Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » "Каталины" в СССР. » Ответить

"Каталины" в СССР.

Кубинец: В доступной литературе написано о 2-3 приобретённых в США самолётах "Каталина" (пишут об одном целом и двух разобранных, без двигателей, приборов и оборудования, самолётах) + купленный для поисков экипажа Леваневского самолёт под именем "Guba" (б/н "L-2"). В СССР было выпущено 27 машин. В результате всего получается 30-31 самолёт. Но к 22 июня 1941г. в авиации ВМФ СССР имелось всего 18 самолётов подобного типа, 5 - в авиации Севморпути и 1 - в ГВФ. Итого 24 самолёта. А куда подевались остальные 6-7 ед.?

Ответов - 18

mikado 5448: Ув.Кубинец,2 разобранных планера скорее всего предназначались для разборки на детали,анализ состава металлов , статические испытания элементов конструкции и т. д.Процесс освоения лицензионного производства в СССР хорошо описан на примере DC-3,можно найти литературу в сети:http://mirageswar.com/2007/11/11/transportnyjj_samolet_li2.htmlнапример. .Не думаю,что при освоении в Таганроге в серии ГСТ что-то сильно отличалось Да,один экземпляр остается как эталонный при КБ (или заводе )

Моонзундец: Уважаемый Кубинец, специально по "Каталинам" читайте "тэбэушку" Котельникова из "синей" серии издательствап "Гангут" и воспоминания-исследование дочерей возглавлявшего их перегоны в годы войны генерала ВВС ВМФ (сейчас нет под рукой дарственного экземпляра, ищите по фамилии одного из авторов - Рубина). Имеется не подтверждённая документально информация о потере одной "Каталины"/ГСТ из состава ВВС ЧФ в 1941 году (но до начала войны) при весьма загадочных обстоятельствах...

Кубинец: Спасибо, Уважаемый Константин Борисович! Что касается "загадочной" потери ВВС ЧФ - это угон "Каталины"? Была информация о том, что 22.11.1941г (т.е. уже после начала войны) один из ГСТ 80-й ОМРАЭ был угнан "к противнику" (фактически - к англичанам) из Севастополя авиамехаником по фамилии Рева. Самолёт в конечном итоге оказался на Кипре и служил в RAF под номером НК-850. Или был другой случай в 1941г? Книжку Котельникова прочёл внимательно, вот только там практически нет материала по гражданским "Каталинам" - МП-7. Информацию по ним я отыскал на форуме- http://www.polarpost.ru/forum/ И кроме того там нет точного расклада по советским "Каталинам". По "Номадам" - да, написано достаточно, а вот по машинам советской постройки - ГСТ/МП-7 - нет. Получается, что летающих "Каталин" американского производства - 2 шт (в т.ч. "L-2") + 27 самолётов советской постройки. Итого 29 машин.


Кубинец: mikado 5448 пишет: Ув.Кубинец,2 разобранных планера скорее всего предназначались для разборки на детали,анализ состава металлов , статические испытания элементов конструкции и т. д Да, именно так. А что касается самолёта, возможно оставшегося при Таганрогском заводе, то по данным на апрель 1941г самолётов ГСТ/МП-7 за заводами НКАП не числилось.

Кубинец: Чуть позже постараюсь выложить немного материала по номерам советских "Каталин" ГСТ/МП-7 и их судьбе. По "флотским" самолётам информации много (в т.ч. по использованию, наличию и потерям), а вот заводских номеров у меня нет. Если у кого-нибудь есть по ним подробная информация - предлагаю размещать в данной теме.

