Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ » Ответить

ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

прибалт: По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные. часть первая - http://imf.forum24.ru/?1-28-0-00000006-000-0-0

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Миша Т: mavr пишет: не уследил за датой... красным - то что плохо читабельно... но могу дать вырезки из сканов... какие строчки интересуют? О, спасибо большое - два наших клиента из ZG26. Просто супер!

Миша Т: mavr пишет: JG27 только за 25.06.1941: Только №3524 наш, но потерян 27.06.41г. Два других из III/JG27 тоже 27.06.41г. mavr пишет: P.S. даты на сканах не четкие и я могу ошибаться в их определении... и я бы еще 23.06.1941 рассмотрел: Из этих первый потерян 22.06.41г.

Миша Т: Пока самолеты 42-й АД атаковали Вильнюсский аэродром, другие части продолжали работать по танковым и механизированным колоннам и скоплениям войск. В 12:20 5 СБ 2-й эскадрильи 128-го СБАП с высоты 1000 м., бомбили мотомехколонну на дороге Ораны - Епишки. На цель было сброшено 30 ФАБ-100, экипажи отметили прямые попадания и пожары. Советские самолеты подверглись атакам немецким истребителей, но смогли отбить атаку и даже заявили о сбитом в воздушном бою Ме-110. Около 13:45-14.00 в р-н Вильнюса начали выходить группы 53-го ДБАП и воздушное сражение достигло своего апогея! Первыми цели в 14:05-14:20 атаковали 7 Дб-3ф 1-й АЭ 53-го ДБАП, ведущий к-н А.Б.Язьков. Хотя говорить о том что советские самолеты действовали одной группой было бы не верно, самолеты выходили на свои цели звеньями или парами, первым в 11:30 взлетело звено капитана Язькова, далее с интервалом 15 минут стартовали пары л-та Давыдова и Щетенко. Немецкая ПВО естественно к этому времени была на чеку и советским самолетам было оказано мощное противодействие истребителями и ЗА. В воздушном бою были сбиты 3 Дб-3ф, причем замыкающая пара Щетенко - Власов в полном составе, правда ст.л-ту Щетенко удалось выполнить вынужденную посадку. Потерянные экипажи 1-й АЭ 53-го ДБАП: 1) Ком.звена л-т Огольцов Федор Егорович. Штурман звена л-т Семенов Петр Алексеевич. Стрелок сер-т Березуцкий Иван Петрович. 2)Зам.комэска ст.л-т Щетенко Николай Кузьмич - возвратился 1.07.41г. Штурман адъютант АЭ л-т Селин Василий Матвеевич - возвратился 1.07.41г. Стрелок мл.сер-т Горбоконь Иван Иванович - ранен. 3) Зам.комэска политрук Власов Константин Степанович. Штурман л-т Бандурков Александр Николаевич. Стрелок мл.сер-т Плетенец Николай Иванович. Далее с интервалом в 10-15 минут в р-н цели подошли звено 3-й АЭ 53-го ДБАП ведущий ст.политрук А.И.Шапошников и два звена 2-й АЭ 53-го ДБАП, ведущий первого звена комэска капитан Третьяков, второго командир звена л-т Щербина. Взлет звеньев с интервалом в 10-15 минут с 12:10 - 12.30, замыкающие звено л-та Щербины. Этим подразделениям повезло еще меньше, немецкими истребителями были сбиты звенья Шапошникова и Третьякова, а из звена Щербины вернулся лишь экипаж левого ведомого звена л-та Щербины в составе пилота л-та В.Скляренко, штурмана л-та Н.Крылова и стрелка-радиста сер-та Н.Ширченко. Потерянные экипажи 3-й АЭ 53-го ДБАП: 1) Зам.комэска ст.пол-к Шапошников Александр Иванович. Штурман звена л-т Кушнырев Иван Дмитриевич - возвратился 2.07.41г. Стрелок старшина Ефимов Алексей Иванович. 2) Пилот мл.л-т Чубарь Петр Яковлевич. Штурман мл.л-т Маджар Александр Николаевич. Стрелок сер-т Казаков Борис Васильевич. 3) Пилот л-т Мурашев Виктор Андреевич - возвратился 4.07.41г. Штурман л-т Шевченко Петр Тарасович - возвратился 4.07.41г. Стрелок старшина Онипченко Григорий Парамонович. Потерянные экипажи 1-го звена 2-й АЭ капитана Третьякова: 1)Комэска к-н Третьяков Александр Дмитриевич. Штурман АЭ к-н Беляев Михаил Ефимович - вернулся 28.07.41г. Стрелок ст.сер-т Грохольский Евгений Михайлович. 2) Ком.звена л-т Сотов Борис Николаевич. Штурман звена л-т Самойленко Константин Васильевич. Стрелок ст.сер-т Антипов Василий Иванович. 3) Пилот л-т Власов Виктор Кузьмич. Штурман л-т Контур Анатолий Алексеевич. Стрелок мл.сер-т Карпенко Максим Гаврилович. Потерянные экипажи 2-го звена 2-й АЭ л-та Щербины: 1) Ком.звена л-т Щербина Василий Иванович - возвратился 29.08.41г. Штурман звена л-т Наводничий Федор Спиридонович - возвратился 29.08.41г. Стрелок ст.сер-т Балакин Иван Владимирович. 2) Пилот л-т Сеничкин Виктор Иванович. Штурман л-т Красилов Михаил Васильевич - возвратился 3.07.41г. Стрелок сер-т Фридман Шая Моисеевич. Штурман Крылов в послевоенных воспоминаниях описал этот вылет и воздушный бой. Согласно мемуарам 2-ю эскадрилью 53-го ДБАП атаковали сначала 8 Ме-109, а затем подошла еще одна группа, которая довершила разгром: ...