник». Рабочие пронесли ящики с толом, - очевидно, готовились к взрыву депо». Дойти до станции Тоннельная «Сверд¬ловскому железнодорожнику» не уда¬лось. 11 августа на станцию был произ¬веден массированный налет вражеских бомбардировщиков, которые нанесли большой урон подвижному составу и разрушили станционные пути. Бронепо¬езду пришлось отстаиваться на перегоне Нижне-Баканская - Тоннельная, отбиваясь от налетов вражеской авиации. К 19 августа пути были восстановлены, и бронепоезд №751 «Свердловский же-лезнодорожник» прибыл на станцию. После осмотра его направили на ремонт. В локомотивном депо станции Новорос¬сийск произвели промывку котла, задел¬ку пробоин. Пока «Свердловский железнодорож¬ник» ремонтировался, тимашевский бро-непоезд №6 с надписью на броне «Смерть немецким оккупантам» в ночь на 21 августа вышел на первое боевое задание. По распоряжению начальника артиллерии НОР полковника Горбунова он был оперативно придан 77-й стрелко¬вой дивизии. Моряки поддерживали ог¬нем части дивизии, прикрывали отход 103-й курсантской бригады от Крымской на Нижне-Баканскую. Вскоре на линию вышел «Свердловский железнодорож-ник». Хотя оба бронепоезда и базирова¬лись на большой тоннель, но действова¬ли самостоятельно. «Свердловский же¬лезнодорожник» больше использовался для охраны тоннелей, так как в малом тоннеле стоял штабной поезд команду¬ющего Новороссийским оборонитель¬ным районом генерал-майора Г.П. Котова. Противник имел слишком большое превосходство в силах. Против 77-й стрелковой дивизии, 103-й курсантской бригады и 83-й бригады морской пехоты наступали 9-я и 73-я немецкие пехотные дивизии, поддержанные танками. Наши части были вынуждены отступить. 22 ав¬густа начались бои за станицу Верхне-Баканская и станцию Тоннельная. 24 и 25 ав¬густа 77-я стрелковая дивизия нанесла контрудар и попыталась отбить станицы Неберджаевскую и Нижне-Баканскую. Бронепоезда поддержали контрудар, но успех не был достигнут. 26 августа части 77-й дивизии отошли на исходные пози¬ции. 26 августа авиация противника совер¬шила массированные налеты на железно-дорожную станцию Тоннельная. Хотя в документах и отмечается, что «отражая удары противника 1-я батарея 253-го зе-нитно-артиллерийского полка под коман¬дованием капитана Казычева уничтожи¬ла три вражеских самолета и сохранила объект», но железнодорожное полотно было разрушено. Бронепоезда не пост¬радали, так как укрывались в тоннелях. Информации о боевой деятельности бронепоездов с 26 августа по 4 сентяб¬ря мною не найдено. Скорее всего, они проходили ремонт: бронепоезд «Свер¬дловский железнодорожник» в локомо¬тивном депо, а Тимашевский бронепоезд №6 — на судоремонтном заводе. 29 августа вражеские войска перешли в наступление. 125-я немецкая пехотная дивизия, переброшенная из-под Туапсе, наносила удар на Новороссийск через станицу Натухаевскую, 73-я немецкая пехотная дивизия — в направлении посел¬ка Верхне-Баканский, а 9-я пехотная ди¬визия из района Неберджая на Мефодиевский поселок. Атаки были отражены нашими ослабленными частями, но в 17 часов командование НОР отдало приказ № 0066: «1. Произвести разрушение тонне¬лей на 254-255 км длиной 1400 м и на 258 км длиной 400 м. Подготовить к разрушению: 1-й тоннель к 4 часам 30.08.42 г. 2-й тоннель к 8 часам 30.08.42 г. 2. Станция Тоннельная - разрушить верхнее строение, взорвать водоснаб¬жение между тоннелями, вагоны сжечь только по распоряжению командира 103 КСБр и командира 77 С Д.» 2 сентября тоннели были взорваны. По некоторым источникам и по воспомина¬ниям старожилов, рассказанных автору, сами тоннели не взрывали, а взорвали находящиеся в них бронепоезда. Это дало основание утверждать, что под Тон¬нельной погиб Тимашевский бронепоезд. Скорее всего, в тоннеле был взорван из¬раненный бронепоезд № 53, который не смогли восстановить, а так же подвижной состав железной дороги. 3 сентября немецко-фашистские вой¬ска начали штурм города Новороссийс¬ка и к концу дня заняли поселки Федотов-ка и Васильевка. Начиная с 3 сентября, бронепоезда № 6 и № 751, сведенные в один дивизион № 16 под командованием М.