Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Дальнебомбардировочный авиационный полк бомбивший Кенигсберг 23 июня 1941 года. » Ответить

Дальнебомбардировочный авиационный полк бомбивший Кенигсберг 23 июня 1941 года.

Michel: Приветствую Дальнебомбардировочный авиационный полк бомбил Кенигсберг 23 июня 1941 года. Может ли кто-нибудь сказать мне, какой это был полк, и кто командовал им? спасибо Мишель

Ответов - 26, стр: 1 2 All

MS: 53 дбап с 1 корпуса ДБА. По книге С. С. Гольчиков - Разбомбить Кёнигсберг и Мемель (Калининград 2011) - стр.30

Миша Т: MS пишет: 53 дбап с 1 корпуса ДБА. По книге С. С. Гольчиков - Разбомбить Кёнигсберг и Мемель (Калининград 2011) - стр.30 Части ДБА, а конкретно 3 ТБАП 3 АК РГК бомбили немецкую территорию в ночь с 22 на 23 июня, но его экипажи атаковали объекты в Польше. А 23 июня части ДБА вообще боевых вылетов не выполняли... В Восточной Пруссии, в ночь с 22 на 23 июня действовали самолеты 9 и 50 СБАП ВВС СЗФ.

Michel: спасибо !


Michel: Кто-нибудь из полка 1дальнебомбардировочный корпус бомбы Восточной Пруссии в июне 1941 года?

prus11: «А 23 июня части ДБА вообще боевых вылетов не выполняли... » Ложная информация. 23 июня 1941, Варшава была атакована 9 или 18 ДБ-3Ф из 212 Длинные Aвиационного полка - 212 oдбап с 3 корпуса ДБА.. Как я не ошибаюсь, это группа привел самолет командира полка - А. Голованов prus11

OFS: Ну, Варшава это никак не Кенигсберг. А по-русски, коллега, правильно будет дальнебомбардировочный полк. Длинный это мера длины - типа длина 5 метров. Вы из какой страны пишете?

prus11: Это не Варшаве Кенигсберга очевидно. Это заявление содержит недостоверную информацию. ВВС налет на Варшаву завершилось 23 июня. В результате, 34 человек были убиты гражданские лица, десятки получили ранения. Может быть, были убиты и несколько раненых немцев. Бомбы падали на город, включая пригороды - в Okecie, поврежденных ангар. Нападение на Варшаву Интересно также, что мой друг утверждает, что он был советским воздушный налет на Легионово (город в 10-15 км от Варшавы) 22 июня 1941 В подтверждение этой информации не удалось найти? искренне Пруссия 11 Я пишу из района Варшавы.

Миша Т: prus11 пишет: Это не Варшаве Кенигсберга очевидно. Это заявление содержит недостоверную информацию. ВВС налет на Варшаву завершилось 23 июня. В результате, 34 человек были убиты гражданские лица, десятки получили ранения. Может быть, были убиты и несколько раненых немцев. Бомбы падали на город, включая пригороды - в Okecie, поврежденных ангар. Нападение на Варшаву Интересно также, что мой друг утверждает, что он был советским воздушный налет на Легионово (город в 10-15 км от Варшавы) 22 июня 1941 В подтверждение этой информации не удалось найти? Я пишу из района Варшавы. Не мог не ответить дорогому Польскому коллеге, тем более что я в своем послании действительно допустил неточность говоря про то что части ДБА не совершали вылетов днем 23 июня... Извиняюсь за недоработку - запамятовал! Согласно боевому приказу №1 по 212 ДБАП экипажа полка была поставлена задача нанести удар по объектам в Варшаве вылет 16:25-16:35: Звено 1 АЭ - ж/д узел Прага; Звено 2 АЭ - патронно-снарядный завод на западной окраине Варшавы; Звено 3 АЭ - аэродром Океце(Мокотов). Далее налет повторить вылет 2:30-2:40 Звено 1 АЭ - ж/д узел Прага; Звено 2 АЭ - патронно-снарядный завод на западной окраине Варшавы; Звено 3 АЭ - аэродром Океце(Мокотов) Во всех случаях запасная цель - патронно-снарядный завод на западной окраине Варшавы; Поэтому у меня и отложилось что тот налет который Вы упомянули, как собственно и еще несколько вылетов самолетов ДБА фактически произошли в ночь с 23 на 24 июня. Первое звено 2 Дб-3ф (ведущий комэска - 1 м-р Починок и самолет зам.комэска ст.л-та Богомазова, третий самолет л-та Лихогодина, не смог стартовать из-за не исправности) атаковало в 19:00 с Н=8000 м, ж/д узел Прага, без противодействия ЗА и ИА сбросили 20 ФАБ-100, экипажи отметили попадания в привокзальные постройки. Второе звено 3 Дб-3ф (ведущий комэска - 2 к-н Новиков, ведомые зам.комэска л-т Кайревич и зам.комэска ст.л-та Фоканов) отбомбились в 19:05 с Н=8000 м, по р-ну завода. Сброшено 30 ФАБ-100, экипажи отметили взрывы и пожары, в р-не цели самолеты были обстреляны ЗА. Третье звено 2 Дб-3ф (самолеты комэска - 3 к-н Цесаренко и зам.комэска л-т Вагин, третий самолет зам.комэска л-та Пружинина, на пути к цели, произвел вынужденную посадку из-за отказа мотора) отбомбились в 19:10 с Н=7000 м, по аэродрому Мокатув. Сброшено 15 ФАБ-100, так как штурман экипажа л-та Вагина, ст.л-т Поздняков не смог сбросить половину боеприпасов... Экипажи "скромно" отметили что "Попадания хорошие", самолеты были обстреляны ЗА. Согласно немецким данным на аэродроме были убиты 4 и ранены 2 военнослужащих из аэродромной комендатуры Варшава. Ну и спасибо Вам - не имел данных что еще и ангар повредили. Из 7 самолетов вышедших на цели на свой аэродром не вернулись 3. Самолет м-ра Починка произвел вынужденную посадку в р-не Кричев, л-т Кайревич и л-т Фоканов выполнили вынужденные посадки в р-не Минска и Борисова. Примечательно что немецкие истребители смогли атаковать только звено 2 АЭ, причем уже на отходе в р-не Острув - Мазовецкий тройку Дб-3ф атаковала пара Ме-109, но ответным огнем, по докладам экипажа вернувшегося ведущего один мессершмит был сбит, а второй прекратил атаку. А все советские самолеты были подбиты собственной ЗА и истребителями И-16 в р-не Минска. Какой можно сделать вывод - как говорится "первый блин комом"! - Из 9 готовящихся машин вылетели 8, еще одна села из-за отказа мотора по дороге к цели, а еще три самолета произвели вынужденные посадки после выполнения задания, правда к счастью на своей территории и экипажи вернулись в часть (самолеты в последствии эвакуировать не успели, так что все 4 Дб-3ф можно смело засчитать в безвозвратные потери). Гибель 34 мирных жителей вряд ли можно засчитать в заслугу, подводя итог - ущерб нанесенный противнику явно не соответствовали "успехам", а собственные потери вообще невероятные 50% группы... Действиям немецкой ПВО, правда то же с невозможно считать эффективными - первая группа советских самолетов вообще не была обнаружена, даже после сброса бомб, вторую и третью немецкие зенитчики так же не смогли остановить, ну правда высота полета была весьма значительной, фактически на пределе стрельбы. Кстати фото севшей в Борисове машины л-та Пружинина (штурман Кушнаренко, стрелок Куев). Самолет несет тактический №72 (заводской №748), вообще интересно что самолеты 3 АЭ полка имели тактические №71-82 1 АЭ №27-38 (в том числе самолет Починка №27, а Богомазова №29, Лихогодина №35); 2 АЭ №9-20 (в том числе самолет Новикова №9, Фоканова №10, Кайревича №11); 4 АЭ №51-62; 5 АЭ №88-99. К сожалению тактического номера самолета п.п-ка Голованова я в документах полка не нашел... Фото самолета Пружинина: Продолжение следует! Кенигсберг бомбили, но формально после полуночи то есть уже - 24 июня, удар нанесли экипажи 1 АК.

