Форум » Техника Вермахта и саттелитов (Axis tanks and SP guns) » Ремонт трофейной техники немцами - заводы? » Ответить

Ремонт трофейной техники немцами - заводы?

bearn: Доброго времени! Пытаюсь разобраться на каких заводах осуществлялся ремонт трофейных советских танков немцами во 2МВ. Основной ремонт происходил в Риге. По всей видимости ремонт танков был организован на вагоностроительном заводе "Vairogs-K" оказавшегося в руках немецкого концерна - Man. Завод находился в Риге между Воздушным мостом и ст. Брасса, вдоль железной дороги. Так ли это? С какого времени ремонтировались на заводе? Второй известный ремонтный завод был организован в Харькове в 1943. Но вот на каком заводе - ХТЗ или ХПЗ?

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Борис: IAM пишет: Несколько цистерн для немногочисленных дизельных танков могли и отправить. Это только кажется, что все так просто. Горючее для них надо было запланировать, причем за счет нужд флота, которому самому горючего не хватало. Потом под него надо было выделить отдельную тару и для перевозки по ж/д, и для хранения. и для подачи непосредственно к танкам. Еще пришлось бы постоянно следить за необходимостью пополнения расходуемых запасов. Короче говоря, надо было организовывать отдельную систему снабжения дизтопливом. А также боеприпасами и запчастями, их тоже много требовалось. Опять же людей для них надо было готовить, и экипажи, и ремонтников. И все это ради чего? Ради нескольких танков, у которых с немецкой точки зрения была уйма недостатков. Овчинка выделки не стоила. Вот если на местах войска за счет каких-то неучтенных внутренних резервов (а по существу - "подножного корма") умудрялись использовать эти танки, то это приветствовалось. А с централизованной системой снабжения и техобслуживания трофейных танков немцы в начале войны заморачиваться не желали. IAM пишет: А о создании каких-нибудь танковых частей в составе пехотных дивизий ГА "Север" Вам не попадалась и информация? Ну, о частях, конечно, речи не было, разве что об отдельных танках, в крайнем случае - о танковых подразделениях. Пехотным дивизиям восстановить и обслуживать трофейные танки было гораздо труднее, чем танковым, у них же таких хорошо оснащенных ремонтных служб не было и подготовленных танкистов тоже. Но попадалиись исключения, ведь немцы были грамотными людьми и умелых механиков среди них хватало. Йенц пишет, что в 269-й пд в декабре 1941 г. были отремонтированы и использовались два КВ-2 в составе отдельного танкового взвода. И фотография одного из них у него в книжке есть. IAM пишет: Эти материалы в какой-нибудь доступной литературе использовались? Больше всего достоверных материалов по немецким танкам можно найти у Йенца. У него в 2-томнике "Panzertruppen" есть ежемесячное наличие танков в вермахте по типам, но только для танков немецкого и чешского производства. Есть там и отдельные подробные данные по нескольким танковым полкам за небольшие периоды. По "Тиграм" у него отдельный 4-томник, и большой том по "Пантерам". По Северной Африке у него тоже есть, но только первый том, второй пока еще не вышел. В книгах Цеттерлинга есть подробная информация о наличии и потерях немецких танков под Курском, Корсунь-Шевченково и в Нормандии. По "Тиграм" есть хороший 2-томник Шнейдера и еще много чего, это очень популярная машина. Из того, что издано на русском языке, очень рекомендую Гланца, его книгу о Ленинграде как раз только что перевели и издали. По Курску - Лопуховского и Замулина, но Вы их, конечно, знаете, как и Исаева.

IAM: Борис пишет: Это только кажется, что все так просто. Нет, я все это прекрасно понимаю. Но после Харькова 1943 немцы использовали Т-34 уже в приличных количествах и как то уже находили возможность изыскивать для них солярку. Про начальный период я и написал - "Боеприпасы и солярка - это не проблема, их большие запасы немцам достались в качестве трофеев." Борис пишет: А с централизованной системой снабжения и техобслуживания трофейных танков немцы в начале войны заморачиваться не желали. Про начало войны все понятно. Но - "танковые дивизии ГА "Север" в конце 1941 года (я и спрашивал про конец 1941 г.- первую половину 1942 г.)". Техобслуживание, конечно, было не централизованное. Но запасов трофейной солярки под Ленинградом в товарном количестве немцам, вроде, захватить не удалось. А, судя по снимкам, трофейных КВ под Ленинградом у них было порядком. Так что солярку все равно надо было подвозить откуда-то. Борис пишет: Йенц пишет, что в 269-й пд в декабре 1941 г. были отремонтированы и использовались два КВ-2 в составе отдельного танкового взвода. И фотография одного из них у него в книжке есть. Пожалуйста, этот кусок и фотографию отсканируйте или цифровиком сфотайте. Очень посмотреть хотца. Снимки этих танков известны. Один раз снимок обоих КВ-2 на СПАМе проходил в подборке 8-й ТД и я сделал вывод, что их прихватила именно 8-я ТД, хотя ее эмблемы на танках не было. А подпись к другому снимку одного из КВ-2 как раз гласила, что он был взят под Тайцами 269-й ПД. Под другим пехотным дивизиям нет информации о наличии в них трофейных КВ? Борис пишет: Больше всего достоверных материалов по немецким танкам можно найти у Йенца. Благодарю. Глантца еще в наших магазинах не видел - как появится прикуплю, конечно.

