Форум » РККА 1939 - 41 (RKKA 1939-41) » Потери советской бронетехники в "Зимней войне". » Ответить

Потери советской бронетехники в "Зимней войне".

Кубинец: Интересует количество и марки танков, потерянных Красной Армией в 1939-40 гг в боях с белофиннами. До недавнего времени в различных источниках было указано 32 - Т-28 (хотя эта цифра безвозвратно потерянных танков вызывает некоторые сомнения) и 94 плав. танка Т-37-38. По остальным точной и ясной картины нет.

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

Алтын: В январе 41 года было списано 23 Т-28 (их уже физически не было , за исключением 2-х в Финляндии) , ещё 39 или 40 машин требовало полного капитального ремонта (читай списания). Среди них было 32 Т-28 , проходивших по графе "сгоревшие" в потерях РККА в СФВ.

Кубинец: Насколько я знаю, по графе "сгоревшие" проходило 30 танков Т-28. А как обстоят дела с другими марками машин, с БТ и Т-26 ?

panzermehaniker: Формулировка "сгоревшие" весьма расплывчата. Так у И.Г. Желтова, я в своё время смотрел материалы по танкам Т-34-76 с бензомотором М-17. В одном из донесений с фронта было написано следующее : "Танк сгорел. Требуется замена двигателя." В идеале, нужно уточнить, что понимается под словом "сгорел". Только сделать это вряд ли удастся.

Кубинец: В "финскую", по графе "сгоревшие", проходят безвозвратно потерянные танки. А вот по графе "утонувшие" - как попавшие в болото, так и затонувшие полностью в реках, озёрах и Финском заливе.

Кордон: Приведенные мною ниже данные не дают полной картины потерь советских БТТ, но все же я думаю они помогут в обсуждении этой темы. Источник: "Танковые войска Финляндии 1919-1945 и участие советской и финской бронетехники в боях в Карелии и на Карельском перешейке в годы войны" Я.А.Кишкурно А.Ю.Зубкин, Санкт-Петербург, 2001. "... По финским данным, в качестве трофеев было захвачено и эвакуировано в поврежденном виде 131 танк, много бронемашин, а также значительное количество запчастей от танков, включая танковые башни с орудиями. Однако процент восстановления бронетехники был низким и всего удалось отремонтировать до 31.05.1941 г. 29 малых плавающих Т-37, 13 плавающих Т-38, 10 двухбашенных легких обр. 1931/32 г., 20 легких Т-26 обр. 1933 г., 4 легких Т-26 обр. 1937 г., 2 легких Т-26 обр. 1939 г., 4 огнеметных ОТ-130 и 2 огнеметных ОТ-26. Финнам удалось захватить во время Зимней войны два средних танка. Вечером 17 декабря 1939 г. в районе дороги на Ляхде, где-то между дотами Sj 4 и Sj 5, советский танк Т-28 обр. 1938 г. попал в глубокую финскую траншею и застрял. Экипаж попытался вытащить танк, но после нескольких неудачных попыток покинул его. Финны открыли огонь и из девяти человек пять убили, а четверых взяли в плен. Когда пленных вели в тыл, один танкист застрелился. Финнам удалось отбуксировать исправный танк в тыл. Второй Т-28 был захвачен 6 февраля 1940 г. в том же районе. Всего финны захватили и отремонтировали 42 малых плавающих, 2 средних и 62 легких (однако в действующей армии на 01.06.1941 г. числилось лишь 42 легких танка). В качестве трофеев было захвачено значительное количество артиллерийских бронированных тягачей А-20 "Комсомолец", из которых 42 штуки модели 1937 г., и 20 штук модели 1939 г. были отремонтированы и поступили в войска как тягачи для 37-45-мм противотанковых орудий. В войска до 31.05.1941 г. были направлены 27 отремонтированных бронеавтомобилей и один свой Landsverk-182. Непосредственно в формируемые подразделения направили только 22 броневика и еще несколько бронемашин передали танковой школе. Десять бронемашин были захвачены на месте разгрома 44-й сд, еще две в районе боев с 163-й сд. Эти машины, будучи подбитыми или брошенными, остались на территории Финляндии. Из числа захваченных и отремонтированных были: один легкий Д-8, одинадцать легких БА-20, БА-20М, два ФАИ-М, семь тяжелых БА-10, три тяжелых БА-6 и один БА-27М."

