Форум » Бронепоезда (Armored trains) » Бронепоезда Латвии » Ответить

Бронепоезда Латвии

Ornst: Из Малмассари Кстати, бронепоезд с площадкой тип Красное Сормово в конце концов достался немцам.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Pav.R.: А что известно о 4-х бепо латв.армии.Я ,к примеру знаю только : 4 бепо сохранившихся с гражданской войны, ист.-из книги Лайвениекса,командира полка бепо латв.армии,и один бепо береговой обороны с 4-мя 6" орудиями Канэ,его фото видел в книге Е.Андерсонса. Да еще фото латв.бепо на ст.Елгава - уже попавшего в немецкие руки.Да то что они были вооружены французскими 75 мм орудиями.|но это после модернизации в 20-е годы| С уважением к Вашему мнению.

Pav.R.: Ага вот куда они в 1919 году английскую пушку с Латв.бепо забрали,а сначала давали пользоваться... |ист.книга Лайвениекса о полку бепо латв. армии|

Pav.R.: Спасибо с удовольствием просмотрел скан.Поля Малмассари по латв.бепо.


Ornst: Pav.R. пишет: А Малмассари не читал Лайвениекса А что у Лайвениекса есть? можно выложить сканы?

Pav.R.: Выложить скан быстро не обещаю,но куски книги вышедшей в Нью-Йорке в 1971 году,я отксерил,издала Вера Лавениеце,Янис Лавениекс "Полк бронепоездов". Сам он бывший офицер русской армии,оказавшийся в гражданскую войну сначала команд. бепо,потом ком. полка бепо латв.белой армии.Поскольку латв.красные так же имели бепо. Кстати полковым днем полка бепо латв.белой армии было 16 июня,в честь 16 июня 1919 года, когда в 2-х км от станции Трепе произошел бой бепо Нр.2 Валмиерского полка с названием "Истребитель Коммунистов" с бепо красных с названием "Истребитель Буржуазии". Они перестреливались и красный бепо уполз,явно побежденный,наверняка попали ... ! В 1919 году были латв.армии были бепо : бепо Нр.1. захвачен у немцев, ландвера,командир капитан Янис Лавениекс . состав 4 бр.вагона,2 орудия 1-77 мм,1-88 мм, 10 пулеметов,37 мм митральеза ,8 пул .-дес отряда. База -2 класных пас.вагона,9 тов.вагонов,кухня и и 2 платформы,1 черный и 1 бронированный паровозы бепо Нр.2 Валмиерского полка с названием "Истребитель Коммунистов" построен на станции Крустпилс, командир ст.лейтенант Рогис. имел гаубицу Виккерс 4,5 " ,полученную от эстонцев,и 9 пулеметов . В июле 5-й эст.полк ушел забрав гаубицу на свой блиндированный мешками с песком поезд... Установили 48 линейную гаубицу взамен в августе. бепо Нр.3. С 10.11.1919 -1 вагон 1-77 мм пушка,2 вагона по 1 -105 мм гаубице бепо Нр.4. "Калпакс" 1 вагон - 2 -2-х фунт.английские авт.зен.пушки,и 2 бр.вагона платф.с англ. 12-ти фунтовыми пушками. Вот основное что я могу сходу воспроизвести. Еще фото латв.бепо на ст.Елгава в 1941 году в немецких руках выкладывали на форуме РККА, где-то числа 5-го ноября,я вроде тогда пару скачал. Еще могу сказать о фото латв.бепо в книге Е.Андерсонса о Латв вооруж.силах,эта книга вроде знакома многим,в ней же и фото бепо полка береговой оборны латв. армии с 4-мя 6" пушками Канэ на платформах. Он то был в сотаве 10-го дивизиона береговой оборны в 1941 году,а кроме него в состав дивизиона входили две батареи по 3 новейших 152 мм ж.д. установки Б-64. Обе ж .д. батареи с новыми пушками отошли в июне 1941 года в Ленинград и входили в состав 101 морской ж.д. бригады. С уважением к Вашему мнению.

