Форум » Советский флот 1918-45. (Soviet Navy 1918-45) » Недолгий путь Чудской флотилии » Ответить

Недолгий путь Чудской флотилии

Белик Сай Хан: Недолгий путь Чудской флотилии Необходимость создания военной флотилии на Чудском озере возникла в тот момент, когда Вермахт занял Ригу и вышел на рубеж реки Западная Двина. 3 июля приказом командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района (МОЛ ИОР) контр-адмирала Самойлова на базе дивизиона учебных кораблей высшего военно-морского инженерного училища была сформирована Чудская военная флотилия (ЧВФ). Ее командующим был назначен капитан 1-го ранга Н. Ю. Авраамов. В целом новое формирование было подчинено МОЛИОРу, а в оперативном отношении — командованию сухопутных войск. Этот же приказ предписывал изъять все плавсредства у их владельцев и перевести из западной части озера в восточную. Чудское озеро имеет площадь 2670 кв. км, средняя глубина в нем 7,1 м, а наибольшие «впадины» достигают 15 метров. На юге оно соединено с небольшим Теплым озером, которое, в свою очередь, также на юге соединяется с Псковском озером. И общая площадь объединенного водоема составляет уже 3550 кв. км. Главной задачей импровизированной флотилии являлась поддержка своих войск огнем, переправа их с берега на берег и, в свою очередь, препятствование переправе немцев. Главной базой ЧВФ был определен город Гдов, на восточном берегу Чудского озера. Надо сказать, что вновь созданный «флот» собирался с миру по нитке. В Ленинграде удалось наскрести 427 человек личного состава, но совершенно отсутствовали орудия, снаряды, пулеметы и прочая необходимая техника. В конце концов штаб МОЛ ИОР сумел раздобыть две 76-мм пушки с легендарного крейсера «Аврора», девять «сорокапяток», некоторое количество винтовок, мин, пулеметов, продуктов и обмундирования. 9 июля все это хозяйство на 18 автомашинах отправилось от станции Лигово, под Ленинградом, в Гдов. По дороге «путников» атаковала германская авиация, и в итоге до места назначения добрались только 13 грузовиков. За 28 часов колонна преодолела 250 км, и 11 июля достигла озерной «военно-морской базы». Туда также прибыл представитель штаба МОЛИОРа батальонный комиссар А. Т. Караваев, и нельзя сказать, что увиденное сильно обрадовало его. Он знал, что еще в феврале 1941 г. нарком ВМФ Кузнецов разрешил передать училищу суда бывшей эстонской пограничной флотилии, которые предназначались для подготовки и морской практики курсантов. Корабли, доставшиеся от эстонцев, были отремонтированы и с начала июня начали плавать по озеру. На них было всего четыре станковых пулемета и несколько винтовок. Таким образом, все стоявшее на плесе Чудского озера около Гдова никак не могло оправдать даже самых скромных ожиданий прибывшего политработника. Ядро Чудской флотилии составили три учебных корабля - «Нарва», «Эмбах» и «Исса», которые по этому поводу срочно переименовали в канонерские лодки. «Нарва» водоизмещением в 110 тонн, как и плавбаза «Плюсса» водоизмещением 150 тонн, была колесным пароходом. При этом на плавбазе машины были столь изношены, что она не могла самостоятельно передвигаться. Винтовые «Исса» водоизмещением 110 тонн и «Эмбах» водоизмещением 115 тонн' имели бронированные рубки и площадки для установки двух орудий. Однако артиллерийского вооружения на них не было вовсе, а в качестве топлива использовались дрова! Кроме того, в состав флотилии вошли посыльное судно «Уку», семьозерных и речных пароходов, 13 моторных катеров и несколько барж. Вспомогательные силы флотилии состояли из госпитального судна «Нептун» и нескольких старых буксиров, которые силами курсантов были приведены в более или менее сносное состояние. Защита экипажей катеров от осколков осуществлялась мешками со шмотьем, брошенным при эвакуации! Вот с таким «флотом» предстояло «препятствовать переправе вражеских войск». Мир, наверное, еще не знал столь жалкой и смешной эскадры. Орудия, доставленные из Ленинграда, было решено установить следующим образом: на канонерке «Нарва» — три 45-мм пушки, на «Эмбахе» и «Плюссе» — по две и на пароходе «Тарту» — одну. «Исса» стала настоящим флагманом флотилии, вооруженным двумя 76-мм и одной 45-мм пушками. Их командам выдали оружие времен Первой мировой войны, хранившееся в арсенале в Тарту. Бывший буксирный пароход, построенный еще в 1908 г. в Германии. В августе 1915 г. его мобилизовали по военно-судовой повинности и зачислили в Чудскую флотилию. Во время Гражданской войны он входил в состав Красной Чудской флотилии. 20.05.1919 г. «Эмбах» захватили белогвардейцы, и осенью 1919 г. он вошел в дивизион канонерских лодок Эстонии. Далее началась военная подготовка. Караваев вспоминал: «За неделю базирования в Гдове курсанты и красноармейцы, назначенные комендорами, сумели научиться стрелять из орудий по береговым и воздушным целям... Тренировки частенько прерывались воздушными налетами, и тогда начинались боевые стрельбы. Огонь по берегу отрабатывали на реальных целях». Тем временем войска немецкой группы армий «Север» продолжали наступать и к середине июля уже продвигались по берегам Чудского озера. Незанятыми оставались лишь северный и северозападный берег. 17 июля флотилия отошла в исток реки Нарва, к поселку Васкнарва. Впрочем, где именно находится противник, никто не знал. По воспоминаниям Караваева, положение на фронте представлялось весьма туманно. Фактически моряки действовали по принципу «Увидел на берегу немца — пали!». Корабли обстреливали прибрежные дороги и деревни, хотя из-за малого количества стволов этот огонь был малозаметен. 