Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Где похоронен экипаж пропавшей "Каталины"? » Ответить

Где похоронен экипаж пропавшей "Каталины"?

Моонзундец: 2013 © К.Б.Стрельбицкий ГДЕ ПОХОРОНЕН ЭКИПАЖ ПРОПАВШЕЙ «КАТАЛИНЫ» ? Вторая Мировая война 1939 – 1945 годов дала военной истории человечества такие «брэнды», как танк «Т-34» и истребитель «Зеро», реактивную установку «Катюша» и подводную лодку VII серии, автомат «ППШ» и бронетранспортёр «Ганомаг». Если бы перед нынешними военными историками поставили задачу определить «пальму первенства» среди различных видов оружия и вооружения, то в номинации «Гидросамолёт-морской разведчик», без сомнения, победила бы американская «Каталина» – один из несомненных символов Второй Мировой на море. Более трёх тысяч «каталин» состояли на вооружении не только морской авиации США, но и целого ряда других государств – союзников Америки по антигитлеровской коалиции. В рамках знаменитого Ленд-лиза такие машины поставлялись в годы Второй Мировой войны и в СССР. Всего ВВС ВМФ получили 138 «каталин» различных модификаций, которые, прибыв в СССР, существенно усилили морскую разведывательную авиацию всех советских флотов на заключительном этапе войны. Все машины, кроме одной-единственной… Это был гидросамолёт модификации «Номад» (Consolidated PBN-1 Nomad) с заводским номером «44-02826», переданный Советскому Союзу в числе первых «каталин». Партия таких машин перегонялась своим ходом из США в СССР Северным маршрутом – через Атлатику до Исландии, а оттуда – в Заполярье. Именно последний участок перелёта и стал для этой «Каталины» роковым… …Вот как описал его один из активных участников перегонки «Каталин» из США в СССР Максим Николаевич Чибисов (впоследствии - генерал-майор авиации) в своей рукописи «Через материки и океаны» (с полным её текстом можно ознакомиться в Интернете по адресу http://www.peremeny.ru/column/view/1321/ ): «…И вот 16 июня командир группы полковник Васильев В.Н. принял решение вылетать [из Рейкявика (Исландия) в СССР] на следующий день всей группой. В 9 часов утра 17 июня вылетел отряд гвардии-майора Пискунова Н.Ф., через час в воздух поднялся отряд капитана Иванова Л.П. Один из самолетов второго отряда сразу же после взлета совершил вынужденную посадку из-за неисправности двигателя (самолет капитана Бойченко Ф.Я.). Полковник Васильев не стал вылетать, а дождался устранения дефекта в самолете Бойченко и после этого они взлетели парой лишь в 17 часов по Гринвичу. … Последними в этом перелете были Васильев В.Н. и Ф.Я.Бойченко, задержанные вынужденной посадкой и срочным ремонтом мотора. Взволнованные неудачным взлетом, они, видимо, уже с самого начала были готовы к большим испытаниям. Однако действительность превзошла все ожидания. Через 50 минут после старта оба самолета попали в сильный дождь, три часа шли в одиночку, поддерживая командную связь, затем погода резко ухудшилась, стали набирать высоту, пытаясь пробить облачность. К 24 часам они поднялись на высоту 4000 метров. Началось сильное обледенение. Стали сбавлять высоту. Шли в одиночку, поддерживая радиосвязь. Около 0 час[ов] 40 мин[ут] состоялся последний сеанс связи. Васильев сообщил ведомому, что идет курсом 66 градусов на высоте 500 м[етров], что внизу просматривается вода, и приказал Бойченко снижаться. На этом связь прервалась. На запросы ведомого Васильев не отвечал, и на базу его самолет не прибыл. Остается только догадываться об обстоятельствах гибели экипажа, в составе которого были полковник Васильев В.Н., флаг-штурман ВВС полковник И.Мосцепан, полковник Н.Романов, бортмеханик К.Чичкан и бортрадист Н.Кузнецов. Либо самолет, идя на низкой высоте в облаках, врезался в скалистый берег норвежского фиорда, либо в результате обледенения отказал мотор и экипаж совершил вынужденную посадку в штормовом море. И, наконец, последнее предположение: идя в облаках, самолеты Бойченко и Васильева нарушили радиомолчание и были запеленгованы вражеским радиолокатором. Наиболее вероятно, что именно после сеанса связи самолет Васильева был сбит немецким истребителем над морем у берегов Норвегии. Капитан Бойченко после этого сеанса связи, идя вслепую в облаках курсом, который назвал ему Васильев, выскочил на береговую черту Норвегии. При этом он оказался так низко над землей, что, по его собственным словам, едва не зацепился за верхушки деревьев. И все же он успел перевести самолет на набор высоты и избежал катастрофы. После 18,5 часов полета девятый экипаж прибыл на [гидро]аэродром Губа Грязная». Примерно так же описали этот эпизод на основе процитированной нами рукописи дочери её автора – Е.М.Рубина и Э.М.Телятникова – в изданной ими в 2011 году книге «Через материки и океаны: Жизненный и боевой путь генерал-майора морской авиации Максима Николаевича Чибисова». Из их авторских дополнений к рукописи процитируем здесь следующее: «Поиски экипажа, произведённые нашими и английскими лётчиками в течение десяти дней, с 18 по 28 июня, были безрезультатными. Оставалось предположить, что самолёт или сбит немецкими истребителями, или уклонился в сторону и столкнулся с горами на побережье Норвегии. Срочно созданная в штабе ВВС Северного флота комиссия 28 июня 1944 года констатировала: гидросамолёт пропал без вести вместе с экипажем…». У всех его членов в персональных документах после этого было записано: «При перегонке самолёта из США пропал без вести при перелёте – вылетел с Исландии, к месту назначения не прибыл» и сделан вывод – «Погиб в пути 18.06.1944»… …Он оказался предельно точен – примерно в 6 часов утра этого дня пропавшая «Каталина» в густом тумане врезалась в отвесную стену приморской скалы Андоттен (Andotten), что на острове Сёрёя (Sørøya). Ныне это – территория коммуны Хасвик (Hasvik) губернии (фюльке) Финнмарк (Finnmark) на самом севере Норвегии. Прибывшие на место катастрофы советского гидросамолёта немцы обнаружили среди его обломков тела погибших советских лётчиков, а так же большое количество так называемых «предметов роскоши», которые те везли из Америки своим семьям – женские нейлоновые чулки, одежду, шоколад и т.