Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Таран-оружие Советских летчиков!? » Ответить

Таран-оружие Советских летчиков!?

konsta: Первым таран применил в первую Мировую войну русский летчик П.Нестеров.Так как его «Моран» не имел никакого вооружения,летчик пожертвовал собой и самолетом для уничтожения противника.Негромко в этом деле прославился сталинский сокол товарищ Чкалов.На заре своей летной деятельности,в 20-х годах прошлого века,проходя службу в ЛенВО.Во время учебных стрельб,не смог попасть по конусу и от отчаяния таранил его.Это ,так сказать, маленькая прелюдия. Наибольшую популярность этот прием уничтожения вражеских самолетов(впрочем как и своих за компанию) получил в Великую Отечественную войну.Надо подчеркнуть,что между таранами1941-42 гг. и совершенными во вторую половину войны имелись отличия и довольно существенные.Итак,начальный период войны:Таран всячески пропагандируется и довольно хорошо стимулируется,достаточно сказать,что от даты совершения Т проходило всего одна-две недели до выхода указа ВС о присвоении звания ГСС.Причем в этот период воевали летчики ,прошедшие обучение в мирное время и имевшие хорошую летную практику .Если Советское командование устраивал такой размен(1 к 1),значит самолетов у нас было достаточно для уничтожения всего Люфтваффе? Причем Т не всегда давал нужный результат,есть описания Т как с советской,так и с немецкой стороны,когда идущий на Т погибал, а жертва поврежденная все таки благололучно возвращалась на свой аэродром.Во второй половине войны основную часть летного состава составляли пилоты,прошедшее обучение уже во время войны.И награждали уже не всегда и не так щедро(орден Отечественной Войны через годик)Да и сами Т такими проходили наверное только в БД,а в реальности…Опытные сталкивались с немцами от излишней самоуверенности и переоценки своих возможностей (яркий пример Лавриненков).Молодые врезались из за того,что элементарно не справлялись с управлением самолета в боевой обстановке(отработан только взлет-посадка). Критика приветствуется,интересные факты тоже.Статистика не обязательна.

Ответов - 66, стр: 1 2 3 4 All

konsta: Тараны-следствие того ,что в предвоенный период недостаточно внимания уделялось подготовке летчиков для ведения боя,умения правильно использовать бортовое оружие.И не извлекли никаких уроков из опыта Испанской войны,Зимней,Халхин-Гола.Даже звено из трех самолетов -полный анахронизм.Вот у Зимина в книге-"Истребители": "... - Часа через три пришло сообщение, что в конусе — 32 пробоины. Половину боекомплекта, значит, всадил. А для оценки «отлично» требовалось всего семь попаданий... ".Хотя самолеты в войну возвращались на аэродромы с десятками пробоин..... Правда воспоминания маршала относятся по времени к середине 30-х,когда он летал еще на И-5,вооруженный пулеметами ПВ.Думаю что нориативы к 41-му изменились не сильно.

Tora: Даже звено из трех самолетов -полный анахронизм не подскажите когда японские пилоты перешли с троек на пары?

СК: konsta пишет: Тараны-следствие того ,что в предвоенный период недостаточно внимания уделялось подготовке летчиков для ведения боя,умения правильно использовать бортовое оружие. Не надо делать таких громких заявлений. Все, о чем вы упомянули почти в каждом приказе ВВС красной строкой написано. Процесс организации воздушных стрельб совсем непростой. Вы, наверное, никогда не сталкивались с прелестями летной подготовки, когда по основополагающему документу по обучению летчиков - Курсу боевой подготовки,- полеты на сложные виды, каким считается воздушная стрельба, начинаются не ранее, чем когда летчик последовательно отработал целый ряд упражнений во-первых (к примеру, групповую слетанность и сложный пилотаж). Во-вторых, имеются всякие посторонние сложности, как-то нехватка горючего. Из-за которой (и не только, например, болезни, командировки, комсомольские и партийные активы, всякие военные прелести типа нарядов, караулов и патрулей) происходит перерыв в полетах, и все мочало начинается снова: вначале восстановление техники пилотирования по видам одиночно, потом группой и лишь затем возврат к воздушным стрельбам. В-третьих, воздушные стрельбы не организуются каждый божий летный день для отдельных экипажей (буксировщик конуса выделяется по заявке, еще есть набивка лент и покраска пуль, проверка оружия и куча наземных занятий с целью, чтобы не было потом мучительно больно от несоблюдения отдельными индивидами мер безопасности и т.д.). Например, 45-й иап не стрелял в воздухе в т.ч. и потому что на складе обслуживающей полк авиабазы не было в достатке для нормального процесса УБП патронов к ШКАС без трассера (без трассера - чтобы конус не сжечь). Это лишь кусочек надводной части айсберга. )))) У командира в полку летчиков много, и при составлении плановой таблицы полетов нужно порой учесть чертову тучу нюансов и, иногда, поступиться одними интересами и задачами в пользу других. За умение или неумение сержанта Васи Пупкина из 4-й аэ стрелять спросят не так, как за посредственные результаты летно-тактических учений 1-й аэ, в которой собраны опытные пилоты и которым из-за необходимости учебы Васи не удалось попрактиковаться в стрельбе перед учениями. Это реалии армии мирного времени. Чтобы продвигаться по службе и получать больше благ, авторитета, власти некоторым людям было проще и удобнее организовать показуху, чем реально готовить пилотов к войне. У командира есть набор задач, которые он обязан разрешать в силу своей должности, но не всегда есть для этого максимальные возможности. ИМХО огульно вешать собак на все командование ВВС, как вы это делаете, не совсем корректно.