Борис: IAM пишет: Но после Харькова 1943 немцы использовали Т-34 уже в приличных количествах и как то уже находили возможность изыскивать для них солярку. Эти количества были очень небольшими. Согласно Регенбургу, в мае 1943 г. на вооружении всего вермахта состояли 63 трофейных советских танка, из них 50 - Т-34, а в декабре 1944 г. - 53 трофейных советских танка, из них 49 - Т-34. Да и то немцам понадобилось создавать для них материальную базу. Для 25 танков Т-34 дивизии "Дас Рейх" организовали специальную ремонтную мастерскую на базе ХПЗ. И это уже тогда, когда было ясно, что близкой победы у них не будет. Хотя и трофеев в то время у немцев было не в пример меньше, чем в начале войны. IAM пишет: Но запасов трофейной солярки под Ленинградом в товарном количестве немцам, вроде, захватить не удалось. А, судя по снимкам, трофейных КВ под Ленинградом у них было порядком. Так что солярку все равно надо было подвозить откуда-то. Я думаю, солярку они все же захватили на советских складах ПрибВО и ЛВО. А танков КВ под Ленинградом было много, потому что в июле-сентябре 1941 г. львиная доля КВ, выпускавшихся на Кировском заводе, шла на Ленинградский фронт. IAM пишет: Пожалуйста, этот кусок и фотографию отсканируйте или цифровиком сфотайте. Сделал. Попробую разместить. IAM пишет: Под другим пехотным дивизиям нет информации о наличии в них трофейных КВ? У меня нет. IAM пишет: Глантца еще в наших магазинах не видел - как появится прикуплю, конечно. Он пишется - Гланц, без т в середине. Если Вы интересуетесь трофейными танками, сможете найти много интересного у Шпильбергера. У него есть большой том именно по ним, но только на немецком языке. На английский его пока не перевели, поэтому у меня его нет.


Борис:

IAM: Борис пишет: Эти количества были очень небольшими. Ну, смотрите 25 Т-34 в "ДР" это уже приличное количество. Его трофейным дизтопливом, не прокормишь. Да и вряд ли весной 1943 года его немцы захватили в сколь-нибудь значимом количестве. Дизтопливо, которое захватили в 1941 году было, скорее всего, уже использовано. Борис пишет: Я думаю, солярку они все же захватили на советских складах ПрибВО и ЛВО. ЛВО вряд ли. А вот ПрибОВО и ЗапОВО это да. Но его до Ленинграда надо было вести. Думаете каждая немецкая часть, у которой были трофейные танки, гоняла до Риги (или где там былы нефтехранилища захваченные) бензовоз за дистопливом. А ведь были еще и трактора (правда, их еще бодягой масла с керосином можно было заправлять) и тягачи. Борис пишет: А танков КВ под Ленинградом было много, потому что в июле-сентябре 1941 г. львиная доля КВ, выпускавшихся на Кировском заводе, шла на Ленинградский фронт. Это общеизвестный факт. Борис пишет: Если Вы интересуетесь трофейными танками, сможете найти много интересного у Шпильбергера. У него есть большой том именно по ним, но только на немецком языке. На английский его пока не перевели, поэтому у меня его нет. Попробую поискать. Вообще интересуют в основном КВ.

IAM: Спасибо огромное.

Нумер: bearn пишет: В марте 1945 после захвата большого количества трофеев в ходе боев в Польше заказ на ремонт этих танков передали фирме Wumag в Goerlitz при содействии фирм Alkett и Daimler-Benz. Точное количество (захвачено было около 150 танков) и сроки ремонта танков неизвестны, однако 1.Ski-Jaeger-Division располагает 7 трофейными танками (3 исправны) 10 апреля, и 14 апреля 1945 получены 10 T 34 отремонтированы фирмой Wumag. Интересно. А откуда у немцев крупные трофеи зимой 1945, да ещё в Польше?

