Форум » Прочие армии и конфликты 1918-45 гг (Misc. Armies and conflicts) » Вопросы к А.Гайдук по флоту Прибалтийских государств (продолжение) » Ответить

Вопросы к А.Гайдук по флоту Прибалтийских государств (продолжение)

Djankoy: Начал изучать труд ув. Гайдук по флоту Прибалтийских государств Честно, впечатлений море, но как часто бывает, сразу же в ходе изучения возникают вопросы. Мне известно,что некоторые участники форума, так же приобрели данную книгу, по этому обсуждение ее может быть интересно и другим участникам форума.

Ответов - 50, стр: 1 2 3 All

Djankoy: Спасибо-просветили!

прибалт: А по орговому флоту прибалтики вопросы задавать можно?

Djankoy: Вот по Эстонскому пароходству К началу Второй мировой войны в составе торгового флота республики имелось 32 большегрузных судна общим водоизмещением 75 тысяч тонн, а так же около сотни мелких парусномоторных парусников и судов портового флота, на которых трудилось около двух тысяч моряков. Торговые суда были разбросаны по всему свету: три из них находились в Швеции, 11 — в Дании, 28 — в Германии и Англии, 7 — в Канаде и США. Эстонские суда возвращались на родину через северные и даже дальневосточные порты. Семь самых крупных эстонских судов были захвачены в портах Германии. Леени» (LEENI), грузовой пароход 1842 брт, ЭГМП. Капитан — Ю Сандер. Дата и место гибели — 21.08.41, Финский зал. К северу от м. ЮминдаНина Следовал из Таллина в Кронштадт с грузом 2947 т. Уклоняясь от атак самолетов, вышел из протраленной полосы, подорвался на мине и затонул. Сведений о погибших нет. «Ээстиранд» (EESTIRAND), грузовой пароход 4444 брт, ЭГМП. Капитан — Б.Нельке. Дата и место гибели: 21.08.41, Финский залив у о. Прангли. Следовал в конвое с 3500 мобилизованных граждан ЭССР. Во время рейса был дважды атакован авиацией у о. Кери и, получив пробоину в трюме и другие повреждения, выбросился на юговосточное побережье о. Прангли. При бомбежках было убито 44 человека, несколько сот выбросились за борт, 2762 человека сошло на остров. «Вайндло» (VАINDLO), грузопассажирский пароход 604 брт, ЭГМП Капитан — Ситник. Дата и место гибели: 29.08.41, Финский залив в рне ова Гогланд. Потоплен немецкой авиацией. Сведений о погибших нет. «Элла» (ELLA), грузовой пароход 1523 брт. ЭГМП, Капитан — Лепни (погиб). Дата и место гибели: 28.08.41, Финский залив в районе м. Юминда — Нина. Участвовал в эвакуации из Таллина, шел в Кронштадт, имея на борту 905 человек, в том числе 693 раненых. Подорвался на мине и в течение 23 мин затонул. Спасательное судно «Нептун» успело подобрать 49 человек. Погибло 644 чел. раненых и команда. «Вирония» (VIRONIA), штабной корабль ВМФ, грузопассажирский пароход, ЭГМП. Командир — Ростик, капитан 3го ранга. Дата и место гибели: 28.08.41, Финский залив у м. ЮминдаНина. Следовал из Таллина с частью штаба и политотдела КБФ. При налете немецких самолетов был поврежден и потерял управление. Спасательное судно «Сатурн» взяло его на буксир. Около 22 часов «Вирония» и «Сатурн» погибли, подорвавшись на минах. Сведений о погибших нет. «Алев» (ALEV), грузовой пароход, 1446 брт, ЭГМП. Капитан Г.