Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Захоронения военных авиаторов на Измайловском кладбище Москвы » Ответить

Захоронения военных авиаторов на Измайловском кладбище Москвы

Моонзундец: 2013 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация) ИЗМАЙЛОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АВИАЦИОННОГО НЕКРОПОЛЯ ОТЕЧЕСТВА Измайловское кладбище – один из исторических некрополей Москвы, возникший как локальный, сельский погост ещё в 1672 году. С 1676 года при нём существует каменный храм Рождества Христова, «что в селе Измайлово», с того времени не прерывавший свою службу ни на год и действующий по настоящее время. Современное Измайловское кладбище столицы России – это меньшая (площадью 3 гектара) часть бывшего обширного сельского погоста, на котором сохранились отдельные захоронения, начиная с 18-го века. Ныне Измайловское кладбище является мемориальным, недействующим (на нём запрещены новые захоронения), и, ещё с 1935 года находясь в границах крупнейшего отечественного мегаполиса, до сих пор в значительной мере сохранило черты сельского погоста. Любительская фотография Измайловского кладбища, сделанная в 1957 году. В середине прошлого столетия это кладбище оказалось ближайшим к Измайловскому аэродрому, который в 1942 – 1959 годах являлся Центральным аэродромом Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота. Поэтому неслучайно, что в те годы здесь появился ряд могил военных авиаторов, благодаря чему нынешнее Измайловское кладбище стало составной частью Авиационного Некрополя Отечества.

Ответов - 16

Моонзундец: Первая «авиационная» могила появилась на Измайловском кладбище осенью 1943 года. В ней упокоились погибшие при воздушной катастрофе 4 члена экипажа и 2 пассажира транспортного самолёта «ТБ-3» из состава 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота. Речь шла о военном самолёте с бортовым номером «169», ранее обозначавшемся как «АНТ-6» («Г-2») «Авиаарктика», с заводским номером «22735» и регистрационным обозначением Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного Морского Пути при Совете Народных Комиссаров Союза ССР (УПА ГУСМП СНК СССР) «СССР-Н-169». 4 октября 1943 года «169-й» вылетел с постоянного места своего базирования на аэродроме Нарьян-Мар в Москву, и на следующий день, 5 октября при обратном полёте с Центрального аэродрома ВМФ в Измайлове в Архангельск (по другим данным – в Ваенгу) потерпел катастрофу в районе города Солнечногорска (ныне – районный центр Московской области Российской Федерации). В результате этой катастрофы погибла часть находившихся на борту самолёта военных авиаторов, тела которых, очевидно, первоначально были доставлены на аэродром взлёта и уже оттуда перевезены для захоронения на близлежащее Измайловском кладбище Москвы. Это были: БУЗАЕВ Николай Фёдорович – майор, командир корабля, заместитель командира 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, родился 06/19.04.1907 в Кизыл-Арвате (ныне – город Сердар Балканского велаята Туркмении), русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1938 года (номер партийного билета – «1335407»), на военной службе с 1929 года (в том числе – в 1934 – 1941 годах в запасе), кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды (посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени), ближайшие родственники – жена Бузаева Вера Дмитриевна и ребёнок, проживавшие по адресу: Москва, Садово-Кудринская улица, дом 14/16, квартира 24, БЕШЕНЦЕВ Семён Павлович – старший техник-лейтенант, механик авиационный бортовой, родился 12.03.1904 в селе Починки (ныне – районный центр Нижегородской области Российской Федерации), русский, рабочий, из крестьян, беспартийный, призван на военную службу 13.07.1941 по мобилизации из Гражданского Воздушного Флота, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, ближайший родственник – жена Бешенцева Анна Николаевна, проживавшая в эвакуации из Починков по адресу: Красноярск, улица Ленина, дом 25, квартира 6, СКОКОВ Владимир Васильевич – сержант, воздушный стрелок-радист, родился в 1917 году в городе Старый Оскол (ныне – районный центр Белгородской области Российской Федерации), русский, из рабочих, член ВКП(б), призван на военную службу в 1939 году Старооскольским районным военным комиссариатом, ближайшие родственники – мать Скокова Анна Ивановна и жена Алексютина Анна Семёновна, проживавшие по адресу: Старый Оскол, Ездоцкая улица, дом 4, ДУДИНОВ Николай Карпович – сержант, второй воздушный стрелок-радист, родился в 1912 году в селе Дудино (ныне – Володинского сельского поселения Бабаевского района Вологодской области Российской Федерации), беспартийный, призван из запаса 29.04.1941 Бабаевским районным военным комиссариатом, ближайшие родственники – мать Дудина Мария Ивановна и сестра Болдырева Ольга Карповна, проживавшие по адресу: Орловская область, Чибисовский район, Чибисовский сельский совет, Картофельно-опытная станция, АШИХМИН Леонид Филиппович – младший лейтенант, адъютант Командующего Военно-Воздушными Силами Северного флота (пассажир самолёта), родился 08.04.1919 в селе Большое Палкино (ныне – несуществующий населённый пункт на территории Сардыкского сельского поселения Унинского района Кировской области Российской Федерации), русский, рабочий, из семьи служащего, кандидат в члены ВКП(б) (номер кандидатской карточки – «3491409») с 1942 года, призван на военную службу по специальному набору 1939 года («1000») Сталинским районным военным комиссариатом города Астрахани, ближайшие родственники – жена Васильева Аполлинария Георгиевна и сын Ашихмин Владимир Леонидович проживали по адресу: Мурманская область, посёлок Губа Грязная, дом 14, квартира 26, ПРОКОПЕНКО Спиридон Андреевич – лейтенант, «диспетчер ВВС Красной Армии» (пассажир самолёта), прочие персональные данные не выявлены.