Р. Чечельницкого, вели стрельбу по противнику прямой наводкой с огневой позиции в районе цемзавода «Победа Октября» в Гайдуке, поддерживая части 77-й стрелковой дивизии. Бронепоезд «Народный мститель» курсировал по железнодорожной ветке вдоль западного берега бухты, централь¬ный района города, и поддерживал сво¬им огнем части морской пехоты, сдержи¬вающие наступление вражеских войск со стороны Мысхако, Абрау-Дюрсо. В этих боях бронепоездники уничтожили один танк противника, и еще несколько танков ими было повреждено. В полдень 4 сентября немецкие авто¬матчики сумели прорваться через Небержаевские высоты и выйти на Стан¬дарт. Возникла опасность, что они смо¬гут перерезать железную дорогу и бло¬кировать бронепоезда. В ночь на 5 сентября бойцы бронепо¬ездов в районе станции Гайдук взорвали все находившиеся там паровозы и ваго¬ны, железную дорогу, и отошли к Кирилловке и Мефодиевке. Их боевая зада¬ча осталась прежней - огневая поддерж¬ка 77-й дивизии. 5 сентября 77-я дивизия отошла и заня¬ла оборону на окраине поселка Кирилловка. 6 сентября вражеские войска выш¬ли на дорогу Неберджай - Новороссийск и прорвались к северо-западным окраи¬нам Мефодиевки, а к вечеру 7 сентяб¬ря завязали бои за железнодорожный вокзал, порт, холодильник и завод «Крас¬ный двигатель». Оборона Новороссийс¬ка оказалась разорванной на две части. Бронепоезда отошли: Тимашевский №6 - к судоремонтному заводу, а «Свердловский железнодорожник» - в порт, в район Импортной пристани. В ночь на 7 сентября, взорвав имуще¬ство порта, группа работников порта во главе со вторым секретарем ГК ВКП(б) П.И.Васевым ушла в горы, в партизаны. По приказу начальника артиллерии НОР были взорваны и оба бронепоезда, а чле¬ны команды ушли в Геленджик. Бронепоезд «Народный мститель» ос¬тался в центральном районе города. Под-держка войск бронепоездом была весь¬ма существенной, так как батареи на Мысхако к вечеру 6 сентября были взор¬ваны из-за отсутствия снарядов. 9 сентября противник перешел в на¬ступление и к вечеру вышел к берегу Цемесской бухты, в районе рыбного пор¬та. В ночь на 10 сентября началась эваку¬ация защитников города. Бронепоезд «Народный мститель» прикрывал эваку¬ацию. И только в ночь на 12 сентября, когда эвакуация была закончена, моря¬ки взорвали бронепоезд, сами перепра¬вились через бухту. Несмотря на то, что бронепоезд "Свердловский железнодорожник" по¬кинула команда, он продолжал воевать. Обычно ссылаются на воспоминания ге-нерал-полковника М.Х. Калашника. Но только одна фраза из его воспоминаний: «...Во второй половине сентября успеш¬ный рейд совершил отряд под командо¬ванием А. Лукашева. Смельчаки получи¬ли задание пробраться в район занятой врагом железнодорожной станции и уда¬рить в тыл немецким подразделением в районе цементного завода «Октябрь...» показывает, что генерал-полковник не знал ни Новороссийска, ни сущности дела. Как все происходило, рассказал в сво¬их воспоминаниях начальник штаба 1-го батальона 83-й бригады морской пехоты И.В. Жерновой. В батальон входила рота А.В. Тарановского, в которой младший политрук А. Лукашев командовал взво¬дом. 7 сентября рота А.В. Тарановского с тяжелыми боями отошла от завода «Красный двигатель» к Импортной при¬стани, где и обнаружила брошенный бро¬непоезд. Ночью, когда утихли бои, полит¬рук роты И.Ф. Гребенщиков осмотрел бронепоезд и доложил о результатах И.В. Жерновому: " - Я нашел две исправ¬ные пушки в бронепоезде и двести семь¬десят снарядов к ним. Только у обеих нет прицельных приспособлений, но мы их найдем.» Политрук поднимается и, при¬гнувшись, бежит к бронепоезду " Свер¬дловский железнодорожник ". Мы идем вслед. От пуль укрываемся за сброшен¬ной с рельсов бронеплощадкой. Подни¬маюсь в башню, трогаю рукой пушку. И не верится. Зная, что политрук не разби¬рался в пушках, я попросил младшего по¬литрука Алексея. Лукашова, служившего до воины на подводной лодке артил¬леристом, чтобы он подготовил все не-обходимое для восстановления пушек. " На следующий день пушки бронепоезда привели в боевую готовность и укомп¬лектовали моряками во главе с младшим политруком Алексеем Лукашевом. Так у моряков появилась своя артиллерия. Для управления стрельбой построили на¬блюдательный пункт в одной из клетей транспортера цемзавода «Пролетарий». 