1201: До 1993 года танкоремонтный завод находился в Риге здесь: Был ли он там во время войны - неизвестно.

bearn: Доброго времени! Понемногу копаю тему ремонтных заводов, занимавшихся восстановлением и "апгрейдом" трофейных советских танков. Информации ничтожное количество. Но вот что нашел по Риге: Ссылка 1 Ссылка 2 Ссылка 3 Ссылка 4 И статья о ремонте немецких танков в Риге нашими военнопленными: Пятеро в "Тигре" 27 марта 2008 («Вести сегодня» № 71) Весной 1944 года несколько советских военнопленных, захватив вражеский танк, ушли в побег. Дальнейшая их судьба была трагична… Источник: «Вести Сегодня» В первые послевоенные годы в Риге часто рассказывали историю о том, как во время гитлеровской оккупации на улицах города появился однажды танк с красным флагом, который промчался, сметая все на своем пути, в сторону Сигулды. Это не легенда, а самая настоящая быль. В 1959 году журналисты газеты "Советская молодежь" Б. Куняев и Я. Мотель по горячим следам попытались исследовать эту историю. Тогда им многое удалось выяснить. Но минуло с тех пор почти полвека, и воинский подвиг пяти русских танкистов сегодня почти забыт. Думается, пришло время напомнить людям об этих отважных парнях. Осень 2007 года, Чиекуркалнс Мы с товарищем стоим у бетонного забора, за которым виднеются потемневшие от времени кирпичные заводские корпуса. До революции здесь располагался вагоностроительный завод "Феникс", а в годы войны — немецкий танкоремонтный завод "Чиекуркалнс". Подбитую германскую бронетехнику доставляли сюда эшелонами. Особенно много ее стало поступать с лета 1943 года, когда Советская армия начала громить вермахт на всех фронтах. Рабочих рук не хватало, и немцы привлекали для ремонтных работ советских военнопленных, которые содержались в концлагере, размещавшемся в Риге на ул. Пернавас. 18 апреля 1944 года. Немецкие слесари, механики и инженеры работали в цехах, военнопленные перетаскивали броневые плиты во дворе завода. Здесь же стояло несколько танков, готовых к отправке на фронт. Два из них уже были заправлены горючим, в них укладывали снаряды. В 18.30 раздался сигнал на обед для второй смены. Во дворе осталось только несколько пленных и двое часовых. Вдруг грозно взревел мотор, и один из танков рванул вперед! Разнеся в щепки высокий дощатый забор, стальной гигант миновал ворота, пост охраны и вырвался на улицы Риги. Пока часовые у входа и на пулеметных вышках приходили в себя, машина уже мчалась в сторону Псковского шоссе… В 50–е годы журналисты нашли в доме № 7 по улице Старту очевидца побега — Антона Марцинкевича. — В нашем доме жил главный инженер завода — немец Хейзер, — поведал он тогда. — Однажды после обеда на улице раздался страшный грохот. Моя жена увидела, как рядом с нашим домом на огромной скорости промчался немецкий "Тигр". Тут же из своей комнаты выскочил бледный, как покойник, Хейзер. В одном мундире, с трясущимися руками, он убежал в сторону завода. Через несколько минут вслед за первым промчался второй танк, видимо, в погоню. Утром к Хейзеру приходил колоть дрова русский военнопленный. Он–то и рассказал мне, что несколько ребят совершили побег на "Тигре". Первый бой они приняли под Инчукалнсом. Немцы пытались ударить по боевой машине прямой наводкой из противотанковой пушки. Целились в спешке, и снаряд лишь повредил орудийную башню, но одного из беглецов все–таки ранило в голову. Наши с ходу сумели двумя выстрелами разбить попавшийся навстречу грузовик с солдатами. На 59–м километре от Риги, севернее Сигулды, мотор вдруг начал глохнуть — кончалось горючее. Механик–водитель развернул танк на шоссе и направил его в болото. Оглохшие от грохота и выстрелов, бывшие военнопленные, а теперь бойцы, стали покидать машину. В этот момент подоспели гитлеровцы. Началась перестрелка. Четверо беглецов через поле бросились к ближайшему лесу, раненый скрылся в придорожном кювете. До спасительных деревьев оставалось лишь несколько шагов, когда один из бегущих упал, сраженный пулями. Трое других скрылись в чаще, один из них, видимо, был ранен… Борис Куняев и Яков Мотель колесили от Лигатне к Сигулде и обратно, стараясь хотя бы по внешним приметам отгадать, где остановился танк. Как–то в полдень журналисты присели на обочине дороги, к ним подошел мужчина с худощавым, морщинистым лицом. Разговорились. Оказалось, собеседник знает семью, которая в годы войны укрывала русского военнопленного. Журналисты нашли ее в Лигатне. Простая латышская труженица Ольга Ветерс, рискуя жизнью, вместе с мужем действительно скрывала бежавшего из плена советского танкиста. Дело было так. В этот день Ольга Ветерс не дежурила на переезде. Проводив мужа на работу, а дочурку в школу, она вышла во двор дать корм корове. На стоге под самой крышей лежал окровавленный незнакомый мужчина. Ольга хотела крикнуть, убежать домой, но ноги не слушались. — Не бойтесь, хозяюшка. Свой