Покидов (погиб). Дата и место гибели: 28.08.41., в районе м. ЮминдаНина. При переходе из Таллина в Кронштадт, следовал в составе конвоя с1280 пассажирами (843 раненых). Был поврежден при налете авиации. Затонул в результате подрыва на вражеской мине. Погибло 140 раненых и 9 членов экипажа. «Вормси» (VORMSI), малый грузопассажирский пароход, 155 брт. ЭГМП. Дата и место гибели: Финский залив у ова Большой Тютерс. Изза полученных повреждений вражеской авиацией выбросился на берег ова Большой Тютерс, оставлен командой. Сведений о погибших нет. «Ярвамаа» (IARVAMAA), грузовой пароход, 1363 брт. ЭГМП. Капитан — М.Голофастов (погиб). Дата и место гибели: Центральная часть Финского залива. Участвовал в переходе в составе конвоя. Подорвался на мине и затонул. Спасено небольшое количество пассажиров и 5 членов команды. «Лейк Люцерне» (LAKE LUCERNE), грузовой пароход, 2317 брт, ЭГМП. Капитан — Г.Каск. Дата и место гибели: 29.08.41 Финский залив, у южной оконечности ова Гогланд. Вышел из Таллина в неисправном состоянии. Следовал в конвое и 29 августа в 15 часов был сильно поврежден прямым попаданием авиабомб. Погибло около 200 человек. Тяжело раненному капитану удалось довести судно до ова Гогланд и посадить его на отмель. Более 2500 человек было доставлено на берег. Во время последующих атак авиации покинутый пароход получил новые разрушения и затонул. «Эргонаутис» (ERGONAUTIS), грузовой пароход 205 брт. ЭГМП. Капитан — Э.Саар. Дата и место гибели: Финский залив в районе м. ЮминдаНина. Участвовал в эвакуации Таллина. Затонул от ударов немецкой авиации. Погибло более 3000 человек. «Найссаар» (NAISSAAR), грузововй пароход, 1892 брт. ЭГМП. Капитан В.Калью — (погиб). Во время эвакуации из Таллина при следовании в конвое подорвался на мине и был потоплен немецкой авиацией. Погибло несколько сот раненых и большая часть экипажа. «Водник» бывший эстонский (PEARU), грузовой пароход 1251 брт. ЭГМП Дата и место гибели: 14.08.41, Финский залив у м. ЮминдаНина. По законам военного времени суда, находившиеся на Балтике, были включены в состав ВМФ и осуществляли эвакуацию населения и оборудования, перевозку военной техники и военнослужащих, оружия и боеприпасов. Часть из них была переоборудована в санитарные суда. Многие из них погибли. Вот их названия и место гибели: 1941 год Погибли в первый день войны: «Рухно» (RUHNO), грузопассажирский пароход 498 брт, ЭГМП. Капитан Э.Вахи. Дата и место гибели: 22.06.41, Ленинградский морской канал, на подходе к Петергофу. Следуя по каналу из Ленниграда, в 11ч 30мин. Подорвался на мине и затонул Погибло 3 человека. «Лиза» (LIISA), грузовой пароход грузоподъемностью 990 тонн ЭГМП. Капитан Ф.Вооленс. Дата и место гибели — 22.06.41, у побережья ова Хийумаа. Следовал из Лиепаи на Ханко. Был задержан и потоплен немецкими торпедными катерами. Экипаж взят в плен. * * * «Марта» (MARTA), грузовой пароход, 1414 брт, ЭГМП. Капитан — А.Вилота. Дата и место гибели: 29.06.41, у острова Сааремаа. 27 июня доставил из Вентспилса на ов Сааремаа грузы и отряд военных моряков. При следовании из Кихельконна в Таллин через пролив СоэлаВяйн был атакован вражеской авиацией и потоплен прямым попаданием авиабомбы. Сведений о погибших нет. «Алтаe» (ALTAI), грузовой пароход, 559 брт, ЭГМП Капитан — Линде. Дата и место гибели — 11.08.41, Вяйнамэри (Моонзунд), в районе пролива ХариКурк, у острова Вормси. Потоплен в результате атаки фашистской авиации. Сведений о погибших нет. «Мерикару» (MERIKARU), ледокол 400 л.