Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » эпизод Кобрин » Ответить

эпизод Кобрин

Миша Т: Несколько фотографий аэродрома Стригово - Кобрин. Часть фото из истории эскадры JG 51 "Мельдерс", немецкий пилот осматривает самолеты на опушке леса, это край летного поля, стоят И-153 и один И-15бис: Далее идут обломки каких то деревянных конструкций и еще минимум один И-153:

Ответов - 98, стр: 1 2 3 4 5 All

Миша Т: Несколько Як-1, так же брошенные в Стригово (всего по документам 123 ИАП оставил 8 исправных машинЯковлева):

Миша Т: Еще один кадр с кинохроники - вид более широкий - виден И-15бис, УТИ-4 или И-16 и строение какое то.

tehnik: Миша Т пишет: Несколько Як-1, так же брошенные в Стригово (всего по документам 123 ИАП оставил 8 исправных машинЯковлева): По каким документам интересно оставили 8 машин? Если 123иап ПВО с первых дней войны воевал на И-153. "С 2 по 10 июля летный состав переучивался на Як-1 на аэродроме Монино. 13 июля 1941г. получили самолеты Як-1 и базировались на аэродроме Набережная, с 15 по 28 июля эскадрилья охраняет Москву, летая на больших высотах и отрабатывая летную подготовку." по воспоминаниям летчика 123иап Г.Н. Жидова. http://www.airforce.ru/staff/zhidov/index.htm


Миша Т: Мне нравится Ваша постановка вопроса: - "По каким документам интересно оставили 8 машин..." Я бы еще понял если бы Вы написали: -"По имеющимся у меня документам 123 ИАП и 10 САД в полку были исключительно И-153 - 59 штук..." А так это как то слишком пренебрежительно и одновременно по дилетански выглядит... Что бы узнать сколько и каких самолетов было в 123 ИАП на 22 июня, можно использовать как доки 123 ИАП и 10 САД, так и опубликованные материалы, к примеру Сергей Кузнецов недавно выпустил книгу Як-1, где со ссылкой на архивные документы описывает состояние парка 123 ИАП 20 Як-1, плюс 20 самолетов были отправлены но до Кобрина недоехали и были использованы полком позднее...

tehnik: Мише Т: Не обижайтесь пожалуйста, мне действительно интересна тема связанная с 123иап (27гиап), в предыдущем моём посту подвела фразеология. Сам служил в 1974-76г.г. в этом полку. Ведь упоминание о документах на которые сослались предполагает его существование у вас.

Миша Т: Да, конечно есть и 123 ИАП, и 10 САД, да и в документах Западного Фронта есть информация о БЧС 123 ИАП...

Моонзундец: Подписано коротко и ясно - "Кобрин" http://www.ebay.de/itm/Orig-Foto-Flugzeug-Airplane-Russland-/130704320472?pt=Militaria&hash=item1e6e95a7d8

СК: tehnik пишет: По каким документам интересно оставили 8 машин? У М.Солонина "Другая хронология катастрофы 1941 г." цитируется со ссылкой на отчет штаба 10-й сад после полудня 22.6.41, что "18 самолетов эвакуировано в Пинск. На земле неуничтоженными остались 8 Як-1" (ЦАМО ф.208 оп.2589 д.18 л.8) На аэрофото, как Стригово, так и Именина, крутил-вертел фото Як-1, но так и не привязал к местности, хотя другого такого места, где бы немцы захватили бы несколько целехоньких Як-1 в довоенной не камуфлированой окраске, без признаков эксплуатации, с ящиками от упаковки под крылом - более подходящее трудно найти Вот эта машина тоже оттуда (сгоревшая на заднем плане первого фото)

Миша Т: СК пишет: У М.Солонина "Другая хронология катастрофы 1941 г." цитируется со ссылкой на отчет штаба 10-й сад после полудня 22.6.41, что "18 самолетов эвакуировано в Пинск. На земле неуничтоженными остались 8 Як-1" (ЦАМО ф.208 оп.2589 д.18 л.8) На аэрофото, как Стригово, так и Именина, крутил-вертел фото Як-1, но так и не привязал к местности, хотя другого такого места, где бы немцы захватили бы несколько целехоньких Як-1 в довоенной не камуфлированой окраске, без признаков эксплуатации, с ящиками от упаковки под крылом - более подходящее трудно найти Будем ждать аэрофотосъемку за лето 1941 года и новые фото! Вот еще одно, шло в одной подборке с самолетами из Пружан:

СК: Я бы данные отчета 10-й сад все-таки воспринимал бы как На земле не уничтоженнными [противником] остались 8 Як-1. Хотя порой, когда хочешь что-то скрыть нелицеприятное, руки сами правду пишут)). И фото это могут подтверждать. Тем более мотор с одного из Як-1 123-го иап обнаружили поисковики в Новгородщине. Версия того, что у одной из трех облетанных машин сразу сдал мотор и его по-быстрому сняли и отравили в ремонт, тоже имеет право на существование.

СК: куча древесины на фото возможно от ящиков упаковки Як-1

SerBari: Мой отец 22 июня 1941 года проходил срочную службу в 123 иап на аэродроме Именин. Техник-моторист, после окончания ШМАС обслуживал "Чайки". Про ЯКи рассказывал, что перед самой войной получили. Похоже, что машины находились на аэродроме Именин, а не Стригово. СК пишет: ... мотор с одного из Як-1 123-го иап обнаружили поисковики в Новгородщине. Версия того, что у одной из трех облетанных машин сразу сдал мотор и его по-быстрому сняли и отравили в ремонт, тоже имеет право на существование. Мотор не "сдал", если я ничего не путаю, самолет "клюнул" носом на земле при прогреве мотора. По крайней мере отец рассказывал, что такой случай в 123 иап был.

СК: SerBari пишет: Мотор не "сдал", если я ничего не путаю, самолет "клюнул" носом на земле при прогреве мотора. По крайней мере отец рассказывал, что такой случай в 123 иап был. Спасибо за информацию. Насчет места нахождения новых самолетов трудно сказать. Ящики с самолетами по ж/д адресовались на ст.Тевли и, видимо, там и разгружались. Далее дорога в Именин проходит мимо Стригово. По разным документам Яки и на том, и на другом аэродроме проходят, но часть этой информации скорее привязана к местонахождению штаба 123-го иап, а не к базированию самолетов. Отсюда и путаница. Что еще вам отец рассказывал по 22.6.41 и про Яки? Их целыми оставили или все-таки как-то вывели из строя?

SerBari: ЯКи до конца еще и собраны-то не были, но то, что их было 20, помню, говорил. Сейчас боюсь соврать, потому, что трудно отсеять то, что читал и отцовские воспоминания. Знаете, как в детстве: пап, расскажи как воевал... папа и рассказывает. Одно и тоже. Со временем интерес пропал, казалось, что помню все наизусть. Мемуаров он, конечно, не писал, поэтому остались в памяти только запомнившиеся эпизоды. Первая бомбёжка, например. Забились в щель, и сидели не шевелясь. Первый день войны - это просто шок. Обещали вести войну малой кровью и на чужой территории, в Европу собирались, но экскурсия не состоялась. Больно было смотреть, как горели на земле самолёты. Запомнилась убитая после бомбёжки то ли буфетчица, толи официантка из офицерской столовой. Первые жертвы впечатляют. Но, насколько я понял, боевые вылеты были, и не один. Рассказывал, как заклеивали дырки в обшивке перкалью и эмалитом, и готовили машины к вылету. Хорошо запомнил, что самый ходовой гаечный ключ - это 17 х 19, а баллоны, то ли кислородные, то ли воздушные, весом в 80 кило запросто таскали на плече. Лётчики с уцелевшими самолётами вскоре улетели, а всех остальных погрузили на машины и отправили вслед за ними. Про ЯКи как-то не запомнилось. Людей спасали. Была жуткая неразбериха. Почему-то ждали немецкий десант в тылу. Отец рассказал, что при отступлении где-то у дороги под сосной зарыл фотоаппарат, фотографии, письма, личные вещи. Больше всего жалел фотографии. Может и документы штаба тоже где-то закопаны? А потом машины остановили, и всем, кто мог держать оружие, приказали окопаться и занять оборону. Отцу повезло. Техников отправили догонять свои самолёты. Когда догнали, оказалось, что самолётов уже нет, обслуживать и ремонтировать нечего. Опять повезло - отправили на переобучение. Так закончились для отца три месяца войны. Еще рассказывал, что у сбитых немецких летчиков находили аэрофотосъёмку всех прифронтовых аэродромов, где отчетливо были видны стоявшие самолеты. Рассказывал, что в первый же день войны кто-то из командиров перелетел к немцам. Может быть это были лишь слухи, чтобы деморализовать личный состав? Еще запомнился случай, когда с товарищем забрались на какую-то колокольню для наблюдения, а прилетевший немецкий самолет дал по колокольне очередь. С колокольни их словно ветром сдуло. Вот как-то так.

