Форум » Бронепоезда (Armored trains) » Бронепоезда 38-го ОДБП » Ответить

Бронепоезда 38-го ОДБП

Ornst: Источник: Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 —1945 18 ноября 1941 года в кабинете начальника паровозного депо Челябинск В. И. Трегубенко проводилось необычное совещание. Заместитель начальника паровозной службы Южно-Уральской железной дороги А. А. Шелягин познакомил челябинских паровозников с заданием Государственного Комитета Обороны: трудящимся Южно-Уральской магистрали предстояло построить пять бронепоездов, из них два в цехах депо Челябинск. По предложению секретаря парткома депо М. Б. Селиванова было принято решение выделить для работ по оборудованию стальных крепостей большую группу ремонтников, возглавляемых мастерами К. П. Кондаковым, Н. А. Молодцовым, Н. И. Новиковым. Техническим руководителем строительства был назначен старший инженер техбюро В. И. Мороз. В помощь ему управление дороги командировало конструкторов Сахачевского, Воронина, Проценко. В кратчайший срок они должны были разработать рабочие чертежи основных узлов бронепоезда и передать их исполнителям. Комиссаром строительства стал секретарь узлового парткома А. П. Рождественский. — Мы работали днем и ночью. Восемнадцатичасовой рабочий день считался нормой. Все понимали: бронепоезда очень были нужны фронту,— вспоминает один из строителей бронепоезда, почетный железнодорожник В. В. Вишневский. Многочисленные трудности возникали у строителей. Вначале предполагалось, что опорные кольца поворотных механизмов орудийных башен будут производиться на челябинских заводах. Но необходимых станков не оказалось. Тогда за дело взялись ремонтники депо Челябинск. Было решено использовать бандажи паровозных колес. Для этого с каждого стального бандажа надо было снять по 45—70 миллиметров металла. Даже опытному токарю при расточке требовалось не менее 20 часов на эту операцию. Токарь-бандажник К. С. Чипышев предложил образец нового резца. В кратчайший срок уральский умелец М. И. Красников изготовил по чертежу необходимый резец. Время на обработку бандажей под кольца сократилось почти в четыре раза. Бывший мастер депо Н. А. Молодцов рассказывает: — Начальник депо В. И. Трегубенко вызвал меня и говорит: «За четыре дня на бронепоезде необходимо установить пулеметы». А на каждой бронеплощадке должно быть по четыре станковых пулемета. К работе была привлечена вся бригада по ремонту станков, руководимая А. М. Першаниным. Работали, не зная усталости, но выполнили задание за трое суток. Работы по строительству первого бронепоезда «Челябинский железнодорожник» были закончены к 24 декабря 1941 года. А 27 декабря на обкатку выехал и второй бронепоезд, названный «Южноуральский железнодорожник». Технические испытания обеих машин прошли успешно. Командир 4-й бронеплощадки «Южноуральского железнодорожника» В. Я. Куплевахский из Харькова так характеризовал боевые возможности челябинских бронепоездов: «Бронеплощадки были оснащены своеобразно. Каждая имела одну широкую башню, поворачиваемую вручную. Были установлены французские пушки выпуска 1918 года, сохранившиеся с гражданской войны. Перед отправкой орудий для армий Колчака их стволы расточили под калибр 76,2 миллиметра. При стрельбе с невысоким углом возвышения ствола такие орудия оправдывали свое назначение. На каждом борту бронеплощадки имелись скорострельные «браунинги» и ручные пулеметы Дегтярева. Личное оружие многих красноармейцев составляли трофейные японские винтовки образца 1916 года. С широкими тесаками, примкнутыми к стволу, винтовки торчали выше бойцов, владевших ими. «Интернациональный» характер вооружения и обмундирования бойцов свидетельствовал о крайне трудном времени, переживаемом Красной Армией зимой 1941 —1942 годов». Кроме того, бойцы бронепоездов самостоятельно усиливали бронепоездные средства ПВО. Как вспоминал командир бронеплощадки № 4 бронепоезда «Южноуральский железнодорожник» 38-го ОДБП В.Я.Куплевахский, бойцы по дороге на фронт снимали авиапушки с поврежденных самолетов ИЛ-2 и устанавливали на площадках. Это значительно уплотняло систему огня и позволяло бронепоезду вести десятичасовой бой, отражая налеты тридцати «юнкерсов» у станции Расховец. 16 февраля 1942 года железнодорожники Южно-Уральской магистрали провожали стальные крепости на фронт. Старшим паровозным бригадиром стал участник гражданской войны И. 3. Васильев. В апреле 1942 года в первых боях на Мценском направлении благодарность командования получили машинисты С.Д.Перминов, В.Ф.Югов, Г.Чуяшенко, помощники машинистов А.Ф.Потапенко, М.П.Бакин, Е.А.Бруско. В боях под Курском погиб В.Ф.Югов, смертельно был ранен и умер в госпитале Г.Чуяшенко. Заменил Владимира Югова помощник машиниста А.Ф.Потапенко. Не раз он водил бронепоезд в бой, но однажды взрывом авиабомбы его выбросило из будки паровоза, ранило семью осколками. Был он почти на грани смерти. И все же молодой машинист выжил. Последний бой Потапенко провел под городом Плоешти в Румынии. 