Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Таран-оружие Советских летчиков!? » Ответить

Таран-оружие Советских летчиков!?

konsta: Первым таран применил в первую Мировую войну русский летчик П.Нестеров.Так как его «Моран» не имел никакого вооружения,летчик пожертвовал собой и самолетом для уничтожения противника.Негромко в этом деле прославился сталинский сокол товарищ Чкалов.На заре своей летной деятельности,в 20-х годах прошлого века,проходя службу в ЛенВО.Во время учебных стрельб,не смог попасть по конусу и от отчаяния таранил его.Это ,так сказать, маленькая прелюдия. Наибольшую популярность этот прием уничтожения вражеских самолетов(впрочем как и своих за компанию) получил в Великую Отечественную войну.Надо подчеркнуть,что между таранами1941-42 гг. и совершенными во вторую половину войны имелись отличия и довольно существенные.Итак,начальный период войны:Таран всячески пропагандируется и довольно хорошо стимулируется,достаточно сказать,что от даты совершения Т проходило всего одна-две недели до выхода указа ВС о присвоении звания ГСС.Причем в этот период воевали летчики ,прошедшие обучение в мирное время и имевшие хорошую летную практику .Если Советское командование устраивал такой размен(1 к 1),значит самолетов у нас было достаточно для уничтожения всего Люфтваффе? Причем Т не всегда давал нужный результат,есть описания Т как с советской,так и с немецкой стороны,когда идущий на Т погибал, а жертва поврежденная все таки благололучно возвращалась на свой аэродром.Во второй половине войны основную часть летного состава составляли пилоты,прошедшее обучение уже во время войны.И награждали уже не всегда и не так щедро(орден Отечественной Войны через годик)Да и сами Т такими проходили наверное только в БД,а в реальности…Опытные сталкивались с немцами от излишней самоуверенности и переоценки своих возможностей (яркий пример Лавриненков).Молодые врезались из за того,что элементарно не справлялись с управлением самолета в боевой обстановке(отработан только взлет-посадка). Критика приветствуется,интересные факты тоже.Статистика не обязательна.

Ответов - 59, стр: 1 2 3 All

Urusut: К сожалению, прыжок с парашютом не спас Галустяна от смерти...

konsta: Довольно курьзный эпизод,но думаю,что его тоже можно назвать тараном...Однако и у Мясникова была большая скорость: он настиг немца, раньше успел дать по нему короткую очередь и проскочил над "фоккером". Ощутив мгновенный несильный толчок, наш летчик не сразу понял, что произошло. Первая реакция — где противник?.. Увидел, что четыре ФВ-190 с трудом отбиваются от наседающих "яков" — значит, им не до него. А самолет слушается — похоже, повреждений никаких нет. Максимов цел и невредим — держится рядом. На земле — дым от "фоккера", которого сбил Максимов. И еще один "фоккер" — на вид вроде бы целый — не горит, не дымит, но, беспорядочно кувыркаясь, падает... Такая мгновенная картина зафиксировалась в памяти. А бой заканчивался. Потеряв два "фокке-вульфа", немцы благоразумно удалились. Юрий Максимов привел тогда свою группу домой в полном составе. Приземлились благополучно. Без осложнений посадил самолет и Мясников. Как обычно после боя, техники принялись было за осмотр машин, но вскоре все оставили свои дела и собрались у самолета Мясникова. Такое, пожалуй, бывалые технари видели впервые: в нижней слегка примятой части фюзеляжа "яка" торчал обломок лопасти от фашистского винта... Подходили пилоты, смотрели улыбаясь. — Вот это сувенир... — Как ты умудрился у него винт-то снять? На лету, что ли? Мясников, оторопев, кивал согласно. — Ну и как он летает без винта? Кто-то из летчиков, участвовавших в этом бою, показал, как летает "фокке-вульф" без винта. Раздался дружный смех. Смеялся и Мясников. Он вдруг понял все. Все связалось: короткая очередь, ручку на себя — истребитель едва приподнял нос, и непонятный, несильный, но хорошо ощутимый толчок... Дело было даже не в лопасти. "Як" просто проехал по "фоккеру". Проутюжил его. И, конечно, раздавил пилотскую кабину... Взято из книги Г.Н.Захарова "Я -истребитель".

konsta: В предверии Дня Победы все периодические издания печатают материалы,посвященные Великой Отечественной войне.В пятом номере за 2010-й год,в журнале "Веста",который издается в г.Воронеж,прошел материал о таране немецкого охотника на Ме-109,который совершили девчонки на По-2.К сожалению не получилось найти эту статью в сети.