Моонзундец: Через полгода на Измайловском кладбище появилась ещё одна братская могила военных лётчиков. В ней были захоронены останки членов экипажа самолёта «Ли-2» из состава 5-й авиационной эскадрилии 65-го авиационного полка специального назначения Управления Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота, постоянно базировавшегося на Измайловский аэродром. Самолёт потерпел катастрофу 24 марта 1944 года в районе города Загорска (ныне – районный центр Сергиев-Посад Московской области) при возвращении с аэродрома Ягодник (Архангельск). В результате неё погиб весь экипаж самолёта в составе 6 человек: ПОЛОЗОВ Александр Александрович – подполковник, командир корабля, родился 07.11.1904 в селе Гречаны (ныне – в составе города Хмельницкий Хмельницкой области Украины), русский, служащий (рабочий), из мещан, член ВКП(б) с 17.11.1942, на службе с 10.1925, кавалер 2 орденов Красного Знамени, РИПИНСКИЙ Павел Петрович – капитан, второй пилот, родился в 1911 году в селе Репухово (ныне – Смольянского сельского совета Оршанского района Республики Беларусь), белорус, служащий, из крестьян, холост, проживал по адресу: Москва, Бахрушинский переулок, дом 6, квартира 6, 28.04.1941 направлен Краснопресненским районным военным комиссариатом Москвы на военные сборы, ЛОГОШИН Дмитрий Егорович – капитан, штурман эскадрилии-штурман корабля, родился 15.05.1914 в деревне Першиково (ныне – Белохолмского сельского поселения Глинковского района Смоленской области Российской Федерации), русский, служащий, из крестьян, член ВКП(б) с 02.07.1942, холост, на службе с 01.08.1935, кавалер ордена Красного Знамени, КОСОЛАПОВ Константин Дмитриевич – старший лейтенант, помощник штурмана корабля-воздушный стрелок-радист, родился 27.11.1910 в деревне Мозговая (ныне – Кежемского района Красноярского края Российской Федерации), русский, рабочий, из крестьян, член ВКП(б) с 1938 года (номер партийного билета – «3409132»), женат, призван по мобилизации в 07.1941, награждён медалью «За боевые заслуги», АКИМОВ Фёдор Степанович – старший техник-лейтенант, техник авиационный бортовой, 1908 года рождения, в кадровом составе с 1937 года, ЗАЖИГИН Андрей Николаевич – старший сержант, механик авиационный бортовой, 1918 года рождения, призван на срочную службу в 1941 году. (Дополнительные персональные данные по ним не установлены.)

