Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ » Ответить

ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

прибалт: По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные. часть первая - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-0-0

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Миша Т: Свидинский пишет: Вышлю на почту. Благодарю!

Миша Т: Все понятно - в р-не 7 км восточнее Скаудвиле они отметили действие И-15бис из 240 ИАП, пилоты полка выполнили 22 боевых вылета на перехват немецких бомбардировщиков, естественно безрезультатно, но немецкие экипажи видимо отметили эти попытки!

Миша Т: Вопрос к уважаемым знатокам! Есть ли данные в документах СЗФ, 11 Армии или ее соединений данные о налетах Ю-87 22 июня 1941 года? Спасибо!


Свидинский: Сомневаюсь, что в наших документах будут такие данные. Кто тогда различал горизонтальные и пикирующие бомбардировщики? Есть только косвенные данные- бомбежка м. Симнас в первой половине дня, а также Алитус и Вильнюс. Теоретически там также могли быть Do-17 из KG2. Мое мнение: "штуки" на СЗФ бомбили 22.6.41г. лишь в полосе 3 ТГр, т.е. 128 сд, о боевых действиях которой документов видимо не найти.

Миша Т: Свидинский пишет: Сомневаюсь, что в наших документах будут такие данные. Кто тогда различал горизонтальные и пикирующие бомбардировщики? Есть только косвенные данные- бомбежка м. Симнас в первой половине дня, а также Алитус и Вильнюс. Теоретически там также могли быть Do-17 из KG2. Мое мнение: "штуки" на СЗФ бомбили 22.6.41г. лишь в полосе 3 ТГр, т.е. 128 сд, о боевых действиях которой документов видимо не найти. Спасибо - понял! Жаль что пока и у немцев найти подробностей не удалось, ну ничего бум ждать!

gerat: Во 2-м томе комдивы про Тищенко Сергея Иосифовича - с 27.05.41 полковник Тищенко назначается начальником штаба ВВС 11А в г.Каунас. 23 июня 41-го вылетел на разведку противника Тильзит-Мемель-Кенигсберг. Возвращаясь, в р-не г.Расейняй, он был тяж. ранен попавшим в кабину штурмана снарядом ЗА. Задание было выполнено, командованию были доставлены ценные данные о противнике...

Свидинский: Согласно воспоминаниям будущего ГСС из 5 иап ВВС КБФ И. Каберова свой первый немецкий самолет он сбил в районе Клопицы. Согласно данным с сайта http://podvignaroda.ru бой был 4.7.41г., однако эта дата вызывет сомнение. Слишком далеко залетел немец 4 июля... Может у кого-то из коллег есть более точные данные?

Миша Т: Свидинский пишет: Согласно воспоминаниям будущего ГСС из 5 иап ВВС КБФ И. Каберова свой первый немецкий самолет он сбил в районе Клопицы. Согласно данным с сайта http://podvignaroda.ru бой был 4.7.41г., однако эта дата вызывет сомнение. Слишком далеко залетел немец 4 июля... Может у кого-то из коллег есть более точные данные? Сложно сказать - потерь дальних разведчиков вроде в тот день в том направлении не было...

Свидинский: Миша Т пишет: Сложно сказать - потерь дальних разведчиков вроде в тот день в том направлении не было... В мемуарах Каберов писал, что был сбит "мессер". Также указано и в наградном. Судя по мемуарам, это событие было в начале августа 1941г., что уже правдоподобно.

Миша Т: Свидинский пишет: Ну без точной даты сложно что то сказать про противника...

Свидинский: Вот такая версия: лейтенант Гюнтер Рауб из 2./JG 54 сбит в воздушном бою севернее озера Самро. Погиб.

Миша Т: Свидинский пишет: Вот такая версия: лейтенант Гюнтер Рауб из 2./JG 54 сбит в воздушном бою севернее озера Самро. Погиб. Ну это пальцем в небо, его кто угодно мог сбить - не обязательно Каберов...

