Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Дарственные самолеты и эскадрильи » Ответить

Дарственные самолеты и эскадрильи

konsta: Предлагаю попытаться собрать здесь всю информацию по именным самолетам и эскадрильям,построенным в годы войны на собранные народом средства.К этому меня подтолкнуло упоминание супруги А.И.Покрышкина:"...После свержения монархо-фашистской диктатуры и прихода к власти правительства Отечественного фронта (1944 год) Болгария объявила войну гитлеровской Германии. И Стоян Стоянов сбил наибольшее из всех болгарских летчиков количество вражеских самолетов — двенадцать. — Но вы еще не все знаете! — воскликнул наш новый знакомый. — Ведь я дрался с фашистами на вашем самолете! — Почему же не знаю, — возразил муж. — Мне известно, что часть боевой техники мы передали болгарской армии. — Да нет, я летал на Як-3, подаренном жителями Новосибирска лично вам. На нем даже надпись была. — Все правильно, был такой подарок. Но я привык к «кобре», не мог от нее отказаться. — Подарок ваших земляков я сберег, — сообщил Стоян Стоянов. — Этот самолет стоит сейчас в Варненском музее как свидетельство братской дружбы наших [140] народов. А сам я после демобилизации стал директором музея здесь, в Рилах. Пойдемте, дорогие гости!..".Сам Покрышкин в своих воспоминаниях об этом не пишет.Возможно,причина в том,что встреча летчика с конструктором Яковлевым в 1943 году оставила у Покрышкина неприятный осадок в душе,и не исключаю,что свою неприязнь он перенес ина самолеты Як...

Ответов - 16

konsta: http://www.pobeda-60.ru/site/reportagi/6/pic5.jpg http://img11.nnm.ru/0/8/0/2/2/8878735ef9321fe27554414b09e.jpg Это самый известный случай-ферапонт Головатый приобрел два самолета и оба передал своему земляку Б.Еремину.1-й Як -1(на нем Еремин сбил несколько самолетов) отработав свой ресурс благополучно вернулся обратно на Саратовский авиазавод,в музей.Дальнейшую судьбу его я не отслеживал .Второй самолет ,Як-3,Еремину вручили в 1944 году.Так как Б.Еремин к тому времени стал уже зам.командира дивизии,то вылетал он редко и уже не сбивал.После окончания войны самолет находился в музее КБ Яковлева,в Москве.В прошлом году этот Як-3 уже был в частной коллекции,в США,якобы временно.На данный момент информацией о нем не распологаю

konsta: Именной Ла-7,построенный на собранные работниками наркомата авиапромышленности средства, был вручен летчику 9-го ГвИАП ,дважды ГСС Алексею Алелюхину в 1944 году.Самолет дожил до Победы.http://jpe.ru/1/max/180510/0p9y9mbg2b.jpg В 1943 году конструктор Яковлев передал летчику этого же полка Владимиру Лавриненкову самолет Як-9(не именной?),но на нем летал другой летчик.Лавриненков от него отказался,посчитав слишком перетяжеленным по сравнению с Як-1.Самолет был сбит на втором вылете.

konsta: Самолет А-20ж,переоборудованный под торпедоносец в Советском Союзе,был куплен американским актером Рэдом Скелтоном.На самолете была надпись-"Мы сделаем".Находился в 1-мГМТП ВВС БФ.Первый транспорт на нем торпедировал Эрих Гептнер.Затем,видимо посчитав,что немец(пусть даже антифашист)не может летать на именном самолете,"Бостон"передали Петру Стрелецкому.Тот пустил на дно еще четыре транспорта.В 1945 году самолет был сбит немецкими истребителями http://jpe.ru/1/big/180510/04z6wdxm7c.jpg


Tora: http://forum.aviaskins.com/showthread.php?t=202

konsta: У Владислава Каца"... Однажды, при получении очередной партии самолётов, советским специалистам стало известно, что один из самолётов, полученный сверх плана, не что иное как подарок. Его купили школьницы (или школьники) Буффало, чтобы подарить советским лётчикам. Самое обидное в этой истории, что кроме самого факта, ничего больше не известно. Ни о непосредственных участниках и организаторах патриотической акции, ни о судьбе подаренного самолёта. В ряде источников упоминается, что на материк самолёт перегонял лётчик 1-го перегоночного полка Н.Ф.Суворов. В какую действующую часть ВВС попал самолёт-подарок и кто персонально воевал на нём - этого пока установить не удалось. Возможно, кто-либо из читателей располагает этими сведениями..."

konsta: 1 июня 1944 года новый самолет-штурмовик Ил-2 в присутствии Бариновых был торжественно передан лучшему летчику 943-го штурмового авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта капитану Георгию Михайловичу Паршину. На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой — «За Ленинград». На этом самолете Г.М. Паршин сделал более ста боевых вылетов, принимал участие в освобождении Эстонии, Латвии, Литвы, в штурме Берлина, сбил 10 самолетов, уничтожил большое количество техники и живой силы противника. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза — 19.08.1944 и 19.04.1945.http://jpe.ru/1/max/200510/0yl2z2gpac.jpg