Миша Т: Миша Т пишет: Продолжение следует! Кенигсберг бомбили, но формально после полуночи то есть уже - 24 июня, удар нанесли экипажи 1 АК. В тот же вечер 23 июня удары по целям в Польше нанесли самолеты 18 ДБАД и 2 АК. самолеты 2 АК - 6 экипажей(в документах не указано, но похоже от разных полков) атаковали объекты в Люблине, в 20.10, всего было сброшено 60 ФАБ-100. В р-не цели не отмечено противодействие, но на обратном пути из-за навигационных ошибок 4 самолета не нашли аэродром подскока Журбицы и по этой причине садились кто где. Один экипаж произвел посадку у н.п.Пены (возможно там был какой то аэродром, так как и самолет и экипаж были невредимы), 1 самолет без происшествий приземлился в Славуте (аэродром 205 КАЭ), а еще два к сожалению были потеряны: Один экипаж на посадке в р-не Ивня разбил самолет, но без потерь среди л/с. Ну а в экипаже еще одного - четвертого заблудившегося самолета покинул его в р-не Белгорода, но видимо на малой высоте, так как пилот и штурман были найдены погибшими а стрелок тяжело раненым... Еще хуже прошел вылет группы самолетов 18 ДБАД, из 9 вылетевших для бомбежки Кракова Дб-3ф, время вариируется с 19:55 до 20:45, вернулся на свой аэродром только один экипаж ! По донесению получается что на пути к цели самолеты группы были атакованы истребителями И-153, к сожалению подробности мне установить не удалось, но в результате 8 самолетов не вернулись на свои аэродромы...

Миша Т: Ну и как обещал про налет на Кенигсберг! 1 АК получил задачу на бомбардировку Кенигсберга и Данцига. Два звена Дб-3 должны были атаковать Кенигсберг, но удар смогли нанести только первые 3 самолета, в 2:30, с высоты 7000 м, сбросили 30 ФАБ-100. Все машины благополучно вернулись на свою базу. Второе звено якобы из-за облачности над Кенигсбергом (странно но первому звену это не помешало, так что я думаю что банально заблудились товарищи), атаковали Пилау (это еще вопрос что там они на самом деле атаковали), в 3:00 и сбросили 30 ФАБ-100, после чего эта группа пропутешествовав во времени и пространстве села в Смоленске! Еще 11 экипажей атаковали Данциг (к сожалению времени удара я не нашел) и с Н=6500-7000 м, сбросили 110 ФАБ-100. На обратном пути два самолета произвели аварийные посадки на советской территории, из-за отказов моторов, причем и экипажи и самолеты не пострадали! Таким образом пилоты 1 АК проявили себя гораздо лучше своих коллег из 2 АК, 18 ДБАД и 212 ДБАП - трудно оценить их успехи, но по крайней мере удалось избежать потерь!

прибалт: Миша Т То есть 1 Ак атаковал в ночь с 23 на 24 июня? А каких полков (или полка) были самолеты?

Миша Т: прибалт пишет: То есть 1 Ак атаковал в ночь с 23 на 24 июня? А каких полков (или полка) были самолеты? Да скорее уже 24-го, все таки 2:30 и 3:00 время ударов... К сожалению с полками не разбирался, так что точно не могу сказать...