2-й хаёвец: http://www.ebay.de/itm/FOTO-1-JG-51-FLUGZEUG-Russischer-JAGER-BOMBER-SELTEN-Feld-Flughafen-/1910 http://www.ebay.de/itm/FOTO-1-JG-51-FLUGZEUG-JAGER-BOMBER-SELTEN-Feld-Flughafen-/191047246542?hash=item2c7b4da2ce47241875

Миша Т: 2-й хаёвец пишет: http://www.ebay.de/itm/FOTO-1-JG-51-FLUGZEUG-Russischer-JAGER-BOMBER-SELTEN-Feld-Flughafen-/1910 http://www.ebay.de/itm/FOTO-1-JG-51-FLUGZEUG-JAGER-BOMBER-SELTEN-Feld-Flughafen-/191047246542?hash=item2c7b4da2ce47241875 Отлично!

СК: Сразу в глаза бросились ёлки. Не слишком ли для Кобрина? Как бы не 158-й иап и Тулебля

СК: Сразу в глаза бросились ёлки. Не слишком ли для Кобрина? Как бы не 158-й иап и Тулебля

Миша Т: СК пишет: Сразу в глаза бросились ёлки. Не слишком ли для Кобрина? Как бы не 158-й иап и Тулебля Серия фото JG 51, те же три самолета что на всех фото.

СК: Три целых и один сгоревший. Самое интересное, что кроме забора на фото почти нет строений аэродромных. Прикинул, что 158-й сдал два Як-1 в 201 сам Псков и еще один в 132-е сам (не знаю чья одчиненность и дислокация) и один сгорел от бомб. Это по Афрамееву. Может эти машины не успели из Веретья забрать? Есть еще набор фото, но уже только одного самолета, который с этой четверкой не стыкуется по местности

Миша Т: СК пишет: ри целых и один сгоревший. Самое интересное, что кроме забора на фото почти нет строений аэродромных. Прикинул, что 158-й сдал два Як-1 в 201 сам Псков и еще один в 132-е сам (не знаю чья одчиненность и дислокация) и один сгорел от бомб. Это по Афрамееву. Может эти машины не успели из Веретья забрать? JG 51 не была в Веретье, зато была в Кобрине.

mikado 5448: Кто может сказать- что за "волны" по всему аэродрому Кобрин (Лепесы) и Стригово ? Немцы перед уходом перепахали летное поле ? Кстати, в подписях там ошибка-"n.Luniniec"- это дорога Брест-Москва, да и "летное поле" между Дубово и Именин пересекает ручей с низиной и редким кустарником. Коллеги, мне "подарили" фото Bf-110, накоторых (по утверждению "дарившего") запечатлен момент налета на Стригово. Стоит ли выкладывать cомнительные фото, если невозможно указать ссылку- кабы чего...

Almer: Полосы-запахивали тракторами в 1944 г. что бы русским было трудно сесть и трудно использовать аэродром.

mikado 5448: Оно самое+ еще 3 фото 110-ых в полете.Мне кажется все 4 фото опять "журнального" происхождения, почему и спросил.

mikado 5448: Ну что ж, по "просьбам трудящихся" : Лично я, правда, в больших сомнениях, но вдруг...

Миша Т: mikado 5448 пишет: Ну что ж, по "просьбам трудящихся" : Лично я, правда, в больших сомнениях, но вдруг... Ну а что - вполне соответствует моменту, конечно не факт что именно эта группа атаковала Кобрин 22 июня, но это начало "Барбароссы".

mikado 5448: На 22-06-1941 I и II/SKG 210 базировались Радзынь Подляски. Аэродром Кобрин- одна из первых целей, где по немецким данным уничтожено около 50 советских самолетов. Просто я сомневаюсь по моменту съемки- солнце уж очень высоко, ну никак не утро ... А написать под фото можно что угодно.

Almer: Ну некоторые аэродромы по нескольку раз штурмовали повторно к 10 утра

yurri2011: Первое из 4-х фото в журнале намного больше. Там видно имение что к северу от Именин, озеро и многие из зданий сохранились до настоящего времени.

yurri2011: Выложить не тяжело-но не знаю как, а журнал польский '' Technika Wojskowa Historia" №3\2011

Миша Т: yurri2011 пишет: Выложить не тяжело-но не знаю как, а журнал польский '' Technika Wojskowa Historia" №3\2011 Нажимаете квадратик с портретом, выскочит табличка с кнопкой обзор, нажимаете на него копируете правой кнопкой мыши искомый файл, он подгружается, нажимаете на кнопку "на превью", далее выбираете строку BBcode и то же правой кнопкой мыши копируете в поле сообщения.

Миша Т: Новое фото эпизода Кобрин, из альбома немца который служил в JG51. http://www.ebay.com/itm/LUFTWAFFE-PHOTO-ALBUM-WERNER-MOELDERS-AIRPLANES-RUSSIA-NICE-/201038693834 Похоже сарай рядом с которым стоят И-15бис и "Чайки" но с другой стороны! Жаль фото плохого качества. Рядом с сараем просматриваются обломки самолетов и У-2 который стоит на носу...

СК: mikado 5448 пишет: На 22-06-1941 I и II/SKG 210 базировались Радзынь Подляски. Аэродром Кобрин- одна из первых целей, где по немецким данным уничтожено около 50 советских самолетов. Просто я сомневаюсь по моменту съемки- солнце уж очень высоко, ну никак не утро ... А написать под фото можно что угодно. Тоже сомневаюсь. Если отталкиваться от предложенного фольварка и сориентировать его фото по местности (карте), то по солнцу получается время далеко за полдень. А по старым польским картам у этого фольварка не просматриваются характерные дороги, четко видимые на снимке.

Миша Т: СК пишет: На 22-06-1941 I и II/SKG 210 базировались Радзынь Подляски. Аэродром Кобрин- одна из первых целей, где по немецким данным уничтожено около 50 советских самолетов. Просто я сомневаюсь по моменту съемки- солнце уж очень высоко, ну никак не утро ... А написать под фото можно что угодно. Тоже сомневаюсь. Если отталкиваться от предложенного фольварка и сориентировать его фото по местности (карте), то по солнцу получается время далеко за полдень. А по старым польским картам у этого фольварка не просматриваются характерные дороги, четко видимые на снимке. Это просто не Стригово - это Именин.

mikado 5448: "Круглая площадка " на фото ну очень похожа на пруд (по местному-сажалка) с деревьями (ивы ?) по берегам-в имениях этот элемент парковой архитектуры встречается часто. ДА и сама поверхность внутри "круга " по сравнению с окружающей более темная и на ней отсутствуют тени, которые четко просматриваются на фото. А планировка имений довольно часто совпадает- у каждого периода своя "мода".И еще-площадки для разворота конных экипажей ,как правило ,в центре имеют круглый газон-клумбу

СК: А где на карте прямая(!!) дорога, идущая по западной, получается, части фольварка (на Именин)?

Миша Т: mikado 5448 пишет: "Круглая площадка " на фото ну очень похожа на пруд (по местному-сажалка) с деревьями (ивы ?) по берегам-в имениях этот элемент парковой архитектуры встречается часто. ДА и сама поверхность внутри "круга " по сравнению с окружающей более темная и на ней отсутствуют тени, которые четко просматриваются на фото. Да точно - на фото именно пруд, он есть и на карте...

Миша Т: СК пишет: А где на карте прямая(!!) дорога, идущая по западной, получается, части фольварка (на Именин)? На карте этой дороги нет, но и левая дорога и дорога собственно на Именин с характерным изгибом, пруд и два сарая, их видно и на современном снимке из яндекса, кроме того судя по современной картинке даже остался господский дом! Да на современной карте все сильно поменялось. Дороги на Именин уже нет, левая дорога на этом отрезке тоже перестроена и идет в обход (хотя раньше была прямая), ну и правой дороги тоже нет, хотя начало и конец, как дороги на Именин, так и правой дороги просматривается... Видимо правую дорогу построили в 1940 - 1941 году и ее не было на старой карте которую использовали когда чертили кроки. Небольшой фото-отчет. Современное состояние: Сравнение, до - во время и после:

mikado 5448: Уважаемый Миша Т,по моему если не на 100%,то на 90% все сходится-значит фото подписаны правильно . А с дорогами на картах неувязки встречаются довольно часто-жизнь,время и деятельность людей (включая мелиорацию этих мест в 60-70 годах) сильно меняют местность !

Миша Т: mikado 5448 пишет: Уважаемый Миша Т,по моему если не на 100%,то на 90% все сходится-значит фото подписаны правильно . А с дорогами на картах неувязки встречаются довольно часто-жизнь,время и деятельность людей (включая мелиорацию этих мест в 60-70 годах) сильно меняют местность ! Да место перепланировано серьезно, но что удивительно видимо уцелели главный дом, пруд и два сарая, интересно можно ли найти их современные фото?