17 и 18 июля канонерки и пароходы участвовали в эвакуации из района Гдова окруженных частей 118-й стрелковой дивизии. 19 июля кораблям пришлось отойти к эстонскому городку Муст-веэ, расположенному на северо-западном берегу озера. При этом из-за мелководья там к причалам смогли подойти только катера, все остальные же бросили якоря на рейде. 20 июля канонерские лодки «Нарва», «Эмбах» и «Исса» обстреливали прибрежное шоссе, на котором «наблюдалось оживленное движение автотранспорта противника». Проверить результаты стрельб не представлялось возможным. Другие корабли и катера в эти дни вели разведку побережья, занятого немцами, и доставляли оружие партизанам. Батальонный комиссар Караваев затем рассказывал: «Можно понять, как ценилась каждая возможность задержать продвижение противника хотя бы до того момента, пока к Луге и Кингисеппу будут выдвинуты наши войска, а на ближних подступах к Ленинграду не возведут оборонительные рубежи». В это время Чудская военная флотилия фактически оказалась в тылу противника. Германское командование видимо обеспокоилось поступавшими от пехоты данными, что у берегов появляются какие-то уродливые корабли и палят по тыловым частям и обозам, мешают солдатам купаться. Поскольку создавать свою флотилию на озере немецкое командование не торопилось, то разделаться с русскими было поручено авиации. Утром 22 июля над рейдом гавани Муствеэ появился самолет-разведчик, а чуть позднее три группы бомбардировщиков одна за другой атаковали корабли ЧВФ. Затем после 12.00 рейд бомбили и обстреливали шесть Bf-110F. В результате были потоплены две баржи с продовольствием, а все три канонерские лодки получили сильные повреждения. На«Иссе» и «Нарве» погибли все артиллерийские расчеты, а на «Эмбахе» полег весь комсостав. Еще на трех кораблях флотилии были убиты командиры и многие артиллеристы. По самолетам вели огонь из 45-мм пушек и винтовок, но эта пальба не причинила тем никакого вреда. После завершения налетов командующий флотилией капитан 1 -го ран га Н. Ю. Авраамов, не надеясь больше на свою слабую П ВО, приказал рассредоточить корабли в устьях речек, замаскировав их ветками и рыболовными сетями. В последующие дни налеты повторились. 23 июля были потоплены канонерская лодка «Нарва» и посыльное судно «Уку», на остальных были разбиты все палубные надстройки, повреждены рулевые устройства, борта пробиты десятками осколков. На «Иссе» после двух суток бомбардировок из 48 человек личного состава в строю остались всего семеро. Продвижение германских войск и налеты авиации заставили командование флотилии принять решение о затоплении вспомогательных судов и плавсредств и отходе остатков основных сил из Муствеэ. Канонерки «Исса» и «Эмбах», а также плавбаза «Плюсса» на буксире перешли на 20 км к северо-западу к устью реки Ранна-Пунгерн. Кроме них, в составе флотилии еще оставались два буксира, баржа с бензином и несколько катеров. Уже на новой стоянке суда были снова атакованы самолетами Люфтваффе, и «Плюсса» получила тяжелые повреждения. 1 августа все оставшиеся были затоплены своими командами на мелководье. С плавбазы «Плюсса» и канонерки «Исса» сняли пушки и передали их частям 8-й армии. Насем история ЧВФ могла бы и закончиться... Однако через несколько дней советское армейское командование спохватилось, что несколько поспешило с затоплением кораблей флотилии. Морякам пришлось поднять с грунта и снова ввести в строй канонерскую лодку «Эмбах» и несколько катеров. На них снова поставили вооружение! 12 августа отряд в составе канонерки и четырех катеров выполнил новое задание, выйдя в Чудское озеро и высадив южнее Гдова 60 разведчиков. Они должны были установить связь с окруженными частями. При отходе от берега произошел бой между кораблями флотилии и немецкими дозорными катерами. По донесениям сторон, в ночном бою они взаимно «потопили» друг друга. На самом деле утром 13 августа «эскадра» вернулась в устье реки Ала-Йиги, где «Эмбах» и прочие суда» вторично затопили, а корабельное имущество спрятали в дюнах. 76-мм орудия с крейсера «Аврора» закопали в песке. Из личного состава был организован береговой отряд, который 20 августа в составе 189 человек прибыл в Ленинград. 27 августа 1941 г. Чудская военная флотилия, от которой остались одни моряки, была официально расформирована приказом командующего МОЛ И О Р. Любопытно, что затопленные суда затем снова плавали по Чудскому озеру, но, правда, уже под немецким флагом. В сентябре того же года немецкие саперы подняли канонерки «Исса» и «Нарва», а также плавбазу «Плюсса», которые после ремонта были соответственно переименованы в «Ванемуйне» («Vanemuihe»), «Хайматланд» («Heimatland») и «Ильтамар» («Ilmatar»). Затем в октябре настала очередь канонерки «Эмбах», получившей название «Балтенланд» («Baltenland»). Все четыре многострадальных судна затем 26 августа 1944 г. снова подверглись удару с воздуха и снова были потоплены, но теперь уже советской авиацией. После войны их уже в который раз подняли. Три бывшие канонерки сразу отправились на слом, а «Ильтамар», которому вернули прежнее название «Плюсса», передали Чудскому пароходству и переоборудовали в несамоходную баржу. Она прослужила до 1950 г., после чего тоже была сдана на слом. [quote][/quote] Из известного опуса с участием Зефирова" Цель - корабли". Критика - приветствуется.