Перес: Посмотрел, что есть у немцев по этим авиаударам (Кёнигсберг-Пиллау и Данциг) - отмечен только Данциг, без повреждений (см. запись в 8.00). Правда, это пишут моряки:

Миша Т: Перес пишет: Посмотрел, что есть у немцев по этим авиаударам (Кёнигсберг-Пиллау и Данциг) - отмечен только Данциг, без повреждений (см. запись в 8.00). Правда, это пишут моряки: Я плохо понимаю на немецки - то есть удар отмечен в 8:00, по ихнему времени ?

Перес: Нет, 8.00 - это время поступления обобщённой информации по действиям вражеской авиации за ночь. Поступала ежедневно, в это же время. По нашему эпизоду всего одна строчка, к сожалению без указания времени: в районе Данциг-Готенхафен 4-6 бомбардировок, повреждений нет. Согласно докладам зенитной артиллерии, в данном районе возд. тревога объявлялась ок. 23.30 (Готенхафен), затем в 00.20 над Хелой обнаружены вражеские самолёты (в 00.27 там же (в заливе) отмечено 5 разрывов), и ещё раз возд. тревога объявлялась ок. 05.45, опять же Готенхафен. Ни Данциг, ни Кёнигсберг о налётах не докладывали; документы не выкладываю, ибо не мои, если нужны подробности, пожалуйста пишите в личку. С уважением,

Миша Т: Перес пишет: Нет, 8.00 - это время поступления обобщённой информации по действиям вражеской авиации за ночь. Поступала ежедневно, в это же время. По нашему эпизоду всего одна строчка, к сожалению без указания времени: в районе Данциг-Готенхафен 4-6 бомбардировок, повреждений нет. Согласно докладам зенитной артиллерии, в данном районе возд. тревога объявлялась ок. 23.30 (Готенхафен), затем в 00.20 над Хелой обнаружены вражеские самолёты (в 00.27 там же (в заливе) отмечено 5 разрывов), и ещё раз возд. тревога объявлялась ок. 05.45, опять же Готенхафен. Ни Данциг, ни Кёнигсберг о налётах не докладывали; документы не выкладываю, ибо не мои, если нужны подробности, пожалуйста пишите в личку. С уважением, Спасибо - понял! Значит скорее всего действовали двумя группами скорее всего по два звена в каждой, первая около 1:30-2:30 (по нашему времени), вторая получается в 6:45... Ну а Кенигсберг и Пилау похоже все таки из-за облачности не нашли...

Перес: Кёнигсберг видимо да, а вот с Пиллау несколько сложнее - нашёлся такой отчёт (из КТВ крепости Пиллау): Воздушная тревога с 22.36 23.06 по 01.08 24.06. Вражеские пролёты отдельными самолётами с различных направлений на большой высоте. С 05.16 до 06.08 воздушная тревога по причине ложного сообщения. Никаких бомбардировок и зенитной деятельности в зоне Пиллау. Во время тревоги отчётливо слышны 2 сильных залпа с моря на большом расстоянии. Похоже, положили бомбы в море. Но раз наши самолёты были у Пиллау, то возможно и Кёнигсберг пытались бомбить, просто доклад не вошёл в сводки? К сожалению, по нему доков нет.

Миша Т: Перес пишет: Но раз наши самолёты были у Пиллау, то возможно и Кёнигсберг пытались бомбить, просто доклад не вошёл в сводки? К сожалению, по нему доков нет. Я сегодня уточню данные по налетам на Восточную Пруссию из оперативной сводки №1 штаба 1 АК за 24.06.41г. Задача штабом корпуса была поставлена 53 ДБАП 40 ДБАД и 7 ДБАП 51 ДБАП. Лучшие экипажи должны были нанести удары по военно-промышленным объектам Кенигсберга (аэродром, склады горючего) и Данцига (нефте склады и ж/д узел). 53 ДБАП с 0:30 до 3:05 отдельными звеньями атаковал вышеуказанные цели. Всего вылетели 14 самолетов, но 3 из них из-за технических неполадок вернулись на свой аэродром. Согласно оперсводке 6 экипажей, с Н-7000 сбросили 60 ФАБ-100 на Данциг, отмечено действие в р-не цели ЗА. 5 самолетов бомбардировали Кенигсберг, с Н-7000 сброшено 50 ФАБ-100. В р-не цели отмечен огонь ЗА и атака 5 истребителей. В результате 2 самолета произвели вынужденные посадки на "живот" - один в р-не ст.Чихачево (ж/д Ленинград - Новосокольники), а другой в р-не Порхов. Остальные 9 самолетов к 4:15 благополучно возвратились на аэродромы. Интересно что отчично отфотографированный Дб-3 с тактическим №3 из р-не Порхова возможно именно машина потерянная в этом эпизоде... 7 ДБАП в период с 2:30 по 3:05 атаковал военно-промышленным объектам Кенигсберга, сбросив 50 ФАБ-100. Первое звено 3 экипажа атаковали цель в 2:30 с Н-6500 м, интересно что экипажи не отметили ни огня ЗА, ни действий ИА. На обратном пути в р-не Тильзита один из самолетов звена был атакован 3 истребителями, но благополучно вернулся на свой аэродром (все самолеты звена в 5:47 произвели посадку на а-ме Муры). Из второго звена один самолет заблудился и не сбросив бомбы сел аж во Внуково! Оставшаяся пара в 3:05 ввиду сплошной облачности сбросило бомбы по расчету времени, как предположили экипажи, по р-ну Кенигсберга... После чего ввиду тяжелых метеоусловий посадку произвело на а-ме Смоленск в 5:25. Всего сброшено на Кенигсберг 100 ФАБ-100, на Данциг 60 ФАБ-100, общий налет 115 часов. Скорее всего отсутствие докладов о бомбардировках Кенигсберга произошло в результате того что плохая видимость в этом р-не не позволила экипажам точно выйти к цели и бомбы сбрасывались в стороне от города, может даже в р-не Пиллау и д.р. В опрерсводке отмечено довольно сложная метеообстановка: "5) Погода в районе цели облачность 8-9 баллов - высота 2500 метров - видимость 4-5 км по маршруту; облачность дол сплошной высота 1000-1500 метров дымка и плохая видимость - тенденция погоды в районе цели к ухудшению..."