konsta: Tora пишет: не подскажите когда японские пилоты перешли с троек на пары? Немцы на первых "Мессершмиттах" парами уже в Испании воевали,время Халхин-Гола еще не пришло.И уже тогда проявилось полное превосходство парных боевых порядков перед звеном из трех самолетов.СК пишет: Не надо делать таких громких заявлений. Все, о чем вы упомянули почти в каждом приказе ВВС красной строкой написано. Вы.сами же мою цитату и подтверждаете!!!!!!!!!!!!Были приказы,наставления,уставы ипр. и пр.И была реальность:недостаток горючего,патронов,нелетная погода,и естественно бесконечные наряды,караулы,партконференции,спортивные соревнования и т.д.,мероприятия до бесконечности.Когда уж тут учиться стрелять то?

Tora: Немцы на первых "Мессершмиттах" парами уже в Испании воевали не подскажите а почему они там парами начали летать?

konsta: Tora пишет: не подскажите а почему они там парами начали летать? Извините,не эксперт,если просветите в каких то вопросах,буду очень благодарен.

Tora: так, и я не эксперт, но вроде там дело было не в удобстве пары, а в нехватке мессеров. а японы кстати вроде до 43-го тройками летали и это им не мешало пары англо/амеро/китаябратии расчёсывать.

СК: konsta пишет: что в предвоенный период недостаточно внимания уделялось подготовке летчиков для ведения боя,умения правильно использовать бортовое оружие. Извините, но эти округлые приятные формулировки родом из СССР (углубить, расширить, повысить и т.д.) мне почему-то не очень нравятся. Под термин "недостаточно" можно всунуть любой факт и трясти этим флагом до посинения (идеал и предел в боевой подготовке ведь в принципе недостижим). Дал летчик блуда - недостаточная штурманская подготовка, забыл снять гашетки с предохранителя - недостаточное знание матчасти и оружия, оторвался от группы - недостаточная техника пилотирования, попал под огонь противника - недостаточная тактическая подготовка и т.п. Но недостаточная не во всем полку, как это всегда представляется высшими инстанциями, а упущения в подготовке конкретного пилота (нередко происходящие в т.ч. по вине последнего: спал на занятиях по тактике, к примеру). Только в том случае, если эти явления были массовыми, повсеместными (как следует из массива соответствующих документов: отчетов по боевой подготовке и материалов проверок) ваша оценка будет правильной. ИМХО без конкретной привязки, где недостаточно и почему так было, делать всеобъемлющие выводы не стоит. К примеру, тот же 45-й иап, летчикам которого не удалось пострелять в воздухе вволю. Количество часов учебных занятий по конструкции самолета при переучивании на одного летчика было больше, чем на одного техника, который этот самолет обслуживал. Это достаточное внимание или нет?;) Нашел в сети описание 4-го тарана Ковзана. Это что-то. Не знаю верить или нет: один, против всех и на Ла-5 (в действительности на Як-1): 13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребители сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 метров он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран! Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.

konsta: СК пишет: Чтобы продвигаться по службе и получать больше благ, авторитета, власти некоторым людям было проще и удобнее организовать показуху, чем реально готовить пилотов к войне. У командира есть набор задач, которые он обязан разрешать в силу своей должности, но не всегда есть для этого максимальные возможности.Командир должен брать максимум из возможного.Там где были толковые командиры,уровень подготовки был очень высоким.Пример-Полбин.Начав войну командиром полка,в конце уже командовал корпусом.У него плохо подготовленных пилотов не было.

