Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ » Ответить
ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
прибалт: По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные. часть первая - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-0-0
Миша Т: 1201 пишет: цитата: И по скоплению войск в р-не загадочной станции Иечи (я ее просто не нашел на карте, но судя по всему это где-то в р-не Лиепаи) - 3 б/в СБ из 31 СБАП в 9.27. Жд станция Иечи - на узкоколейке Лиепая-Руцава, юго-восточнее Лиепаи. Координаты (WGS84): 56o 17.008N 21o 11.143E. Спасибо огромное!
Свидинский: Миша Т пишет: Можно и по пунктам, ЖБД за 22-23 июня: http://www.solonin.org/doc_22-23-iyunya-zhurnal-boevyih Открываем запись за 23 июня. Ищем, где впервые упоминаются Михалишки. Читаем: Судя по одиночным очагам сопротивления противника в полосе 39-го и 6-го корпусов в первой половине дня 23.6, а также по сообщениям воздушной разведки можно установить, что противник отходит, главным образом, по трассе Каунас, Вильнюс, Михалишки. Как видно, речь идет только о советских войсках. Немецкие танки там не упоминаются. Повторюсь. И не могли упоминаться. Их утром 23 июня в районе Михалишки не было. Миша Т пишет: Извиняюсь что цитирую Солонина, но если есть сомнения в его переводе можем заказать ролы документов. В том то и дело, что у Солонина и некоторые переводчики дерьмовые. Запись за 24 июня они перевели: Речь идет о 7-й танковой дивизии, которая провела вечером 23.06.41 успешное сражение юго-западнее Вильнюса и вошла в город, который к этому времени был уже оставлен противником. Также нашими войсками заняты мосты через р. Вилия в Неменчине и Михалишки. Перевод однозначно неполный и по смыслу неверный. Моя версия перевода: Это означает, что 7 тд, которая успешно завершила сражение на юго-западной окраине Вильно вечером 23 июня и 24 июня своевременно вступила в Вильно, чтобы вызвать отход противника для достижения и занятия мостов в Неменчине и Михалишки. Т.е. в ЖБД говорится не о факте занятия мостов, а о намерении их занять. А вообще для реконструкции событий тех лет ЖБД таких крупных объединений, какой была 3 ТГр, не очень пригодны. Я стараюсь пользоваться донесениями частей. Они более точны.
Миша Т: Свидинский пишет: ОК, на Кубе эти жемчужины будут стоить вдвое дороже, а в Европе за них дадут по 4000 песо, но я принимаю Вашу оценку! У него там же выложены доки частей 7 ТД, но у многих из них 24.6 просто пропущено, поэтому понять сложно. Ясно одно еще вечером 23.6 части 7 ТД завязали бои за Вильнюс, а утром город уже был взят. После чего немцы начали распростроняться на север и восток. Ну а как минимум к 15.30 о немецких частях в р-не Вильнюса стало известно командованию ЗФ.
Миша Т: Несмотря на казалось бы серьезный состав сил, к примеру части 1 АК насчитывали 200 Дб-3/3ф и практически не понесли потерь в экипажах. Но как указано выше в одной из дивизий корпуса - 51 ДБАП была поставлена задача содействовать войскам 8 Армии, и боеспособные части дивизии (7, 203 и 204 ДБАП около 110 Дб-3ф) получили приказ действовать по немецким мехчастям якобы наступающим с Тильзита на Шауляй в р-не Кельме. Поэтому действовать по немецким танкам в р-не Вильнюса была назначена вторая дивизия корпуса - 40 ДБАД (53 и 200 ДБАП около 90 Дб-3ф). Если из 1 АК выделили два полка, то от 3 АК для участия в налетах на немецкие танки в р-не Вильнюса, фактически смог принять участие лишь 212 ДБАП (45 Дб-3ф), остальные полки 3 АК, которые понесли тяжелые потери в вылетах 22-24 июня, могли выделить лишь небольшие группы 2-6 самолетов. Ну и единственно соединение ВВС ЗФ - 12 БАД (128 СБАП 35 СБ, 43 БАП 13 Су-2 и 33 Р-ЗЕТ, 209 БАП 18 Су-2), согласно приказа частью сил поддерживала части группы Болдина в р-не Гродно. ВВС СЗФ и 1 АК РГК начали действовать строго согласно Директивы командующего войсками Северо-Западного фронта от 24 июня 1941. Как я уже описывал в соседней ветке экипажи 7 и 53 ДБАД в ночь на 25 июня нанесли удары по Кенигсбергу и Данцигу. конечно "разгромить все военные объекты в Кенигсберг, Данциг и Мемель..." ударами 9 Дб-3ф было проблематично, но видимо большим количеством отдохнувших ночных экипажей 1 АК в тот момент не располагал. Авиация СЗФ также внесла посильную лепту и в 1.10 25.06 5 СБ 40 СБАП ведущий к-н Рогов отправились в боевой вылет. Самолеты группы с Н=2000 сбросили бомбы на мост в Тильзите и скопления войск в том же районе, выполняя вторую часть пункта 6 подпункт с: "...