Tora: Так малость получше видно:

konsta: Спасибо,что отредактировали. http://jpe.ru/1/big/200510/0n1h6tqpoz.jpg 24 Августа 1943 года Пётр Покрышев получил серьёзную травму. В одном из учебных полётов на самолёте УТИ-4 ( двухместный вариант истребителя И-16 ) выполняемом им вместе с пилотом Кудрявцевым, двигатель неожиданно загорелся на высоте 400 метров. Лётчики попытались дотянуть до аэродрома, но не сумели...(Покрышев Петр-дважды ГСС,летчик-истребитель Ленинградского фронта) Но карьера Пётра Покрышева на этом не закончилась. Вскоре авиаконструктор Александр Яковлев, на присуждённую ему премию, приобрел новый специально подготовленный истребитель Як-9 для травмированного Покрышева и, уже в Октябре 1943 года, торжественно вручил его отважному лётчику ( фото ). Но активно полетать на этой машине Пётр Афанасьевич не смог: после аварии, в которой он был серьёзно ранен, на боевые задания ему летать запретили.После Победы в Москве была развернута выставка,на которой демонстрировались именные самолеты.Этот Як-9 там был...

konsta: В своих воспоминаниях В. И. Шишкин писал, что, получив от Генерал - Лейтенанта С. П. Руденко телеграмму с предложением принять в подарок самолёт Як-1, он 1 Ноября 1942 года прибыл на завод. Самолёт был им опробован в воздухе, устранены некоторые дефекты. Машина была ещё не окрашена, но надпись на фюзеляже сделана: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области". http://jpe.ru/1/big/250510/01s7zicyix.jpg

Borodaty: На аэр.Никифоровка 15.08.1943 года экипажу Героев Советского Союза Ф.Ф. Степанову и В.М. Чистякову был вручен именной самолет Ли-2 «Устюжанин», построенный на средства, собранные жителями города Устюжна Вологодской области, откуда был родом В. Чистяков (на фото справа). http://retrovtap.ru/wp-content/uploads/2012/04/Ли-2-Устюжанин.-аэр.Никифоровка.-15.08.1943-г..jpg

Borodaty: 6-му дальнебомбардировочному авиационному полку в октябре 1944 года от имени трудящихся Киевского района города Москвы была вручена эскадрилья Ту-2 С. На бортах самолетов этой эскадрильи была сделана надпись "Москва". Ту-2 С "Москва" бомбили Берлин, участвовали в войне с Японией, а по ее окончании базировались на аэродроме Леонидово о.Сахалин до 1952 года, когда полк был отправлен на перевооружение в Европейскую часть СССР. http://retrovtap.ru/wp-content/uploads/2012/04/%D0%A2%D1%832-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0-6-%D0%B1%D0%B0%D0%BF-%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg

СК: Еще немного по именным машинам. Красиво расписанный самолет Фотия Морозова № 20179 (т.е. под змеюкой Б№ 20) был разбит в аварии 30.9.44. Может поэтому мало фото сохранилось. Знаменитый Як-3 С.Рогового от Амурских краснофлотцев - надпись наносили умельцы на заводе. Кроме этой машины в полк ушли еще три именных "Харьковский МОПРовец", которые забрали Н.В.Поташев, А.А.Руденко и В.И.Леонов. Т.е. Роговой, как лидер этого звена, посланного на завод, взял себе самую "выдающуюся" машину из четырех 6.9.44 с завода ушла машина Як-3 "ГСС Матиенко от колхоза "Богатый урожай". Была еще пара Як-3 "Генерал-полковнику авиации т.Руденко от колхоза "Память Ленина" Ворошиловского района Саратовской области" и "Генерал-полковнику авиации т.Руденко от колхоза им.Буденного Ворошиловского района Саратовской области".

konsta: СК пишет: Была еще пара Як-3 "Генерал-полковнику авиации т.Руденко от колхоза "Память Ленина" Ворошиловского района Саратовской области" и "Генерал-полковнику авиации т.Руденко от колхоза им.Буденного Ворошиловского района Саратовской области". Учитывая должность и возраст т.Руденко............кто то же на них летал.Или они были обезличены,то есть без каких то надписей?.У Зимина в мемуарах просто,пригнали Як-3,сказали-личный подарок Новикова летающему командиру дивизии.

СК: Не, эти были с надписями. Специально давалось указание на завод нанести, чтобы дарители, туда приехавшие, видели. Был еще подобный Як-3 "Маршалу Советского Союза Малиновскому от трудящихся"

СК: Кстати, есть ли где-то точные сведения, в какой именно день мая 1944 г. состоялась передача самолета Як-3 от Ф.П.Головатого Б.Н.Еремину (мемуары Еремина прошу не цитировать, т.к. надо именно его сведения подтвердить/проверить)? Центральная пресса по этому поводу безмолвствует: только сообщает, что 26.5.44 Головатый вернулся в Саратов из города Н, где он приобрел самолет для вручения летчику. Далее - только фото обоих у самолета в Комсомольской правде от 3.6.44 без указания даты съемки и каких-либо подробностей в аннотации. Может у кого-то из коллег есть доступ к местной прессе - газете Коммунист г.Саратов за май 1944 года?

СК: Недавно нашел один документ и был просто в шоке. 258 именных Як-1б от колхозников ПЕНЗЕНСКОЙ области. Это кроме эскадрилий им.Ленина, Сталина и пр. 49 млн 504 тыс.руб на постройку 30 авиаэскадрилий собрали на 26.01.43 г. И месяца не прошло с передачи машины Головатым!



полная версия страницы