Форум » Книги » "Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август - сентябрь 1941 г.)" » Ответить

"Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август - сентябрь 1941 г.)"

Моонзундец: Вышла в свет книга бывшего Главного Штурмана ВМФ СССР Радия Анатольевича Зубкова "Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август - сентябрь 1941 г.): События, оценки, уроки". Издательство - "Кучково поле" (Москва), год издания - 2012! (Реально книга вышла из печати ровно неделю назад ). Издание - "комплексное": книга (собственно "Военно-исторический труд") объёмом в 592 страницы + компакт-диск объёмом 36,6 МБ с 3 картами и текстом 1.416 архивных документов на 1.246 "компьютерных" страницах. По охвату и анализу документов и материалов сей труд не имеет аналогов среди изданий по истории Советского ВМФ в период Великой Отечественной войны, а дальше, как говорится, "без комментариев" - читайте сами! Объвленный тираж - 3.000 экземпляров, фактический - значительно меньший (знаю, но не скажу - "коммерческая тайна"). Книга начнёт распространяться в январе - феврале следующего года исключительно автором и заказавшим её "Клубом Адмиралов и Генералов ВМФ". Ориентировочная цена - порядка 1 тысячи рублей. Заинтересованные в приобретении книги могут обращаться ко мне здесь "открыто", в "Личных сообщениях" и по моему домашнему электронному адресу - Радий Анатольевич обещал мне обеспечить книгой всех И в конце этого сообщения - "личное". Мы познакомились с Радием Анатольевичем почти полтора десятилетия назад в читальном зале бывшего АО ЦВМА в самом начале его работы над этим трудом. С годами нашего сотрудничество переросло в близкое знакомство, я бывал "по делу" и просто "в гостях" в доме адмирала Зубкова, он фактически "в любое время дня и ночи" мог обратиться ко мне за необходимой ему консультацией, за "координатами" коллег или за помощью в переводе интересующего иностранного текста, и я очень надеюсь, что максимально смог помочь ему по всем интересующим вопросам. И этим заслужил то, что на страницах 15 - 16 книги в списке многочисленных поименованных "бескорыстных служителей военно-морской истории, предоставивших документы для настоящего труда из личных архивов и библиотек ... (и т.д. и т.п. по тексту)" после участника войны и моего уважаемого соавтора капитана 1-го ранга В.Г.Реданского моё имя упомянуто на почётном втором месте!

Ответов - 40, стр: 1 2 All

прибалт: Можно увидеть оглавление книги и список использованных источников?

Моонзундец: прибалт пишет: Можно увидеть оглавление книги и список использованных источников? Конечно, можно - в самой книге и на диске "Содержание" занимает страницы книги с 582-й по 591-ю, список источников: краткий - страницы 9-я - 12-я книги, полный - 2-ю -48-ю страницы в текстовом "Приложении" на диске. Как и в каком виде весь этот объём выложить здесь - ...?

прибалт: Содержание и краткий список источников можно выложить здесь на форуме.

Моонзундец: Повторю свой вопрос: Моонзундец пишет: Как и в каком виде весь этот объём выложить здесь - ...? То есть я спросил ни "Где?", а "Как и в каком виде?"

прибалт: Моонзундец пишет: а "Как и в каком виде?" В любом. Можно сканами страниц.

Моонзундец: прибалт пишет: Моонзундец пишет: цитата: а "Как и в каком виде?" В любом. Можно сканами страниц. Увы, нельзя... Ибо только что получил письменное разъяснение от автоа книги: "Скажите Прибалту, что автор не разрешает публиковать свою книгу в сети даже частями".

прибалт: Моонзундец пишет: "Скажите Прибалту, что автор не разрешает публиковать свою книгу в сети даже частями". Даже содержание нельзя? Ну как говорится: на нет и суда нет! Все равно кто нибудь выложит.

Перес: Уважаемый Константин Борисович! Очень-очень хочется приобрести данный труд! Как это возможно сделать? И ещё - можно ли повесить данную ссылку на "Цусиме", думаю желающие найдутся и там. С Наступающим, Александр

Моонзундец: Уважаемый Александр! И Вас с наступающим! Перес пишет: можно ли повесить данную ссылку на "Цусиме", думаю желающие найдутся и там. Конечно, можно! Там уже должны была дать ссылку на http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=6360.msg216665#msg216665 Но выставьте и Вы свою на эту страничку. Перес пишет: Очень-очень хочется приобрести данный труд! Как это возможно сделать? Сообщите мне в "Личных сообщениях" или по домашнему электронному адресу свои "координаты", и я внесу Вас в уже начатый мной вчера список желающих, а, как только появятся книги, уточним детали.

Перес: Огромное спасибо! Уже написал на мейл. С Новым Годом!

Tanja: Моонзундец пишет: "Скажите Прибалту, что автор не разрешает публиковать свою книгу в сети даже частями". Жаль. Я тоже хотела бы познакомится с источниками. Я всегда смотрю в магазине в начале именно этот часть и после этого решаю, купить или не купить ...

Моонзундец: Вместе с новогодним поздравлением получил от Радия Анатольевича следующую информацию: "...всё же, думаю, что нужно дать на форумы следующую информацию о книге: - содержание без перечня рисунков и таблиц (три странички); - обобщённый перечень документов со с.9-12 Предисловия; - приложение 6 "Библиография" (с. 543-554). Всего 18 страниц". Что я обязательно здесь сделаю, как только введу в строй сканнер.

OFS: У меня был знакомый Владимир Осипович Гурецкий, военный гидрограф, участник перехода. Но я был пацан тогда, иначе порасспросил бы основательно и записал. Увы.

Моонзундец: Радий Анантольевич вошёл в моё "бессканнерное" положение и выслал в мой адрес необходимые тексты, которые я начну публиковать со следующего сообщения в этой теме, чтобы все заинтересованные заранее могли ознакомиться подробно с содержанием и источниками, использ-ованными для написания книги.