Ответов - 8 новых

Анжей: 1. ИССА (до 1915 г. "Император Александр III", до 16.06.1917 г. "Император", до 1919 г. "Президент", до 22.03.1941 г. "Vanemuine") Водоизмещение 291 т. Размерения 37.85 х 6.25 х 1.9 м. ГЭУ котломашинная, 2 х 208 л.с. (с 1923 г. 300 л.с.) Скорость 10 узлов, дальность 300 миль. Вооружение: 2 х 76-мм, 1 х 45-мм, 1 х 7.62-мм пулемет. Экипаж 48 чел. Бывший товаро-пассажирский пароход, построен в 1914 г. (Варкаус, Финляндия). В августе 1915 г. приобретен Морведом и зачислен в состав Чудской флотилии. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти и вошел в состав красной Чудской флотилии. 28.10.1918 г. уведен из Раскопеля в Псков под германский контроль. 20.12.1918 г. отбит войсками красных, но 14.01.1919 г. захвачен эстонскими войсками и 27.01.1919 г. вошел в состав озерного дивизиона ВМС Эстонии. 25.03.1920 г. разоружен и передан в аренду эстонской судоходной компании, оставаясь в резерве для переоборудования в канонерскую лодку. В 1933 г. снова включен в состав озерного дивизиона ВМС Эстонии в качестве канонерской лодки. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. вошел в состав плавсредств тыла КБФ. 22.03.1941 г. зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и включен в состав Чудской флотилии. 22 - 23.07.1941 г. поврежден авиацией противника, 2.08.1941 г. разоружен и оставлен на мели в устье р. Ранапунгерья, где к 6.08.1941 г. окончательно затонул. Поднят к концу сентября 1941 г. германскими саперами, отремонтирован и под наименованием "Vanemuine" использовался как каботажный пароход. Поврежден 26.08.1944 г. советской авиацией в устье р. Ранапунгерья и при отходе германских войск в сентябре 1944 г. затоплен. Поднят после войны, доставлен в Тарту и поставлен в отстой в ожидании восстановления. После 1953 г. сдан на слом. 2. НАРОВА (до 1919 г. "Юрьев", до 22.03.1941 г. "Tartu") Водоизмещение 110 т. Размерения 39.2 х 6.3/10 (по кожухам колес) х 0.8 м. ПМ 120 л.с. Скорость 11 узлов. Бронирование 6 мм. Вооружение: 3 х 45 мм. Бывший колесный служебный пароход МПС, построен в 1897 г. ("Ланге и сын", Рига). В 1915 г. призван по военно-судовой повинности и 9.09.1915 г. вошел в состав Чудской флотилии. 25.02.1918 г. захвачен германскими войсками в Пскове и включен в состав отряда судов оз. Пейпус (Чудского) под названием "Graf Kirchbach". В конце 1918 г. при уходе германских войск из Тарту продан частному судовладельцу. 20.12.1918 г. отбит войсками РККА, но впоследствии захвачен эстонскими войсками и 2.03.1919 г. включен в состав озерного дивизиона ВМС Эстонии. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. включен в состав плавсредств тыла КБФ, а 22.03.1941 г. зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. 22.07.1941 г. поврежден авиацией противника и 23.07.1941 г. затоплен в устье р. Омедо. Поднят в сентябре 1941 г. германскими саперами, отремонтирован и получил название "Heimatland". Потоплен советской авиацией 26.08.1944 г. на р. Эмайыги. Поднят после войны, доставлен в Тарту и сдан на слом. 3. ПЛЮССА (до 1920 г. "София", до 22.03.1941 г. "Ilmatar", с 1946 г. "София") Водоизмещение 230 т (вместимость 135 брт). Размерения 36.6 х 6.4/10.9 (по кожухам колес) х 1.6 м. ГЭУ котломашинная, 200 л.с. Скорость 10/8 узлов, дальность 240 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 1 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 24 чел. Бывший колесный товаро-пассажирский пароход, построен в 1857 г. Прошел кап. ремонт в 1906 г. В августе 1915 г. приобретен Морведом и 9.09.1915 г. зачислен в состав Чудской флотилии. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. Во время гражданской войны входил в состав Красной Чудской флотилии. Затоплен экипажем 20.05.1918 г. в Раскопеле во избежание захвата противником. Поднят в июле 1919 г. белыми и 12.08.1919 г. доставлен в Псков на ремонт. 24.08.1919 г. при уходе белых из Пскова на буксире уведен к Талабским о-вам, а 6.09.1919 г. приведен в Тарту. В ноябре 1919 г. вошел в Чудский дивизион ВМС Эстонии. Разоружен в 1922 г. и использовался в качестве грузового парохода. С 1936 г. находился в резерве озерного дивизиона ВМС Эстонии. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. включен в состав плавсредств тыла КБФ. 22.03.1941 г. зачислен в состав Отряда учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. В июле-августе 1941 г. из-за неисправности механизмов находился без хода и использовался как плавучая батарея. 25.07.1941 г. разоружен и посажен экипажем на мель в устье р. Ранапунгерья, но вскоре снят с мели и 3 - 5.08.1941 г. вновь введен в строй. 11.08.1941 г. поврежден авиацией противника и затоплен экипажем в устье р. Ранапунгерья. Поднят германскими саперами в сентябре 1941 г., отремонтирован и переименован в "Ilmatar". 26.08.1944 г. потоплен советской авиацией на р. Эмайыги. В 1946 г. поднят, доставлен в Псков, передан Чудскому пароходству и переоборудорован в несамоходную баржу. Выведен из эксплуатации в 1950 г. и сдан на слом в середине 1950-х гг. 4. ЭМБАХ (до 1915 г. "Ганза", до 1919 г. "Ольга", до 22.03.1941 г. "Ahti") Водозмещение 115 т. Размерения 28.6 х 4.9 х 1.8 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 200 л.с. Скорость 10 узлов, дальность 280 миль. Бронирование 6 мм. Вооружение: 2 х 45-мм, 1 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 45 чел. Бывший буксирно-пассажирский пароход, построен в 1908 г. ("Ланге и сын", Рига). 25.08.1915 г. призван по военно-судовой повинности и 7.09.1915 г. зачислен в состав Чудской флотилии. 26.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. Во время гражданской войны входил в состав Красной Чудской флотилии. 16.03.1918 г. захвачен белогвардейцами в Раскопеле. 20.05.1919 г. сдался кораблям ВМС Эстонии и 22.05.1919 г. включен в состав Чудского дивизиона. После вхождения Эстонии в состав СССР 18.09.1940 г. включен в состав плавсредств тыла КБФ. 22.03.1941 г. зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. в качестве учебного судна. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и вошел в состав Чудской флотилии. Поврежден 22.07.1941 г. германской авиацией, 27.07.1941 г. разоружен и посажен на мель в устье р. Ранапунгерья, но вскоре сднят с мели и 3 - 5.08.1941 г. введен в строй. Участвовал в высадке десанта у Гдова 12.08.1941 г. Поврежден 13.08.1941 г. германской авиацией и затоплен экипажем в р-не Алайые. Поднят германскими саперами в августе - сентябре 1941 г. и отремонтирован. С октября 1941 г. находился в распоряжении Полевого управления водных путей в качестве вооруженного транспорта под названием "Baltenland". С 17.02.1944 г. использовался как ледокол, а с 25.03.1944 г. - как штабной корабль 4-й флотилии артиллерийских лихтеров. 