Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ » Ответить

ВВС Северо-Западного фронта. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

прибалт: По авиации у нас нечего нет. Вдруг кого-нибудь заинтересуют следующие данные.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

прибалт: Миша Т Кто бомбил этот мост?

Миша Т: прибалт пишет: Миша Т Кто бомбил этот мост? По времени мост могли бомбить только во время первого налетов с 6 до 7 утра - так что это одна из групп 9 или 46 СБАП, к сожалению точнее сказать пока не могу...

Свидинский: 22.6.41г. около 11.30 (время берлинское) в 1 км севернее Аусгиррен [12 км южнее Таураге] падение СБ с одним горящим мотором. 8-ая легкая батарея 2-го дивизиона 411-го зенитного полка В донесении указана высота: 2000 м курс: 9-3 [с севера на юг??] 2-ой взвод: 150 выстрелов. 4-ый взвод: 409 выстрелов. Цель не выполняла оборонительные маневры. Через 500 м после разворота начал гореть мотор. Вскоре падение. http://s018.radikal.ru/i514/1204/61/fb03f1c238cc.jpg


Миша Т: Это однозначно был самолет 40 СБАП - но немцы на этот раз преувеличили свои достижения, скорее всего приняли противозенитный маневр за падение... По приказу штаба 6 САД полк должен был действовать по войскам и танкам противника в районе Тильзит – Тауроген. Согласно Журналу боевых действий полка, в 11:40 18 СБ вылетели с а-ма Виндава. Две девятки, составленные из экипажей 3, 4 и 5-й АЭ вел командир 5 АЭ капитан Панков. В 12.50 с высоты 2000-2500 метров, группа нанесла бомбовый удар по скоплению немецких войск на дороге Тауроген-Тильзит. Экипажи отметили прямые попадания, в районе цели самолеты были обстреляны ЗА противника, но безрезультатно. Все самолеты произвели посадку в 14:12 на аэродроме Пилтенэ. Тем временем с аэродрома Рига в 12:00 вылетели 9 СБ ведущий капитан Лавренцов, сборной группы составленной из экипажей 1 и 2 АЭ 40 СБАП и ККЗ 6 САД. Девятка с Н-1700 м, нанесла бомбовый удар по скоплению немецких войск в р-не Тильзит. В районе цели, самолеты были обстреляны зенитной артиллерией и атакованы истребителями противника. Несмотря на это потерь не было, а экипажи отметили прямые попадания в цель. Посадку все девять самолетов произвели в 14:50 на аэродроме Рига.

