Форум » Техника Вермахта и саттелитов (Axis tanks and SP guns) » Ремонт трофейной техники немцами - заводы? » Ответить

Ремонт трофейной техники немцами - заводы?

bearn: Доброго времени! Пытаюсь разобраться на каких заводах осуществлялся ремонт трофейных советских танков немцами во 2МВ. Основной ремонт происходил в Риге. По всей видимости ремонт танков был организован на вагоностроительном заводе "Vairogs-K" оказавшегося в руках немецкого концерна - Man. Завод находился в Риге между Воздушным мостом и ст. Брасса, вдоль железной дороги. Так ли это? С какого времени ремонтировались на заводе? Второй известный ремонтный завод был организован в Харькове в 1943. Но вот на каком заводе - ХТЗ или ХПЗ?

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Pav.R.: По воспоминаниям Теофила Дрейманиса / в будущем кавалера двух железных крестов /в конце 1941 года танки БТ чинили готовя для финов на Цитаделес . Но тут надо поискать -уточнить по книге ( а то на вопрос -"ссылочку"страницу в книге и т.д.). С уважением к вашему мнению.

IAM: Немного оффтоп. Небольшие ремонтные мастерские немцев. С танком КВ-1. Можно сказать из какой части эти танки?

Борис: Согласно Йенцу, немцы организовали в Риге курсы для обучения экипажей трофейных советских и французских танков для охранных дивизий. Работали они с 6 октября по 1 ноября 1941 г. Танки для них были отремонтированы в рижском арсенале. Потом там ремонтировались Т-26 и БТ для охранных дивизий. До начала декабря 1941 г. у арсенала не было запчастей для ремонта, и их снимали с других танков. Весной 1943 г. на базе ХПЗ были открыты эсэсовские ремонтные мастерские для трофейных Т-34. Там были восстановлены те танки, которые поступили на вооружение дивизии СС "Дас Рейх". В самом начале июня 1943 г. ОКХ приказал все трофейные Т-34, КВ-1 и КВ-2 отправлять на ремонт в рижские мастерские. В то же время все остальные трофейные танки, как и раньше, должны были ремонтироваться в 4-м взводе 207-й ремонтной роте, который находился в Werro. Насколько я знаю, это город Выру в Эстонии.

bearn: Доброго времени! 2 Борис. Спасибо, теперь понял что значит Werro! Как я полагаю информация из Panzer Tracts 19-2 ? Некоторые источники источники указывают что в 1943 г. ремонт Т-34 для "Das Reich" производился на ХТЗ, хотя другие указывают на ХПЗ, к чему склоняюсь и я - косвенным доказательством можно считать наличие на некоторых Т-34 "Das Reich" ранних грязевых щитков, вероятно оставшихся либо изготовленных на штампах, брошенных на ХПЗ. 2 IAM. Сложно предположить. КВ-1 вероятно не в ремонтном подразделении, а просто использовавшийся под Ленинградом немцами в неустановленной части А вот БТ-7 и Т-26, могу предположить разве что 140ю или 149ю полевую мастерскую, начало 1942 Предполагаю что ряд вопросов могла бы прояснить вот эта книга:

Борис: bearn пишет: Как я полагаю информация из Panzer Tracts 19-2 ? Оттуда, конечно. bearn пишет: Некоторые источники источники указывают что в 1943 г. ремонт Т-34 для "Das Reich" производился на ХТЗ, хотя другие указывают на ХПЗ, к чему склоняюсь и я - косвенным доказательством можно считать наличие на некоторых Т-34 "Das Reich" ранних грязевых щитков, вероятно оставшихся либо изготовленных на штампах, брошенных на ХПЗ. В грязевых щитках я не разбираюсь, но гораздо логичнее для немцев было организовать ремонт Т-34 там, где его раньше производили, т.е. на ХПЗ. Там и оборудование кое-какое, видимо, сохранилось, и детали, и заготовки, и инструменты подходящие. Да и сами производственные площади там были более подходящие именно для Т-34. Есть еще один неплохой источник по этому вопросу: Regenberg, Scheibert "Captured Tanks Under the German Flag. Russian Battle Tanks". Там написано, что в 1943 г. отдельные танки Т-34 были отремонтированы на заводе "Даймлер-Бен" в Marienfelde и на фирме "Wumag" в Gorlitz. Там же написано, что танки Т-34 для дивизии "Дас Райх" были отремонтированы в Харькове на тракторном заводе, но тут же в скобках стоит (танковое производство). А танковое производство в Харькове было на ХПЗ, так что тут авторы просто повторили широко распространенное заблуждение. Йенц привел название места расположения эсэсовских мастерских по ремонту Т-34 в Харькове iиз немецкого документа от 14 мая 1943 г.: Lok.-Fabrik - локомотивный завод. Так что это был, несомненно, Харьковский паровозостроительный завод.

