Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ » Ответить

ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

прибалт: По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

прибалт: Morsunin Почитал. Мюнгхаузен отдыхает. Особенно понравилось как 22 июня потопили немецкий морской десант между Павилостой и Ужавой. А на одном представлении помощника командира аэродроиной роты из Шауляя так и написано - все бросили. Судя по немецким фото так и было, но за это еще и дать Красную Звезду?!

Миша Т: В процессе подготовки к выпуску статьи про б/д истребительной авиации ВВС КА 22 июня 41 года продолжаю разбирать эпизоды, в данный момент 10 ИАП 7 САД ВВС ПрибОВО. Заинтересовал вот этот эпизод: «Командир звена 10-го истребительного авиационного полка лейтенант Лобода В.С. 22 июня 1941 года в 6.30 второй раз за день поднялся в воздух на самолёте И-16 в составе эскадрильи. Вблизи города Шауляя (Литва) на высоте 2000 м наши лётчики обнаружили группу вражеских бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении истребителей Me-109. Лобода повёл своё звено в атаку на истребители прикрытия. С первой атаки он сбил один "мессершмитт". Во второй атаке, выручая товарища, таранил другой вражеский истребитель и сам при этом погиб». То что описание не соответствует действительности - это понятно, но как же было на самом деле? Если судить по документам 7 САД, то 6.30 пилоты 10 ИАП вообще в воздух не поднимались! Вылет до этого был в 4.50-5.46 , а после этого с 7.00-8.10. Согласно ЖБД единственную потерю полк понес в р-не Таураге, в ходе вылета 13.40-14.30 на отражение налета немецких бомбардировщиков, причем по причине огня своей ЗА в р-не Таураге - пилот выбросился на парашюте... Единственным из немцев кто мог бы претендовать на эту победу был командир 1/JG54 обер-лейтенант А. Кинцингер, заявил победу над И-16 в 13.45 по Берлинскому времени (то есть в 14.45 по нашему). Но по времени немного не подходит - хотя конечно плюс-минус 15-20 минут для 22 июня это допустимая погрешность, учитывая в каких условиях оформлялись документы... Есть еще один кандидат на победу над И-16 в 9.50 по Берлинскому времени заявил л-т Х.Бейсвенгер из 6//JG54, в 10.35-11.28 был вылет 18 И-16 10 ИАП на отражение налета 12 немецких бомберов на а-м Шауляй. В р-не аэродрома и Куртавеняй произошел (и) воздушный бой(и). В оперсводке полка отмечено что один самолет произвел вынужденную посадку в р-не Россиены - но привязки по времени нет. В донесениях о потерях 10 ИАП: л-т Лобода Василий Сергеевич - сбит в воздушном бою 22.6.41 года. мл.л-т Яковлев Георгий Митрофанович - сбит в воздушном бою 22.6.41 года. Вот такая история - есть что добавить?

прибалт: Миша Т пишет: С первой атаки он сбил один "мессершмитт". Во второй атаке, выручая товарища, таранил другой вражеский истребитель и сам при этом погиб». Это из представления на награду или б/донесение?


Миша Т: прибалт пишет: Это из представления на награду или б/донесение? Это из твоей публикации, а ссылка там на "Интернет-сайт: Авиаторы второй мировой. aeroram.narod.ru"

прибалт: Миша Т так я потому и то же заинтересовался этой нестыковкой. Если он точно погиб 22 июня, а вылетов в это время не было, то скорее всего это представление на награду посмертно. До публикации еще далеко, это пока проект.

Миша Т: прибалт пишет: так я потому и то же заинтересовался этой нестыковкой. Если он точно погиб 22 июня, а вылетов в это время не было, то скорее всего это представление на награду посмертно. До публикации еще далеко, это пока проект. На подвиге народа вроде нет...