разгромить... мосты через р. Неман." В 3.45 все пять самолетов благополучно произвели посадку на аэродроме Биржай. А вот следующей группе полка не повезло, судя по всему выполняя задание в том же районе 4 СБ, ведущий к-н Копышко, были перехвачены мессершмитами, в воздушном бою три экипажа были сбиты. Победы над 4 СБ в 5.19 - 5.43 (по Берлинскому времени) заявили пилоты 2/JG54. Ну а около 7 утра ВВС переключились на немецкие колонны наступающие по шауляйскому шоссе, в этих действиях приняли участие даже накануне "отвечавшие"за другие направления 54 и 46 СБАП. В 6.48 3 СБ из 54 СБАП под прикрытием звена И-153 из 49 ИАП атаковали цели в р-не Крожай. В 7.33 пятерка СБ 31 СБАП по докладам экипажей отбомбились по скоплению танков в р-не Кельме. Через короткий промежуток времени налеты продолжили очередные группы: В 8.00 7 СБ 54 СБАП под прикрытием 5 И-153 сборной группы 42, 237, 240 ИАП и 61 ШАП, сбросили бомбы на скопление "танков" в р-не Крожай. Эти вылеты прошли без потерь, а вот около 10.30 8 СБ из 31 СБАП которые без прикрытия наносили удар по скоплению танков в р-не Кельме (Вылет 10.03 - 11.03), были атакованы немецкими истребителями. В результате воздушного боя 2 СБ были сбиты, победы видимо одержали пилоты штаба JG54. Майор Траутлофт заявил 1 Дб-3 в 9.30 по Берлинскому времени и оберлейтенант В-П Калау фон , которому записали на счет 2 СБ. Действия бомбардировщиков поддержали штурмовики, 17 И-15бис 241 ШАП (вылет 9 -11.00) атаковали моторизованные колонны в р-не Кельме - Куртувенай. Всего было сброшено 60 бомб АО-15 и АО-8. Соединения 1 АК РГК приказы были поставлены утром 25 июня: БОЕВОЙ ПРИКАЗ 1 2 ШТАБ 51 АД ВЫПОЛ3ОВО 25.6.41 8.00. карта: 1000000 1. Танковые, мотомеханизированные колонны противника прорываются с ТИЛЬЗИТ на ЩАУЛЯЙ. Погода-облачность 6-8 баллов, высока 2000-3000 м, видимость 10-15 клм. 2. Дивизия 25.6.41 в период 15.00-17.00 сосредоточенным ударом полков уничтожает мотомеханизированные и танковые части противника на участке дороги КЕЛЬМЕ, ЩАУЛЯЙ. 3. 203 ДБП 25.6.41 в 15.00-16.00 двумя звеньями с высоты 2000-2500 метров бомбардировать мотомехколонны противника на-участке дороги КЕЛЬМЕ, ЩАУЛЯЙ. 4. 204 ДБП 25.6.41. 15.30-16.00 тремя звеньями с высоты 2000 м бомбардировать мотомехколонны противника на участке дороги КЕЛЬМЕ, ЩАУЛЯЙ. 5. 7 ДБП- 25.6.41 в период 15.00-16.00 девятью самолетами с высоты 2000-2500 м. бомбардировать мотомехколонны противника на участке дороги КЕЛЬМЕ, ШАУЛЯЙ. 6. Ось маршрута: ВАЛДАЙ, НОВОРЖЕВ, РЕЖИЦА, ШАУЛЯЙ. Боевая зарядка 10 ФАБ-100 на самолет. 7. Мой КП Аэродром Выползово 2. Командир 51 АД полковник /Жуков/. Нач.штаба 51 АД полковник /Усачев/. К сожалению фонд 51 АД в ЦАМО довольно скудный, поэтому четкие данные есть только по вылетам 203 ДБАП, за 7 и 204 полки информация фрагментарная. Данных по 1 АК за этот день автор вообще не нашел, а в оперсводке упр.ДА за 25 июня информация есть только про вылеты в ночь с 24 на 25.06.41г. Глобальные данные из сведений о боевой работе управления АГК известно что всего части 40 АД за 25.06 выполнили 27 боевых вылетов. Тем не менее используя отрывочные данные из различных документов можно примерно восстановить ситуацию. Судя по всему от приказа отступили изначально и первые вылеты еще около 8.00 были выполнены на разведку, причем самолеты 203 и 204 ДБАП полетели не в р-н КЕЛЬМЕ, их целью стала разведка окрестностей Вильнюса. Задачу разведать дороги Вильно - Михалишки и Вильно - Солы ставил лично командир 51 АД п-к Жуков, для этого звенья сначала перелетели на а-м Выползово и уже оттуда уходили на задание. Полетом звена 203 ДБАП около 8.50 было установлено большое движение мехчастей противника с Вильнюса на Ошмяны, после чего экипажи без приключений в 11.30 приземлились на а-ме Едрово. А вот звену 4-й АЭ 204 ДБАП не повезло. Согласно докладу штурмана одного из самолетов л-та Рябова, выполняя задание, около 8.30 - 8.40 экипажи успели зафиксировать интенсивное движение мотоколонн по шоссе с Новой Вилейки на Константиново, после чего подверглись атаке 7 Ме-109 и были сбиты. Судя по заявкам немецких пилотов о победах Рябов перепутал время ровно на час, что в общем то не удивительно, учитывая стресс полученный в бою. По данным противника три самолета идентифицированные как СБ-3 были сбиты пилотами 9/JG53 в 8.31-8.35 по Берлинскому времени. Меньше всего данных по вылетам 7 ДБАП, но если судить по донесению о потерях полка и заявкам на победы пилотов II/JG53 и штаба JG54 то получается что звено полка которое вело разведку р-на Шауляй - Кельме было сбито немецкими самолетами в 9.30 - 10.10 по Берлинскому времени. Дальнейшие действия видимо в целом соответствовали приказу командира 51 АД, с поправкой на то что вылет 7 ДБАП был перенесен на более ранее время, возможно с целью доразведки, из-за не возвращения звена вылетевшего утром. Звено или два звена 7 ДБАП примерно в 13.20 действовали в р-не Кельми, экипажи отметили огонь ЗА противника. В какое время вылетали самолеты 204 ДБАП неизвестно, но потерь у части больше не было. Наиболее подробная информация есть о вылетах 203 ДБАП: КОМАНДИРУ 51 АД. БОЕВОЕ ДОНЕСЕНИЕ №3, Штаб 203 ДБП 25.6.41 20.30 Карта 100000 1.