Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Авиация гражданских ведомств СССР 30-40-х гг. » Ответить

Авиация гражданских ведомств СССР 30-40-х гг.

Кубинец: Уважаемые форумчане! Возник вопрос по авиации гражданских ведомств СССР до 1945г. Конкретно - маркировка самолётов этих ведомств (литеры номера) и их принадлежность к определённому ведомству. И так. Самолёты имелись в следующих гражданских ведомствах: - ОСОАВИАХИМ - ? - ГУ ГВФ (Гражданский воздушный флот) - литера "Л" - ГУ СМП (Севморпуть - полярная авиация) - литера "Н" - ГУ ГиК (Геодезии и картографии) - ? - НКАП (Наркомат авиационной промышленности) - литера "И"? - НКБП (Наркомат боеприпасов) - ? - НКРП (Наркомат рыбной промышленности) - литера "Х" - НКЛП (Наркомат лёгкой промышленности) - ? - НКЛ (Наркомат лесной промышленности) - ? Там где нет обозначения литер - вопрос- какими они были? Кроме того, самолёты эксплуатировались в сельхозавиации (литера "А" - НКСХ), в санавиации (литера "К". Кстати - какому ведомству они принадлежали? ГВФ?) и в авиации "БАМ-проект" (литера "Ж"). Были ещё самолёты с литерой "М", которые эксплуатировались с борта ледоколов. По некоторым данным - литера "М" была у самолётов, принадлежащих Окрисполкомам . Вот с "БАМом" - непонятно... НКПС? И ещё, возможно в этот же период самолёты имелись и в Геологоразведке (литера "Г"). Прошу тех, кто знает что-либо по этому вопросу, поделиться информацией.

Ответов - 12

Моонзундец: Уважаемый Кубинец, моё давнее (двухгодичной давности) с нашего же форума :) - http://imf.forum24.ru/?1-4-40-00000107-000-40-0 Моонзундец пишет: Итак, очередной вариант списка (отредактировано мной по состоянию на 05.05.2012): В - Научно-Исследовательский комбинат по опытному стротельству и эксплуатации дирижаблей "Дирижаблестрой" ГУГВФ (до 1940 г.), Д - "Дерулюфт" (до 1937 г.), Е - временное обозначение всех воздушных судов, находящихся в процессе лётных испытаний, Ж - авиация Народного Комиссариата Путей Сообщения Союза ССР, З - ? И - "Глававиапром" (Главное управление авиационной помышленности (ГУАП), с 1939 г - Народный Комиссариат авиационной промышленности (НКАП), К - санитарная авиация Народного Комиссариата Здравоохранения Союза ССР и наркомздравов союзных республик, Л - "Аэрофлот" (Главное Управление Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ при СНК СССР; самолёты только для полётов над территорией СССР!), но - см. так же В, Ш, Э и N, М - местные органы Советской власти, Н - Управление полярной авиации "Главсевморпути" (Главное Управление Северного Морского Пути (УПА ГУСМП) при СНК СССР), Р - аэростаты, С - "Осоавиахим" (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), Т - учебно-тренировочные самолёты различных ведомств, кроме ГУГВФ и "Осоавиахима", Ф - Главное управление геодезии и картографии (ГУГК при СНК СССР), Х - различные отраслевые промышленные Народные Комиссариаты Союза ССР и их отдельные хозяйственные организации, Ц - Центральная военно-индустриальная радиолаборатория (ЦВИРЛ, до 1939 г.), Ч - частные лица, Ш - авиационные школы и почие учебные подразделения ГУГВФ, Э - Научно-испытательный институт ГВФ, N - Управление международных воздушных линий "Аэрофлота" (Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ); самолёты, предназначенные для полётов над территорией зарубежных государств).

Кубинец: Уважаемый Моонзундец! Большое спасибо! В Вашем списке возможно ещё отсутствует "А" - авиация Наркомата сельского хозяйства и "Г" - предположительно, самолёты МинГео - "Геологоразведки".

Кубинец: Вот тут кое-что выложили - http://forums.airforce.ru/do-1945/5747-aviaciya-grazhdanskih-vedomstv-sssr-30-40-h-gg/