Ornst: Весьма интересно, спасибо за информацию. Картинки с бея по камуфлированной Сормовской бронеплощдке постараюсь выложить в скором времени. Pav.R. пишет: Еще могу сказать о фото латв.бепо в книге Е.Андерсонса о Латв вооруж.силах,эта книга вроде знакома многим, К сожалению, в число многих не попадаю:-) Алексей

petrov: информацыя о латвийских бепо весьма интересна, в сети появляються разные цифры по их количеству от 2 до 6 (последяя цифра мне кажеться фантастической). а фото бронепоезда береговой обороны мелькают в книгах мелконова (пушки курляндского берега).

petrov: вот например http://ipicture.ru/Gallery/Viewfull/313405.html

Pav.R.: Цифра Яниса Лавениекса в 4 бепо вроде наиболее верна,но может присчитаны еще 6 " пушки поставленные на платформы,Е.Андерсонс писал о 4-х пушках,может предполагают что их делили по две в поезде,тем более что всего было 6 орудий Канэ в 6 " ? Всмотрелся в сканы Малмассари ... А кстати фото бепо Нр.2 у Поля Малмассари уже с гаубцей Шнейдера 48 -линейной,значит уже после того как английское орудие Виккерса эстонцы забрали . С уважением к Вашему мнению.

Ornst: Как и обещал - картинки бронепоезда со станции Елгава

Ornst: Pav.R. как говорится, специально дла вас:-) №2 в большом разрешении

прибалт: Получил фронтовую иллюстрацию Коломийца по бепо. Однако он пишет, что к лету латышская армия имела всего два бронепоезда. Из них один под камандованием капитана Белоусова отошел к Ленинграду. А от 2-го бепо уцелел только бронепаровоз, а вагоны были захвачены немцами в Виндаве. Откуда же взятые немцами бепо в Митаве? Может быть это какие-либо разоруженные латвийские бепо? С уважением к участникам.

Pav.R.: Посмотрите выложенные чуть выше Ornst сканы страниц из Малмасари по латв.бепо -сведения из сканов и книга Яниса Лавениекса о полку латв.бепо совпадают. Цифра Яниса Лавениекса в 4 бепо вроде наиболее верна,но к лету 1940 года они были не разоружены а просто поставлены на отстой. А фото того поезда что оживили силами 83-го полка ж.д. охраны есть в книге Савченко по обороне Лиепаи на стр.184( Семь огненных дней Лиепаи ) Этот же бепо ходил с курсантами Рижского ПУ деблокировать Лиепаю и участвовал 29.06.41 в "битве за мосты". А Коломиец относительно вагонов в Вентспилсе видимо прав. И одновременно это версия о том, где взяли бронепаровоз для б/п с 6" пушками Канэ - ?(но это уже мои домыслы ) С уважением к Вашему мнению.

Анжей: Источник Латвия военная база СССР "75 мм орудия на бронепоездах - 27 орудий" Это получается если считать по 2 орудия на броневагоне - 13-14 броневагонов? Если считать по 3 броневагона в бронепоезде те самые 4 бронепоезда. Или все таки с количеством орудий что-то намудрили?

Ornst: Анжей пишет: Если считать по 3 броневагона в бронепоезде А почему по 3?

Анжей: Если считать по 2 броневагона, то 6-7 бронепоездов. Точно что-то с количеством орудий напутали.

прибалт: Пересмотрел Митавские фотографии. По моему на каждом броневагоне две бронебашни. В каждой по одному орудию, но по-моему на 6 фотографии в башне 2 орудия. А на первой фотографии в составе бронепоезда два броневагона. С уважением к участникам.

Ornst: прибалт пишет: По моему на каждом броневагоне две бронебашни. Естественно. Это площадки Сормовского типа. По две башни на каждой.

прибалт: Я по количеству орудий. С уважением.

Ornst: прибалт пишет: Я по количеству орудий. гм. в башнях на всех фото по одному орудию. другое дело, что на первом фото просматривается орудие на двухосной бронеплощадке. Потому вполне возможно, что в составе бронепоездов были вариации. Но во всех площадках типа Красное Сормово по одному орудию в башне. Это потом уже немцы снимут одно орудие, срежут крышу одной башни и поставят туда счетверенный ФЛАК.