Моонзундец: "ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ Настоящий труд посвящен одной из крупнейших морских операций Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., проведенной в ее первом периоде Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) по решению Верховного главнокомандующего (ВГК) под руководством Военного совета Северо-Западного направления (СЗН) в рамках Ленинградской стратегической оборонительной операции. Содержанием операции, в соответствии с задачей, поставленной КБФ Военным советом СЗН , был вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 225 кораблей и судов КБФ и государственных морских пароходств Балтийского бассейна с 28,6 тыс. военнослужащих армии и флота и 13,4 тыс. гражданских лиц и вольнонаемных служащих флота. В ходе Таллинского прорыва КБФ пришлось преодолеть ожесточенное противодействие врага, так как Гитлер приказал группе армий «Север» не допустить отхода флота и войск из Эстонии к Ленинграду, уничтожить их в Финском заливе на блокадном рубеже, фактически простиравшемся от Таллинского залива на западе до Лужской губы на востоке. Он состоял из: Юминдской минно-артиллерийской позиции (ЮМАП), группировки торпедных катеров, а также группировки авиации, господствовавшей в воздухе над Финским заливом на всем протяжении этого рубежа. Форсирование 225 кораблями и судами КБФ Юминдской минно-артиллерийской позиции событие, не имеющее аналогов во всемирной военно-морской истории. Спасение 16 тыс. человек с погибших кораблей и судов и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11 тыс. спасенных — бессмертный подвиг моряков-балтийцев. По мнению автора, военные и военно-морские историки, а также писатели, тяготеющие к военно-морской истории, не подвергли Таллинский прорыв достаточно глубокому анализу, не извлекли из него уроки, имеющие непреходящее значение не только для ВМФ, но и для Вооруженных сил России в целом, притом как сегодня, так и в обозримом будущем. Речь идет, прежде всего, о проблема х управления силами и войсками и организации взаимодействия их объединений (соединений) при подготовке и ведении морских операций в рамках операций, проводимых межвидовым стратегическим объединением Вооруженных сил России. Большинство публикаций, посвященных прорыву, и даже некоторые официальные издания либо недостаточно полно характеризуют эту операцию, либо не опираются в необходимой мере на архивные документы. Нередко эти публикации содержат перечисление ошибок руководителей прорыва или безрасчетные предложения «правильных действий», которые, по их мнению, должно было предпринимать командование КБФ в августе — сентябре 1941 г. Авторы таких «предложений» имеют, как правило, слабое представление об оперативно-тактической и стратегической обстановке тех дней. Нередко их предложения основываются на сведениях о действиях противника, ставших известными лишь после войны. Обычно в публикациях недостаточно освещаются события, предшествовавшие Таллинскому прорыву и вызвавшие необходимость его проведения, а также сопровождавшие прорыв трудности. Многие из публикаций содержат различные мифы и легенды, очень спорные сравнения с другими операциями советского, российского императорского и зарубежных флотов, прямые искажения фактов. Пишут о «спланированности» командованием КБФ больших потерь при прорыве, об ошибочном выборе маршрута прорыва, о неправильном построении походного порядка прорывавшихся сил, о разгроме конвоев семью немецкими бомбардировщиками, об обстреле своих торпедных катеров, о «бегстве» боевых кораблей отконвоев. Проводят сомнительные сравнения Таллинского прорыва с разгромом союзного конвоя PQ-17 (1942), Дюнкеркской эвакуацией союзных войск (1940), Цусимским сражением (1905) и даже со 2-м Роченсальмским сражением (1790).В ряде публикаций поверхностно рассмотрены деятельность авиации противника и ВВС КБФ, спасательныe действия, слабо раскрыта роль органов и должностных лиц стратегического уровня руководства как в принятии решения на прекращение обороны Таллина и отход из него, так и в руководстве прорывом сил КБФ и конвоев с защитниками его главной базы в Кронштадт, в организации взаимодействия КБФ и ЛФ при подготовке и в ходе прорыва. Занижен масштаб операции: например, перевозка людей, спасенных с погибших кораблей, с островов Финского залива, на которые они были высажены спасательными силами, в Кронштадт почему-то рассматривается вне рамок Таллинского прорыва. Ни в одной из известных публикаций не названы обоснованные документами количество и поименный состав всех кораблей и судов, участвовавших в прорыве и погибших в ходе него. То же относится и к числу людей, вышедших из Таллина, погибших в ходе прорыва и прибывших в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград. Лишь в одной-двух публикациях о Таллинском прорыве имеется несколько иллюстративных материалов (фотографий, схем), не отражающих масштаба этой морской операции и не служащих увековечению памяти ее участников. Наконец, дается, как правило, либо бездоказательно высокая, либо незаслуженно уничижительная общая оценка результатов Таллинского прорыва, причем последняя базируется лишь на волюнтаристском и одностороннем подходе к определению и оценке потерь в ходе этой операции. В результате Таллинского прорыва в оборону Ленинграда влились 11,3 тыс. закаленных в боях на сухопутном фронте бойцов и командиров 10-го ск и КБФ, а также 163 корабля и судна с 6,9 тыс. моряков-балтийцев, обогащенных опытом поддержки армии действиями на море и с моря. КБФ выполнил задачу, поставленную Военным советом СЗН. ...".

Моонзундец: "... Автор в 1998–2011 гг. предпринял попытку избавить историю Таллинского прорыва от названных выше недостатков. Результатом выполненного исследования является предлагаемый читателям военно-исторический труд. Его содержанием являются, во-первых, описание и анализ хода военных действий в Прибалтике и на Балтийском море с точки зрения влияния происходивших там событий на необходимость и продолжительность обороны Таллина, на определение момента отхода из него, а также на успешность выполнения эвакуации войск и прорыва флота в Кронштадт, Ораниенбаум, Ленинград. Во-вторых, на документальной основе рассмотрены вопросы принятия решения на прорыв, планирования прорыва и подготовки сил к нему, организации посадки эвакуируемых войск и гражданских лиц на корабли и суда, действий прорывавшихся и обеспечивавших прорыв сил КБФ, противодействия противника прорыву. В-третьих, определены фактический масштаб и итоги операции в цифрах, позволяющих доказательно характеризовать ее результат как выполнение поставленной задачи. Произведен подробный анализ различных оценок и суждений о Таллинском прорыве, критический разбор множества мифов и легенд о нем, связанных с именами известных историков, писателей и некоторых участников прорыва. В-четвертых, сформулированы выводы из опыта проведения этой операции (с особым упором на вопросы боевого управления и взаимодействия) и уроки, имеющие значение для военного строительства в России сегодня и в перспективе. В-пятых, излагаемые события и деятельность в них участников прорыва иллюстрируются большим количеством фотографий людей, кораблей и судов (советских и противника), а также посвященных прорыву памятных знаков и сооружений. Три карты-схемы (на CD диске) с нужной полнотой демонстрируют оперативную обстановку, действия КБФ и противника при выполнении Таллинского прорыва. Многие данные, представленные в настоящем военно-историческом труде, отличаются от аналогичных данных, опубликованных автором в «Военно-историческом журнале» в 2001–2005 гг. Это объясняется получением в ходе последующего исследования новой информации. В приложениях 1-12 приведены систематизированные справочные данные о кораблях, судах, самолетах КБФ, участвовавших в прорыве и обеспечивавших его, о кораблях и самолетах противника, их вооружении; дан список руководителей стратегического звена управления Вооруженными силами СССР, имевших отношение к Таллинскому прорыву, участников прорыва — флагманов, командиров кораблей, капитанов судов; помещены указатель географических объектов, перечень сокращений и условные знаки, используемые в тексте и на картах-схемах; библиография по Таллинскому прорыву; извлечения из руководящих документов ВМФ 1940-х годов, позволяющие более глубоко разобраться в содержании Таллинского прорыва. Приложение 13 — электронное, на CD диске - это сборник более 1400 документов и материалов, послуживших базой для углубленного исследования Таллинского прорыва и написания настоящего труда. Кроме того, помещенные в нем документы и материалы дополняют содержание описательной части настоящего труда многими конкретными деталя самого Таллинского прорыва, предшествовавших ему периодов предвоенного и военного времени, а также опыта, востребованного в последующие периоды Великой Отечественной войны. ...".