Моонзундец: Кубинец пишет: Что касается "загадочной" потери ВВС ЧФ - это угон "Каталины"? Была информация о том, что 22.11.1941г (т.е. уже после начала войны) один из ГСТ 80-й ОМРАЭ был угнан "к противнику" (фактически - к англичанам) из Севастополя авиамехаником по фамилии Рева. Самолёт в конечном итоге оказался на Кипре и служил в RAF под номером НК-850. Да, мы явно говорим об одном и том же случае, но в нём ещё остаётся много неясного. Первоначально я получил информацию, что это произошло, якобы, до начала войны, поэтому речь шла именно об "угоне к противнику" (каковыми и являлись для нас тогда англичане) на Кипр. Потом в записях комфлота Октябрьского за 22.11.1941 нашёл описание этого эпизода с его уверенным заключением по угонщику: "Конечно, один он на таком большом самолёте не справится, где-нибудь разобьётся при посадке". По этому эпизоду нужны ещё дополнительтные подробности, причём - с обоих сторон.

mikado 5448: Да, именно так. А что касается самолёта, возможно оставшегося при Таганрогском заводе, то по данным на апрель 1941г самолётов ГСТ/МП-7 за заводами НКАП не числилось. Уважаемый Кубинец,я имел в виду именно "Каталину",а не ГСТ:экземпляр,"стоящий в углу цеха" -на котором проверяется правильность сборки и т. д.Поэтому называется "эталонный".Я все таки не авиастроитель-пусть другие меня поправят. По Вашему вопросу-может просто банальная разбежка между выпущенными и принятыми самолетами. А история с угоном самолетов в СССР в годы войны,если не изменяет память ,началась с полдня 22.06.1941 г.

Кубинец: Моонзундец пишет: Да, мы явно говорим об одном и том же случае, но в нём ещё остаётся много неясного. Первоначально я получил информацию, что это произошло, якобы, до начала войны, поэтому речь шла именно об "угоне к противнику" (каковыми и являлись для нас тогда англичане) на Кипр. Потом в записях комфлота Октябрьского за 22.11.1941 нашёл описание этого эпизода с его уверенным заключением по угонщику: "Конечно, один он на таком большом самолёте не справится, где-нибудь разобьётся при посадке". По этому эпизоду нужны ещё дополнительтные подробности, причём - с обоих сторон. Тема довольно интересная! Если постараться разложить все потери ГСТ на Чёрном море по полочкам, то можно попытаться определить, когда "пропал" этот самолёт - до или после начала войны. Жаль, по Ч.м. у меня немного информации. Больше есть по Северу.

Кубинец: mikado 5448 пишет: Уважаемый Кубинец,я имел в виду именно "Каталину",а не ГСТ:экземпляр,"стоящий в углу цеха" -на котором проверяется правильность сборки и т. д.Поэтому называется "эталонный".Я все таки не авиастроитель-пусть другие меня поправят. По Вашему вопросу-может просто банальная разбежка между выпущенными и принятыми самолетами. А история с угоном самолетов в СССР в годы войны,если не изменяет память ,началась с полдня 22.06.1941 г. Для "угла цеха" как раз и предназначались два самолёта, без двигателей, приборов и оборудования. А "летающая" купленная "Каталина" "модели 28-2" с большОй долей вероятности служила а авиации ГУ СМП и имела бортовой номер "Н-274". Что касается "банальной разбежки" между выпущенными и принятыми самолётами, то вряд ли она могла быть при таком незначительном объёме производства - всего 27 машин.

Кубинец: А вот тут есть расклад по "Каталинам" в СССР - http://www.oldwings.nl/st/foreigners.pdf Жаль, не силён я в английском... :(((

Кубинец: Номера гражданских МП-7 к июню 1941г: ГВФ - 1 машина - "Л-3454". зав.№ ? - постр.23.08.1940г. К началу ВОВ находился в Якутске, в составе авиагруппы Восточно-Сибирского управления ГВФ. ГУ СМП - на 1.12.1940г. 5 машин: Н-243 (бывший L-2) - зав.№8451 (US) Н-275 - зав.№02310 - постр. 1.07.1939г. Первый самолёт советской постройки. Н-307 - зав.№02317 - постр.9.07.1940г. Н-308 - зав.№02318 - постр. 9.07.1940г. Н-309 - зав.№02319 - постр. 9.07.1940г. Попадалась информация, что в полярной авиации кроме Н-275 поступило ещё 4 самолёта отечественной постройки. Вместе с Н-243 получается 6 машин. Возможно, что в течение последних 6 месяцев до начала ВОВ в авиацию ГУ СМП поступила 6-я "Каталина". По "Каталинам" есть ещё информация, что в число 27-ми собранных в Таганроге самолётов входили и 2 купленных в США без двигателей и оборудования. Вероятно их дооснащали уже на заводе отечественными агрегатами. До начала ВОВ один самолёт, принадлежавший флоту, разбился в результате аварии 27.10.1940г.