Анжей: М. Коломиец. «Бронепоезда Великой Отечественной» К лету 1940 года латышская армия имела всего два бронепоезда (NQ 1 и NQ 2), входивших в состав сформированного еще в 1936-м бронепоездного дивизиона. Причем эта часть считалась территориальной и должна была развертываться только в случае начала боевых действий, поэтому составы находились на консервации. Дислоцировался дивизион на станции Виндава. После того, как Латвия вошла в состав СССР, оба бронепоезда включили в состав 10-го отдельного железнодорожный артиллерийский дивизион Балтийского флота. Каждый состав состоял из бронепаровоза, четырех 2-осных и одной 4-осной бронеплошадок. Причем 4-осные (изготовления завода («Красное Сормово») были захвачены латышами еще в 1919 году в ходе боев с частями Красной Армии. 25 мая 1941 года во время учебного выхода бронепоезд NQ 1 сошел с рельс и упал под откос, где пролежал до 18 июня - не было необходимого для его подъема оборудования. 18-20 июня с помощью железнодорожного крана удалось поднять состав, который доставили для ремонта в депо станции Виндава. К утру 22 июня привели в боеспособное состояние четыре двухосных бронеплошадки (две с 8З-мм английской полевой пушкой и четырьмя - пятью пулеметами Максима на каждой, одна с 40-мм зениткой «Бофорс» и четырьмя Максимами и последняя с 37 мм пятиствольной пушкой Гочкиса и двумя Максимами) и бронепаровоз Ов NQ 478. Четырехосную сормовскую бронеплошадку восстановить не удалось - у нее заклинило башни и перекосило бронекорпус. По другим данным в состав дивизиона входили также 2 105 мм гаубицы и 2 пушки Канэ. Попытался идентифицировать известные фото латвийского дивизиона. Нумерация фото верхний ряд 1-2, нижний ряд 3-4. Фото 1. Фото 2. Фото 3. Бронеплощадка с пушкой Канэ. Фото 4. Фото 5-7. Бронеплощадка с пушкой Канэ. Судя по камуфляжу та же что и на фото 3. Фото 8. Фото 9. На переднем плане предположительно 2 двухосные бронеплощадки с 8З-мм английской полевой пушкой. Далее возможно 4-х осная типа «Красное Сормово» Фото 10. Германская 105 мм гаубица. Фото 11. Бронеплощадка с германской 105 мм гаубицей Фото 12. Фото 13. Бронеплощадка с пушкой Канэ. Судя по камуфляжу та же что и на фото 3, 5-7. Фото 14. Бронеплощадка с 37 мм пятиствольной пушкой Гочкиса. Фото 15.

прибалт: Анжей Какие же все таки бронепоезда были в составе 10 ожадн КБФ?

Анжей: Официальные данные. В состав 10 Ожадн входили: 193 батарея - 3*152 мм 194 батарея - 3*152 мм 1 батарея - 2*76 мм 2 батарея - 2*76 мм Мои домыслы. В СССР своих 152 мм пушек на железнодорожном ходу в массовом производстве не было: пушки Канэ 6 дюймов/45 калибров считались устаревшим, а производство новых ограничилось экспериментальной батареей, которая была отправлена на сухопутный фронт, где и погибла (Энциклопедия отечественной артиллерии). Вероятно, 152 мм 10 ожадн это 3 экспериментальные пушки и 3 прибалтийские пушки Канэ 6 дюймов/45 калибров (1 латышская и 2 (?) эстонских). 1 и 2 батарея - это латышский бронепоезд № 1, который 25 мая ушел под откос.