Кубинец: Интересные данные. Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что финны не ремонтировали и не использовали танки серии БТ, хотя их осавалось на их территории очень много (взять хотя бы 34-ю лтбр, они только срезали подбашенные листы и сняли башни с большинства трофейных БТ-5 и -7, а сами машины оставили). Да и в ходе "Войны-продолжения" они использовали не так много "бэтэшек", а потом практически все оставшиеся переделали в САУ ВТ-42.

Кубинец: Алтын пишет: В январе 41 года было списано 23 Т-28 (их уже физически не было , за исключением 2-х в Финляндии А есть данные по списанию других танков - Т-26, БТ, поплавков? Это имущество относилось к 5-й категории (негодное имущество)?

Кордон: Кубинец пишет: Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что финны не ремонтировали и не использовали танки серии БТ, хотя их осавалось на их территории очень много Это вполне объяснимо, танки Т-26 как ближайшие родственники танков "Виккерс" быстрее осваивались финскими танкистами. А главное ремонтом трофейной техники в мастерских в Варкаусе занималось небольшое количество ремонтников. Для ремонта привлекали даже иностранных добровольцев - итальянского офицера Рицца, двух бельгийцев мл.лейтенанта Ансене и рядового Мелоте, а также шведских механиков. Малое станочное оборудование мастерских также не позволяло быстро проводить ремонт. Позднее одной шведской фирмой для мастерских было поставлено ремонтное оборудование. И тем не менее к августу 1941 года удалось отремонтировать несколько танков БТ. В конце августа в состав финского бронебатальона, наступавшего в направлении Петрозаводска вошло подразделение "Кристи" (6 танков БТ - модификации к сожалению привести не могу). Кстати более внимательно прочитав выше указанную мной книгу, тем кто интересуется боевым применением советских танков БТ представляю известное фото (качественное не искал) привязанное к конкретному месту и времени. "...1 сентября началось финское наступление по дороге через Пряжу на Петрозаводск против частей Петрозаводской оперативной группы (272-я сд, 15-й и 24-й полки НКВД, 9-й мотострелковый полк) и уже 6 сентября финны овладели Пряжей. Фотографии тех боев свидетельствуют о крайне быстром наступлении 1-й пехотной дивизии финнов. Большую часть подбитых танков 2-го тп 1-й тд войска Красной армии бросили. Так, на дороге в районе Нуосярви 4-5 сентября финнам достались Т-28, ОТ-133 и два БТ-7 обр.1939 г. (один из них сгорел)." На заднем плане в приведенной мною фото слева ОТ-133, а справа чуть дальше едва различим Т-28. В книге есть фото и со стороны Т-28, но пока найду сканер, пока выдам на форум, кому интересно уже найдут. А если нет, то заказывайте - сделаю.

Кордон: Вот нашел у Алтына в теме http://imf.forum24.ru/?1-9-20-00000024-000-0-0-1263483035 то фото о котором говорил. Ну уж очень плохого качества.

Кубинец: Насколько я знаю, у финнов было 4 трофейных БТ-5 (регистрационные номера в 1941-42гг. - R-96, 97, 98 и 99) и около 20 БТ-7, захваченных ими в качестве трофеев в 1941г.

Кубинец: Прикинул по спискам потерь ТБр и ОТБ - безвозвратные потери Т-26 - около 270 линейных и командирских машин, 24 "химических" и 6 спец. танков ТТ/ТУ-26. Итого около 300 единиц. Остались "бэтэшки".