Два звена 203 ДБП в период 16.12-16.15 25.6.41 бомбардировали пехотные и моторизированные колонны в движении по шоссе на Северо-Восток КЕЛЬМИ-ШИАУЛИЕЙ с высоты 3500-3.550 метров» Задача выполнена. Звенья произвели посадку на аэродроме ЕДРОВО в период 18.43 -19.05. - а/1-е звено в 16.12 25.6.41 бомбардировала пехотные и моторизованные колонны 10 клм. Северо-Восточнее КЕЛЬМИ с высоты 3500 метров. Бомбы сброшены на кромку шоссе по рассредоточенным войскам. В 16.13 Юго-Западнее КЕЛЬМИ на шоссе автомотоциклетные колонны движение на КЕЛЬМИ. В районе ст.ЛЫДУВИНАЙ и ТЫТУВИНАЙ сильные пожара, горят леса.Ст.МАНКШКИАЙ на стыке пожар вблизи ж.д. станции. В пункте КЕЛЬМИ никакого движения не обнаружено. б/2-е звено в 16.15 25.6.41 с высоты 3550 метров бомбардировал войска на шоссе в районе КЕЛЬМИ. Бомбы сброшены на колонну войск на шоссе.По донесению экипажа Ст.лейтенанта ЩЕРБАКОВА в 16.15 в районе цели наблюдалось скопление до 300 танков, остальные экипажи танков не видели. 2. Израсходовано 60 бомб ФАБ-100, самолеторессурса 31 час 30 минут. 3. Боевой состав полка 31 экипаж, исправных самолетов 22, не исправных 13. Летный состав отдыхает. Техсостав производит осмотр материальной части. 4. Погода на маршруте - облачность слоисто-кучеваяя 6-8 баллов высотой 2500 метров, в районе цели облачность 1-2 балла высотой 1500 метров. Видимость 10-15 километров. КОМАНДИР 203 ДБП майор /АДУШЕВ/. НАЧАЛЬНИК ШТАБА майор /МИШИН/. Всего не считая вылета двух звеньев 203 и 204 ДБАП на Вильно, и вылета звена 7-го ДБАП на разведку Шауляй - Кельме, было выполнено по р-ну Кельме 18 боевой вылетов: 5, 6 и 7 соответственно 7, 203 и 204 ДБАП примерно с 13 по 16.00. Потерь в этих вылетах не было. Эти вылеты поддержали экипажи 46-го СБАП, всего летали два звена полка: Первое звено 3 СБ ведущий к-н Гаврилов, стартовав в 15.00 с а-ма Опочка, в 17.00 - 17.10 в р-не Кельме экипажи обнаружили "массы танков" движущихся проселочными дорогами на Шауляй, на которые сбросили 12 ФАБ-100 и ... АО-25. По докладам 9 танков было уничтожено, при посадке в 18.30 на а-ме Идрица самолет капитана Гаврилова поставлен на "нос", два других экипажа сели штатно на своем а-ме Опочка. Второе звено 3 Ар-2 ведущий к-н Жигарьков, старт 15.45 около 17.10 сбросило 18 ФАБ-100 на скопление войск противника в р-не Крожай. На обратном пути из-за нехватки горючего звено произвело посадку на а-ме в Даугавпилсе, при этом один самолет потерпел аварию и сгорел. Действия на Шауляйском направлении завершились в 18.25 бомбардировкой танков восьмеркой СБ 31-го СБАП. Экипажи сбросили 2 ФАБ-250, 40 ФАБ-100 и отметили прямые попадания в танки. Самолеты без потерь возвратились на свой аэродром. Подводя итоги отметим что 25.06.41 года ударная авиация ВВС СЗФ поддержанная 51 АД 1 АК практически весь день атаковала наступавшие пехотные части 1 АК 18 Армии гр.Ар.СЕВЕР на Шауляйском направлении. Всего произвели 75 боевых вылетов, из них: 37 б/в СБ и Ар-2, 21 Дб-3, 17 И-15бис. На поддержку сражавшихся в р-не Рассеняя частей 2 ТД не было выполнено ни одного боевого вылета. Да и вообще следует отметить что части ВВС СЗФ выполнили мизерное количество боевых вылетов и хоть как то повлиять на ход событий не могли совершенно. Действия против соединений 3 ТГ захвативших Вильнюс было поручено 40 АД 1 АК. А про 56 МК Манштейна разрезавший северо-западный фронт по середине командование СЗФ еще даже на подозревало.
Свидинский: Миша Т пишет: У него там же выложены доки частей 7 ТД, но у многих из них 24.6 просто пропущено, поэтому понять сложно. Ясно одно еще вечером 23.6 части 7 ТД завязали бои за Вильнюс, а утром город уже был взят. Кое-что все-таки есть. Есть сравнительно неплохой ЖБД 7 тд, которого у Солонина видимо нет. А вот отрывок из донесения 25 тп 7 тд вермахта за 24 июня: 24.06.41 КП полка, 23-00 ... Полк в 00 часов был на марше из Хазбиевичи на Нова-Вилейка. В 8:30 он получает приказ из штаба дивизии войти в Вильнюс. В 9:30 полк входит своим авангардом (1-й батальон). 9-я рота и два танка Pz IV 12-ой роты выходят с целью захвата переправы у Михалишки и создают плацдарм. Т.е. только в 10.30 (по московскому времени) 25 тп вошел в Вильнюс, а затем предстоял марш до Михалишки(это 55 км по прямой). По пути был бой возможно с отходящими частями 5 тд или 84 мд и лишь во второй половине дня 24 июня немцы захватили переправу в Михалишках.