Моонзундец: Очередной вариант списка (отредактировано мной по состоянию на 14.05.2014): А - авиация Народного Комиссариата Земледелия (НКЗ) Союза ССР, Б - ? В - Научно-Исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей "Дирижаблестрой" ГУГВФ (до 1940 г.), Г – авиация Комитета по делам геологии при Совете Народных Комиссаров Союза ССР, Д - "Дерулюфт" (до 1937 г.), Е - временное обозначение всех воздушных судов, находящихся в процессе лётных испытаний, Ж - авиация Народного Комиссариата Путей Сообщения (НКПС) Союза ССР, З - ? И - "Глававиапром" (Главное управление авиационной промышленности (ГУАП), с 1939 г - Народный Комиссариат авиационной промышленности (НКАП) Союза ССР, К - санитарная авиация Народного Комиссариата Здравоохранения Союза ССР и наркомздравов союзных республик, Л - "Аэрофлот" (Главное Управление Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ при СНК СССР; самолёты только для полётов над территорией СССР!), но - см. так же В, Ш, Э и N, М - местные органы Советской власти, Н - Управление полярной авиации "Главсевморпути" (Главное Управление Северного Морского Пути (УПА ГУСМП) при СНК СССР), П - авиация Народного Комиссариата Связи (НКС) Союза ССР, Р - аэростаты, С - "Осоавиахим" (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), Т - учебно-тренировочные самолёты различных ведомств, кроме ГУГВФ и "Осоавиахима", Ф - Главное управление геодезии и картографии (ГУГК; при СНК СССР), Х - различные отраслевые промышленные Народные Комиссариаты Союза ССР и их отдельные хозяйственные организации (НКРП), Ц - Центральная военно-индустриальная радиолаборатория (ЦВИРЛ, до 1939 г.), Ч - частные лица, Ш - авиационные школы и прочие учебные подразделения ГУГВФ, Э - Научно-испытательный институт ГВФ, N - Управление международных воздушных линий "Аэрофлота" (Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ); самолёты, предназначенные для полётов над территорией зарубежных государств).

Кубинец: Думаю, что литеры "З" не было, т.к. эта буква похожа на цифру "3". А вот литера "Б" могла быть у Наркомата боеприпасов (НКБП)

Кубинец: Получается, что Наркомрыбпром, Наркомлес, Наркомат лёгкой промышленности имели в номерах самолётов литеру "Х" ?

Моонзундец: Кубинец пишет: Думаю, что литеры "З" не было, т.к. эта буква похожа на цифру "3". А вот литера "Б" могла быть у Наркомата боеприпасов (НКБП) Несмотря на верность Вашего замечания про схожесть, литера "3" была точно! Литера "Б" - явно не у НКБП: слишком малый по количеству собственной авиатехники нарокомат, чтобы давать ему отдельную литеру. Кубинец пишет: Получается, что Наркомрыбпром, Наркомлес, Наркомат лёгкой промышленности имели в номерах самолётов литеру "Х" ? Очевидно, что это касалось всех тех общесоюзных и республиканских наркоматов, которые имели собственные самолёты, но в "штучных" количествах.

Кубинец: Моонзундец пишет: Очевидно, что это касалось всех тех общесоюзных и республиканских наркоматов, которые имели собственные самолёты, но в "штучных" количествах. Хорошо бы ещё с этим "штучным количеством" разобраться. В тех таблицах, что мне попадались, фигурировали только ОСОАВИАХИМ, ГУ СМП, ГВФ, ГУГиК, НКАП, НКБП, НКРП, НКЛП, но не было НКПС, Наркомата связи, местных органов власти (М), сельхоз (НКЗ) и санавиации.

Кубинец: По штучным самолётам в различных гражданских ведомствах: 2 самолёта МП-1 имелись в НКПС в составе авиации, обслуживающей "БАМ-проект". Номера "СССР Ж-3" (МП-1 бис) и "СССР Ж-29" (МП-1) 1 "Дорнье-Валь" в Главном Управлении геодезии и картографии. Номер "СССР Ф-135". Это бывшая машина авиации ГУ СМП с номером "Н-26", переданная с ГУГК 14.05.1939г.

Кубинец: За Наркоматом лёгкой промышленности (НКЛП) на 1.04.1941г числились: 3 - СБ с М-103 (2 испр.) 1 - Р-5 с М-17 (не испр.) 2 - Р-Z c М-34НБ (оба испр.) За НКБП (Наркоматом боеприпасов) на 1.04.1941г: 1 - МБР-2 с АМ-34НБ (не испр.) 2 - ДБ-3 с М-87 (оба испр.) 3 - СБ с М-103 (2 испр.) 1 - ПЛ-5 с М-17 (испр.) 10 Р-5 с М-17 (9 испр.) 2 - Р-Z с М-34НБ (1 испр). Судя по численности авиапарка, НКБП вполне мог иметь свою литеру в регистрационных номерах.

Кубинец: ГУ Геодезии и Картографии на 1.04.1941г: 2 - МП-1 с М-17 (1 испр.) 7 - МП-1 бис с М-34 (2 испр.) 1 - "Дорнье-Валь" (неиспр.) - "СССР Ф-135" 38 - П-5 с М-17 (29 испр.) 9 - П-Z c М-34 (8 испр.)

Кубинец: НКРП (Наркомат рыбной промышленности): 7 - МБР-2 с М-17 (2 испр.) 9 - МБР-2 с АМ-34НБ (5 испр.) 15 - Ш-2 с М-11 (7 испр.) 1 - "Савойя" АССО-750 (не испр.) 8 - Р-5 с М-17 (7 испр.) По некоторым данным, ещё имелась одна летающая лодка МБР-4 (Савойя S-62 bis)



полная версия страницы