Форум » Техника союзников и нейтралов (Vehicles of allies and neutral countries) » Английские пехотные танки Matilda II во Франции май 1940 » Ответить

Английские пехотные танки Matilda II во Франции май 1940

Кордон: В 1938 году руководство Великобритании уже всерьез было обеспокоено вероятностью возникновения новой войны в Европе. И в связи с этим встал вопрос об оснащении английской армии новыми образцами вооружения и техники. Нельзя сказать, что англичане до этого момента сидели сложа руки, но ограниченные средства, выделяемые на развитие армии не позволяли достаточно полно проводить модернизацию. Во многом это относилось и к английским бронетанковым войскам. Согласно общепринятой в то время концепции применения бронетанковых войск, в сухопутных войсках должны были состоять на вооружении быстоходные (крейсерские) танки и танки сопровождения пехоты (пехотные). Уже в 1936 году компанией Vickers-Armstrong был разработан, а в 1938 принят на вооружение Infantry Tank Mark I A11 "Matilda". Танк уже был оснащен противоснарядным бронированием (лобовая броня корпуса и башни была толщиной 60-65 мм), но без закидонов у англичан не обошлось, одноместная башня была вооружена одним пулеметом Vickers Mk.I-III калибра .303 (7,69 мм). Лишь на некоторых танках устанавливался пулемет Vickers Mk.V калибра .50 (12,7 мм). Всего было заказано 139 танков. Военные прекрасно понимали, что при встрече с пушечными танками шансов на победу у А11 нет. Еще до принятия на вооружение первой Матильды конструкторское бюро Арсенала в г. Вулидж разработало новую конструкцию пехотного танка. После длительных конструкторских изысканий в июне 1938 года компании Vulcan Foundry был выдан заказ на производство 140 танков Infantry Tank Mark II A12 "Matilda" II. В 1939 году еще на нескольких компаниях были размещены дополнительные заказы. Производство новых танков шло так "быстро", что к началу войны в сентябре 1939 года на вооружении английской армии состояло аж 2 танка "Matilda" II. Этот танк по сравнению с А11 находился на абсолютно новом качественном уровне. Бронирование лобовых частей корпуса и башни было увеличено до 75-78 мм. Новая трехместная башня была вооружена 2-х фунтовой (42 мм) полуавтоматической пушкой Ordnance Q.F. Mk.IX - X, с пушкой был спарен все тот же пулемет Vickers .303 с водянным охлаждением ствола. Силовая установка состояла из спаренных шестицилиндровых дизельных двигателей AEC A183/184 мощностью 87 л.с. каждый. Новые танки начали поступать на вооружение королевских танковых полков (Royal Tank Regiment) 1-й армейской танковой бригады (1st Army Tank Brigade). Как обычно у англичан все было запутано наименование "полк" было условным по колличеству танков это явно были батальоны. Итак по штату в полку насчитывалось 50 пехотных танков по 16 штук в каждой роте плюс 2 танка в штабе полка. Кроме этого в полку должны были быть 7 легких танков и восемь транспортеров Carrier. Во Францию были отправлены 4 RTR и 7 RTR, а 8 RTR остался в метрополии. К началу боевых действий в мае 1940 подразделения 1-й армейской танковой бригады находились в резерве командования Британских экспедиционных сил в районе Арраса. 4-й полк имел на вооружении 50 пехотных танков Matilda I, 5 легких танков Vickers Mk.VI и 8 транспортеров Carrier. 7-й полк состоял из 27 пехотных танков Matilda I, 23 пехотных танков Matilda II, 7 легких танков Vickers Mk.VI и 8 транспортеров Carrier. Единственным значимым боем для танков Матильда во Франции стала контратака британских и французких частей под Аррасом 21 мая 1940 года во фланг наступавшим к Ла Маншу танковым дивизиям немцев. Немцы хоть и с трудом, но паррировали удар английских и французских танков и уже 23 мая оставшиеся в строю танки английской танковой бригады начали отходить к Дюнкерку. Все танки Матильда 4 и 7 полков были оставлены на территории Франции, немцы заявили о захвате 97 танков Матильда. Оставшиеся на территории Великобритании танки Matilda I и Matilda II первых выпусков далее использовались как учебные. На смену им танковые части укомплектовывались модернизированными танками Matilda II Mk.II, которые и вынесли основную тяжесть боев на севере Африки и в Азии по праву заслужив прозвище "Королевы поля боя", но это уже другая история. Не так давно в сети нашел обширный материал по боевым действиям в районе Арраса в 1940 году, сейчас занимаюсь его переводом, надеюсь вскоре выложить материал в этой теме.