Миша Т: Свидинский пишет: А в ЖБД что пишут?
Свидинский: Миша Т пишет: А в ЖБД что пишут? Вкратце. В 6.15 (по Берлину) донесение мотциклистов о взятии аэродрома Вильно-южный. Захват 25 самолей и 15 моторов. К 8.40 занятие Вильно при поддержке 25 тп. В 14.15 выход приказа комкора на продолжение наступления 24 и 25 июня. Далее предварительный приказ на выдвижение 78 ап и стрелковой бригады дивизии. А подробнее можете прочитать в моей книге...
Миша Т: Свидинский пишет: А в ЖБД что пишут? Вкратце. В 6.15 (по Берлину) донесение мотциклистов о взятии аэродрома Вильно-южный. Захват 25 самолей и 15 моторов. К 8.40 занятие Вильно при поддержке 25 тп. В 14.15 выход приказа комкора на продолжение наступления 24 и 25 июня. Далее предварительный приказ на выдвижение 78 ап и стрелковой бригады дивизии. А подробнее можете прочитать в моей книге... Ну да все это у Солонина есть. Спасибо уже прочел, все равно не совсем понятно, документы отрывочные... Вполне могли какие то передовые подразделения в р-н Михалишки выйти еще утром...
Миша Т: Пока утром 25 июня ВВС СЗФ и 1 АК атаковали немецкую пехоту в р-не Кельме, 56 МК начал наступление из Укмерге на Даугавпилс, но буквально через 15-20 км был остановлен на рубеже р.Виринта неизвестными частями СЗФ, по немецким данным бой был тяжелым и сломить сопротивление красноармейцев части 8 ТД смогли только через 4 часа, после того как танкисты 3-го танкового батальона форсировали реку в брод и обошли советский отряд с тыла. Видимо про этот бой каким то образом стало известно в Даугавпилсе, возможно донесение было отправлено командиром подразделения сопротивлявшегося 8 ТД у Виринты. Около 11.00 на разведку был отправлен СБ 57 СБАП, экипаж капитана Андреева в 11.20 на дороге Укмерге - Утена обнаружил колонну танков и автомашин, причем со стороны колонны по самолету был открыт огонь МЗА, но самолет не пострадал и через несколько минут приземлился в Даугавпилсе доставав сведения в штаб 57 САД. Так сказать на доразведку был отправлен на И-16 командир 4 АЭ 49 ИАП к-н Маслов, который в 12.00 также нашел колонну примерно в том же районе, причем над целью разведчик был атакован немецкими истребителями Ме-110, но сумел уйти от преследования. Во сколько информация о прорыве немецких танков стала известна военному совету СЗФ неизвестно, несмотря на то что в ночь на 25.06 штаб фронта перебазировался из Паневежиса в Даугавпилс, судя по всему к полудню перемещение еще было не закончено и информация до генералов Кузнецова и Кленова еще не дошла. Установлением обстоятельств затрудняет отсутствие оперативных и разведывательных сводок штаба СЗФ за 25.06.41г. Интересно что в оперсводке №5/ОП штаба ВВС СЗФ к 20.00 25.06.41 года указано что сведений от 57 САД не поступало, таким образом командование ВВС видимо так же не знало о прорыве Манштейна к Даугавпилсу. Немцы тем временем в 15.00 заняли Утену, но тут же подверглись контратакам советских войск, поддержанных танками, эти бои видимо так же задержали немцев на продолжительное время, героическое сопротивление неизвестных частей СЗФ не позволило частям 8 ТД прорваться к Даугавпилсу 25 июня и вечером они остановились на подходе к Зарасаю не дойдя до Даугавпилса каких-то 25 километров! Однако в середине дня предположить как будут развиваться события было невозможно, видимо по этому части 57 САД около 18.00 перебазировались с Двинского аэроузла на аэродромы Полоцк, Улла, Идрица и Опочка. Отход наземного полков и БАО проходил в ночь на 26 июня. Несмотря на опасность захвата города все таки наверное командование 57 САД поторопилось с отводом, ведь сохранившие боеспособность части дивизии: 49 ИАП и 54 СБАП базировались на восточном берегу на а-ме Ликсна и Двинск Большой и внезапная атака им не грозила. Немецкие колонны были практически неприкрыты истребителями, которые просто не могли работать на такой дальности, поэтому атаки на части 8 ТД могли быть весьма эффективны. Ну а быстрое перебазирование автоматически означало то что поврежденные самолеты будут оставлены на аэродромах и достанутся противнику в качестве трофеев. Кроме того уже вечером 25 июня части КА в р-не Двинска лишились истребительного прикрытия. Тем не менее сказать что перебазирование 57 САД было бегством сказать нельзя, по крайней мере экипажи 49 ИАП после обеда выполнили несколько налетов на немецкие танковые колонны наступающие из Утена на Даугавпилс. К сожалению не известно сколько точно самолетовылетов было произведено на штурмовку вероятно 15-20 (так как большую часть вылетов - 49, пилоты полка совершили до 10.00 в основном на прикрытие аэродромов и перехват немецких бомбардировщиков и разведчиков, а всего 49 ИАП выполнил 25.06 70 боевых вылетов), кроме того в ЖБД отсутствуют данные о том были ли поддержаны пилоты 49 ИАП действиями других частей дивизии. В любом случае количество вылетов на штурмовку и бомбометание едва ли было больше 20-25, соответственно и эффект от них если и был то скорее всего чисто моральный. Судя по распоряжении о назначении 25 июня зам.