с. ЭГМП. Капитан — Р.Конга (погиб) Дата и место гибели: 19.08.41, Вяйнамэри (Моонзунд), у буя Кумару. Буксировал плоты с боеприпасами для береговых батарей из Рохукюла на ов Сааремаа. Подорвался на донной мине и затонул. Погиб весь экипаж. «Космос», грузовой пароход 300 тонн грузоподъемности ЭГМП Дата и место гибели: 25.08.41. пролив ВоосиКурк у ова Вормси. Следовал в Палдиски, буксируя поврежденный военный катер. Уклоняясь от атаки самолетов, iамотал на винт буксирный конец и был выброшен штормом на мель. От полученных повреждений затонул, а катер сгорел. Команда на шлюпках добралась до берега. «Хельге» (HELGE), грузовой пароход, 749 брт, Капитан — Н.Кибус. Дата и место гибели: 29.08.41, у о. Сааремаа, рейд Трийги. Доставил из Таллина в Трийги 483 граждан ЭССР. Во Время стоянки на рейде подвергся налету самолетов, получил повреждения, сел на грунт и был оставлен командой. 6 и 17 сентября подвергся новым ударам авиации, затем был обстрелян немецкой полевой артиллерией. «Мееро» (MEERO), грузовой пароход, 1866 брт, ЭГМП. Капитан — В.Цибулькин. Дата и место гибели: 02.09.41, восточная часть Финского залива у о. Бьерке. Следовал из Ленинграда в Койвисто для эвакуации окруженных советских войск. Торпедирован финским торпедным катером «Сюексю». Экипаж спасен катерами КБФ. «Густав» (GUSTAV), грузопассажирский пароход 107 брт ЭГМП. Дата и место гибели: 03.09.41, бухта Кыгусте на ове Сааремаа. После доставки части гарнизона ова Рухну подвергся ударам немецкой авиации, получил повреждения и был оставлен командой. «Хииула» (HIIULA), грузовой пароход 330 тонн грузоподъемности, ЭГМП. Капитан — Э.Круусемяги. Дата и место гибели: 13.09.41, на рейде Кярдла о. Хийумаа. При стоянке на рейде подвергся атаке самолетов. От попадания авиабомбы взорвался вспомогательный паровой котел. От полученных повреждений судно затонуло. Сведений о погибших нет. «Куйвасту» (KUIVASTU), ЭГМП. Дата и место гибели — бухта Трийги, рейд о. Сааремаа. Затонуло от повреждений при налете немецкой авиации. Сведений о погибших нет. «Тритон» (TRITON), грузопассажирский пароход 183 брт. ЭГМП. Дата и место гибели: 17.09.41, б. Трийги у ова Сааремаа. 6 сетября подвергся нгалету авиации и был поврежден. При новом налете 17 сентября получил дополнительные повреждения и затонул. Сведений о погибших нет. «Рудольф» (RUDOLF), грузопассажирский пароход 100 тонн грузоподъемности, ЭГМП. Капитан — М.Серго. Дата и место гибели: 19.09.41, Матсалусский залив (Моонзунд). Поврежден налетом авиации и оставлен командой на мелководье. Погибших нет. «Мариа» (MARIA), грузовой пароход14985 брт. ЭГМП. Капитан — А.Гаврилов. Дата и место гибели: 29.09.41, Большой Кронштадтский рейд. Погиб в результате массированного налета немецких бомбардировщиков на Кронштадт. Экипаж в течении суток боролся за спасение судна. Сведений о погибших нет. «Альф» (ALF), грузовой пароход 166брт, ЭГМП. Капитан — В.Ойт. Дата и место гибели: 22.09.41, у южной оконечности о. Осмуссаар. Подожжен и потоплен немецкой полевой артиллерией с побережья Эстонии. Часть команды судна, оставшаяся на острове Осмуссаар, погибла в боях в ноябре 1941 года. «Вохи» (VOHI), грузовой пароход 516 брт, ЭГМП. Капитан А.