Сергий: Может поможет книга ""Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь." Там все подробно в по потерям расписано. Впервые можно встретится и с авторами Буриков П.Д., Андронников В.М.. Так же пройду встречи с авторами Мощанский И.Б., Шигин В.В. подробнее здесь: http://www.veche.ru/news/show/124/

Кубинец: Спасибо за информацию! Постараюсь достать этот справочник.

андрей: В докладе начальника Политит .упр. РККА члену Главного Военного Совета о причинах поражения и потерях в 44-й СД. пишут " Материальная часть танкбата оставлена противнику. Т-26 -15 ,Т-38 - 22,всего 37 танков."

Кубинец: По большинству частей данные есть, но в сумме может получится бОльшее количество потерянной техники. У меня мало данных по танковым подразделениям Берегового отряда сопровождения КБФ. У них были Т-26 и "поплавки".

Кубинец: Потери по танкам БТ - приблизительно 228-230 машин. Это только безвозвратные. Получается, что всего за время "Зимней войны" безвозвратные потери АБТВ РККА составили около 650-660 танков.

CM6: Кубинец пишет: У меня мало данных по танковым подразделениям Берегового отряда сопровождения КБФ. У них были Т-26 и "поплавки". Если Ваши данные о Т-26 в БОС КБФ из Зимней Войны П.Петрова , то на самом деле из текста этого напрямую не явствует.Скорее всего упомянуты армейские Т-26 из 28-го стрелкового корпуса

Кубинец: CM6 пишет: Если Ваши данные о Т-26 в БОС КБФ из Зимней Войны П.Петрова , то на самом деле из текста этого напрямую не явствует Да, я брал информацию из этой книги. Там много интересных материалов. По танкам Т-38 точно указано, что на вооружении Берегового отряда сопровождения находилось 13 танков Т-38. А вот про Т-26 точной информации нет. Тут Вы правы.

CM6: Кубинец пишет: По танкам Т-38 точно указано, что на вооружении Берегового отряда сопровождения находилось 38 танков Т-38 В моей книге написано, что 13 Т-38 было

Кубинец: CM6 пишет: В моей книге написано, что 13 Т-38 было Извините, ошибся. Конечно 13.

Кубинец: Интересует вопрос: а из какой в/части были эти "поплавки"? В то время флотских танков на Балтике было немного - всего один батальон в составе Особой специальной стрелковой бригады (той самой, которая позднее стала 1-й бригадой морской пехоты КБФ), но там вроде Т-26 были.

konsta: Эксплуатация БТ для финнов вероятно была накладна из за установленных на них и потребляющих много бензина авиамоторов.Не случайно-же до наступления перемирия финны утянули все танки Т-26 и бронеавтомобили танкового батальона 18 СД и 34ЛТБ ,разгромленным в окружении в Леметти.А с БТ (117шт.)сняли агрегаты и оборудование и частично посрезали башни.Впрочем немного ошибся.Один Т-26 несколько лет назад при реконструкции дороги Сортавала -Петрозаводск выкопали из земли и сейчас он стоит на постаменте в Питкяранта,

Кубинец: konsta пишет: Один Т-26 несколько лет назад при реконструкции дороги Сортавала -Петрозаводск выкопали из земли и сейчас он стоит на постаменте в Питкяранта, В Питкяранте стоит 100 % "жестяной"макет, который сделали в Московской области. А про выкопанный несколько лет назад Т-26 ничего не слышал. Есть ссылка на этот материал?

konsta: Кубинец,спасибо за жесть.В следующий раз простучу прощупаю и снимуво во всех ракурсах эту консерву.Про то,что выкопали-поведал местный абориген.Кстати у Вас в Кубинке в музее БТТ за последние 6 лет что-нибудь добавилось или наоборот?

Кубинец: Вот фото Т-26 из Питкяранты. Водружён на постамент в мае 2006г.