командующего СЗФ генерал-лейтенанта С.Д. Акимова ответственным за оборону Даугавпилса, все таки командованию фронта стало известно о появлении немецких частей на Двинском направлении. Но было поздно, уже в ранним утром 26.06.41 немцы захватили мосты и прорвались в город, это стало известно командованию фронта видимо еще до обеда, в боевом распоряжении командующему 8 Армии указано даже время захвата 9.40: Боевое распоряжение командующего войсками Северо-Западного фронта от 26 июня 1941 г. командующему войсками 8-й армии на отход и организацию обороны на рубеже р. Лиелупе, Виесите, Екабпилс Рига, генералу Сафронову Немцы в 9 часов 40 минут заняли Двинск и распространяются на северо-восток и северо-запад. Данных о положении 11-й армии нет. Приказываю передать Собенникову, использовав все для этого средства, следующее: 1) отойти и организовать оборону по р. Лиелупе, Виесите, Екабпилс. Крепко прикрывать рижское направление, особенно прочно обеспечить свой левый фланг Виесите, Екабпилс; 2) всеми мерами обеспечьте выход 12-го механизированного корпуса из окружения и направьте его в район Иецава. По выходе 2-й танковой дивизии, отвести ее за свой левый фланг – Екабпилс; 3) штаб армии иметь в Рембате; 4) генералу Сафронову доложить мое решение Народному комиссару обороны и просить утвердить. Командующий войсками Северо-Западного фронта генерал-полковник /Кузнецов/. Член Военного совета фронта корпусный комиссар /Дибров/. Начальник штаба фронта генерал-лейтенант /Кленов/. Из директивы понятно что командование фронта полностью осознало обстановку и уже не питало иллюзий, поэтому приказало командованию 8 Армии отходить на линию Западной Двины. Естественно войскам группы Акимова было приказано атаковать, отбить город и отбросить противника за реку, но контрнаступление начатое в 17.00 26 июня не имело успеха. Естественно в этих действиях не могли не принять участия самолеты ВВС фронта, Шауляйское направление уже никого естественно не интересовало, но силы у ударных частей ВВС СЗФ были уже далеко не такие как 24 июня. Командование фронта наверняка рассчитывало на поддержку 1 АК РГК, но в этот же момент танки 3 ТГ прорвались к Минску, поэтому все силы 1 АК были брошены на бомбометание немецких танковых и моторизованных колонн в р-не Минска. Собственно из частей ВВС фронта которые 26 июня могли принять участие в поддержке частей группы Акимова оставался только 31 БАП в Митаве, который мало того что в наибольшей степени сохранил боеспособность, но и находился на своем довоенном аэродроме и обслуживался полноценным БАО. Остальные части во первых понесли гораздо большие потери, ну и уже базировались на аэродромах в сотнях километров от своих баз, поэтому обслуживание самолетов и подготовка их к боевым вылетам были ограниченными. 9 и 40 СБАП видимо утром 26 июня перебазировались соответственно в Бигосово и Остров - Опочку. 31 СБАП так же еще утром получил приказ быть готовым к перебазированию в р-н Острова, но до вечера работал с а-ма Митава. Ну и собственно принять участие в боевых действиях 26 июня смогли только полки 6 САД, причем если экипажи 40 СБАП действовали мелкими группами, то 31 СБАП провел два массированных налета. К сожалению они стали лебединой песней для этого несомненно лучшего бомбардировочного полка ВВС СЗФ. Первый налет 19 экипажей 31 СБАП провели в 16.28-16.43, самолеты сбросили бомбы на колонны двигающиеся по шоссе южнее Даугавпилса. Всего было сброшено 4 ФАБ-250, 72 ФАБ-100, 9 ЗАБ-50 и 18 АО-25. Экипажи отметили огонь ЗА в р-не цели, атак истребительной авиации небыло. Три группы 40 СБАП 12 СБ примерно 15.43 - 17.32 - 19.30 ведущие Солянкин, Горбунов и Пантюхов, с высоты 2000-2500 мт. бомбили скопления войск в р-не Двинск. Несмотря на интенсивный огонь ЗА все экипажи вернулись на свои аэродромы 7 СБ посадка на а-ме Остров, 5 - Опочка. Повторный удар 31 СБАП был самый тяжелый для экипажей полка, уже во второй половине дня 25.06 на аэродром Каунас перебазировались самолеты штаба и II/JG54, а в Кеданяе разместилась III/JG54, теперь танковые колонны могли рассчитывать на эффективный зонтик Люфтваффе. Видимо удары первых групп 31 и 40 СБАП, не остались без оценки штабов 8 ТД и 56 МК и вечером над Двинском начали патрулирование пилоты двух эскадрилий. Появившиеся в р-не цели в 20.30-20.40 25 СБ 31 СБАП подверглись атакам многочисленных истребителей, в результате пилоты 7/JG54 заявили 9 побед над СБ над Дюнабургом в промежутке между 19.25-19.32 (по Берлинскому времени). Кроме того уже на отходе советскую группу атаковали самолеты 4/JG54, которые заявили еще две победы в 20.15 (по Берлинскому времени). 