я… — тихо сказал незнакомец. — Нет ли у вас дома табачку, замерз я очень… Хозяйка попросила раненого не выходить из стога — как бы соседи не донесли. Когда пришла из школы дочь — тринадцатилетняя Велта, мать послала ее отнести раненому табак и спички. К вечеру вернулся муж Ольги — Ероним. Он передал бойцу хлеб, сало, флягу с водой. — Военнопленный он, бежал из Риги на немецком танке, да вот горючего не хватило. "Тигр" встал в трех километрах от нас, у хутора "Плявиняс", — рассказал Ероним жене. Двое суток провел раненый красноармеец в стоге сена у железнодорожной будки, а на третью ночь Ероним проводил его на глухую лесную тропинку, подарил ему галоши. У раненого так распухли ноги, что никакая другая обувь ему не подходила. — Большое тебе русское спасибо, Ероним, — сказал танкист и обнял железнодорожника. Но через несколько дней кто–то из местных выдал советского бойца фашистам. Гестаповцы забрали и Еронима Ветерса, устроили очную ставку. Потом люди рассказывали, что держались парни на допросе мужественно и твердо, пощады не вымаливали. Так и не вернулся к своей семье отважный путевой обходчик. Его расстреляли… Осень 2007 года, заброшенный переезд После войны Псковское шоссе местами было выпрямлено. Только по старым картам можно сегодня проследить направление прежней трассы. Там, где в годы войны был железнодорожный переезд, сегодня лежит непроезжий проселок. Сквозь куски потрескавшегося асфальта пробивается кустарник. Мы прошли до старой сторожки путевого обходчика Ветерса. Она оказалась обитаема, на небольшом огородике растет какая–то зелень. Мы не застали хозяев дома, но вряд ли они помнят события шестидесятилетней давности… Фотографируем неприметную ложбинку — здесь когда–то проходило шоссе. Рядом поле. Пытаюсь представить стоявший тут элитный Pz.Kpfw.VI, знаменитый "Тигр", самый мощный из серийных танков вермахта. К сожалению, при всех своих достоинствах машина эта обладала существенным недостатком — малым запасом хода. На хуторе "Плявиняс" нас встретили две пожилые женщины. Я представился, объяснил, что именно нас интересует. — Да, — заговорили они практически вместе. — Был танк, стоял он там… Седовласые "кундзес" уверенно показали, где именно все это случилось. Похоже, они сами были свидетелями боя русских танкистов с шуцманами. Вдруг почтенные дамы переглянулись и как–то напряглись. — А почему вас это интересует? Какие у вас есть документы?! — робко, но напористо стали вопрошать хозяйки хутора. Меня поразила их неожиданная реакция на наши безобидные вопросы. Чего испугались они? Мы поспешили ретироваться. 11 суток бродили изможденные и преследуемые люди по лесам и болотам. 29 апреля почти ползком добрались до селения Скуйиене. Постучались в один из домов и попросили хлеба. Открывшая дверь женщина увидела обросшего, покрытого лохмотьями человека и вскрикнула, однако через пару минут вынесла беглецам еды. Подкрепившись, трое товарищей прошли еще около 20 км в поисках места для ночлега. Под утро они набрели на сенной сарай, который стоял в заболоченном лесу. Лачупурвс — Медвежье болото — так называлось это место в Тауренской волости Цесисского уезда. Это было их последнее утро в жизни… Протокол допроса бывшего шуцмана Петериса А., проходившего службу в Цесисском "взводе тревоги". "Примерно в апреле 1944 года "взводом тревоги" совместно с немецкими жандармами была проведена операция в Тауренской волости Цесисского уезда в целях задержания трех советских военнопленных, якобы бежавших из Риги на немецком танке. Военнопленные были обнаружены в сенном сарае недалеко от хутора "Пиканяс". Увидев полицейских, русские стали стрелять из пулеметов и бросать гранаты. В результате схватки все они были убиты… У убитых нашли оружие, большую деревенскую буханку хлеба". В 1959 году журналисты "Советской молодежи" выяснили многое. Но не узнали они тогда главное — имена танкистов отважного экипажа. Уже в середине 60–х появились сведения, что среди них могли быть военнопленные, известные как Никола и Сашка Цыган. В Ригу пришло письмо от бывшего военнопленного Петрищева: "…Я содержался в рижском центральном лагере. Поблизости от него на улице Пернавас находился еще один небольшой лагерь, обнесенный колючей проволокой в несколько рядов. Туда от нас перевели большую группу военнопленных, которые должны были ремонтировать военную технику. На одном из танков в апреле 1944 года совершили побег советские патриоты. Это были Сашка Цыган из Краснодара, Володя из Вологды и другие. Руководил побегом Никола или Костя (точно не помню имени) — инженер, ранее служивший в наших танковых войсках. Сашка Цыган, Никола, Володя — это лагерные имена. К сожалению, их подлинных имен не знаю". Огромную работу по выяснению подробностей побега провел тогда московский журналист Адриан Тихонович Гнедин. Нити его поиска повели в город Иваново. Там он встретил бывших узников рижских