Кубинец: Ещё одна информация по "Каталинам" в СССР. 13.08.1943г на р.Лена потерпел катастрофу МП-7. Какому ведомству он принадлежал и подробности мне неизвестны. У кого-нибудь есть информация по этому происшествию?

Кубинец: Уважаемый Моонзундец! У Вас нет данных о потерях черноморских ГСТ в годы войны? С угоном одного самолёта в ноябре 1941г более-менее понятно. О потере 20.06.1942г ГСТ вместе с экипажем капитана Чебаника в Геленджикской бухте тоже читал. А вот что с остальными ГСТ? Заранее благодарен!

Моонзундец: Уважаемый Кубинец, отвечу, но явно не сейчас, так как в ближайшие часы вылетаю именно на то самое место, указанное Вами

Кубинец: Приятного Вам путешествия! :)

Моонзундец: Кубинец пишет: Приятного Вам путешествия! :) Спасибо! Визит в Краснодар и в Геленджик был "пристрелочный", поэтому, увы, краткий, и я пишу уже из дома. Поинтересовался насчёт "Каталины"/ГСТ у местных дайверов-поисковиков, они мне сообщили, что место той катастрофы им известно и, очевидно, она была тяжёлой, так как от машины на дне - только обломки, в том числе - разбитый двигатель.

Кубинец: Понятно. На Цусиме мне написали по поводу пот ерь черноморских каталин следующее: "За период с 22 июня по 25 сентября 1941 г. потерян 1 ГСТ по не боевой причине - уточнение это было между 22 июля и 22 августа. 1 - между 22.9 и 22.10.1941 - 15.10 сбит ИА пр-ка в районе ГБ ЧФ 1 - между 22.10 и 22.11 - угон самолёта авиамехаником Ревой 22.11 из Севастополя на о.Кипр 1 - между 22.12 и 22.1.1942 - не вернулся из вылета 4.1.42 выполнял спецзадание из Геленджика 3 - между 22.4 и 22.5.1942 - все уничтожены на гидроаэродроме в бух. Матюшенко - два налетом 22.4, один артобстрелом 30.4 2 - между 22.5 и 22.6.1942 - один разбит 20.6 в Геленджикской бухте. На нём погиб командир 80-й ОАЭ капитан Чебаник, другой - при посадке в Севастополе врезался в катер, поврежден, вероятно уничтожен артобстрелом/налетами или своими силами при оставлении бухты 1 - между 22.6 и 22.7.1942 - разбит при вынужденной посадке, летчик Малахов - 1.7 при эвакуации из Севастополя сел в море из-за аварии л/мотора, поврежден штормом и нем. авиацией, затоплен 1/2.7 после снятия экипажа и 33 пассажиров на БТЩ-14. После этого остался 1 неисправный ГСТ. Его отремонтировали и на рубеже 1942/43 передали из 80-й в 82-ю аэ. По-моему он оставался в наличии до конца войны."

Кубинец: Теперь остаётся лишь один вопрос: 27 июля 1942г в бух. Малые Кармакулы (о.Новая Земля) германская ПЛ "U-601" артогнём уничтожила на якорной стоянке две летающих лодки. С большой долей вероятности оба самолёта - ГСТ. Один из них - самолёт с б/н "Н-243" (бывший "L-2)принадлежавший Московскому отряду полярной авиации, а на момент гибели входил в ВВС Беломорской ВФл. А вот 2-й самолёт? Он принадлежал ВВС СФ? Это именно тот единственный ГСТ из состава ВВС СФ, потерянный в 1942г? Вероятно именно его пилот - капитан Елькин Л.И., будущий Герой Советского Союза, получил тогда тяжёлое ранение (потерял один глаз)?



полная версия страницы