Кубинец: В музее ничего не прибавилось и не убавилось. Жизнь замерла после того, как сменился предыдущий начальник музея. А теперь там "болото". правда пришло некоторое количество экспериментальных машин на базе Т-72 и БМП-3. Но они пока в отстойнике стоят. А по машинам 30-40-х гг - пусто!

Кубинец: А что касается машин, найденных и поднятых на местах боёв финской кампании, то мне известны только три Т-26: 1). Т-26 обр. 1939г., поднятый поисковым отрядом "Ладога" со дна Ладожского озера в 1994г. Он до сих пор гниёт где-то на территории в/ч в Приозерске. 2). Т-26 обр.1939г., поднятый поисковиками под руководством Сахно со дна Ладожского озера в р-не г. Питкяранта в 1998г. Его сначала продали какому-то частному коллекционеру в Англию, где он "благополучно" ржавел лет 10, а затем попал во Францию, в музей г.Самюр. 3). Т-26 обр. 1933г., радийный, поднятый со дна Финского залива в р-не Выборга в марте 2005г. с останками экипажа. Он был отреставрирован на Выборгском судоремонтном заводе и установлен в качестве памятника в Выборге, на проспекте Победы, 21 июня 2005г.

konsta: Кубинец,предпологаю,что ты можешь прояснить такой эпизод:в августе 1941 наши переправляли через реку Шуя 3 танка Т-34 паромом.Один по разгильдяйству утопили.А вот достали или нет нигде не накопал.Наши вряд-ли,финны подгоняли.Достали финны-тоже под вопросом.Как сложилась судьба у найденного в 90-х годах в Калининграде "Королевского тигра"?

Кубинец: По эпизоду августа 41г. ничего сказать не могу. Это надо в архивах смотреть. То, что финны никаких наших "утопленников" не доставали и не использовали - это точно. Если наши сразу не достали, то могли достать в 1944г. (если там не очень глубоко было). Много техники поднимали в 50-60-х гг. и сдавали на слом. Так что вопрос пока остаётся без ответа. А что касается найденного в Кёниге "Королевского тигра" - впервые об этом слышу. Откуда такая информация?

Кубинец: Танк, поднятый близ Питкяранты в 1998г. Он же, в танковом музее г.Самюр (Франция) 2007г.

Кубинец: Т-26 в Выборге.

konsta: Вот так и уходят раритеты.В Кубинке по моему такого Т-26 с конической башней нет.Несколько лет назад так-же "всплыл" за границей найденный у нас в России огнеметный ОТ-34.ЯК-3 колхозника Головатого подаренный Еремину- из КБ Яковлева,где он находился,оказался в Америке.Как в пословице:Что имеем-не храним...На мой вопрос о том,что неполно представлена наша БТТ предвоенного периода,сотрудник музея ответил что в 1941 году все-что могло стрелять и хоть как-то двигаться здесь же под Кубинкой держали немцев.Обратно вернулось не все.Однако единственный СМК порезали там-же в конце 40-х.А про Кениг,чтобы опять не налететь на "жесть",напишу позже,где-то уменя есть-надо искать.

karan: konsta пишет: Вот так и уходят раритеты.В Кубинке по моему такого Т-26 с конической башней нет.Несколько лет назад так-же "всплыл" за границей найденный у нас в России огнеметный ОТ-34. Предлагаю: 1. Едем в Кубинку, ангар №3. Смотрим. 2. Едем в Нижний Тагил, на 9 Мая, парад в честь Дня Победы, смотрим. После исполнения пп. 1 и 2 - продолжаем разговор. Или заканчиваем.