концлагерей И. М. Балакина и Ф. В. Белова, благодаря которым удалось многое прояснить. Рассказ Ивана Михайловича Балакина — В конце октября 1941 года под Вязьмой мы попали в окружение. Стали пробираться к своим. В стычке с гитлеровцами меня тяжело ранило в левую ногу. Я потерял сознание. Очнулся на следующее утро, когда меня и многих других раненых немцы везли на грузовике в лагерь. Мне пришлось побывать в концлагерях Могилева, Бобруйска, Вильнюса, Елгавы. В марте 1943 года из елгавского лагеря бежал, но неудачно. Полицейские с овчарками поймали меня. Собаки мне все ноги и руки искусали. Потом гестаповцы били до потери сознания, отливали водой и снова били. В лагере меня раздели догола, прикрутили веревками к лавке и начали бить палками. Насчитал я 15 ударов и лишился сознания. В темном сыром подвале меня продержали десять суток. Есть не давали. Товарищи изредка просовывали в щель под дверью то картофелину, то корку хлеба. Воды хватало. Она на четверть стояла на бетонированном полу подвала. Выжил… Через несколько дней меня отправили на работу в портовый лесосклад. Заставляли бревна таскать, а я так ослабел, что и без бревен с ног валился. Упадешь — убьют. Многих из наших ребят до смерти забили. Заболел я гнойным воспалением аппендицита. Попал в рижский госпиталь. Оттуда отправили меня в мастерские, где военнопленные под руководством немецких обер–мастеров ремонтировали танки. Заметил как–то конвоир во рту у меня золотую коронку и, чтобы овладеть ею, выбил прикладом автомата все мои передние зубы. В мастерских меня заставили перетаскивать с места на место различные детали, мыть их в керосине. И тут били за малейшую провинность. Особенно зверствовал обер–мастер по фамилии Ральф. Много нашего брата погубил этот изверг. Но, правда, и сам поплатился за это. Задушили его ребята. Собаке собачья смерть! Спас меня от верной погибели военнопленный, носивший лагерное прозвище Никола. Никола руководил группой электриков, ремонтировавших танки. Однажды, разговорившись с ним, я рассказал, как попал в плен. Вскоре после этого разговора меня перевели в группу электриков. Никола хорошо владел немецким языком и пользовался авторитетом у немецких мастеров. Очень часто видел я Николу беседующим с одним военнопленным — Сашкой Цыганом. Цыган никогда не унывал, нередко за работой распевал песни, шутил с товарищами, неизменно повторял: "Терпи, казак, атаманом будешь". Он прекрасно водил танки. Немцы ему доверяли и даже поручали опробовать машины после ремонта. По совету Николы я окислял контакты, слабо их крепил, перерезал провода, оставляя 2–3 жилки в тех местах, где трудно было проверить. После такой "операции" провода быстро перегорали. Портили аккумуляторы, радиостанции. Никола организовал дело так, что многие отремонтированные танки возвращались в мастерские, не доходя до фронта. За несколько дней до побега Николы и его товарищей произошло несчастье: немец, водитель танка, придавил мне ногу гусеницей. Нога распухла, и я в течение недели не мог подняться с нар. Никола зашел ко мне в барак и спросил, могу ли я ходить. Ходить я не мог. Тогда он спросил, запасся ли я сухарями. Я сказал, что у меня есть небольшой запас. Тогда он взял часть сухарей и ушел. На следующий день я узнал о побеге. В концлагерях большинство из нас скрывало свои настоящие имена. Я, например, числился под фамилией Бондаренко. Никола мне как–то сказал, что его настоящая фамилия Щеглов, имя — Николай, что до войны он работал и жил в Иваново. В лагере у Николы был друг по прозвищу Петро. Он жил в одном бараке с Николой, работал в аккумуляторной мастерской. Он так же, как и Никола, перед войной работал в Иваново. По профессии Петро был учителем. Он говорил, что фамилия его Коротков, а имя — Петр. Журналист А. Гнедин обратился по радио к жителям Ивановской области с просьбой помочь разыскать этих людей. Вскоре пришло письмо от Елизаветы Филипповой, которая написала: "К нам заходил товарищ, который в рижском лагере носил кличку Петро. Фамилия этого товарища — Федор Васильевич Белов. Он сообщил, что Никола — это лагерное имя моего брата Гурылева Виталия Павловича, пропавшего без вести в первые дни войны. Со мной в городе Иваново живет мать — Гурылева Анна Ефимовна". Когда И. М. Балакин увидел фотоснимки, сохранившиеся в семье Гурылевых, то сразу же узнал на них Николу — Виталия Гурылева. Описывая эту историю, я более всего боюсь циничных усмешек выродившихся и равнодушных потомков героических победителей в Великой Отечественной войне. Как объяснить тем, для кого "бабло и телки" являются главным мерилом жизненного успеха, что есть в мире иные, высшие ценности? Как внушить, что человек лишь тогда заслуживает права считаться человеком, когда готов до конца, свято и самоотверженно исполнить долг. Свой солдатский долг наши парни выполнили честно. Вечная им память! Игорь ГУСЕВ. "Вести Сегодня" № 71.