Миша Т: Начну понемногу выкладывать самые интересные фрагменты публикации посвященной боевым действиям истребмительной авиации ВВС СЗФ 22 июня 1941 года. Начну с 236 ИАП 8 САД, именно истребители этой части провели первый воздушный бой ИА ВВС СЗФ утром 22 июня, заранее прошу прощения текст еще не редактировался: 236 ИАП был сформирован согласно директиве Народного комиссара обороны №Орг/3/520435 от 24 января 1941 года, в составе 57 ИАД, по штату 15/21 к формированию предписывалось приступить с 1.04.41 года, укомплектование произвести за счет выпускников училищ и кадров ВВС ПрибОВО. Причем практически сразу - 17.02.41 года фактически еще не сформированный полк был передан в состав 8 САД. Командиром 236 ИАП 27.03.41 года был назначен командир первой эскадрильи 148 ИАП, ветеран гражданской войны в Испании и Зимней войны с Финляндией майор Антонец Павел Андреевич. В тот же день, ветеран СФВ заместитель командира эскадрильи 15 ИАП по п/ч политрук Талдыкин Иван Гордеевич, был назначен заместителем командира 236 ИАП по политической части. Командные должности заполняли из кадрового состава 15 и 31 ИАП, 15.04.1941 года, были подписаны приказы о назначениях командиров эскадрилий. Так комэсками в 236 ИАП были назначены: - заместитель командира эскадрильи 15 ИАП ст.л-т Шемяков Андрей Андреевич (участник СФВ, награжден медаль "За Отвагу" (22.2.41). Невозвратился из б/в р-н Спасская-Полисть 26.08.41 года). - исполняющий обязанности командира 4 АЭ 15 ИАП политрук Калугин Михаил Никанорович (участник СФВ. Погиб в катастрофе УТИ-4 23 июня 1941 года). 16.05.41 года самая большая группа летчиков кадровых полков получила новые назначения на должности заместителей командиров эскадрилий и командиров звеньев во вновь формируемые части. Надо сказать, что назначения получали действительно лучшие летчики, многие из них впоследствии прославили ВВС КА. Так заместителями командиров эскадрилий в 236 ИАП были назначены из 15 ИАП: - будущий Герой Советского Союза Г.Д.Онуфриенко (всего за ВОВ произвел 507 б/в, провел 74 в/б, сбил лично 17 (6) и в группе 10 (0) самолетов противника), - Бугарчев Борис Максимович (участник СФВ, за ВОВ произвел 310 б/в, провел 66 в/б, сбил лично 11 (7) и в группе 5 (4) самолетов противника). На должности командиров звеньев из 15 ИАП назначены ст.л-т И.И.Подолянчик, л-т В.С.Шаронов, мл.л-т П.М.Кошелев. Из 31 ИАП командиром звена в 236 ИАП прибыл будущий ас Шварев Александр Ефимович (всего за ВОВ выполнил около 400 б/в, провел более 60 в/б, сбил лично 13 и в группе 1 самолет противника). Всего в части к 1 июня числилось не менее 10 пилотов, примерно такая же ситуация была во всех вновь формируемых полках ПрибОВО.. В самом начале июня полк начал получать от 15 ИАП самолеты, всего было положено передать 39 "Чаек", но к 22 июня в Алитус успели перегнали только 24 машины. Судя по всему как раз из-за этого большая часть л/с находилась в Винчае и Каунасе (аэродромы 15 ИАП, - прим.авт.), где принимала от 15 и 31 ИАП самолеты. Так например Шварев упоминает, что утро 22 июня встретил в Каунасе откуда ему необходимо было перегнать У-2. Этим и объясняется то почему, утром 22 июня, в воздух смогли подняться только три "Чайки" полка. Впоследствии пилоты полка действовали в составе 15 ИАП, причем трое из них ст.л-т И.И.Подолянчик, л-т В.С.Шаронов, мл.л-т П.М.