9 сентября бронепоезд вновь открыл огонь. Моряки подбили три танка, два по¬вредили, уничтожили две автомашины с солдатами, разогнали несколько скопле-ний техники и солдат противника. 12 сентября А. Лукашова отозвали на формирование новой морской бригады. Его сменил лейтенант Николай Ефименко. Под его командованием бронепоезд уничтожил еще три танка, машину с бое¬запасом и большое количество живой силы противника. К 14 сентября снаряды закончились. Доставить их не удалось. Лишенные непосредственной артилле¬рийской поддержки, моряки не смогли сдержать превосходящие сил противни¬ка, и 15 сентября противник захватил электростанцию НоворЭС. Бронепоезд «Свердловский железнодорожник» был вновь оставлен и добит авиацией и артил¬лерией противника. Через год, в сентябре 1943 года Ново¬российск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Железнодо¬рожники разбронировали паровозы всех трех бронепоездов и отремонтировали. «Демобилизованные» «овечки» еще дол¬го водили грузовые поезда на участке от Новороссийска до Краснодара в после¬военное время. Бронеплощадки долго лежали, сброшенные с рельс. «Новорос¬сийский мститель» был излюбленным местом игр ребятни. Но и до них все же дошли руки, и все бронеплощадки были отправлены на переплавку. Хотелось бы отметить следующие мо¬менты. Рождение бронепоезда "Сверд¬ловский железнодорожник" приветство¬вал стихами поэт Константин Мурзиди, родившийся в поселке Нижне-Баканском под Новороссийском и начавший свою трудовую и поэтическую деятельность в Новороссийске. Бронепоезд "Свердлов¬ский железнодорожник", пройдя пол¬страны, погиб в боях при обороне Ново¬российска. Странное совпадение. И таких совпадений много в истории города. И еще. На памятнике «Рубеж оборо¬ны», известном в народе как «Руки с ав-томатами», приведен список всех воинс¬ких частей 47-й армии и Новороссийской военно-морской базы, оборонявших го¬род. В этом списке есть 16-й Отдельный дивизион бронепоездов, входивший в со¬став 47-й армии. Но нет названия броне¬поездов «Народный мститель» новорос¬сийской военно-морской базы и Тимашевского бронепоезда №6 «Смерть не¬мецким оккупантам» Азовской флоти¬лии. Эти имена необходимо поместить на памятнике. ЛИТЕРАТУРА I. А.Н.Енин «Бронепоезда в битве за Кавказа» изд. Кооператив «Пресса», г. Ростов-на-Дону ,1991 г. 2 . По материалам Народного музея Локомотивного дело станции Новороссийск. 3. И.С. Шиян «Новороссийск - город-герой», М. Воениздат, 1972 г. 4. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов и П.Ф. Сидоркин «Бронепоезда в Великой Отечествен¬ной войне 1941 - 1945 гг.» М. изд. «Транспорт» , 1992 г. 5. НГИМЗ ф. 5. Воспоминания М.Р. Чечельницкого 6. «От Кубани до Праги», Краснодар, Краснодарское Книжное издательство, 1977 г. 7. М.Коломиец, И.Мощанский "Оборона Кавказа. Июль-декабрь 1942 г." М., изд. ООО "Стратегия КМ"., 2000 г. 8. А.А. Гречко «Битва за Кавказ», М. Воениздат, 1971 г. 9. В. Закруткин «Кавказские записки 1942 - 1943», М. Воениздат, 1962 г. 10. Р.М.Глань, В.П. Коренькова «Верхнебаканская - моя малая Родина», Новороссийск, Изд. МУУО 2002 г. II. С.Г. Горшков "На южном приморском фланге", М. Воениздат, 1989 г. 12. Г.Н. Холостяков "Вечный огонь", Минск изд., "Беларусь", 1980 г. 13." Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. Краткая хроника ", М., Воениздат, 1981 г. 14 . «Хрестоматия по истории Кубани», часть 2. Краснодарское книжное издательство, 1982 г. 15. Т.Н. Крина «Это было до Малой земли», Новороссийск 2002 г. Публикация РИСО РФО в авторской редакции 16. Г.Н. Холостяков " Вечный огонь ", Минск ", Белорусь, 1980 г. 17. История Новороссийского торгового порта в Великой Отечественной воине. Рукопись 1946 г. Из фондов Совета ветеранов порта. 18. М.Х. Калашник «Испытание огнем» М. Воениздат, 1978 г. 19. И.В. Жерновой " Дальше враг не прошел ". Серия " Ратный подвиг Новороссийска ". Краснодар, 1980 г. 20. М.Коломиец "Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."ч.1. М., изд. ООО "Стратегия КМ", 2007 г.