Свидинский: В книге Зефирова "Ассы люфтваффе. Дневные истребители" т.2 на стр. 249 упомянуто, что самолет обер-фельдфебеля из 8./JG 53 Э. Козловски был подбит при налете на советские аэродромы под Гродно и приземлился в районе Мяркине. Вероятно это ошибка и самолет Козловски был поврежден в бою с пилотами 42 иап. Об этом пишет Михаил Тимин в своей статье в "Авиапарке" в 2013г. Имеются ли какие-то данные о районе вылета пилотов III./JG 53 около 7.00 по берлинскому времени?

Миша Т: Свидинский пишет: Имеются ли какие-то данные о районе вылета пилотов III./JG 53 около 7.00 по берлинскому времени? Да в это время штаб и 9 эскадрилья действовали в р-не Гродно (вроде как Штуки прикрывали), вели бой с И-16, заявили 4 победы с 7.05 до 7.20. Козловски там не было, он был в 8 эскадрилье...

Свидинский: Благодарю, Михаил. Значит 8-ая эскадрилья во 2-ом вылете полетела к Варене.

Миша Т: Свидинский пишет: Благодарю, Михаил. Значит 8-ая эскадрилья во 2-ом вылете полетела к Варене. Да у них и вылет на час позже...

Миша Т: Фото было подписано как первый сбитый над Тильзитом летчик, 22 июня 1941 года: Если так то вероятно это командир 4-й эскадрильи 9-го СБАП к-н Коротков Иван Петрович, 1906 г.р. Интересно что он не погиб, всю войну был в плену и в 1945 году был репатриирован.

Миша Т: Продолжу разбирать события связанные с боевыми действиями в небе Прибалтики в первые дни войны. События 22 июня 1941 года примерно до 22.00 по Московскому времени довольно подробно расписана с предыдущих публикациях в журнале АвиаПарк, теперь перейдем к последующим событиям. Как я уже упоминал командующий ВВС СЗФ генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов без сомненья был сторонником борьбы за господство в воздухе, путем воздействия на аэродромы противника поэтому, как только у него появилась возможность для организации ударов по немецким аэродромам, он тут же продолжил осуществление своего замысла. Еще не успели возвратиться, после последнего удара по немецким войскам советские бомбардировщики, а в штабе ВВС фронта уже подготовили Боевой приказ №02/ОП от 20.00 22 июня: «1. Противник, преодолевая сопротивление наших частей, продолжает развивать успех своими танковыми и мотомехчастями в направлении Кведарна - Скоудас, Тильзит - Тауроген, Сувалки - Алитус. Авиация противника в течение 22.6 небольшими группами систематически наносила удары по нашим аэродромам. Погода - кучевая облачность до 5 баллов, видимость 15-20/км, ветер слабый, неустойчивого направления. 2. Наши наземные части 23.6, продолжая сдерживать натиск противника на южном участке, уничтожают Таурогенскую группировку противника. 3. ВВС ПрибОВО в течение 23.6 ведут борьбу за господство в воздухе в районе действий ударной группировки 8-й Армии и содействуют в уничтожении Таурогенской группировки. 4. 6 САД под nрикрытием 15 и 31 ИАП в течение 23.6 уничтожить авиацию противника на аэродромах в районе: Мемель, Нидден, Тuльзит и содействовать ударной группировке 8-й Армии в разгроме Таурогенской группировки. 5. 7 САД с рассветом 23.6 уничтожить авиацию противника в районе Пилькаллен, Инстербург, Гумбинен и в дальнейшем действовать по плану 8-й Армии. 6. 57 САД и 61 ШАП 8 САД действуют по плану 11-й Армии. 7. Первому эшелону нанести удар по авиации противника на аэродромах в 4.00 23.6, последующий мощный удар нанести в 7.00 23.6. 8. Напряжение боевой работы: истребителям и штурмовикам по 3 вылета, бомбардировщикам - по 2 вылета. 9. Мой КП - Паневежис. Командующий ВВС ПрибОВО, генерал-майор авиации Ионов. Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин». Судя по всему кроме этого приказа отдельно ставилась задача 63 и 35 бомбардировочным полкам 4-й САД: «Новикову. С рассветом бомбить скопления войск, танков в районе Таураген и аэродром Инстенбург. Звонцову. Бить аэродром Мемель. Посадка после задания на свои аэродромы (основные). Зам.командующего ВВС ПрибОВО генерал-майор Андреев». Приказ командования ВВС СЗФ для 50 СБАП я не нашел, но в документах полка сохранился Приказ №2 от 1.00 23.6.41, из его текста следует что полку таки были поставлены задачи на дневные вылеты, а кроме того части ставилась задача на ночные действия: «2. 50 СБП в ночь с 22 на 23.6.41 звеньями бомбить города Кенигсберг и Инстенбург. а) двум звеньям 3 АЭ 3:30 23.6.41 бомбить город Кенигсберг Н=5000 м. б) звену 4 АЭ и звену 5 АЭ 3:30 23.6.41 бомбить город Инстенбург Н=5000 м. 3. Бомбовая зарядка ФАБ-100 по 6 штук на самолет и на ДЕР-31 на самолеты где есть ЗАБ-50, маршрут полета: аэродром - цель и обратно по тому же маршруту, строй клин звена, боекомплект патрон полностью. Запасная цель для каждого звена обнаруженное скопление танков и пехоты. Готовность №2 2:00. 4. Мой КП - аэродром. Заместитель, мой заместитель майор Миронов. Командир 50 СБП полковник Агальцов». Интересно что кроме 50 СБАП задачу на ночные действия были поставлены как минимум 9 СБАП, но приказы этому полку и другим пока найти не удалось. Примечания: Новиков - командир 63 СБАП подполковник Новиков Петр Васильевич, 1901г.р. Звонцов - зам.командира 35 СБАП капитан Звонцов Федор Федорович, 1911г.р. - исполнял обязанности командира полка, вместо отсутствующего майора Подмогильного.