Миша Т: Michel пишет: Дальнебомбардировочный авиационный полк бомбил Кенигсберг 23 июня 1941 года. Может ли кто-нибудь сказать мне, какой это был полк, и кто командовал им? Ну вот такой результат 7 ДБАП командир п.п-к Дзамашвили Шалва Алексеевич. 53 ДБАП командира надо уточнить...

DokAl: В первую неделю боевых действий июне 1941 15 самолетовылетов на бомбардировку Кенигсберга и Або сделал 50 бап 4 сад.

OFS: Это уже армейская авиация, а не авиация ГК.

Миша Т: В рамках подготовки публикации про боевые действия ВВС КА 23 июня 1941 года, уточнил кто бомбил Кенигсберг. Первые бомбы 6 ФАБ-100 примерно в 3:35 сбросил экипаж 3-й АЭ 50 СБАП, к сожалению персоналии экипажа неизвестны. Далее уже вечером в 20:47 удар по ж/д мосту (вокзалу ?) и заводу (?) нанесли 6 СБ из 35 СБАП, судя по тому что было сброшено лишь 36 ФАБ-100 особых разрушений наверное не было...

Миша Т: В рамках подготовки публикации по боевым действиям ВВС КА в Прибалтике перед новым годом удалось прошерстить документы 40 и 51 ДБАД 1 АК РГК. И если фонд 51 ДБАД "пустой", то материалы 40 ДБАД реально порадовали! События с 22 июня раскрыты в документах дивизии максимально полно, есть даже масса мелких подробностей - вроде отчетов вернувшихся с территории противника членов экипажей сбитых самолетов и т.п. Ну так как задавались вопросы по бомбежкам Кенигсберга есть возможность максимально описать первые налеты на этот важнейший военно-промышленный центр Восточной Пруссии 23 - 24 июня 1941 года. Как известно задача "Разбомбить Кенигсберг и Мемель" была поставлена в Директиве №2 от 7.15 22.06.41 года. Мемель был судя по всему был "отдан на заклание" пилотов ВВС КБФ, а вот бомбить Кенигсберг было приказано пилотам ВВС СЗФ и 1 АК РГК. Я уже описывал в статье "Несостоявшееся возмездие" атаки пилотов 50-го утром и 35-го СБАП вечером 23.06.41 объектов в Кенигсберге, поэтому повторяться не буду: http://warspot.ru/2242-nesostoyavsheesya-vozmezdie-2 - А вот по действиям пилотов 1 АК внесу интересные на мой взгляд уточнения. Боевая задача частям корпуса была поставлена еще 22 июня 1941 года, но по невполне ясным причинам выполнение задания было перенесено почти на сутки и первые боевые вылеты были выполнены в ночь с 23 на 24 июня. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ НР 1 ШТАБ 1 АК НОВГОРОД 22.6.41 12.30. КАРТА 1.000.000 1. ВЫЗВАТЬ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ИЗ ОТПУСКОВ. 2. ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ У ЭКИПАЖЕЙ КАРТ ПОЛНОГО РАДИУСА В ЗАПАДНОМ И СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИЯХ, В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ВЫДАТЬ ИЗ НАЛИЧИЯ ТЕКУЩЕГО ДОВОЛЬСТВИЯ. 3. ЛИЧНО СОСТАВУ ВЫДАТЬ ПРОТИВОГАЗЫ. 4. ПОДГОТОВИТЬ НОЧНЫЕ ЭКИПАЖИ 53 ДБП - 18 и от 7 ДБП -12. МАТЕРИАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ВЫДЕЛЕННЫХ ЭКИПАЖЕЙ НОЧНЫМ ПОЛЕТАМ НЕМЕДЛЕННО ПОДГОТОВИТЬ ДЕЙСТВИЮ В НОЧЬ С 22 на 23.6. 41 года. 5/ ПРОВЕРИТЬ НА САМОЛЕТАХ НАЛИЧИЕ КИСЛОРОДА И КИСЛОРОДНОЙ АППАРАТУРЫ. 6/ ОРГАНИЗОВАТЬ ДУБЛИРОВАННУЮ И НАДЕЖНУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ШТАБАМИ ЧАСТЕЙ НЕ ДОВОЛЬСТВУЯСЬ ОДНОЙ ТОЛЬКО ПРОВОЛОКОЙ. 7/ ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ ПРИВЕСТИ В ПОЛНУЮ БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ. 8/ ДОНЕСЕНИЕ О СОСТОЯНИИ ЧАСТЕЙ ДАВАТЬ К 3.00 - 7.00 - 16.00 - 23.00. Зам.начальника штаба 1 АК капитан /ЦОГЛИН/. Конкретная боевая задача была поставлена в 16.00 23 июня: ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ №2 ШТАБ 1 АК НОВГОРОД 23.6.41 16.00. КАРТА 1.000.000 1. Командиру 40 АД: а) В 21.00 23.6.41 двумя самостоятельными звеньями произвести бомбардировочный удар по военным объектам Данциг цели №61, 55, 54. б) В 5.30 24.6.41 двумя самостоятельными звеньями произвести удар по цели №52, 53 (объект тот же). в) В 23.30 24.6.41 двумя самостоятельными звеньями произвести удар по цели №19 (объект тот же). г) В 21.00 23.6.41 двумя самостоятельными звеньями произвести удар по военным объектам г.Кенигсберг цели №17. 2. Командиру 51 АД: а) В 5.30 24.6.41 двумя самостоятельными звеньями произвести бомбардировочный удар по военным объектам Кенигсберг цель №14. б) В 23.20 24.6.41 двумя самостоятельными звеньями произвести бомбардировочный удар по военным объектам г.Кенигсберг цель №17. 3. Высота бомбометания 6500 – 7000 мет. 4. Ведущими в звеньях для ночных полетов назначить командиров эскадрилий или зам. Ведомые командиры звеньев и рядовые летчики. Для дневных полетов ведущие зам.ком.эск. - ком.звеньев, ведомые рядовые летчики. 5. Приказ дополнительно. Начальник штаба 1 авиакорпуса подполковник /КРОЛЕНКО/.

