Форум » Вопросы боевого применения авиации и пр. (Aviation in action and Misc.) » Воздушный бой 13 февраля 1940 года - или подвиг летчика Михина » Ответить

Воздушный бой 13 февраля 1940 года - или подвиг летчика Михина

Миша Т: Вчера в журнале смена за февраль 1941 года попалась статья про воздушный бой, который провели пилоты так называемой группы Ткаченко ( выделена из состава 49 ИАП) в ходе Зимней войны 13.02.40 года. В этой схватке лейтенант Михин столкнулся с финским самолетом. В статье этот эпизод трактовали как таран. Собственно результат столкновения налицо! Фото сделал фронтовой корреспондент Л.Коробов. Тем не менее в историческом формуляре части этот эпизод трактуют именно как столкновение в воздушном бою: «В воздушном бою с самолетом противника получил повреждение самолета от удара плоскостью. Произвел посадку на своем аэродроме благополучно». Собственно виновник происшествия Михин Яков Филиппович, командир звена, лейтенант, 1914 г.р. В той же статье есть его фото на фоне хвоста своего И-16: Из подробностей боя - восьмерку 2 И-16 (Михин и Федотов) и 6 И-15бис вел зам комэска по п/ч ст.политрук Кочмала Михаил Афанасьевич (1908 г.р. Всего в ходе С-Ф войны выполнил – 93 б/в, 83 часа, награжден Б.Кр.Зн.). Судя по статье 6 И-15бис из группы Ткаченко должны были атаковать цели в р-не Вяртсиля, а пара И-16 2/49 ИАП выполняла роль прикрытия. В статье приводятся еще несколько участников боя: Федотов Андрей Андреевич, мл/л-к, л-т, (1914 г.р. С-Ф – Б.Кр.Зн., в ВОВ Герой Советского союза, комэска, инспектор по т/п, командир 169 ИАП/63 гв.ИАП. Совершил более 200 б/в, сбил лично 21(18) и в группе 1 самолета противника, награжден орденами Ленина, Кр.Зн. Кр.Зв., Александра Невского, Отеч.Вой. 1 ст. Командир 63 гв.ИАП п.п-к Федотов погиб 15.12.43 года в воздушном бою.); Согин Федор Николаевич, к/з, л-т, (1915 г.р. С-Ф – Б.Кр.Зн.); Мурзин Сергей Анатольевич, мл/л-к, мл.л-т (1918 г.р.С-Ф – 97 б/в, 99.52 часов, «За отвагу».) Заниздра. По финским данным, в тот день пара Гладиаторов из 2/LLv 26 пилоты Туоминен и Лаутамяки (вылет с 14.00 по 15.30) взлетели по тревоге и были направлены в район Маткаселкя, на подходе к которому они обнаружили большую группу советских бомбардировщиков СБ. После доклада по радио на подмогу немедленно вылетели Калмберг и Кивинен (командир 2/LLv 26), дежурившие с прогретыми двигателями, затем начали взлетать и оставшиеся пять «Гладиаторов» – так что очень скоро семерка Кивинена была в воздухе. Однако, заняться бомбардировщиками не пришлось, так как по пути финнам встретилась группа советских истребителей (девять И-15-бис - согласно доклада финнов, они так и не определили состав советской группы, что явно говорит что атака пары прикрытия была внезапной). По докладу Финнов - шесть советских истребителей встали в «испанский круг», приняв оборонительную тактику, в то время как одно звено отошло немного в сторону и стало набирать высоту. Именно это звено напало на пару Кивинен - Калмберга когда те атаковал шестерку И-15бис. «Гладиатор» Калмберга получил несколько попаданий, и его пилот попытаться уйти пикированием, но это не удалось – в какой-то момент Калмберг попытался выйти из пике, резко переведя истребитель в кабрирование, но советские летчики сработали четко - когда самолет "завис", то получил новую порцию пуль. Видимо на этот раз был поврежден двигатель или убит пилот, так как «Гладиатор» быстро вошел в неуправляемый штопор, и упал. Самолет командира финского отряда тоже получил повреждения двигателя, но Кивинен, введя свой биплан в пологое пикирование, сумел оторваться от преследователей и благополучно приземлиться в Вяртсиля... Если судить по статье то пара прикрытия И-16 весьма эффективно выполнило свою задачу вышедшая в атаку на ударную группу пара Гладиаторов была нейтрализована, один самолет сбит второй совершил вынужденную посадку из-за боевых повреждений. Далее после того как Михин ушел на свой аэродром, Федотов продолжил бой в составе общей группы. Почему Михин заявил что ударил фокер сказать сложно, скорее всего из-за высокой скорости на пикировании он просто неверно идентифицировал самолет Калмберга. Почему Федотов не заявил победу то же довольно странно, возможно все из-за той же скорости на пикировании, не успел заметить результаты стрельбы... По финским данным Гладиатор GL-260 упал у Куконвары, пилот Карл Калмберг погиб. В статье из Смены есть фото разбитого самолета, найденного после окончания боевых действий в том районе, возможно это Гладиатор Калмберга... Ну и собственно фото героев этого боя Михин (слева) и Федотов (справа): А тем временем оставшиеся 5 Гладиаторов атаковали 6 И-15бис, финское описание: "бой почти утратил всякую управляемость и превратился в настоящую свалку, где каждый был сам за себя..." В связи с таким описанием трудно представить что советские истребители вставали в круг, скорее соответствует действительности версия советской стороны, о том что ударная группа упорно, с боем пробивалась к своей цели! Это был бой равных по силам и выучке соперников, и на сбитый самолет датского волонтера Йорн Ульриха (GL-257 разбит при посадке на лес в р-не Кухиласваара – Хавиваара и не востанавливался, сам Ульрих, был ранен), финны ответили сбитым самолетом ведущего советской группы, ст.политрук Кочмала погиб. По отчету 49 ИАП ему засчитали победу над Гладиатором, хотя в статье заявлено что финский самолет сбили группой. По финским данным победу над И-15бис в р-не Куконвары в 14.40 заявил И.Йонсу (на самолете GL-256). Интересно но Ульриху по результатам боя засчитали 2 СБ сбитых им в р-не Куконвара, то есть получается он успел еще атаковать группу СБ, прежде чем ввязался в бой с И-15бис, по другому это просто не могло произойти. Время его вылета 14.15 по 15.15, ответственно видимо все таки первым погиб Кочмала, а уж потом Бисы расстреляли самолет Ульриха... Михаил Афанасьевич Кочмала: Разбитый самолет Ульриха: Самолет И.Йонсу: А тем временем героический Туоминен выполнил поставленную задачу и атаковал со своим ведомым девятку СБ. В результате боя фины заявили что сбили в р-не Янисярви 3 СБ, из них 2 1/2 на счету О.Туомминен и 1/2 Л.Лаутамяки. Далее видимо финны преследовали группу советских самолетов и после довольно короткой погони (от Ян исярви до Лоймолы 40-50 км), О.Туоминену засчитали еще две победы - СБ он якобы сбил в р-не Райконкоски и И-15бис в р-не Лоймола. Самолет Туоминена: К сожалению по советским потерям у меня есть только данные о гибели ведущего группы М.А.Кочмалы, не смогу даже предположить что за И-15бис мог сбить Туоминен. По некоторым данным 39 СБАП потерял в этом р-не 3 СБ. Однозначно можно сказать, что если бы не случайная встреча основной группы самолетов 2/LLv 26 пилотами группы Кочмалы, то СБ понесли бы гораздо большие потери... Примерная схема боя в р-не Вяртсиля и преследование Туоминеном группы СБ: Ну и собственно статья: В дальнейшем судьба вполне благоволила Якову Филипповичу Михину. Он участвовал в ВОВ с 22.06.41 по 15.07.42г., зам.комэска 49 ИАП, далее командир АЭ 293 ИАП. Совершил 110 б/в, провел 25 в/б, лично сбил 4 самолета, награжден орденом Б.Кр.Зн. Далее комэска 6 ПАП, был награжден орденом Кр.Зв.