Миша Т: Отошедшие на вторую линию аэродромов ВВС СЗФ несмотря на потери понесенные 22 июня 41 года сохраняли боеспособность. Всего боеготовых самолетов с экипажами в их составе насчитывалось более 500, из которых около 280 бомбардировщиков, 220 истребителей и 50 штурмовиков (кроме того 38-й ИАП из Таллина вполне возможно было перебросить ближе к линии фронта, а это еще 60 И-153 и И-16). Поэтому нанесение удара возмездия было вполне реальным и вечером первого дня войны было еще далеко не ясно кто выйдет из противостояния победителем, вся борьба была еще впереди. Это понимали и немцы. Благодаря эффективным действиям разведчиков, которые вскрыли сосредоточение основных сил ВВС СЗФ в двух районах: Митава - Рига и Ионава - Двинск, командование Люфтваффе сделало верные выводы. И 23 июня 1941 года первые налеты на советские аэродромы, были запланированы даже раньше, чем 22 июня и должны были начаться фактически еще ночью около 3:00 утра по Московскому времени! Немецким экипажам удалось опередить личный состав 50 СБАП, в 2:30 группа немецких бомбардировщиков подошла к аэродрому Митава, где в тот момент происходил старт самолетов 50 СБАП на боевое задание. В результате на взлете от взрыва бомбы был поврежден, по другой версии подбит огнем ЗА один СБ, пилоту ст.лейтенанту Смирнову, несмотря на ранение удалось посадить поврежденный самолет на "живот". Потери от бомбардировки на земле были гораздо большими, всего были уничтожены и повреждены 18 СБ и 1 Пе-2 полка. Кроме того в результате дезорганизации пилоты 5 СБ готовых к вылету с подвешенными бомбами не выполнили вылет на задание, а совершили перелет на основной аэродром полка в Унгру, туда же отправились экипажи 4 Пе-2 и 1 УСБ. Так же потери понес и 31 СБАП базировавшийся на том же аэродроме, 1 СБ был уничтожен и 3 повреждены. Уничтоженные и поврежденные самолеты 50 СБАП на аэродроме Митава: Подбитый на взлете самолет ст.лейтенанта Смирнова: В итоге на боевое задание вылетели 6 экипажей, судя по всему большинство из 3-й АЭ, согласно Оперативной сводки №02 штаба 50 СБАП от 16:00 23.6.41г., удары были нанесен в 3:35 1 экипаж Мемель (в оперсводке указан как Клайпеда), 1 экипаж Кенигсберг, 3 экипажа Приекуле и 1 экипаж - Инстенбург. Всего на указанные цели было сброшено 36 ФАБ-100, экипажи отметили пожары в Кенигсберге и Инстенбурге. В районе Кенигсберг и Мемель самолеты были обстреляны огнем ЗА, один самолет получил пробоины, но все экипажи смогли добраться на аэродром Унгру. Если вылет 50 СБАП был сорван немецкой атакой, то дебют 9 СБАП в ночных вылетах был омрачен катастрофой, после взлета столкнулись два СБ, командира 3 АЭ капитана Уласевича и мл.лейтенанта Пиорко, к сожалению оба экипажа погибли. В ночьной рейд отправились 8 СБ, которые в 3:48 бомбили ст.Краупишкен. Интересно что в донесении командира полка указано что станция находится в 3 км южнее Инстенбурга, соответственно или майор Скитев ошибся и его экипажи бомбили собственно ж/д станцию и вокзал в Инстенбурге, которые как раз находились в 3 км южнее города или действительно бомбы были сброшены на ж/д станцию Краупишкен находящуюся в 25 км северо-восточнее Инстенбурга. Всего цель было сброшено 48 ФАБ-100, экипажи отметили пожар на станции. Из этого вылета не вернулся экипаж героя первого вылета 22 июня 41 года капитана Кривцова, который к счастью через несколько дней смог выйти к советским войскам. На этом ночные действия бомбардировочной авиации завершились, фактически из 22 самолетов, 6 не выполнили задание, 1 был сбит и 2 разбиты в катастрофе. 14 экипажей сбросили 84 бомбы ФАБ-100, на различные цели, среди которых не было ни одного аэродрома, так что результат был мягко говоря скромным, особенно на фоне супер результативного налета самолетов Люфтваффе на аэродром Митава.