bearn: Доброго времени! Согласен с доводами по ХПЗ. Надеюсь найти фотографии ХПЗ времен войны или предвоенных лет, чтобы было зрительное доказательство что на фото цеха ХПЗ. Пока есть фотографии ХТЗ http://vif2ne.ru/smf/forum/files/Coast70/(090114131645)_018a.JPG (осторожно, фото 800к). По ремонту на Wumag и DB тоже читал, но здесь мысли такие, источники указывают, что с 1943 года начинается ремонт трофейных танков и на заводах Daimler-Benz-Werken (Marienfelde, недалеко от Берлина) и Wumag (Görlitz, в наши дни Zgorzelec, Польша). Однако стоит учитываеть, что этим фирмам достались ремонтные заводы в Киеве и Риге, где был организован ремонт танков. Транспортировка танков для ремонта в Германию и Польшу, где не имелось специализированного оборудования, источников запасных частей, до 1944 - 1945 года представляется сомнительной. В марте 1945 после захвата большого количества трофеев в ходе боев в Польше заказ на ремонт этих танков передали фирме Wumag в Goerlitz при содействии фирм Alkett и Daimler-Benz. Точное количество (захвачено было около 150 танков) и сроки ремонта танков неизвестны, однако 1.Ski-Jaeger-Division располагает 7 трофейными танками (3 исправны) 10 апреля, и 14 апреля 1945 получены 10 T 34 отремонтированы фирмой Wumag.

IAM: Спасибо. bearn пишет: А вот БТ-7 и Т-26, могу предположить разве что 140ю или 149ю полевую мастерскую, начало 1942 А известны еще какие-нибудь части трофейных танков в ГА "Север" на начало 1942 года?

Борис: IAM пишет: А известны еще какие-нибудь части трофейных танков в ГА "Север" на начало 1942 года? В ГА "Север" по приказу от 27.01.42 была создана рота трофейных танков БТ и Т-26 для использования на фронте обороны 16-й армии. Попытка, судя по всему, оказалась неудачной: танки постоянно ломались и даже самопроизвольно загорались. Командир роты выразил мнение, что эти танки невозможно использовать даже ограниченно.

IAM: Борис пишет: В ГА "Север" по приказу от 27.01.42 была создана рота трофейных танков БТ и Т-26 для использования на фронте обороны 16-й армии. Спасибо. А где она была создана есть информация? Подразделение с трофейными танками, что на снимках, видимо, действовало неподалеку от Ленинграда.

Борис: IAM пишет: А где она была создана есть информация? Информация очень отрывочная. История такая: между 23 декабря и 21 января 1942 г. все 3 охранные дивизии ГА "Север" (207-я, 281-я и 285-я) получили по взводу трофейных танков из 3 Т-26 и 2 БТ. Еще один взвод из 4 Т-26 и 1 БТ получил 3-й охранный полк. 27 января 1942 г. вышел приказ командования ГА "Север" сформировать взвод (именно взвод, а не роту, как я написал раньше, извиняюсь за ошибку) из 10 танков, взятых у 285-й охранной дивизии и 3-го охранного полка. Таким образом, взвод имел 7 Т-26 и 3 БТ. Все эти танки были ранее отремонтированы в рижском арсенале. Во всех документах об этом взводе идет речь о многочисленных и частых поломках танков и их конструктивных недостатках. При этом саботаж, как причина поломок, отвергается. Взвод проходил подготовку недалеко от Риги и постоянно отправлял свои танки на арсенал для очередного ремонта. В феврале немецкий капитан встретил колонну танков этого взвода, которая возвращалась в Ригу с полигона. 7 из них вышли из строя и остановились, а водители пытались их отремонтировать. Немцы пришли к выводу, что их лучше доставлять по железной дороге к месту назначения и там использовать в качестве ограниченно подвижной огневой точки. Никаких указаний, что взвод все же добрался до фронта, я не нашел. За весь 1941 г. немцы отремонтировали и передали своим охранным дивизиям и полкам на Восточном фронте 16 Т-26 и 15 БТ. И вот еще любопытный факт. 30 июля 1943 г. ОКХ выпустил приказ о лучшем использовании советских трофейных танков. Чтобы заинтересовать своих солдат, были обещаны премии. За находку даже неисправного Т-34 - 40 бутылок спирта; за двигатель, трансмиссию, прицел к пушке или радиостанцию - 6 бутылок спирта; за пушку, радиатор, стартер и т.п. - от 1 до 3 бутылок спирта. Во как.