25.08.1944 г. посажен экипажем на отмель в нижнем течении р. Эмайыги, а 26.08.1944 г. потоплен советской бомбардировочной авиацией. После войны поднят, доставлен в Тарту и сдан на слом. 5. УКУ (с 1949 г. "Большевик", с 1961 г. "Турист") Водоизмещение 100 т. Размерения 20.95 х 5.06 х 1.55 м. ГЭУ котломашинная, 120 л.с. Скорость 10 узлов, дальность 125 миль. Бронирование 6 мм. Вооружение: 1 х 45 мм. Экипаж 19 - 28 чел. Бывший товаро-пассажирский пароход "Дельфин". Построен в 1912 г. Мобилизован в 1915 г., участвовал в Первой мировой войне. 14.01.1919 г. захвачен эстонскими войсками, переименован в "Уку" и впоследствии передан в распоряжение Министерства торговли и промышленности Эстонии. Находился в резерве для переоборудования в канонерскую лодку. В 1940 г. после вхождения Эстонии в состав СССР передан речному пароходству. С началом Великой Отечественной войны мобилизован, вооружен и 15.07.1941 г. включен в состав Чудской флотилии в качестве посыльного судна. 24.07.1941 г. затоплен экипажем в устье р. Муставээ. Поднят германскими спасателями 6.08.1941 г. и 13.08.1941 г. вошел в состав германской флотилии озера Пейпус (Чудского) в качестве посыльного судна. В октябре 1941 г. передан в распоряжение эстонской администрации (Estnische Selbstverwaltung). В сентябре 1944 г. затоплен экипажем в Тарту. К лету 1946 г. поднят, отремонтирован и использовался в качестве пассажирского парохода. С 1968 по 1978 г. использовался как гостиница, а с 1978 г. - как спасательная станция. В 1982 г. затонул на мелководье. Поднят в 1991 г. и продан частному владельцу. В 1990-х гг. находился на берегу в порту Тарту. В конце 1990-х гг. затоплен в устье р. Эмайыги

прибалт: А каким был флот Эстонии, Латвии и Литвы до 1940 года? С уважением к участникам.

Анжей: Попалась занимательная книга по теме Караваев Александр Тимофеевич По срочному предписанию http://militera.lib.ru/memo/russian/karavaev_at/index.html Чтобы долго не рыться, приведу отдельные выдержки, касательно состав и вооружения флотилии. В феврале 1941 года по ходатайству М. А. Крупского Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов разрешил передать училищу имени Дзержинского базу в Тарту и суда бывшей эстонской флотилии на Чудском озере. Корабли были сведены в учебный дивизион и предназначались для морской практики первокурсников. При реорганизации эстонской флотилии около тридцати плававших на ней раньше матросов и унтер-офицеров по их желанию были зачислены на действительную военно-морскую службу. Вместе с ними и направленными в Тарту моряками-балтийцами курсанты отремонтировали корабли, и в начале июня дивизион совершил первое плавание на Чудском озере под советским военно-морским флагом. [21] Тогда же у поселка Варнья был разбит летний лагерь. Его открытие намечалось на 22 июня. В Тарту прибыли курсанты паросилового, электротехнического и кораблестроительного факультетов. Однако тревожная обстановка тех дней помешала провести торжество. Первая группа курсантов прибыла в Тарту без оружия. На флотилии вообще было всего четыре станковых пулемета М-1 и несколько винтовок для кадровых матросов. Когда контр-адмирал Самойлов и дивизионный комиссар Смирнов, отправляя меня на флотилию, рассказывали о ее составе, я, конечно, трезво оценивал боевые возможности этого наспех созданного соединения. Но то, что мне довелось увидеть на плесе Чудского озера, не оправдало даже самых скромных ожиданий. Ядро флотилии составляли учебные корабли «Нарва», «Исса», «Эмбах» и «Плюсса». «Нарва» и «Плюсса» оказались колесными пароходами, водоизмещением, пожалуй, меньше трехсот тонн, причем на «Плюссе» машины так износились, что не могли обеспечить ход. Винтовые канонерские лодки «Исса» и «Эмбах» имели бронированные рубки и площадки для двух орудий. Но ни на канлодках, ни на пароходах артиллерийского вооружения не было. К немалому нашему удивлению, топливом для котлов кораблей служили самые обыкновенные дрова. Во вспомогательные силы флотилии входили госпитальное судно «Нептун», корабль связи, несколько катеров и буксиров, мобилизованных из состава озерного пароходства. Усилиями курсантов эти старые суда были приведены в более или менее сносное состояние. Мы прошли в кабинет командующего. Я уже не раз видел контр-адмирала К. И. Самойлова и еще больше слышал о нем. На флотах, да и не только там, получил большую популярность созданный под его руководством двухтомный морской словарь. С мнением и рекомендацией Самойлова весьма и весьма считались. Вот уже третий день он находился на посту командующего Морской обороной Ленинграда и Озерного района. После обычных при представлении вопросов Самойлов сказал: — Задание будет несколько необычное. Вы, конечно, знаете, что учебный дивизион кораблей училища имени Дзержинского на Чудском озере преобразован в военную флотилию. Вчера флотилия перебазировалась из Тарту в Гдов. Немцы нажимают на псковском направлении. Надо поддержать огнем приозерный фланг наших войск. А на флотилии ни одного орудия. Да и стрелкового оружия не хватает. Все необходимое требуется срочно доставить на флотилию. Нам надо было перегрузить из вагонов на автомобили два 76-миллиметровых орудия, девять «сорокапяток», снаряды к ним, винтовки, патроны, гранаты, морские и сухопутные мины, несколько ручных и станковых пулеметов М-1, муку, мясные консервы, сахар, крупу, сухари, махорку, спички, сапоги, морские шинели и бушлаты. Фронт откатывался на восток. Продвижение гитлеровских войск ободрило местные профашистские элементы. Кайселиты все чаще совершали террористические акты против советских активистов и военнослужащих гарнизона. Флотилия запрашивала оружие. Но штаб Морской обороны Ленинграда и Озерного района отвечал: «Подождите, у вас не горит...» Обсуждая как-то очередную такую шифровку с командующим, полковой комиссар Моисеев не без злости бросил: — Подождите... Подождите... Перетопят нас тут, как котят, Николай Юрьевич, если не достанем оружия. — Но где же его взять, Василий Петрович? — сокрушенно [22] развел руками Авраамов. — Вы же знаете все ответы штаба на наши радиограммы. — А что, если обратиться к местным властям? В Тарту есть старый арсенал. На другой день Моисеев добился разрешения на осмотр арсенала. Как и предполагал Авраамов, оружие оказалось устаревшим. Винтовки и пулеметы самых различных систем хранились здесь еще со времен первой мировой войны. Многие были неисправны, другие просто пришли в негодность. И что более всего расстроило комиссара — это ограниченные запасы патронов. Тем не менее было решено срочно привести арсенальские находки в порядок. С помощью горкома партии мобилизовали мастеровых, отобрали моряков, знакомых со слесарным и токарным ремеслом. Работа закипела. Моряки и курсанты, не вошедшие в состав экипажей кораблей и катеров, были сведены в сухопутный отряд. Получилось что-то вроде батальона морской пехоты.