Миша Т: Во второй день войны дебют экипажей 1 АК таки состоялся и первыми в рейд отправились пилоты 53 ДБАП! Правда с составом групп и временем вылетов экипажей 53 ДБАП были некоторые несоответствия относительно первоначального плана. Так по каким то причинам в налетах на Данциг вместо двух звеньев приняли участие 4 пары самолетов. А время повторных ударов было сдвинуто с 5.30 на более раннее. Сложно сказать по каким причинам это произошло, вероятно, в отсутствии части личного состава, состав групп изменили дабы не разбивать слетанные звенья. А время вылета что бы в момент возвращения не попасть под атаки немецких истребителей. Первыми для удара по объектам в Данциге стартовали пара ведомая командиром 5 АЭ полка к-ом И.В.Голубенковым (цель №61"керосиновые цистерны") и пара зам.командира по п/ч 3 АЭ ст.политрука А.И.Шапошникова (цель неизвестна). На Кенигсберг первым вылетело звено зам.командира 4 АЭ ст.л-та Богачева, целью 3 Дб-3ф должен был стать аэродром Девау. Последующие удары, примерно через час после первых групп должны были нанести по Данцигу пары: командира 2 АЭ к-на А.Д.Третьякова (цель №55 "керосиновые баки Балтийско-Американского о-ва") и заместителя командира 5 АЭ ст.л-та Б.П.Байдикова (цель №54 "керосиновые баки Балтийско-Американского о-ва"). По Кенигсбергу звено зам.командира 1 АЭ ст.л-та Давыдова (которое должно было еще раз атаковать аэродром Девау). О том как прошел первый вылет описано в боевом донесении: БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ №2 ШТАБ 53 ДБАП РЕЛЬБИЦЫ 5.00 24.6.41 КАРТА 1.000.000 53 ДБАП В ПЕРИОД 21.20 - 22.34 ШЕСТЬЮ ЗВЕНЬЯМИ /14 ЭКИПАЖЕЙ/ ВЫЛЕТЕЛ ДЛЯ УДАРА ПО ЦЕЛЯМ №61, 55, 54 В ДАНЦИГЕ И №17 В КЕНИГСБЕРГЕ. 0.25 – 1.30 ПЯТЬ ЗВЕНЬЕВ НАНЕСЛИ УДАР ПО ОБЪЕКТАМ С Н=7000 М. СБРОШЕНО 110 ФАБ-100. А. ЗВЕНО КАПИТАНА ГОЛУБЕНКОВА 2 СМ. 0.25 НАНЕСЛО УДАР ПО ЦЕЛИ №61 Н=7000 М. СБРОШЕНО - 20 ФАБ-100. В РАЙОНЕ ЦЕЛИ ОБСТРЕЛЯНО ЗА ДО 4 БАТАРЕЙ И НАБЛЮДАЛО ДО 10 ПРОЖЕКТОРОВ. ЗВЕНО ПРОИЗВЕЛО ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМЕ РЕЛЬБИЦЫ С-ТЫ ДОЗАПРАВЛЯЮТСЯ ЭКИПАЖИ ОТДЫХАЮТ. Б. ЗВЕНО СТ.Л. БОГАЧЕВА 3 С-ТА 0.45 НАНЕСЛО УДАР ПО ЦЕЛИ №17. Н= 7000. СБРОШЕНО 30 ФАБ-100, В РАЙОНЕ ЦЕЛИ АТАКОВАНО ИСТРЕБИТЕЛЯМИ ДО 5. ОБСТРЕЛЯНЫ ЗА ДО 8 БАТАРЕЙ. НАБЛЮДАЛИ ДО 50 ПРОЖЕКТОРОВ. 3.30 ДВА ЭКИПАЖА ПРОИЗВЕЛИ ПОСАДКУ В АЭРОДРОМЕ РЕЛЬБИЦЫ. ОДИН ЭКИПАЖ ЛЕЙ-Т. КНЯЗЕВА НА ОБРАТНОМ МАРШРУТЕ ПРОИЗВЕЛ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ ГОРЮЧЕГО В 50 КМ. Ю-З РЕЛБИЦЫ. 