ск: Не согьашусь с вами, коллеги! Если на довоенной польской карте этой прямой дороги нет, равно как на аэрофотосьемке конца войны, то и о соответствии речи нет. А стандартных поместий могло быть несколько.

Миша Т: ск пишет: Не согьашусь с вами, коллеги! Если на довоенной польской карте этой прямой дороги нет, равно как на аэрофотосьемке конца войны, то и о соответствии речи нет. А стандартных поместий могло быть несколько. А есть качественная аэрофотосъемка?

ск: Для прямой дороги с лесопосадкой, которая на снимке идет вдоль правой оконечности фольварка, ИМХО достаточно уже опубликованного здесь аэрофотоснимка.

Миша Т: ск пишет: Для прямой дороги с лесопосадкой, которая на снимке идет вдоль правой оконечности фольварка, ИМХО достаточно уже опубликованного здесь аэрофотоснимка. Ну подождем качественной аэрофотосъемки за 41 год.

СК: А зачем ждать? Вот польская карта-километровка 1931 г. с аэрофото июля 1944 г. в одном масштабе. "Лишних" дорог не наблюдается, только совпадение имеющихся. Кстати, где на карте местности и аэрофото еще одна дорога? Плюс, если 110-й летит в привязке к местности с востока на запад, то тени для вечернего солнца должны бы быть длиннее

Миша Т: СК пишет: А зачем ждать? Вот польская карта-километровка 1931 г. с аэрофото июля 1944 г. в одном масштабе. "Лишних" дорог не наблюдается, только совпадение имеющихся. А вот тут ошибочка - как раз таки по сравнению с картой 31 года на фото недостает сразу нескольких дорог! Вот этих например тоже нет - правильно? Значит что кто то врет - карта или фото? Или просто поля перенарезали? Это раз - диагональную дорогу от имения 100% накатали весной и в начале июня когда перешли на аэродром. СК пишет: Плюс, если 110-й летит в привязке к местности с востока на запад, то тени для вечернего солнца должны бы быть длиннее Кто сказал что это вечер - это скорее всего первая половина дня...

СК: Миша Т пишет: Это раз - диагональную дорогу от имения 100% накатали весной и в начале июня когда перешли на аэродром. Допустим, а полукруг сетки дорог вокруг озера тоже на одно лето разездили? ;) И на фото, и на карте характерные прямоугольные очертания этого места. Плюс полевые дороги местные накатывают каждый год, как правило, в одних и тех же местах, т.к. им так удобно/привычно к своим наделам добираться. Да и на перепаханной многолетней полевой дороге вряд ли что вырастет, как ни сей. По снимку торцы зданий теней практически не отбрасывают. Если привязка верна, то солнце находится на западных румбах, а это для широты Кобрина вечер. Но тени здания отбрасывают короткие, т.е. солнце стоит высоко, как в полдень. Следовательно на фото КМК южные румбы справа и немцы летят на юг. Я первоначально, по фото без фольварка, прикидывал сетку дорог к северной оконечности Кобрина. А с фольварком это и туда не вполне вписывается.

Almer: ск пишет: А стандартных поместий могло быть несколько. Вот тут я с Вами не соглашусь. Не существовало в природе понятие "стандартное поместье" именно по тому, что какой-либо как сейчас есть службы стадартизации не было и быть не могло. Право собственности было священно в плане того, как и что строить на своей земле. Общими оставались (если захочет хозяин) наличие клумбы и "разворотное кольцо" для конных экипажей, если хозяин мог себе позволить сделать таковое при фольварке. Все остальное строилось индивидуально согласно желаниям, причудам, прихотям, и размеру кошелька семьи. Сколько я не ездил (а по Беларуси я откатал немало по фольваркам) я не видел "стандартных" имений. Весь стандарт заканчивался на 2 или 4 опорах крыльца, или кустарнике на "разворотном кольце", все остальное-сугубо индивидуально. Особенно в планировке паркового ансамбля. "Фішка" " шляхецкай годнасьцi была ў тым, каб зацвердзiць што ты шляхцiч, аднак асаблівы!"

Миша Т: СК пишет: Допустим, а полукруг сетки дорог вокруг озера тоже на одно лето разездили? ;) И на фото, и на карте характерные прямоугольные очертания этого места. Плюс полевые дороги местные накатывают каждый год, как правило, в одних и тех же местах, т.к. им так удобно/привычно к своим наделам добираться. Да и на перепаханной многолетней полевой дороге вряд ли что вырастет, как ни сей. Вы как то про дороги не обмолвились - которых нет на фото, но они есть на карте, это раз. Два - "квадратное место" на карте и аэрофото - на снимке с месса которое раскатано в полукруглую дорогу - похоже это место просто распахивали в 30 - е годы (явно видно что там не строения, а участки земли), на поздней карте там вообще похоже пустырь, а в 41 году вполне могли при строительстве аэродрома "укатать", далее после прихода гансов вполне могли возвратить отобранные клятыми москалями делянки и распахать их снова, огороды сделали - так что это тоже не существенный довод. Еще раз сетка дорог в этом месте менялась и существенно и после войны и до, например посмотрите за 30-е годы исчезла целая улица!Так что нужна аэрофотосъемка 1941 года, а так пруд, сараи и дом очень много значат, куда больше чем дороги, которые менялись там чуть ли не каждый год.

mikado 5448: Раскрашенное фото тех же Bf-110F.Похоже, снимали в одном вылете:

mikado 5448: http://www.ebay.de/itm/Luftwaffe-Junkers-Ju-52-Wintertarnung-Kodiert-KOBRYN-1944-/391026778646?pt=Militaria&hash=item5b0b032216 Если как обычно не врут

yurri2011: В конце 70-х годов на аэродроме в Кобрине еще была дорога мощенная камнем.

СК: На многих захваченных аэродромах наши военнопленные камнем не только дороги мостили. Например, ВПП в Сиверской.

mikado 5448: В конце 70-х годов на аэродроме в Кобрине еще была дорога мощенная камнем. Вы имеете в виду аэродром Стригово ? А "бруковки" довольно были распостранены на Брестчине еще в 70-ых и мостили их не только "пры панах",но и после войны.

yurri2011: Я писал про аэродром в самом Кобрине.

mikado 5448: http://www.ebay.de/itm/Foto-Wehrmacht-Blick-auf-den-Feldflugplatz-Kobryn-Russland-2-/381210794960?pt=LH_DefaultDomain_77&hash=item58c1ef1bd0

Миша Т: По моему Люблин подписано?

Моонзундец: Миша Т пишет: По моему Люблин подписано? Там написано: "Аэродром Кобин. Июнь 1941 года".

mikado 5448: http://www.ebay.de/itm/tolles-Fotoalbum-aus-dem-WK2-viel-Technik-Panzer-Geschutze-Flugzeuge-/371411522347?hash=item5679da132b

СК: mikado 5448 пишет: http://www.ebay.de/itm/tolles-Fotoalbum-aus-dem-WK2-viel-Technik-Panzer-Geschutze-Flugzeuge-/371411522347?hash=item5679da132b Вот и Стригово появилось. Жаль только другой конец... Хотя может и тот конец, вот только для этого фото (уж больно сарай похожий, который наискосок к полю стоит)

Миша Т: СК пишет: Вот и Стригово появилось. Жаль только другой конец... А можно нормально выложить? А то не открывается фото...

СК:

mikado 5448: Вот и Стригово появилось. Жаль только другой конец... Так оно и было вроде,только поболее и качеством не очень.Як тоже был. Или речь о привязке к местности ?

СК: Да, речь идет о привязке Яка к месту. Этот похоже на западной части поля оказался среди других машин. Как вероятность - на нем комполка Сурин летал на разведку в Брест. Остальные, необлетанные (фото которых на границе аэродрома широко известны), ИМХО остались в северной части. Хорошо бы этот Як на панорамном снимке увидеть, чтобы уж совсем точно было.

2-й хаёвец: http://www.ebay.de/itm/Russland-russisches-Flugzeug-Jager-Prototyp-JAK-LAGG-MOG-WK-II-/152378741196?hash=item237a7b11cc:g:4V8AAOSw9GhYaUyx

yurri2011: Так получается, что Яки были в Стригово, а И-153 в Именинах.

Мишап: yurri2011 пишет: Так получается, что Яки были в Стригово, а И-153 в Именинах. Ну это конечно интересная идея - оставить самолеты на стройплощадке...