IAM: Борис пишет: Информация очень отрывочная. История такая: между 23 декабря и 21 января 1942 г. все 3 охранные дивизии ГА "Север" (207-я, 281-я и 285-я) получили по взводу трофейных танков из 3 Т-26 и 2 БТ. Благодарю. А известно что-либо об использовании трофейных танков, в частности КВ, в танковых дивизиях ГА "Север"? На снимках присутствуют еще и Pz. III, которые принадлежали, наверняка, либо 8-й либо 12-й ТД. Борис пишет: За весь 1941 г. немцы отремонтировали и передали своим охранным дивизиям и полкам на Восточном фронте 16 Т-26 и 15 БТ. Нет ли информации о ремонтных мощностях немцев в Острове и Пскове? Борис пишет: 30 июля 1943 г. ОКХ выпустил приказ о лучшем использовании советских трофейных танков. Чтобы заинтересовать своих солдат, были обещаны премии. За находку даже неисправного Т-34 - 40 бутылок спирта; за двигатель, трансмиссию, прицел к пушке или радиостанцию - 6 бутылок спирта; за пушку, радиатор, стартер и т.п. - от 1 до 3 бутылок спирта. Во как. Вот пример такого "лучшего использования". КВ-1Э №1 немцы могли отремонтировать как раз в Острове. Танк простоял, как минимум, до зимы 1941-1942 гг. http://www.kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-001-023.jpg Потом немцы его вытащили на ремонт - http://www.kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-001-041.jpg http://www.kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-001-042.jpg http://www.kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-001-043.jpg А после ремонта это КВ-1Э оказался в 8-й танковой дивизии - http://www.kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-001-044.jpg Вот еще снимки КВ-1Э №97 http://www.kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-097-002.jpg http://www.kv1ehkranami.narod.ru/big/big_kv1-097-003.jpg Здание, у которого стоит этот танк, весьма похоже на здание на уже упомянутых снимках.

vlad: осторожненьнко положу свои пять центов, зная как я умею всех запутать, но на этот раз вроде все ОК- ремонтная мастерская в Сычевке, КВ-шка 1-го ТП вермахта, 1942. click here

Борис: IAM пишет: А известно что-либо об использовании трофейных танков, в частности КВ, в танковых дивизиях ГА "Север"? Известно. В книжке Regenberg & Scheibert "Captured Tanks Under the German Flag. Russian Battle Tanks" есть фотографии 4 КВ-1, которые были на вооружении 1-й тд, с бортовыми номерами 216, 217, 118 и 219. Но, судя по тому, что они все имели литые башни, это происходило уже после того, как дивизия ушла в ГА "Центр". Йенц упоминает интересующие Вас дивизии: В 8-й тд на 15.09.42 было 3 КВ-1. Похоже, что именно они все показаны на одной из Ваших фотографий. В 12-й тд в период с 24.10.42 по 25.12.42 были 1 КВ-1 (не экранированный) и 1 КВ-8 (огнеметный). IAM пишет: Нет ли информации о ремонтных мощностях немцев в Острове и Пскове? Если они там и были, то не специализированные для ремонта трофейных танков. Скорее всего, это были обычные ремонтные подразделения 8-й тд. Судя по ее рапорту от 14.10.41, она еще тогда занималась восстановлением советских танков. Особеннно интересовалась танками, на которых сохранились телескопические и перископические прицелы и аккумуляторы.