17 КМ, ЮЖНЕЕ ПОРХОВ. ПОСАДКА ПРОИЗ. НА ЖИВОТ, ЭКИПАЖ НЕ ВРЕДИМ. ЭКИПАЖИ ОТДЫХАЮТ ДВА САМОЛЕТА ГОТОВЯТСЯ К ПРЕДСТОЯЩЕМУ ВЫЛЕТУ. В. ЗВЕНО ПОЛИТРУКА ШАПОШНИКОВА 2 СМ. 0.23 НАНЕСЛО УДАР ПО ЗАПАСНОЙ ЦЕЛИ – КЕНИГСБЕРГ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ БЫЛА В ДЫМКЕ. Н=6800 СБРОШЕНО 20 ФАБ-100 3.30 С-ТЫ ПРОИЗВЕЛИ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМЕ ДОВОРЕЦ И ГОТОВЯТСЯ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ВЫЛЕТУ. В РАОЙОНЕ ЦЕЛИ ОБСТРЕЛЯНЫ ЗА 20 ОРУДИЙ И ОСВЕЩАЛИСЬ ПРОЖЕКТОРАМИ В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ. Г. ЗВЕНО СТ.ЛЕЙТ. ДАВЫДОВА. 3 С-ТА 21-30 ВЫЛЕТЕЛО С АЭРОДРОМА ДОВОРЕЦ ДЛЯ УДАРА ПО ЦЕЛИ №17 - ВСЕ ТРИ ЭКИПАЖА ЗАДАНИЕ НЕ ВЫПОЛНИЛИ, ВЕРНУЛИСЬ С МАРШРУТА - 2 ПО ПРИЧИНЕ НЕ ИСПРАВНОСТИ МОТОРА И ОДИН. СТ.ЛЕЙ. ДАВИДОВ ИЗ-ЗА БОЛЕЗНЕННОГО СОСТОЯНИЯ СТ-РАДИСТА НА ВЫСОТЕ. СТ-ЛЕЙ. ДАВИДОВ ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМ РЕЛЬБИЦЫ. В 1.24 И С РАССВЕТОМ ПЕРЕЛЕТЕЛ НА АЭРОДРОМ ДВОРЕЦ ЭКИПАЖ ГОТОВ К ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМУ ВЫЛЕТУ. Д. ЗВЕНО КАП.ТРЕТЯКОВА 2 СМ. В 1-24 ПРОИЗВЕЛ УДАР ПО ЦЕЛИ №55 Н=7000 СБРОШЕНО 20 ФАБ-100. В РАЙОНЕ ЦЕЛИ ОБСТРЕЛЯНЫ ЗА И НАБЛЮДАЛО ДО 10 ПРОЕКТОРОВ. 4.05 ЭКИПАЖ КАП. ТРЕТЯКОВА ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМ РЕЛЬБИЦЫ. НА ОБРАТНОМ МАРШРУТЕ ЭКИПАЖ ЛЕЙТ. ПРИВАТОВА ВЫНУЖДЕНО СЕЛ НА ФЮЗЕЛЯЖ В РАЙОНЕ РОВНОВО С-3 СТ. КИКАЧЕВА 10 КМ. НА ЖД ДНО – НОВОСОКОЛЬНИКИ. ЭКИПАЖ НЕВРЕДИМ. Е. ЗВЕНО СТ.ЛЕЙТ. БАЙДИКОВА 2 С-ТА. ПРОИЗВЕЛО УДАР ПО ЦЕЛИ №54 СБРОШЕНО 20 ФАБ-100 Н=7000 М. В РАЙОНЕ ЦЕЛИ ОБСТРЕЛЯНЫ ЗА И ОСВЕЩАЛИСЬ ПРОЖЕКТОРАМИ КОТОРЫХ ДО 10 ШТ. 4.14 ЭКИПАЖИ ПРОИЗВЕЛИ ПОСАДКУ АЭРОДРОМЕ РЕЛЬБИЦЫ. И ГОТОВЯТСЯ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ВЫЛЕТУ. НАЛЕТ – 74 ЧАС. ПОГОДА ПО МАРШРУТУ: РЕЛЬБИЦЫ-РИГА 2-3 БАЛА Н-3000 М. РИГА ДО БАЛТИЙСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ 8-10 БАЛА. В МОРЕ 10 БАЛОВ Н-5000 М. КЕНИГСБЕРГ – 2-3 БАЛА ДЫМКА. КР. 53 ДБАП КАП. /СУРОВ/. НАЧ.ШТАБА 53 ДБАП ПОДПОЛКОВНИК /ПОРУЧАЕВ/. Таким образом из-за разницы во времени первые удары экипажей по Данцигу и Кенигсбергу по Берлинскому времени произошли еще 23 июня в 23.23 - 23.25. Командир 5 АЭ 53 ДБАП капитан И.В.Голубенков, пара Дб-3ф под его командованием первой нанесла удар по р-ну Данцига. Заместитель командира по п/ч 3 АЭ 53 ДБАП ст.политрук А.И.Шапошников, далее Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Выполнил 318 боевых вылетов. Пара Дб-3ф под его командованием первой нанесла удар по р-ну Кенигсберг.