СК: Ну не бывает такого в жизни, чтобы каждую командную (руководящую) должность занимал самый подходящий для нее командир/специалист (просто оглянитесь вокруг))). И чем выше пролезет неподходящий, тем хуже дела будут обстоять в подчиненных ему войсках/областях, несмотря даже на наличие под ним грамотных, решительных и инициативных командиров/специалистов (которым сверху бьют по рукам, исходя из принципа: как бы чего не вышло). Примеров тому масса. Идеальное напрашивающееся решение: не ставить/выдвигать таких, всегда натыкается на человеческий фактор: здесь и сейчас других нет - бери тех, кто есть.

Не авиатор: Ребята,вы ушли от темы

СК: Про навыки воздушной стрельбы можно еще добавить, что конус, по которому ведется огонь не маневрирует и не огрызается в ответ, да и просто попадание "в корпус" самолета противника, как в конус, не обязательно приводит к его поражению (особенно для цельнометаллических машин). Совсем недавно узнал еще один "технический" нюанс: полку И-153, который на проверке отстрелялся хорошо, поставили задачу отстреляться еще, но только из нижних пулеметов. Результат оказался архи низким - всего 5 % попаданий. Т.е., заслоняя конус "лбом" мотора и не видя его, не так то просто было выбрать правильное упреждение даже опытным воздушным стрелкам. Так что Ковзан - не единичный случай. К примеру, летчик-истребитель 14-го гиап Н.К.Лошаков (который первым сбежал из плена на немецком самолете) до пленения в 1943 г. выполнил 121 боевой вылет и сбитых немцев за ним по архивным данным не числилось. Но на таран это пилот не осмелился. ИМХО таран - это смелость, отвага и даже честь (все равно собью), а не следствие слабой воздушно-стрелковой подготовки.

Tora: Газета «Красная Звезда» №153 от 02 июля 1942 года

konsta: Вот,даже в аэростат,у которого весь маневр вверх-вниз,и то с помощью лебедки- попасть не смогли.....

konsta: Вся страна в те дни услышала о подвиге старшего лейтенанта Михаила Баранова. И хотя этот молодой летчик уже и раньше отлично проявил себя в воздушных поединках и имел на своем счету двадцать сбитых вражеских самолетов, мы все тоже были потрясены этим его боем с "мессершмиттами". А кое-кто даже наблюдал это удивительное зрелище с земли. Дело была под вечер, когда после напряженной боевой работы летчики, как обычно, собрались возле полковой радиостанции. Именно в этот момент в чистом небе неожиданно появилась группа "юнкерсов", сопровождаемых истребителями прикрытия. В тот же миг прозвучал сигнал вылета по тревоге, и наши "яки" поднялись навстречу врагу. Силы были неравны. Однако Михаил Баранов смело врезался в боевой порядок "мессеров", и один из них тут же загорелся. Надо сказать, что наши истребители по тактико-техническим данным почти не уступали самолетам Ме-109. И потому мы не удивились, увидев, как старший лейтенант после блестящей атаки ушел на высоту. Другие "яки" сразу разобрали "юнкерсов" и стали преследовать и обстреливать их, защищая центральную переправу. Именно в этот момент Баранов на большой скорости стремительной атакой сбил "юнкерс"", который неосторожно отделился от группы. Оглядевшись, летчик заметил, что несколько "мессеров" атаковали наш отставший штурмовик. Заметил и то, что "ил" даже не пытался отбиваться. Он едва тащился над землей к своим. Улучив момент, когда фашистская машина, выйдя из атаки, набирала высоту, Михаил одной очередью оборвал ее полет... Когда находишься в воздухе, в смертельной карусели, нет времени следить за своими товарищами. И все же почти каждый летчик фиксирует момент атаки или падения самолета. Те, кто видел, как старший лейтенант свалил трех фашистов в этом бою, послали весть об этом в эфир, на землю. Затаив дыхание, мы, на земле, увидели, что Баранов снова пошел в атаку. Однополчане, находившиеся в воздухе, и те, кто стоял на земле, ясно понимали, что [35] для его пулеметов осталось совсем мало патронов и действовать ему надо очень осторожно. Баранов догнал "мессера", который оказался в невыгодном положении, и ударил крылом по хвосту. Тот сразу повалился вниз, а наш летчик на удивление всем, кто видел это, как ни в чем не бывало устремился ввысь. И тут внезапно напоролся еще на одного немецкого истребителя. Они шли на встречных курсах. Такие ситуации бывают в бою в момент, когда только сближаются группы. Здесь ситуация была иной. Возможно, гитлеровец охотился именно за "яком" Баранова, которого не брали пули. Два самолета шли друг на друга на высоких скоростях. Было ясно: ни один не свернет с курса. Да и некогда было уже сворачивать! И что же? После столкновения двух самолетов среди хаоса обломков, летевших на землю, вдруг забелел парашют. Михаил Баранов вернулся в полк! Книга на сайте:http://militera.lib.ru/memo/russian/lavrinenkov/index.html