Миша Т: Естественно командование Люфтваффе не ограничилось лишь ударом по аэродрому Митава, ранним утром второго дня войны немецкие самолеты атаковали практически все крупные советские аэродромы находящиеся во второй линии. Согласно Оперативной сводке №04 ОП от 9:00 23.6.41 : «1.Части ВВС ПрибОВО в течении ночи и утра действовали по аэродромам и группировкам войск противника в районах: Инстенбург, Кенигсберг, Приекуле, Мемель, вели борьбу с мотомехчастями противника на Каунаском направлении. Результат работы и потери уточняются. 2. ВВС противника в течении ночи группами до 30 самолетов атаковали аэродромы: Таллин, Митава, Платонэ, Шауляй, Утена. По неуточненным данным в результате налетов противника на аэродромы Митава и Платонэ уничтожено 9 СБ и повреждено 15 СБ. Налет противника на Рига отражен нашими истребителями и огнем ЗА. Результаты действий ВВС противника по другим аэродромам - уточняются. 3. Базирование авиации - прежнее (по сводке за 20:00 от 22.6.41г). Начальник штаба ВВС ПрибОВО комбриг Крупин». Из частей готовившихся к удару по немецким аэродромам, кроме 50 СБАП были потрепаны 40 СБАП в Виндаве и 35 СБАП в Платонэ. 40 СБАП в результате утренних налетов потерял 8 СБ. Несколькими последовательными ударами бомбардировщики Люфтваффе вынудили командование полка перебазировать самолеты на а-м Биржай. Первая группа 13 СБ и 1 У-2 взлетела с аэродрома Виндава в 4:10, видимо после окончания первого налета. Далее в 12:20 аэродром покинуло еще 14 СБ, вероятно часть из них была восстановлена, но достоверная информация об этом отсутствует. В результате эффективных действий судя по всему самолетов KG1 40 СБАП понес существенные потери и весь второй день войны занимался перебазированием, ремонтов техники и не принял участие в боевых вылетах. Уничтоженная и поврежденная техника 40 СБАП на аэродроме Виндава:



полная версия страницы