Наша шестерка, ведомая капитаном А. Д. Третьяковым, продолжала выполнять задание. В заданное время мы вышли к развилке шоссе и на дороге Вильно — Каунас обнаружили группу танков и самоходок. Они притаились у обочины, маскируясь в мелком кустарнике. Штурман капитан М. Е. Беляев, развернув головное звено, обрушил бомбы на цель. Его хорошо поддержали штурманы ведомых самолетов К. В. Самойленко и А. А. Контур, уложив бомбы в скопление танков. Сразу загорелось несколько бронированных машин. Вслед за командирским пошло в атаку и наше звено. Несмотря на плотный зенитный огонь, Щербина точно выдержал боевой курс. Чуть в стороне от горевшей вражеской техники штурман Неводничий увидел новую замаскированную группу танков. Прильнув к прицелу, он тщательно учел все поправки, терпеливо выждал, пока цель подползла к перекрестию, и нажал на боевую кнопку. Звено бомбардировщиков разгрузилось почти одновременно. Бомбы устремились к земле. В самой гуще вражеской техники поднялись огненные султаны. От прямого попадания взорвались два танка. Третьяков уже начал разворот вправо. В это время над эскадрильей появилась восьмерка истребителей противника. Комэск подал сигнал: — Держаться плотнее! Но ведомые замешкались и чуть-чуть опоздали с разворотом. Этой оплошностью тотчас воспользовались «мессеры». Двумя парами они ринулись на самолет лейтенанта Виктора Власова. Однако зарвавшиеся фашисты попали под дружный, губительный огонь стрелков-радистов. Вот уже отвалил от строя и, оставляя за собой черный хвост дыма, пошел к земле один стервятник. За ним, объятый пламенем, последовал второй. Вскоре нас атаковала новая группа «мессеров». Парами с различных высот и направлений врезались они в наш строй, пытаясь расколоть его. Рев моторов, стрекот пулеметов спились в неистовый гул. — На нас пикируют две пары «мессеров», — предупредил стрелок-радист Ширченко. Я быстро поднялся с сиденья и через астролюк увидел быстро увеличивающиеся в размерах камуфлированные тела «худых». — Огонь!.. — закричал я. Словно сговорившись, со всех кораблей почти одновременно зло зарычали ШКАСы. Меткие очереди прошили желтое брюхо одному фашистскому самолету. Он вспыхнул и горящим факелом полетел вниз. — Так их, гадов! — крикнул Скляренко. Мы продолжали разворот. И снова огненные трассы вспороли небо. «Мессеры» атаковали яростно, меняя направление заходов. На самолет Щербины набросилась пара гитлеровцев. Им удалось поразить бомбардировщик. Он резко снизил скорость, задымил и полетел со снижением. Экипаж выбросился с парашютами. Лейтенанты Щербина и Неводничий через два месяца вернулись в полк. Судьба стрелка-радиста старшины Ивана Балакина осталась неизвестной. Очередной вражеской атаки долго ждать не пришлось. На этот раз немцы действовали более крупными силами. Их удар был нацелен на машину командира эскадрильи. Одна из пулеметных очередей угодила в левую плоскость самолета Третьякова, вторая — в фюзеляж. С металлическим хрустом и скрежетом пули ударили по кабинам. Захрипел, зафыркал, выбрасывая черный дым, левый мотор. Упала скорость, машину потянуло вниз. — Командир, горим! — с тревогой в голосе сказал Беляев. — Что будем делать? — Прыгать надо, штурман! Нам хорошо видно, как пламя охватило левую плоскость и фюзеляж командирской машины. — Грохольский! — еде удерживая бомбардировщик, кричал Третьяков радисту. — Если сможешь, передай на землю открытым текстом: задание выполнили, самолет горит... — Постараюсь, товарищ командир! Бомбардировщик шел со снижением, оставляя шлейф черного дыма. Вдруг от борта его отделился парашютист. Дальнейшее произошло в один миг: воздушный корабль, приближаясь к земле, стал садиться на лес, и тут в воздух взметнулся огромный столб огня. Парашютистом оказался штурман капитан М. Е. Беляев. Через два месяца он возвратился в часть и рассказал подробности воздушного боя. Капитан А. Д. Третьяков и старший сержант Е. П. Грохольский погибли смертью героя. Победы заявили пилоты из штаба 8/JG53, а так же 5 и 6/JG 27. 6./JG 27 Uffz. Fritz Gromotka DB-3 (4.) 12.45 westsüdwcstlich Wilna 6./JG 27 Lt. Franz Külp DB-3 (1.) 12.47 südwestlich Wilna 8./JG53 Lt. Herbert Schramm DB-3 (13.) 13.05 8./JG53 Lt. Dietrich Kasten SB-2 (1.) 13.10 6./JG 27 Uffz. Wolfgang Gereke DB-3 (1.) 13.20 nordöstlich Njemenczin 8./JG53 Uffz. Alfred Seidl DB-3 (2.) 13.24 8./JG53 Lt. Ernst Nack DB-3 (1.) 13.25 5./JG 27 Lt. Gustav Langanke SB-3 (6.) 13.25 nordöstlich Podbrzezie 5./JG 27 Lt. Hans-Karl Witzel SB-2 (8.) 13.25 südlich Utena 5./JG 27 Lt. Gustav Langanke SB-3 (7.) 13.30 nordöstlich Wilna Stab III./JG 53 Oblt. Friedrich-Karl Müller SB-3 (13.) 13.35