7./JG 54 Uffz. Karl Kempf SB-2(7.) 19.25 Dunaburg 7./JG 54 Lt. Peter Frhr. von Malapert SB-2(1.) 19.26 Dunaburg 7./JG 54 Uffz. Karl Kempf SB-2(8.) 19.26 Dunaburg 7./JG 54 Gefr. Walter Saynisch SB-2(1.) 19.26 Dunaburg 7./JG 54 Uffz. Karl Kempf SB-2(9.) 19.27 Dunaburg 7./JG 54 Gefr. Walter Saynisch SB-2(2.) 19.27 Dunaburg 7./JG 54 Lt. Peter Frhr. von Malapert SB-2(2.) 19.28 Dunaburg 7./JG 54 Uffz. Karl Kempf SB-2(10.) 19.30 Dunaburg 7./JG 54 Lt. Max-Hellmuth Ostermann SB-2(12.) 19.32 Dunaburg 4./JG 54 Lt. Theodor Spanke SB-2(1) 20.15 4./JG 54 Obfw. Maximilian Stotz SB-2(10.) 20.15 Немцы практически не соврали, всего полк потерял в этом сражении 10 СБ с экипажами и по сути потерял боеспособность, после этого вылета командованию полка уже больше не удавалось поднять в воздух одновременно больше 6 самолетов. Тем не менее по донесениям экипажей удар по танкам был выполнен, на противника сброшено 2 ФАБ-250, 132 ФАБ-100, 10 ЗАБ-50, а в воздушном бою сбит 1 Ме-109 (не подтверждается немецкими данными). Этим налетом фактически была поставлена точка в действиях ВВС СЗФ первого формирования, которые 26-27 июня перебазировались с территории Прибалтики. Вечером 26 июня 31 СБАП приземлился на а-ме Остров, теперь на западном берегу Двины уже не оставалось самолетов ВВС фронта, и уже на следующий день оставшиеся в Риге части 6, 7 и 8 САД получили перебазирование из р-на Риги на восток, 6 и 7 САД в р-н Опочки, а 8 САД в Псков.
Перес: Большое спасибо за столь интересный материал! Теперь что касается удара 31-го СБАП по кораблям в районе Ужавы 24 июня - прямого упоминания об этом пока нигде обнаружить не удалось, но с большой долей вероятности бомбёжке подверглись наши суда, как раз в это время уходившие из Либавы. Немцев там не было однозначно. Обсуждали это здесь (с некоторыми подробностями от М.Э. Морозова): http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=2275&p=38
Миша Т: Перес пишет: Спасибо за помощь, теперь понятно что наши самолеты ударили по своим... А я смотрю Мирослав то в своем репертуаре, пятнадцать лет прошло, а человек не меняется - читайте типа мои гениальные книги - там все написано... Правда он в своей книге не только подробностей налета на Мемель не дает, даже время вылетов и ударов 24.06 не уточнил. Но и предвариловки по отмененному удару по кораблям практически никакой нет.
Свидинский: Миша Т пишет: Вполне могли какие то передовые подразделения в р-н Михалишки выйти еще утром... Исключено. Плацдарм в Михалишках заняло подразделение 25 тп после полудня 24 июня. Вот отрывок из донесения 37-го разведбата немцев: В 17:10 он [разведбат] прибыл на созданный танковым батальоном плацдарм [у Михалишки] и произвёл разведгруппой разведку на 9 км на северо-восток к проходу у озёр.
Миша Т: Свидинский пишет: Ну все сдаюсь после обеда, так после обеда! И конечно это логично - ночью проехать 60 км по незнакомой местности это мало реально... А замута с десантом в Михалишках началась еще 22 июня, и туда на поиски оного безрезультатно все эти дни летали самолеты 43 ББАП, так что это видимо последствия мозгового разрыва первых дней войны...
Свидинский: Миша Т пишет: Пока утром 25 июня ВВС СЗФ и 1 АК атаковали немецкую пехоту в р-не Кельме, 56 МК начал наступление из Укмерге на Даугавпилс, но буквально через 15-20 км был остановлен на рубеже р.Виринта неизвестными частями СЗФ, по немецким данным бой был тяжелым и сломить сопротивление красноармейцев части 8 ТД смогли только через 4 часа, после того как танкисты 3-го танкового батальона форсировали реку в брод и обошли советский отряд с тыла. В бою у Виринты и в районе Утены немцев задержали подразделения 1-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД, которые отходили из Каунаса.
Миша Т: Свидинский пишет: Спасибо! Ну вот, а то у нас все про проклятую ГеБню пишут - фига себе, если бы не товарищи из НКВД то Двинск еще 25 июня захватили бы...
Свидинский: Миша Т пишет: Ну вот, а то у нас все про проклятую ГеБню пишут - фига себе, если бы не товарищи из НКВД то Двинск еще 25 июня захватили бы... С 1 мсп НКВД действовал 19 озад 16-го стрелкового корпуса. По советским данным в бою под Утеной зенитчики подбили 6 немецких танков. Также возможно с ними и действовала часть тыловых подразделений 2 тд генерала Солянкина.
Миша Т: Свидинский пишет: С 1 мсп НКВД действовал 19 озад 16-го стрелкового корпуса. По советским данным в бою под Утеной зенитчики подбили 6 немецких танков. Также возможно с ними и действовала часть тыловых подразделений 2 тд генерала Солянкина. Спасибо большое! Про части 3 МК мысль была...
