Форум » Бронепоезда (Armored trains) » Бронепоезда Латвии » Ответить

Бронепоезда Латвии

Ornst: Из Малмассари Кстати, бронепоезд с площадкой тип Красное Сормово в конце концов достался немцам.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Анжей: М. Коломиец. «Бронепоезда Великой Отечественной» К лету 1940 года латышская армия имела всего два бронепоезда (NQ 1 и NQ 2), входивших в состав сформированного еще в 1936-м бронепоездного дивизиона. Причем эта часть считалась территориальной и должна была развертываться только в случае начала боевых действий, поэтому составы находились на консервации. Дислоцировался дивизион на станции Виндава. После того, как Латвия вошла в состав СССР, оба бронепоезда включили в состав 10-го отдельного железнодорожный артиллерийский дивизион Балтийского флота. Каждый состав состоял из бронепаровоза, четырех 2-осных и одной 4-осной бронеплошадок. Причем 4-осные (изготовления завода («Красное Сормово») были захвачены латышами еще в 1919 году в ходе боев с частями Красной Армии. 25 мая 1941 года во время учебного выхода бронепоезд NQ 1 сошел с рельс и упал под откос, где пролежал до 18 июня - не было необходимого для его подъема оборудования. 18-20 июня с помощью железнодорожного крана удалось поднять состав, который доставили для ремонта в депо станции Виндава. К утру 22 июня привели в боеспособное состояние четыре двухосных бронеплошадки (две с 8З-мм английской полевой пушкой и четырьмя - пятью пулеметами Максима на каждой, одна с 40-мм зениткой «Бофорс» и четырьмя Максимами и последняя с 37 мм пятиствольной пушкой Гочкиса и двумя Максимами) и бронепаровоз Ов NQ 478. Четырехосную сормовскую бронеплошадку восстановить не удалось - у нее заклинило башни и перекосило бронекорпус. По другим данным в состав дивизиона входили также 2 105 мм гаубицы и 2 пушки Канэ. Попытался идентифицировать известные фото латвийского дивизиона. Нумерация фото верхний ряд 1-2, нижний ряд 3-4. Фото 1. Фото 2. Фото 3. Бронеплощадка с пушкой Канэ. Фото 4. Фото 5-7. Бронеплощадка с пушкой Канэ. Судя по камуфляжу та же что и на фото 3. Фото 8. Фото 9. На переднем плане предположительно 2 двухосные бронеплощадки с 8З-мм английской полевой пушкой. Далее возможно 4-х осная типа «Красное Сормово» Фото 10. Германская 105 мм гаубица. Фото 11. Бронеплощадка с германской 105 мм гаубицей Фото 12. Фото 13. Бронеплощадка с пушкой Канэ. Судя по камуфляжу та же что и на фото 3, 5-7. Фото 14. Бронеплощадка с 37 мм пятиствольной пушкой Гочкиса. Фото 15.

прибалт: Анжей Какие же все таки бронепоезда были в составе 10 ожадн КБФ?

Анжей: Официальные данные. В состав 10 Ожадн входили: 193 батарея - 3*152 мм 194 батарея - 3*152 мм 1 батарея - 2*76 мм 2 батарея - 2*76 мм Мои домыслы. В СССР своих 152 мм пушек на железнодорожном ходу в массовом производстве не было: пушки Канэ 6 дюймов/45 калибров считались устаревшим, а производство новых ограничилось экспериментальной батареей, которая была отправлена на сухопутный фронт, где и погибла (Энциклопедия отечественной артиллерии). Вероятно, 152 мм 10 ожадн это 3 экспериментальные пушки и 3 прибалтийские пушки Канэ 6 дюймов/45 калибров (1 латышская и 2 (?) эстонских). 1 и 2 батарея - это латышский бронепоезд № 1, который 25 мая ушел под откос.