IAM: Борис пишет: Известно. В книжке Regenberg & Scheibert "Captured Tanks Under the German Flag. Russian Battle Tanks" есть фотографии 4 КВ-1, которые были на вооружении 1-й тд, с бортовыми номерами 216, 217, 118 и 219. Но, судя по тому, что они все имели литые башни, это происходило уже после того, как дивизия ушла в ГА "Центр". Да, известная книжка. Но мой вопрос, в общем, касался только 8-й и 12-й тд. Борис пишет: были на вооружении 1-й тд, с бортовыми номерами 216, 217, 118 и 219. Но, судя по тому, что они все имели литые башни, это происходило уже после того, как дивизия ушла в ГА "Центр". На вооружении 1-й тд (а может и не в ней, т.к. ее эмблемы на КВ-1 № 216 нет) был, скорее всего, только танк № 216. Танки с б/н 216, 217, 218, 219 из одной части Красной армии. № 218 имеет 3 пробития башни, а № 217, скорее всего, сгорел, поэтому вряд ли они были отремонтированы немцами. Да и фото с крестами на этих танках нет. Борис пишет: Йенц упоминает интересующие Вас дивизии: В 8-й тд на 15.09.42 было 3 КВ-1. Похоже, что именно они все показаны на одной из Ваших фотографий. В 12-й тд в период с 24.10.42 по 25.12.42 были 1 КВ-1 (не экранированный) и 1 КВ-8 (огнеметный). Спасибо. Я не нашел эти данные. Подскажите на какой они страничке. А на другие даты наличие трофейных танков Вам не встречалось в составе этих дивизий? Борис пишет: Скорее всего, это были обычные ремонтные подразделения 8-й тд. Вряд ли это были ремонтные подразделения 8-й ТД, т.к. и Остров и Псков были уже далековато от линии фронта. В конце сентября 1941 года ремонтные мастерские 8-й ТД были, скорее всего, в районе Тайцев (под Гатчиной). Борис пишет: Судя по ее рапорту от 14.10.41, она еще тогда занималась восстановлением советских танков. Особеннно интересовалась танками, на которых сохранились телескопические и перископические прицелы и аккумуляторы. Эти данные тоже из Йенца?

Борис: IAM пишет: № 218 имеет 3 пробития башни, а № 217, скорее всего, сгорел, поэтому вряд ли они были отремонтированы немцами. Да и фото с крестами на этих танках нет. №218 точно имел, по меньшей мере, 3 пробоины в башне, похоже, что от 88-мм снарядов, но их вполне можно заварить. А вот сгорел или нет №217 - наверняка сказать трудно, номер на нем хорошо сохранился и даже не закоптился. Регенбург утверждает, что все они использовались в 1-й тд, а фотографии сделаны еще до того, как на них нарисовали кресты. Эту версию пока нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Хотя есть косвенное свидетельство против нее: Panzer Tracts №19-2 о советских трофейных танках Йенц написал совместно с тем же Регенбургом, и эти танки там вообще не упоминаются. Йенц всю эту серию обещал сделать, базируясь только на оригинальные документы и сохранившиеся боевые машины, поэтому отсутствие упоминания о танках КВ в 1-й тд может означать только, что документы о них им не найдены, а фотографии, на основе которых Регенбург их описал в своей книжке, Йенцу показались недостаточно убедительными. Плохо, что на вопросы читателей сам Йенц не отвечает, так что прояснить эту загадку с ним невозможно. IAM пишет: Я не нашел эти данные. Подскажите на какой они страничке. А на другие даты наличие трофейных танков Вам не встречалось в составе этих дивизий? Информация на с.19-88, фотографии на с. 19-90 и 19-91. Одновременно с упомянутыми мной КВ, в 8-й тд были 2 Т-34, а в 12-й - 3 Т-34. Согласно сводному докладу о наличии танков от 30.12.44 эти дивизии трофейных советских танков не имели. Но надо учитывать, что 25.09.43 появился приказ ОКХ, согласно которому все имевшиеся у немцев КВ должны быть переделаны в тяжелые тягачи. Использовать их в качестве боевых машин было запрещено. IAM пишет: Вряд ли это были ремонтные подразделения 8-й ТД, т.к. и Остров и Псков были уже далековато от линии фронта. В конце сентября 1941 года ремонтные мастерские 8-й ТД были, скорее всего, в районе Тайцев (под Гатчиной). Вполне возможно. Кроме ремонтных рот в составе танковых полков у немцев были отдельные ремонтные и эвакуационные роты, подчиненные ОКХ, который придавал их армиям и группам армий. Может быть, в Острове и Пскове были какие-то из этих рот. IAM пишет: Эти данные тоже из Йенца? Да, из него.