Моонзундец: "... Обобщенный перечень документов и материалов, которые использовались при создании электронного приложения 13: Отдельные документы: — донесение наркома ВМФ Верховному главнокомандующему от 30.08.1941 г. о Таллинском прорыве; — «Отчет о переходе флота и эвакуации главной базы Таллин 28–29.08.41 г.», утвержденный Военным советом КБФ 13.04.1942 г.; — «Краткий доклад по предварительным итогам Отечественной войны на море 1941–1945». Директивы, боевые и другие приказы, боевые и другие распоряжения, решения и указания, отдававшиеся: — Верховным главнокомандующим (наркомом обороны), Генштабом Красной армии; наркомом ВМФ, его заместителями, ГМШ и начальниками управлений ВМФ; военным советом, главнокомандующим войсками и штабом СЗН, заместителем главкома войсками СЗН по морской части; — военным советом, командующим, начальниками штаба, управлений и отделов КБФ; — командующим ВВС, командирами, начальниками штабов, военными комиссарами и начальниками политотделов соединений КБФ, командирами конвоев; — военными советами, командующими и штабами Северо-Западного, Северного (Ленинградского) фронтов, 8А, Таллинской оперативной группой, командующим ВВС Ленинградского фронта, командиром 10-го ск; — наркомом и заместителями наркома Морского флота, начальником и начальником политотдела Балтийского госморпароходства, заместителем начальника Эстонского госморпароходства. Боевые и другие донесения, оперативные, разведывательные и тыловые сводки, доклады, спецсообщения, представлявшиеся указанными выше должностными лицами. Материалы: — неопубликованные воспоминания и записи бесед, доклады на конференциях ветеранских организаций, рапорты, опубликованные воспоминания и письма участников Таллинского прорыва: члена военного совета КБФ, начальника походного штаба ОПР, командира гогландского ОПР, начальника штаба КОН-1, командира 1-й бртка, командира 1-го днэм, командиров ЛД «Ленинград», ЭМ «Славный», «Яков Свердлов» и очевидцев его гибели, командира ТКА № 113, военного комиссара ТТЩ № 72 «Дзержинский», председателя совета ветеранов ЭМ «Суровый», командиров БЧ-2 и БЧ-4 лидера «Минск», командиров БЧ-2 ЭМ «Гордый», ЭМ «Свирепый», командира БЧ-3 ЭМ «Сметливый», помощника командира СКА ПК-213, боцмана ЭМТЩ «Поводец», флагманского химика штаба БФ, флагманских штурманов штабов эскадры и 1-й бртка, флагманского минера штаба МО БМ, помощника флагманского связиста ОЛС, заместителей начальников 3-го отдела и инженерного отдела БФ, начальника санитарно-эпидемиологической лаборатории МСО КБФ, командиров БЧ-1 ШК «Вирониа», СС «Сатурн», командира БЧ-5 и водолазного специалиста СС «Нептун», старшего помощника капитана ВТ № 524 «Калпакс», капитана ПМШ «Хийуранд», начальника таллинского судоремонтного завода № 7(Петровской верфи), курсантов ВВМОЛКУ им. М. В. Фрунзе — пассажиров ЭМ «Володарский» и ТН № 12; — письма автору от российских и зарубежных историков, в том числе с использованием документов Государственного архива и Военно-научного управления бундесвера ФРГ, архива Военно-исторического факультета Академии национальной обороны Финляндии; ...".

Моонзундец: " ... Журналы боевых действий: — ГМШ ВМФ, штабов БФ (ФКП, ЗФКП, отдела подводного плавания), МО БМ,ОЛС, 3-го и 4-го днэм ОЛС, брпл, ОВР ГБ, КВМБ, ОВР КВМБ, ОВР КБФ, 12-го днттщ; — БО КВМБ, ГУС БО КВМБ, гарнизона о. Б. Тютерс, ВМБ Ханко, БО БР; — ВВС БФ (истребительного направления), 10-й и 61-й абр, 1-го мтап, 73-го бап, 5-го, 13-го и 71-го иап, 15-го рап, 13-й и 104-й оиаэ, журнал боевых вылетов частей 10-й абр. Журналы боевых действий, вахтенные, навигационные, сигнально-наблюдательные журналы, отчеты об операциях, акты о боевых повреждениях, исторические справки о боевой деятельности; боевые, рейсовые и политические донесения командиров и военных комиссаров кораблей, соединений, капитанов и помощников капитанов судов, названных ниже: — КРЛ «Киров»; — ЛД «Минск» и «Ленинград»; — ЭМ «Гордый», «Скорый», «Славный», «Суровый», «Артем», «Калинин», «Яков Свердлов»; — СКР «Буря», «Снег», «Аметист», «Касатка», «Ост», «Разведчик», «Уран», «Щорс»; — КЛ «Амгунь», «Москва»; — ТКА № 103; — ПЛ Щ-301, Щ-307, Щ-308, М-98, М-102; — 1-го днска; — СКА МО-5, МО № 112, МО № 131, МО № 132, МО № 133, МО № 141, МО№ 142, МО № 195зав, МО № 200зав, МО № 204зав, МО № 217зав, МО № 220зав, МО № 221зав, МО № 501, МО № 502, МО № 507, МО № 510, ПК-200, ПК-204, ПК-207, ПК-208, ПК-210, ПК-211, ПК-212, ПК-213, ПК-214, ПК-220, ПК-221, ПК-225, ПК-231, ПК-232; — днска типа ЗК и КМ; СКА ПКА К-273, К-274, К-279 (№ 614), К-280 (№ 615), К-284 (№ 616), К-292, К-294, МА-2 (№ 602); — западной группы отряда заградителей; ЗС «Азимут», «Вятка», «Онега»; — 2-го днбтщ; — БТЩ Т-203 «Патрон», Т-204 «Фугас», Т-205 «Гафель», Т-206 «Верп», Т-207 «Шпиль», Т-210 «Гак», Т-211 «Рым», Т-215, Т-217, Т-218; — ТТЩ № 31 «Москва», № 32 «Озерной», № 35 «Шуя», «Ижорец-35», № 36 «Молотов», № 38 «Тюлень», № 43, № 44, № 47, № 48 «Антикайнен», № 53 «Ударник», № 55 «Мороз», № 56 «Клюз», № 57 «Виестурс», № 58 «Осетр», № 72 «Дзержинский», № 73 «Менжинский», № 75 «Орджоникидзе», № 76 «Коралл», № 79 «Волнорез», № 83, № 84, № 88, № 91 «Ляпидевский», № 92 «Инженер», № 93 «Сом», № 94 («Ижорец-20»), № 121, № 125, № 129, № 179; — 5-го днэмтщ; — ЭМТЩ 8М1 «Поводец», 5М2 «Пикша»; — 12-го днкатщ; — КАТЩ № 1103, № 1104, № 1201, № 1203, № 1204, № 1205, № 1206, № 1208, № 1209, № 1211, № 1501 «Вайндло», № 1509, № 1510, № 1511, № 1512; — ПБ (УЧСУ) «Ленинградсовет»; — ПС «Пиккер»; — ЛЕД «Суур Тылл»; — ГС «Лоод», ГС «Секстан»; — ВТ № 501 «Балхаш», ВТ № 505 «Иван Папанин», ВТ № 512 «Тобол», ВТ № 513 «Луначарский», ВТ № 518 «Луга», ВТ № 523 «Казахстан», ВТ № 524 «Калпакс», ВТ № 529 «Скрунда», ВТ № 543 «Вторая Пятилетка», ВТ № 546 «Аусма», ВТ № 547 «Ярвамаа», ВТ № 550 «Шауляй». Отчеты за 1941 г.: о боевой деятельности Эск, брпл, бртка, ОВР, ШО, ВВС и 61-й абр, ПВО, ГУС БО КВМБ, отряда вооруженных ледоколов, отдела АСС, районов СНиС; по боевому управлению; о дозорной службе; минно-заградительных операциях и тралении; о строительстве и боевом использовании материальной части артиллерии; о боевом использовании корабельной зенитной артиллерии, минно-трального и противолодочного оружия, средств дымомаскировки; о воинских перевозках; об эвакуации раненых и больных из ГБ морским путем. Документы союзной контрольной комиссии по Финляндии. ...".