Urusut: konsta пишет: В пятом номере за 2010-й год, в журнале "Веста", который издается в г. Воронеж, прошел материал о таране немецкого охотника на Ме-109, который совершили девчонки на По-2. К сожалению, не получилось найти эту статью в сети. Скорее всего это - очередная героическая байка.

konsta: Urusut пишет: Скорее всего это - очередная героическая байка. Возможно,что и байка.Никакого тарана там и небыло,в прямом смысле.Просто девчонки спрятались в облаке от немца,и когда в очередной раз "вывалились" посмотреть,то как раз под винт "мессершмитта" и попали.Упали оба.Не берусь утверждать достоверность данного эпизода,просто он попадает в тему.

Urusut: konsta пишет: Просто девчонки спрятались в облаке от немца, и когда в очередной раз "вывалились" посмотреть, то как раз под винт "мессершмитта" и попали. Упали оба. Занятно, занятно... Однако, фамилии "девчонок", номер их подразделения, дата и район "нечаянного подвига", конечно, остались не известны? В таком случае, можно ещё много чего наскрести в тему. Что, собственно, и многократно делалось в советское время.

konsta: Urusut пишет: В таком случае, можно ещё много чего наскрести в тему Я не скребу в тему.А только скидываю информацию,почерпнутую из доступных всем источников,и то ,далеко не всю,а только спорную.Вы уж,Олег Александрович,не ловите меня на слове,а как знаток и историк авиации,можете что-то подтвердить или опровергнуть.Urusut пишет: Занятно, занятно... Однако, фамилии "девчонок", номер их подразделения, дата и район "нечаянного подвига", конечно, остались не известны? Да нет же,какая то информация там есть,попробую все таки как то найти тот номер,все таки год назад вышел,только придется мне все дословно печатать на клавиатуре.Но согласитесь,что за время войны таранов было больше тысячи вроде,а на слуху,может десяток,остальные за кадром.Да и самые известные уже давно развенчаны и в печати,и на ТВ.Так что из неизвестных,описанный выше случай вполне мог произойти

Urusut: Если говорить о "девчонках" серьезно, то единственным тараном, совершенным женщиной, считается таран старшего лейтенанта Екатерины Зеленко 12 сентября 1941 года. Причем, нашлись многие "очевидцы", которые утверждали, что Зеленко сначала сбила огнем пулеметов один Ме-109, а затем таранила другой Ме-109. Правда, в одних случаях говорится о том, что "удар винтом по хвосту сокрушил врага", а в других случаях, что "от удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам". Крайне любопытно также то, что в 1971 году были даже обнаружены "обломки Ме-109 со следами таранного удара(!!!)". Просто поразительно! Однако немцы не имели никаких потерь, зато унтер-офицер Антон Хафнер из JG.51 записал на свой счет 8-ю и 9-ю победы над R-3 (одно из обозначений Ил-2). Судя по всему, он не смог правильно идентифицировать тип атакованных им самолетов. А на представлении Зеленко к званию Героя Советского Союза в ноябре 1941 года было написано "В воздушном бою под Ромно с МЕ-109 пр-ка, т. Зеленко была сбита". Вот и вся правда о "воздушном таране" Зеленко.

konsta: Что ни взлет — то воздушный бой. Порой летчики так увлекаются схваткой, что не замечают происходящего рядом. Виктор Никитин и Петр Табаченко с различных направлений атаковали одного и того же «фоккера», сбили его и... столкнулись. Хорошо, что живыми остались — выбросились на парашютах. http://militera.lib.ru/memo/0/one/russian/suhov.rar И это "выпускники" "школы Покрышкина"!Летчики знаменитого 16-гоГвИАП.Немножко не повезло ребятам,стукнулись бы с "фоккером",глядишь-прошло бы тараном,а так впору в трибунал отдавать,за утерю боевого оружия,довольно таки дорогого.