Ответов - 5

Ornst: справедливости ради размещаю раннее исследование на эту же тему в журнале "Локотранс" №7/2001 НОВОРОССИЙСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА В тяжелом для Родины 1941 году рабочие Новороссийска решили помочь Родине - построить бронепоезд своими силами и за свои деньги. Локомотивное депо отремонтировало паровоз, на вагоноремонтном заводе произвели бронировку и вооружение вагонов и паровоза. Вооружение - четыре 76-мм пушки и пять пулеметов дала Новороссийская военно-морская база. Из моряков был сформирован экипаж. 3 января 1942 г. бронепоезду было вручено Боевое Знамя. 9 января назначен командир - старший лейтенант М.Р.Чечельский, 14 января - комиссар, старший политрук Борис Зиновьевич Хавинсон, которого позже заменил политрук Петр Михайлович Устинов, комиссар одной из бронеплощадок. Михаил Рафаилович Чечельский – участник обороны Одессы, где командовал бронепоездом "За Родину", построенным на заводе им. Январского восстания. Бронепоезд действовал с 29 августа 1941 г., поддерживая кавалерийскую дивизию полковника Новикова на участке Сухой Лиман. В ночь на 16 октября, прикрывая отход дивизии при эвакуации города, он принял свой последний бой и был взорван. 22 января Новороссийский бронепоезд вошел в состав Азовской военной флотилии как "Бронепоезд № 10 Береговой обороны Черноморского флота". Он получил название "За Родину!", по всей видимости, предложенное М.Р.Чечельским. Первоначально бронепоезд оборонял побережье Азовского моря с базированием на станцию Ахтыри (станица Приморо-Ахтарская), а с обострением обстановки был передан в Отдельный Донской отряд кораблей Азовской флотилии и перешел на линию Батайск - Азов, базируясь на станцию Азов. Задачей бронепоезда была охрана побережья Азовского моря, переправ через реку Дон. Он отражал налеты авиации противника (14 июля его зенитчики сбили первый самолет), уничтожал группы диверсантов. 24 июля наши войска оставили Ростов-на-Дону и завязали бои за Батайск. Командующий Южного фронта направил на поддержку войскам 18-й армии 30-ю стрелковую дивизию. 26 июля бронепоезд прикрывал в районе Кулешовки переправу через Дон этой стрелковой дивизии. На следующий день, 27 июля, 57-й танковый корпус 17-й армии противника нанес удар по стыку 18-й и 12-й армий и стал продвигаться на Кагальницкую в тыл 18-й армии. Советские войска вынуждены были отступать. Бронепоезд отошел к Азову. Но авиации противника удалось повредить железнодорожные пути и сам бронепоезд. Он лишился возможности передвигаться. Противник входил в город Азов. Экипаж бронепоезда принял бой. Он сумел сбить три самолета противника и уничтожил много гитлеровцев. Расстреляв весь боезапас, он взорвал бронепоезд, чтобы тот не достался врагу. Захватив оружие и раненых, бронепоездники отошли на 661-ю стационарную батарею береговой обороны. Действуя в окружении, батарея под командованием старшего лейтенанта П.И.Желудькр и комиссара А.П.Брунова при поддержке кораблей Азовской флотилии в течение шести дней вела бой. Израсходовав весь боезапас, окруженный гарнизон по приказу командования взорвал орудия и отошел к станице Старо-Щербиновской, а потом на катерах (полуглиссерах) дивизиона, которыми командовал Ц.Л.Куников, был эвакуирован в Ейск. Часть экипажа бронепоезда "За Родину!" во главе с командиром капитаном М.Р.Чечельским была направлена на пополнение бронепоезда № 6 Азовской флотилии, а остальные остались в гарнизоне города Ейск. Действия личного бронепоезда заслужили высокую оценку командования 30-й стрелковой дивизии. На вокзале станции Азов в 1994 году установлена мемориальная доска с текстом: "Здесь на железнодорожной станции базировался и отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в 1942 г. бронепоезд № 10 "За Родину". О новороссийском бронепоезде писал в одном из своих фронтовых очерков военный корреспондент Аркадий Первенцев, автор романа "Кочубей". Рассказ ведется от имени командира бронепоезда. В целях сохранения военной тайны изменены фамилия командира и некоторые факты его биографии: "Пришел я сюда с приказом в кармане принимать бронепоезд. А он еще не готов. Оказывается, новороссийские рабочие делали