Форум » Бронепоезда (Armored trains) » Бронепоезда Литеры А, Б,В » Ответить

Бронепоезда Литеры А, Б,В

ursus78: давайте сюда скинемся што у кого есть по етим бронепоездам и тема новая и меньше путаницы будет

Ответов - 30, стр: 1 2 All

ursus78: литерА Решение о строительстве первого бронепоезда в Киеве было принято 23 июня 1941 г. на митинге рабочих Киевского паровозо-вагоно-ремонтного завода имени Январского восстания. Инициатива получила поддержку в НКПС, 4 июля пришел ответ из Москвы, в котором Киевскому ПВРЗ поручалось строительство бронепоезда. Несмотря на то, что никакого опыта подобных работ завод не имел, задание удалось выполнить в течение 9 дней. Бронепоезд, получивший обозначение литер "А", состоял из бронепаровоза Ов и трех бронеплощадок. Вооружение для него - 4 орудия и 24 пулемета - выделил штаб КОВО. литерБ Параллельно с работами по оборудованию бронепоезда литер "А" рабочие Киевского паровозо-вагоно-ремонтного завода имени Январского восстания совместно с рабочими завода "Большевик" к 20 июля 1941 г. построили второй бронепоезд - литер "Б", состоящий из бронепаровоза и двух бронеплощадок и имевший на вооружении 2 орудия и 28 пулеметов. литерВ Построен совместно Дарницким паровозным депо и Дарницким вагоноремонтным заводом. Позже получил наименование "Дарничанин", до этого наименование стояло в ряду названий киевских бронепоездов: "литер А", "литер Б"... Участвовал в обороне Киева. литерГ Строительство начато в Киеве (Дарнице). Название бронепоезда в ряду других киевских бепо: "Литер А", "Литер Б", "Литер В"... К моменту оставления Киева советскими войсками закончен не был. По некоторым данным, он в недостроенном виде участвовал в боях. . Все три отходили на восток после оставления города в сентябре 1941 года. Литер "А" погиб у станции Переяславская, недалеко от Яготина. В том же районе погиб и Литер "Б". Несколько ранее, в 69 км от Киева, погиб Литер "В"

Coast70: две площадки брошенные осенью под Киевом. чьи - непонятно, может кого из Литерных...:

ursus78: Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза И. X. Баграмян, рассказывая о героической обороне Киева, отмечал: «7 июля 1941 года готов первый бронепоезд. На нем было установлено несколько орудий и 40 пулеметов. Для укомплектования команды, состоящей из 120 человек, было подано почти 10 тысяч заявлений от рабочих-добровольцев. Командиром бронепоезда был назначен заместитель начальника политотдела Юго-Западной железной дороги А. С. Тихоход»{5}. [30] Первый бронепоезд киевлян получил условное наименование «Литер А». В боевые действия экипаж его вступил на участке Коростень — Новгород-Волынский. На рассвете 11 июля гитлеровцы решили захватить станцию Яблонец, которая открывала им путь на Коростень, а затем и на Киев. На помощь нашим войскам 27-го стрелкового корпуса был отправлен бронепоезд с бойцами истребительного батальона. Когда противник перешел в атаку, чтобы овладеть станцией, из-за железнодорожных зданий на полном ходу вылетел бронепоезд и открыл огонь из пушек и пулеметов. Потеряв около 200 человек убитыми и ранеными, гитлеровцы отступили. Десять дней потребовалось железнодорожникам Киевского вагоноремонтного завода, чтобы построить второй бронепоезд — «Литер Б». Командование им принял ответственный работник Управления Юго-Западной железной дороги Л. В. Василевский. Стальная крепость участвовала в десятках боев на участках Жуляны — Боярка — Васильков (железнодорожной линии Киев — Фастов). В команде бронепоезда сражались работницы Юго-Западной дороги, ставшие бесстрашными разведчицами — Татьяна Диденко и Ольга Гаркавец. В первых числах августа гитлеровцы захватили станцию Боярка. Таня Диденко была послана в разведку. Она прошла мимо скопления вражеских поездов и составов с горючим. Ночью в районе Крюковщины Тане удалось вновь перейти линию фронта и сообщить командованию собранные сведения. Было решено нанести неожиданный ночной удар бронепоездов под командованием А. С. Тихохода и Л. В. Василевского. Бронепоезда «Литер А» и «Литер Б», оглушая окрестности паровозными гудками, совершили дерзкий налет на станцию Боярка. Были уничтожены десятки вагонов с боеприпасами, огненными факелами взметались к небу рвущиеся цистерны с бензином, предназначенным для танков и самолетов гитлеровцев. Действия бойцов бронепоездов отличались не только смелостью и отвагой, но и находчивостью. Вражескому десанту удалось захватить станцию Жуляны, где находились несколько вагонов со снаряжением для нашей авиации. Командир бронепоезда «Литер А» А. С. Тихоход принял смелое решение — прорваться на станцию и спасти военное имущество. Разведка установила, что при въезде на станцию захватчики сняли четыре звена рельсов и разобрали небольшой мост. Бронепоезд с командой путейцев-ремонтников и группой бойцов истребительного батальона ночью двинулся в путь. За короткое время полотно железной дороги и мост были восстановлены. В 4 часа утра бронепоезд ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по врагу. В ходе боя станция была освобождена от захватчиков, а вагоны с ценным грузом вывезены в Киев. [31]


