Форум » Техника союзников и нейтралов (Vehicles of allies and neutral countries) » Первый серийный исребитель танков - Бельгийская САУ Т.13 » Ответить

Первый серийный исребитель танков - Бельгийская САУ Т.13

Кордон: Первый серийный истребитель танков – бельгийская САУ T.13 Первая мировая война, «паровым катком», прошедшая по территории Бельгии, кое-чему научила политическое и военное руководство страны. Для обеспечения обороноспособности своей страны необходима мощная армия, вооруженная современным оружием. Достаточно развитая военная промышленность Бельгии в межвоенный период, способствовала насыщению армии вооружением и техникой. Передача Германией по репарациям, согласно Версальского договора, вооружения и военных технологий, также поднимали Бельгийскую армию на более высокий уровень. Вместе с тем пацифизм, охвативший всю Западную Европу после ПМВ, повлиял и на руководство Бельгийского королевства. Для Вооруженных сил Бельгии была принята оборонная стратегия. При ограниченном военном бюджете, так же как и во Франции, огромные средства вкладывались в строительство оборонительных сооружений в ущерб развитию других видов вооружений. И если бронетанковая техника, как наступательный вид вооружения практически не развивался, то на вооружение артиллерии поступали современные образцы. Королевским артиллерийским заводом - Fonderie Royale de Canons (F.R.C.), в начале 30-х годов была разработана и поставлялась на вооружение Бельгийской армии 47 миллиметровая противотанковая пушка под наименованием C.47 F.R.C. Mod.31. По своим характеристикам это орудие соответствовало аналогичным образцам противотанкового оружия других стран, а по бронепробиваемости многие образцы даже превосходило. Военным министерством также предпринимались меры для обеспечения мобильности артиллерийских подразделений. Для буксировки противотанковых пушек бельгийской фирмой Ateliers de Construction de Familleureux по лицензии английской компании Виккерс-Карден-Лойд (Vickers-Carden-Loyd) выпускались тягачи Vickers Utility Tractor, бельгийское наименование Tracteur d'Artillerie VCL. Для транспортировки закупленных у шведской компании Бофорс (Bofors) 75 мм горных пушек Canon de 75 mm Mle 1934, в 1934 году Бельгия закупила у компании Виккерс-Карден-Лойд 21 легкий артиллерийский тягач Light Dragon Mark II. Этот тягач не имел бронирования, однако благодаря своим размерам, позволял перевозить расчет орудия и часть боекомплекта. С приходом к власти нацистов политика, проводимая Германией в 30-х годах, развеяла иллюзии в европейских странах о «мире на вечные времена». Германская армия начала бурно развиваться, одним из направлений этого развития стало возникновение в Вермахте танковых войск. Руководство Бельгии понимало, что участия в вооруженном столкновении не избежать. Остро встал вопрос о насыщении армии бронетанковым вооружением. Состоящие на вооружении после ПМВ французские легкие танки Renault FT.17 и FT.18 даже по бельгийским меркам считались устаревшими. Еще в 1931 году из 49 танков только 14 единиц были в исправном состоянии. Техники способной бороться с танками противника не было. Установка 47-мм противотанковой пушки на шесть, состоящих на вооружении танкеток Carden-Loyd Mark VI, была половинчатым решением. Шасси было перегружено, проходимость в полевых условиях (особенно в условиях Арденн) была недостаточной. Расчет состоял всего из двух человек, водитель выполнял и обязанности наводчика. Из-за небольших размеров шасси возимый боекомплект орудия был предельно малым. Но даже при всех недостатках эти истребители танков в составе двух пограничных велосипедных полков дожили до 10 мая 1940 года. Результатом работы Постоянной комиссии по механизации по отбору за рубежом образцов БТТ для вооружения Бельгийской армии стала закупка в марте 1934 года 42 легких танков компании Виккерс - Vickers Light Tank Model 1934 (бельгийское обозначение Le char léger T.15). Вооружение танка состояло из одного 13,2-мм пулемета «Гочкисс», позволявшего поражать лишь легко бронированные цели. Поставки танков продолжались до декабря 1935 года. Английская промышленность в то время могла обеспечить лишь мелкосерийное производство техники. Франция, желая наверстать упущенное время в объемах мирного времени, полностью загрузила свои предприятия заказами на поставки БТТ для своей армии. В связи с этим бельгийские заказы за рубежом вряд ли были бы быстро выполнены. Учитывая выше изложенное, Бельгийской армии пришлось заказывать разработку и производство бронетанковой техники национальным предприятиям. Опыта производства танков на предприятиях Бельгии не было, но так как время поджимало, бельгийцы пошли по более простому пути, на добротное шасси артиллерийского тягача установили противотанковое вооружение, т.е. создали истребитель танков. В Великобритании было закуплено 35 бронированных шасси экспортного варианта Vickers-Carden-Loyd Light Dragon Mk.IIB. Фирма «Miesse» из Бьюсингена установила на это шасси 47-мм противотанковое орудие C.47 F.R.C. Mod.31 во вращающейся полубашне. Истребитель танков получил в армии «громкое» обозначение char léger T.13-B I (легкий танк Т.13 тип 1, хотя танком не был!). Компоновка истребителя танков была классической – отделение управления находилось в передней части корпуса смещенное к правому борту. Вооружение устанавливалось в центральной части корпуса на цилиндрической тумбе, которая была смещена к левому борту. Двигатель располагался в корме. Пушка и расчет из 2-х человек были защищены броневыми листами в форме цилиндрической полубашни. Дополнительно отделения управления и боевое отделение прикрывались впереди и с бортов откидными броневыми листами. Справа от пушки в полубашне устанавливался 7,65-мм ручной пулемет Fusil-mitrailleur 1930 (FM 30) FN-Browning. Вооружение было ориентировано назад по ходу движения истребителя танков. При поднятых лобовой и бортовых плитах горизонтальный сектор обстрела вооружения на корму составлял 120°. Для обеспечения кругового обстрела лобовая и бортовые плиты опускались вниз, тем самым водитель становился беззащитным от огня противника. Боекомплект орудия составлял 18 осколочных и 24 противотанковых снаряда. Бронирование образца было дифференцированным, лобовые листы корпуса, откидные листы и башенка имели броню толщиной 11 мм. Борта корпуса имели толщину брони 9 мм, кормовой лист был толщиной 6 мм и днище 3 мм. Машина была оснащена 6-ти цилиндровым карбюраторным двигателем «Meadows», развивающим мощность 55 л.с. при 2400 об/мин. Топливный бак имел емкость 113,5 л бензина. Трансмиссия состояла из однодискового сцепления, коробки передач (5 передач вперед и одна назад), бортовых фрикционов (больше информации нет !!!). Ходовая часть состояла из зубчатых ведущих колес переднего расположения, четырех обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенных на плоских четвертьэллиптических рессорах. Управление движением осуществлялось при помощи двух рычагов с помощью тяг, воздействующих на тормоза бортовых фрикционов. Первые САУ Т.13 поступили прежде всего в элитное соединение Дивизию Арденских стрелков. Каждой машине присваивался регистрационный номер от 0500 и далее (возможно не по порядку). 47 миллиметровая противотанковая пушка C.47 F.R.C. Mod.31 Tracteur d'Artillerie VCL (Vickers-Carden-Loyd) Modele Infanterie Артиллерийский тягач Light Dragon Mark II буксирует Canon de 75 mm Mle 1934 Le char leger T.15 Танкетка Carden-Loyd Mark VI