Миша Т: В документах 40-й ДБАД есть отчеты вернувшихся членов экипажей 53-го и 200-го ДБАП, они будут впоследствии использованы в расширенной публикации на про Вильнюсские события 25 и 29 июня 1941 года. Сейчас еще раз отмечу то что любые мемуары в том числе самые вроде бы объективные, как правило имеют весьма отдаленное отношение к реально произошедшим событиям. Относительно мемуаров Крылова, отмечу два основных момента, первое в отчетах вернувшихся в полк В.И.Щербины, Ф.С.Наводничего и М.В.Красилова четко отмечено что звенья взлетали с интервалом 15 минут и не имели возможности детально наблюдать действия других групп в р-не цели. Следовательно описание воздушных боев других экипажей Крыловым - это художественный пересказ. Ну и второе - по отчетам личного состава обоих сбитых экипажей самолет Скляренко-Крылов-Ширченко еще до начала воздушного боя оторвался от строя, тем самым ослабив структуру обороны, что позволило мессершмиттам быстрее разделаться с самолетами звена. Конкретные обвинения не прозвучали, но подтекст был именно такой... Казалось бы после разгрома 1, 2 и звена 3 эскадрилий 53-го ДБАП между 13:45 - 14:30 в сражении над Вильнюсом наступил перелом и немецкие истребители окончательно и бесповоротно захватили господство в небе. В историях посещенных боевому пути III/JG53 и II/JG27 заявленные 50 побед в небе над Вильнюсом представлены как величайшая перемога победа немецких пилотов. Отмечая то что несомненно определенная логика в этом присутствует, однако следует отметить то что как говорится в любимой шутке: "- В действительности все обстояло совершенно не так как на самом деле..." В отличие от предыдущих дней действия советских самолетов стали напоминать немецкую "карусель", которую так удачно закрутили утром пилоты 212-го ДБАП, и которая продолжала раскручиваться после 15:00 и действия на сцене разворачивалась совершенно по другому сценарию, нежели в обед! Начало этому процессу положили по сути последние вылеты экипажей 53-го ДБАП. после 15:00 7 Дб-3ф 4-й АЭ полка, ведомые комэском капитаном Крюковым в комфортной обстановке сбросили бомбы на немецкие колонны, экипажи отметили прямые попадания в танки и без потерь вернулись на свой аэродром. Единственным недоразумением стало то что один из экипажей на обратном пути заблудился и приземлился в Калинине. Далее эстафету подхватили экипажи 128-го СБАП. Примерно в одно время с 4-й эскадрильей 53-го ДБАП, около 15:00 (вылет с 13:50 - 16:10), танковую колонну на дороге Вильно - Ошмяны с Н=2000 бомбили 6 СБ из 3-й эскадрильи 128-го СБАП. Сбросив 30 ФАБ-100 все самолеты без потерь вернулись в Уллу. В 16:00 в воздух поднялись 6 СБ 5-й АЭ 128-го СБАП, около 17:00 с Н=2200 м., экипажи отбомбились по мотоколонне в 5 км западнее Константинув. Проведя разведку и зафиксировав немецкие танковые колонны на дорогах в р-не Михалишки и на дороге в р-не Медники. Причем в р-не Медники (25 км Ю-В Вильнюса, середина дороги на Ошмян), было насчитано 200 танков. В 17:55 самолеты без потерь вернулись на аэродром. Стартовавшие в 16:05 6 СБ 1-й АЭ 128-го СБАП отбомбились по целям в р-не Ейшишки (55 км южнее Вильнюса в сторону Лиды), в р-не цели самолеты подверглись огню ЗА и были атакованы немецкими истребителями, на отходе от цели в р-не Трабы был сбит СБ комэска Маршалковича (штурман л-т Лепехин, стрелок старшина Комар). С немецкой стороны победу заявил командир 4/JG 27 Г.