Моонзундец: Очевидно, в 1960-х годах обоим погибшим экипажам был установлен общий надгробный памятник из красного гранита. На лицевой стороне обелиска выбит ряд памятных надписей: - вверху, под контурным изображением пятиконечной звезды – «5 октября 1943 г[ода] при / авиационной катастрофе / в районе г[орода] Солнечногорск / погибли / Майор Бузаев / Николай Федорович / Ст[арший] техн[ик-]лейт[енант] Бешенцев / Семен Павлович / Лейтенант Ашихман / Леонид Филиппович», - в центре – «24 марта 1944 г[ода] при / авиационной катастрофе / в районе г[орода] Загорск погибли: / Подполковник Полозов / Александр Алексеевич / Капитан Репинский / Павел Петрович / Ст[арший] лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович / Ст[арший] лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич / Ст[арший] техн[ик-]лейт[енант] Акимов / Федор Семенович / Ст.сержант Зажигин / Андрей Николаевич.», - внизу – «Вечная слава / солдата и офицерам / Советской армии[,] павшим / в боях за свободу и незави- / симость нашей Родины.». К этому времени у погибших при катастрофе самолёта «Ли-2» лётчиков уже имелся отдельный памятник тёмно-красного гранита, на котором под рельефным изображением пятиконечной звезды была выбита следующая памятная надпись: «24 марта 1944 года / при авиакатастрофе погибли / капитан Репинский / Павел Петрович 1911 г[ода] р[ождения] / подполковник Полозев Александр Алексеевич 1904 г[ода] р[ождения] / ст[арший] лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович 1916 г[ода] р[ождения] / ст[арший] лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич 1911 г[ода] р[ождения] / ст[арший] тех[ник-]лейтенант Акимов / Федор Семенович 1908 г[ода] р[ождения] / ст[арший] сержант Зажигин / Андрей Николаевич 1918 г[ода] р[ождения]». Погибшим же при катастрофе самолёта «ТБ-3» пяти авиаторам впоследствии, очевидно, в 1970-х – 1980-х годах, были установлены индивидуальные памятники – чёрного гранита стелы с текстами: «Бузаев / Николай Федорович / 19.IV.1907 – 5.Х.1943», «Дудинов / Николай Васильевич / ск[ончался] 5.Х.1943», «Бешенцев / Семен Павлович / ск[ончался] 5.Х.1943», «Ашихмин / Леонид Филиппович / ск[ончался] 5.Х.1943» и «Прокопенко / Павел Васильевич / ск[ончался] 5.Х.1943». Обращает на себя внимание, что такого же надгробного камня нет у захороненного здесь же, как было показано выше, Н.К.Дудинова. На общем памятник фамилия командира корабля «ТБ-3» Бузаева первоначально была выбита как «Бузалев», но затем исправлена. На многочисленные иные ошибки и несоответствия на обоих памятниках и стелах нами было указано в «Справке о лётчиках морской авиации, похороненных на Измайловском кладбище города Москвы». Она была подготовлена нами в 2009 году и тогда же представлена при личной беседе тогдашнему директору Преображенского некрополя столицы, которому в административном отношении было подчинено Измайловское кладбище. Целью написания и подачи этой «Справки…» было, по нашему мнению, стремление к устранению всех указанных в ней ошибок и неточностей к грядущему 65-му юбилею Великой Победы. Однако к этой праздничной дате на Измайловском кладбище на деле на обоих памятниках погибшим морским авиаторам лишь обновили золотой краской все уже существующие надписи…