9 мая 1942 года в распоряжение 40-й армии были переданы бронепоезда «Челябинский железнодорожник» и «Южноуральский железнодорожник» 38-го дивизиона под командованием одного из героев обороны Тулы майора В.А.Коржевского. Бронепоезду № 1 «Челябинский железнодорожник» старшего лейтенанта Шуркевича вместе с бронепоездом № 9 «Дзержинец» было определено место на станции Черемисиново. А бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» старшего лейтенанта И.Е.Орлова располагался в заросшей молодым лесом выемке в шести километрах западнее разъезда Расховец. В историческом формуляре 38-го ОДБП есть такая запись: «28.06.1942 г. первый бронепоезд был сожжен в Черемисиново при бомбардировке с воздуха, второй бронепоезд взорван в связи с невозможностью прохода через ст. Мармыжи». Бронепоезд № 2 «Южноуральский железнодорожник» под командованием старшего лейтенанта И. Е. Орлова находился в выемке у разъезда Расховец. — Получив данные о приближении авиации противника, старший машинист сержант М. Е. Купцов, его помощники старшина Ф.Дедюев и младший сержант Е.А.Бруско по приказанию старшего лейтенанта И. Е. Орлова вывели бронепоезд для маневрирования. Бойцы заняли места у орудий и зенитных установок,— рассказывает военфельдшер, майор в отставке А.Ф.Косоногое.— Вскоре группа из 18 самолетов начала бомбить поезд. Первые залпы по приближающимся «юнкерсам» дали артиллеристы с бронеплощадки лейтенанта И.В.Уварова. Один из самолетов загорелся. Между тем «юнкерсы» продолжали пикировать. Бомбы рвались вокруг стальной громады. Осколки били в броневые листы. Погиб бесстрашный пулеметчик Виктор Смирнов, от контузии у орудия умер артиллерист Владимир Дудин, был ранен командир бронеплощадки лейтенант С.Н.Шалаев. Через полчаса атака бомбардировщиков повторилась. Пикировал первый, второй... девятый. Но плотный огонь зенитчиков бронепоезда не позволял вести прицельное бомбометание. Гитлеровцы потеряли еще один самолет, он взорвался в лесу северо-западнее разъезда. Рассказывает командир бронепоезда, полковник в отставке И.Е.Орлов: «Во время третьего налета тяжело был ранен в ногу командир зенитного взвода лейтенант Николай Васильевич Сиукаев, однако он еще долго оставался в строю и подавал команды. Тяжелое ранение получили пулеметчик Алексей Таранухин, парторг бронепоезда рядовой В.Симаков. Бомба малого калибра разорвалась между бронеплощадками и вырвала кусок рельса. Восстановительная бригада из бойцов огневых расчетов под руководством техника-лейтенанта П.С.Шубина немедленно начала ремонтные работы. Было принято оригинальное решение. Бойцы заровняли воронку, положили плотным рядом несколько шпал, выпилили по размеру вырванного рельса сухой дубовый брус, закрепили его на подкладке, и... двухсоттонная машина медленно перекатилась по этому импровизированному пути. Не успели это сделать, как другая группа «юнкерсов» стала заходить на бомбометание. Огненная трасса, выпущенная из пулемета командиром бронеплощадки младшим лейтенантом В.Я.Куплевахским, резанула по фюзеляжу одного из самолетов. Охваченный пламенем, он скрылся за ближайшим лесом. Налеты, бомбежки, маневры бронепоезда на перегоне разъезд Расховец — станция Мармыжи продолжались до полудня. К вечеру гитлеровцы, видя, что зенитный огонь не прекращается, решили огнем из своих пушек и пулеметов вывести из строя личный состав. Зенитчики стали уходить под защиту броневых листов. Теперь им было труднее вести своевременный прицельный огонь, и они начали бить по самолетам, когда те выходили из пике». Бой бронепоезда с авиацией противника длился 14 часов. Более десяти воздушных атак отразил в тот день экипаж бронепоезда. Его воины сбили пять вражеских самолетов. К исходу дня, когда кончились боеприпасы, бронепоезд отошел к станции Мармыжи. Была создана восстановительная команда во главе с комиссаром поезда П.А.Горкушенко. Но станция была практически стерта с лица земли многочасовой бомбежкой. Были разрушены все станционные строения, сожжены десятки вагонов. Их обгоревшие остовы чернели по всей территории. Взрывами бомб в гигантский клубок были свернуты искореженные рельсы с обожженными шпалами. Сил экипажа бронепоезда явно не хватало для восстановления даже одного пути. А сзади напирали вражеские танки. Они разгромили базу бронепоезда, стоявшую на разъезде Расховец, расстреляли паровоз и вагоны с близкого расстояния. Защищаться от танков было нечем: за день боев практически израсходовали все боеприпасы. Бойцы сняли с бронепоезда стрелковое вооружение. Заряды тола в топке паровоза, орудийных башнях, на зенитной площадке взорвали разом. Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» не достался врагу. Фотографии разбитого БЕПО "Южноуральский железнодорожник"

Ответов - 0



полная версия страницы