Редель (Oblt. Gustav Rödel) SB-3 (21.) 16.40 Wilna в 16.40 по Берлинскому времени. Остальные самолеты произвели посадку в Улле в 18:10. Взлетевшие в 17:06 5 СБ 2-й АЭ полка в 17:40 с Н=1500 метров сбросили 30 ФАБ-100 на ту самую колонну танков в р-не Медники. После чего были атакованы парой Ме-109, в результате боя были сбиты 2 экипажа. 1) пилот ст.л-т Рыжих. штурман л-т Мерзляков. стрелок сер-т Грибов. 2) пилот мл.л-т Чуканов. штурман л-т Герасенко. стрелок сер-т Круглов. С немецкой стороны отличились асы из 5-го штаффеля II/JG27 лейтенанты Г.Ланганке и Х-К Витцель. 5./JG 27 Lt. Gustav Langanke SB-2 (8.) 16.55 nordwestlich Zaskiewicz 5./JG 27 Lt. Hans-Karl Witzel SB-3 (9.) 16.55 westlich Ostrowiec Из документов 1-й батареи 84-го лёгкого зенитного дивизиона 25.06.41г.: 16:55 - 17:03 Атака 3-х "Мартин-бомбер" 17:00 Одно попадание из огневой позиции у м. Kiena Panieska Далее около 18:00 к своим целям в р-не Вильнюса начали подходить две смешанные группы, состоящие из сборных звеньев 2, 4 и 5 АЭ 212-го ДБАП. Первая в составе 7 Дб-3ф имела задачу атаковать скопления войск на Ю-З окраине города. Экипажи отбомбились с Н=5700, сбросив 70 ФАБ-100. Вторая группа в составе 9 Дб-3ф получила задачу бомбить аэродром. Задачу смогли выполнить только 6 экипажей, из состава одного из звеньев 2-й АЭ два экипажа вернулись с маршрута из-за технических неисправностей, а третий не вернулся на свой аэродром, был сбит немецким истребителем экипаж л-та Ковязина. Пилот л-т Ковязин А.Ф. - вернулся 4.07. штурман л-т Белов А.Н.- вернулся 4.07. стрелок мл.сер-т Синельников С.В. - погиб. Два других звена около 18:15 - 18:30 с Н=7700 сбросили 60 ФАБ-100 на аэродром Парубанек. Согласно докладов экипажей на аэродроме находилось 9-12 четырехмоторных транспортных самолета и большое количество истребителей. Несмотря на большую высоту им не только удалось накрыть все летное поле, но и поразить один транспортный самолет. Пилоты звена 4-й АЭ, судя по всему первыми вышедшие на цель, подверглись обстрелу ЗА и были атакованы немецкими истребителями, один Дб-3ф был сбит, экипаж заместителя командира эскадрильи л-та Ковальчука не вернулся. Зам.комэска л-т И.С.Ковальчук. штурман л-т К.И.Поляков. стрелок мл.сер-т П.П.Сличенко. Звено 2-й АЭ отбомбившееся в 18:33 не отметило противодействия истребителей противника, огонь зенитной артиллерии так же не впечатлил, самолеты вернулись на аэродром без потерь. Победы над самолетами 212-го ДБАП судя по Московскому времени 18:21 - 18:25 одержали лейтенанты Ф.Кюльп и Х.Шрамм. 8/JG53 Lt. Herbert Schramm DB-3 (14.) 17.21. 6/JG 27 Lt. Franz Külp DB-3 (2.) 17.25 westlich Smorgonje. Естественно ни о каком разгроме немецкой авиации на аэродроме Парубанек говорить не приходится, однако то что уровень противодействия немецких истребителей к вечеру был уже гораздо слабее нежели днем, совершенно очевидно, немцам не удалось разгромить ни одной группы советских самолетов, хотя они так же действовали звеньями - парами, максимум шестерками. Возможно именно в ходе вечернего удара экипажам 212-го ДБАП удалось уничтожить самолет Bf 109F-2 №6709 командира 9 эскадрильи III/JG53 Ф.Гетца (поврежден по немецким данным на 80%).