Анжей: прибалт пишет: А каким был флот Эстонии, Латвии и Литвы до 1940 года? Кроме упомянутых кораблей в состав флота Эстонии входили: 2 ПЛ – «Лембит» и «Калев» Водоизмещение надводное- 665 (665,5) т., подводное- 853 (853,5) т., скорость в надводном положении - 13,7(12) узлов, в подводном положении- 8,5 узлов, дальность плавания в надводном положении - 3000-4000 миль, в подводном положении - 80 (при 4уз) миль, экипаж - 33 человека (с 1942 - 38), размерения 59,5х7,24(7,5)х3,6, силовая установка дизель-электрическая - 2х600/2х395 л.с. глубина погружения - до 90м. вооружение ТА 533мм - 4 шт., авт.пушка 40 мм -1 шт., мины - 20 шт. 1. «Калев» Верфь "Vikers Armstrong Ld." 01.07. (05).35; 07.07.36; 12.03.37. ноябрь 1941 - погибла 2. «Лембит» "Vikers Armstrong Ld." 01.07. (19.06).35; 07.07.36; 01.06. (14.05).37. 18.06.46 – пер. У-1, 09.06.49 – пер. С-85, 30.01.56 – пер. СТЖ-24, 27.12.56 – пер. УТС-29, 28.08.79 – возвр. Лембит, Музей в Пирите (Эстония). 1 плавбаза ПЛ (и по совместительству КЛ) – «Лайне» 211 т, 37x6,1x1,8 м. ПМ - 1, 500 л.с.=12 уз. Эк. 20 чел. 2-57 мм, 2 — 37 мм. Бывший конвоир подводных лодок. "Конвоир" - Захвачен в Або (Турку) германским флотом и переименован в “Lauterbach”. 11 ноября 1918 г. передан флоту Эстонии, переименован в “Laine” и использовался в качестве канонерской лодки. С 6 августа 1940 г. под тем же названием в составе КБФ в качестве посыльного судна. С 25 июля 1941 г. тральщик КБФ “№ 49”. С 19 декабря 1941 г. сторожевой корабль “Лайне”. С 20 февраля 1942 г. “Гангутец”. С 5 ноября 1945 г. гидрографическое судно. Сдан на слом 3 января 1954 г. 1 Канонерская лодка "Мардус". (до 11.1918 года «Матрос») Водоизмещение 150 (250) тонн. 27.4(28.5)х6.4х2.1(3.0)м. Мощность механизмов 225(525)л/с. Скорость хода 8 (12) узлов. Дальность плавания экономическим ходом 1500 миль, Вооружение 2-75/50 мм пушки, 2 пулемета. Экипаж 25 человек. Бывший ледокольный буксир «Матрос» Военного ведомства. Участвовал в ПМВ. 15.01.1918 года принят от Военного ведомства и включен в состав БФ. 02.1918 года из-за невозможности проводки во льдах оставлен в Ревеле и захвачен немцами. По другим данным - бывш герм буксир «Соркхольм». С 11.11.1918 года в составе ВМФ Эстонской республики. В 1921 году прошел капитальный ремонт. 06.08.1940 года с принятием Эстонии в состав СССР вошёл в состав плавсредств Таллиннского порта НКМФ. Позже под тем же названием в составе КБФ в качестве буксира. 8-00 28.08.1941 года затоплен для заграждения восточного входа в Минную гавань Таллиннского порта. 2 минных заградителя – «Сууроп», «Ристна» Водоизмещение, т: нормальное 500, полное 600, Длина 60,0 м, Ширина 15,5м, Осадка 2,2м, 1 паровая машина компаунд мощностью 750 л с, Колеса, Топливо 5т угля, Скорость хода 10узлов, Дальность плавания экономическим ходом 800миль, Экипаж 51чел, Вооружение: 2-37-мм 70К. Мины: обр. 1908 г. — 175 шт. Бывшие озерно-речные колесные пароходы. Построены в 1906 г. в Англии. 21.05.1915 г. мобилизованы, переоборудованы в ТЩ и включены в состав БФ. В апреле 1918 г. захвачены в Гельсингфорсе белофиннами, позже переданы Эстонии. В 1927 г. включены в качестве ЗМ в эстонский флот. 13.08.1940 г. после включения Эстонии в состав СССР вошли в состав БФ. «Сууроп». Первоначальное название “Апостол Павел”. С 1927 г. минный заградитель эстонского флота. 13.08.1940 г. вошел в состав КБФ в качестве минного заградителя. Погиб 11.08.1941 г. от подрыва на мине в Моонзунде. «Ристна» Первоначальное название “Апостол Петр”. С 1927 г. минный заградитель эстонского флота. 13.08.1940 г. вошел в состав КБФ в качестве минного заградителя. С ноября 1941 г. использовался в качестве плавбазы. После 1945 г. переклассифицирован в учебное судно. Сдан на слом в 1958 г. 3 старых ТЩ (Малые моторные заградители типа М)– «Вайндло», «Кери», «Такхона» 34 т, 20,7x5x1,2 м (1-я серия); 46 т, 23,2x5x1,1 м (2-я серия). Диз. —260 л.с.=7,8 — 8,5 уз. 1 пул., 25 мин загр. (1-я серия) или 40 мин загр. (2-я серия). Строились на разных заводах в Санкт-Петербурге и Финлян¬дии в 1911 — 1914 гг. (1-я серия) и в 1915 — 1917 гг. (2-я серия). В некоторых документах именовались «Теплоход-1» — «Теплоход-13". 1. М-3 Теплоход № 3 (М-3) Начат постройкой на Охтинской судоверфи акционерного общества "В. Крейтон и Ко" в Санкт-Петербурге, достраивался на Ижорском заводе. 10.09.1912 г. зачислен в списки судов Балтийского флота, заложен в декабре 1911 г., вступил в строй и июне 1914 г. В период первой мировой войны входил в состав 3-го дивизиона сторожевых кораблей. Участвовал в минных постановках в Ирбенском проливе, в февральской революции. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. 22.02.1918 г. был захвачен германскими войсками в Ревеле (Таллин) и использовался в качестве вспомогательного судна. 11.11.1918 г. передан германским командованием буржуазной Эстонии. С 19.01.1919 г. по 1927 г. входил в состав тральной экспедиции Эстонского флота. В 1927 г. продан частной фирме и до 1940 г. использовался в качестве каботажного теплохода. С 13.08.1940 г. в составе Краснознаменного Балтийского флота. С 15.07.1941 г. - катер тральщик "№ 3". Принимал участие в обороне Таллина. Затоплен у входа в Минную гавань. 