Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Эпизод с потеряннным ТБ-3 из 1 ТБАП » Ответить

Эпизод с потеряннным ТБ-3 из 1 ТБАП

Миша Т: На днях на Бее выложили фото "многострадального" ТБ-3 М-17ф тактический №3, на котором удалось прочесть заводской номер корабля - 22120, и наконец то удалось установить принадлежность ТБ-3. Согласно данным ЦАМО это самолет 1 ТБАП . http://www.ebay.de/itm/2-Fotos-Russland-Flugzeug-4-Mot-Bomber-WK-II-/151249884742?pt=Militaria&hash=item2337321646 Фото этого самолета имелось много и со всех сторон, ранее он мелькал в различных фото подборках и альбомах немецких военнослужащих двигавшихся от Бреста на Минск. Несколько фото было с подписями Минск, Белосток - Минск и т.п. Портфолио: [/URL] Трагичная подробность - на нескольких фото виден погибший человек, возможно один из членов экипажа... Судя по всему самолет произвел вынужденную посадку после попадания в правую плоскость крупнокалиберного зенитного снаряда: Дальнейшие уточнения судьбы самолета, к сожалению зашли в тупик. Дело в том что документы о потерях матчасти 1 ТБАП начинаются только с 16.08.41 года, с момента вхождения полка в состав 23 АД. До этого момента полк начиная с 20.06.41 года числился в составе ВДВ, а с 22.06 совместно с 3 ТБАП был подчинен непосредственно штабу ВВС ЗФ и куда отправлялись акты о списании непонятно. Документов полка о потерях личного состава за лето пока так же не найдено, поэтому и по потерям личного состава прояснить ситуацию не представляется возможным... Согласно оперативным документам 1 ТБАП полк в июне понес небольшие потери два ТБ-3 были потеряны в воздухе в ночь с 26 на 27 июня в р-не Червень и в ночь с 30.06 на 1.07 в р-не Сещи (самолет 4 АЭ), еще три на земле (28.06 в Зябровке). Вообще полк с 22.06 по 31.07 понес не большие потери 12 ТБ-3, из них в воздухе 4 и на земле 7 и один по не боевым причинам. Потерь в р-не Минска, кроме потерянного 26/27 июня самолета не зафиксировано. Так что логичнее всего предположить что именно самолет сбитый в р-не Червень и был "наш" №22120. Судя по фото номер 3 голубого цвета, что соответствует 2 эскадрилье. Интересную информацию можно подчерпнуть в книге ветерана 1 ТБАП Ф.Н.Орлова, 22 июня застало его в должности командира отряда 2-й эскадрильи полка. Так согласно его мемуарам в одном из первых боевых вылетов в воздухе был подбит один из самолет его отряда командир корабля Ключников, были убиты два члена экипажа второй пилот и помощник борттехника. Несмотря на повреждения, пилоту удалось посадить самолет, но на территории уже занятой противником. Далее экипаж попытались захватить немецкие солдаты, но стрелок-радист Мерзляков и стрелок Гондусов прикрыли отход других членов экипажа, но сами при этом погибли... К сожалению списком 1 ТБАП на 22 июня или ранее у меня нет, а в ОБД потери 1 ТБАП за июнь - июль 1941 года не учтены, поэтому проверить эту информацию сложно. В отчете 1 ТБАП указано что по состоянию на 30.07.41 года в полку числились погибшими в воздухе 2 человека + 3 пропали без вести (в их числе один штурман выпрыгнувший из самолета над целью). Таким образом кроме экипажа 2 АЭ получается погибших не было... На сайте подвиг народа есть наградные документы на пилота Ключникова Владимира Андреевича и штурмана Вашуркина Вениамина Васильевича. В наградном штурмана есть информация что после вынужденной посадки он вывел часть экипажа в расположение своих войск... Информация представленная мной естественно имеет характер гипотезы, но есть несколько серьезных аргументов за мою версию: 1) Наличие заводского номера четко определяющего №3 как самолет 1 ТБАП; 2) Подписи на немецких фото - Минск; 3) Номер цвета 2-й эскадрильи. Характерно что ТБ-3 командира отряда Ф.Н.Орлов имел бортовой №2 голубая; 4) Тело погибшего рядом с самолетом.

Ответов - 11

Tora: СУПЕР!

Миша Т: Tora пишет: СУПЕР! Да в том то и дело что не супер - потерь личного состава полка нет, потери самолетов начинаются с 16.08.41г. Очень мало данных к сожалению...

Tora: надуться еще


Миша Т: Tora пишет: надуться еще Это будет очень непросто...

Borodaty: Спасибо за фото ТБ-3. Скорее всего это самолёт не Ключникова. На книгу Ф.Н.Орлова не стоит ссылаться, как на достоверный источник, это больше художественное произведение. Более точнее написано в книге Щапова Е. и Гастелло В. "ТБ-3 вступают в бой". Книга готовилась на основе воспоминаний и архивных данных. Скорее всего это ТБ-3 Орлова Г.И. Вот как описывается этот случай у Щапова: "В другой группе в эту ночь не обошлось без потерь Над целью в районе г.Червень истребителем был подожжен самолет, где командиром был Г.Орлов, на правом сиденье - комиссар АЭ П.Морозов, штурман Д.Козенко, борттехник В. Попов, пом.борттехника П. Акимов и 3 стрелка. К-сожалению, не всем удалось спастись на парашютах. Попов был убит во время атаки истребителя. Парашют Акимова загорелся, и он, не желая сгореть заживо, выбросился без парашюта. 26 июня 1941 года запомнился всему личному составу не только тем, что полк произвел первый боевой выпет ..." и т.д. Зедесь возможна ошибка или недосказанность: ничего о том, что самолет сел. Командир, штурман, и второй пилот благополучно пережили войну и продвинулись по службе и сообщили информацию автору. Подробные данные по погибшим в этот день есть и в ЦАМО: ст.борттехник Василий Сергеевич Попов 1907 г.р. из с.Богородитско-Богоявленского Мичуринского р-на, Тамбовской области; пом.борттехника Павел Елисеевич Акимов с Днепропетровской области 1917 г.р.