Миша Т: В результате действий советской авиации над районом Вильнюса в первой половине дня 25 июня, естественно в ходе которых осуществлялась разведка, было установление продвижения немецких танков по дорогам Вильнюс - Минск и вскрытие переброски немецкой авиации на аэродром Парубанек. Что убедительно доказывало, что со стороны Вермахта действуют не передовые отряды или одна танковая дивизия, а мощная ударная группировка. Командование ЗФ начало собирать силы для прикрытия столицы Белоруссии и параллельно попыталось нарастить авиационные удары. Однако большинство частей ВВС ЗФ действовало по колоннам 2-й немецкой танковой группе на Барановическом направлении и к вечеру не успевало подготовиться к вылетам по танковым колоннам в р-не Вильнюса. Поэтому было приказано активизировать действия частей 3-го АК и 12-го САД, что и было выполнено. Единственным пополнением в рядах группировки ВВС ЗФ действующей на Вильнюском направлении стали самолеты Пе-2 5-й 140-го СБАП 47-й САД, до этого не принимавших участие в боевых действиях, так как экипажи занималось усиленной учебно-боевой подготовкой, на новой для них матчасти. В 19:17 девятка Пе-2 нанесла удар по немецкой колонне на дороге Сухвозди - Воложин, сбросив 54 ФАБ-100. Экипажи отметили наличие в р-не цели одного немецкого истребителя, однако никакого противодействия немецкий пилот не оказал и все советские самолеты вернулись на аэродром. В 19:32 7 СБ 4-й АЭ 128-го СБАП отработали 250 килограммовыми бомбами по мотомехколонне в р-не Лычники (шоссе Солы - Сморгонь, 5 км Ю-З Сморгонь), были выполнены три захода и с высоты всего 700 метров, всего сброшено 14 ФАБ-250 и 10 ФАБ-50, кроме того расстреляно 2800 патронов ШКАС. Экипажи отметили прямые попадания, в результате которых взорвались 5 цистерн с горючим и 15 автомашин, а также опрокинуты 8 танков. Ответным огнем зенитных пулеметов 5 пулевых пробоин получил самолет с тактическим №4 белый. В 19:58 "неугомонная" 1-я эскадрилья 128-го СБАП шестеркой СБ нанесла удар по мехколонне на дороге Ошмяны - Вишнево - Воложин и сбросили 36 ФАБ-100. Потерь и повреждений матчасти не отмечено. Всего экипажи эскадрильи за 25 июня выполнили 23 боевых вылета, это вероятно самый выдающийся результат среди всех бомбардировочных эскадрилий ВВС КА летом 1941 года. Закончили боевые действия 128-го СБАП в этот день 3 СБ 2-й АЭ, которые в 20:00 отбомбились с Н=3000 м., по немецкой мотомехколонне в р-не Жураны (Жупраны н.п. на шоссе Ошмяны - Сола). Сбросив 18 ФАБ-100 самолеты без потерь вернулись на свой аэродром. В тот же период примерно с 15:00 - 20:00 по немецким мотоколоннам в р-не Ошмяны звеньями действовали Су-2 из 43-го ББАП (с приданной сводной эскадрильей 209-го ББАП). Всего после обеда экипажи Су-2 выполнили около 20 боевых вылетов, в ходе которых было заявлено о нескольких десятках уничтоженных танков и автомобилей противника. К сожалению отсутствие оперативных документов полка и Оперсводки №04 штаба 12-й САД (за вторую половину 25.06.41г) в фонде дивизии, не дает нам возможность детализировать все вылеты полка. Полк в результате противодействия от ЗА и истребителей противника потерял в течении дня 4 самолета сбитыми и 2 выполнившими вынужденные посадки и оставленные в следствии быстрого продвижения войск противника. Сбиты экипажи: 1) Зам.