Моонзундец: " ... ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «БИБЛИОГРАФИЯ а) книги, очерки и главы в книгах 1. Адмирал Кузнецов: Москва в жизни и судьбе флотоводца. Сборник документов и материалов. 2-е изд., испр. и доп. / Сост. Р. В. Кузнецова, А. А. Киличенков, Л. А. Неретина. — М., 2004. С. 431–434. 2. Амелько Н. Н. В интересах флота и государства. Воспоминания адмирала. — М., 2002. С. 38–45. 3. Аммон Г. А. Надводные силы советского Военно-морского флота в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. — М., 1982. С. 99–101, 122, 187, 188, 256. 4. Ачкасов В. И. Прорыв на Кронштадт // Таллин в огне. Сборник статей. — Таллин, 1971. С. 256–264. 5. Ачкасов В. И. Прорыв флота из Таллина в Кронштадт // Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941–1944 гг. — М., 1973. С. 82–96. 6. Ачкасов В. И. Прорыв флота из Таллина в Кронштадт // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941–1945 гг. В 4-х кн. — М., 1990. Кн. 1. С. 87–100. 7. Ачкасов В., Вайнер Б. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. —М.,1957. С. 61–64. 8. Ачкасов В. И., Павлович Н. Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. — М., 1973. С. 73–79. 9. Балтийские зенитчики. Сборник воспоминаний. — Таллин, 1981. С. 110, 111, 248–250. 10. Балтийский флот. Исторический очерк. — М., 1960. С. 247, 248. 11. Балтика помнит. 1941–1945. Фотоальбом. — Калининград, 1973. 12. Басов А. В. Флот в Великой Отечественной войне (Опыт оперативно-стратегического применения). — М., 1980. С. 144, 151–154. 13. Берггольц О. Ф. Верность. Стихи и поэмы. — Л., 1970. С. 136. 14. Бублик П. Д. От Таллина до Селигера. — Таллин, 1971. С. 103 15. Бунич И. Л. Трагедия на Балтике. Август 1941 года. — СПб, 1997. 16. Бурилов Ф. И. На дальних и ближних подступах // Ветеран. Сборник. Сост. Н. Мосолов. —Л., 1984. С. 26–31 (Воспоминания бойца 4-го зенитно-артиллерийского полка ПВО КБФ об миэвакуации и Таллинском прорыве). 17. Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. — М., 1989. С. 28–34 (Об участии транспортных судов Наркомата морского флота в Таллинском прорыве). 18. Вайнер Б. А. Торговый флот Балтийского бассейна в борьбе за Прибалтику // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа. 1941–1945. В 4-х книгах. Книга 4. Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941–1945 гг. — М., 1991. С. 424. 19. Ведение минной войны противником на Балтийском театре за период с 22.06.41 г. по 01.01.42 г. — Л., 1942. С. 5–16. 20. Вишневский В. В боях за Таллин (Из записной книжки писателя). — Кронштадт, 1944. С. 10–13. 21. Вишневский В. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 3. Дневники военных лет. 1941–1942. — М, 1956. С. 107–117 (О Таллинском прорыве). 22. Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Военно-исторический очерк. Том III. Краснознаменный Балтийский и Тихоокеанский флоты. — М., 1962. С. 13–17, 20, 25–29, 76–98. Схемы (схема 4). 23. Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Научно-исторический труд. Том III. Балтийский флот. 2-е издание, испр. и доп. — СПб, 2006. С. 31–37, 74–93. 24. Геманов В. С. Корабли заграждения Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны // Очерки из истории Балтийского флота. Книга четвертая. — Калининград, 2002. С. 141. 25. Голубев В. Ф. Крылья крепнут в бою. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1984. С. 19, 20, 71–81 (Об использовании подвесных топливных баков истребителями ВВС КБФ в 1941 г.). 26. Горенков М. А., Гринкевич В. И. Якоря у постаментов. — Калининград, 1978. С. 65–71. 27. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. 3-е изд., испр. и доп. / Сост. Н. М. Гречанюк, В. И. Дмитриев, А. И. Корниенко и др. — М.: Воениздат, 1990. С. 178–180. 28. Демидов А. А. 40 лет на капитанском мостике. — Л., 1970. С. 80–93. 29. Доценко В. Д. Эвакуация Таллинна: итоги и выводы // Опыт применения советского Военно-морского флота во Второй мировой войне и его значение в современных условиях. Материалы международной конференции, посвященной 50-летию Победы во Второй мировой войне 1939–1945 гг. — СПб, 1997. С. 103–113. 30. Доценко В. Д. Флот. Война. Победа. 1941–1945. — СПб, 1995. С. 65–71 (О Таллинском прорыве). 31. Доценко В. Д. Таллинский переход — стратегическая операция или бегство? // Тайны российского флота. — М.; СПб, 2005. С. 258–274. 32. Елизаров Г. И. Балтийская морская пограничная охрана в войне // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941–1945 гг. В 4 книгах. Книга 1. Оборона Прибалтики и Ленинграда. 1941–1945 гг. — М.,1990. С. 349–351. 33. Еременко Ф. П. Прорыв кораблей и судов Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28–29 августа 1941 года // Моряки-балтийцы в боях за Родину (1941–1945). Сост. Б. П. Нечитайло, В. Г. Егоров, Б. М. Амусин и др. — Калининград, 2005. С. 62–81 (Воспоминания участника Таллинского прорыва на эсминце «Володарский» бывшего курсанта ВВМУим. М. В. Фрунзе). 34. Ефимов М. Прорыв // Огненные фарватеры. Сборник воспоминаний / Сост. Г. А. Жукович, Г. М. Рубинский. — Л., 1987. С. 45–51 (Воспоминания командира БТЩ-203 «Патрон» о прорыве кораблей КБФ из Таллина в Кронштадт). 35. Журавлев В. В., Шломин В. С. Роль адмирала В. Ф. Трибуца в оперативном применении Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны // Очерки из истории Балтийского флота. Книга четвертая. — Калининград, 2002. С. 94–96, 97, 98. 36. Зима Г. И. На Балтике. Начало войны. Перебазирование из Таллина в Кронштадт // Гидрографы в Великой Отечественной войне. 1941–1945. — Л., 1975. С. 43–48. 37. Иванов Е. М., Крупин А. С. Балтийские медики // Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941–1944 гг. — М., 1973. С. 431, 432. 