rimas: Нашел некоторые данные о латышских бронепоездах на сайте http://www.vesture.eu/index.php/Kategorija:Brunuvilcieni и в книге «Latviešu karavīrs zem sarkanabaltsarkanā karoga», 2008 г. (Игорс Варпа, «Латышские воины под белокраснобелым флагом»). Переводил с латышского с сокращениями, поэтому могут быть неточности. Также в этих источниках не все совпадает. Обобщил, получилось следующее. Бронепоезд № 1 Строился с 3 января по 21 мая 1919 в Шкиротавских ж/д мастерских (Рига) для Латвийской Красной армии, однако в результате акта саботажа большевики, отступая из Риги, не смогли увести поезд с собой, и он попал в руки немецкого ландвера. Введён в строй 22 мая 1919. Командир штабс-капитан Янис Лавениекс. Состав: - 1 частично бронированный паровоз (с марта 1920 добавлен ещё один) - 4 двухосных броневагона (артиллерийские вагоны покрыты железными листами, пулемётные – двойными досками с песком между ними, крыша – железные листы) - 9 двухосных товарных вагонов - 2 двухосных пассажирских вагона - вагон-кухня - 2 двухосные платформы. Вооружение: 77-мм полевое и 88-мм морское орудия, 37-мм митральеза, 10 пулемётов (с марта 1920 добавлено ещё 6), две 76,2-мм зенитные пушки (с марта 1920). Бронепоезд в составе немецкой «Железной дивизии» участвовал в боях под Цесисом, 11 июня подчинён белогвардейскому корпусу полковника Вирголича. 22 июля 1919 поезд захватили латыши (так и не понял, как им это удалось), он вошёл в состав латышской армии, получил название «Бронепоезд № 1», после чего отправился воевать против большевиков в Латгалию. Осенью того же года участвовал в боях против бермонтовцев. В декабре снова на Латгальском фронте. По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу (командир старший лейтенант Gailītis). Бронепоезд № 2 „Komunistu iznicinātājs” («Истребитель коммунистов») Бронепоезд 1-го Валмиерского полка, сформирован в июне 1919 в Крустпилсе на базе брошенных вагонов-морозильников. Работами руководил командир 8-й роты Валмиерского полка ст. лейтенант Ронис (Роне), который и стал первым командиром бронепоезда. Состав: - бронепаровоз, - 4 двухосных броневагона (с августа 1920 ещё один броневагон с орудием во врщающейся башне). Вооружение: 114,3-мм полевая гаубица системы «Виккерс» (получена от эстонцев, в июле 1919 года 5-й эстонский полк ушёл, забрав гаубицу на свой поезд), затем 105-мм гаубица, 9 пулемётов. Принимал участие в войне с бермонтовцами осенью 1919, а также с красной Армией под Ригой и в Латгалии. 16 июня 1919 года в 2-х км от станции Трепе произошел бой бронепоезда с бепо красных с названием "Истребитель Буржуазии", который, получив повреждения, отступил. В связи с этим 16 июня стало днём полка бронепоездов. 4 января 1920 в Латгалии участвовал в бою с бронепоездом № 87 "3-й Интернационал" (или в январе с бепо «Черномор» и «Стенька Разин», данные разнятся). По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу, однако затем в ноябре того же года на короткое время был переведён в Лиепаю для усиления гарнизона. Бронепоезд № 3 Сформирован в октябре 1919 в железнодорожных мастерских депо станции Зиланы. Работами руководил и первым командиром поезда стал капитан А.Паулоцкис (до февраля 1920, затем ст. лейтенант К.Ритерс, с октября 1920 – ст. лейтенант Е.Ванагс). Состав: - 1 частично бронированный паровоз - 3 (?) броневагона (покрыты железными листами толщиной 6 мм) Вооружение: 77-мм орудие и 105-мм гаубица, 6 пулемётов (по некоторым данным, с 10.11.1919 получил ещё одну 105-мм гаубицу). Первый бой принял под Олайне 12 ноября 1919. 17 ноября передислоцирован под Крустпилс, где 10 января 1920 состоялся бой с двумя бронепоездами Красной Армии («Ленин» и «Смерть или победа»), один из которых был сильно повреждён. 13 января передислоцирован в Латгалию для взаимодействия с польской армией. 20-21 января участвовалв освобождении Резекне, высадив десант ландсвера (50 человек) у деревни Балбишай. 27 апреля 1920 в бою с большевиками у станции Ритупе погиб командир поезда Ритерс, его временно сменил ст. лейтенант К.Либертс, а в октябре ст. лейтенант Е.Ванагс. По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу, однако затем в ноябре того же года переведён в Даугавпилс для усиления гарнизона. После расформирования полка бронепоездов 3 февраля 1940 дальнейшая судьба не известна. Бронепоезд № 4 Захвачен в качестве трофея 12-й ротой 7-го Сигулдского пехотного полка у бермонтовцев в ноябре 1919 сошедшим с рельсов на линии Елгава-Тукумс. Отремонтирован в железнодорожных мастерских депо Елгавы под руководством лейтенанта Гринберга. Командир ст. лейтенант А.Крауклис (с 4 марта 1920 ст. лейтенант К.Либертс). Состав: - 1 частично бронированный паровоз - 4 броневагона (в декабре 1919 получены ещё 2 броневагона бронепоезда №5) Вооружение: два 77-мм орудия, две 50-мм пушки, 6 пулемётов. С 14 декабря 1919 находился в Елгаве в резерве армии. В январе 1920 отправлен в Латгалию для борьбы с большевиками. По окончании войны в августе 1920 передислоцирован в Ригу. После расформирования полка бронепоездов 3 февраля 1940 дальнейшая судьба не известна. Бронепоезд № 5 "Kalpaks" Сформирован 28 октября 1919 в железнодорожных мастерских депо станции Лиепая под руководством инженера Спрога. Командир ст. лейтенант А.Клестровс (погиб в бою 4 ноября 1919, его сменил ст. лейтенант Я.Добелис, с 30 ноября – ст. лейтенант К.Либертс). Состав: - 1 частично бронированный паровоз - 2 броневагона - 1 платформа. Вооружение: 12-дюймовое (305-мм) морское орудие, 2 пулемёта. Сразу же после формирования в ноябре 1919 принял участие в боях против бермонтовцев под Лиепаей, затем охранял мосты через р. Вента. В декабре 1919 расформирован, матчасть передана бронепоезду № 4. Бронепоезд "Pikols" Узкоколейный бронепоезд, действовал в районе Лиепаи.

Ornst: rimas Большое Спасибо



полная версия страницы