Моонзундец: (Здесь нельзя не упомянуть и о том, что, кроме перечисленных выше имён погибших лётчиков, на левой боковой грани общего памятника им упомянуты ещё два военнослужащих, не имевших отношения к авиации: - Куренков Василий Васильевич – красноармеец, телефонист 42-го мотострелкового полка 42-й танковой дивизии (в/ч 2871), родился в 1905 году в Москве, жена Константинова-Куренкова проживала по адресу: Москва-37, Первомайская улица, дом 17б, квартира 1, призван из запаса Сталинским районным военным комиссариатом города Москвы, умер 18.08.1941 в одном из эвакуационных госпиталей Московского военного округа «от травматического повреждения спинного мозга с полным трансверсальным повреждением его» 07.08.1941, похоронен женой на Измайловском кладбище, увековечен в Книге Памяти Москвы (том 17, страница 163); - Устимов Степан Алексеевич – ефрейтор, электромеханик 52-й зенитной артиллерийской дивизии Московской армии ПВО, родился в 1917 году в деревне Вязовка, ныне – Ачкинского сельского совета Сергачского района Нижегородской области Российской Федерации, где проживали его мать и жена Устимова Татьяна Алексеевна, призван по мобилизации 23.06.1941 Кагановичским районным военным комиссариатом города Горького (ошибочно – Каширским районным или Московским городским военными комиссариатами), 23.08.1944 «убит столбом при исправлен электролинии» и похоронен на Измайловском кладбище «в могиле № 588», четырежды увековечен в Книгах Памяти - Москвы (том 17, страница 163), Московской области (том 7, страница 446) и Нижегородской области (том 11, страница 418 и том 16, страница 93). Возможно, что останки В.В.Куренкова и С.А.Устимова в период повсеместного по СССР «укрупнения» воинских захоронений действительно дозахоронили в братские могилы лётчиков, но, скорее всего, они были со временем утрачены, после чего эти имена просто дописали на боковую грань памятника.)

Моонзундец: Согласно составленной в 1991 году «Учётной карточке воинского захоронения», описанные нами захоронения морских авиаторов на Измайловском кладбище находятся на так называемом «Воинском участке» размером 6 на 4 метра, где «На могиле имеются – ограда, обелиск из красного гранита, мемориальная доска и 5 отдельно стоящих цветников с мемориальными досками» в «удовлетворительном» состоянии. По данным того же документа, над указанным в нём захоронением шефствует «в/ч 6549 МВД» (ныне – Центральная объединённая военная база Министерства внутренних дел Российской Федерации в городе Балашиха Московской области).