Кошелев, были сбиты 22 июня в р-не Мариамполь - Кальвария в ходе вылетов на бомбометание наступающих колонн Вермахта. Самолеты 1 и 8 Авиационных корпусов, нанесли первые удары по советским аэродромам даже на 10 минут раньше начавшейся в 4 часа 05 минут по Московскому времени артиллерийской подготовке Вермахта. Например, уже в 3:55 Ме-110 из 5 эскадрильи 26 эскадры тяжелых истребителей атаковали аэродром в Алитусе. Задачей «церштореров», как и большинства других немецких самолетов в первом вылете, была атака ВПП советских аэродромов, для блокирования взлета, ну и что не менее важно - до разведка. Кроме того часть аэродромов, с которыми пилоты Люфтваффе хорошо ознакомились еще до начала вторжения, должны были быть атакованы «по полной программе» еще в первом вылете. Это были аэродромы Каунас, Вильнюс, Алитус, Ораны, Кеданяй, Шауляй, Поневежис и некоторые другие. Основной удар по Алитусу должны были нанести пилоты 5-й эскадрильи JG27, для этого были выделены 13 Mе-109Е (несли по 96 бомб SD-2), ведомые командиром эскадрильи лейтенантом Х-К. Витцелем. Вылет должен был состояться уже в 4:10 по Московскому времени, но согласно воспоминаний пилота эскадрильи Х.Нидерхофера, старт произошел только в 4:35. Следует отметить, что вылет состоялся несколько позже первоначального времени, возможно в силу того что аэродромы 8 АК в районе Сувалок были буквально забиты самолетами и стартовать в одно время у них просто не было возможности. Практически одновременно с аэродрома Соболево в воздух поднялись штаб и 7-я эскадрилья третьей группы 53 истребительной эскадры 8 АК, группу вел командир III/JG53 капитан В-Д Вильке. Пилоты 53 эскадры так же направлялись в сторону Алитуса, их задачей было сопровождение нескольких групп ударных самолетов атаковавших цели в этом районе. Примерно в 4:40-4:50 «Эмили» из 5/JG27 сбросили бомбы SD-2 на стоянки самолетов 236 ИАП и начали штурмовать аэродром пулеметно-пушечным огнем. В это время в воздухе над аэродромом находилось звено И-153 взлетевшее, судя по воспоминаниям замполита 236 ИАП старшего политрука И.Г.Талдыкина, на перехват группы немецких бомбардировщиков. Судя по всему, советские пилоты взлетели после атаки Ме-110 из 5/ZG26 аэродрома, и приняли эти самолеты за немецкие бомбардировщики. В составе звена были ведущий заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Б.М.Бугарчев, и ведомые - младший лейтенант С.Г.Кошкин и собственно сам замполит И.Г.Талдыкин. Однако вместо Юнкерсов или Дорнье звено «Чаек» было атаковано пилотами Ме-109Е, а затем и эскадрильей Ме-109Ф. Немцы довольно скупо упомянули перипетии этой схватки, по их данным они вели бой с двумя звеньями И-15, это и дает возможность автору предположить, что со звеном Бугарчева последовательно сразились сначала самолеты ударной группы 5/JG27, а потом истребители прикрытия из JG53. Все три советских летчика были опытными пилотами, ветеранами «Зимней войны», но на первый взгляд, при таком превосходстве в силах, казалось шансов выжить, у них не было. Однако в завязавшейся карусели советские пилоты заставили немцев изрядно попотеть. Победить пилотам Люфтваффе, имевшим полное количественное и абсолютное качественное превосходство, удалось только в ходе продолжавшегося около пятнадцати минут(!) напряженного воздушного боя. По результатам, которого пилотам Люфтваффе засчитали пять советских самолетов. Соответственно одну победу над И-15 в 4:54 якобы одержал лейтенант Х.Витцель (командир 5/JG27), одну победу ДИ-6 в 5:05 фельдфебель В.