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

Кордон: Хоть в процессе дальнейшего производства танк Matilda II и модернизировался, но в общем конструкция корпуса и башни остались без изменеий. Однако у Матильд первой производственной серии есть видимые отличия от последующих образцов. Это прежде всего бронировка водянного кожуха спаренного пулемета Vickers .303. На последующих моделях использовался танковый пулемет Besa калибра 7,92 мм - лицензионный вариант чешского ZB.53, пулемет имел воздушное охлаждение ствола и в бронировке отпала необходимость. Для выпуска пара из кожуха пулемета к левой передней части крыши башни подходил патрубок прикрытый бронировкой, с заменой пулемета бронировку убрали, но насколько мне известно отверстие в крыше даже на поздних модификациях танка прикрывалось круглым лючком. И уж касаясь башни могу отметить, что на первой модели на крыше отсуствовал вытяжной вентилятор (и соответственно его круглая бронировка). Весьма вероятно, что на последних танках первой производственной серии вентилятор все же установили, т.к. на чертеже башни опубликованном Стивеном Залогой на http://www.militarymodelling.com/news/article.asp?a=3747# он имеется, но на фото его не видно. Почему-то англичане были очень озабочены проходимостью Matilda II на французском поле боя и поэтому клиренс танка был увеличен на 152 мм за счет опускания тележек с опорными катками. На последующих моделях опорные катки вернули в тоже положение, как и на опытном образце. В дополнение к увеличению клиренса на танках по французскому опыту в кормовой части установили "хвост" для преодоления траншей, но не на всех "французских" танках он устанавливался. Расположение труб системы отвода выхлопных газов двигателя также отличается от последующих моделей. Левая выхлопная труба была проложена по крыше МТО, а правая выходила к глушителю через отвестие в кормовом броневом листе. По обозначениям каждая "французская" Matilda II была яркой индивидуальностью. Каждый танк имел свой военный (Т6736) и гражданский (PMV92) регистрационные номера, а также большинство танков имели собственные имена в основном начинавшиеся на букву "G", например "Gamecock". Военные регистрационные номера располагались по обеим сторонам лобовых листов рубки механика-водителя, там же, но чуть ниже располагались имена танков. Гражданский регистрационный номер располагался на корме танка на черной табличке. На вехнем кормовом листе иногда дублировалось собственное имя танка. Как и вся бронетехника британских экспедиционных сил Матильды несли по бортам, а часто на лобовом и кормовом листах крупные белые квадраты - знак принадлежности к BEF. По таким отличительным признакам я думаю вполне реально найти на выкладываемых в сети фото все 23 действовавших во Франции Матильды 2. Далее привожу то, что сам уже нарыл.

Кордон: Информацию по танкам буду приводить в следующем порядке - № по порядку, имя собственное (если оно имеется), военный регистрационный номер, гражданский регистрационный номер. Далее все найденные мною фото этого танка. 1. Galahad, T6735, PMV91; 2. Gamecock, T6736, PMV92; Рисунок из книжки Дэвида Флетчера по Матильдам; 3. Glanton, T67xx, xxx, приведенные ниже фото сделаны 21 мая 1940 года в окресностях Арраса, на заднем плане Матильда с именем Gloucester; 4. Gloucester, T6757, PMV113;

Кордон: 5. Goat, T6750, PMV106; Весьма высока вероятность того, что именно Goat был одним из двух танков привезенных немцами в Куммерсдорф для испытаний, по крайней мере вмятина от снаряда на маске пушки одинаковая на всех фото. 6. Good Luck, T6751, PMV107; 7. Grasshopper, T6754, PMV110;


Кордон: 8. Greenock, T6909, PMV265; 9. Gypsy, T6756, PMV112; 10. Grampus, T6911, PMV267;

Кордон: 11. T6759, xxx - собственного имени нет; 12. Gorgonzola, T6748, PMV104; 13. T6762, xxx;

Кордон: Неопознанные 1. Возможно на пляже Дюнкерка; 2. Подпись под снимком - солдаты дивизии СС "Мертвая голова" осматривают подбитый английский танк; 3. 4. Где-то на пункте сбора трофейной техники. Ну вот пока и все.

IAM: Кордон пишет: 1. Galahad, T67xx, xxx; Кордон пишет: 2. Gamecock, T6736, PMV92;

CM6: 1.T-6735 PMV-91 GALAHAD 2. 5. 6. 7.T-6754 PMV-110 GRASSHOPPER 9.T-6756 PMV-112 GYPSY также он №3 из неопознанных Новые T-6747 PMV-103 GORGON Первые 2 Ваших снимка GREEN(хорошо видно разные места нанесения имени). Вероятно он же. T-6740 PMV-96 GOUGH T-6737 PMV-93 GLENLIVET T-6748 PMV-104 GORGONZOLA T-6752 PMV-108 GRIMSBY T-6909 PMV-265 GREENOCK(и это Ваш GREEN вероятно,а также №1 из неопознанных)

CM6: из книги Жан-Поля Паллю "План Гельб"

Кордон: Спасибо уважаемые IAM и СМб за новые данные. Однако к Вам СМб вопрос, откуда такие точные данные по регистрационным номерам, ведь на многих фото они не просматриваются? По именам Greenock и Gordon согласен, однако неопознанный № 1, считаю, что рано причислять к Greenock. Скорее это не индивидуальная эмблема танка, а обозначение подразделения. Хоть и возможны неточности, но привожу декаль какой-то западной фирмы по "французским" Матильдам из 7RTR. Обратите внимание, что приведены три варианта с одинаковыми эмблемами - круг с черно-белыми полосами.