IAM: Борис пишет: №218 точно имел, по меньшей мере, 3 пробоины в башне, похоже, что от 88-мм снарядов, но их вполне можно заварить. А вот сгорел или нет №217 - наверняка сказать трудно, номер на нем хорошо сохранился и даже не закоптился. Ну, я думаю, пореждений эти три 88-мм снаряда наделали внутри башни побольше чем просто пробоины. На 217-м следы копоти явно видны. Борис пишет: Эту версию пока нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Эту версию опровергает отсутствие снимков этих танков с крестами, а вот снимков 216-го с крестами на сайте ув. bearn есть несколько. Борис пишет: Информация на с.19-88, фотографии на с. 19-90 и 19-91. Не нашел этих страниц. Они вот в этой книжке? Борис пишет: Одновременно с упомянутыми мной КВ, в 8-й тд были 2 Т-34, а в 12-й - 3 Т-34. Согласно сводному докладу о наличии танков от 30.12.44 эти дивизии трофейных советских танков не имели. А на конец 1941 г. - первую половину 1942 г. такие данные Вам не встречались? И вообще как учитывались трофейные танки в немецких танковых дивизиях? На конец 1941 года и в 8-й и в 12-й ТД было, как минимум, по нескольку КВ-1 - неужели проходили как неучтенка? А в 8-й ТД было и два КВ-2.

Борис: IAM пишет: Ну, я думаю, пореждений эти три 88-мм снаряда наделали внутри башни побольше чем просто пробоины. Это зависит от типа снарядов, от энергии, которую они сохранили после пробития брони и от того, куда именно попали эти снаряды и осколки брони разбитой ими брони внутри танка. В любом случае, маловероятно, что танк получил от них настолько сильные повреждения, чтобы его невозможно было восстановить. IAM пишет: На 217-м следы копоти явно видны. Трудно сказать наверняка, копоть это или тень. Номер танка прекрасно сохранился. IAM пишет: Эту версию опровергает отсутствие снимков этих танков с крестами, а вот снимков 216-го с крестами на сайте ув. bearn есть несколько. Отсутствие снимков никак не может опровергнуть версию использования этих танков в 1-й тд. Это отсутствие может иметь много причин помимо отсутствия самих танков. Отнюдь не каждый танк фотографировали, не все снимки сохранились, а до нас дошло еще меньше. Вот подтверждения использования этих 3 танков на снимках действительно нет. IAM пишет: Не нашел этих страниц. Они вот в этой книжке? Нет, это из книжки Panzer Tracts No.19-2. Beute-Panzerkampfwagen British, American, Russian, and Italian Tanks captured from 1940 to 1945. IAM пишет: А на конец 1941 г. - первую половину 1942 г. такие данные Вам не встречались? И вообще как учитывались трофейные танки в немецких танковых дивизиях? На конец 1941 года и в 8-й и в 12-й ТД было, как минимум, по нескольку КВ-1 - неужели проходили как неучтенка? А в 8-й ТД было и два КВ-2. В 1941 г. трофейные советские танки использовались в немецких охранных дивизиях. 5 июля ОКХ издал приказ сформировать в каждой из них взвод трофейных танков. А на фронте ими особенно не заморачивались. Использовать трофейные танки, особенно Т-34 и КВ, было очень не просто. Прежде всего, стандартное немецкое горючее к ним не подходило. Надо было где-то добывать для них боеприпасы и создавать систему ремонта и техобслуживания. А для нее нужны запчасти, инструменты и приспособления. Потом немецкие радиостанции надо было на них как-то устанавливать. Это кроме того, что они имели массу неудобств в эксплуатации и боевом использовании и были очень ненадежными. Поэтому, как правило, если их в начале войны и использовали - то эпизодически, пока они были на ходу, а потом бросали. Потом, когда дела у немцев пошли хуже, они стали больше заботиться о трофеях, но к тому времени большая часть танков, попавших в их руки в начале войны, пришла в полную негодность. А учитывали немцы трофейные танки, которые были у них в строю, точно так же, как и все остальные. Каждые 10 дней докладывали наверх об их наличии и состоянии.