Кубинец: В Кубинском музее действительно есть Т-26 обр. 1939г, с конической башней и с усиленной подбашенной коробкой с наклонными бронелистами. После войны в него "воткнули" двигатель от БРДМ, чтоб он мог ездить. В результате моторный отсек стал больше.

konsta: На тот момент,когда я был в Кубинке,(единственный раз)в павильоне легких танков были пустые "парковки" без табличек.В других ангарах тоже.Спасибо за информацию,стимул как-то извернуться и еще раз у Вас побывать.Про Кениг:В романе А.Щербакова"Тени черного леса"описан случай,когда советские диверсанты взорвали переправу,когда по ней проходил этот самый Тигр и внизу комментарий автора:"Это реальная история.Тот самый целенький "королевский тигр"калининградские поисковики подняли со дна болота в 1998 году."

karan: konsta пишет: Про Кениг:В романе А.Щербакова"Тени черного леса"описан случай,когда советские диверсанты взорвали переправу,когда по ней проходил этот самый Тигр и внизу комментарий автора:"Это реальная история.Тот самый целенький "королевский тигр"калининградские поисковики подняли со дна болота в 1998 году." Эхххх, так и подумаешь: "И что я не калининградский поисковик" .... Кругом какие-то реальные КингТигры с Сандомира, какие то реальные 26-е..... Скучно даже.... Кубинец Есть немного цифр по 28-м. Надо? Не бог весть -РГВАшные дела, но, подробные.

Кубинец: karan пишет: Кубинец Есть немного цифр по 28-м. Надо? Не бог весть -РГВАшные дела, но, подробные. Да, ОЧЕНЬ надо! Спасибо!

Кубинец: karan Приветствую! Как там на счёт обещанного Вами материала по Т-28 ? Очень интересно!

Кордон: Кубинец пишет: А что касается машин, найденных и поднятых на местах боёв финской кампании, то мне известны только три Т-26: 1). Т-26 обр. 1939г., поднятый поисковым отрядом "Ладога" со дна Ладожского озера в 1994г. Он до сих пор гниёт где-то на территории в/ч в Приозерске. 2). Т-26 обр.1939г., поднятый поисковиками под руководством Сахно со дна Ладожского озера в р-не г. Питкяранта в 1998г. Его сначала продали какому-то частному коллекционеру в Англию, где он "благополучно" ржавел лет 10, а затем попал во Францию, в музей г.Самюр. 3). Т-26 обр. 1933г., радийный, поднятый со дна Финского залива в р-не Выборга в марте 2005г. с останками экипажа. Он был отреставрирован на Выборгском судоремонтном заводе и установлен в качестве памятника в Выборге, на проспекте Победы, 21 июня 2005г. Добрый день! По поводу советской техники оставленной на местах боев с финами могу сказать следующее. В начале 90-х годов мне, тогда молодому лейтенанту-танкисту довелось служить в танковом батальоне, который располагался в военном городке поселка Хуухканмяки Лахденпохского района Карельской АССР (кстати не так давно из сети узнал, что в этом же военном городке в середине 80-х проходил службу лейтенантом 2-х годичником будущий президент России Медведев). Прийдя первый раз в парк обратил внимание на небольшой пустующий постамент на выезде из парка. Немного позже я поинтересовался у старожилов, что за постамент и для чего его в парке установили. Один прапорщик сказал, что пару лет назад из одного озера поблизости танкисты хотели вытащить советский танк и установить его в парке части. Насколько серьезны были намерения понятно из того, что даже установили постамент. Танк находился недалеко от берега и когда летом озеро мелело, местные мальчишки прыгали с его башни в воду. К озеру подогнали тягачи и с саперного батальона приехали саперы с водолазным снаряжением. Половина части под разными предлогами собралась на берегу озера приехал из Сортавалы и зампотех дивизии. Саперы нырнули и вскрыли танк, по их словам машина была под завязку забита снарядами. Услышав это зампотех дал отбой всей операции и сколько не уговаривали полковника, рисковать людьми он не захотел. Больше попыток вытащить танк никто не предпринимал. Из истории военного городка мне известно следующее. До марта 1940 года город Лахденпохья с прилегающими районами принадлежал Финляндии. На территории военного городка в Хуухканмяках располагалось (по словам местных) финское егерьское училище или школа, а также дом отдыха для финских летчиков (места там очень красивые). Потом территория отошла СССР и в военном городке располагались части 142-й стрелковой дивизии, которая с вступлением Финляндии в войну в июле 1941-го в этом же районе была прижата финами к берегу Ладожского озера и разбита. Каким-то советским войскам удалось переправиться на острова на Ладоге и их потом вывозили на большую землю катерами Ладожской флотилии. Об ожесточенности боевых действий в том районе говорят те факты, что в районе танкодрома в 9 км на северо-запад от городка мы дважды находили останки наших солдат. На воротнике шинели одного из них была малиновая петлица с двумя треугольниками. В обеих случаях вызывали милицию которая проводила эксгумацию останков, куда увозили и где хоронили мне неизвестно. На 1990 год военный городок находился в отличном состоянии еще с довоенных времен в казармах работал водопровод, канализация, крыши под черепицей. В здании дома отдыха располагалась санчасть, место живописное, двух этажное здание на краю скального утеса на берегу большого озера. Из сети узнал, что сейчас воинские части расформировали, а городок передали местным властям. Однако наверняка остались старожилы, которые знают где стоит танк. То что танк из 41-го я исхожу из того, что в финскую наши в этот район не дошли, а в июне 1944-м наши если бы с дури загнали танк в озеро, то наверняка бы вытянули. Фото моих сослуживцев возле казармы танкового батальона. И на последок всех пограничников с Праздником!!! Сам заканчивал службу в Пограничных войсках Украины.