Штумпф (пилот 7/JG53) и целых три победы 3 И-15 в 5:00, 5:05 и 5:10 командир III/JG53 В-Д Вильке. Однако на самом деле в воздушном бою немецким пилотам удалось сбить только самолеты ведомых, сначала И-153 Кошкина, а потом и «Чайку» Талдыкина. Старший политрук Талдыкин был ранен, но смог покинуть самолет на парашюте, а вот младший лейтенант Кошкин, к сожалению погиб. Ведущего советского звена, будущего аса с 11 личными победами Бориса Максимовича Бугарчева, немцам фактически сбить так и не удалось. И только после того как закончилось горючее и Бугарчев попытался приземлиться на своем аэродроме, немцам удалось расстрелять его самолет на пробеге (скорее всего эта победа на счету В-Д Вильке - прим.авт). Чайка скапотировала, Борис Максимович был ранен, но в отличие от большинства, а возможно и всех, участвовавших в этом бою немецких пилотов, он после 4-х месячного лечения вернулся в строй, впоследствии прошел всю войну и в 1945 года участвовал в параде Победы. Справедливости ради отметим, что и советская сторона так же постаралась несколько сгладить результаты этого боя, в своих воспоминаниях А.Г.Талдыкин отмечает, что Бугарчеву удалось сбить в ходе этого боя Юнкерс, а в послевоенной истории Прибалтийского военного округа советскому пилоту записали даже два немецких бомбардировщика! Но конечно если судить строго по документам, то за этот день у советского аса естественно не числилось ни одной победы. Этот бой был самым первым столкновением советских и немецких истребителей в небе Прибалтики утром первого дня войны. Фактически уже в ходе этой атаки летчикам немецкого 8 АК удалось нейтрализовать аэродром Алитус. Отметим, что конечно в воздушном бою немцам удалось уничтожить звено И-153, но при таком превосходстве в силах это было закономерно. Причем завышение заявок на победы в 2 раза относительно реально сбитых самолетов говорит о напряженности этого поединка и о том, что советские пилоты показали себя достойными противниками. Дальнейшие атаки на базу 236 ИАП проводились с немецкой пунктуальностью вплоть до 14:00 всего согласно отчету 86 Авиационной базы было произведено 10 налетов (включая атаки в ходе одного налета - прим.авт). Так например около 9:15 20 Ме-109E из II/JG27(вылет 8:55-9:50 - прим.авт) вновь атаковали бомбами SD-2 и пулеметно пушечным огнем аэродром, причем судя по всему, именно этот удар поставил финальную точку в существовании 236 ИАП. Хотя из-за отсутствия советских документов, естественно невозможно определить какая часть советских самолетов была повреждена или уничтожена конкретно в первом, втором, третьем или четвертом налете. Всего полк потерял все 24 «Чайки» имевшиеся на утро 22 июня, 2 самолета сбитыми в воздушном бою и еще 22 уничтоженными на земле, а так же получившими повреждения и оставленными из-за невозможности эвакуации. Хочется отметить, что тиражируемые из издания в издание, еще с девяностых годов, постулаты о том, что немецкие части в середине дня 22 июня ворвались на передовые советские аэродромы Алитус и Ораны и уничтожили там советские самолеты, не соответствуют действительности. Например, передовые колонны немецкой 7 ТД промчались по дороге мимо аэродрома Алитус, что называется с ветерком, и без особого шума примерно около часа дня. Так в отчете советской 86 авиационной базы указано, что личный состав спокойно наблюдал проследовавшую мимо аэродрома немецкую бронетехнику совершенно искренне принимая ее за советскую! К слову сказать, немецкие танкисты спешили к мостам через Неман, кроме того на аэродроме им собственно уже и делать то было особенно не чего. Немцы появились на летном поле Алитуса уже после 15:00, когда значительная часть техники и личного состава 86 АБ походным порядком двигалась в сторону Каунаса. В районе аэродрома противнику удалось расстрелять последние отходящие автомобили - пожарную машину и зарядно-акумуляторную станцию.