Кивикари. Дата и место гибели: 22.09.41, Финский залив, в районе ова Осмуссаар. При разгрузке у южного причала острова Осмуссаар был сильно поврежден и подожжен снарядами полевой немецкой артиллерии с побережья Эстонии. Ветром судно сдрейфовало к побережью, где оно догорело на отмели. Часть команды судна, оставшееся на ове, погибла в ноябре 1941 года. «Поларис» (POLARIS), грузовой пароход 661 брт, ЭГМП. Дата и место гибели: с 02 по 05.10.41., в п. Ораниенбаум. Стоял у восточной стенки гавани в п. Ораниенбаум. Потоплен огнем полевой артиллерии противника. Сведений о погибших нет. «Тыну» (TХNU), грузовой пароход 2030 тонн грузоподъемности, ЭГМП — Капитан — Г.Григорьев. Дата и место гибели: 11.10.41, устье Невы. Стоял в районе завода «Судомех». Затонул от прямого попадания авиабомбы (По другим данным потоплен при обстреле немецкой артиллерией). Сведений о погибших нет. «Хильде» (HILDE), грузовой пароход 489 брт, ЭГМП. Капитан — Весинги. Дата и место гибели: 01.12.41, у полуострова Ханко. Обеспечивал деятельность военноморской базы Ханко. 25 сетября получил повреждение от авиабомбы и был отведен на отмель. При оставлении Ханко 1.декабря 1941 г. подорван. Сведений о погибших нет. 1942 год «Вахур» (VAHUR), грузовой пароход 893 брт, ЭГМП. Капитан — А.Сергеев. Дата и место гибели: 25.04.42, Ленинградский торговый порт. Стоял у Железной стенки рядом с крейсером «Максим Горький». Во время авианалета в судно попали бомбы. Взрывом был полностью разрушен полубак, повреждены носовая палуба и трюм. Сведений о погибших нет. «Стенсо» (STENSO), грузовой пароход 200 тонн грузоподъемности ЭГМП. Дата и место гибели: 09.08.42, Ладожское озеро. Выброшен сильным штормом на прибрежную отмель, получил повреждения корпуса и затонул. Погибших нет. 1943 год «Вилсанди» (VILSANDI), бывший грузопассажирский пароход, ЭГМП. Командир — Г.Магула. Дата и место гибели — Ладожское озеро, Шлиссельбургская губа. Затонул на подходе к порту Кобона. Был затерт, а затем раздавлен льдами при попытки открыть навигацию на Дороге жизни в Ленинград раньше обычных сроков. Находившаяся на борту воинская часть и экипаж дошли до берега в 5 милях по льду. 1944 год «Лоотс» (LOOTS), буксирный пароход ЭГМП. Капитан Кыммус (погиб) Дата и место гибели: 10.10.44, Таллиннский залив, Каботажная гавань. При входе в Каботажную гавань Таллина с наливной баржей на буксире взорвался на донной мине и затонул. Погибло 4 человека. «Эйно» (EINO), буксирный пароход, ЭГМП. Дата и место гибели: 21.11.44, Таллиннский залив в районе острова Аэгна. Подорвался на донной мине и затонул. Погибла большая часть экипажа. «Тутти» (TUTTI), буксирный пароход, ЭГМП. Дата и место гибели — Таллиннский залив в районе острова Аэгна. Подорвался на донной мине и затонул. Погибла большая часть экипажа. «Аэгна» (AEGNA), грузопассажирский пароход 617 брт, ЭГМП. Дата и место гибели: 23.11.44, Таллинский залив, в двух кабельтовых к северу от острова Аэгна. Следуя из ПоркалаУдд в Таллин, при плохой видимости и отсутсвии навигационного ограждения выскочил на камни, получил пробоину и во время последовавшего сильного шторма затонул. Сведений о погибших нет.