2. "Кери" Теплоход № 2 (М-2) Водоизмещение 50 т (к 1940 г. - 53 т). Размерения 21.6 х 4.6 х 1.2 м. ГЭУ дизельная, 80 л.с. Скорость 8 узлов. Заложен в декабре 1911 г.(Охтинская верфь “В. Крейтон и Ко”, СПб), достроен на Ижорском заводе. Сборка корпуса начата 15.07.1912 г., спущен в октябре 1913 г., вст. в строй в мае в 1915 г. и вошел в состав БФ в качестве минного заградителя. В некоторых работах упоминается как теплоход №2 или "Теплоход-2". Участвовал в Первой мировой войне, входил в состав 3-го д-на сторожевых судов. После 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В 1918 г. оставлен в Ревеле в связи с невозможностью проводки во льдах. 25.02.1918 г. захвачен германскими войсками и 3.05.1918 г. включен в состав германского флота в качестве вооруженного судна. 11.11.1918 г. передан Эстонии и с конца ноября 1918 г. по 1927 г. входил в состав тральной экспедиции эстонского флота. С 13.05.1936 г. по 1940 г. входил в состав ВМС Эстонии. После вхождения Эстонии в СССР 13.08.1940 г. (по другим данным 18.09.1940 г.) включен в состав КБФ. С 15.07.1941 г. относился к классу катеров-тральщиков. Участвовал в обороне Таллинна. 28.08.1941 г. затоплен у входа в Минную гавань при оставлении Таллинна советскими войсками. Поднят германскими саперами и после восстановительного ремонта в мае 1942 г. включен в состав ВМС Германии в качестве штабного катера. В августе 1942 г. переклассифицирован в дозорный катер, а с конца 1943 г. - в посыльный катер. 1.08.1944 г. продан частной компании и переоборудован в сейнер. В конце 1944 - начале 1945 гг. интернирован в Швеции, а осенью 1945 г. возвращен СССР. Дальнейшая судьба неизвестна. 3. "Вайндло". Теплоход № 8 (М-8) Водоизмещение 46 т . Размерения 18.6 х 5.1 х 1.2 м. ГЭУ дизельная, 60 л.с. Скорость 7.5 узла. Заложен 25.01.1915 г. (Бьернеборгский завод, Финляндия), спущен в августе 1915 г., вст. в строй 3.10.1915 г. и вошел в состав БФ в качестве минного заградителя. В некоторых работах упоминается как теплоход №8 или "Теплоход-8". Участвовал в Первой мировой войне, входил в состав 3-го д-на сторожевых судов. 25.10.1917 г. перешел на сторону Советской власти. В 1918 г. оставлен в Ревеле (Таллинн) из-за невозможности проводки во льдах. 25.02.1918 г. захвачен германскими войсками и включен в состав германского флота в качестве вооруженного судна. 11.11.1918 г. передан Эстонии. С 3.01.1919 г. по 1927 г. входил в состав тральной экспедиции эстонского флота. После вхождения Эстонии в СССР 13.08.1940 г. (по другим данным 18.09.1940 г.) включен в состав КБФ. С 15.07.1941 г. относился к классу катеров-тральщиков. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. С 1.10.1942 г. на хранении в порту. 3.08.1944 г. выведен из боевого состава, переоборудован в водолазный рейдовый бот и вошел в состав плавсредств тыла КБФ. Сдан на слом 28.08.1948 г. 2 сторожевых корабля «Пиккерт» Водоизмещение 500 т. Размерения 58 х 7.3 х 2.4 м. ГЭУ дизельная, двухвальная, 500 л.с. Скорость 18 узлов. Вооружение: в 1940 г. 2 х 75 мм, 1 х 2 х 7,62-мм спаренный зенитный пулемет "Льюис", глубинные бомбы; Заложен в 1938 г. (Таллинн, Эстония), спущен в 1939 г., вст. в строй в 1940 г. Сулев Водоизмещение 250 т. Размерения 52 х 5.3 х 2.9 м. ГЭУ котлотурбинная, 3500 л.с. Скорость 25/20 узлов, дальность 666 миль. Вооружение: 3 х 45 мм. Бывший миноносец германского флота "А-32". Заложен в 1916 г. ("Шихау", Эльбинг, Германия), спущен 15.07.1916 г., вст. в строй 14.10.1916 г. С 1923 г. в составе ВМС Эстонии под названием "Сулев". С 6.08.1940 г. сторожевой корабль КБФ. 17.10.1940 передан МПО НКВД, использовался в качестве учебного и пограничного сторожевого корабля. С 26.10.1940 г. "Аметист". С 22.06.1940 г. снова в составе КБФ, переклассифицирован в сторожевой корабль. С 18.09.1942 г. по 1.10.1942 г. на долговременном хранении. С 15.06.1945 г. возвращен погранохране. 4.07.1945 г. исключен из боевого состава и использовался как учебный корабль. В 1950 г. разоружен и сдан на слом. 5 ледоколов – «Суур-Тылл», «Тасуйя», «Мерикару», «Яан Поска» и «Юри Вимс» «Суур-Тылл» (ранее «Волынец») - 29 марта 1918 захвачен финнами и под наименованием "Wäinämöinen" включен в состав морских сил буржуазной Финляндии. В 1922-м году по Тартускому мирному договору передан Эстонии, где до 1940 года под названием "Suur Töll", входил в состав флота. С 13 августа 1940 года в составе Балтийского флота. В 1941 году принимал участие в обороне Таллина, участвовал в проводке конвоев из осажденного Таллина в Ленинград. В настоящее время используется как корабль-памятник в Таллине. «Тасуйя» (ранее «Геркулес») - 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 22 февраля 1918 года захвачен германскими войсками и использован в качестве вспомогательного судна. 