38. Иванушкин П. Г. Роль базовых тральщиков на Балтике в период войны // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг. Статьи и очерки. — М., 1981. С. 191, 192 (Участник Таллинского прорыва, дивизионный штурман 1-го дивизиона БТЩ бригады траления КБФ о деятельности БТЩ в ходе прорыва). 39. Кабанов С. И. Героическая оборона полуострова Ханко // Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941–1944 гг. — М., 1973. С. 134. 40. Кабанов С. И. На дальних подступах. — М., 1971. С. 201–206. 41. Калиткин В. Н. Город матросской славы. — Бмг. С. 57, 58 (Об участнике Таллинского прорыва старшине 1-й статьи В. Н. Иванове — члене комендантской команды транспорта «Тобол»). 42. Капица П. И. В море погасли огни. Блокадные дневники. — Л., 1972. С. 65–71. 43. Капица П. И. Таллинский прорыв (1941 г.) // Писатели Балтики рассказывают. Сборник / Сост. Н. Михайловский. — М.,1981. С. 309. 44. Карасев Ф. И. Закалялось мужество сталью и свинцом // Легендами овеянная. Сборник. — Л.,1975. С. 25, 26. 45. Киреев И. А. Влияние минно-заградительных действий противника на условия боевой деятельности Военно-морских сил СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. — Часть третья. Балтийский театр. — М., 1960. Кн. 1. Кампания 1941 г. С. 98–163, 260–269, 277–280. 46. Комиссаров Б. И. Таллинская эпопея // Полярный конвой. Воспоминания участников. — Л.,2005. С. 160–163 (Об участии в Таллинском прорыве транспортов «Балхаш» и «Кумари»). 47. Коммунисты всегда впереди (О Таллинском переходе) // Воюет Балтика. Воспоминания военных моряков / Сост. Н. К. Смирнов. — Л., 1964. С. 18–22. 48. Корсунский М. А. Вернемся! // Корсунский М. А. Ровесник века. Повесть об адмирале Ю. А. Пантелееве. — Таллин, 1983. Гл. 10. С. 102–110. 49. Кузнецов Н. Г. На флотах боевая тревога. — М., 1971. С. 22–32, 40–55. Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. — М., 1976. С. 12–23, 55–68. 50. Ладинский Ю. В. На фарватерах Балтики. — М., 1973. С. 12–17; фот. (Воспоминания бывшего флагманского штурмана Минной обороны Былтийского моря, участника Таллинского прорыва Ю. В. Ладинского о действиях кораблей арьергарда и тихоходных тральщиков из состава конвоев). 51. Ларин П. Эстонский народ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. — Таллин, 1975. С 220, 221. 52. Лебедько В. Г. Пароход «Казахстан» (август 1941 г.). — СПб, 2007. 53. Межуев А. М. На снимке — подвиг. — М., 1979. С. 22–26. 54. Места отдания почестей славным победам моряков-балтийцев. Сборник статей. Из содержания: Васильев М. Подвиг эскадры; Юшенков. «Аэгна» идет в Кронпгтадт; Золотарев А. Их имена с нами. Б. м., 1967. С. 34–41, 42–46, 47; ил., карты. 55. Михайлов Л. Н. Опальный флагман (о Н. Г. Кузнецове). СПб, 1995. С. 123–124 (О роли наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова в обеспечении прорыва кораблей из Таллина). 56. Михайловский Н. Г. Ночь у мыса Юминда // Родная Балтика. Документальные повести.1941–1942 гг. С. 72–116. 57. Михайловский Н. Г. Огненная купель // В центре циклона. Сборник. — Л., 1987. С. 235–249 (Воспоминания участников Таллинского прорыва на транспорте «Казахстан» — одном из двух судов торгового флота, дошедших до Кронштадта своим ходом. Август 1941 г.). 58. Михайловский Н. Г. Прорыв кораблей // Венок славы. Т. 1. — М., 1983. С. 395–406. То же. // Фронтовые очерки о Великой Отечественной войне, Т. 1. — М., 1957. С. 26–42. 59. Михайловский Н. Г. Таллинский дневник. Изд. 3-е, испр. и доп. — М., 1985. C. 259–275, 301–304(Дневник участника Таллинского прорыва на транспорте «Казахстан» инженера по эксплуатации РЛС РУС-2 К. В. Голева и рассказ о подвиге личного состава 106-й зенабатр 10-го озенадн 3-го пза ПВО ГБ КБФ). 60. Михайловский Н. Г. Штормовая пора. 2-е изд., испр., доп. — М., 1978. С. 81–113. (Воспоминания участника Таллинского прорыва). 61. Морской атлас. Том 3, военно-исторический. Часть 2. Описание к картам. — М., 1963. С. 250,251. 62. Мунаев Н. А. У острова Гогланд (Плавмастерская «Серп и молот» в Таллинском переходе) // Мунаев Н. А. Вместе с флотом боевым. — М., 1964. С. 80–87; портр. 63. Николай Герасимович Кузнецов // Оборона Ленинграда. 1941–1944. Воспоминания и дневники участников. — Л., 1968. С. 227, 228, 230, 231, 237, 238. 64. Оборона и эвакуация Таллина // Борьба за Советскую Прибалтику в Великой Отечественной войне. 1941–1945. В 3 кн. — Рига, 1966. Кн. 1. С. 129–138. 65. Оборона Таллина // Г. А. Аммон, Н. Ю. Березовский, А. А. Комаров и др. Боевая летопись Военно-морского флота. 1941–1942. — М., 1992. С. 135–140. 66. Падалка Г. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. — М., 1949.С. 10 (Краткие сведения о Таллинском прорыве 1941 г.). 67. Пантелеев Ю. А. Морской фронт. — М., 1965. С. 112–147 (Воспоминания бывшего начальника штаба КБФ — одного из руководителей Таллинского прорыва). 68. Пантелеев Ю. А. Мы вернемся, Таллин! // Воюет Балтика. Воспоминания военных моряков. — Л., 1964. С. 76–92; ил. 69. Пантелеев Ю. А. Полвека на флоте. — М., 1974. С. 170–174. 70. Перебазирование флота из Таллина в Кронштадт // Г. А. Аммон, Н. Ю. Березовский, А. А. Комаров и др. Боевая летопись Военно-морского флота. 1941–1942. — М., 1992. С. 140–145. 71. Платонов А. В. Трагедии Финского залива. — М., 2005. С. 108–203, 607, 650–663. 72. Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945. Сборник документов. — М., 1968. С. 272, 273, 276, 280. 73. Попернацкий Е. И. Прорыв Балтийского флота из Таллина в Кронштадт // Очерки из истории Балтийского флота. Книга пятая. — Калининград, 2005. С. 141–149. 74. Правиленко Г. Т. Повесть о «Гордом». — Калининград, 1972. С. 170–194. 