Свидинский: Миша Т пишет: Так сказать на доразведку был отправлен на И-16 командир 4 АЭ 49 ИАП к-н Маслов, который в 12.00 также нашел колонну примерно в том же районе, причем над целью разведчик был атакован немецкими истребителями Ме-110, но сумел уйти от преследования. Спасибо. Возможно именно этот самолет мой отец видел на бреющем над дорогой Утена-Укмерге. Это был именно истребитель моноплан со звездой, пролетевший на малой высоте над их домом 24-25 июня. Единственная нестыковка. По мнению отца уже были близки сумерки.
Миша Т: Свидинский пишет: Ну вот это очень сложно подтвердить или опровергнуть, судя по ЖБД и оперсводкам 57 САД вылеты истребителей в тот район были утром 24.06 и в 12.00 25.06, хотя учитывая фрагментарность сведений вполне возможно что и вечером 24 или 25 тоже летали, но записей не осталось...
Миша Т: Подводя итоги событий 23-27 июня на СЗФ, относительно действий ВВС можем констатировать следующее. Если 22 июня 1 и 8 АК Люфтваффе непрерывными атаками удалось вынудить ВВС СЗФ покинуть большинство передовых аэродромов уже к 15-17.00, то дальнейшие события развивались не так интенсивно. Несмотря на то что отошедшие и базировавшиеся на аэроузлах второго эшелона (В первую очередь: Митавском, Рижском и Даугавпилских) части ВВС СЗФ понесли 23-24 июня серьезные потери от ударов немецких самолетов, выдавить ВВС СЗФ со второй линии аэродромов, немцам так и не удалось. Несомненно в первую очередь это произошло из-за отсутствия в составе атакующих одномоторных истребителей, которые со своих аэродромов в Восточной Пруссии и р-на Сувалок, просто не могли дотянуть до линии Западной Двины и вести боевые действия. Отход со второй линии аэродромов ВВС СЗФ был связан с прорывом 56 МК вечером 25 июня 1941 года на подступы к Даугавпилсу, в результате чего войска Северо-западного фронта были вынужденны отходить за Западную Двину. 25.06 в р-н Опочки перебазировалась 57 САД, 26.06 7 САД и частично 6 САД, 27.06 оставшиеся части 6 САД и частично 8 САД. Наконец 28.06 из Риги в р-н Пскова перелетели последние истребители 8 и 6 САД. Собственно внезапное появление 56 МК на дороге Укмерге - Утена, стал вторым провалом разведки после Вильнюса, и к сожалению далеко не последним. Уже 26 июня добив остатки героической советской 2 ТД, соединения 41 МК начали выдвижение на Поневежис, которым овладели в ночь на 27.06. Больше суток немецкие танкисты 1 ТД двигались на восток оставаясь "невидимками", и вплоть до середины дня 27.06 в штабе СЗФ видимо никто не подозревал об этом прорыве. Нельзя сказать что наличие немецких сил в р-не юго-восточнее Шауляя было не известно, нет, но как видно из распоряжений штабов СЗФ и 8 Армии очевидно считали что немцы все так же наносят удар на Шауляйском направлении. И задачи даже на 28.06 ставили исходя из этих установок. Ситуацию осложняет практически полное отсутствие оперативных сводок за 27-29 июня, так как соединения ВВС перебазировались на новые аэродромы. Поэтому исходить будем из времени выполнения задачи бомбардировки полками 4 САД немецких войск в р-не Паневежиса в 19-22.00 по Московскому времени 27.06.41г. Опять же за то что информация о немецком прорыве была доведена до самого верха говорит то что 4 САД формально подчиненная штабу ВВС СФ и получившая на 27.06 задачи атаковать цели в Финляндии, была переориентирована в полосу СЗФ. Наверняка это было сделано по причине того что задачи 1 АК на Двинск поставленные еще утром были не менее, а может еще более важными, а 6 и 7 САД не могли работать в следствии потерь и перебазирования. В общем несмотря на отсутствие бумаги с приказом, естественно такое решение могли принять только на высшем уровне, и как минимум оформлялось приказом штаба СЗФ (возможно устным по ). Пока удалось уточнить приказ 63-му СБАП, как следует из журнала учета приказов 63-го СБАП, переданный из штаба 4-й САД по телефону: "Полку в составе 3-х эскадрилий разбомбить колонны мотомехчастей и танков в р-не Понивеж и дороги на Поспаль. Высота 800 м." Аналогичное задание получил 35 СБАП, в ЖБД 4 САД приказ звучит так: "в 18.10 27.6 вылетать на уничтожение танков пр-ка прорвавшихся с Панивеж на север и одновременно произвести разведку в районе Кельме." - судя по тексту штаб фронта все еще "надеялся" на наступление противника на Шауляйском направлении. Первыми удары нанесли экипажи 63-го СБАП по целям в р-не Паневежиса: В 19.36 6 СБ 5-й эскадрильи полка сбросили 30 ФАБ-100 и 10 ЗАБ-50 на мотоколонны противника на дороге в 10 км западнее Паневежиса. В 19.42 отбомбились 6 СБ 1-й АЭ, которые сбросили на колонну танков противника 36 ФАБ-100 и 12 ЗАБ-50. Ну и в 20.15 колонны танков и мотопехоты в 7 км южнее Помпяны (Видимо Пумпенай - 20 км сев Паневежис.) бомбила девятка СБ 3-й АЭ. На противника сброшено 54 ФАБ-100, 9 ФАБ-50 и 9 ЗАБ-50. Потерь и повреждений не было, один экипаж из 5-й АЭ не сбросил бомбы по техническим причинам. Далее эстафету подхватил 35-й СБАП. Около 20.30 - 20.45 экипажи 21 СБ полка сбросили бомбы на танковые колонны в р-не Паневежиса. Над целью огнем ЗА был подбит самолет ст.