Миша Т: yurri2011 пишет: Так получается, что Яки были в Стригово, а И-153 в Именинах. Ну это конечно интересная идея - оставить самолеты на стройплощадке...

yurri2011: Да... как-то не подумал. Тогда и привязывать Яки необходимо к Именинам.

mikado 5448: Тогда и привязывать Яки необходимо к Именинам. Именины-это,конечно,неплохо... Но сам н.п. именуется ИМЕНИН: https://belkraj.by/karta/imenin-2 Кстати,у одного меня на форуме после Нового Года исчезли значки-обозначения новых сообщений при открытии и пропала "правка" сообщений ?

yurri2011: А мы местные называем Именины.

mikado 5448: Странно-в своё время полгода провёл в командировке в Лепесах и все "аборигены" произносили Именин ?! Хотя это довольно распостранено:например,Пружаны-Пружана,Ружаны-Ружана,Ивацевичи-вообще Вацевичи !Диалект,однако.... Стоило задать вопрос по "неувязкам" на сайте-и всё вдруг стало опять ОК !

Миша Т: mikado 5448 пишет: Да - явно были какие то технические проблемы, я все время вылетал, хотел уже письмо писать, но теперь вроде все ОК...

mikado 5448: http://www.ebay.de/itm/Jagdgeschwader-51-Beute-Jager-Hawker-Hurricane-1940-/332257348016?hash=item4d5c14c9b0:g:J7EAAOSwbtVZOkuQ

СК: mikado 5448 пишет: http://www.ebay.de/itm/Jagdgeschwader-51-Beute-Jager-Hawker-Hurricane-1940-/332257348016?hash=item4d5c14c9b0:g:J7EAAOSwbtVZOkuQ Судя по другим фото на заднем плане не домики, а палатки

mikado 5448: http://www.ebay.de/itm/Jagdgeschwader-51-2-russische-Jager-YAK-LAK-in-DOBRIN-erbeutet-/391853325226?hash=item5b3c473baa:g:gwoAAOSwR4FZf-Ca http://www.ebay.de/itm/J-G-51-6-Photos-russische-Flugzeuge-erbeutet-Flugplatz-DOBRIN-BOBRUISK-/391853337937?hash=item5b3c476d51:g:ThAAAOSwzahZf-jZ

Миша Т: mikado 5448 пишет: Отличное фото! Давно хотелось увидеть эти "Чайки" с этого ракурса!

СК: Вот эта машина КМК тоже из 123-го иап

Миша Т: Пишу сейчас статью, в которой значительную часть занимают боевые действия летчиков 123 ИАП над Кобрином и окрестностями: Ранним утром 22 июня 1941 года личный состав ВВС приграничных военных округов Красной армии был поднят по тревоге. В числе прочих готовили свою технику авиаторы 123-го ИАП 10-й САД ВВС ЗапОВО. Летчики и техники полка еще не подозревали, что буквально через пару часов на них обрушится один из самых мощных ударов Люфтваффе. 123-й ИАП был сформирован весной 1940 года и как большинство своих собратьев не смог подойти к началу войны в оптимальной форме. Произошло это, как по причине слабой подготовки пилотов выпускников летных школ 1940 года, так и по вине матчасти. Поступившие на вооружение полка И-153 с моторами М-63, оказались тем еще подарком, повышенная температура и падение давления масла и систематические обрывы главного шатуна двигателя, привели к тому что, с августа 1940 года, по январь 1941, полк вынужден был фактически прекратить учебно-боевую подготовку, продолжая поддерживать минимальный налет летного состава на учебно-тренировочных У-2 и УТ-1. После устранения части рекламаций, полеты на «Чайках» были возобновлены с начала 1941 года, однако проводились с большими ограничениями, что естественно на могло не сказаться на качестве подготовки. Тогда же, в рамках проводимого перевооружения, полк был поставлен в очередь на получение Як-1, 20 из которых, поступили в часть буквально накануне начала войны, и личный состав не успел начать переучивание. Сильной стороной полка было наличие значительного колличества опытного летного состава, командир полка майор Б.Н.Сурин, зам.командира капитан Н.П.Мажаев, комэски, их заместители, а также часть командиров звеньев были весьма опытными летчиками. Собственно, к 22.06.41 г., в части из 87 пилотов только 10 были новичками, прибывшими из школ в 1941 году, 30 человек служили в ВВС более двух лет, а еще 47 человек считались пилотами второго года службы. Однако отсутствие технически надежных боевых самолетов, стало причиной того что полноценную УБП полк смог проводить буквально три месяца – с мая по август 1940 года. За этот период удалось добиться многого, так было проведено 470 стрельб по конусу и 770 по наземным мишеням, 736 индивидуальных учебных воздушных боев и 430 маршрутных полетов. Всего за год налет составил 3900 часов (к сожалению, в документах нет разбивки на боевые и учебные самолеты). После получения разрешения на проведения УБП, личный состав начал постепенно втягиваться в учебный процесс. В январе – феврале 1941 года, налет составлял 50 и 100 часов соответственно, в марте и апреле налетали на И-153 по 200 часов. Более или менее нормально личный состав начал летать только в мае, однако 422 часа налета на «Чайках» - мягко говоря были не рекордом. К 15.06.41 летчики смогли достичь прошлогодних показателей, но считать это хорошим результатом естественно не приходится, средний налет на И-153 на летчика за полгода составляли жалкие 15 часов. Всего за полгода удалось выполнить 353 маршрутных полета, учебных воздушных боев, стрельб по наземным мишеням и бомбометаний не выполнялось вовсе. Несколько сглаживают картину 470 стрельб по конусу, из них правда выполнено было лишь 309, тем не менее с трудом, но стрелковую подготовку старались поддерживать хотя бы на минимальном уровне. По этим причинам полк разумеется ни как нельзя было назвать боеготовым, и собственно для того чтобы довести 123-й ИАП до кондиции, требовалось провести перевооружение на Як-1 и в течении нескольких месяцев интенсивно тренировать летчиков. Но вступить в бой бойцам 123-го ИАП пришлось именно с такой подготовкой, а боеготовая матчасть состояла из 58 исправных И-153 М-63 (еще 3 «Чайки» были разбиты в авариях и списаны за весну, а еще 40 самолетов: 20 Як-1 и 20 учебных самолетов 2 И-15бис, 1 УТИ-4, 11 УТ-1 и 6 У-2 - были в той ситуации скорее обузой). Управление, 1, 2 и 4 эскадрильи полка базировались на аэродромах Именин - основной аэродром и Стригово (5-10 км Сев. Кобрин), а 3-я эскадрилья прямо на границе на аэродромах Брест и Лощицы. Противниками сталинских соколов стали три немецкие истребительные группы: I/JG53, III, IV/JG51, развернутые в составе II авиакорпуса 2 Люфтфлота на брестском направлении. Эти части, объединенные штабом Stab/JG 53, базировались на аэродромах Кржевица и Халашци (40 км Зап. Брест), были оснащены новейшими Bf109F-1/2, всего 117 машин (из них 91 испр.), а личный состав был хорошо подготовлен и в массе своей имел боевой опыт. Совершенно очевидно, что соотношение сил было изначально крайне невыгодно для советских летчиков, тем более что буквально в 10 км восточнее Кржевицы, на аэродроме Рагозничка базировались штаб и две группы SKG210, вооруженные тяжелыми истребителями Bf110, в количестве 83 штук, из них 74 исправных. В противостоянии этой армаде, 123 ИАП мог помочь только 33-й ИАП, базировавшийся в 40 км севернее Кобрина на аэродроме Куплин (Пружаны). Однако имевший очень неплохо подготовленный кадровый состав, 33-й ИАП располагал просто антикварной матчастью, три его эскадрильи имели на вооружении 25 исправных И-16 тип 5, выпуска 1936 – 37 года, а одна - 6 исправных И-153. Другие истребительные части округа оперативно не могли прийти на помощь истребителям 10-й САД, поэтому прикрывать небо над чрезвычайно важном направление Брест – Кобрин, которое было осью наступления моторизованных соединений 2-й танковой группы генерала Гудериана, в первые часы войны могли только истребители 123-го и 33-го ИАП и впереди их ждали тяжелые испытания. Будь на месте Люфтваффе менее опытный и решительный противник, вполне возможно, что советским летчикам и удалось бы продержаться до прибытия на фронт резервов, но такой сценарий на входил в планы немецких штабов, которые ставили своим частям задачи по разгрому советской авиации, расположенной у границы и завоевание полного господства в воздухе, уже в первые часы вторжения. Еще до открытия артиллерийского огня, за несколько минут до 4:00 (Здесь и далее время Московское) еще в сумерках, немецкими самолеты разведчики, а также отдельные наиболее, подготовленные экипажи бомбардировщиков Ju88 и He111 пересекли границу и направились к аэродромам, ж/д узлам и другим целям на советской территории. В первую очередь они имели приказ провести доразведку, но при благоприятных условиях готовились атаковать в первую очередь ВВП и другие важные цели. Первые немецкие самолеты, согласно ЖБД 10-й САД были зафиксированы практически над всеми советскими аэродромами на брестском направлении уже в 3:45 – 4:10. К примеру, в 4:10 самолет, опознанный как бомбардировщик He111 сбросил несколько бомб на аэродром Куплин. Примерно в тоже время еще один самолет, то же опознанный как He111 появился над аэродромами Именин и Стригово. Так же в 4:00 в ЖБД 10-й САД зафиксирован удар немецких бомбардировщиков по г.Кобрин, однако судя по всему это так же были еще действия одиночных машин. Основная волна ударных немецких самолетов, согласно донесений постов ВНОС появилась в районе Брест – Кобрин около 4:30. Бомбовые удары обрушились на г.Брест, ст.Жабинка и аэродромы Малые Взводы, Лощица и Брест. Так в 8:17 группой Bf110 был атакован аэродром Малые Взводы, где в результате бомбоштурмового удара были уничтожены и повреждены все самолеты 74-го ШАП. А через несколько минут один из «церштореров» расстрелял И-153 3-й эскадрильи 123-го ИАП лейтенанта В. Т. Шулики, который в 8:30 взлетел на перехват немецких самолетов с соседнего аэродрома Лощицы. Около 4:30 группа немецких самолетов, идентифицированная постами ВНОС как «две эскадрильи» бомбила Кобрин, в результате чего, в том числе пострадал штаб 4 Армии. В ответ на эти действия в воздух поднялись три эскадрильи 123-го ИАП, 2 и 4 остались прикрывать аэродромы Именин и Стригово, а девятке 1-й эскадрильи была поставлена задача прикрыть город Кобрин, естественно отразить предыдущий налет советские пилоты не смогли, однако западнее Кобрина они вступили в бой с другой группой самолетов противника, в результате которого, согласно оперативной сводке №01 штаба ВВС ЗапОВО от 12:00, было заявлено о победе над 2 бомбардировщиками До-17, при потере одного И-153. Из интервью бывшего пилота 1-й эскадрильи, в последующем героя Советского союза генерала-майора авиации И.Н.Калабушкина, в газете Правда, напечатанного в 1966 году, известны подробности этого столкновения: «Вскоре наша первая эскадрилья была в воздухе. За Жабинкой отчетливо увидели зарево над Брестом, но помочь его защитникам в этот раз не довелось. Мы почти столкнулись с группой «Юнкерсов» и «Хенкелей», охраняемых «Мессершмитами». Девять «Чаек» дружно дрались. Против каждой «Чайки» - два или три самолета врага. Я бросил машину к ближайшему «Хеншелю-126»*. Вот он уже в прицеле. Даю очередь, и тут же кричу от радости: «Горит!» Послышался сильный треск над моим самолетом. Я пошел на аэродром. Садиться пришлось на обода колес - пули пробили скаты. Один за другим приземлились другие ребята. Из первого боя не вернулся командир эскадрильи капитан Котлинский...» *- Не совсем понятно, что за самолет имел ввиду И.Н.Калабушкин. Немецкие ударные самолеты, прикрывали Bf109F из Stab IV и 11/JG51, которые вступили в бой с И-153. Немецкие пилоты не поскупились на заявки, согласно которым в 4:40 - 4:47 западнее Кобрин им удалось сбить 4 самолета идентифицированных ими как DJ-6 и I-153. Особенно отличился командир 11-й эскадрильи оберлейтенант Франц Хан (Oblt.Franz Hahn), который заявил три победы, а еще один самолет пошел на счет пилота штаба группы оберлейтенанта Карла Фюринга (Oblt.Karl Fuhring). Кто из этих немецких асов сбил И-153 капитана В.Ф.Котлинского, уточнить невозможно, так же нет понимания какой урон могли получить самолеты противников, так как кроме информации о повреждениях «Чайки» Калабушкина, другой данных не имеется. Из-за отсутствия немецких документов, так же невозможно определить бомбардировщики или Bf110, которые легко могли перепутать с До-17, какой немецкой части атаковали в этом бою пилоты 1/123 ИАП, и какие потери или повреждения были у немцев.