Tora: в газете кр.зв. что не страница так таран в 41-м, один пилот фв-189 два раза таранил пока та упала :(

konsta: Ну ФВ-189 вообще был довольно таки коварным,можно сказать роковым самолетом.Сколько советских летчиков из за него попадали впросак.Случай с "тараном" Лавриненкова наверное самый известный,так как описан самим таранщиком.Так ведь и другие были,тоже описанные в печати.

konsta: Кстати вот и описание В.Д.Лавриненкова этого "тарана";Сближаясь с противником, я совсем не думал о возможных сложностях боя. Экипаж "рамы" состоял из трех человек, включая стрелка, об этом я знал от товарищей, и это не смущало. Мне казалось, что такую большую, неуклюжую машину я собью с первой атаки. Только бы подойти к ней на малую дистанцию. А "рама" вдруг начала удирать. Не просто пикировать или планировать на свою территорию, а каким-то незнакомым маневром сползала вниз по спирали. Я погнался за ней. Перекрестные линии на прицеле "кобры" не имели никаких делений, поэтому летчику требовался немалый опыт, чтобы при стрельбе точно определять упреждение. Я прицелился, но эволюции, которые совершала срама", свели на нет мои усилия. — Анатолий, стреляй! — приказал я Плотникову, выходя из атаки. Вслед за моим ведомым "раму" обстреляли и Тарасов с напарником. Но она, круто подворачивая под атакующего, выходила из поля обстрела и тянула на свою территорию. Я летел на машине Морозова, имевшей номер 01. Но вдруг услышал в наушниках: "Семнадцатый, не узнаю вас!" Говорил кто-то из тех, кто находился на командном пункте нашей воздушной армии или штаба фронта. "Выходит, там знали, кто ведет морозовскую машину! А я непростительно промазал... Любой ценой надо немедленно сбить вражеского разведчика!" — решил я. Но сперва необходимо было ответить на голос земли. Я включил передатчик. — Я — "Сокол-семнадцать". Надеюсь, в ближайшие минуты вы узнаете меня. Я — "Сокол-семнадцать". Прием. Снова осмотрелся. Надо мной раскинулась спокойная синева, а на земле бушевал огонь, над ним вздымались [104] клубы дыма и пыли. "Рама", видимо, уже сфотографировала позиции советских войск и, петляя, устремилась под огневую завесу своих зенитчиков. Я пошел в атаку. Наш славный командир Лев Шестаков всегда требовал, чтобы мы стреляли по врагу только с короткой дистанции. На предельной скорости я преследовал "раму". Повторяя ее извилистую линию, хотя это было нелегко, я включил тумблеры всех огневых средств. 26 вражеских самолетов сбил я уже в воздухе, а этот избежал трассы на глазах у моих командиров. Ударю же его так, чтобы разлетелся вдребезги! До "фокке-вульфа" оставалось метров пятьдесят — семьдесят. Я выдержал еще секунду. Трассы прошили оба фюзеляжа. Стрелок не ответил. Дальше все совершалось будто само собой. Я хотел обойти "раму". Но то ли мой самолет развил столь большую скорость, что я не успел отвернуть в сторону, то ли "рама", потеряв управление, непроизвольно скользнула туда же, куда сворачивал я? А может, причиной всему был необычно широкий фюзеляж "фокке-вульфа"? Только нам двоим не хватило места, чтобы разминуться. Крылом "кобры" я задел хвостовое оперение "рамы". От удара меня бросило вперед. Грудью натолкнулся на ручку управления, головой ударился о прицел. Мой самолет с одним крылом (второе отломилось), переворачиваясь, падал к земле. Пилот честно описал,как все произошло,но наверняка в БД этот случай прошел тараном....

Urusut: Кстати, практически одновременно с Лавриненковым, в тот же день, почти в том же районе, на том же истребителе "Аэрокобра", такой же непроизвольный "таран" совершил В.А.Березкин из 16 ГИАП.

konsta: Вот,опять эта коварная "Рама":«Группа летчиков-истребителей 176 иап встретила немецкий разведчик ФВ-189 и атаковала его. «Рама» пыталась уйти в облака. Когда атаки трех летчиков не дали результата, коммунист младший лейтенант Галустян быстро сблизился с фашистским разведчиком и левой плоскостью ударил ему по фюзеляжу. ФВ-189 рассыпался в воздухе. Тов. Галустян выбросился на парашюте»{22}. http://militera.lib.ru/memo/russian/rudenko/index.html Книга одним файлом:http://militera.lib.ru/memo/0/chm/russian/rudenko.zip



полная версия страницы