ursus78: Бронеплощадка не установленного советского бронепоезда, захваченного немцами осенью 1941 года. Вооружена 76-мм пушкой Лендера и несколькими пулеметами. Обращает на себя внимание гнутые борта и башня от пулеметного танка "Виккерс" польской армии. По мнению автора, эта площадка могла входить в состав бепо киевской постройки. вот нашол ето в итернете к первой флтлграфии Бронеплощадка, снятая в том же месте, что и на предыдущем фото. Изготовлена из металлического полувагона для перевозки угля, вооружена 76-мм пушкой Лендера и пятью пулеметами. По мнению автора, могла входить в состав бепо киевской постройки. ето ко второй фотографии

Coast70: ursus78 пишет: Обращает на себя внимание гнутые борта и башня от пулеметного танка "Виккерс" польской армии. На фото башни от Т-26 Сравнения я уже приводил.

ursus78: На Киевском вагоноремонтном заводе за десять дней построили бронепоезд «Литер А». Команду его сформировали в основном из железнодорожников. По восемь раз в день «Литер А» участвовал в отражении атак на участке Яблонец — Новоград-Волынский. Тем временем на заводе, несмотря на бомбежки и пожары, строительство бронепоездов продолжалось. Готова еще одна крепость на колесах — «Литер Б». В ее команду вошли две девушки с Юго-Западной дороги — Таня Диденко и Оля Гаркавец. Оба бронепоезда сражались рядом, прикрывали отход наших войск. Когда фашисты захватили станцию Боярка, для выяснения обстановки туда отправилась в одежде крестьянской девушки Таня Диденко. Она увидела станцию, забитую поездами с воинскими грузами, быстро вернулась и доложила об этом командованию. Ночью бронепоезда «Литер А» и «Литер Б» совершили дерзкий налет на станцию. Огнем пушек и пулеметов уничтожили сотни гитлеровцев, взорвали несколько складов. Взметнувшееся над станцией Боярка пламя было видно на десятки километров. Командир бронепоезда «Литер А» А.С. Тихоход. «Литер Б». Его командиром был назначен Л. В. Василевский, бывший начальник отделения станции Киев-Пассажирский. По примеру рабочих КПВРЗ началось строительство бронепоезда на Дарницком вагоноремонтном заводе (ДВРЗ). Рабочие завода успели построить лишь один бронепоезд, который под командой инженера участка М. П. Богданова принимал участие в обороне Киева, ет литер В. Начатое строительство еще одного бронепоезда, четвертого по счету, не было завершено. Но, несмотря на это, он в неоконченном виде также участвовал в боях за Киев.

ursus78: Бронепоезда не только участвовали в огневой поддержке частей Красной армии, но и выполняли перевозку ценных грузов. Иногда они входе выполнения боевой задачи совмещали и то и другое. Например, в августе 1941 года немецкому десанту на Украине удалось захватить станцию Жуляны. Пользуясь внезапностью, немецкие десантники не только заняли здание станции, но и овладели несколькими вагонами, в которых находилось снаряжение для нужд авиации РККА. Чтобы обезопасить себя, немцы при въезде на станцию разобрали рельсы и взорвали небольшой мост. Однако это не остановило экипаж бронепоезда «Литер А». Этот бронепоезд состоял из бронепаровоза (типовой бронированный паровоз серии Ов) и трех бронеплощадок, на вооружении которых имелось 4 орудия и 24 пулемета. Командир бронепоезда А.С. Тихоход ночью послал команду ремонтников и группу бойцов для восстановления железнодорожного пути. После того как железная дорога и мост были восстановлены, бронепоезд на полном ходу в 4 часа утра ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по ошеломленному противнику. В результате действий бронепоезда станция была освобождена от немецкого десанта. Воспользовавшись этим, экипаж бронепоезда прицепил вагоны с ценным грузом и вывез их в Киев в расположение частей Красной армии. што интересно разное количество пулеметов в каждом источнике