Ответов - 8

Tora: КЛАСС!!!

CM6: Спасибо.Весьма интересно.

konsta: Для целостности сюжета -фото супостата,правда датированное 1941-м годом.Туоминен.


Миша Т: konsta пишет: Для целостности сюжета -фото супостата,правда датированное 1941-м годом.Туоминен. Спасибо! А фото Кивинена не попадалось?

konsta: Миша Т пишет: А фото Кивинена не попадалось? Майор Харью-Йенти и капитан Кивинен,опять же фото датированное 1941-м годом

Миша Т: konsta пишет: Майор Харью-Йенти и капитан Кивинен,опять же фото датированное 1941-м годом Спасибо!

konsta: Полная информация о Я.Ф.Михине на http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D0%AF.%D0%A4.%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZJpNjfFDg3rineBhdYoC8fH9y7E9rgWOskzUYv5Om2Tchrgh_vLS8MIbo226pXIY6q_QxS2ZplRGKyQej2KG-C9B9ewCeq6W7CzPWutae_fPbL88bBJOx0zRdTGToXB4UEeIQ_YpP1SxdoNVZq9Vg8Nw&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcGVaV0xZX3hNM3JBdXRVRHl2dkJNM0xLbE5kRHRjeUZTNFNmMTRtVEN5cTdUWVpsbHRvOU8wMGZhNlA4U3BQSHFZVjRvSFBKbkFTSzdoaU9pREs4SkhnejNmc21MS1JVcEhEWkJDdXBpUlE&b64e=2&sign=d754a82aab1a3a0fc7187345dd723c12&keyno=0&l10n=ru&mc=2.889549430862088

konsta: Для полного комплекта-ведомый Туминена-опять же фото 1941 года и групповое:л-т Пухакка,фенрик Энрот и сержант ЛАУТАМЯКИ..



полная версия страницы