Миша Т: Продолжу про 42 ИАП: "В ходе первых налетов и многочисленных разведывательных вылетов до и после начала боевых действий немцы установили расположение подразделений полка на аэродроме в Варенах (так противник называл фактически оба аэродрома рядом с одноименным населенным пунктом - Ораны и Перлоя, прим .авт). Но видимо должным образом не оценили количество расположенных там самолетов и подготовку советских пилотов. Поэтому, как и в первых атак, в третьем налете должна была принять участие только одна эскадрилья - 8/JG53. «Пиковые тузы», появились над Оранами и Перлоя примерно в 9:00, естественно ни о какой неожиданности речи уже не было - командир 42 ИАП все время держал все экипажи в готовности №1, и по докладам постов ВНОС каждый раз при подходе самолетов противника, советские самолеты успевали взлетать на перехват. Так же было и в этот раз. Единственным минусом было то, что советские пилоты взлетали с обоих аэродромов и формально были разделены между собой. Первыми атаковали немецкую группу И-153, взлетевшие с аэродрома Ораны, это были самолеты 1 и 4 АЭ 42 ИАП и возможно несколько боеспособных экипажей 237 ИАП. Согласно, оперативной сводки №1 штаба 57 САД: «В 9:00 12 И-153 в районе Ораны на Н-800 метров вели воздушный бой с 5-ю Ме-109, пытавшихся атаковать аэродром Ораны, противник из боя вышел и ушел на свою территорию, потерь с обоих сторон нет. Один самолет И-153 имеет пулевые пробоины…» В своем отчете ст.политрук Смирнов так же указывается, что советские истребители попытались помешать «мессершмиттам», но к сожалению у советских пилотов ничего не получилось: «За второй приход Ме-109 в воздух поднялось 15 сам. И-153 которые старались втянуть в бой. Ме-109 боя не приняли и ушли в направлении площадки Перлоя, где обстреляли стоявшую там м/ч...» С аэродрома Перлоя так же поднялись в воздух советские самолеты, согласно все той же оперативной сводки №1 штаба 57 САД: «В 9:30 три И-153 атаковали 2 Ме-109 пытавшихся атаковать аэродром Ораны. Один Ме-109, на малой высоте ушел на свою территорию, второй, есть предположение сел вынужденно…» - звено И-153 с аэродрома Перлоя (самолеты 2 или 3 АЭ. - прим.авт), как и группа из Оран, вело бой с самолетами все той же 8 эскадрильей 53 эскадры, просто противник видимо разделил свою группу на атакующую и прикрывающую части. Это предположение подтверждает журнал боевых действий 57 САД, в нем немецкая группа оценивается в 10 истребителей: «В 9:20 3 И-153 в р-не Ораны атаковали 10 Ме-109. 1 Ме-109 после боя ушел со снижением на свою территорию…» Надо отметить, что советские пилоты действительно не ошиблись - в бою над советскими аэродромами получил повреждения Ме-109F-2 №5523 №2 «черная» опытного пилота старшего фельдфебеля Э.Кословски, к 22 июня на его счету числилось 4 победы одержанные им на западном фронте. В результате боевых повреждений немецкий пилот произвел вынужденную посадку в районе Меркине, самолет при этом был полностью разбит, по немецкой классификации на 100%, но пилот не пострадал и на следующий день вернулся в свою часть. Интересно, что Кословски, по результатам боя так же засчитали воздушную победу в 9:10 над И-153, видимо, так как пилот пропал без вести, его решили «посмертно» произвести в асы…"