п. Немцы забрали с собой всю найденную на месте катастрофы документацию, авиационное вооружение и приборы, а остатки самолёта (в частности – его плоскости) ещё долгое время служили как бы нерукотворным памятником погибшим, обозначая место катастрофы «Каталины», хорошо видимое со стороны моря… Перед убытием из района катастрофы немцы приказали местным жителям-норвежцам похоронить останки советских летчиков. Экипажу «Каталины» не хватило всего каких-то 15 – 20 футов высоты, чтобы перелететь через скалу Андоттен, ставшую для них роковой… Сегодня мы впервые публикуем полный поимённый список погибших на борту «Каталины» 6 советских морских лётчиков с содержащимися в архивных документах их персональными данными: – ВАСИЛЬЕВ Виктор Николаевич – полковник, штатная должность – командир 65-го авиационного полка специального назначения ВВС ВМФ, временная должность – командир Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного корабля – второй пилот, родился в 1907 году в Санкт-Петербурге (ныне – Российская Федерация), русский, рабочий, из служащих, член ВКП(б) с 1937 года (номер партийного билета – «1336691»), женат («жена - Васильева Ирина Константиновна в 1946 [году] вышла замуж за второго»), на службе с 19.09.1924, кавалер ордена Красного Знамени, – МОСЦЕПАН Иван Федосеевич – полковник, штатная должность – начальник 3-го отдела Управления боевой подготовки и Военно-учебных заведений Главного Управления ВВС ВМФ – Главный Штурман ВВС ВМФ, временная должность – флагманский штурман Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного корабля – штурман, родился 04/17.01.1898 в городе Тверь (ныне – Тверской области Российской Федерации), русский, служащий, из рабочих, беспартийный, проживал с женой Риммой Михайловной Мосцепан и дочерью Ренатой 1927 года рождения по адресу: Москва, улица Герцена, дом 26/2 (он же – дом 2 по улице Станкевича), квартира 10, кавалер ордена Красной Звезды и медали «ХХ лет РККА» – РОМАНОВ Николай Петрович – подполковник, штатная должность – командир корабля «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного корабля – командир, родился 17.12.1904 в Москве (ныне – Российская Федерация), где его мать проживала по адресу: переулок Максима Горького, дом 4, квартира 49, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1932 года (номер партийного билета – «1897859»), жена Романова Таисия Федоровна (1912 года рождения) и дочь Изалия (1931 года рождения) проживали по адресу: РСФСР, Архангельская область, посёлок Лахта, на службе с 02.1919, кавалер 2 орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени, – СКВОРЦОВ Анатолий Михайлович – старший техник-лейтенант, штатная должность – бортовой техник авиационный корабля «ГСТ» 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного корабля – бортовой техник авиационный, родился 08.01.1915 в городе Балахна (ныне – Нижегородской области Российской Федерации), где его мать Скворцова Ольга Петровна проживала по адресу: Кузнечная улица, дом 44, квартира 3, русский, рабочий, из рабочих, член ВКП(б) с 1941 года (номер партийного билета – «4221109»), холост, на службе с 1935 года, кавалер орденов Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медали «За отвагу», – ЧИЧКАН Евгений Константинович – старший техник-лейтенант, штатная должность – техник авиационный авиационного звена 4-й авиационной эскадрилии 115-го отдельного морского разведывательного авиационного полка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота, временная должность – переводчик Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ, должность в составе экипажа воздушного корабля – второй техник авиационный, родился в 1918 году (место рождения в документах указано как «Костшинской рудник, Новая колония, Донбасс, Донецкая область»), рабочий, из служащих, холост, член ВКП(б) с 1941 года, – КУЗНЕЦОВ Николай Ефимович – старшина, штатная должность – воздушный стрелок-радист 16-го транспортного авиационного отряда 3-й (Беломорской) авиационной группы Военно-Воздушных Сил Северного флота, должность в составе экипажа воздушного корабля – воздушный стрелок-радист, родился в 1913 году в селе Чурилово (ныне – одного из муниципальных районов – Локнянского, Новоскольнического, Пустшкинского или Усвятского – Псковской области Российской Федерации), где проживали его родители Ефим Илларионович и Ульяна Михайловна Кузнецовы, русский, рабочий, член ВКП(б), женат, призван по мобилизации 1941 года Московским районным военным комиссариатом города Ленинграда, кавалер 2 орденов Красного Звезды. В этой, рассказанной нами трагической истории остаётся один, но главный нерешённый вопрос: где именно были похоронены члены экипажа советской «Каталины»? И пока на него не будет дан конкретный ответ, наш поиск будет продолжаться. Автор благодарит за помощь материалами, использованными ими при подготовке данной публикации Елену Рубину (Москва) и Сергея Щербинина (Пушкин, Санкт-Петербург).

