Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » эпизод Пружаны » Ответить

эпизод Пружаны

Миша Т: Аэродром Пружаны получил особую популярность у немцев, в отличии от других аэродромов Белорусии его не только фотографировали - но и подписывали... К 22 июня 1941 года, на его поле базировались 33 ИАП и 74 ШАП 10 САД. Первый согласно документов полка имел на вооружении 25 И-16тип5 и 6 И-153, кроме того полк для переучивания получил 2 МиГ-3 (судя по всему из 9 САД). Второй полк был вооружен И-15бис, которые в конце мая - начале июня начал передавать в 215 ШАП, а так же полк первым среди ШАП приграничных округов начал получать Ил-2, которых к 22 июня в части было 3 штуки, однако если 33 ИАП утром 22 июня был в Пружанах, то 74 ШАП перелетел к границе в Малые Взводы, однако и фотографии это подтверждают часть самолетов полка, осталась в Пружанах... Все машины расматриваемой группы пострадали от штурмовых ударов 22 июня 41 года. Начнем с крупных планов на которых запечатлена большая группа самолетов в центре И-16 №1 и И-153 №15, и в ряд 4 И-15бис, эти самолеты есть на фотографиях подписанных Пружана: Общая картина: Далее группа сфотографирована со всех сторон: Из фотографий видно что рядом с парой И-16 и И-153 стоит еще один И-16 у которого снят мотор. И-16тип5 №1 однозначно самолет 33 ИАП заводской №521330 видно на нескольких фото, ну и написание номера характерно для полка, жаль по фото трудно понять какого он цвета... Как вариант красный - 1 АЭ или синий 2 АЭ. У И-153 №15 белый, нанесен не характерным для 74 ШАП шрифтом, вообще история с появлением самолетов И-153 в 74 и 33 полках довольно туманная и не описанная в документах, мое предположение что "Чайки" гнали в конце мая - начале июня из 129 ИАП транзитом через Пружаны, во вновь формирующиеся полки. Но в тот момент в 33 и 74 полках сложилась тяжелая ситуация с матчастью 33 ИАП списал половину самолетов по износу, а 74 ШАП передал 50% самолетов в 215 ШАП, а получение новых самолетов задерживалось - поэтому командование дивизии и наложило руку на эти самолеты. Строй И-15бис - это машины 74 ШАП, первый самолет сгорел полностью, второй имеет небольшие повреждения, поэтому хорошо сохранился и у него прекрасно видно №9 белая, третья и четвертая машины серьезно пострадали от бомбардировки сильно обгорели и ОЗ на них не видно...

Ответов - 300 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Almer: Вот интересный момент: "Буквально через одну минуту дежурное звено начало взлёт. Первым взлетел командир АЭ ст[арший] л[ейтенан]т Нюнин Иван Михайлович на самолёте командира 33 ИАП майора Акулина. Фюзеляж этого самолёта был окрашен в красный цвет." можно было бы предполагать что это заблуждение или ошибка, но мне жители д.Прудцы (127 ИАП) тоже говорили о наличии на аэродроме именно самолета окрашенного в красный цвет (полностью или нет окрашенного никто не помнит, но присутствие красного цвета как такоговго (и по всей видимости не руля напрвления) а говорили о самолете в целом)

Миша Т: Almer пишет: Вот интересный момент: "Буквально через одну минуту дежурное звено начало взлёт. Первым взлетел командир АЭ ст[арший] л[ейтенан]т Нюнин Иван Михайлович на самолёте командира 33 ИАП майора Акулина. Фюзеляж этого самолёта был окрашен в красный цвет." можно было бы предполагать что это заблуждение или ошибка, но мне жители д.Прудцы (127 ИАП) тоже говорили о наличии на аэродроме именно самолета окрашенного в красный цвет (полностью или нет окрашенного никто не помнит, но присутствие красного цвета как такоговго (и по всей видимости не руля напрвления) а говорили о самолете в целом) Вполне возможно что у Акулина был красный И-16, он же участвовал в парадах в составе "Красной пятерки" ! Хотя конечно в основном я думаю люди запомнили окраску самолетов Ут-1 с красными полосами по всему фюзеляжу...