Миша Т: Полученный, при налетах на аэродромы Ораны и Перлоя серьезный отпор, со стороны пилотов 42 ИАП, заставил противника увеличить наряд сил, предназначенный для новой атаки. На этот раз атаку должны были продолжить самолеты штаба, 4 и 5 эскадрильи второй группы 52 истребительной эскадры. Судя по описанию боя, в советских документах и немецких заявках на победы, немецкая группа была разделена на два эшелона, первыми около 10:45 к советскому аэродрому подошли Ме-109Ф из штаба и 4 эскадрильи второй группы 52 эскадры, ведомые опытными асами командиром группы капитаном Э.Войтке (11 побед в ходе предыдущих компаний, прим.авт.) и командиром 4 эскадрильи старшим лейтенантом Штейнхофом (8 побед на западе, прим.авт.). Не смотря на то что и в этот раз советские истребители смогли взлететь, до того как немцы подошли к аэродрому, удача на этот раз сопутствовала пилотам Люфтваффе. Старший политрук Смирнов в отчете описывает перепетии завязавшегося над аэродромом воздушного боя: «В третий прилет Ме-109 в воздух были подняты само¬леты находящиеся на аэродроме Варена и Перлоя, всего около 20 шт. Завязался бой на Н-3000-3500 м. В резуль¬тате боя е воздухе были сожжены 2 с-та И-153. Летчики мл. лейтенант Карюкин (мл.л-т Карюкин Николай Александрович - прм.авт.) и мл.лейтенант Антонов благополучно спустились на парашютах. Летчик к-р звена Карюкин в воздухе бил ранен в левую ногу и левый бок (при спуске с парашютом был обстрелян Mе-109). Во время боя оторвавшиеся самолеты Ме-109 снизились и обстреляли с-ты стоящие на земле и щели, где нахо¬дился личный состав. Было подожжено 6 самолетов И-153. Личный состав потерь не имел…» То что бой был напряженным и продолжался около 15 минут, ясно как из советского отчета, так и из немецких заявок на победы. Всего пилоты штаба и 4 группы, в период с 10:48 по 11:00 заявили, что сбили 7 И-15, отличились командир 4 эскадрильи И.Штейнхофф и пилоты В.Семейка, Г.Маер, С.Самиш, а также командир группы Э.Войтке и пилоты штабного звена К.Хартманн и Б.Вильски. Таким образом, всего на 2 сбитых И-153 имелось целых 7 претендентов. Советские пилоты то же не поскупились на «сбитые», правда их аппетиты были намного скромнее, по итогам боя по одному Ме-109 засчитали на счет мл.лейтенанту Н.А.Карюкину и лейтенанту Ф.С.Ляпину, хотя при этом ни один немецкий самолет не был сбит. Далее после ухода первой группы немецких самолетов к аэродрому подошли самолеты 5-й эскадрильи 52 эскадры, немецкие пилоты с ходу вступили в бой, фактически сменив утомившихся коллег и из штаба и четвертой эскадрильи. После этого в ходе сражения наступил окончательный перелом, советские летчики выдохлись, и пилоты 5 эскадрильи заявили еще три победы над И-15 в течение всего четырех минут с 10:07 по 10:11. Согласно немецким данным победы заявили унтер-офицеры А.Ханика, Ф.Гилхаус и Х.Спенглер. Старший политрук Смирнов указывает, что собственно сбить ни один советский самолет немцам не удалось, однако очень многие И-153 получили серьезные повреждения и как минимум один пилот произвел вынужденную посадку на живот, благо аэродром был, что называется под рукой. Еще один И-153 из-за полученных повреждений скапотировал на посадке, и несколько пилотов получили в воздушном бою ранения, а их самолеты были серьезно повреждены: «В четвертый прилет Ме-109 снова завязался бой, в результате потерь не было за исключением прострела 2-нижних лонжеронов у с-те ст.л-та Ликина (ст.л-т Ликин Петр Степанович - прим.авт) и прострел куполов других мест на с-те мл.л-та Ликина. При посадке мл.л-т Артемьев (мл-т Артемьев Алексей Иванович, 1920 г.р. - впоследствии воевал в 863, 790 иап и 5 гиап, сбил 6+1. Погиб 22.11.1943 в воздушном бою - прим.Авт) с-т скапотировал (выше летчика) т.Артемьев получил легкие ушибы. На самолете мл.л-та Митина шасси не выпускалась, так как купола и воздушные трубки били простреляны. Посадку произвел на пузо…» Надо отметить что, несмотря на усталость и заканчивающиеся боекомплект и горючее, советские пилоты бились до последней возможности и в финальной части боя еще один Ме-109 из 5 эскдрильи 52 эскадры получил фатальные повреждения, а его пилот старший фельдфебель Деглер был ранен. Немецкому летчику удалось дотянуть до района н.п.