бронепоезд на свои деньги и в сверхурочное время. Не понял я того тогда, мало еще думал, приехал в мастерские, накричал: "Давай, мол, срочно броневик!". Сами понимаете, разыгрывал такого "марсофлота". Слышу разговор за моей спиной: "Кто это шумит?" - Торба-тюк, лейтенант" - "Кто он толком-то?" - "Командир бронепоезда" - "Какого?" - "Нашего" - "Нашего? Пропащие труды и гроши". Наконец принял я бронепоезд, снизу доверху облазил, распределил экипаж, и когда развел пары, сказал речь рабочим: "Обещаю и кровью своей клянусь - ни одной заклепки зря не отдам". Я дал полный вперед и пошел на Тоннельную - Краснодар - Ростов. Дрался наш бронепоезд хорошо. Ребята попались под мою команду надежные. В большинстве моряки-черноморцы. Помог мне Севастополь. Уважение другое. Крейсировали мы по суше, как по морю. Но потом пришли трудные дни. Горел Азов, горел Ростов. Поступил приказ взорвать бронепоезд и уходить в морскую пехоту. Получил я этот приказ и хотел застрелиться. Но застрелиться - дело нехитрое. Труднее в такое время жить и драться...". В мае 1942 года новороссийские железнодорожники построили второй бронепоезд "Народный мститель" с паровозом Ов-3982. Первым командиром его был назначен капитан М.Т.Еременко, которого вскоре сменил старший лейтенант М.Т.Забельский. Первоначально бронепоезд был вооружен мелкокалиберными орудиями зенитной артиллерии и входил в систему противовоздушной обороны Новороссийской военно-морской базы. Он ходил по железнодорожной ветке, проложенной еще до революции от вокзала до Суджукской косы, отражая налеты вражеской авиации на порт и город. После войны эта ветка была разобрана, остались от нее только мостики между водной станцией и гостиницей Новороссийск и около кинотеатра "Нептун". Позже бронепоезд перевооружили 76-мм орудиями, а зенитные орудия передали на береговую батарею в Мысхако. Когда враги подошли к Новороссийску, бронепоезд "Народный мститель" активно участвовал в обороне города. Он вел бои на подступах к станции, отходил к морю на городскую ветку. Особенно трудно приходилось машинистам. Короткий отрезок пути не давал свободу для маневра. До самого последнего дня сражался бронепоезд, отражая налеты авиации противника, поддерживая войска артиллерийским и пулеметным огнем. В ночь на 10 сентября началась эвакуация защитников Новороссийска, которую также прикрывал своим огнем бронепоезд. Он был взорван экипажем в ночь на 12 сентября в районе мыса Любви. ЛИТЕРАТУРА 1. А.Н.Енин. Бронепоезда в битве за Кавказ. Ростов/Дон, 1991. 2. И.И.Азаров. Осажденная Одесса. М.: Воениздат, 1966. 3. Т.П.Перехрест. Защищая родные берега. Краснодарское книжное издательство, 1990. 4. С.Г.Горшков. На южном Приморском фланге. М.: Воениздат, 1989. 5. К.Стрельбицкий. Бронепоезда Азовской флотилии. Журнал "Локотранс", №3, 1997. 6. А.А.Первенцев. Остров надежды. М.: Воениздат, 1969. Бронепоезда в обороне Новороссийска Началом обороны Новороссийска считается 17 августа 1942 года, когда 5-й немецкий армейский корпус начал наступление на станицы Абинская, Ахтырская, Крымская. В этот день решением Военного Совета Северо-Кавказского фронта был создан Новороссийский оборонительный район (НОР), на который возлагалась оборона Таманского полуострова и порта Новороссийск. В него входили части 47-й и 56-й армий Азовской военно-морской флотилии, Темрюкской, Керченской и Новороссийской военно-морских баз. В составе оборонительного района оказалось 5 бронепоездов: бронепоезд № 6 Береговой обороны Черноморского флота, он же Тимашевский бронепоезд "Смерть немецким оккупантам", бронепоезда 16-го Отдельного дивизиона бронепоездов № 53 и № 751 "Свердловский железнодорожник", бронепоезд № 8 имени Изюмских рабочих, и построенный новороссийскими рабочими бронепоезд "Народный мститель". Разными путями попали бронепоезда под Новороссийск. Бронепоезд № 53 был построен в середине 30-х годов Брянским заводом. Он входил в 7-й дивизион бронепоездов и базировался на станции Навтлуги, в пригороде Тбилиси. На четвертые сутки войны бронепоезд под командованием капитана Д.Д.Джахиева, комиссара политрука В.П.