konsta: http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/taran_rossija_st_krylja_rossii_2_serii_2015_god/22-1-0-3471

Ю.В. Дунаев: СК СК упомянул летчика-истребителя 14-го гиап Н.К. Лошакова [10.03.11 09:58]. В этой связи обнаружена статья воркутинской журналистки Н. Цитроновой «Человек из легенды», в которой она как бы процитировала фрагмент выступления Лошакова перед «пионерами... средней школы станции Рахья, что находится в нескольких десятках километров от Ленинграда»: «...Николай Кузьмич посвятил свой отпуск встречам с красными следопытами, прошел "Дорогой жизни", которую защищал в годы Великой Отечественной. - Понимаете, я сотни раз поднимался на самолете, чтобы на боевом посту нести вахту по охране "Дороги жизни". Таранил вражеские истребители, горел в самолете, прыгал с парашютом...» (газ. "Заполярье". 21 окт. 1978 г.).

mikado 5448: Таранил вражеские истребители, горел в самолете, прыгал с парашютом...» (газ. "Заполярье". 21 окт. 1978 г.). Мне эта фраза очень историю с "бгёвнышком " Ильича напоминает ! А выступления перед пионерами в СССР-это вообще нечто : Конкретный пример:красные следопыты нашли деда,который в октябре 1917 был в Смольном. Первое выступление смущенного и растерянного старика:"Ленина я только слышал,но не видел-там было так накурено !" Спустя пару лет:"Мне повезло-я лично видел Ильича!" Ещё года через 3:"Я тогда лично с Лениным за руку здоровался!" Поэтому к подобным вещам надо относиться снисходительно...

mikado 5448: https://www.ebay.de/itm/Beschadigtes-Flugzeug-Heinkel-111-Luftwaffe-2-Weltkrieg-Wehrmacht-Foto/233896327135?hash=item36754eb7df:g:KQkAAOSw8-VgKWna

mavr: mikado 5448 пишет: я очень хочу взять этот снимок и потому комментарий дам после торгов, иначе просто перекупят... спасибо за ссылку!

mavr: По поводу таранов есть такая пара картинок:

mavr: Прошу извинить за долгое молчание. Пришел момент для описания вот этого фото: Я подозреваю, что знатоки уже догадались, но я на всякий случай напишу. Это достаточно известный и с нескольких ракурсов отснятый He-111 с бортовым кодом 1T+HK. В литературе встречается его цветной боковик: http://mavr13.narod.ru/histori/avio/1thk/Asisbiz-Artwork.jpg и подпись о том, что это самолет из 8./KG26, аэродром Сещинская, начало 1942 (не позже февраля). Не буду долго описывать а дам сразу вывод: самолет не имеет зимнего камуфляжа а значит о зиме 41-42 не может идти речи. Кроме того после февраля 42-го KG26 на Восточном фронте не было! Единственный вариант - лето 41-го, но тогда этот самолет из 2./KG28 Чем хорошо это фото с килем - тем что там есть однозначная дата и это именно 1941 год. До этого момента фотографии не имели дат! --------------- Относительно повреждений, наиболее интересной фотографией мне кажется вот эта: http://mavr13.narod.ru/histori/avio/1thk/1THK-4.jpg Прошу обратить внимание на то что трещина идет вдоль лонжерона крыла! Обломки выгнуты вверх (смотрите вдоль нижней части лонжерона). Все это указывает на то что удар был направлен снизу вверх. Причем очень близко он фюзеляжа который не пострадал! Прикидка по чертежам показала, что И-16 вполне попадает в промежуток между крылом и стабилизатором, но его пространственное положение относительно Не-111 весьма неординарное! --------------- С одной стороны, вроде как все понятно - надо искать потери 2./KG28 и они не такие многочисленные. http://mavr13.narod.ru/histori/avio/1thk/base-3-KG28-.jpg Если ориентироваться на дату на снимке (23 августа) то это всего 3 варианта: 24 июля, 11 и 22 августа. Если совсем строго подходить то это единственный вариант: 22 августа. http://mavr13.narod.ru/histori/avio/1thk/base-7-KG28-03.jpg Не буду скрывать, до появления фото с килем мне больше нравился вариант от 19(?) сентября: http://mavr13.narod.ru/histori/avio/1thk/base-7-KG28-04.jpg ------------------------- Пара слов про версии. На фото четко видны следы от пропеллере на киле + разрушения крыла. Следы на киле однозначны, но при этом они говорят о том, что истребитель шел вверх примерно на 10-15 градусов. Возможно в последний момент летчик дернул ручку и пропеллер едва задел киль. Версия 1. После этого истребитель оказался под НЕ-111 т.е. находясь сверху сделал кульбит и уже снизу ударил в крыло Не-111. Причем ударил так что крыльями не задел фюзеляж. Скорее всего истребитель двигался снизу слева наверх вправо. (так загнуты обломки на крыле). Скорее всего истребитель после этого получил серьезные повреждения, а возможно и пилот получил ранение. В этом случае следует искать соответствующее описание тарана. При этом возможно пилот не вернулся и такого описания просто нет, например таран никто не видел! Версия 2. В ходе преследования Не-111 очень низко снизился и после удара по килю скинул боезапас, а т.к. земля была близко то взрывы от собственных бомб повредили крыло - отсюда и выгнутые вверх осколки и пролом вдоль лонжерона (например от взрывной волны, прошедшей вдоль лонжерона). Не буду скрывать - эта версия была для меня основной! т.е. потеря от 19(?) сентября! (от своей бомбы пострадал!) Пока не появилось фото и дата 23 августа. Версия 2*. был просто таран по килю, после чего наш истребитель не стал добивать и ушел к своим. Например доложил что пытался таранить, но не получилось. А может и вообще не стал докладывать о попытке тарана. При возвращении к себе на базу пилоты НЕ-111 вспомнили, что не избавились от бомб и сбросили их низко над землей ну и далее по версии 2. ------------------------- Наш пилот. Пытаюсь изучать труды Олега Каминского по нашим таранам. Пока нашел только это: 1) https://proza.ru/2020/05/14/618 Власов Николай Иванович, 1916 г.р., старший лейтенант, командир эскадрильи, 42-й истребительный авиационный полк. 19 августа 1941 года в районе станции Жуковка (Брянская область, Россия) на истребителе МиГ-3 таранил вражеский разведчик Ю-88. Произвел вынужденную посадку. Документально таран уточняется. 2) https://proza.ru/2020/05/27/472 Каштанов Василий Григорьевич, 1909 г.р., капитан, заместитель командира полка, 38-й истребительный авиационный полк. 21 августа 1941 года в районе города Демянск (Новгородская область, Россия) таранил вражеский самолет. Погиб. Документально таран уточняется. 3) https://proza.ru/2020/07/17/457 Тристан Иван Семёнович, 1918 г.р., старший сержант, лётчик, 71-й истребительный авиационный полк ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Летом 1941 года в воздушном бою тараном уничтожил самолёт противника. Документально таран не подтверждается. ------------------------- На этом пока остановлюсь (ищу еще претендентов из наших).

Моонзундец: mavr , ищите двухтомник издания ВВА в Монино по всем советским таранам! (В одном томе собрана информация по всем известным воздушным таранам, в другом - по "огненным" таранам.)

mavr: Моонзундец пишет: mavr , ищите двухтомник издания ВВА в Монино по всем советским таранам! (В одном томе собрана информация по всем известным воздушным таранам, в другом - по "огненным" таранам.) спасибо! пробовал искать - не получилось! если богаты ссылкой, будьте добры, скиньте в личку. P.S. Но я боюсь, что у Каминского какраз этот сборник в основе...

Моонзундец: mavr , я этот двухтомник "в реале" в руках держал тогда, когда про Интернет ещё только "краем уха" слыхал - в общем, давно это было... Работа для тех времён отличная была, скрупулёзная, добросовестная... Знаю, кто из "историков авиации" тем двухтомником наверняка пользуется, но - "за руку не ловил"...



полная версия страницы