ursus78: Утром 20 сентября 1941 года фашистские танки прорвались к Борисполю и рассекли главные силы 37-й армии. Но бронепоездной группе удалось прорваться через реку Трубеж к станции Березань. Здесь в большом лесном массиве между реками Трубеж и Супой сражались окруженные советские части. Бронепоезда сражались до 25 сентября 1941 года, то есть ещё пять дней после гибели командования Юго-Западного фронта, пока не расстреляли последние снаряды, после чего были взорваны своими экипажами: "Литер А" и "Литер Б" - на 84-м километре от Киева, а "Литер В" - на 69 километре от Киева. подписано памятник литер В

ursus78: В мастерских спешно соорудили еще три бронированных состава. Это были бронепоезда народного ополчения, "Литер А" (командир - А. Тихоход), "Литер Б" (командир Л. Василевский, затем С. Голованев) и "Литер В" (командир Н. Богданов), экипажи которых состояли из киевских железнодорожников. "Литер А" действовал в районах станций Новоград-Волынский, Коростень, Ворзель, Жуляны, Пост-Волынский, в июле 1941 года оказал большую помощь 5 армии в боях за Малин. "Литер Б" оперировал в районах киевских предместий, станций Ворзель, Ирпень и Бобрик. "Литер В" - на участках Киев-Нежин и Киев-Яготин Когда красноармейские части были отброшены к острову Водников, на пути немцев встал Лысогорский форт, занятый бойцами истребительного батальона Печерского района. Мимо форта немцы так и не прошли, хотя обрушили на него град снарядов и авиабомб. Оборонятся ополченцам помогал бронепоезд "Литер Б" Л. Василевского, курсировавший вдоль горы до Корчеватого. Прорвавшись тыл немецкой разведки и 13-й танковой дивизии Вермахта, бронепоезд нанес ощутимый урон противнику*. Бронепоезда сражались до 25 сентября 1941 года, то есть ещё пять дней после гибели командования Юго-Западного фронта, пока не расстреляли последние снаряды, после чего были взорваны свими экипажами: "Литер А" и "Литер Б" - на 84-м километре от Киева, а "Литер В" - на 69 километре от Киева. Относительно бронепоезда литер "Б" под команд. Василевского. Цитата: "Крім того в цей же час бронепотяг київських ополченців Літер "Б" під командуванням Л.В. Василевського досить успішно заїхав у тил цій німецькій розвідці із 13-ї танкової дивізії Вермахту у районі Корчуватого і завдав їм відчутних втрат". Советские источники относят бои в р-не Мышеловка-Голосеево и ранение Василевского месяцем позже - т.е 9-10 августа, а не 13-14 июля. А.Тихоход, бывший командир литер "А" называет дату постройки своего бронепоезда - 7 июля 1941 г. испытательный рейс, а 8 июля - стал в строй как боевая единица народного ополчения. Что касается бронепоезда литер "Б", то его строительство было начато после завершения литер "А" и завершено только 20 июля, после чего он пошёл на фронт. В частности, 21 июля литер "Б" прибыл на линию Фастов - Киев, Тетерев-Ирпень. 23-24 июля литер "Б" отметился в бою на станции Клавдиево. мдя????

ursus78: на одном форуме нашол што ето литер А???

Coast70: ursus78 пишет: на одном форуме нашЁл Что Это, литер А??? Вряд ли...