75. Правиленко Г. Т. Корабли не умирают. Документальная повесть. — Калининград, 1980.С. 180–198. 76. Правиленко Г. Т. «Свирепый» защищает Отечество. Документально-публицистическая повесть. — Калиниград, 1996. С. 83–115. 77. Прорыв // Соболев В. И. Ветер Балтики. История Балтийского морского пароходства.Часть 2. — Л.,1985.С. 29–54. 78. Пылающая Балтика // Балтийский дважды краснознаменный / Под ред. А. И. Корниенко. —Вильнюс, 1987. С. 32, 33. 79. Родичев Л. Е. На морских подступах к Ленинграду // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941–1945 гг. Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941–1945 гг. — М., 1992. С. 131–134. 80. Розанов М. Лидер «Минск». Материалы к истории лидера эскадры КБФ. — Таллин, 1946. С. 19–25. 81. Рубинский Г. М. Раньше думай о Родине // Легендами овеянная. Сборник. — Л., 1975. С. 225. 82. Рудный В. А. Таллинская тетрадь // Действующий флот. — М., 1965. С. 45–72 (О событиях на транспортах «Казахстан» и «Вторая Пятилетка» во время Таллинского прорыва и о реабилитации безвинно расстрелянного капитана «Казахстана» В. С. Калитаева). 83. Русский архив. Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР 22 июня 1941 г. — 1942 г. Сборник. Т. 13. — М., 1997. С. 84, 85 (Приказ народного комиссара обороны СССР от 12 сентября 1941 г. № 303: О событиях на транспорте «Казахстан»). 84. Русский архив. Великая Отечественная: Приказы и директивы народного комиссара ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Т. 21. — М., 1996. С. 57, 63, 64, 135–140 (Об учете опыта Таллина при эвакуации Одессы и о противоминной обороне). 85. Святов И. Г. Корабли эскадры и отряда легких сил в битве за Ленинград // Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941–1944 гг. — М., 1973. С. 237–239. 86. Селяничев А. К. Великий подвиг Балтики. — М., 1967. С. 142–144; портр. 87. Сколис Я. Я., Ядин В. И., Яковлев И. И. На морской вахте. Очерки о революционных, боевых и трудовых традициях на морском транспорте Советской Латвии. — Рига, 1968. С. 109–111. 88. Скрябин М., Суптеля В. Флаг не спускать. Героическая трагедия. Книга 1. — СПб, 1993. С. 11–56 (Командир БЧ-5 СС «Колывань» о Таллинском прорыве). 89. Смирнов Н. К. Заметки члена Военного совета. — М., 1973. С. 112, 113, 155, 156. 90. Смирнов Н. К. Матросские были. — Л., 1971. С. 90–93. 91. Смирнов Н. К. Матросы защищают Родину. Воспоминания. Изд. 2-е. — М., 1968. С. 42–48. 92. Смольников А. В. Врач на войне. — Л., 1972. С. 33–39. 93. Соболев В. И. Ветер Балтики. История Балтийского морского пароходства. Часть 1. — Л., 1985. 94. «Совершенно секретно! Только для командования!» Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы / Сост. В. И. Дашичев. — М., 1967. С. 261, 265, 266. 95. Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Справочник. — М., 1989. С. 25, 32–36. 96. Таллин в огне. Сборник статей ветеранов войны и воспоминаний участников героической обороны Таллина. 2-е изд., испр. и доп. — Таллин, 1971. С. 163–171, 177, 236–238, 256–264. 97. Тарасенков А. Балтийская слава. Сборник стихов. — М.; Л., 1941 («Баллада о товарище Амелько», посвященная участнику Таллинского прорыва — командиру учебного судна «Ленинградсовет» Н. Н. Амелько). 98. Тарашкевич Н. И. Если надо, то в ночь штормовую... // Легендами овеянная. Сборник. — Л.,1975. С. 178. 99. Торпеды в цель! Сборник воспоминаний подводников-балтийцев и художественно-документальных произведений писателей — членов оперативной группы писателей при Политуправлении Краснознаменного Балтийского флота / Сост. С. А. Зонин. — Л., 1989. С. 15. 100. Трибуц В. Ф. Подводники атакуют (Военные мемуары). — Л., 1963. С. 16–20. 101. Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой. Калининград, 1972. С. 107–141, 142–164. 102. Трибуц В. Ф. Оборона Таллина. Прорыв // Балтийцы сражаются. — М., 1985. С. 56–74, 74–89. 103. Трифонов В. И. Кронштадт — Таллин — Ленинград. Война на Балтике в июле 1941 — августе 1942 г. (из дневников сигнальщика с ледокола «Суур Тылл»). — СПб, 2001. 104. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1. С 22 июня по 31 декабря 1941 г. — М.; Л., 1945. С. 80–107. 105. Чернышев И. П. На «морском охотнике». Записки офицера. — М., 1961. С. 73–89. 106. Чернышев И. П. Катера уходят в балтийскую ночь. — М., 1979. С. 19. 107. Чикер Н. П. Аварийно-спасательное обеспечение боевой деятельности КБФ в Великой Отечственной войне 1941–1945 гг. // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941–1945 гг. В 4-х книгах. — М., 1990. Кн. 1. Оборона Прибалтики и Ленинграда 1941–1945 гг. С. 453–456. 108. Чикер Н. П. Служба особого назначения. — М., 1975. С. 151 109. Шкиртиль И. Т. Стояли насмерть // Легендами овеянная. Сборник. — Л., 1975. С. 32. 110. Щетинина А. И. На морях и океанах. — Владивосток, 1974. С. 221, 222. 111. Эдлинский С. Ф. Балтийский транспортный флот в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. — М., 1957. С. 35–46; портр. 112. Эдлинский С. Ф. Эвакуационные перевозки Балтийского транспортного флота в первые месяцы войны // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войнсоветского народа 1941–1945 гг. В 4-х книгах. — М., 1992. Кн. 3. Ленинград и обеспечение боевой деятельности флота. 1941–1945 гг. С. 425. 113. Яковлев И. И. Торговый флот Советской Латвии в годы Великой Отечественной войны // Сборник: Порт приписки Рига (Развитие морского транспорта Советской Латвии) / Сост. Я. Я. Сколис. — Рига, 1961. С. 43. 114. Янов Н. Из записок военного фоторепортера — участника Таллинского прорыва // Ветеран. Сборник / Сост. Я. Ф. Потехин и др. — Л., 1980. С. 98–101; портр. ...".