Миша Т: Интересная информация о победах личного состава 123 ИАП 22 июня 41 года, предсказуемо не записаны победы погибшему командиру полка Сурину. Нет никаких 5 личных побед у Калабушкина: Сиротин - 1 Ме-109 и 1 Хш-126 лично; Никонов - 1 Ю-87 и 1 Ю-88 лично; Рябцев - 2 Ме-109 лично; Мажаев - 1 Ме-109; Калабушкин - 1 Ме-109 лично; Сахно - 1 Хш-126; Фунтусов - 1 До-215; Шулика - 1 Ме-110; Савченко - 1 Ю-88; Порадовал список побед Жидова, которому помимо 1 лично сбитого Ме-109, записано еще 4 Ю-88 и 4 Ме-109 в группе !!! Ну и явно косячная запись у лейтенанта Грозного который якобы сбил лично 2 Ю-88 и 2 Ме-109...

mikado 5448: Михаил,насчёт "Бомбовые удары обрушились на г.Брест"-в 1941-м на город было сброшено порядка 35 бомб,в то время как в сентябре 1939-го свыше 300 !!!Поэтому я бы эту советскую фразеологию смягчил... В 80-е при строительных работах в южном пригороде Кобрина д.Магдалин были найдены остатки если верить тогдашней областной газете "ЗАРЯ" Bf-109 ,сбитого по воспоминаниям местных жителей в первые часы войны.На приведённом фото вроде как можно было опознать ножные педали Месершмитта. Там в местном музее ещё и какая-то мелочь от "Штуки" имеется. А так-познавательно

Миша Т: mikado 5448 пишет: Подразумевал что не на город Брест, а в более широком смысле - цели в районе Бреста... До немецких потерь мы еще не дошли, их к сожалению сложно привязать к конкретным эпизодам, собственно как и советские. Если реально нашли у Кобрина мессер, то вполне возможно это как раз машина 8 штаффеля 51 эскадры, одну штуку из StG77 тоже потеряли, причем немцы вроде даже писали что от атаки истребителя. А чего Вы против советской фразеологии имеете?

mikado 5448: А чего Вы против советской фразеологии имеете? Просто такие фразы у меня сразу ассоциируются с мемуарными книженциями а-ля 70-е ! Помните серию ВМ-военные мемуары ? А поскольку писались они литобработчиками-то в каждой если нападение-то неожиданное,противник-коварный,если огонь-то шквальный,если зенитки-то обязательно Эрликоны и т.д. Правда,в нонешнее время тоже пёрлов хватает,например "...был ГЕРОИЧЕСКИ СБИТ.." ! Но это уже другая история.

Миша Т: mikado 5448 пишет: А, понял!