1201: На счёт Тигра - относится к разряду баек. Скорее всего угнали Т-34.

bearn: Доброго времени! Не отрицаю возможности "Тигра", возможно немцы чинили на заводе различную технику. Но мое мнение такое же, что угнали Т-34, т.к. , и скорее всего эта история легла в основу фильма "Жаворонок". Хотя другие источники говорят что действительно были испытания обстрелом советских танков с экипажами на полигонах в Германии. Опять же все может быть, но не вижу смысла сажать в танки экипаж. Танки можно расстрелять и стоящие статично, а вместо людей положить мешки с песком. на одном из форумов нашел: "В книге "Впереди Берлин". Автор Попель - комиссар 1-й танковой армии. Так вот на странице 171: Книга на militera.lib.ru "Инженер-полковник Павел Григорьевич Дынер крайне взволнован. Уже давно в штабе армии имели сведения, что в Куммерсдорфе расположился важнейший немецкий танковый полигон, и Павел Григорьевич загорелся профессиональным интересом: что за танковые новинки придумали немецкие конструкторы и технологи? Мы его понимали: заглянуть в лабораторию технической мысли противника — такая возможность не каждый день выпадает на долю инженера. Тут есть о чем поволноваться! — Может, и не успели сжечь документацию, уничтожить результаты испытаний, — потирая руки, говорил он, получив сообщение, что Темник занял Куммерсдорф. Вместе с Дынером на полигон отправился Павловцев. Мы еще на Сандомирском плацдарме получили сведения [271] о совершавшихся в Куммерсдорфе преступлениях против человечности и сейчас решили подкрепить техническое обследование полигона политической разведкой. — На полигоне обнаружены наши расстрелянные танки и самоходки, — докладывал Павел Григорьевич. — Есть ИС-1, СУ-152. В танках найдены трупы людей. Об этом подробно доложит товарищ Павловцев. — Павел Григорьевич доложил о состоянии танков, меня же интересовали люди.— В руках Павловцева зашелестели бумаги. — Еще на Сандомирском плацдарме мне довелось слышать рассказ раненого радиста. Это был наш радист, взятый немцами в плен и сумевший бежать от них. Его с двумя товарищами эсэсовцы привезли на Кунерсдорфский полигон и заставили участвовать в испытании танка на бронестойкость. Я уже тогда докладывал об этом члену Военного совета. Перед испытанием председатель фашистской комиссии очень хвалил наш экипаж — так быстро и четко они выполняли все команды. Вот, мол, она, «рюс» смекалка! Обещал танкистам полную свободу, если останутся живы. Когда перед расстрелом люди сели в танк, командир погладил броню и приказал механику-водителю: «Слушать только мою команду!» И танк рванулся на третьей скорости прямо на наблюдательную вышку. Артиллеристы не стреляли, чтоб своих начальников не побить: командир танка оказался и отважным и умным человеком, все рассчитал. Набезобразничали они там — это он так говорил: «набезобразничали». Какие-то дураки эсэсовцы по тревоге на бронетранспортере прикатили — решили танк усмирять! Он их гусеницами с ходу подавил — снарядов-то не было. Потом махнули бойцы на восток. Когда горючее кончилось, стали пешком по лесам пробираться. И командир и механик-водитель в пути погибли, радист один живой дополз. Но тоже был ранен и, главное, истощен до