Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » "Уникальная катастрофа" » Ответить

"Уникальная катастрофа"

Моонзундец: 2014 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация) ПАМЯТИ ЖЕРТВ «УНИКАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ» НАД ИЗМАЙЛОВСКИМ ПАРКОМ СТОЛИЦЫ …Любой исторический поиск начинается у нас с какого-то небольшого, иногда на первый взгляд – маловажного «толчка» к нему. В этот же раз он был настолько анекдотичен по своей сути, что ни он сам, ни его «инициатор» просто не заслуживают внимания быть упомянутыми в материале на столь серьёзную тему, как воздушная катастрофа. Пропустив мимо ушей очередные словесные «сотрясания воздуха» одним нашим Интернет-оппонентом, мы решили обратить к «Сети» для уточнения своих познаний в истории и современности родного нам столичного района Измайлово. Благодаря «посредничеству» «всезнающего» Рунета, мы тут же убедились одновременно в ошибочности мнения того и в своей правоте, и … продолжили чтение уже тех страниц «Всемирной паутины», которые были действительно (а не одним лишь своим названием) связаны с этой московской местностью. На очередном просматриваемом Интернет-сайте - http://retrovtap.ru/ , имеющем заголовок «Военно-транспортная авиация СССР» - нас ждала «заслуженная» находка: упоминание о доселе неизвестной нам катастрофе самолёта в годы Великой Отечественной войны над Измайловским парком. Последовавшие за этим поиск и общение с коллегами позволяют нам сегодня представить на ваш суд своё очередное военно-поисковое исследование. …Эту трагедию один из выживших в ней назвал «Уникальной катастрофой» - по его мнению, она была единственным происшествием такого рода в советской военной авиации периода Великой Отечественной войны. На наш же взгляд, особую трагичность ей придал тот факт, что произошла она без какого-либо воздействия врага, а её причиной стало именно советское оборонительное оружие, в том, поистине уникальном случае реально показавшем свою исключительную действенность… Но обо всём – по порядку… …В ночь со 2 на 3 марта 1942 года с Ногинского военного аэродрома в Подмосковье стартовал самолёт ТБ-3 из состава 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 53-й авиационной дивизии дальнего действия. Устаревшие ещё к началу войны, тяжёлые бомбардировщики этого типа всё равно продолжали оставаться грозным оружием в руках советских лётчиков, и эта машина поднялась в воздух с несколькими тоннами бомбовой нагрузки, которую должна была обрушить на вражеские цели в районе Смоленска. Но вместо этого тяжёлый бомбардировщик со всем своим смертоносным грузом рухнул на тогдашнюю окраину советской столицы… …«При полетах с Ногинского аэродрома маршрут прокладывался так, чтобы обойти Московскую зону ПВО с севера или с юга, иначе можно было попасть под обстрел мощных средств ПВО, – пишут Е.Щапов и В.Гастелло в своей работе «ТБ-3 вступают в бой». - В этом случае самолет, пролетев от аэродрома километров 30, налетел на трос аэростата заграждения…». Это произошло над недавно – в 1935 году – вошедшим в состав советской столицы районом бывшего подмосковного села Измайлово. Боевое дежурство в составе сил ПВО здесь несли преимущественно девушки, обслуживавшие лишь аэростаты заграждения. И именно на их «воздушную колбасу» напоролся советский тяжёлый бомбардировщик… …«Наш ТБ-3 с бомбовой нагрузкой налетел на стальной 6-мм трос аэростата заграждения. Через несколько секунд правая плоскость с четвертым двигателем была отрезана этой стальной ниткой. Самолет загорелся в момент врезания троса в бензосистему», - впоследствии вспоминал об этом один из двух уцелевших в этой катастрофе членов его экипажа – воздушный стрелок Семён Иванович Емельяненко. Лишившись большей части правой плоскости, самолёт потерял свой курс и, развернувшись в воздухе, упал в районе крупнейшего столичного парка – Измайловского парка культуры и отдыха имени И.В.Сталина. Машина была окончательно уничтожена мощным взрывом бомб, «их осколками было убито и ранено несколько человек» на земле, погибли 6 из 8 советских военных лётчиков… …Вновь дадим слово спасшемуся воздушному стрелку: «Всего несколько секунд экипажу было для спасения. Положение критическое. Я отодвинул пулеметную турель к правому борту и готовился выброситься через левый борт. Рядом увидел появление радиста Дениса Степанищева у второй турели. Самолет начало закручивать в правый вираж, и я мгновенно перевалился за борт. Через 2 - 3 секунды выдернул кольцо парашюта и его купол исправно распахнулся. Я был уверен, что Степанищев последует за мной. Ведь он, как и я, имел тренировочные прыжки с парашютом. Но Денис погиб. Невероятно сложный спасительный прыжок совершил правый летчик Н.П.Подлузский. Его сидение – рядом с вращающимся винтом третьего двигателя. И у него хватило ловкости и самообладания, чтобы выброситься за борт и не попасть под лопасть винта. Николай Павлович говорил, что командир корабля Петр Шмелев давал команду двум штурманам и борттехнику с его помощником «Покинуть самолет!». Но те не были готовы к прыжкам. Они засуетились, подрастерялись, а время ушло. Все погибли в мощном взрыве». Его уточняют уже цитированные нами выше Щапов и Гастелло: «Командир корабля выбросился с парашютом, но тот не успел раскрыться, и Шмелев упал на частный дом, пробил крышу и от удара скончался».

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

Моонзундец: Полученный мной сегодня данные немецкой аэрофотосъёмки лета 1942 года части Сталинского района Москвы подтвердили правильность моего определения точного места "Уникальной катастрофы". Так что теперь можно вести речь об установлении именно там памятного знака этому событию.



полная версия страницы