комэска к-н Авдеев Александр Иванович. штурман л-т Стреленко Петр Филиппович. Согласно журнала учета потерь ЛС 43-го ББАП экипаж не вернусля из боевого вылета в р-не Ошмяны. Однако в более поздних документах указано что самолет был подбит огнем ЗА и капитан Авдеев направил самолет на колонну противника совершив огненный таран. Фото экипажа Авдеев - Стрельченко из краеведческого музея г.Гродно: 2) Зам.комэска ст.л-т Решетников Михаил Александрович. штурман АЭ к-н Локтионов Андрей Александрович. 3) Ком.звена л-т Зиркин Иван Иванович. штурман л-т Свирщевский Валентин Иванович. 4) Ком.звена политрук Холкин Иван Петрович - Прикомандированный экипаж из 209-го ББАП. штурман мл.л-т Хнычкин Виктор Никитович. 5) Самолет комэска капитана Одинцова Константина Федоровича, получил повреждения в воздушном бою с немецкими истребителями, но капитану не смотря на ранение удалось дотянуть до территории занятой советскими войсками. 6) Зам.командира 209-го ББАП майор Гуща Александра Иосифовича так же смог довести свой поврежденный самолет до своей территории и произвести вынужденную посадку, но машина была потеряна. Время некоторых вылетов 43-го ББАП и воздушных боев можно определить по заявкам на победы немецких истребителей, судя по которым группы полка действовали над немецкими колоннами около 17:30 и 19:30. 9./JG53 Lt. Hermann Munzert Tiefdecker (2.) 16.30 7./JG53 Fw. Hermann Neuhoff V-ll (15.) 18.20 9./JG53 Obfw. Josef Kronschnabel Tiefdecker (2.) 18.32 Один самолет полка выполнявший разведывательный полет по маршруту Друскеники - Гродно - Сопоцкин и идентифицированный как R-10 был заявлен пилотом 4/JG52 фельдфебель А.Рендмейер в 12:44. Интересно что 25.06.41г., при посадках на аэродроме Ораны были разбит мессершмитт из II/JG52, есть вероятность что этот самолет были поврежден в бою с разведчиками из 43-го ББАП. Bf 109F-2 №8178 - Bruchlandung, Varena, 100%. Как уже было отмечено выше немецким истребителям не удалось во второй половине дня надежно прикрыть район Вильнюса и выдвигающиеся к Воложину и Молодечно немецкие танковые колонны. Вероятно на Вильнюском аэродроме технические службы еще не успели накопить необходимого для интенсивной работы запаса горючего и боеприпасов. Однако командование 8-го АК грамотно вело разведку и то что не удалось немецким истребителям было компенсировано работой самолетов ударной авиации. Достать части бомбардировочной авиации на аэродромах в районах Сольцов и Смоленска немцы еще толком не могли, хотя и предпринимали попытки, в мемуарах маршала Скрипко отмечен налет немецких бомбардировщиков на а-и Боровское 25.06.41 года. А вот аэродромы базирования частей 12-й САД были вскрыты и во второй половине дня атакованы. Как и ранее немецкая ударная авиация весьма эффективно действовала по советским самолетам на аэродромах. В результате бомбового удара по аэродрому Большие Ситцы были уничтожены и повреждены 6 Су-2 и 2 Р-ЗЕТ 43-го ББАП. Командование 12-й САД не стало искушать судьбу и в 20:00 43-й ББАП перебазировался на аэродромы Травники тремя эскадрильями и двумя на а-м Бецкое. Кроме того находящийся на соседней площадке Крулевщина 128-й СБАП так же в 20:00 перебазировался на находящийся гораздо восточнее аэродром Улла. Поврежденные и уничтоженные в результате налета немецкой авиации 25 июня 1941 года Су-2 из 43-го ББАП на аэродроме Большие Ситцы:

Миша Т: Собственно на этом действия в районе Вильнюса были завершены. Перед тем как подвести итоги и сделать выводы, хочется показать насколько радужно оценивали действия советских ВВС в своих мемуарах некоторые участники событий. Командир 3-го АК РГК Николай Семенович Скрипко: С рассвета 25 июня 1941 года наша авиация действовала двумя волнами: первая волна — фронтовые бомбардировщики, вторая — дальние. Наш авиакорпус наносил удары по колоннам фашистских танков, двигавшихся на Ошмяны. В середине дня 207-й дальнебомбардировочный авиаполк совершил успешный налет на Виленский аэродром, где в результате внезапного удара было уничтожено около 40 немецких истребителей. Но н мы ни сумели избежать удара. Я как раз приехал на аэродром Боровское, когда основная масса самолетов должна была вернуться с боевого задания. Вдруг появились немецкие бомбардировщики. Они шли с юго-запада, со стороны солнца. Три девятки фашистских бомбардировщиков До-17 летели как на параде, в плотном строю на высоте 1200-1400 метров. Врага встретил огнем взвод зенитных пулеметов. Обстрел немецких бомбардировщиков с верхних турельных установок вели и экипажи самолетов, находящихся на стоянках, бойцы роты охраны. Но это, конечно, большой угрозы для гитлеровцев не представляло, и немецкие самолеты бомбили словно на полигоне. Однако результат бомбардировки оказался невысоким. Противнику удалось сжечь один неисправный ТБ-3, получили повреждения еще два самолета, а несколько красноармейцев аэродромно-технической роты были ранены. Остальной личный состав наземных служб, находившийся на аэродроме, укрылся в щелях и потерь не имел. Если сопоставить результаты нашей бомбардировки немецкого аэродрома, где экипажи 207-го авиаполка уничтожили около 40 фашистских [77] самолетов, с итогами налета авиация противника на Боровское, нетрудно убедиться, что удары советских летчиков по врагу оказались гораздо эффективнее. Пилот 5-й эскадрильи 212-го ДБАП Николай Григорьевич Богданов, описывает вечерний вылет одной из групп самолетов 212-го ДБАП: К утру 25 июня фашистская танковая дивизия прорвалась к городу Вильно. В районе Михалишки противник высадил большой десант. Полку было приказано эшелонированными ударами звеньев бомбардировать это вражеское соединение на дорогах Строванники — Вильно и Троки — Вильно. Истребители врага не успели подтянуться к Вильно, а немногочисленные зенитные пулеметы не были помехой прицельным ударам наших бомбардировщиков. Не помню, кто первый после бомбометания снизился до бреющего и огнем пулеметов стал уничтожать гитлеровцев. Его примеру последовали все остальные группы. Отбомбившись, самолеты поочередно снижались и беспощадно расстреливали метавшегося в панике по обочинам дороги врага. В азарте некоторые экипажи оставляли поле боя, лишь когда до последнего патрона расстреливали свой боекомплект. Но всех переплюнул безвестный летописец в истории 43-го ББАП: Полк на рассвете 25.6.41 года получил приказ "Всеми средствами задержать продвижение мотомехколонн вперед." Выполняя боевой приказ командования, несмотря на сильный пулеметный и зенитный артогонь, в течении всего дня бомбардировал и штурмовал части 39-го мотомехкорпуса в р-не Воложин - Ошмяны... В результате огромного напряжения и проявленного мужества летного и технического состава полка, части 39-го мотомехкорпуса понесли большие потери в живой силы и технических средств. Дороги, где двигались мотомехколонны, были завалены грудами исковерканных автомашин, танков, орудий и трупами фашистов. Движение было задержано на сутки. Это дало командованию возможность принять необходимые меры - подтянуть резервы и разгромить почти полностью 39-й мотомехкорпус немцев. Естественно эти забавные каламбуры не соответствуют действительности. Правда если пассажи рядового пилота, который повествует о том как после того как сбросил бомбы опустился до бреющего полета и экипаж обстреливал немцев из пулеметов, выглядят просто как охотничьи рассказы которым можно улыбнуться, тем более документы 212-го ДБАП в прекрасном состоянии и мы знаем что экипажи полка сбросили бомбы на свою цель с высоты 7000 метров. То вот читать бравурные мемуары Скрипко о уничтожении 40 истребителей на Вильнюском аэродроме или текст из истории 43-го БАП про разгром 39-го МК 3-й ТГ довольно печально, и это при том что уничтоженные немецкие истребители сбили 40 советских бомбардировщиков, в том числе 11 из 3-го АК, ну а "разгромленный" на следующий день корпус перерезал шоссе Минск - Москва. Смысл этих инсинуаций не совсем понятен, особенно учитывая то что несомненно действия соединений и частей ВВС КА над Вильнюсом были вполне осмысленными, последовательными и в определенной степени эффективными. И в первую очередь это касается командира 3-го АК полковника Николая Семеновича Скрипко, решения которые им принимались в течении всего дня были несомненно точными и своевременными.