Миша Т: Дальнейшие события, происходившие над аэродромом Именин, подробно не описаны ни в оперативных сводках, боевых донесениях и ЖБД 10 САД, ни в ЖБД и исторических документах 123-го ИАП. К примеру, вот как убористо законспектированы эти события в боевом донесении №1 штаба 10-й САД от 14:45, причем интересно что в штаб ВВС ЗФ прибыли два варианта донесения, первое написанное по горячим следам и второе уже оформленное в соответствии с правилами. Первый вариант: «123 ИАП осталось десять самолетов И-153 и ЯК-1 – 8. 123 ИАП Именин неоднократно подвергся бомбардированию и штурмовым атакам пикирующих бомбардировщиков и Хейнкелей. Основной удар нанесен с 13.55 до 14.42 Девятью самолетами Хенкель-111 и 12 Миссершмид. Командир полка майор СУРИН погиб. Сбито Хенкель-111 - 4 и Миссершмид – 3. 123 ИАП погибло 4, пропало без вести -5. 18 с-тов 123 ИАП перелетели аэродром Жабчица. Как поступить с лет.составом без матчасти? Полковник Белов.» Оформленный вариант: «Аэродром Именин – 123 ИАП подвергся пяти налетам. Основной удар нанесен беспрерывными атаками 13.55 - 14.42 Девятью самолетами Хенкель-111 и 12 МЕ-110, из под удара выведено двенадцать восемнадцать самолетов, до налета перелетели в Пинск. На земле не уничтоженными осталось восемь ЯК-1. Погибло 4, пропало без вести -5. Командир полка майор СУРИН погиб.» В целом складывается впечатление, что командование дивизии и полка, потерпев сокрушительное поражение и понеся тяжелейшие потери, старательно замалчивало обстоятельства сражения, произошедшего над аэродромом Именин. А то что потери были серьезные подтверждается и другими документами полка, согласно которых 123-й ИАП в воздушных боях потерял сбитыми и не вернувшимися на аэродром 10 И-153 (9 пилотов погибли или пропали безвести), а еще 18 «Чаек» были повреждены в воздушных боях и впоследствии уничтожены при штурмовках немецкими самолетами. Так же в потери записаны уничтоженные и оставленные на аэродроме 20 Як-1. При этом штаб полка не записал в потери, уничтоженные и поврежденные на земле, и впоследствии оставленные при отступлении около десятка И-153, 2 И-15бис и учебные машины. Однако используя немногочисленные документы, воспоминания участников, а также немецкие данные о заявленных победах, можно выстроить примерную картину происходивших событий. Согласно ЖБД дивизии и полка с 4:30 «Чайки» девятками и звеньями вылетали на прикрытие Бреста, Жабинки, Кобрина, в этих вылетах происходили столкновения с немецкими самолетами, активно действовавшими в этих районах. Из статьи И.Н.Калабушкина: «Колеса на моей машине сменили быстро. Вдвоем с Георгием Жидовым снова поднялись в воздух. Слева показались два «Юнкерса». Покачиваем крыльев просигналил Георгию: атакуем! «Юнкерсы» удирали вовсю. Достали их, когда с горючим было уже плохо, запас его у «Чаек» небольшой - всего на час. «Юнкерсы» пылали на земле…» Из-за отсутствия точных сведений в документах, уточнить потери 123-го ИАП и частей Люфтваффе, в ходе этих стычек, не представляется возможным. Однако оказанное противодействие было отмечено противником, и не осталось без ответа. Видимо около 7:20 – 7:30 аэродром Именин подвергся первой серьезной атаке. Состав участвовавших в ней немецких самолетов не известен, но судя по косвенным данным это были самолеты из III/JG51 и IV/JG51. Вновь обратимся к прекрасным воспоминаниям И.Н.Калабушкина: «Едва мы сели, как над аэродромом заревели шесть «Мессеров». Прыгнул в чью-то заправленную машину. Сразу со взлета пришлось принять бой. Выручила лишь высокая маневренность «Чайки». Выжимаю из пулемета самую длинную очередь. «Месссер», оставляя дымный след, несется к земле. По «Чайке» стучат пули, острая боль пронзает ноги. Жму на педали, а ноги, кажется, режут тупой пилой. Сел все-таки. И сразу в госпиталь…» Летчики 8/JG51 в ходе этого боя отчитались о 3 победах над DJ-6, соответственно в 7:20 по одному такому самолету заявили комэска оберлейтенант Фритц Стендель (Oblt. Fritz Stendel) и фельдфебель Бернхард Лауш (Fw. Bernhard Lausch), а в 7:30 еще один якобы сбил унтерофицер Франц Гилхаус (Uffz. Franz Gilhaus). Примерно в то же время - 7:25, один DJ-6 заявил командир IV/JG51 майор Фридрих Бек (Major Fridrich Beckh). К сожалению, из-за отсутствия хронологических подробностей в документах, мы не можем подтвердить или опровергнуть заявки противников на победы. Хотя косвенно вполне вероятно предположить, что подбит или сбит был не только самолет Ивана Калабушкина. У противника так же вполне могли быть потери в ходе этого боя. Так как согласно немецких данных 22 июня 8/JG51 лишилась от противодействия противника Bf109F-1 №6635 черная 4, пилот которой Оберфельдфебель Йоханнес Бюттнер (Obfw.Johannes Büttner), вернулся в часть только на следующий день. Вполне вероятно, получив отпор, и понеся потери, немцы окончательно убедились, что в Именине сидит достойный серьезного внимания противник и подготовили очень серьезный наряд сил для следующей атаки, спланировав так называемый «двойной удар».

Миша Т: Истребители, судя по немецким данным о победах летчиков, были представлены Bf109F из 10 и 11/JG51, состав ударной группы к сожалению, не известен. Примерно в 8:05 - 8:10 первая волна немецких самолетов атаковала аэродром Именин. Состав и количество этой группы, можно оценить по докладам постов ВНОС, которые оценили ее в 40 самолетов, а также по воспоминаниям электромеханника 123-го ИАП Викентия Алексеевича Стаканова, который и вовсе насчитал 70 самолетов противника, что конечно несомненно является преувеличением. Тем не менее именно воспоминания Викентия Алексеевича дают нам возможность представить размах сражения, развернувшегося над аэродромом Именин: «…Сначала они высыпали весь бомбовой груз на «красную линейку». Затем начали расстреливать из пушек и пулеметов отдельные цели. Загорелись новые Як-1. …Поступила команда: «Всем в воздух! И завертелось… Нет, нет не «карусель», как часто пишут и говорят. Это построение было в виде комариного роя, когда теплым летним вечером комары собираются в вертикально вытянутый рой и вполне мирно жужжат. Только «Чайки» расположились в воздухе по высоте от 200 до 5000 м и диаметром до 5 километров. И этот рой непрерывно пронизывался пушечными и пулеметными очередями. В воздухе постоянно висели до 60 фашистских самолетов и 20-30 «Чаек». Численное преимущество фашистских самолетов было постоянным. Первые загоревшиеся «Юнкерсы» охладили пыл остальных фашистских летчиков. Бросив свое гнусное дело бомбардировщики стали убираться домой…» Несмотря на довольно оптимистический ход повествования, отметим что несмотря на то что видимо застать 123-й ИАП врасплох не удалось, и пилоты «чайек» встретили противника в воздухе, немецкие истребители смогли надежно связать их боем, а бомбардировщикам удалось сбросить бомбы на стоянки самолетов. Причем, судя по описанию, бой над аэродромом представлял классический «догфайт», что не удивительно ведь пилотам Люфтваффе надо было прикрыть свои ударные машины. В результате они блестяще выполнили задание, заявив 5 побед над И-153. В период с 8:05 по 8:12 отличились лейтенант Георг Зеельманн (Lt. Georg Seelmann) и фельдфебель Эрвин Янке (Fw. Erwin Janke) из 11/JG51, и так же оберлейтенант Йохан Кнауф (Oblt. Johann Knauth), лейтенант Бернд Галловитч (Lt. Bernd Gallowitsch) и унтерофицер Вилли Хегнер (Uffz. Willi Hegner) из 10/JG51. После чего, постепенно начали выходить из боя, что видимо и было истолковано Викентием Алексеевичем, как следствие действий советских пилотов. Однако это было еще только начало испытаний, используя стандартный тактический прием, примерно в 8:20 над Кобрином появилась вторая волна немецких самолетов, которую посты ВНОС оценили в 47 машин. В составе этой группы видимо были ударные Bf110 из SKG210, а прикрытие осуществляли «стодевятые» из Stab/JG53, Stab III/JG51 и 1/JG53, которых возглавлял лично командир JG53 майор Гюнтер фон Мальцзан (Major Gunther Frhr. von Maltzahn). Немецкие штурмовики обрушилась на аэродром, а истребители немедленно вступили в бой с «Чайками». Этот момент так же подробно описывает Викентий Стаканов: «Но здесь появились штурмовики Ме-110 и истребители Ме-109. Начался воздушный бой истребителей. И опять «Чайки» на равных вели с фашистами бой. Наши летчики использовали преимущество «Чаек» перед мессершмидтами в маневренности. Фашисту было очень трудно поймать «Чайку» в прицел, а малейший промах фашиста тут же компенсировался длинной очередью из четырех пулеметов «Чайки»... Воздушный бой не утихал. Группы фашистских самолетов наплывали на наш аэродром под Кобрином одна за другой… Но наши летчики дрались насмерть…» Когда кончались боеприпасы или бензин, «Чайка» прижимаясь к верхушкам деревьев шла на посадку. Стоило самолету подрулить к стоянке, как тут же технический персонал его осматривал, устранял повреждения и неисправности, заправлял горючим и боеприпасами… Но при этом надо учесть, что над стоянками самолетов непрерывно шел воздушный бой, а отдельные Ме-109 и Ме-110 штурмовали и бомбили стоянки…» Воздушный бой, а вернее сражение, как справедливо отмечено в воспоминаниях Викентия Алексеевича, шло не на жизнь, а на смерть, и немецкие асы, несмотря на преимущества «Чаек» в маневренности, с 8:17 по 8:30 заявили еще 5 побед над И-153. По одной «чайке» засчитали майору Мальцзану, пилотам штаба эскадры оберлейтенанту Вильфриду Пуфалю (Oblt. Wilfried Pufahl) и лейтенанту Францу Шису (Ltn. Franz Schiehs), командиру III/JG51 гауптману Рихарду Леппла (Hptm. Richard Leppla), а так же унтерофицеру Людвигу Ребелю (Uffz. Ludwig Reibel) из 1/JG53. Кроме того, вполне возможно на несколько побед могли претендовать экипажи Bf110.