Полюсук был направлен на Западный фронт. За пять месяцев непрерывных схваток экипаж приобрел солидный боевой опыт. Бронепоезд ремонтировался и довооружался в Брянске. С ноября 1941 года принимал участие в обороне Москвы, охраняя перегон Клин - станция Подсолнечная. 22 ноября бронепоезд № 53 вступил в бой с немецкими танками под Солнечногорском, который продолжался более двух суток. Это дало возможность эвакуировать станцию Подсолнечную и помешало противнику перерезать Ленинградское шоссе, по которому отходили советские войска. Бронепоезд получил только крупных пробоин около трех десятков и был направлен на ремонт. После ремонта поддерживал контрнаступление советских войск под Москвой, а в марте 1942 года вместе с бронепоездом № 751 "Свердловский железнодорожник" вошел в состав 16-го Отдельного дивизиона бронепоездов (16-й ОДБП) и был направлен на Северный Кавказ. Бронепоезд "Свердловский железнодорожник" был построен в начале 1942 года железнодорожниками депо Свердловск-Пассажирская. Это был бронепоезд проекта ОБ-3 из четырех броневагонов, вооруженных 76-мм пушками. 23 февраля у ворот паровозного депо состоялся митинг, посвященный завершению строительства бронепоезда. Поэт К.Муридзиди написал стихотворение, опубликованное в многотиражке "Путевка": Вложили мы силу в работу свою, Всю мощь воедино собрали, Чтоб наш бронепоезд в жестоком бою Напомнил врагам об Урале. Возглавил "Свердловский железнодорожник" старший лейтенант Поддубный и комиссар - политрук Ф.Д.Бондарев. 16-й ОДБП с весны 1942 года нес охрану перегонов от станции Тимашевская до Староминской и от Ейска до станции Сосыка. Ежедневно один из бронепоездов сопровождал эшелоны, прикрывая их зенитным огнем от налетов авиации противника. А на перегоне Ейск - Старощербиновская, охраняя побережье Азовского моря, патрулировал Тимашевский бронепоезд. Он был построен железнодорожниками станции Тимашевск и был вооружен двумя 76-мм, одной 45-мм пушками и пятью крупнокалиберными пулеметами ДШК, снятыми с разбитых кораблей Азовской флотилии. Команда состояла из 140 человек, из которых 54 - добровольцы железнодорожного узла станции Тимашевск. 28 декабря 1941 года "Тимашевский бронепоезд", так назвали его рабочие, вошел в строй, а 3 февраля был зачислен в Азовскую флотилию как "Бронепоезд № 6 Береговой обороны Черноморского флота". На его броне появилась надпись "Смерть немецким оккупантам". Первым командиром бронепоезда стал И.В.Кравченко, затем П.К. Шурыгин. В мае 1942 г. на Новороссийском вагоноремонтном заводе было закончено строительство зенитного бронепоезда "Народный мститель", вооруженного мелкокалиберными автоматическими пушками. Первым командиром его стал капитан М.Т.Еременко, которого вскоре сменил старший лейтенант М.Т.Забельский, машинистом на ней был И.Н.Чернис. Позднее его перевооружили 76-мм орудиями, а зенитными орудиями вооружили батарею на Мысхако. Бронепоезд № 8 был построен железнодорожниками станции Изюм на Украине осенью 1941 года. Поэтому он назывался "Имени изюмских рабочих". Под командованием Героя Советского Союза капитана Х.И.Ибрагимова, получившего это высокое звание за участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов, комиссара политрука Белоусова воевал на Украине, в Донбассе. В ноябре 1941 года бронепоезд получил серьезные повреждения, но капитан Х.И.Ибрагимов выходил в бой с небронированным "черным" паровозом с неповрежденными бронеплощадками. Потом было отступление, ремонт, бот под Ростовом. Летом 1942 года сложилась неблагоприятная оперативная и стратегическая обстановка на фронтах. Немецко-фашистские захватчики начали наступление на юге России. 24 июля наши войска оставили Ростов-на-Дону. 27 июля 57-й танковый корпус 17-й немецкой армии нанес удар по стыку 18-й и 12-й армий и стал продвигаться в тыл 18-й армии. Советские войска вынуждены были отступать. Отступал с боями бронепоезд № 8 "Имени изюмских рабочих" на Тихорецк и далее на Краснодар и Новороссийск. Бронепоезда 16-го ОДБП поддерживали кавалеристов Кубанского казачьего корпуса генерал-лейтенанта Н.Я.