vlad: условно помещу здесь, возможно "поплавки" были захвачены в 41-м.

Кубинец: На втором поплавке читается регистрационный номер 237. Машина явно захвачена в 1941-42гг.

konsta: В марте 1940-го,при деблокаде 168-й СД,во время штурма занятых финнами островов,утонуло 4 танка."Всплывают"они в последнее время,а тогда их подъемом не озадачивались ни наши,ни финны.Эхо "Зимней "воны на фотографии марта 1944-го года,у берега острова Петяясаари.Возможно в тот год уровень воды в Ладоге был небольшой,

Кубинец: Про эти 4 танка уже вроде писали - это 3 Т-26 из 394-го ОТБ 72-й СД и 1 Т-26 - из 357-го ОТБ 37-й МСД. Все затонули в период с 6 по 9 марта 1940г в р-не о-вов Петяясари и Максимансаари на Ладоге. Два из них подняты в середине-конце 90-х гг. Один из них сейчас во французском Самюре стоит.

konsta: Кубинец пишет: Один из них сейчас во французском Самюре стоит. Это мы уже обсуждали выше...

Кубинец: Нашёл данные о безвозвратных потерях советских танков в финской кампании - 653 машины. (спецвыпуск "Танкомастера" №3-4 2006г - Танковые войска РККА во 2-й Мировой войне. Часть 1. Лёгкие танки с.18).

шер: четыре танка затоплены в озере глубокое . судя по всему это легкие танки бт или т26

Кубинец: Глубокое - это то, что раньше Муоалаанярви называлось? Вот информация по этим танкам с форума http://forum.tankfront.ru/viewtopic.php?f=53&t=95&start=20: "6. По некоторым данным, 20.02.1940г при переправе через о.Муолаанярви л/с 236-го ОРБ 24-й СД при поддержке танков 3-й роты 155-го ОТБ 40-й ЛТБР, подбито и сгорело 5 танков БТ и 4 танка утонуло в полыньях. Вместе с танками утонул командир роты ст. лейтенант Зубков, погиб командир взвода мл. лейтенант Торгобоев, а 5 танкистов пропали без вести. Но в перечне потерь 40-й ТБР танки БТ утонувшими не значатся, а есть только Т-26 (утонуло 7 машин). Так что здесь непонятно, то ли действительно затонули БТ, но потом были подняты. То ли тонули только Т-26, а горели БТ ?"



полная версия страницы