крайности... До сих пор совесть мучает: не довел это дело до конца! Мне пришлось тогда срочно лететь в окруженную группу Бабаджаняна. Когда вернулся, радист умер. В госпитале даже фамилию не успели записать. Но теперь нам уже точно известно, что для испытания танков на бронестойкость в движении гитлеровцы много раз использовали экипажи, составленные из наших военнопленных. Останки этих людей найдены не только в ИС-1, но и в разбитой последней модели «королевского тигра». Я пытался что-нибудь выяснить у местных жителей. Один старик, дряхлый и больной, его даже в фольксштурм не взяли, дал интересные показания. И жена его подтвердила. Будто бы в конце сорок третьего года с полигона вырвался танк, домчался до ближайшего лагеря, раздавил проходную будку, порвал проволоку, и много военнопленных тогда бежало: по всей округе гестаповцы с собаками рыскали. Особенно местных людей поразило, что когда на пути танка оказались игравшие на мосту детишки, то их не раздавили, а прогнали с моста, хотя беглецам, разумеется, была дорога каждая секунда. Очень бесилось тогда начальство полигона, и куммерсдорфцы догадались, что это был, наверно, экипаж из русских пленных. Ходили слухи, что гестаповцы их все-таки поймали и расстреляли. Так косвенно подтверждается рассказ того радиста. — Нет, Павел Лаврович, это, видимо, другой случай. Даты не совпадают. Да и подробности тут иные. Наверно, такое бывало не один раз. — Возможно. А как теперь узнаешь? Даже старик-немец за верность товарищам и гуманность к детишкам назвал наших танкистов «рыцарями», а кто они — никому не известно. Никаких данных, ни одной фамилии, ни одного документа. Пытался узнать хоть крупицу — ничего!" Собственно я уверен на 99%, что именно фрагмент из мемуаров Попеля и лег в основу фильма. Однако есть один момент - ничем кроме мемуаров данный факт не подтвержден... Видный историк Михаил Свирин вот что писал по этому поводу на одном военно-историческом форуме: Это образ очень собирательный и романтизированный. Есть ТРИ реала, запротоколированные немцами. Все три раза танкисты уходили очень недалеко. До 40 км от полигона. Танки-то заправляли очень расчетливо. А населения вокруг Кумерсдорфа не было аккурат километров на 30. Вот едут беглецы на танке. Горючка кончается. Что дальше? А дальше пешком. А по следам жандармы с притравленными собаками. Аллес! Беллецов даже не задерживали. Чаще всего их просто убивали, как и изложено в трех описанных случаях. Во всех известных мне переводах немецкой трофейной документации и протоколах допроса немецких пленных значится, что немцы танким образом ОТРАБАТЫВАЛИ стрельбу КУРСАНТОВ артиллерийских школ, или панцерлеердивизиона по реально движущемуся танку, а не испытывали за каким то хреном сам танк или некие боеприпасы По немецким документам протоколируется, что танк не пошел на батарею за что экипажу обещали освобождение. Далее танк выехал за пределы полигона (кстати, в конце 1942 вокруг полигона минные поля проложили, на коих третий танк подорвался). А потом говорится с скольких километрах он заглох и через сколько впремени "советише бандитен" были "ауфхальтен унд абшиссен"! И все подробности... Вот такая вот факторологическая основа фильма..."