Кириченко. Бронепоезда на полном ходу врывались в расположение противника и открывали огонь из всех орудий и пулеметов. А следом на врага обрушивалась казачья лава. Поддерживали бронепоезда казаков и в знаменитом бою под Кущевской. Потом пути их разошлись. Казаки отступали на Туапсе, а бронепоезда - по железной дороге на Краснодар. В боях за город в районе Пашковской переправы отличились части 30-й Иркутской Краснознаменной стрелковой дивизии полковника Б.Н.Аршинцева, которые поддерживал бронепоезд "Свердловский железнодорожник". После сдачи Краснодара в Новороссийск эвакуировались различные краевые учреждения. В город стекались тысячи беженцев из внутренних районов Кубани. Все железнодорожные пути были забиты на много километров эшелонами с заводским оборудованием, с только что собранной пшеницей. Все это перегружалось на суда в Новороссийском порту и отправлялось на Кавказ. Порожние вагоны приходилось сбрасывать под откос, чтобы не закупорить тупиковую станцию. Эти эшелоны и охраняли бронепоезда при отступлении к Новороссийску. Тимашевский бронепоезд, командиром которого был назначен капитан М.Р.Чечельский, вел бои на побережье Азовского моря, поддерживая корабли флотилии и отряды морской пехоты. 8 августа его перевели на станцию Ахтыри (станица Приморо-Ахтарская), где он прикрывал прорыв кораблей Азовской флотилии в Черное море. С боями отступал он через Сосыку, Старо-Минскую, Славянскую на станцию Крымскую. С 18 августа Тимашевский бронепоезд поддерживал огнем части 77-й стрелковой дивизии, оборонявшиеся в районе станицы Крымской. Он стал первым морским соединением, которое вступило в бой с противником в ходе обороны Новороссийска. С 21 августа он также поддерживал 83-ю бригаду морской пехоты (командир - полковник М.П.Кравченко, военком - полковой комиссар Ф.В.Монастырский), которая была переброшена на помощь 77-й дивизии. Полученные боевые повреждения бронепоезда устранялись новороссийскими судоремонтниками. Но сил было недостаточно, и наши войска вынуждены были отходить. 22 августа немецко-фашистским захватчикам удалось захватить станицу Нижне-Баканскую и железнодорожную станцию. 31 августа противником были захвачены город Анапа, станицы Анапская, Су-Псех, Раевская. 83-я морская стрелковая бригада под давлением 125-й немецкой пехотной дивизии отошла на рубеж Глебовка, Борисовка, Васильевка. К вечеру 1 сентября части 77-й стрелковой дивизии отошли к пос. Большевик (Горный), а 103-я стрелковая бригада оборонялась на окраинах пос. Верхне-Баканский. 2 сентября немецко-фашистским войскам удалось занять пос. Верхне-Баканский и перевал Волчьи ворота. Исходя из сложившейся обстановки Тимашевский бронепоезд, бронепоезд № 53 и бронепоезд № 8 "Имени изюмских рабочих" приняли на станции Тоннельная свой последний бой. Расстреляв по врагу все боеприпасы, бронепоезда № 8 и № 53 были взорваны на железнодорожных путях, а Тимашевский бронепоезд был заведен в тоннель и там взорван, чтобы заградить путь врагу. Члены экипажей ухали к партизанам и в армейские части. Бронепоезда № 751 "Свердловский железнодорожник" и "Народный мститель" в это время находились в Новороссийске. "Народный мститель" вел бои в центральной части города, а № 751 - в порту, отходя к цементным заводам и Импортной пристани. До последнего бился с врагом новороссийский бронепоезд "Народный мститель", поддерживая защитников города орудийным и пулеметным огнем, прикрывая эвакуацию города, а с 10 сентября - и войсковых соединений. И только в ночь на 12 сентября, когда эвакуация была закончена, экипаж взорвал бронепоезд и перебрался через бухту. Судьба бронепоезда "Свердловский железнодорожник" сложилась совсем по-другому. 5 сентября оборона Новороссийска была прорвана фактически по всему обводу. Противник овладел Борисовкой, Глебовкой, станцией Гайдук, совхозом "Мысхако". 