прибалт: Миша Т Спасибо. А налет немцев на Боровое был?

Миша Т: прибалт пишет: На Боровское, странно но вообще налетов на р-н Смоленска ни 25, ни 26 похоже не было, откуда Скрипко взял про налет 27 самолетов я честно пока не понял...

прибалт: Миша Т Спасибо еще раз за подробное описание налетов на Вильнюс.

Свидинский: Миша Т пишет: Смысл этих инсинуаций не совсем понятен, особенно учитывая то что несомненно действия соединений и частей ВВС КА над Вильнюсом были вполне осмысленными, последовательными и в определенной степени эффективными. Пожалуй налет советских ВВС на аэродром Порубанок 29 июня был куда эффективнее. Кстати, немцы в своих документах пишут, что русские ЕМНИП 26 июня выбросили листовки, угрожая массированно бомбить Вильнюс 27 июня, но налета не было.

Миша Т: Свидинский пишет: Пожалуй налет советских ВВС на аэродром Порубанок 29 июня был куда эффективнее. Кстати, немцы в своих документах пишут, что русские ЕМНИП 26 июня выбросили листовки, угрожая массированно бомбить Вильнюс 27 июня, но налета не было. Пожалуй, причем учитывая то что этот налет осуществили экипажи 2-го АК, то есть все основания что это была простая случайность...

прибалт: Свидинский пишет: Пожалуй налет советских ВВС на аэродром Порубанок 29 июня был куда эффективнее. Наверное опыта поднабрались?

Миша Т: прибалт пишет: Наверное опыта поднабрались? Просто не откуда было частям 2-го АК набраться опыта, они ни один подобный налет не осуществляли до 29.06.41г. Я конечно отработаю доки 51 ДБАП, попробую 100-й, все остальные полки 2-го АК там вряд ли участвовали...

прибалт: Миша Т пишет: Просто не откуда было частям 2-го АК набраться опыта Я понял, что это были разные корпуса. Согласен, дело тогда не в опыте.

Свидинский: Может я что-то упустил (если так извините). В ходе воздушного боя 25 июня в районе Сморгони был сбит Рудольф Мюллер из 8-ой эскадрильи JG 53 (пропал без вести). Позднее вернулся в часть.

Миша Т: Свидинский пишет: Может я что-то упустил (если так извините). В ходе воздушного боя 25 июня в районе Сморгони был сбит Рудольф Мюллер из 8-ой эскадрильи JG 53 (пропал без вести). Позднее вернулся в часть. Да я ошибочно написал что это был его последний бой. А нет данных от частей 39-го корпуса о потерях в этот день от авионалетов?

Свидинский: Миша Т пишет: А нет данных от частей 39-го корпуса о потерях в этот день от авионалетов? С документами 39 мк туго. Они видимо в 500-ом фонде ЦАМО (захвачены орб 64 сд). 20 мпд отмечает мощные налеты русских 25 июня. Ее потери невелики: 3 убитых, 6 раненых 25 июня.

Миша Т: Свидинский пишет: Пожалуй налет советских ВВС на аэродром Порубанок 29 июня был куда эффективнее. Кстати, немцы в своих документах пишут, что русские ЕМНИП 26 июня выбросили листовки, угрожая массированно бомбить Вильнюс 27 июня, но налета не было. Да кстати насчет удачных действий - 25 июня III/JG53 в результате противодействия советским налетам потеряла в два раза больше самолетов чем 22 июня, когда пилоты группы били в воздушных боях, помимо советских штурмовиков и бомбардировщиков, еще и пилотов четырех советских истребительных полков 122-го и 127-го ИАП 11-й САД ВВС ЗФ и 15-го и 236-го ИАП 8-й ИАД.

Свидинский: Миша Т пишет: Да кстати насчет удачных действий - 25 июня III/JG53 в результате противодействия советским налетам потеряла в два раза больше самолетов чем 22 июня, когда пилоты группы били в воздушных боях, помимо советских штурмовиков и бомбардировщиков, еще и пилотов четырех советских истребительных полков 122-го и 127-го ИАП 11-й САД ВВС ЗФ и 15-го и 236-го ИАП 8-й ИАД. Два самолета столкнулись при взлете и сгорели. Один серьезно поврежден при посадке. В воздушном бою сбито 2 самолета- один у Сувалок, другой у Сморгони.

Миша Т: Свидинский пишет: Эээ, я не совсем понял к чему это перечисление? Один самолет был не поврежден при посадке, а уничтожен в результате налета, выше же выложены сканы документов? Еще три потерянных в боевых условиях самолета вроде тоже выше перечислены с указанием номеров и подробностей. Да один самолет сбит стрелками 212-го ДБАП, ну а два столкнувшихся на взлете смело записываем на спешку при вылете на отражение и этот как минимум... А вот тот самолет который упал в Сувалках, это 100% не боевая причина, если еще этот самолет считать, то в два с половиной раза больше потерь понесла III/JG53, так как 22.06.41 года группа потеряла лишь два самолета.



полная версия страницы