Миша Т: По итогу воздушное сражение было проиграно 123 ИАП, несмотря на маневренный характер боя, теоретически выгодный для советских пилотов. К сожалению, летчики 123-го ИАП, в классическом «догфайте», не смогли переманеврировать своих противников. Немецкие истребители, без потерь, заявили 10 побед, хотя, по всей вероятности, одномоментно и не имели численного превосходства. Из рассказов ветерана 123-го ИАП очевидно, что в конце боя некоторые пилотов пытались посадить свои И-153, видимо истратив горючее и боеприпасы, но немцы расстреливали их на посадке. Очевидно, как раз с 8:00 до 8:30 полк понес самые большие потери в самолетах и личном составе, а некой символической точкой, которая подвела итоги боя стала гибель командира 123-го ИАП майора Б.Н.Сурина. Его самолет был расстрелян немецкими истребителями при заходе на посадку, и по одним данным он смог посадить расстрелянный самолет и умер на пробеге, а по воспоминаниям И.Калабушкина, как раз на посадке его и расстреляла пара Bf109F, И-153 упал у взлетно-посадочной полосы. Эти полчаса однозначно стали переломными, как для судьбы 123-го ИАП, так и для всей группировки советских ВВС на Брестском направлении. На аэродроме Именин осталось около полтора десятка исправных И-153, погибли и пропали без вести девять летчиков, включая командира полка. Если еще учесть, что в 8:40 - 9:20 «мессершмитты», так же двойным ударом разгромили аэродром Куплин, уничтожив и повредив на земле 21 И-16 и 5 И-153 33-го ИАП, то можно со всей ответственностью констатировать, что к 9:30 истребительные части 10-й САД в значительной степени потеряли боеспособность. Что собственно прекрасно понимал командир дивизии, чей КП располагался на аэродроме Именин. Оценив ситуацию полковник Н.Г.Белов в 9:50 шифровкой запросил Минск, о возможности перебазирования остатков 33 и 123 ИАП на аэродром Жабчицы (Пинск), лаконичный текст телеграммы весьма красноречиво передает трагизм ситуации: «Беспрерывно бомбят Именин, Стригово, Пружаны, Мал.Взводы. Потери матчасти: часть Акулина – 50%, Васильева – 100%, Сурин сам погиб, полк несет большие потери. Решил: Пружаны, Именин самолеты перебазировать в Пинск. Прошу подтвердить.» Пока комдив ждал ответ из штаба ВВС фронта, противник продолжал атаковать аэродромы, в том числе и Именин. Очередной налет состоялся около 11:00 – 11:20, причем надо отдать должное советским летчикам, несмотря на потери, и в ходе этого налета, немцам вновь было оказано сопротивление. В воздушном бою, командир 12/JG51 оберлейтенант Карл-Готтфрид Нордманн (Oblt. Karl-Gottfried Nordmann) и пилот 1/JG53 лейтенант Вальтер Зейц (Lt. Walter Seiz) заявили очередные победы над И-153 и DJ-6. Несмотря на тяжелые потери, личный состав 123-го ИАП не пал духом и продолжал мужественно выполнять свой долг. Очень точно выразил чувства советских воинов Викентий Алексеевич Стаканов: «Мне, как очевидцу большинства описанных событий, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в нашем полку с первых минут войны не было никакой растерянности. Каждый делал свое дело и помогал соседу или товарищу. И чем более проходит времени с того памятного дня, тем отчетливее вырисовывается мужество и стойкость наших летчиков. На морально устаревших самолетах, со скоростями на 100-150 км меньших скоростей фашистских самолетов, в условиях полного незнания в первые часы войны обстановки и не понимая даже характера фашистских действий (война это или провокация), в условиях отсутствия связи с другими частями армии летчики нашего полка вели воздушный бой с противником практически на равных…» Кроме отражения налетов на свой аэродром, продолжали небольшими группами летать на прикрытие войск 4-й Армии сражавшихся в районе Бреста. Именно в ходе одного из таких вылетов, лейтенант Рябцев таранил немецкий истребитель (Об этом бое можно прочитать в статье про тараны первого дня войны), а всего в этом бою с восьмеркой мессершмиттов, советские пилоты заявили 4 победы. Получив в полдень разрешение, оставшиеся 18 исправных самолетов 123-го ИАП были перебазированы в Пинск. Где летчики сразу же, включились в работу, отбивая атаки на аэродромы Жабчицы и Пинск. В воздушных боях капитан Савченко Михаил Федорович заявил о победах над двумя немецкими самолетами, и эти заявки подтверждаются противником, который признает потерю в районе Пинска Bf110E w/n 3796 из 2./SKG210 и Ju88A-5 w/n 6276 (5K+EL) из 3./KG3.

Миша Т: В воздушных боях над аэродромом Именин и окрестностями Кобрина, с 7:20 по 8:30 вероятно был сбиты не менее 5-7 И-153 123-го ИАП, а также не менее 10 подбиты. Погибли, командир полка майор Сурин Борис Николаевич, заместитель командира 1-й АЭ по политчасти политрук Корчагин Владимир Антонович, старший лейтенант Жмаев Александр Ильич, лейтенант Шамрай Иван Георгиевич, младшие лейтенанты Луговской Павел Михайлович и Федяй Иван Евдокимович. Первоначально в список погибших был включен лейтенант И.К.Завгородний, однако он к счастью в тот день не погиб. Информация о пострадавших летчиках подбитых самолетов крайне скудна, тем не менее кроме упомянутого Калабушкина, ранения в воздушном бою получил как минимум еще один пилот младший лейтенант Якимов Петр Федорович. Поэтому заявки немецких пилотов о 16 сбитых И-153, хоть и завышены примерно в два раза, тем не менее считая поврежденные в бою самолеты пилоты которых выполнили вынужденные посадки, имеют под собой вполне законное основание. Советская сторона, заявляя в донесениях о победах над 3 Ме-109, фактически косвенно признает, то что воздушном бою с немецкими истребителями больших успехов достичь не удалось. Правда впоследствии, видимо для того чтобы поднять боевой дух, командование дивизии «увеличило» количество сбитых немецких самолетов до 22, а полка и вовсе до 30 (!), что конечно не подтверждается документами противника. Оценить потери Люфтваффе именно в боях с 123 ИАП, по причине отсутствия оперативных документов 2-го авиакорпуса, довольно сложно, но тем не менее использую отчеты генерала квартирмейстера, а также данные Йохана Прина, постараемся сделать это приблизительно. В целом в районе ответственности частей 10-й САД было потеряно на 100% шесть немецких самолетов. По одному Bf109F, Bf110E и два Ju88, а также два Ju87, один из которых как утверждают немцы, был сбит огнем ЗА. Кроме того, еще 14 самолетов получили повреждения различной степени тяжести, часть из них выполнила вынужденные посадки и впоследствии вероятно была списана. Учитывая, то что пилоты 33-го ИАП претендовали в то утро на 4 победы, из них 1 разведчик и 3 Хейнкеля-111, то основная масса сбитых и поврежденных самолетов очевидно приходится на долю 123-го ИАП. Однозначно летчики полка сбили 3 немецких самолета (и еще два с большой степенью вероятности), и могли претендовать на 11 - 12 поврежденных самолетов. Самолеты, сбитые в районе Пинска, даже не требуют обсуждения. Сбитый по немецким данным советским истребителем в районе Кобрина, Ju87B-1 w/n 5525 (код S2+LK), экипаж которого погиб, так же идет в зачет полка. Туда же следует зачесть Bf109F-1 №6635 Оберфельдфебеля Й.Бюттнера, но не на 100%, так как теоретически он мог стать жертвой стрелков советских бомбардировщиков. А на Ju88A-5 w/n 4307 из 6./KG3, разбитый в районе Улежа (20 км. Восточнее Радом) повреждения 100%, могли претендовать как пилоты 123-го ИАП, так и 33-го ИАП. Повреждения различной тяжести получили еще 14 немецких самолетов, из которых три Bf109F – так же с очень большей долей вероятности добыча 123-го ИАП. Bf109F-1 w/n 5653 из 8./JG51 произвел вынужденную посадку в районе Бяла-Подляска, повреждения - 80%. Bf109F-2 w/n 6672 из Stab III/JG51, произвел вынужденную посадку в районе Тересполя, повреждения - 60%. Bf109F-1 w/n 6630 из 11./JG51, произвел вынужденную посадку на аэродроме Кржевица, повреждения - 70% Bf110E w/n 3794 из Stab I/SKG210, повреждения - 30%. Bf110E w/n 3996 из Stab I/SKG210 , повреждения - 40%. Hs126 из 1.(H)/21, ранены 2 члена экипажа, % повреждения не указан. Hs126 B-1 w/n 2487 из 7.(H)/12 получил повреждения 50% в районе Фронолов. Ju88 из 1(F)122, ранен наблюдатель, % повреждения не указан. Ju88A-6 w/n 3399 из Stab KG3, повреждение шасси при приземление в районе Улежа. Ju88A-5 w/n 6301 из 3./KG3, произвел вынужденную посадку в районе Podolow, повреждения 35%. Ju88A-5 w/n 4278 из 4./KG3, произвел вынужденную посадку в районе Яблонов из-за отказа мотора, повреждения - 80%. Ранен пилот. Ju88A-5 w/n 6285 из 5./KG3, произвел вынужденную посадку в районе Коск из-за отказа мотора, повреждения - 50%. Ранен один из членов экипажа. He111H-5 w/n 3926 из 5./KG53, произвел вынужденную посадку на аэродроме Радом, повреждения - 20%. Ju88A-5 w/n 4264 из 4./KG3, получил повреждение 10%. Список побед личного состава 123-го ИАП поданный в мае 1945 года в управление ИА ПВО: Шулика Василий Трофимович - 1 Ме-110 (не подтверждается немецкими данными); Никонов Анатолий Павлович - 1 Ю-87 и 1 Ю-88 лично; Калабушкин Иван Николаевич - 1 Ме-109 лично; Сахно Николай Константинович - 1 Хш-126; Фунтусов Евгений Константинович - 1 До-215; Грозный Андрей Григорьевич 2 Ме-109 и 2 Ю-88 лично (не подтверждается наградными документами, в которых указано только 1 Ю-88 за период с 22.06 -28.08.41г.); Рябцев Петр Сергеевич - 2 Ме-109 лично; Мажаев Николай Павлович - 1 Ме-109; Жидов Георгий Никонорович - 1 Ме-109 лично, 4 Ю-88 и 4 Ме-109 в группе (по данным М.Быкова 1 Ме-109 лично, 1 Хе-126 звеном, 3 Ме-109 звеном, 3 Ю-88 звеном); Сиротин Вячеслав Федорович - 1 Ме-109 и 1 Хш-126 лично (по наградному лично сбил в районе Тевли 2 Ме-109 и 1 Хш-126); Савченко Михаил Федорович - 1 Ю-88 (В донесении 23.06.41г., Савченко записал себе 2 бомбардировщика сбитых 22 июня над Пинском). Исходя из этих данных, можно только предполагать, что Ju87 над Кобрином был сбит старшим лейтенантом А.П.Никоновым, а в бою над аэродромом Именин сбить и повредить 1-3 Bf109F могли И.Н.Калабушкин и В.Ф.Сиротин. В целом последний документ о первых победах 123-го ИАП был подписан командиром 3-й эскадрильи капитаном М.Т.Савченко, который отчитываясь перед штабом ВВС ЗФ 23 июня 1941 года, написал в донесении что за 22.06.41г., полком было сбито 7 бомбардировщиков, 1 разведчик и 3 Ме-109 (вероятно без учета 4 Ме-109 заявленных звеном Мажаев, Жидов, Рябцев, Назаров). Таким образом объективно заявки Никонова, Фунтусова, Сахно, Сиротина, Жидова и возможно Грозного, на сбитые бомбардировщики и разведчики частично подтверждаются, а в остальных случаях немецкие самолеты могли быть повреждены. Сведений о групповых победах личного состава, кроме данных по Г.Н.Жидову к сожалению, отсутствуют.