77-я стрелковая дивизия заняла оборону на северной окраине станицы Кирилловка. В полдень 6 сентября по Анапскому шоссе в город ворвались вражеские танки и автоматчики. В ожесточенном бою морские пехотинцы остановили их в районе хлебозавода. В это же время противник прорвал оборону 15-го отельного батальона морской пехоты и к вечеру занял вокзал. Одиночные танки и группы автоматчиков проникли в районы порта, Холодильника, заводов "Красный двигатель" и "Пролетарий". Видимо, 6 сентября или раньше экипаж оставил бронепоезд № 751 "Свердловский железнодорожник" с поврежденным паровозом на Импортной пристани и ушел на Геленджик. Но бронепоезд продолжал воевать. С боями к нему отошли части 83-й стрелковой бригады. Взводы Пилипенко, Лукашова и Тимонина едва сдерживали гитлеровцев. Лишь с темнотой бой притих. Ночью к ним подошла рота под командованием Тарановского. На рассвете моряки пошли в контратаку и оттеснили гитлеровцев к заводу "Красный двигатель". В таких тяжелых боях им было не до бронепоезда. Но когда обстановка несколько успокоилась, моряки осмотрели брошенный состав. Вот как писал в воспоминаниях бывший начальник штаба батальона 83-й морской стрелковой бригады И.В.Жерновой: "8 сентября политрук Гребенщиков доложил: "Я нашел две исправные пушки в бронепоезде и двести семьдесят снарядов к ним. Только у обеих нет прицельных приспособлений, но мы их найдем". Политрук поднимается и, пригнувшись, бежит к бронепоезду "Свердловский железнодорожник". Мы идем вслед. От пуль укрываемся за сброшенной с рельсов бронеплощадкой. Поднимаюсь в башню, трогаю рукой пушку. И не верится. Зная, что политрук не разбирался в пушках, я попросил младшего политрука Алексея Лукашова, служившего до войны на подводной лодке артиллеристом, чтобы он подготовил все необходимое для восстановления пушек...". На следующий день пушки привели в боевую готовность и укомплектовали моряками 2-го сводного отдельного батальона морской пехоты во главе с младшим политруком А.Лукашовым. Так у моряков появилась своя артиллерия. Артиллеристы подбили три танка, два повредили, уничтожили две автомашины с солдатами, разогнали несколько скоплений техники и солдат противника. Алексея Лукашова, отозванного на формирование новой морской бригады, сменил лейтенант Николай Ефименко. Под его командованием бронепоезд уничтожил еще три танка, машину с боезапасом и большое количество живой силы противника. Но к 14 сентября снаряды закончились. Доставить их не удалось. Лишенные непосредственной артиллерийской поддержки, под напором превосходящих сил противника моряки вынуждены были отступить до Третьей балки, что находится между цементными заводами "Пролетарий" и "Октябрь". Бронепоезд был вновь оставлен и разбит авиацией и артиллерией противника. 18 сентября остатки 2-го батальона морской пехоты сменили части 1339-го стрелкового полка 318-й стрелковой дивизии подполковника С.Каданчика. ЛИТЕРАТУРА 1. История Второй мировой войны. М.: Воениздат, 1975. 2. Хрестоматия по истории Кубани. Краснодар, 1982. 3. А.Н.Енин. Бронепоезда в битве за Кавказ. Ростов/Дон, 1991. 4. К.Стрельбицкий. Бронепоезда Азовской флотилии. Журнал "Локотранc", №3, 1997. -Стр. 10-11. 5. И.В.Жерновой. Дальше враг не прошел. Краснодар, 1980. 6. С.Г.Горшков. На южном приморском фланге. М.: Воениздат, 1989. 7. Г.Н.Холостяков. Вечный огонь. Минск: Белорусь, 1980. 8. Х.Х.Камалов. Морская пехота в боях за Родину. М.: Воениздат, 1983. 9. К.Цквиташвили. 442 огненных дня. Батуми: изд-во "Сабчота Аджария", 1986.

Моонзундец: Ornst пишет: справедливости ради размещаю раннее исследование на эту же тему в журнале "Локотранс" №7/2001 "Справедливости ради" первой на эту тему в "Локотрансе" был мой материал , на который кстати, ссылается автор публикации 2001 года: 4. К.Стрельбицкий. Бронепоезда Азовской флотилии. Журнал "Локотранc", №3, 1997. -Стр. 10-11.

Ornst: приятно познакомиться. честное слово - эта тема не моя, потому не вникал. я больше по Крыму;-) но есть подозрение, что одна из картинок в моей коллекции - как раз площадка одного из новороссийских бепо, с орудием 34-К. У Вас ест фото или какие графические материалы по бепо АВФ или новороссийским? в коллекции и снимок бепо АВФ №10 За Родину! у меня есть (оригинал) и небольшая подборка по нему. часть команды я восстановил по данным ОДБ Мемориал. Азовскими начал интересоваться, когда углядел идентичность конструкции их площадок Севморзаводовским.

Моонзундец: Ornst пишет: приятно познакомиться Аналогично! К сожалению, оригинальных "картинок" на эту тему у меня в принципе нетути...

Кирилл: Очень интересные статьи. Много материала для школьной исследовательской работы о бронепоездах.



полная версия страницы