Миша Т: OFS пишет: Бугарчев и Талдыкин. Талдыкин, хоть и замполит, вп. командовал ИАП "Варшава", погиб в бою в конце войны. Сам Бугарчев довоевал до Победы, 15 сбитых. В том бою сбили еще ст. лейтенанта Кошкина. Накопал по Сети. Про Бугарчева есть в "Истории ПрибВО 1940-1967". Сегодня взял УПК Бугарчева - есть контакт, инфа подтвердилась на 22 июня от зам комэска 236 ИАП, переведен в мае из 15 ИАП с должности командира звена... А вот ст.л-та Кошкина найти не могу - хотя бы инициалы бы были, в потерях ВВС СЗФ его нет, где искать ? Как теперь найти этот сборник с рассказом Талдыкина ума не приложу...

Миша Т: После разбирательств с боевыми действиями советских истребительных полков 22 июня 1941 года выяснилось что собственно в полосе СЗФ было всего несколько относительно крупных воздушных боев: 1) В 4.30 к аэродрому Кеданяй подошла вторая девятка Ю-88, на этот раз в воздух успели подняться несколько самолетов 61 ШАП, однако помешать немецким бомберам они не смогли. Сопровождавшие Юнкерсы Ме-109 из 1 эскадрильи JG54, атаковали взлетающие И-153 и сбили три самолета, при этом заместитель командира эскадрильи ст.л-т В.Г.Андрейченко погиб, а еще два пилота заместитель командира эскадрильи ст.л-т Камышной и л-т Абраменко успели покинуть подбитые самолеты на парашютах. Еще два И-153, ретировались с поля боя, их пилоты мл.л-т Селякин и л-т Гейко, видимо находились в состоянии шока, от тяжело сложившегося воздушного боя, так как долетев до аэродрома Ризгонис, они произвели посадки да же не выпустив шасси (самолеты были разбиты и ремонту не подлежали). Победы в воздушном бою заявили командир эскадрильи старший лейтенант А-В. Кинцингер - 2 DJ-6 в 3:30 по Берлинскому времени и унтер-офицер Ф.Тингмайер, он заявил один DJ-6, но ему по какой-то причине победу не засчитали. 2) Около 5.00 по Московскому времени в р-не Алитуса немцы из stab III и 7/JG53 (сопровождавшие Ме-109Е/В из 5/JG27, которые атаковали а-м Алитус бомбами SD-2), судя по всему сбили взлетевшие звено И-153 из 236 ИАП. Всего заявили четыре победы (три из которых на счету ком группы В-Д Вильке) и еще одну заявил пилот из 5/JG27. К сожаления точно сказать за действительное количество сбитых советских самолетов пока нельзя - доков 236 ИАП пока не нашел (по мемуарам сбили 2 И-153)... 3) Примерно в 10:50 - 11:10 В р-не аэродромов Ораны и Перлоя (находились в 4-5 км друг от друга) произошел еще один крупный воздушный бой провели пилоты stab II, 4 и 5/JG52 - немцы заявили 10 (!) победв воздухе... К сожалению доков 42 ИАП пока не найдено, а в ЖБД и оперсводке 57 САД упомянут вскользь... Отмечено что в 11.10 а-м атаковали 10 Ме-109 и уничтожили на земле 3 и в воздухе еще 2 И-153. Однако все не так просто - в донесении зам командира 4 АЭ ст.п-ка Смирнова указано что в воздушном бою приняло участие около 20 И-153 взлетевшие с обоих аэродромов, в результате два И-153 были сбиты (мл.л-ты Антонов и Карюкин спаслись на парашютах), два самолета совершили вынужденные посадки на "живот" в результате боевых повреждений, а еще на одном И-153 простреляно все что можно (но без указания как он приземлился)... Так как ст.п-ка Смирнов писал отчет находясь на а-ме Ораны (а там были самолеты 1 и 4 АЭ 42 ИАП и 237 ИАП), то скорее всего это потери только именно частей находившихся на этом а-ме, а в Перлоя где были 2 и 3 АЭ 42 ИАП возможно то же были потери... 4) Ну и самыми тяжелыми потерями для советских пилотов стал бой который провело штабное звено III/JG53 в 17:40 - 17:50 по Московскому времени (всего заявлено 6 побед). Немцам удалось подловить пилотов 1 и 3 АЭ 15 ИАП на взлете с а-ма Поцунай, в результате были сбиты 6 МиГ-3, погибли пять опытных пилотов в том числе оба комэска к-н И.А.Долженко и ст.л-т Н.Н.Бояршинов, и три ком.звена ст.л-т И.И.Подолянчик и л-ты М.М.Краденов и И.И.Шульц... Адьютант АЭ л-т И.И.Матвеев так же сбитый в этом бою 7.07.41 вернулся в часть.