Миша Т: Интересно что приказ 51 БАД на бомбардировку появился на четыре часа раньше чем распоряжение штаба корпуса! БОЕВОЙ ПРИКАЗ 01 ШТАБ 51 АД 23.06.41 12.00 карта 1000000 1. Фашистская Германия без объявления войны 22.06.41 произвела разбойничье нападение на СССР, Наземные части ведут пограничные бои. ВВС противника производили бомбардировочные налеты на КИЕВ, ЖИТОМИР, СЕВАСТОПОЛЬ, ВИЛЬНО, КАУНАС и другие города. Погода: 2. 51 АД 24.06.41 в 2.30-3.00 ударами отдельных.. звеньев бомбардирует цели: №14 - склады боеприпасов и №17- аэродром ДЕВАУ у КЕНИГСБЕРГА. Боевая зарядка: ФАБ-100 по 10 шт. на самолет. 3. 7 ДБП в 2.30-3.00 24.06.41 бомбардировать одним звеном цель №14 - склады боеприпасов и вторим звеном бомбардировать цель №17 - аэродром ДЕВАУ г. КЕНИГСБЕРГ. - Повторный удар нанести 21.30 - 22.00. 4. Маршрут: Валдай, Новоржев, Режица, Поневеж, цель. Обратно маршрут тот-же. Высота бомбометания 6000-7000 м. 5. Мой КП. Аэродром Выползово 2. Командир 51 АД полковник /ЖУКОВ/. Нач. штаба 51 АД полковник /УСАЧЕВ/. Действия экипажей 7-го ДБАП довольно подробно отражены в оперсводке штаба 1 АК: Оперативная сводка №1 штаба 1 АК НОВГОРОД 24.6.41 11.00. КАРТА 1.000.000 1. 1 АК в 23.6 на 24.6 период от 0.30 до 3.05 24.6.41г. Разрушал военно промышленные объекты Кенигсберг /Аэродром, склад горючего/. Данциг /Нефтесклады, жел. дор. узел/ Метод атаки 3 эшелона с самостоятельными звеньями состав звена 2 – 3 самолета. 2. 40 Авиадивизия составом 14 ночных экипажей 53 ДБП разрушала военно промышленные объекты Кенигсберг/Данциг. 6 экипажей бомбардировали военно промышленные объекты Данциг с высоты 7000 метров сброшено 60 ФАБ-100, в районе цели обстреляны ЗА. 5 экипажей бомбардировали военно промышленные объекты Кенигсберг. Н=7000 метров сброшено 50 ФАБ-100, в районе цели обстреляны ЗА и атакованы 5 истребителями. Тип не установлен. 3 экипажа возвратились обратно из-за неисправности материальной части и произвели посадку на свои аэродромы. В 3.20 – 4.15 9 экипажей произвели посадку на своих аэродромах. 2 экипажа произвели посадку на фюзеляж: 1 в районе ст.Чихачево (ж/д Ленинград - Новосокольники), 2-й в районе Порхов. Причины посадки выясняются потерь дивизия не имеет. 3. 51 АД составом 6 ночных экипажей 7 ДБП период 2.30 – 3.05 24.6.41года разрушала военно промышленные объекты Кенигсберг сброшено 50 ФАБ-100 с высоты 6500 метров. 1-е звено в составе 3-х самолетов в 2.30 бомбардировало с высоты 6500 метров Кенигсберг посадка произведена 5.47 24.6.41года на аэродроме Муры. В районе Кенигсберг ИА и ЗА не действовали, на обратном маршруте в районе Тильзит 1 самолет был атакован 3-мя истребителями, тип не установлен, атака произведена снизу со скоростью наших самолетов. 2-е звено в составе 2-х самолетов в 3.05 бомбардировало с высоты 6500 метров ввиду сплошной облачности по расчету времени район Кенигсберг, 5:25 24.6.41года в виду сплошной облачности по маршруту звено произвело посадку на аэродроме Смоленск. 10:25 24.6.41года звено перелетело на свой аэродром. В районе цели ИА и ЗА количество не установлено. 3-й самолет звена произвел посадку 3:30 24.6.41на аэродроме Внуково. Потерь дивизия не имеет. 4. Всего сброшено бомб: Кенигсберг 100 ФАБ-100, Данциг 60 ФАБ-100, общий налет 115 часов. 5. Погода в районе цели облачность 8-9 баллов, высота 2500 метров, видимость 4-5 километров по маршруту; облачность до сплошной высота 1000-1500 метров дымка и плохая видимость, тенденция погоды в районе цели к ухудшению. 6. Части 1 авиакорпуса находятся в боевой готовности. Начальник штаба 1 авиакорпуса подполковник /КРОЛЕНКО/. Начальник оперативного отдела капитан /ЦОГЛИН/. Подводя итоги первых ударов отметим то что несмотря на неплохую подготовку кадровых пилотов и штурманов выделенных для проведения операции, большая часть из которых к тому же имела опыт Зимней войны, довольно большое количество самолетов вернулось по различным причинам и вообще не участвовало в налетах: 4 из 20 самолетов, итого 20%. Еще два экипажа не нашли свои цели и сбросили бомбы по расчету времени, а два экипажа не смогли найти свою цель и атаковали запасную, что дает еще 20%. То есть формально задачу выполнили лишь 60% самолетов, причем если судить по разрушениям в Кенигсберге экипажи 53 и 7 ДБАП даже близко не попали к назначенным к атаке целям и судя по всему просто сбросили бомбы на центр города. В пользу советских экипажей следует отметить то что серьезную долю трудностей внесла плохая погода. Судя по всему противодействие противника было довольно слабым, собственно потерь над целями не было вообще, несмотря на то что в р-не Кенигсберга были отмечены атаки истребителей, вероятно из учебно-резервных групп 52 и 54 эскадр. 7 ДБАП потерь не понес, а потери 53 ДБАП судя по всему были не боевые, по крайней мере про один самолет четко отмечено - потерян из-за выработки топлива (НЕХВАТКИ ГОРЮЧЕГО) Дб-3ф №1046 пилот л-т Князев, штурман л-т Шурыгин, стрелок ст.серж Гуров, второй по всей видимости так же или израсходовал топлива или просто заблудился Дб-3ф №0450 пилот ст.л-т Привато, штурман ст.л-т Герасимов, стрелок серж Суббота. Обе машины в дальнейшем были списаны...