11 ноября 1918 года передан германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919 года по 1940 год под названием "Tasuja", входил в состав Эстонского флота. С 13 августа 1940 года в составе Балтийского флота. В 1941 году принимал участие в обороне Таллина, участвовал в проводке конвоев из осажденного Таллина в Ленинград. «Юри Вимс» (ранее «Гектор») - 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 22 февраля 1918 года захвачен германскими войсками и использован в качестве вспомогательного судна. 11 ноября 1918 года передан германским командованием буржуазной Эстонии. С 19 января 1919 года по 1940 год под названием "Juri Willms", входил в состав Эстонского флота. 4 гидрографических судна – «Мерепоег», «Компас», «Секстант», «Лоод» 1 таможенный катер № III («Дельта») 5 тендеров – «Сакала», MP10, МР8, МР14, МР23 1 буксир – «Таллинн» Военные транспорты: «Аэгна» Полная вместимость 617 брт. Бывший грузо-пассажирский пароход Эстонского государственного морского пароходства. Даты постройки, мобилизации и вхождения в состав КБФ не установлены. Получила повреждения 23.11.1944 г. в результате аварии в Таллиннском заливе, в 2-х каб. к северу от о. Аэгна, и затонула во время последовавшего шторма. «Вирония» Полная вместимость 2026 брт. Размерения 83 х 11 х ? м. Бывший грузо-пассажирский пароход Эстонского государственного морского пароходства. Построен в 1906 г. в Копенгагене (Дания). С началом войны мобилизован и использовался в качестве штабного корабля КБФ. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт, следовал в составе конвоя №1, имея на борту часть штаба и политотдела КБФ. 28.08.1941 г. поврежден авиацией противника, потерял управление и далее следовал на буксире спасательного судна "Сатурн". Погиб в тот же день от подрыва на мине в р-не м. Юминда.

IAM: Анжей пишет: «Аэгна» Даты постройки, мобилизации и вхождения в состав КБФ не установлены. Вот небольшая информация: Пароход "Аэгна" был построен в г.Киль в 1904 году. Длина 59,45 м, ширина 7,64 м, 563 брт. До 1935 года судно использовали на линии Германия (Гамбург) - Америка, после 1935 года на судне был поднят флаг Эстонской Республики и оно стало эксплуатироваться по маршруру Таллинн-Хельсинки. С 1941 года вплоть до момента гибели в декабре 1944 года использовалось как плавбаза ВМФ СССР.

Анжей: Спасибо! Ценное замечание.

Анжей: Военно-морской флот Латвии состоял из дивизиона подводных лодок "Спидола" и "Ронис", Основные характеристики Тип корабля Торпедная ДПЛ Скорость (надводная) 14 узлов Скорость (подводная) 9 узлов Рабочая глубина погружения 55 м Предельная глубина погружения 70 м Экипаж 32 человека Размеры Водоизмещение надводное 390 т Водоизмещение подводное 514 т Длина наибольшая (по КВЛ) 55,0 м Ширина корпуса наиб. 4,6 м Средняя осадка (по КВЛ) 3,9 м Силовая установка Дизель-электрическая, двухвальная. 2 дизеля «Zulcer» по 650 л. с., 2 электродвигателя «Simonet» по 350 л. с., два винта Вооружение Артиллерия 1x76,5 мм «Шкода» Торпедно- минное вооружение 2 носовых ТА x 450 мм, 4 (2x2) поворотных ТА, 8 торпед (в т.ч. одна учебная) ПВО 2 пулемёта калибра 7,71 мм Постройка подводной лодки «Spidola» («Русалка») заказана правительством Латвийской Республики во Франции. Субмарина заложена в 1925 году на судоверфи «Ateliers et Chantiers de la Loire» в Нанте. 1 июля 1926 года корабль был спущен на воду, и в 1927 году вошел в состав флота Латвийской Республики. После вхождения Латвии в состав СССР, 19 августа 1940 года на подводной лодке подняли советский Военно-Морской флаг и включили ее в состав Краснознаменного Балтийского флота с сохранением прежнего имени (изменения коснулись только написания – латиницу сменила кириллица). 22 июня 1941 года «Спидола» встретила под командованием старшего лейтенанта Бойцова Вячеслава Ивановича в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ и находилась в военной гавани Либавского порта, готовясь к проведению капитального ремонта на заводе «Тосмаре». (По другим данным на подводной лодке планировалось провести средний ремонт). В любом случае, по свидетельству командира дивизиона капитана 1 ранга Н.П. Египко, «Спидола» по техническому состоянию была признана комиссией непригодной для боевого использования и в скором времени предназначалась к переоборудованию в плавучую зарядовую станцию. На корабле отсутствовало топливо, боеприпасы были сданы на склад. Вечером 23 (или в ночь на 24) июня 1941 года, когда бои шли на ближних подступах к городу и ввиду невозможности эвакуации «Спидола» взорвана личным составом, а экипаж корабля влился в ряды защитников Либавы. Большинство из них погибло при обороне базы или выходе из окружения, часть попала в плен. По крайней мере, пережить войну удалось старшине группы движения главному старшине Станиславу Донатовичу Кучинскому и специалисту отделения группы торпедистов Петру Васильевичу Ермолаеву, которые вернулись из плена. В 1942 году подводная лодка поднята немцами и разобрана ими на металл. Подводная лодка «Ronis» («Тюлень») заказана правительством Латвийской Республики во Франции. Корабль заложен в 1925 году на судоверфи «Ateliers et Chantiers de la Loire» в Нанте, Франция. 