прибалт: Миша Т пишет: в полосе СЗФ было всего несколько относительно крупных воздушных боев: Спасибо! Еще бы о воздушных боях 23-26 июня на СЗФр?

Миша Т: прибалт пишет: Спасибо! Еще бы о воздушных боях 23-26 июня на СЗФр? Ну батенька Вы и жадина! Тут бы с 22 июня разобраться! Там еще пара эпизодов есть где немцы заявили по три победы в 9.30 и 10.30 в треугольнике Алитус - Мариамполь - Кальвария, один из них однозначно с пилотами 61 ШАП, а вот второй по всему с 15 ИАП, но надо еще покумекать...

прибалт: Миша Т пишет: Ну батенька Вы и жадина! Скорее попрошайка

Свидинский: Миша Т пишет: Немцам удалось подловить пилотов 15 ИАП на взлете с а-ма Поцунай, в результате были сбиты 6 МиГ-3, погибли пять опытных пилотов в том числе оба комэска к-н И.А.Долженко и ст.л-т Н.Н.Бояршинов, и три ком.звена ст.л-т И.И.Подолянчик и л-ты М.М.Краденов и И.И.Шульц... Ст. лейтенант И. И. Подолянчик не погиб, а 25.6.41г. был пленен под Каунасом и умер в плену в 1944г.

Свидинский: Миша Т пишет: Победы в воздушном бою заявили командир эскадрильи старший лейтенант А-В. Кинцингер - 2 DJ-6 в 3:30 по Берлинскому времени и унтер-офицер Ф.Тингмайер, он заявил один DJ-6, но ему по какой-то причине победу не засчитали. Речь видимо идет об унтер-офицере Фритце Тегтмайере (Fritz Tegtmeier).

Миша Т: Свидинский пишет: Речь видимо идет об унтер-офицере Фритце Тегтмайере (Fritz Tegtmeier). Ст. лейтенант И. И. Подолянчик не погиб, а 25.6.41г. был пленен под Каунасом и умер в плену в 1944г. Спасибо!

Свидинский: Вопрос Мише Т. Из воспоминаний местных жителей. Передаю суть. "Около полудня 22 июня с северо-западного направления в сторону Юрбаркаса появилась тройка русских развеывательных самолетов. Батарея немецких зенитчиков, которая была в Кидуляй открыла огонь и попала в один из самолетов, который врезался в откос правого берега Немана." Может это был л-нт Г. К. Столяренко?