л-та Максименко, самолет пришел на одном моторе, а самолет л-та Еременко был атакован парой Ме-109, в результате был пробит бензобак, пробит мотор, но и этому экипажу удалось добраться до аэродрома и штатно выполнить посадку, потерь в экипажах не было. Поэтому 27 победа засчитанная оберлейтенанту Х.Филиппу командиру 4/JG54 в 19.45 по Берлинскому времени реально не подтверждается, хотя конечно советский самолет и был подбит. Видимо немецкие самолеты не патрулировали над танками, а выполняли свободную охоту, на это указывает и состав - пара, да и то что р-н Паневежиса не входил в зону ответственности II группы JG54. В отличии от своих коллег из 35 и 63 СБАП, экипажи 50 СБАП отработали не только по району Паневежиса. Первая группа в составе 5 СБ производила разведку и около 21.30 обнаружила танки противника в р-не Сувейнишки (Сейчас Suvainiskis. 50 км юго-западнее Якобспилс). На противника, совершенно справедливо идентифицированного как передовой отряд были сброшены бомбы: 30 ФАБ-100 и 8 ЗАБ-50. Кроме того экипажи отметили пожары в лесах в 25 км южнее Фридрихштадт (Яунелгава, небольшой город на западном берегу Двины, примерно 50 км ниже по течению от Якобспилса). Еще два звена бомбили цели в р-не Паневежис: 3 СБ в 21.31 с Н=1500 сбросили 18 ФАБ-100 и 4 ЗАБ-50 большую колонну противника (определили как главные силы) в 5-6 км южнее Паневежис. 3 экипажа отбомбились по танковой колонне: 40 танков, севернее Паневежиса. Всего с Н=600-1000 м, сбросили 18 ФАБ-100 и 6 ЗАБ-50. Если звенья атаковавшие цели в р-не Паневежиса доложили только о кораблях в Рижском заливе курсом на север 40 км южнее Гайнаш, близ берега 20 кораблей, из них 1 крейсер и 6 эсминцев, то пятерка СБ в р-не Сувейнишки 100% установила продвижение боевой группы Крюгер 1 ТД. Немцы только в 1.40 по Берлинскому времени доложили о том что не дошли до Якобспилса 10 км, то есть за 5 часов они от Сувенишки проехали по проселочным лесным дорогам 30-40 км. А всего за 27 июня передовые подразделения 1 ТД преодолели около 110 - 115 км, но дойти до Якобспилса и захватить мосты было уже не под силу. Казалось бы фортуна наконец повернулась к СЗФ лицом и теперь будут сделаны верные выводы, но явный успех экипажей 50-го СБАП хотя и был принят к сведению, полученные данные не были должным образом проанализированы, и произошло это по ряду причин. Во-первых видимо во-первых из-за того что экипажи возвратились поздно и времени на повторный вылет не оставалось. Во-вторых из докладов экипажей судя по всему вновь начали делать выводы о наступлении на Шауляйско-Рижском направлении. В итоге было решено утром провести доразведку в районах Фридрихштадт (Яунелгава) и Бауска и уточнить направление наступления. Однако, благосклонность фортуны была мимолетной, вылетевшие в 7.30 утра 8 самолетов 50 СБАП из-за грозового фронта не смогли разведать заданные районы и вернулись на свой аэродром ни с чем. По этому в докладе Наркому оборону 28.06 генерал Кузнецов даже не упоминает направление Паневежис - Фридрихштадт, не говоря уже про Якобспилс и главным остается борьба за Даугавпилс: ДОНЕСЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ОТ 28 ИЮНЯ 1941 г. НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ СССР О ПОЛОЖЕНИИ ВОЙСК ФРОНТА К 28 ИЮНЯ 1941 г. Народному комиссару обороны СССР. Положение фронта. 8-я армия, понесшая 40% и более потерь, отходит на северный берег Зап. Двина. 2-я танковая дивизия, видимо, погибла. 11-я армия как соединение не существует. Положения 5, 33, 188, 128, 23 и 126-й стрелковых дивизий, 5-й танковой дивизии и 84-й моторизованной дивизии не знаю. Военно-воздушные силы фронта ввиду понесенных потерь неспособны противостоять противнику, но ежедневно ведут борьбу. Управление 27-й армии выдвинуто на место управления 11-й армии. Поступивший в состав фронта 21-й механизированный корпус – организационно не законченное и совершенно не имеющее материальной части соединение. 41-й стрелковый корпус – состояния не знаю. Связи для твердого управления не имею. Военный совет фронта отдает себе полный отчет в значении рубежа Зап. Двина. Для чего прошу утвердить: 1) оставление для реорганизации в течение 2 дней 181-й и 183-й стрелковых дивизий в составе фронта; 2) срочно дать пополнение для укомплектования войск фронта; 3) пополнить мобилизационные запасы обмундирования, снаряжения и оружия на двести тысяч человек; 4) помочь восстановить 12-й механизированный корпус, 9-ю и 10-ю артиллерийские бригады противотанковой обороны; 5) обеспечить фронт формированиями военного времени; 6) обязать тов. Ершакова помочь частью сил фронту; 7) ввиду недостатка сил и средств в районе Двинск контрудар начну 1-2 июля. Командующий войсками Северо-Западного фронта генерал-полковник /Кузнецов/. Член Военного совета фронта корпусный комиссар /Дибров/. Начальник штаба фронта генерал-лейтенант /Кленов/. 28.6.41 г.
полная версия страницы