ursus78: Мужество и находчивость при выполнении боевого задания проявил личный состав бронепоезда ополченцев под командованием А.С.Тихохода. 6 августа он выбил гитлеровцев из железнодорожной станции Жуляны и вывел эшелон с ценным оборудованием. Такую же операцию провели ополченцы на станциях Пост-Волынский и Рихальская. Особенно отличились метким огнем командир бронеплощадки В.Лункевич, артиллерист С.Пономаренко, командиры пулеметных расчетов Я.Приходько, И.Рудик, П.Котихин, Е.Цисар, пулеметчица и медсестра О.Ячменева. 9 июля фашисты после артиллерийской подготовки начали наступление. Когда цепи гитлеровцев приблизились к железной дороге, из укрытия вышел бронепоезд и метким огнем прижал врага к земле. В атаку поднялась наша пехота и штыковым ударом погнала врага, рвавшегося к столице Украины. Восемь раз в этот день отбрасывали бойцы и железнодорожники фашистов, стремящихся перерезать железную дорогу. Более 750 убитых и раненых оставил враг на поле боя. Под вечер было получено сообщение, что немцы все же прорвали оборону советских войск в двух местах и захватили участок железной дороги вблизи станции Яблонец. Бронепоезд сразу помчался к месту прорыва. Фашисты, которых убеждали в том, что советские бронепоезда «фанерные», бросились в атаку. Но им пришлось воочию испытать грозную мощь бронепоезда народного ополчения. Приблизившихся к путям немцев встретил такой губительный огонь пулеметов и пушек, что в течение нескольких минут трупы вражеских солдат и офицеров усыпали землю. Точно так же захлебнулась и вторая атака немцев. Тогда против бронепоезда пошли фашистские танки. Но и первый танк сразу же осел и загорелся, за ним вспыхнул второй. Танковая атака немцев была отбита. Полторы недели бронепоезда держали фашистов под огнем своих пушек и пулеметов.

ursus78: В районе Тетерев — Ворзель активно действовал 73-й пограничный отряд. К нему на помощь подошли бронепоезда с литером «А» и «Б». Ночью К.А.Арефьев и Д.М.Поплавский с группой пограничников под командованием С.П.Голованева пробрались во вражеский тыл и устроили засаду у села, где разместился штаб одного из гитлеровских полков. Они указали ориентиры для артиллерийского огня. На рассвете 24 июля оба бронепоезда открыли огонь и в течение 10 минут была уничтожена артиллерия врага, смята его оборона. Дружной атакой пограничники и ополченцы окружили и уничтожили роту фашистских автоматчиков, а разведчики тем временем разгромили штаб фашистского полка и захватили ценные документы, раскрывавшие планы военных операций немцев на Киевском направлении. Бронепоезда успешно взаимодействовали с советскими войсками на участке Киев — Боярка. Мужество и боевую отвагу проявила совсем еще юная разведчица бронепоезда с литером «Б» Таня Диденко. Она с подруой Олей Гаркавец перед войной окончила техническую железнодорожную школу. Девушки стали помощниками машиниста. В первые же дни войны они вступили в ряды ополченцев и настояли на том, чтобы их приняли в экипажи бронепоездов медицинскими сестрами. Но девушки стали отличными пулеметчицами, а Таня Диденко не раз ходила в разведку. Бесстрашная патриотка одевалась в штатскую одежду и с корзиной в руках ходила по немецким тылам, высматривая расположение гитлеровских войск. Каждый раз она приносила ценные сведения. В ночь с 3 на 4 августа командование укрепрайона и штаб обороны Киева послали подкрепление в южный сектор обороны. В ту же ночь два бронепоезда киевских железнодорожников совершили смелый рейс на захваченную врагом станцию Боярка и взорвали склады с боеприпасами, горючим и продовольствием. На рассвете 4 августа гитлеровцы возобновили атаки на передний край южного сектора обороны города. И снова натолкнулись на стойкое сопротивление. Бронепоезда киевских ополченцев, замаскированные в районе Тарасовки, своим артиллерийским огнем наносили врагу чувствительные удары.

ursus78: В последний раз собрались командиры на военный совет. Было решено взорвать бронепоезда. Лишенные маневренности, они теперь служили лишь удобной мишенью для врага. Раздались взрывы, взметнулись в воздух обломки, рельсы, шпалы. Под их прикрытием героические экипажи отошли в лес. Многие из них влились в партизанские отряды. Большая группа работников дороги долго отстреливалась от наседавших гитлеровцев. Смертью героя пал С.П.Голованев. Были убиты начальник Юго-Западной железной дороги П.М.Некрасов и начальник политотдела А.В.Смирнов. Вместе с ними погибли начальник локомотивной службы И.П.Морозов, начальник службы связи А.А.Иванов и другие работники дороги.

ursus78: «Железные люди железных дорог» поэт В.Лебедев-Кумач: По рельсам и шпалам дыханье войны Промчалось сиреной тревожной. И встали бесстрашно на вахту сыны Громады железнодорожной. На станции каждой Живут патриоты, Герои отважней И четкой работы. Они не сдаются Врагу никогда И твердой рукою Ведут поезда!