Миша Т: Свидинский пишет: Вопрос Мише Т. Из воспоминаний местных жителей. Передаю суть. "Около полудня 22 июня с северо-западного направления в сторону Юрбаркаса появилась тройка русских развеывательных самолетов. Батарея немецких зенитчиков, которая была в Кидуляй открыла огонь и попала в один из самолетов, который врезался в откос правого берега Немана." Может это был л-нт Г. К. Столяренко? Весьма возможно, согласно истории 61 ШАП и Политдонесения замполита, самолеты полка вели разведку на обширном участке фронта, но к сожалению конкретики там мало - вот цитата из моей статьи про б/д штурмовиков 22 июня: "Далее хронология боевые действия полка не отражена в документах, и только по косвенным данным можно составить приблизительную картину событий… Отметим что в дальнейшем полк действовал весьма активно и произвел еще 35 боевых вылета на штурмовку. Кроме повторно атакованного района Мариамполь - Кальвария, ударам подверглись части противника в районах Пильвишки и Вылькавишкис. Кроме того полк весьма активно вел разведку, вылеты отмечены в направлении Вылькавишкис, Шаки, Юрбург и Таураген..." Так как ЖБД или оперативные сводки полка или дивизии отсутствуют, то понять конкретно кто был потерян в этом районе сложно, разные документы о потерях зачастую противоречат друг другу: "Столь высокая активность над наступающими немецкими колоннами дорого стоила полку, кроме упомянутых выше сбитых шести самолетов и погибших пилотов, имелись следующие потери: - ст.л-т Столяренко Г.К., сбит ЗА в р-не Юрбург (по другим данным Средники), пилот погиб (по другим данным сбит в воздушном бою в р-не Пильвишки 23.06.41г). - л-т Гейко Н.С., сбит в р-не Пильвишки (по другим данным Мариамполь), получил ранение, впоследствии умер в госпитале. - мл.л-т Боровик П.Г - ранен в руку р-не Пильвишки (Средники), при вынужденной посадке самолет разбит. - мл.л-т Горелышев Д.А. - во время разведывательного вылета подбит своей ЗА в р-не Россиены, пилот получил ранение, при вынужденной посадке в р-не Байсегола, самолет разбит. - мл.л-т П.А.Селякин, при атаке танков самолет подбит ЗА, самолет посажен на аэродром, но вследствие больших повреждений не восстанавливался, был сожжен при отходе с аэродрома. - ст.политрук А.М.Лагутин, самолет подбит в р-не Любово (возможно неверно указан район), произвел аварийную посадку на а-ме Ковно, самолет впоследствии уничтожен при отходе. - мл.л-т Борков И.И., ранен в воздухе в р-не Пильвишки (во время разведывательного вылета в р-не Ясвойня), самолет поврежден, но дотянул до аэродрома (самолет впоследствии востановлен). - мл.л-т И.А.Домбровский, самолет подбит, но впоследствии восстановлен. - мл.л-т А.Г.Глухов, самолет подбит, но впоследствии восстановлен. - мл.л-т В.С.Солдатенко, самолет подбит, но впоследствии восстановлен. Кроме того не боевые потери составили еще три самолета: - у самолета мл.л-та Черного, на взлете с бомбовой нагрузкой лопнул подкос левой пирамиды шасси, самолет разбит, пилот отделался легкими ушибами. - л-т Алексеенко , потерял ориентировку и произвел вынужденную посадку в р-не ст.Жайсляй, самолет разбит. - Ст.л-т А.Р.Москаленко, при заходе на посадку а-м Кеданяй забыл выпустить шасси, в результате самолет разбит и был впоследствии сожжен при отходе..."

Свидинский: Благодарю за подробный ответ.