Ответов - 18

Моонзундец: Фотографии скалы Андоттен, о вершину которой разбилась "Каталина":

Моонзундец: Члены экипажа "Каталины": ВАСИЛЬЕВ Виктор Николаевич

Моонзундец: МОСЦЕПАН Иван Федосеевич

Моонзундец: РОМАНОВ Николай Петрович

Моонзундец: ЧИЧКАН Евгений Константинович

Моонзундец: Персональных фотографий ещё двух членов экипажа "Каталины" - СКВОРЦОВА Анатолия Михайловича и КУЗНЕЦОВА Николая Ефимовича - в архивах обнаружить не удалось. Однако они запечатлены вместе со своими боевыми товарищами на этой, общей фотографии советских морских лётчиков перед их вылетом из Америки:

CM6: Спасибо, интересный материал. На отличном норвежском ресурсе про "wreck"-и на территории этой страны(и не только) приведена принадлежность к 118 РАП СФ. Так понимаю они правы?

Моонзундец: CM6 , благодарю за оценку! Указанный вами норвежский Интернет-ресурс мне, разумеется, известен, и я использовал отдельные факты со страницы этой "Каталины" оттуда. Однако её принадлежность там определена не просто неверно, а в корне неверно: пропавшая "Каталина" не входила ни в какую воинскую часть Действующего Флота. До фактического прибытия на территорию СССР все эти машины числились в составе указанной мной выше "Специальной авиационной группы особого назначения ВВС ВМФ", то есть временной воинской части центрального флотского подчинения.

CM6: Спасибо за исчерпывающий ответ! Не пробовали этого норвежца подключить к поиску ответа на последний нерешенный вопрос? К тому же он у себя на странице поправил бы инфу.