ursus78: Coast70 пишет две площадки брошенные осенью под Киевом. чьи - непонятно, может кого из Литерных...: мож ето литера В его делали на вагоноремонтном забоде Дарницком

Coast70: ursus78 пишет: мож ето литера В Может и он, вот только описаний площадок нет совсем. И интересно. что фотографа заинтересовали только 2 площадки, видимо других не было. Кстати, вот ещё один снимок неизвестного бепо с Украины, тоже самопал:

ursus78: месность очень запоминающаяся может кто то опознает где это тогда можна найти и бронепоезд

ursus78: Під командуванням заступника начальника Київського відділка залізниці Л.І. Василевського фортеця на колесах бере участь у важких боях під Шепетівкою і Житомиром, а потім виходить на лінію Фастів - Біла Церква - Попільня. Двічі бронепоїзд вривався до захопленого фашистами Фастова, наводячи жах на ворога. Потужні артилерійські гармати дали «жару» фашистам на околицях столиці. Під прикриттям вогню своїх гармат, команда бронепоїзда надала можливість нашим військам відступати до Київського укріпрайону. Під Бояркою в жорстокому бою загинув Василевський, а бронепоїзд зазнав ушкоджень. Робітники заводу «Більшовик» за три дні його відновили і під командуванням Голованьова він знову вступає в бій із фашистами. Слідом за першим бронепоїздом було побудовано другий - «Літер Б». За бойовими характеристиками він виявився кращим за перший. Паровоз Ов Дарницького паровозного депо одягли в броню на «Більшовику», бронеплощадки виготовили на ДВРЗ, озброєння взяли з підбитого військового катера Дніпровської флотилії. Два десятки флотських бійців також влилися до майже сотенної команди бронепоїзда, решта - були залізничники. Бойове хрещення бронепоїзд «Літер Б» отримав у боях на лінії Коростень - Новоград-Волинський під станцією Яблунець, де радянськими військами було розгромлено велике танкове угрупування німців. Успішно діяв бронепоїзд у боях під Коростенем, потім під Малином і Бородянкою. Він несподівано з’являвся на перегонах і прямою наводкою бив із гармат по ворожій техніці, що рухалась у бік Києва. Все тісніше стискувалось фашистське кільце навколо Києва, і бронепоїзд веде жорстокі бої на підступах до столиці України. Третій бронепоїзд «Літер В - Дарничанин» був побудований на початку серпня. Він також будувався на «Більшовику» та ДВРЗ і озброєний був флотськими гарматами та спареними кулеметами. 57 добровольців-залізничників, які пройшли всього дводенну військову підготовку, складали його команду. Командиром бронепоїзда було призначено інженера-вагонника П. Богданова, комісаром - секретаря парткому ДВРЗ В. Тіткова. До складу команди увійшло багато дарницьких колійників, бронепоїзд було екіпіровано значним запасом рейок і шпал. У паровозній будці господарювали машиністи Дарницького паровозного депо І. Зимовець та М. Діденко. У цей час Київський укріпрайон з 500-тисячною армією вже знаходився майже у суцільному оточенні ворога. Бронепоїзди «Літер Б» і «Літер В - Дарничанин» направляються на ніжинський напрямок, де в районі станції Кобижча вступають у бій із німцями. Жорстокий бій тривав три дні, після чого поїзди повернулися до Дарниці. «Літер Б» був направлений у район Мишоловки (де нині станція Петра Кривоноса), а «Літер В» знову вирушив у ніжинському напрямку. Бій під Броварами тривав до 19 вересня. Наступного дня панцирник повернувся до Дарниці. Командування надає наказ бронепоїздам прориватися на Полтаву, і п’ять бронепоїздів вирушили з Дарниці. З боями проривалися до Бортничів, Борисполя, Березані. Бронепоїзд НКВС було розгромлено біля роз’їзду Хмелевик. Німецькі війська знищили мости під Березанню і Яготином. Рухатися було нікуди. З бронепоїздів було знято кулемети, боєкомплект. На 69 км лінії Дарниця - Яготин фортеці на колесах, які наводили жах на гітлерівців, було підірвано відважними бійцями. Перебіжками, полями, лісами, болотами переважно вночі просувалися вони на схід. Під селами Борщі та Семенівка в жорстоких боях багато з них знайшло вічний спокій. Донині покояться вони там у братських могилах. А на місці підриву бронепоїздів встановлено пам’ятну стелу, за якою доглядають залізничники Дарницької дистанції колії. ось так

Coast70: Кстати, а как полное имя отчество Тихохода?



полная версия страницы