Миша Т: Моонзундец пишет: В тему - моя публикация воспоминаний офицера, оказавшегося старшим по званию на аэродроме Пружаны утром 22.06.1941 - http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/vnov_o_tarane_s_m_gudimova_22_ijunja_1941_goda/3-1-0-83 Благодарю! Очень интересно, хотя и не слишком коррелируется с документами 33 ИАП и 10 САД... Эх - вот если бы этот товарищ про 74 ШАП написал как здорово бы было! Все таки зам командира полка был...


Моонзундец: Коллеги, меня тоже поразил красный цвет самолёта в этих воспоминаниях! Но явно человек это не выдумал на пустом месте! К тому же - машина не рядового лётчика, а комполка, и тоже "нерядового"... Когда я первый раз про эту красную машину читал, то сразу вспомнил самолёт командующего ВВС Индии в войне с Пакистаном 1971 года - машина была абсолютно чёрная! И, кстати, он на ней реально воевал.

Моонзундец: Миша Т пишет: Эх - вот если бы этот товарищ про 74 ШАП написал как здорово бы было! Все таки зам командира полка был... Так я не случайно всегда все архивные данные привожу, как, например, домашний адрес автора письма. Поискать следы его "личного архива" у родственников, Михаил, не желаете?

SergeyS: Всем привет. давно интересуюсь этим вопросом. Сам из Пружан. Вот фотография пружанского аэродрома. http://shot.qip.ru/00bvHj-2bDPkNK6G/ Север города левее парка по центру фотографии. Датировки фотографии нет. Нашел при поиске фотографий пружанского гетто на израильском сайте. Куплинских снимков не нашел пока.Есть польские карты 20-30-х годов и советские побывавшие у немцев судя по печатям со свастикой. если нужно обращайтесь.

Миша Т: SergeyS пишет: Куплинских снимков не нашел пока.Есть польские карты 20-30-х годов и советские побывавшие у немцев судя по печатям со свастикой. если нужно обращайтесь. Спасибо! Если есть место с Куплин, то можно выложить?

DUB: привет ну это фото помойму фото и карты эти у всех есть, там просто указана высота номер не помню 160 чтоли Вот один знакомый товарищь в детстве нашёл план шет скартой так на ней по воспоминанию был отмечен а-м Куплин щас какрта не известно где пропала обидно но наместе а эродроиа я часто бываю по охоте на зайца)

DUB: привет всем вот просматриваю некоторые фото ине могу определить конкретное место ВПП КПЛИН по солнцу не как ни подходят фото на днях был там на месте аэродрома нашёл лючёк от чегото много срани всякой пробочек штучек и алюминия)))

DUB:

Миша Т: DUB пишет: привет всем вот просматриваю некоторые фото ине могу определить конкретное место ВПП КПЛИН А с чего Вы взяли что там была ВПП ?

DUB: на месте где закрашено 2 и 3 глина укатанная хотя один местный говорил что взлёт был в сторону деревни Долгое отец говорил что в сторону круглого а как на самом деле было горю желанием узнать на днях лючок там нашёл от самоля с фотою выкину потом!)

Миша Т: DUB пишет: на месте где закрашено 2 и 3 глина укатанная хотя один местный говорил что взлёт был в сторону деревни На полевых аэродромах естественно грунт укатывали, но старт как правило выкладывали каждый день в зависимости от ветра.

Almer: ЕМНП то в Куплино что то сидело и после 45г. вполне могли поменять направление, да и на реактивную технику МиГ-9 Кобринская дивизия переходила на этих аэродромах, используя их как полевые.

DUB: ну незнаю судя по местности на данный момент и на то время одна сторона болото" сторона к городу " другая лес, вероятно старт мог быть только в двух напровлениях !

DUB: темболее судя по фоткам аэродром использовали немцы + бомберы сидели и разгон должен быть естественно больше вот чтоб какрту непосредственно аэродрома найти всё стало ятно))) у меня товарищь в Д КУплин живёт так у него под забором 3 года назад окопали 7мь бойцов вероятно служивших на аэродроме все они были растреляны в голову сам видел кости и заинтерисовало на фотке зданице одно похожее стоит прямо в самой деревне хочу на днях прокатиться сфоткоть его))

Almer: Очень интересная информация

DUB: чёто фотку не могу скинуть

2-й хаёвец:

Миша Т: 2-й хаёвец пишет: 2-й хаёвец Майор Да раннее фото - №3 еще на "лапках" стоит...



полная версия страницы