Миша Т: В целом вот так сложился ход, видимо самого большого воздушного сражения на восточном фронте 22 июня 1941 года, в котором примерно в течении 30 минут сражались около сотни советских и немецких самолетов. Безусловно победа досталась пилотам Люфтваффе, добыта она была в первую очередь благодаря продуманной тактической схеме – двойного удара, и концентрации весьма значительных сил. Однако так же отметим что немецкие истребители, видимо не имели в каждом конкретном эпизоде численного превосходства над летчиками 123-го ИАП, и тем не менее, они явно чувствовали уверенность в себе и своих самолетах, вели себя весьма агрессивно, ввязывались в маневренные воздушные бой, из которых неизменно выходили победителями, буквально истребляя самолеты противника, причем делали это с минимальными потерями. Так, во время основного боя с 8:00 до 8:30 максимально чем могли ответить своим немецким визави советские пилоты – это возможно подбить два «мессершмитта» из 11/JG51 и III/JG51, при собственных потерях в полтора десятка сбитых и подбитых машин. Ну и далее немецкие командиры действовали вполне профессионально, даже после того как исправные самолеты 123-го ИАП перебазировались в Пинск, немцы не прекращали утюжить летное поле и стоянки самолетов на аэродроме Именин. Очень мощная бомбардировка девяткой бомбардировщиков под прикрытием дюжины Bf109 состоялся с 13:55 до 14:42, а последнее упоминание о действии немецкой авиации над Кобрином относиться к 16:00. Эти действия не позволяли техническому персоналу отремонтировать поврежденные самолеты, которыми могли воспользоваться оставшиеся в живых летчики. В итоге разбитые и обгорелые машины 123-го ИАП, остались на фотографиях немецких военнослужащих. Ну а летчики 123-го ИАП, несмотря на поражение в генеральном сражении, продемонстрировали высокие морально-волевые качества, дали бой и смогли нанесли технически превосходящему противнику определенный урон. Даже после потери большинства самолетов, 123-й ИАП продолжал боевую работу, стараясь помочь частям 4-й Армии истекающим кровью по Брестом и отбивая атаки немецких самолетов над Пинском. Победить в сражении в сложившихся условиях было невозможно, но самоотверженность и, не побоюсь этого слова - героизм, личного состава 123-го ИАП, несомненно достойны уважения.

СК: Немного про высокооктановое горючее. На 18.6.41 г. в 921-м складе г.Кобрин находилось 290 т авиабензина Б-78. Почему-то в 123-й иап на УБП и облет Як-1 ничего не выделили. Наверное хранили как НЗ. Приказ по тылу 4-й А о разрешении забора горючего со склада всем, кому нужно, отдали только в 19:40 22.6.41 г. К этому времени склад горючего в Кобрине немецкая авиация уже дааавно уничтожила...

Миша Т: СК пишет: 123 ИАП летал на Як-1 до 22 июня.

СК: Миша Т пишет: 123 ИАП летал на Як-1 до 22 июня. Судя по имеющимся обрывкам информации облетали три машины до 22.6.41 и один вылет Сурин сделал уже 22.6.41. Но для всего этого якобы Сурину пришлось горючее выпрашивать у вышестоящего начальства, т.е. с его разрешения в свой полковой н.з. залезать или из н.з. Кобрина брать. Заявка на горючее для облета видимо была составлена, одобрена и подписана, но (возможно) на более позднее время (на июль 1941 г.). Причем при облете, или еще при пробе на земле, один мотор вышел из строя. Его оперативно сняли и отправили в ремонт еще до войны. Потом этот ремонтный мотор поисковики нашли уже на раскопках Як-1 в Новгородчине.

Миша Т: СК пишет: Да какие обрывки, есть журнал учета полетов 10 САД.

mikado 5448: https://www.ebay.de/itm/Polen-zerstortes-Flugzeug/312039006184?hash=item48a6f95fe8:g:R0cAAOSwFSxaTA2m

Миша Т: mikado 5448 пишет: https://www.ebay.de/itm/Polen-zerstortes-Flugzeug/312039006184?hash=item48a6f95fe8:g:R0cAAOSwFSxaTA2m Хочется петь: - Здорово! Великолепно!!!

mikado 5448: https://www.ebay.de/itm/TOP-Russland-Kampfe-Flugzeug-Airplane-Foto/382354045010?hash=item590613b852:g:hGUAAOSwgeBaZE-y https://www.ebay.de/itm/TOP-Russland-Kampfe-Flugzeug-Airplane-Foto/382354044823?hash=item590613b797:g:Iu4AAOSw1zhaZE-J https://www.ebay.de/itm/TOP-Russland-Kampfe-Flugzeug-Airplane-Foto/382354044556?hash=item590613b68c:g:PScAAOSwZfNaZE9M

Миша Т: mikado 5448 пишет: https://www.ebay.de/itm/TOP-Russland-Kampfe-Flugzeug-Airplane-Foto/382354045010?hash=item590613b852:g:hGUAAOSwgeBaZE-y https://www.ebay.de/itm/TOP-Russland-Kampfe-Flugzeug-Airplane-Foto/382354044823?hash=item590613b797:g:Iu4AAOSw1zhaZE-J https://www.ebay.de/itm/TOP-Russland-Kampfe-Flugzeug-Airplane-Foto/382354044556?hash=item590613b68c:g:PScAAOSwZfNaZE9M Это просто праздник какой-то!!!

mikado 5448: вроде как такового не было ? https://www.ebay.de/itm/Q266-Foto-Wehrmacht-Luftwaffe-Flieger-plane-Flugzeug-Beute-in-Korbryn-belarus/372361159705?hash=item56b2746419:g:GWIAAOSw2idbQMPC



полная версия страницы