6 октября 1926 года субмарина спущена на воду, в 1927 году вступила в строй и вошла в состав флота Латвийской Республики. После вхождения Латвии в состав СССР, 19 августа 1940 года подводная лодка вошла в состав Советского Флота. (Последний командир корабля в составе флота независимой Латвии Хуго Легздиньш). В октябре 1940 года командиром подводной лодки назначен капитан-лейтенант Мадиссон Александр Иванович. Под его командованием в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ подводная лодка встретила начало Великой Отечественной войны. (По данным К. Стрельбицкого во второй половине июня 1941 года А.И. Мадиссон не успев сдать дела на «Ронисе» убыл в Горький, где строилась его новая подлодка – «С-15», его обязанности временно исполнял военком субмарины – политрук Тотонкин Григорий Иванович). 22 июня 1941 года субмарина находилась в военной гавани Либавского порта, готовясь к проведению капитального ремонта на заводе «Тосмаре. (По другим данным на подводной лодке планировалось провести средний ремонт). В любом случае, по свидетельству командира дивизиона капитана 1 ранга Н.П. Египко, бывшие латвийские подводные лодки по техническому состоянию была признаны комиссией непригодными для боевого использования и в скором времени предназначались к переоборудованию в плавучие зарядовые станции. На корабле отсутствовала аккумуляторная батарея, топливо и боеприпасы были сданы на склад. Вечером 23 (или в ночь на 24) июня 1941 года «Ронис» взорвана экипажем во избежание захвата противником. Личный состав корабля влился в ряды защитников Либавы. Часть экипажа подводной лодки погибло при обороне базы, часть попала в плен. Известно, что командиру БЧ-5 «Рониса» инженер-капитан-лейтенанту Олейник Федору Михайловичу (одновременно он временно исполнял обязанности заместителя флагманского механика 1-й бригады ПЛ КБФ) удалось вырваться из окруженной Либавы и пережить войну. В 1942 году подводная лодка поднята немцами и разобрана ими на металл. дивизиона тральщиков "Вирсайтис", "Иманта", "Виестурс" 1. "Вирсайтис"(с июля 1919 г. до 17.10.1940 г. и с 25.07.1941 г. "Вирсайтис", с 17.10.1940 по 25.07.1941 Т-297) Водоизмещение 586 т. Размерения 60 х 7.5 х 2.4 м. ПМ 1850 л.с. Скорость 16/14 узлов, дальность 2000 миль. Вооружение: 3 х 102 мм, 2 х 2 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета (до сентября 1941 г. 2 х 76.2 мм, 2 х 45 мм, 4 х 7.62 мм пулемета ). Бывший германский тральщик "М-68". Заложен в 1917 г., спущен 25.07.1917 г., вст. в строй 6.10.1917 г. 29.10.1917 г. подорвался на мине, в 1918 г. поднят и отбуксирован в Ригу на ремонт. С января 1919 г. "Саркана Латвия", с июля 1919 г. по 17.10.1940 г. "Вирсайтис". После вхождения Латвии в СССР включен в состав КБФ. 19.08.1940 г. переклассифицирован в тральщик. 25.07.1941 г. переклассифицирован в сторожевой корабль с возвращением названия "Вирсайтис". 3.12.1941 г. при сопровождении конвоя с м. Ханко подорвался на мине и затонул. Тральщик-заградитель типа "ИМАНТА", Латвия, 1926 г. Водоизмещение стандартное 265 т, полное 310 т, мощность паровых машин 750 л. с., скорость хода 14 узлов. Длина наибольшая 47 м, ширина 6,4 м, среднее углубление 1,8 м. Вооружение: одна 75-мм зенитка и четыре пулемета, мог принять до 30 мин. Строился во Франции; всего введено в строй 2 корабля: "Иманта" и "Виестурс". на фото "Иманта" (слева) и "Вирсайтис" В 1940 году они вошли в состав советского флота, сохранив свои названия. "Иманта" погиб на мине 1 июля 1941 года.

Анжей: Флот Литвы и вовсе был карликовым и состоял в сущности из 1 корабля. тральщик "Президентас Сметона" (С 15.06.1940 г. (по другим данным 22.06.1940 г.) "Пирмунас", до 19.08.1941 г. и с 7.09.1941 г. "Коралл", с 19.08.1941 г. по 7.09.1941 Т-76,с 29.08.1944 г. "Т-33") Водоизмещение 600 т. Размерения 62 х 7 х 2.8 м. ПМ 900 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение 2 х 76.2 мм, 26 мин. Однотипен с латвийским тральщиком "Вирсайтис". Бывший германский тральщик "М-59". Заложен в 1917 г., спущен 30.10.1917 г., вст. в строй 30.11.1917 г. 2.08.1922 г. куплен Литвой и получил название "Президентас Сметона". Использовался в качестве сторожевого корабля и президентской яхты. . После вхождения Литвы в СССР включен в состав БОПС МПО НКВД в качестве сторожевого корабля. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение КБФ. 19.08.1941 г. переклассифицирован в тральщик и организационно вошел в состав КБФ. 7.09.1941 г. переклассифицирован в сторожевой корабль с возвращением наименования "Коралл". Участвовал в эвакуации гарнизона Ханко в ноябре-декабре 1941 г. 25.11.1943 г. снова переклассифицирован в тральщик, с 29.08.1944 г. получил обозначение "Т-33". 5.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик. Погиб 11.01.1945 г. от подрыв на мине у о. Аэгна (по другой версии потоплен германской подводной лодкой "U-745").



полная версия страницы