Миша Т: По воздушным боям ИА в полосе СЗФ 22 июня 41 года остаются еще два эпизода которые сложно отследить. Это воздушные бои 2 АЭ 15 ИАП, которая базировалась в Винчае (рядом с Козлово-Рудой) и воздушные бои 2 АЭ 61 ШАП в ходе первого боевого вылета по р-ну Мариамполь - Кальвария. Оба подразделения летали на И-153 и вели б/д примерно в одном районе Кальвария - Вилькавишкис - Каунас, поэтому пока точно сказать кто с кем бился не могу, только предполагаю... Директива Народного комиссара обороны №2, отданная в 7.15 и принятая в штабе СЗФ в 8.15, материализовалась около 8.50 в так называемое «Распоряжение №3»: - «Разрешено бомбить авиацию противника на 100 километров в глубину. При массовых налетах пр-ка истребителям отражать, а бомбардировщикам следовать в место и бить авиацию противника на посадке, предварительно вывести свою авиацию из под удара», а позже и в «Директиву от 9.45». «Командующего войсками Северо-Западного фронта командующим войсками 8-й и 11-й армий, командирам 3-го и 12-го механизированных корпусов о нанесении удара по противнику, прорывающемуся на Таураге... 22.6.41». В части касающейся действий ВВС приказывалось: «Командующему военно-воздушными силами [фронта] бить сильными ударами Тильзитскую и Калварийскую группировки противника…» - именно после этих приказов, командиры 6, 8 и 57 САД начали активные боевые действия. Первый вылет 9 И-153 2 АЭ 61 ИАП совершили в 9 или 10 утра. В «Истории полка» указано время старта - 9.00, но дело в том что согласно той же «Истории полка» в первом приказе, к сожалению его полный текст не сохранился, ставилась задача атаковать части противника в р-не Мариамполь - Кальвария. И это косвенно указывает на то, что этот приказ был следствием Директивы от 9.45... Поэтому ввиду многих неточностей в хронологии описания событий, первого дня войны, возможно (как предположение) что стартовали самолеты полка все таки около 10.00. Согласно немецким заявкам на победы прослеживаются два боя в этом районе: Первый был примерно в 9.10-9.25 (по Московскому времени, по Берлинскому 8.10-8.25) в р-не северо-восточнее Алитуса во время вылета 20 Bf 109E из 4 и 6/JG27 для атаки а-ма Алитус (время вылета 07.55-08.50 по немецкому времени), под прикрытием 8/JG53. Победы заявили пилоты 8/JG53 фелд.Кословский (Ofw.Eduard Koslowski), 4/JG27 фелд.Шульц (Ofw.Otto Schulz) и 6/JG27 фелд.Кренц (Fw.Herbert Krenz). Второй - в 10.35-10.45 (по Московскому, по Берлинскому 9.35-9.45) немецкие пилоты из 7 и 8/JG53 заявили победы: в 10.35 И-15 унтер.оф.Вегенер (Uffz. Otto Wegener), далее в районе действия юго-западнее Кальвария в 10.38 DJ-6 сбил фельдфебель Герман Неухофф (Fw.Hermann Neuhoff), а в 10.44 уже севернее Кальварии еще один DJ-6 лейтенант Герберт Шрамм (Ltn.Herbert Schramm). Мое мнение что Чайки 61 ШАП сбили все таки в 10.35-10.45, просто даже если судить по маршруту полета Ризгонис – Каунас – Мариамполе – Кальвария - Любавас, девятка которую вел зам комэска ст.л-т Лебедь, если бы и стартовала в 9 утра, то отбомбиться уже за границей в р-не Любавас (30 км на территорию Германии) и вернуться аж севернее Алитуса за 20-30 минут навряд ли смогла... От огня ЗА и атак истребителей группа потеряла 3 (по другим данным 2 И-153) пропали без вести младшие лейтенанты Н.А.Константинов, И.И.Хулап и А.М.Плескач (последний даже если он был сбит, то вернулся в часть и впоследствии стал командиром полка). Предположу что в 9.10-9.25 бои в р-не Алитуса провели пилоты 2 АЭ 15 ИАП, к сожалению описаний боевых действий этого полка за 22 июня пока не найдено, но часть потеряла кроме МиГ-3 еще 4 И-153. Так что вполне возможно что кто то из пилотов полка погиб именно в том бою. Согласно донесению о потерях не вернулись с б/з командиры звеньев л-т Шаронов В.С и мл. л-ты Кошелев П.М. и Пашук Д.С. Вот наверное и все "большие" воздушные бои проведенные истребительной авиацией в полосе СЗФ 22 июня 41 года.

Свидинский: Миша Т пишет: Мое мнение что Чайки 61 ШАП сбили все таки в 10.35-10.45, просто даже если судить по маршруту полета Ризгонис – Каунас – Мариамполе – Кальвария - Любавас, девятка которую вел зам комэска ст.л-т Лебедь, если бы и стартовала в 9 утра, то отбомбиться уже за границей в р-не Любавас (30 км на территорию Германии) и вернуться аж севернее Алитуса за 20-30 минут навряд ли смогла... Вероятнее всего Вы правы. Это был бой немцев с пилотами 61 шап. Маленькая поправка. Любавас -это территория СССР. До границы 2 км. В этом районе границу пересекла 20 тд вермахта.

Миша Т: Свидинский пишет: Вероятнее всего Вы правы. Это был бой немцев с пилотами 61 шап. Маленькая поправка. Любавас -это территория СССР. До границы 2 км. В этом районе границу пересекла 20 тд вермахта. В доках указывается в р-не Любавас наши не нашли достойных целей для штурмовки, поэтому пересекли границу и углубились на немецкую территорию на 30 км где атаковали моторизованные колонны и полевой аэродром! Выходит атаке подверглись части 20 ТД? Очень интересно...



полная версия страницы