IAM: Борис пишет: Это зависит от типа снарядов, от энергии, которую они сохранили после пробития брони и от того, куда именно попали эти снаряды и осколки брони разбитой ими брони внутри танка. В любом случае, маловероятно, что танк получил от них настолько сильные повреждения, чтобы его невозможно было восстановить. Восстановить, конечно, можно все что угодно. Другой вопрос - насколько целесообразно это делать. Эвакуация танка весом более 50 тонн - это достаточно сложное мероприятие, которое требует привлечения большого количества технических средств и времени. А это трофейный тяжелый танк с тремя попаданиями в башню еще надо было бы отправить на какой-то ремзавод. Не стали бы возится. Борис пишет: Нет, это из книжки Panzer Tracts No.19-2. Beute-Panzerkampfwagen British, American, Russian, and Italian Tanks captured from 1940 to 1945. Ясно. В сети этой книги нет? Борис пишет: В 1941 г. трофейные советские танки использовались в немецких охранных дивизиях. 5 июля ОКХ издал приказ сформировать в каждой из них взвод трофейных танков. Благодарю. Вы уже упоминали про взводы Т-26 и БТ. А информация о использовании в охранных дивизиях танков КВ и Т-34 что-либо известно? Борис пишет: Потом, когда дела у немцев пошли хуже, они стали больше заботиться о трофеях, но к тому времени большая часть танков, попавших в их руки в начале войны, пришла в полную негодность. Про начало войны все, в общем, понятно. Но там дело не в солярке и не в запчастях. Дело в подвижности фронта - немецкие танковые дивизии с их хорошими техсредствами эвакуации и восстановления техники ушли вперед, а основная масса сравнительно легко восстановимой бронетехники Красной армии остались за сотни километров сзади. Другое дело танковые дивизии ГА "Север" в конце 1941 года (я и спрашивал про конец 1941 г.- первую половину 1942 г.). Относительно стабильный фронт. Большое количество (?) пригодных для востановления тяжелых танков КВ. Боеприпасы и солярка - это не проблема, их большие запасы немцам достались в качестве трофеев. Солярку из Германии можно было подвезти. Запчасти добывались путем канибализации более поврежденных танков. Борис пишет: А учитывали немцы трофейные танки, которые были у них в строю, точно так же, как и все остальные. Каждые 10 дней докладывали наверх об их наличии и состоянии. Благодарю. Эти материалы в какой-нибудь доступной литературе использовались?

Борис: IAM пишет: Восстановить, конечно, можно все что угодно. Другой вопрос - насколько целесообразно это делать. Все восстановить нельзя. Если танк хорошо сгорел, то у него броня от высокой температуры отпускается и теряет защитные качества, да и корпус "ведет" от неравномерного нагрева, так что его восстановить уже невозможно. Борис пишет: Эвакуация танка весом более 50 тонн - это достаточно сложное мероприятие, которое требует привлечения большого количества технических средств и времени. А это трофейный тяжелый танк с тремя попаданиями в башню еще надо было бы отправить на какой-то ремзавод. Из-за обычных пробоин немцы танки в тыл не отправляли. Их могли быстро заварить в обычной ремроте, которая имелась в каждом танковом полку, или в ремзводе, который был в каждом отдельном танковом батальоне. Другое дело, если сильно поврежден, скажем, опорный подшипник башни. В тыл отправляли только те танки, для ремонта которых требовалось больше 2 недель, или не было соответствующего оборудования, чтобы отремонтировать их на фронте. Их число составляло не более 5% вышедших из строя танков. IAM пишет: В сети этой книги нет? Насколько я знаю, нет, но ее можно купить прямо у автора. Он всю эту серию сам же и издает. IAM пишет: А информация о использовании в охранных дивизиях танков КВ и Т-34 что-либо известно? Нет, кроме БТ и Т-26 там использовались плавающие Т-37 и Т-38, а также французские R-35 и H-38. IAM пишет: Солярку из Германии можно было подвезти. Практически вся германская солярка уходила на флот. Поэтому, главным образом, они и не ставили дизели на танки.

IAM: Борис пишет: Насколько я знаю, нет, но ее можно купить прямо у автора. Он всю эту серию сам же и издает. Ясно. Пока не буду заморачиватся покупкой. Может выложат куда. Борис пишет: Практически вся германская солярка уходила на флот. Поэтому, главным образом, они и не ставили дизели на танки. Это известный факт. Несколько цистерн для немногочисленных дизельных танков могли и отправить. Борис пишет: Нет, кроме БТ и Т-26 там использовались плавающие Т-37 и Т-38, а также французские R-35 и H-38. Благодарю. А о создании каких-нибудь танковых частей в составе пехотных дивизий ГА "Север" Вам не попадалась и информация? Борис пишет: А учитывали немцы трофейные танки, которые были у них в строю, точно так же, как и все остальные. Каждые 10 дней докладывали наверх об их наличии и состоянии. Благодарю. Эти материалы в какой-нибудь доступной литературе использовались?



полная версия страницы