Миша Т: Повторный вылет вечером 24.06.41 как мы помним должны были совершить четыре звена 53 и 7 ДБАП, собственно хроника событий в боевых донесениях управления ДА КА и 53 ДБАП: Боевое донесение №004 5 управление ГУ ВВС КА. Москва 25.6.41 13.30 КАРТА 1.000.000 1.1-й АК в период 20.00 -21.50 24.6.41 разрушал военно-промышленные объекты Кенигсберг и Данциг. 2 самолета 21.00 -21.30 бомбардировали нефтесклады ДАНЦИГ. Высота бомбометания 7500. Сброшено 20 ФАБ-100. 1 самолет 21.40 бомбардировал ж.д. станцию КЕНИГСБЕРГ. Сброшено 10 ФАБ-100. 6 самолетов в 21.40 с высоты 7500 бомбардировали нефтесклады КЕНИГСБЕРГ. Сброшено 30 ФАБ-100. В районе цели атакованы 2-мя Ме-109. В воздушном бою сбит 1 Дб-3. При возвращении обратно на аэродром произвел вынужденную посадку в районе своего аэродрома 1 самолет. 3 самолета на аэродром не вернулись. БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ №3 ШТАБ 53 ДБАП РЕЛЬБИЦЫ 25.6.41 1.55 КАРТА 1.000.000 1. ИЗ 53 ДБАП ПЕРИОД 21.27 – 21.50 ДВУМЯ ЗВЕНЬЯМИ В КОЛИЧЕСТВЕ 4-X САМОЛЕТОВ ВЫЛЕТЕЛИ ДЛЯ УДАРА ПО ЦЕЛИ №…. ГОРОД ДАНЦИНГ. 2. 3-АЭ ЭКИПАЖ С-Л ТАРАСОВА НЕ ВЫПОЛНИЛ ЗАДАНИЕ, ВЕРНУЛСЯ С МАРШРУТА ИЗ-ЗА ОТКАЗА МАТ.ЧАСТИ 20-37 ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ АЭРОДРОМ ДОВОРЕЦ. ЭКИПАЖ КАПИТАНА РЕПКИНА БОМБИЛ ГОРОД КЕНИГСБЕРГ ГЛАВНАЯ ТОВАРНАЯ СТАНЦИЯ НА ЦЕЛЬ СБРОШЕНО 10 - ФАБ-100 ВРЕМЯ 21.27 Н=7000М. ЦЕЛЬ РАЗРУШЕНА 3. 2-Я АЭ 2-МЯ САМОЛЕТАМИ БОМБИЛА ЦЕЛЬ №47 ГОРОД КЕНИГСБЕР (Видимо ошибка – правильно Данциг, прим.Авт.) ВРЕМЯ 21-50. Н=7000 МЕТРОВ. НА ОБРАТНОМ МАРШРУТЕ ЛЕТЧИК ЧУРЮКИН СЕЛ НА ВЫНУЖДЕННУЮ В РАЙОНЕ ГОРОД ПСКОВ ПРИЧИНЫ ВЫЯСНЯЮТСЯ. 4. САМОЛЕТЫ ПРОИЗВЕЛИ ПОСАДКУ НА СВОЙ АЭРОДРОМ. НАЛЕТ 19.17. 5. ПОГОДА ПО МАРШРУТУ ОБЛАЧНОСТЬ ... БАЛОВ. ВЫСОТА 7000 МЕТРОВ. 6. ИСПРАВНЫХ САМОЛЕТОВ 40 БОЕГОТОВЫХ ЭКИПАЖЕЙ – 41. Подводя итоги повторных вылетов отметим что их результаты были еще менее результативные нежели предыдущие. Фактически из 10 вылетевших самолетов 1 вернулся из-за неисправностей 10%, как минимум один атаковал запасную цель, а еще с тремя вообще непонятно что произошло, так как они не вернулись на свой аэродром... Итог Данциг атаковали 2 Дб-3ф, результат неизвестен. Кенигсберг атаковали 4 Дб-3ф, по результатам сказать то же мало что можно, учитывая то что непонятно какие цели атаковали самолеты 7 ДБАП. Экипаж капитана Репкина якобы в пыль разбомбивший главную ж/д станцию (объект 32) даже не попал по территории оной. Потери составили 53 ДБАП: 1 Дб-3ф №0444 который сел на вынужденную в р-не Пскова и был впоследствии уничтожен. Экипаж в составе: пилот ст.л-т Чурюкин, штурман ст.л-т Зарубин, стрелок старшина Гуров - не пострадали. Потери 7 ДБАП 3 Дб-3ф сбиты или пропали без вести и один совершил вынужденную посадку и скорее всего был впоследствии списан... То есть из вылетевших самолетов - 50% были потеряны, причем что самое обидное 7 ДБАП лишился 3 опытных экипажей. Немецкие боевые истребительные части 1 АК не заявляли побед в это время, видимо либо победы одержали пилоты учебно-резервной группы JG52 или ЗА, ну и как вариант часть экипажей могли быть потеряны по небоевым причинам... Потерянные экипажи 7 ДБАП: Сбит истребителями противника в р-не Тильзита экипаж в составе: Зам.комэска пилот ст.л-т Леонов Дмитрий Михайлович. Штурман звена ст.л-т Юрдоман Иван Кузьмич. Стрелок мл.сержант Ефимчик Павел Леонтьевич. Невернулись с боевого задания: ВРИД комэска к-н Воробьев Федор Павлович. Штурман эскадрильи к-н Жубин Павел Иванович. Стрелок сержант Тименко Александр Спиридонович. Зам.комэска ст.л-т Сухачев Сергей Александрович. Штурман мл.л-т Табаков Федор Денисович. Стрелок мл.л-т Циплянов Иван Афанасьевич. План Кенигсберга с указанием улиц и объектов на которые были сброшены бомбы 23-24 июня 1941 года, хорошо видно что ни на цель 17 (аэродром Девау), ни на цель 14, ни даже на цель 32 (ГЛАВНАЯ ТОВАРНАЯ СТАНЦИЯ) бомбы так и не упали :



полная версия страницы