Перьета, где он при попытке произвести вынужденную посадку, его Ме-109F-2 №5780 был полностью разбит, повреждения по немецкой классификации 100%. В отчете штаба 57 САД об итогах боевых действий описывается момент, когда советские пилоты попытались выйти из боя и совершить посадку, так как к этому моменту топливо уже заканчивалось, и собственно на продолжение воздушного бой его уже не хватало. Немецкие пилоты воспользовались этим для того что бы добить противника: «Было сбито 2 Ме-109 и 2 наших И-153, летчики выпрыгнули. В дальнейшем противник повторял свои налеты на эти два аэродрома через 20-40 минут применяя следующую тактику: Ме-109 в бой активно не вступали, а старались затягивать наши И-153 на высоту в даль¬нейшем от них отрывались пользуясь преимуществом в скорости, входили пикирование и атаковали севшие для дозаправки самолеты. Такое воздействие пр-ка по аэродромам Ораны и Перлоя расположенных в 4-5 километрах один от другого продолжалось с 4.20 до 13-14 час. Боевая работа полка с этих аэродромов в условиях частых начетов противника /80 клм. от границы/ не имела никакого успеха так как самолеты И-153 не могли преследовать не только Ме-109 и Ме-110, но и некоторых бомбардировщиков пр-ка и несмотря на рассре¬доточение и маскировку наших самолетов противник продолжал рас¬стреливать их на земле после того как они садились для дозаправки горючего…» Читателю необходимо учитывать, что выводы командование 57 САД делало так сказать по «горячим следам», поэтому они довольно эмоциональны и не во всем отражают суть происходивших событий. Однако, исходя из имеющихся у нас сейчас сведений, вполне можно выстроить общий ход событий. Немецкие атаки на аэродромы Ораны-Перлоя начались в 4:20 утра - первый налет, продолжились в 6:25 - второй налет, и достигли своего апогея в ходе третьего налета, когда за два часа с 9 по 11 утра, на советские аэродромы обрушились последовательные удары самолетов 8/JG53, далее штаб и 4/JG52 и наконец 5/JG52. Несмотря на довольно грамотные действия советского командования и пилотов воздушное сражение было полностью проиграно 42 ИАП. Несомненно, решающим фактором успешных действий противника было то, что несмотря на многочисленные налеты самолеты 42 ИАП, вплоть до 14:00 оставались на одних и тех же аэродромах, что в общем то и позволяло немцам организовывать эффективный налеты с 9 до 11, так как за предыдущие 5 часов с 4, до 9 утра у них было достаточно времени изучит расположение самолетов на аэродромах и представлять примерное количество истребителей прикрытия. Кроме того немцы переиграли командование 42 ИАП тактически, и последние удары самолеты Люфтваффе наносили довольно большими группами 10 - 15 Ме-109F, через короткие промежутки времени, в результате найти противодействие, такому методу ведения войны, у командования и пилотов 42 ИАП не было ни времени, ни возможности. Надо отметить, что командир 57 САД уже в 9:10, то есть сразу после начала третьего налета поставил вопрос перед командованием ВВС СЗФ о перебазировании 42 и 237 ИАП, на другие площадки. Но командующий, разрешил командиру 57 САД перебазироваться, только в 14:00, к сожалению, к этому времени, 42 ИАП уже в значительной степени лишился своего потенциала и потерял большую часть самолетов. Причем возможно потери в воздухе были более значительными, нежели указал ст.политрук Смирнов в своем отчете. Вполне вероятно что Смирнов указывал только потери 1 и 4 эскадрильи, а за находившиеся на соседней площадке машины 2 и 3 АЭ полка сведений у него не было. Так согласно отчета о боевых действиях 57 САД с 22.06 по 30.07.41 года, за 42 ИАП числятся 8 И-153 сбитых в воздушном бою и еще 4 не вернувшихся с боевого задания. Учитывая, то что после 22 июня полк практически не вел боевых действий, резонно предположить что основная часть этих потерь падает именно на первый день войны, а конкретно на этот бой. Еще одним подтверждением более серьезных потерь 42 ИАП является то, что в сведениях о потерях личного состава 57 САД за 22 июня, кроме упомянутых выше летчиков, отмечено, что в воздушном бою получили ранения пилоты мл-т А.А. Мартьянов и В.И.Антипов. Из положительных моментов хочется отметить что, несмотря на устарелось материальной части и отсутствие большинства опытных ведущих, советские пилоты смогли нанести противнику серьезные потери - все таки сбить два новейших Ме-109Ф в то утро удалось далеко не всем советским полкам. Определить, кто персонально сбил эти самолеты пока не удалось, поэтому приходится считать эти победы групповыми. Согласно доклада ст.политрука Смирнова в воздушных боях отличились: «летчики: ст.л-т Ликин, ст.л-т Малякин, мл.л-т Карюкин, Елисеев, Мартьянов, Антипов, Митин…» Забегая вперед, отметим, что это был, по сути, первый и единственный бой, который можно назвать воздушным сражением в небе над Прибалтикой в первый день войны. Дальнейшие события развивались так, что столкновений в воздухе между большими группами немецких и советских истребителей больше не происходило. Подводя итоги главы, отметим, что в результате третьей волны налетов на советские аэродромы пилоты 8 АК 2 Воздушного флота Люфтваффе в целом добились господства в воздухе над своей зоной отвественности на прибалтийском направлении. В результате непрерывных ударов был разгромлен аэродром и уничтожена матчасть 236 ИАП в Алитусе, а 42 и 237 ИАП понесли тяжелые потери на земле и в воздухе. Учитывая то, что у самолетов МиГ-3 15 и 31 ИАП были серьезные проблемы с работой оружия, то приходится констатировать, что немецким ударным самолетам на Алитуско - Вильнюском направлении уже к полудню не кому было оказать серьезное противодействие.