Ответов - 6 новых

Кордон: CHAR LEGER T.13-BI T.13-BI регистрационный номер 0541 Он-же на стоянке трофейной техники T.13-BI регистрационный номер 0520, довоенные учения. Экипаж САУ и велосипедисты на втором плане видимо изображают противника (на головах повязаны ленты из белой ткани). Регистрационный номер не различим. T.13-BI регистрационный номер 0537 T.13-BI регистрационный номер 0527, брошенный после бомбежки на лесной дороге в Арденнах. 10-11 мая 1940 года. Чертежи не точные, см. текст!!! Продолжение следует...

123: На польском форуме очень много фотографий этой САУ. На форуме Аксисхистори есть тема о трофейных Т-13 в немецкой армии.

Анжей: тема о трофейных Т-13 в немецкой армии А можно ссылку?


123: Анжей: сейчас сказать не могу (занят сильно), но можно поступить так: зайти на Ахтунгпанзер и найти "Трофейная бельгийская бронетехника". Там будут написано, как эти САУ обозначались в нем. армии. Затем зайти на Форум.Аксисхистори и ввеси это обозначение в поиск. Лично я так поступал.

Кордон: char léger T.13-B I, char léger T.13-B II - Panzerjäger VA 801 (b) char léger T.13-B III - Panzerjäger VA 802 (b)

GeorGGe: Небольшое дополнение снимков по T.13 Type I (T.13-B I). Пока те, которые с номерами: - №0527 - №0531 А почему три варианта машины? Знаю только о двух.



полная версия страницы