Моонзундец: Однако на Измайловском кладбище поныне сохранилось ещё одно братское захоронение военных лётчиков, имевших при жизни отношение к местному аэродрому. Северо-восточнее «Воинской площадки», недалеко от восточной стены кладбища среди прочих могил можно отыскать скромный надгробный памятник из окрашенного в белый цвет цемента, увенчанный металлической пятиконечной звездой. Под ней – две овальной формы фотографии на керамике и ещё заметные следы первоначальных надписей: «Лётчик Саловский Алексей Михайлович» и «Лётчик Родников Алексей Алексеевич». Ниже них в памятник вмонтирована позднейшего происхождения доска красного камня с текстом: «Саловский А.М. [Родился] 16[.]III.1918 / Родников А.А. [Родился] 22[.]III.1922 / Погибли 19[.]VI.1952». К сожалению, когда в 1991 году в России проводилась паспортизация воинских захоронений, работники тогдашних Первомайского районного военного комиссариата (военком - полковник В.Лукьяненко) и Исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся во главе с заведующим 2-м сектором Сячиным весьма формально отнеслись к выполнению этой работы. Поэтому данное воинское захоронение не было паспортизировано – несмотря на то, что тогда в «в конторе кладбища … регистрационные книги о захороненных имеются … с 1946 года по настоящее время» (как было написано в тексте цитированной нами выше «Учётной карточки…»). Однако вскоре все документы Измайловского кладбища были отправлены на хранение в архив Николо-Архангельского некрополя столицы, где в тех же «лихих 1990-х» были полностью уничтожены случившимся там пожаром… …Поэтому принадлежность обоих захороненных в этой братской могиле лётчиков нам пришлось устанавливать по другим источникам. По данным Филиала Центрального архива Министерства обороны-Архива Военно-морского флота в Гатчине, лётчики А.А.Родников и А.М.Саловский никогда не служили в Авиации ВМФ СССР. Однако, информацию о первом из них удалось найти в Общедоступном электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - http://www.podvignaroda.ru/ . Согласно ей, лётчик-инструктор Кировобадской военно-авиационной школы пилотов имени Хользунова лейтенант Алексей Алексеевич Родников 30 июня 1944 года был представлен «к правительственной награде – медали «За боевые заслуги» и 23 февраля следующего, 1945-го награждён ей. Он родился в 1922 году в посёлке Ртищево (ныне – город, центр одноимённого района Саратовской области Российской Федерации), в 1938 году вступил в ВЛКСМ, а в марте 1941-го был призван в Красную Армию Сталинским районным военным комиссариатом города Москвы (то есть с территории, куда к тому времени входило Измайлово). Таким образом, нами было установлено, что как минимум один из захороненных здесь был в годы войны лётчиком ВВС Красной Армии. Хотя никакие соединения и подразделения именно армейской авиации никогда за время существования Измайловского аэродрома здесь не базировались, но известно, что в послевоенное время, до самого его конца существования в 1959 году здесь дислоцировалась одна из истребительных авиационных частей Войск ПВО страны, имевшая на вооружении машины МиГ-15. Очевидно, что именно ей и принадлежала «спарка» - двухместный истребитель в учебно-тренировочном варианте УТИ, потерпевший катастрофу в небе Измайлова 19 июня 1952 года. Местные старожилы в одном из разговоров с автором этого материала вспоминали о некой послевоенной авиационной катастрофе, когда самолёт с близлежащего аэродрома упал на деревню Колошино (Калошина; исторически относилась к селу Измайлову), и при этом, якобы, имелись разрушения и человеческие жертвы среди местного населения. Однако отмеченное выше отсутствие ныне кладбищенских учётных документов не позволяет нам установить имена погибших в указанный день и захороненных вскоре на Измайловском кладбище местных жителей, чтобы подтвердить или – в случае отсутствия таковых – опровергнуть данную, устную информацию. По нашему предположению, «спарка», пилотируемая А.М.Саловским, с лётчиком-инструктором А.А.Родниковым сзади, потерпела аварию – учитывая господствующее направление ветра в том районе – при посадке на аэродроме Измайлово, совсем немного не дотянув до торца его взлётно-посадочной полосы…