Перес: Кратенькое упоминание, что нашли немцы на аэродроме Пилтене (запись 23.00, если я правильно понял) - 2 разукомплектованных самолёта и 5000 л топлива. Правда, здесь (запись 18.15) там уже 3 самолёта: В обоих случаях отмечается плохое состояние аэродрома (заболочен). И вопрос - а что немцы называли аэродромом Фрауенбург?

прибалт: Перес Пилтене это под Вентспилсом который? док это жбд 291 пд?

Свидинский: Перес пишет: И вопрос - а что немцы называли аэродромом Фрауенбург? Салдус.

Перес: Спасибо, теперь буду знать! А то в немецких документах мешанина старых и новых латвийских названий, сам чёрт ногу сломит.

Свидинский: Из немецких документов: 1 июля 1941г. в 17.40 [время берлинское] налет вражеских штурмовиков. 7 самолетов... 1 вражеский самолет сбит. Место: район Колтыняны [Калтаненай в 10 км севернее ж.д. станции Швенченеляй]

Свидинский: 17.30 [время берлинское] 22.6.41г. в районе Сейрияй немецкий истребитель подбил 3 бомбардировщика.

БорисD: Подскажите, где захоранивали погибших? 26,06,41 погиб дед при бомбежке аэродрома. 105БАО 112 АД. Где этот аэродром физически находился? как узнать?

Миша Т: БорисD пишет: Подскажите, где захоранивали погибших? 26,06,41 погиб дед при бомбежке аэродрома. 105БАО 112 АД. Где этот аэродром физически находился? как узнать? Я же вам на почту написал? Аэродром Митава, ныне г.Елгава, Латвия.

DokAl: Михаил.Ваше мнение о приказе на награждение Кр.Знамя нач.штаба 50 бап-50 орап Полушина Филиппа Ивановича 1906 г.р. У меня потери 50 бап начались 01.07.41г р-н Якобсштадт строка -..есть благодарность от начальника ВВС ДА( т.е ДАльней Авиации?) Но,возможно,что Полушин Ф.И.был нач.штаба в 97 бап до 5 или 15.07.41 Но это описываются действия ПОЛКА,а не личные заслуги...?

Миша Т: DokAl пишет: У меня потери 50 бап начались 01.07.41г р-н Якобсштадт Полк начал боевые действия 22 июня, соответственно и первые потери в тот же день были... Точнее вечером - 2 СБ произвели вынужденные посадки до и после боевого вылета, ну а в 2:50 23 июня немцы раздолбали в Митаве 20 самолетов полка...

DokAl: А.Рытов "Рыцари пятого океана" ( единственно конечно 1968г...) ...спустя несколько минут я убедился,..... и горели сечас только три машины полка Ф.А.Агальцова,который только-что перелетел в Митаву с какого-то эстонского аэродрома..... Возможно раздолбали не в это день,когда туда приехал комиссар 6 сад ,ну может постеснялись? Михаил.Вы писали на др.форуме,что самолеты 50 и 35 бап имели свой знак --пилоткаИМХО Я человек гражданский,пилотку видел на головах,на фото не понял даже где ее искать и как этот знак выглядит на самолетеСПАСИБО

Миша Т: DokAl пишет: А.Рытов "Рыцари пятого океана" ( единственно конечно 1968г...) ...спустя несколько минут я убедился,..... и горели сечас только три машины полка Ф.А.Агальцова,который только-что перелетел в Митаву с какого-то эстонского аэродрома..... Возможно раздолбали не в это день,когда туда приехал комиссар 6 сад ,ну может постеснялись? Михаил.Вы писали на др.форуме,что самолеты 50 и 35 бап имели свой знак --пилоткаИМХО Я человек гражданский,пилотку видел на головах,на фото не понял даже где ее искать и как этот знак выглядит на самолетеСПАСИБО У Рытова очень хорошие мемуары, особенно что касается событий 22 июня 1941 года, но вот в описании 22 июня в Митаве он видимо напутал, что и не удивительно, память человека, это не жесткий диск... 22 июня немцы не атаковали ни Митаву, ни Платоне - это была одна из их редких ошибок первого дня войны, они не вскрыли перебазирование авиации ВВС СЗФ после 14:00 на линию Митава - Даугавпилс и не перенесли свои удары в глубь советской территории... Пилотка это кант по верхнему краю киля и руля направления, у 35 и 50 СБАП пилотка имела характерный раздвоенный стиль:

DokAl: Михаил СПАСИБО за ПИЛОТКУ. буду знатьПо личному составу 50 бап мало чем отличался от др. бомб.АП и к 22.06.41 в полку "десяти героев" оставался только А.Н Клостылев -военком. летал до 23.06.43-ранен.(1908-1983)Самолеты пробую считать....



полная версия страницы