Кордон: Итак продолжим учет именных Матильд. 14.GORGON, T6747, PMV103; 15. GOUGH, T6740, PMV96; 16. GLENLIVET, T6737, PMV93; 17. GRIMSBY, T6752, PMV108. Неопознанный № 5.

Кордон: Дополнительно выкладываю тактические обозначения танков 1-й армейской танковой бригады (по Матильде 2 из первого снимка есть неточности) Заодно и обозначения принадлежности БТТ к соединениям Британских экспедиционных сил.

konsta: Кордон пишет: Единственным значимым боем для танков Матильда во Франции стала контратака британских и французких частей под Аррасом 21 мая 1940 года во фланг наступавшим к Ла Маншу танковым дивизиям немцев. Немцы хоть и с трудом, но паррировали удар английских и французских танков .Немцев спасли пикирующие бомбардировщики Ю-87,в открытом противостоянии на тот момент их танки оказались явно слабее французских и английских,броня которых не пробивалась орудиями Pz-2 и Pz-3.

CM6: Кордон пишет: Однако к Вам СМб вопрос, откуда такие точные данные по регистрационным номерам, ведь на многих фото они не просматриваются? Из сообщения одного товарища с http://www.network54.com/Forum/47208/thread/1256383459/TMD's+BEF+Matilda+Conversion+for+Tamiya+kit.html (там и ссылка на личную почту есть,тч хорошо зная английский думаю можно много интересного узнать у него).Одним из обозначений подразделения было то, что имена начинались с G - 7 буквы аглицкого алфавита - за таким же номером был и батальон.

Кордон: konsta пишет: Немцев спасли пикирующие бомбардировщики Ю-87 Вы несколько путаете уважаемый konsta в условиях встречного боя, а именно такой вид боевых действий происходил по Аррасом, действия авиации по наземным целям крайне затруднены в виду того, что боевые порядки противоборствующих сторон перемешаны. Пикирующие бомбардировщики Ю-87 действительно оказали решающее влияние на исход битвы, только происходила она на неделю раньше и под Седаном. С немецкой стороны 21 мая основную тяжесть боев выдержала пехота 6-го и 7-го пехотных полков 7-й танковой дивизии (комдив генерал-майор Роммель), а также дивизионная противотанковая артиллерия и зенитная артиллерия, приданная дивизии. Танки 7-й танковой дивизии (обратите внимание, что большинство составляли чешские Pz.Kpfw.38(t)) обходили Аррас с запада и непосредственно в бою с англичанами не участвовали. Результататом сражения стала потеря англичанами 46 танков из 74 принимавших участие в б/д (в наступлении учавствовали всего 16 танков Matilda II). Немцы в бою с французкими танками 3-й легкой механизированной дивизии (DIVISION LEGER MECANIQUE), наступавшей на левом фланге ударной группировки, потеряли 25 Pz.Kpfw.38(t) из них 6 безвозвратно. На вооружении 3DLM состояли танки Somua S35 и Hotchkiss H39 по количеству участвовавших около 60, потери пока мне неизвестны.

CM6: GOOD LUCK GORGONZOLA GORGON(?)фото получше GREENOCK GYPSY GRIFFIN №5

Кордон: Еще раз спасибо СМб за ссылку и пояснение, теперь понятно почему на танки 4RTR наносились имена, начинавшиеся с "D".

Кордон: Уважаемый Смб в одном из сообщений Вы упомянули о книге Жан-Поля Паллю "План Гельб". Она у Вас часом не в електронном виде . Я как-то упустил ее из виду, теперь попытаюсь заказать, но в моем городе от заказа до книги может пройти не один месяц.

CM6: Кордон пишет: Уважаемый Смб в одном из сообщений Вы упомянули о книге Жан-Поля Паллю "План Гельб". Она у Вас часом не в електронном виде Поскольку книжка интересная причем с кучей хороших фотографий сразу брал в бумажном виде

Кордон: Схема боевых действий под Аррасом. Посмотрите, какой "слоеный пирог", где тут авиацию применять, того и гляди по своим попадешь.



полная версия страницы