Миша Т: Borodaty пишет: Интересно, а вы думаете я не на основании документов ЦАМО пишу? И с чего Вы решили что Орлов это не достоверный источник, а только версия Щапова Е. и Гастелло В. имеет право на жизнь???

Borodaty: Я не на Щапова опираюсь, а на воспоминания очевидцев, по которым Щапов (сам) писал книгу, и на ЦАМО, конечно, тоже. Воспоминания усердно собирал и записывал бывший Председатель Совета ветеранов 1 гв.апдд (1тбап) в Ростове-на-Дону Емельяненко Семен Иванович. Они, как и множество фотографий, по-прежнему хранятся в музее 1 гв.апдд. Как и кто писал книгу Орлова ветеранам тоже известно, хорошо написано, но как на документ опираться не стоит. Кроме того в 10 минутах ходьбы от меня живет ветеран полка, всю службу с 1940 по 1960 гг прослужившем в 1 тбап, еще в здравом уме и ясной памяти, который тоже немало в 80-х в ЦАМО посидел. И еще, Орлов не имел такого доступа к секретным документам, который имели Щапов и Гастелло по роду своей службы. Впрочем, я не настаиваю, я лишь изложил свою информацию, причем подтвержденную живым участником тех событий, который слушал рассказ (без протокола) про этот случай от самого Орлова Г.И. и про сбитие Ключникова от самого Ключникова, с которым он был в дружеской переписке много лет. И уж коли случай приспел, добавлю подробности: никакого пожара, по рассказам членов экипажа, на ТБ-3, сбитого под Червенем не было, было задымление небольшое, Акимов запаниковал и вместо парашюта схватил мешок с боеприпасами, с ним и выпрыгнул за борт. А ТБ-3 после такого повреждения крыла лететь не мог. Благодаря мастерству Орлова Г.И. его удалось посадить. Погибший борттехник Попов остался в самолете, остальные благополучно вернулись в свой полк. В официальных отчетах, конечно, всё это не отражали: погибли во время атаки истребителя и всё.

Borodaty: P.S. Для информации: будущий Герой Советского Союза Орлов Ф.Н. фактически убыл из полка в начале августа 1941 года в распоряжение СЗФ вместе с 21 отбаэ, в полк больше не вернулся, многих вещей, конечно же, мог и не знать, а к архивам ЦАМО простым пенсионерам, даже ГСС, коим он являлся на момент написания книги, доступ тогда был ограничен.

Миша Т: Привет всем! У меня сегодня случилась небольшая перемога! Пока искал для ув.Моонзундца аварийку самолета Шмелева, всплыл список потерянных самолетов 1-го ТБАП с 22.06 по 30.07.41г. Правда полностью вопрос не раскрыт - фамилии пилота нет, но хотя бы понятно что самолет точно 1-го ТБАП. Логично что упал в р-не Минска, так как сбрасывал боеприпасы для окруженных в р-не Новогрудка. Странно что дата указана - 30.07.41, вероятно банальная опечатка. Ну и доставляет удовольствие запись, что самолет полностью уничтожен артогнем противника... Вторая потерянная машина №3941, про этот самолет вообще нет подробностей, написано просто что произвел посадку в тылу противника. Еще два самолета потеряны других районах: В ночь с 30.06 на 1.07.41 ТБ-3 №22172 совершил вынужденную посадку в р-не Рославля. В ночь с 26 на 27.07 ТБ-3 №22176 подбит в р-не Чериков, загорелся в воздухе, упал и полностью сгорел.

gerat: http://www.ebay.de/itm/abgeschossenes-Flugzeug-Kennung-3-mit-deutschen-Soldaten-Trummerfeld-TOP-/400894452387?pt=LH_DefaultDomain_77&hash=item5d572be2a3

Borodaty: Спасибо Миша Т, ценная информация, но обсуждение, насколько я понял, идет о катастрофе ТБ-3 с 26 на 27 июня 1941 г. Полагал, что вопрос закрыт, но родственники одного из участников этого вылета прислали его воспоминания, из которых можно сделать вывод, что часть экипажа всё же покинула самолет с парашютом и пожар был. Вот рукопись воспоминаний Морозова П.Н. Он был в начале войны комиссаром авиаэскадрильи, но в данном вылете летал за правого летчика (см. на стр.3) . http://retrovtap.ru/wp-content/uploads/2011/04/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%9F.%D0%9D.pdf А вот насчет потери ТБ-3 30 июля, наверное, опечатка: по нашим данным потеря ТБ-3 Ключникова была 30 июня, при этом после посадки, отстреливаясь, погибли воздушные стрелки.



полная версия страницы