Моонзундец: К этому поиску планирую в дальнейшем подключить не только норвежцев с того сайта (их там несколько, и с одним из них я лично знаком), но и наших военных дипломатов в Норвегии. А вообще тема потерь "на путях Ленд-лиза" - весьма проблемная. Для примера: 28.02.1943 немецкая субмарина У-405 потопила в Атлантике английский грузовой пароход "Уэйд Хэмптон", вместе с котором на дно ушли и перевозимые на нём в СССР два бывших американских торпедных катера - ПТ-85 и ПТ-87. Они официально были приобретены советской торгово-закупочной комиссией в США и получили временные американские обозначения РПТ-1 и РПТ-3 соответственно. Так как из состава ВМФ США они были исключены, а в состав ВМФ СССР официально ещё не приняты, то не один из флотов союзников их формально не терял. Формально же они были потеряны Советом Народных Комиссаров Союза ССР, который в лице этой комиссии их приобрёл, то есть Советским Правительством в целом! Этакие "торпедные катера Кремля"

Кубинец: А известны подробности катастроф других ленд-лизовских "Каталин" в 1944-45гг? У меня информация только по трём: 1.1-я потерянная "Каталина" - 118-й ОМРАП ВВС СФ - 19 июня 1944г. Разбилась в тренировочном полёте. 2.Самолёт из 1-й АЭ 44-го САП ВВС БВФ - 29.10.1944г во время перелёта из Нарьян-Мара в Архангельск попал в СМУ и разбился в верховьях р.Сула, в р-не Тиманского хребта. 3.ещё один самолёт из 16-го ОМРАП ВВС ТОФ - 1 августа 1945г. - http://aviapoisk.narod.ru/aparinov.htm Всего по небоевым причинам до 9.05.1945г. потеряно 9 машин. Самолёт Романова - Васильева входил в это число?

Моонзундец: Уважаемый Кубинец, я не уверен, что "Каталина", катастрофа которой была описана мной выше, входит в указанное Вами число 9 машин. На мой взгляд, это число небоевых потерь непосредственно на службе в Советском ВМФ, а эта машина была потеряна, во-первых, ещё на перегоне, а, во-вторых, по неустановленной тогда причине, то есть не могла бытьь однозначно занесена в списки небоевых потреь.

Кубинец: Спасибо, Уважаемый Моонзундец! Ещё одна "Каталина" была потеряна 12.01.1945г на перегоне из Элизабет-Сити в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). Получается и она не входит в число 9-ти потерянных машин? Вообще, в книге В.Р.Котельникова по "Каталине" (Издательство "Гангут", 1995г) приводятся следующие статистические данные: На 9.05.1945г. в авиации ВМФ СССР (СФ, КБФ, ЧФ) имелось 107 самолётов PBN-1 4 самолёта получила полярная авиация. Ещё 11 самолётов передано другим организациям до 9.05.1945г. В небоевой обстановке (в авариях и катастрофах) потеряно 9 машин. Получается 131 самолёт. Всего получено 137 шт. А куда же тогда девать 28 самолётов на 1.01.1945г в ВВС ТОФ? Данные не стыкуются...

анна: Помогите пожалуйста. я собираю информацию о своем деде Чикове Николае Михайловиче который имел непосредственнй участие ко всему, что Вы описывали выше. есть справка, что он 11 января 1945 разбился в г. элизабет -сити при перегоне "каталины", однако в статье Почтарева А. говориться, что 3 ноября 1944 г. ночью с аэродрома Элизабет-Сити вылетел и вскоре разбился на южной трас¬се гидросамолет ПБУ-6А капита¬на Чикова (до этого он перегнал в СССР 5 самолетов). Может у кого-нибудь из Вас есть информация об этом пилоте. Заранее благодарна.

Моонзундец: Уважаемая Анна, Вам, как прямому потомку Н.М.Чичкова - столь же прямая дорога в Гатчину Ленинградской области, в Филиал Центрального архива министерства обороны (Архив Военно-морского флота). Там Вы сможете ознакомиться как с дедовой послужной картой офицера (обязательно должна храниться там!), так и с его личным делом (как на погибшего, оно так же должно храниться там). Успехов Вам в поиске!

Моонзундец: Фото Анатолия Михайловича Скворцова:

Historik: Уважаемая Анна, у меня есть для вас срочная информация. Напишите мне: magilanpocht@mail.ru

Historik: *PRIVAT*



полная версия страницы