Djankoy: Слямзено отсюда http://forum.flot.su/archive/index.php/t-2187.html

Гайдукъ: прибалт Можно любые. По торговому, по воспомогательному и по военному. Djankoy Ресурс очень давний и очень сильно наивный по причине неполной проработки вопроса. Задавайте конкретные вопросы для получения конкретных ответов.

прибалт: Гайдукъ Интересует торговый флот на 1940 г. какие корабли не вернулись после революций, как создавались Латвийское и эстонское пароходства. Использовался ли речной флот и как он был организован. Кому подчинялся?

Гайдукъ: прибалт Все произошло до безобразия однообразно. После смены власти МТиП была разослана командирам (начальникам) портов разработаная опросная форма (Что сама форма что ответы на 90% у меня есть в сканах) в которой было предложено составить перечень всех судовладельцев суда которых приписаны (имеют регистрацию) в данном порту. На основе этих данных был составлен общий список обозванный в дальнейшем списком национализации параходов и судов принадлежащих Государственным компаниям и частным владельцам....... В эстонском случае этот сводный список был опубликован в Бюлетне "Ваба Маа" о публикации списков в Латвии сведений у меня нет. В последующем эти же списки стали списками ЭГМП, ЛГМП. Судовой состав Литовских пароходств и частных владельцев включили в список ЛГМП вв виду отсутствия порта базирования. Вначале все включили на 100% а вот потом началась работа по чистке рядов. Оказалось что портовые службы включили в подаваемые списки все что они посчитали судами а точнее то что у них было в списках регестрации без проверки наличи и судов. Как оказалось части судов из списков не оказалось в живых и потому портовые канторы захлестнул вал заявлений с просьбой исключения тех или иных плавсредств из списков регестрации по причине прихода в негодность и вывода из эксплуатации. Просто до этого жизнь текла так медлено что это откладывали на годы а во время бурь и потрясений новая власть могла еще не дай бог обвинить в укрывательстве хотя думаю было и не бещз этого. Вторым ярким моментом можно считать вывод (перевод) судов иностранными владельцами под иной флаг. Так в Риге были с начала века зарегестрировыанны несколько немецких судовладельцев которые в 1940 году перевели штабквартиры(канторы) пароходств в Германию то же касается и практически всех частных пароходовладельцев из Литвы. Мемель даже в годы Литовского владычества оставался довольно немецким городом что обусловленно довольно широкой автономией. Литовского населения было не более трети и флотскими делами по прежнему занимались немцы. Не смотря на все попытки привить любовь к морю проведением различных морских праздников, парадов и организацией яхт-клубов и спортивных обществ попытка оказалось провальной. В результате национализированными оказались только суда принадлежащие гос компаниям. Продолжу чуть позже ибо пишу на работе с головы не имея под рукой материалов чтобы бросаться именами и фамилиями. Ну а тот десяток судов что оказался на момент национализации за кордоном и вовсе стоит отдельного разговора ибо судьба каждого из этих судов напоминает детективную историю

прибалт: А речной флот?

Гайдукъ: прибалт Все один в один. ЧОРП выл создан немного позже выделением из ЕГМП Неманское и Западно Двинское создано 26 декабря 1940 года

прибалт: Что такое ЧОРП и ЕГМП?

Гайдукъ: Чудское озерно-речное пароходство. Эстонское государственное морское пароходство. (Тупонул в написании Е-Э)

Djankoy: Кстати...можно еще одно замечание по книге? В сокращениях отсутствуют многие абривеатуры используемые в тексте....

Гайдукъ: Там и алфавитного указателя нет. Недавно его только разработали. Книга то первая. Все больше статейками баловался а подсказать было некому. Учтем на будущее.

Djankoy: понятно....не...по смыслу можно догадаться, где и что, тем более это не самое главное.....

прибалт: Что там с детективными историями? Еще хотелось бы о совершенствовании инфраструктуры в советский период 40-41. особенно про Таллин.

прибалт: Какое Ваше мнение по книге Александра Чернышева 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия?

Гайдукъ: прибалт Быть честным не читал. Подержал в руках полистал и все. В эти выходные на Крупе полистаю поподробнее. Позже соответственно и коменты.

прибалт: Гайдукъ Складывается впечатление, что это перепечатанные откуда то материалы.

tarmopes: это?http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i120/0908/57/c726aa2ece67.jpg.html

прибалт: tarmopes Открывается что то не то (две столицы)



полная версия страницы