Моонзундец: …А вот ещё одна могила «измайловского» авиатора на местном кладбище к настоящему времени, увы, не сохранилось, и упоминание о ней ныне мы можем найти только в одном архивном документе. Так, в хранящемся ныне в том же Гатчинском архиве «Именном списке персональных безвозвратных потерь личного состава Авиационной эскадрилии Управления ВВС ВМФ - 65-го транспортного полка специального назначения при Главном Управлении ВВС ВМФ» под номером «7» за 1944 год числится авиационный моторист этого полка сержант Николай Николаевич Мухин. Призванный на срочную службу в мае 1941 года, он 23 августа 1944-го «жизнь покончил самоубийством» и, согласно последней записи в этом «Именном списке…», был похоронен именно на Измайловском кладбище. Очевидно, что его могила была утрачена ещё в 1950-х годах, когда большая часть территории этого сельского кладбища пошла под новую городскую, многоэтажную жилую застройку Измайлова. Мы можем с уверенностью предполагать это, так как ныне не существует именно восточной, дальней от храма части кладбища, где и мог быть похоронен этот самоубийца… …В ходе полного обследования территории Измайловского кладбища в мае – июне 2009 года нами были локализованы ещё четыре захоронения лиц, имевших при жизни отношение к авиации. Перечислим их в алфавитном порядке: Буряков Михаил Иванович (21.11.1903 – 26.04.1956) – инженер-полковник Инженерно-авиационной службы ВВС, Кобылинский Юрий Николаевич (1936 – 1972) – на фото на памятнике – в форме лётчика в звании лейтенанта, Мартынов Евгений Васильевич (12.02.1924 – 13.05.2005) – Герой Советского Союза, участник боевых действий Великой Отечественной войны в 1943 – 1945 годах, полковник в отставке, Онопко Василий Ефимович (08.08.1927 – 12.10.1990) – на рисунке на камне с фото на памятнике – в форме старшего лейтенанта ВВС. Такова «авиационная составляющая» Измайловского кладбища города Москвы. Как было показано, всего на нём в 1943 – 2005 годах было захоронено 19 военных авиаторов, что сделало Измайловское кладбище одной из составных частей Авиационного Некрополя Отечества. Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала своего коллегу из Пушкина (Санкт-Петербург) Сергея Щербинина.

Моонзундец: Фотография штурмана Ли-2 Дмитрия Егоровича Логошина:

Ornst: Уважаемый Моонзундец. тема, поднятая и раскрытая Вами действительно интересна и важна, но ей-богу, тут всё-таки про бронепоезда. может я что-то не так прочитал?

Моонзундец: Ornst пишет: Уважаемый Моонзундец. тема, поднятая и раскрытая Вами действительно интересна и важна, но ей-богу, тут всё-таки про бронепоезда. может я что-то не так прочитал? Где??? Здесь??? Вверху страницы у меня лично читается: "Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. »". Где здесь "про бронепоезда"???

Моонзундец: Фотография бортового техника авиационного Ли-2 Фёдора Степановича Акимова:

Моонзундец: На форуме сайта "Полярная почта", вот здесь - http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=68&t=4273 - есть иная информация о судьбе старшего сержанта В.В.Скокова. Одновременно в двух других темах того Интернет-форума - http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=68&t=5341 и http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=159&start=60 - появились цитаты из размещённой здесь моей работы.

Моонзундец: В развитие поиска в данной теме: на сайте Белорусского музея авиационной техники, в разделе "Мемориал" появился мой материал под названием "Захоронение морского лётчика из Белоруссии на Измайловском кладбище города Москвы" - http://aircraft-museum.ucoz.ru/index/ripinskij/0-147 В нём - подробная информация по одному из захороненных там морских лётчиков-уроженцу Белоруссии - капитану П.П.Рипинскому.

Моонзундец: Моонзундец пишет: БУЗАЕВ Николай Фёдорович – майор, командир корабля, заместитель командира 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, родился 06/19.04.1907 в Кизыл-Арвате (ныне – город Сердар Балканского велаята Туркмении), русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1938 года (номер партийного билета – «1335407»), на военной службе с 1929 года (в том числе – в 1934 – 1941 годах в запасе), кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды (посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени), ближайшие родственники – жена Бузаева Вера Дмитриевна и ребёнок, проживавшие по адресу: Москва, Садово-Кудринская улица, дом 14/16, квартира 24 О нём - в книге В.Филиппова "Наши славные Крылья: Авиация в Красноярском крае: История. События. Люди" (Красноярск, 2014): И увеличенное его фото:

Павла: Моонзундец пишет: Как родственница Рипинского Павла Петровича (мой двоюродный прапрадед), хочу отметить, что дата рождения на памятнике верна. Но в его учетной карточке почему-то указан 1913 год. Причину ошибки не знаю, в 1913 году родился его брат, другой мой прапрадед - Сергей Петрович Рипинский. А фамилия, да, написана с ошибкой, увы.

Моонзундец: Уважаемая Павла, спасибо за участие в теме!



полная версия страницы