Моонзундец: " ... б) статьи в журналах, еженедельных и ежедневных газетах, сборниках материалов конференций 115. Абросимов Г. М. Таллинская эпопея плавмастерской «Серп и Молот» // Гангут: сборник статей.2005. Вып. 36. С. 69–85. 116. Агашин В. Прорыв // Морской флот. 1990. № 4. С. 50–52. 117. Аметистов М. В кипящей бездне // Советская Эстония. 1968. 21 февраля (О гибели ЭМ «Яков Свердлов»). 118. Андронов В. Я. Прорыв огненного кольца // Водный транспорт. 1981 г. 27 августа 119. Афанасьев П. Неизвестные страницы войны // Российская Федерация. 1999. № 21 (119).15 июня. С. 15, 16. 120. Ачкасов В. И. Операция по прорыву Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Август 1941 г. // Военно-исторический журнал. 1966. № 10. С. 19–31; карты. 121. Ачкасов В. И. Таллинский прорыв // Бюллетень Военно-научного общества при Центральном доме Советской армии им. М. В. Фрунзе. 1967. С. 123–149. 122. Бадеев Н. Это был опытный, храбрый моряк // Морской сборник. 1989. № 12. С. 73–77; портр. 123. Басов А. И не вторая Цусима, и не советский Дюнкерк // Красная звезда. 1996. 3 февраля(Беседа Прасола А. с известным военно-морским историком о попытке писателя И. Бунича исказить картину Таллинского прорыва КБФ). 124. Белкин С. Пылающий «Казахстан» // Ленинградская правда. 1975. 18 апреля. 125. Бергман Г. А. Дорога испытаний // Водный транспорт. 1962. 15 марта. 126. Бублик П. Д. Страницы неизвестного // Морской сборник. 1967. № 7. 127. Бюллетень Научно-технического комитета НКВМФ. 1942 г. № 2 (7). С. 65, 66. 128. Васильев М. Подвиг эскадры // Страж Балтики. 1966. 24 августа. 129. Веприков Г. …Была та дорога мужеством, ведущим отсчет побед // Страж Балтики. 1993.7 сентября. 130. Волков М. Генерал: Стихотворение // Кронштадтская правда. 1958. 13 апреля. 131. Волохов Ф. Прорыв огненного кольца // Страж Балтики. 1991. 29 августа. 132. Галайко В. «Такой кошмар можно пережить только раз в жизни» // Политический журнал. 2005. № 22 (73). С. 78–81 (Доклад начальника 3-го отдела КБФ наркому ВМФ о Таллинском прорыве). 133. Героический Таллинский // Страж Балтики. 1973. 27 августа (Подборка воспоминаний участников перехода кораблей КБФ из Таллина в Кронштадт в августе 1941 г.). 134. Горлов П. Беспримерный в истории прорыв // Каспиец. 1981. 27 августа. 135. Горновых П. Мужественный экипаж // Страж Балтики. 1970. 28 августа. 136. Грищинский К. Воскресшие страницы (спасения транспорта «Казахстан» во время Таллинского прорыва) // Ленинградская правда. 1963. 27 августа. Он же. Огненный дрейф. // Звезда. 1981. № 5. С. 140–150. 137. Елисеев В. Таллинский прорыв // Советский моряк. 1991. 9 апреля; Водный транспорт. 1991.№ 12. 9 мая. 138. Еременко Ф. П. Прорыв кораблей и судов Краснознаменного Балтийского флота из Таллинав Кронштадт 28–29 августа 1941 года // Флагман. Сборник. 2005. № 7. С. 63–75. 139. Зубков Р. А. Героический и трагический август сорок первого // Военно-исторический журнал. 2001. № 8. С. 15–24. 140. Зубков Р. А. Мы теряли друзей боевых // Военно-исторический журнал. 2002. № 5. С. 14–23. 141. Зубков Р. А. «Главной опасностью считаю мины…» // Военно-исторический журнал. 2003. № 11. С. 18–25; № 12. С. 10–16. 142. Зубков Р. А. «Истребителями, не считаясь ни с какими потерями, буду Вас прикрывать» //Военно-исторический журнал. 2004. № 5. С. 32–41. 143. Зубков Р. А. Аварийно-спасательное обеспечение сил Балтийского флота при их прорыве из Таллина в Кронштадт в 1941 году // Военно-исторический журнал. 2005. № 5. С. 50–57. 144. Зубков Р. А. Все о ВТ № 523 «Казахстан»: документы рассказывают // Морской сборник. 2007. № 7. С. 60–75; № 8. С. 78–84; № 9. С. 74–83; № 10. С. 70–75. 145. Зубков Р. А. Таллинский прорыв: 1941 год и сегодняшний день // Независимое военное обозрение. 2010. Выпуск 36. 24 сентября. 146. Иванов И. Б. Таллинский переход. Август 1941 г. // Звезда. 2006. № 9. С. 116–127. 147. Илясов С. Е. «Нет ничего страшнее, чем смерть друзей…» // Советский моряк. 1991. 29 августа. (Запись беседы А. Тихоновой с участником Таллинского прорыва бывшим командиромБЧ-2 эсминца «Свирепый»). 148. Капица П. Таллинский переход // Аврора. 1979. № 11. С. 93–97. 149. Киреев И. А. Развитие и использование средств противоминной обороны в Отечественной войне в период с 22 июня 1941 г. по 30 сентября 1942 г. // Сборник материалов по опыту боевой деятельности Военно-морского флота. 1943. № 4. С. 120, 121, 133–135, 144–147,149–151, 158, 176, 178, 179,195, 196, 200, 201. 150. Киселева Н. Было над чем задуматься // Сокольники и весь Восточный округ (районная газета, г. Москва). 2000 г. Июнь, № 10 / 170 (Запись беседы с участником Таллинского прорыва бывшим краснофлотцем В. Семеновым). 