Анжей: Кроме фильма существует еще и книга "Охота на "тигра"" (конец 70-х начало 80-х годов), которая позиционируется как художественно-документальная (основанная на реальных событиях, но в художественном изложении?). Автора точно не помню, но сюжет 1 части вкратце такой: военнопленные угоняют из ремонтных мастерских танк "Тигр" и гоняют немецких тыловиков, кстати события по сюжету происходят где-то в Прибалтике.

Анжей: «Охота на «Тигра», автор - Николай Далекий

dik: Опять же все может быть, но не вижу смысла сажать в танки экипаж Смысл есть, и самый прямой. Изучить поражаемость экипажа в результате использования различных боеприпасов. Наши проводили аналогичные опыты, правда, в танки садили собак.

Борис: dik пишет: Смысл есть, и самый прямой. Изучить поражаемость экипажа в результате использования различных боеприпасов. Наши проводили аналогичные опыты, правда, в танки садили собак. Свирин как-то упоминал, что при попытках немцев провести такого рода испытания с людьми, экипаж сразу же ложился на дно танка. Так что ничего похожего на реальные результаты все равно не получалось. Поэтому немцы если и использовали танки с экипажами в качестве мишеней, то только для отработки стрельбы по движущимся целям.

mavr: мои пять копеек два (минимум) танка КВ-1 из 124тбр. были восстановлены немцами. (страница: http://mavr13.narod.ru/KV-1-pet/episod-trophy.html ) Вот только в местоположении этих мастерских я пока сомневаюсь. (то-ли Гатчина, то-ли Луга...) При этом недавно "проявился" еще один КВ: http://mavr13.narod.ru/KV-1-pet/episod-trophy-1/foto-74-03.jpg Возможно он-же потом был у КВ который в Петергофе (есть такое фото, но пока не выложил). -------------------------- добавлено 29 апреля 2009 Вчера нам помогли определиться - фото сделаны в Красном Селе! Сегодня постараемся съездить на местность и отснять более подробно и с нужных ракурсов. В частности домик с "башенкой": http://mavr13.narod.ru/KV-1-pet/episod-trophy-2/foto-80.jpg и домик с крылечком: http://mavr13.narod.ru/KV-1-pet/episod-trophy-2/foto-81.jpg Торопимся т.к. дома обещают летом снести, а зелень может все заглушить до невообразимости...

dik: ""Свирин как-то упоминал, что при попытках немцев провести такого рода испытания с людьми, экипаж сразу же ложился на дно танка. Так что ничего похожего на реальные результаты все равно не получалось"" Хм. Моя информация тоже от Свирина.

Борис: dik пишет: Хм. Моя информация тоже от Свирина. Будем меряться Свириным? :-))) Мой тут: click here

dik: Будем меряться Свириным? :-))) Мой тут: click here Не будем. Я это от него слышал на форуме игры "Противостояние". Где именно, уже не найду, да и зачем? На тот момент мне это показалось правдоподобным, но нет, так нет.

bearn: Здравствуйте! Пытаюсь разобраться со "стандартами" модернизации немцами танков КВ-1 и КВ-2. Доработки напоминают стандарты оснащения танков PzIII Ausf H-L. Кто что может добавить, мнения, конструктивные мысли? КВ-1 с орудием Л-11, на машине катки "первого варианта" (обр. 1939 года?) Установлена командирская башенка танков Pz III/IV (PzIII Ausf H-L и т.п.) на месте штатного люка, на башне наварены крюки для троса. На надгусеничных полках установлены габаритные огни, на левой надгусеничной полке установлен домкрат. Три ящика ЗИП. На лобовой плите электроподводка к фарам на обоих полкам. Вопросы. Где огнетушитель? Фара Notek снята (утеряна)? Что на правой надгусеничной полке может быть и как расположено? [img]http://www.vif2ne.ru/smf/forum/files/Bearn/(090604165403)_KV-1_01_zbv66.jpg[/img] КВ-2 с поздней башней, на машине также катки "первого варианта" (обр. 1939 года?). Установлена командирская башенка танков Pz III/IV (PzIII Ausf H-L и т.п.) перед штатным люком, смещена в правую сторону. На башне наварены крюки для троса. На надгусеничных полках установлены габаритные огни, на левой надгусеничной полке также фара Notek. На лобовой плите электроподводка к фарам на обоих полкам. Поперек левой надгусеничной полки установлен огнетушитель. За ним между косынками укладка запасных траков. Три ящика ЗИП. За ними строевой огонь? На правой надгусеничной полке перед первой косынкой ножницы и ???. Между первой и второй крюк для фиксации коуша? Между второй и третьей лопата и ломы? Далее ящик, за которым укладка запасных траков. В дальнейшем на месте этой укладке установили кассету для канистр, или это другая машина? На корме укладка для боеприпасов в укупорках (картриджах) 9 + 10 шт. Вопросы. Что и как может быть уложено на правой надгусеничной полке? [img]http://www.vif2ne.ru/smf/forum/files/Bearn/(090604165346)_KV-2_00_zbv66.jpg[/img] [img]http://www.vif2ne.ru/smf/forum/files/Bearn/(090604165325)_KV-2_02_zbv66.jpg[/img] [img]http://www.vif2ne.ru/smf/forum/files/Bearn/(090604165310)_KV-2_03_zbv66.jpg[/img] [img]http://www.vif2ne.ru/smf/forum/files/Bearn/(090604165253)_KV-2_04_zbv66.jpg[/img] Дополнительные снимки http://beute.narod.ru/Beutepanzer/su/kv/kv-2/kv-2.htmhttp://beute.narod.ru/Beutepanzer/su/kv/kv-2/kv-2.htm С уважением, Василий. http://beute.narod.ru



полная версия страницы