rimas: Нашел некоторые данные о латышских бронепоездах на сайте http://www.vesture.eu/index.php/Kategorija:Brunuvilcieni и в книге «Latviešu karavīrs zem sarkanabaltsarkanā karoga», 2008 г. (Игорс Варпа, «Латышские воины под белокраснобелым флагом»). Переводил с латышского с сокращениями, поэтому могут быть неточности. Также в этих источниках не все совпадает. Обобщил, получилось следующее. Бронепоезд № 1 Строился с 3 января по 21 мая 1919 в Шкиротавских ж/д мастерских (Рига) для Латвийской Красной армии, однако в результате акта саботажа большевики, отступая из Риги, не смогли увести поезд с собой, и он попал в руки немецкого ландвера. Введён в строй 22 мая 1919. Командир штабс-капитан Янис Лавениекс. Состав: - 1 частично бронированный паровоз (с марта 1920 добавлен ещё один) - 4 двухосных броневагона (артиллерийские вагоны покрыты железными листами, пулемётные – двойными досками с песком между ними, крыша – железные листы) - 9 двухосных товарных вагонов - 2 двухосных пассажирских вагона - вагон-кухня - 2 двухосные платформы. Вооружение: 77-мм полевое и 88-мм морское орудия, 37-мм митральеза, 10 пулемётов (с марта 1920 добавлено ещё 6), две 76,2-мм зенитные пушки (с марта 1920). Бронепоезд в составе немецкой «Железной дивизии» участвовал в боях под Цесисом, 11 июня подчинён белогвардейскому корпусу полковника Вирголича. 22 июля 1919 поезд захватили латыши (так и не понял, как им это удалось), он вошёл в состав латышской армии, получил название «Бронепоезд № 1», после чего отправился воевать против большевиков в Латгалию. Осенью того же года участвовал в боях против бермонтовцев. В декабре снова на Латгальском фронте. По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу (командир старший лейтенант Gailītis). Бронепоезд № 2 „Komunistu iznicinātājs” («Истребитель коммунистов») Бронепоезд 1-го Валмиерского полка, сформирован в июне 1919 в Крустпилсе на базе брошенных вагонов-морозильников. Работами руководил командир 8-й роты Валмиерского полка ст. лейтенант Ронис (Роне), который и стал первым командиром бронепоезда. Состав: - бронепаровоз, - 4 двухосных броневагона (с августа 1920 ещё один броневагон с орудием во врщающейся башне). Вооружение: 114,3-мм полевая гаубица системы «Виккерс» (получена от эстонцев, в июле 1919 года 5-й эстонский полк ушёл, забрав гаубицу на свой поезд), затем 105-мм гаубица, 9 пулемётов. Принимал участие в войне с бермонтовцами осенью 1919, а также с красной Армией под Ригой и в Латгалии. 16 июня 1919 года в 2-х км от станции Трепе произошел бой бронепоезда с бепо красных с названием "Истребитель Буржуазии", который, получив повреждения, отступил. В связи с этим 16 июня стало днём полка бронепоездов. 4 января 1920 в Латгалии участвовал в бою с бронепоездом № 87 "3-й Интернационал" (или в январе с бепо «Черномор» и «Стенька Разин», данные разнятся). По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу, однако затем в ноябре того же года на короткое время был переведён в Лиепаю для усиления гарнизона. Бронепоезд № 3 Сформирован в октябре 1919 в железнодорожных мастерских депо станции Зиланы. Работами руководил и первым командиром поезда стал капитан А.Паулоцкис (до февраля 1920, затем ст. лейтенант К.Ритерс, с октября 1920 – ст. лейтенант Е.Ванагс). Состав: - 1 частично бронированный паровоз - 3 (?) броневагона (покрыты железными листами толщиной 6 мм) Вооружение: 77-мм орудие и 105-мм гаубица, 6 пулемётов (по некоторым данным, с 10.11.1919 получил ещё одну 105-мм гаубицу). Первый бой принял под Олайне 12 ноября 1919. 17 ноября передислоцирован под Крустпилс, где 10 января 1920 состоялся бой с двумя бронепоездами Красной Армии («Ленин» и «Смерть или победа»), один из которых был сильно повреждён. 13 января передислоцирован в Латгалию для взаимодействия с польской армией. 20-21 января участвовалв освобождении Резекне, высадив десант ландсвера (50 человек) у деревни Балбишай. 27 апреля 1920 в бою с большевиками у станции Ритупе погиб командир поезда Ритерс, его временно сменил ст. лейтенант К.Либертс, а в октябре ст. лейтенант Е.Ванагс. По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу, однако затем в ноябре того же года переведён в Даугавпилс для усиления гарнизона. После расформирования полка бронепоездов 3 февраля 1940 дальнейшая судьба не известна. Бронепоезд № 4 Захвачен в качестве трофея 12-й ротой 7-го Сигулдского пехотного полка у бермонтовцев в ноябре 1919 сошедшим с рельсов на линии Елгава-Тукумс. Отремонтирован в железнодорожных мастерских депо Елгавы под руководством лейтенанта Гринберга. Командир ст. лейтенант А.Крауклис (с 4 марта 1920 ст. лейтенант К.Либертс). Состав: - 1 частично бронированный паровоз - 4 броневагона (в декабре 1919 получены ещё 2 броневагона бронепоезда №5) Вооружение: два 77-мм орудия, две 50-мм пушки, 6 пулемётов. С 14 декабря 1919 находился в Елгаве в резерве армии. В январе 1920 отправлен в Латгалию для борьбы с большевиками. По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу. После расформирования полка бронепоездов 3 февраля 1940 дальнейшая судьба не известна. Бронепоезд № 5 "Kalpaks" Сформирован 28 октября 1919 в железнодорожных мастерских депо станции Лиепая под руководством инженера Спрога. Командир ст. лейтенант А.Клестровс (погиб в бою 4 ноября 1919, его сменил ст. лейтенант Я.Добелис, с 30 ноября – ст. лейтенант К.Либертс). Состав: - 1 частично бронированный паровоз - 2 броневагона - 1 платформа. Вооружение: 12-дюймовое (305-мм) морское орудие, 2 пулемёта. Сразу же после формирования в ноябре 1919 принял участие в боях против бермонтовцев под Лиепаей, затем охранял мосты через р. Вента. В декабре 1919 расформирован, матчасть передана бронепоезду № 4. Бронепоезд "Pikols" Узкоколейный бронепоезд, действовал в районе Лиепаи.

Ornst: rimas Большое Спасибо



полная версия страницы