151. Колесников Ф. Один с танкера № 13 // Морская газета. 1993. 28 августа (Танкера № 13 не было, был № 12. — Р. З.) 152. Колпаков А. Таллинский переход: уроки и выводы // Морской сборник. 1991. № 8. С. 42–48. 153. Коппель В. Э. Юминда — роковой меридиан Балтики // Гангут. Сборник статей. Вып. 26. —СПб, 2001. С. 76–83. 154. Королев Д. Это было на траверзе Вайндло // Красная звезда. 1969. 11 ноября. 155. Костриченко В. В. Белые пятна. Загадка Таллинского перехода — загадка Трибуца // Военно-морское историческое обозрение. №1 / 97 (5). Севастополь. С. 20–25. 156. Кошелев С. Времен связующая жизнь // Советский моряк. 1991. 11, 14, 17 сентября. (К 50-летию Таллинского прорыва). 157. Красиков В. Сколько своих кораблей и людей потопил товарищ Трибуц? // Час пик. 1995.18 октября; ил., портр. 158. Куприянов Д. В. Роковая ошибка старшего механика // Гангут. Сборник статей. Вып. 43. —СПб, 2007. С. 96–102. 159. Куприянов Д. В. Таллинский прорыв глазами участника // Чудеса и приключения. 2003. № 5.С. 2–5. 160. Лебединский М. Две жизни Алексея Маклецова // Морская газета. Флот. Историко-литературный выпуск. 2004. 18 марта. С. 4, 5. 161. Лебедько В. Г. Ветераном не значится // Морской флот. 1993. № 5–6. С. 39, 40. 162. Лебедько В. Г. Сквозь огненный смерч // На страже Родины. 1991. 23 августа. 163. Левин Э. Прошедшие сквозь ад // На страже Родины. 1995. 14 марта. 164. Ляхов С. Воинской верный присяге… // Страж Балтики. 1971. 5 сентября. 165. Макеев В. Атакуют торпедные катера // Морская газета. 1993. 21 августа 166. Медведев П. Т. Флагман ведет вперед // Страж Балтики. 1965. 27, 28 октября. 167. Михайловский Н. Г. В огне не горит, в воде не тонет // Техника молодежи — 1970. С. 3. 168. Михайловакий Н. Г. Память сердца // На страже Заполярья. 1958. 28 июля. 169. Михайловский Н. Г. Прорыв // Красная звезда. 1971. 28 августа. 170. Моргунов С. Трагедия и подвиг // Советский моряк. 1991. 27 августа. 171. Мосалов Н. Вскипало море огнем // На страже Родины. 1966. 28 августа. 172. Никто не забыт // Молодежь Эстонии. 2001. 27 августа. 173. Норченко А. «Свирепый» пришел в Кронштадт… // Морская газета. 1999. 4 сентября; ил. 174. Панкратов Л. П. Три боевых дня морского пахаря // Страж Балтики. 1975. 22 марта. 175. Пантелеев Ю. А. Фарватером мужества // Советский моряк. 1981. 28 августа. 176. Панфилов Ю. А. Стойкость моряков транспорта «Казахстан» // Морской сборник. 1942. № 8.С. 15, 16. 177. Поход через полвека // Морской сборник. 1991. № 11. С. 48, 49. 178. Правиленко Г. Т. Дневник комиссара // Страж Балтики. 1971. 31 августа, 1 сентября. 179. Правиленко Г. Т. Минное поле // Страж Балтики. 1994. 11–13 октября. 180. Правиленко Г. Т. Героизм и трагедия Таллинского перехода // Страж Балтики. 1996. 29 августа. 181. Правиленко Г. Т. Запоздавшая эвакуация // Страж Балтики. 2002. 27 августа; ил. 182. Ревальштейн Ю. Трагедия парохода «Эстиранд» // Вести. Таллин, 1997. 183. Родичев Л. Огненные мили // Красная звезда. 1981. 28 августа. 184. Рудный В. А. Островок спасения // Морской сборник. 1966. № 6. С. 19, 20. 185. Рудой М. Таллинский прорыв // Морской флот. 1986. № 9. С. 15, 16 (Участие судов транспортного флота в операции КБФ по эвакуации ВМБ Таллин). 186. Русин Ю. С. Таллинский переход прикрывали «малютки» // Советский моряк. 1991. 24 декабря. 187. Северов В. В те августовские дни // Морской сборник. 1991. № 8. С. 27–31. 188. Смирнов Н. К. Удивительные истории // Страж Балтики. 1966. 5 апреля. 189. Смольников А. «Луга» держит курс в Кронштадт // Красная звезда. 1956. 25 июня. 190. Солоухин С. Прорыв // Советский моряк. 1981 г. 29 августа. 191. Спирин А. Сто семьдесят огненных миль. Прорыв из Таллина в Кронштадт: катастрофа или подвиг? // Военно-промышленный курьер. 2007. № 33. 29 августа. 192. Степанов Г. Героизм, мужество, стойкость // Морской сборник. 1976. № 8. С. 55–57. 193. Тарасенков А. Из военных записей. Таллин — Ленинград. 1941–1942 // Литературное наследство. 1966. Т. 78. Кн. 2. С. 7–29. 194. Тарасов М. Рейс «Волынца» // Ленинградская правда. 1975. 9 мая. 195. Трибуц В. Ф. Краснознаменный Балтийский флот летом 1941 г. // Вопросы истории. 1969.№ 3. 196. Трифонов В. Кронштадт — Таллин — Ленинград // Морская газета. 2001. 3, 10 марта. 197. Чемонин А. Соленая вода // Известия. 1984. 27 августа. 198. Черняев А. П. По приговору военного трибунала… // Морской флот. 1990. № 5. С. 58–61;№ 6. С. 57–60 (Об осуждении и посмертной реабилитации капитана транспорта «Казахстан» В. С. Калитаева). 199. Юминда: морская трагедия // Молодежь Эстонии. 2004. 3 сентября. 200. Яшин Б. Д., Доценко В. Д. Прорыв // Военная мысль. 1991. № 9. С. 65–73. ...".



полная версия страницы