Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » Ил-2 летом 1941 года камуфляжи и тактические обозначения » Ответить

Ил-2 летом 1941 года камуфляжи и тактические обозначения

Миша Т: Решил создать новую тему из-за довольно серьёзного пробела в идентификации Ил-2 в июле - августе 1941 года. Первый период довоенный + июнь и начало июля довольно простой, самолётов было мало, все имели однотонный зелёный верх, большая часть из 22 машин 74-го, 66-го, 190-го и 61-го ШАП, полученных до начала войны были оставлены на аэродромах и нам известны по немецким фото. 4-й ШАП - единственный из строевых полков получивший полный комплект Ил-2 для всех своих пяти эскадрилий и его самолёты мы точно знаем - часть их оставили на аэродроме Старый Быхов, они все естественно зелёные и имеют оригинальную систему тактических обозначений (по крайней мере часть). Далее идёт первый штурмовой полк сформированный после начала войны 430-й ШАП ОСНАЗ и вот тут мы уже можем предположить, что машины получили импровизированный камуфляж, с некой долей вероятности даже трёхцвенный. Есть вероятность, что техсостав полка из НИИ ВВС, имел отношении к испытанию экспериментальных камуфляжей в 1940 – начале 41 года, и начал окрашивать Ил-2 полка, не имея инструкций и черно-зеленых схем. Но этот вопрос, требует дополнительного изучения, и свет на это смогут пролить в первую очередь цветные фото Ил-2 из Шаталово, будем наедятся, что они со временем найдутся. К примеру эта машина оставленная судя по подписи в Орше: Или два расписных Ила оставленных в Шаталово: Недавний Ил-2 №6 с большой вероятностью машина 430-го ШАП и несёт трёхцветный импровизированный камуфляж:

Ответов - 6

Миша Т: В соответствии с постановлением СНК №1711 «О маскирующей окраске самолетов», и приказом НКО №0043, в конце июня в части ВВС КА были разосланы схемы и инструкции по окраске самолетов не дешифрируемыми красками. Нанести камуфляжи и опознавательные знаки в четырёх позициях, требовалось к 10 июля. Камуфляжная окраска и нанесение опознавательных знаков, согласно схемы приложенной к постановлению СНК №1711, предположительно производилась в 1-й резервной авиабригаде. Пятна чёрного цвета, краска АМТ-6/АМ-26 наносились на базовый зелёный цвет, видимо на самых ранних машинах были эмаль А-19ф и нитролак АII, а на самолётах выпуска июля эмаль АМ-24 и нитролак АМТ-4, очевидно, наносились они без использования масок или трафаретов, так как на фото видно, что у всех самолётов они имеют разную форму и границы. Таким образом, были окрашены и получили опознавательные знаки самолёты 6, 7 и вероятно частично 8 серий, которые преимущественно поступили на вооружение 74-го, 61-го ШАП, частично 4-го, 232-го ШАП и штурмовой эскадрильи ВВС КБФ. Забегая вперед отметим, что уже часть машин 8-й серии получили упрощённые камуфляжи, поэтому мы довольно неплохо можем соотносить многочисленные фото Ил-2 окрашенных в стандартный чёрно-зелёный камуфляж, с машинами указанных выше полков. Видимо один из первых окрашенных таким образом самолётов 61-го ШАП оставленный на аэродроме Шаталово, обращает на себя внимание небрежно нанесённый номер: Один из первых потерянных Ил-2 74-го ШАП, также окрашенный в стандартный чёрно-зелёный камуфляж, в районе шоссе Житомир - Киев, к сожалению был ли у самолёта номер неизвестно: Теперь про самое интересное, большинство известых фото Ил-2 в стандартном чёрно-зелёном камуфляже, не имеют географических привязок, но у нас есть некие реперные точки. Первое, это фото из истории 61-го ШАП и союзкиножурнал в котором показывают самолёты 61-го ШАП, хорошо видно, что номер 8, нанесён характерным шрифтом и нарисован под лучом звезды:

Миша Т: Самолёты полученные 61 ШАП получили стандартный камуфляж соответствии с постановлением СНК №1711 «О маскирующей окраске самолетов», и приказом НКО №0043, вероятно большинство машин было 7-й серии выпуска, но вполне возможно были и машинки более ранних серий окрашеные по довоенной схеме, как вот этот №8, у которого не закрасили звезду на фюзеле: №9 в стандартном камуфляже и опознавательными знаками в четырёх позициях: Два разных номера 11, хотя - может и один и тот же самолёт, жаль кадр из союзкиножурнала такой расплывчатый:

Миша Т: Ну и ещё два самолёта номера 1 и 12 со стандартным камуфляжем, накрашенном в соответствии с постановлением СНК №1711 «О маскирующей окраске самолетов», и приказом НКО №0043, номера нанесены не так как у машин 61-го ШАП, я предположил, что это Ил-2 74-го ШАП. Большинство машин 74-го ШАП было 6-7-й серии выпуска, также вполне возможно были и машинки более ранних серий не камуфлированные и окрашеные по довоенной схеме, со звездами в 6 позициях. Ил-2 тактические №1 и 10 - единичка и 0 нарисованы не в такой стилистике как номера машин из 61-го ШАП, и по месту нанесения номера - ниже чем у машин 61-го полка: Ил-2 тактический №12 - но эта машина может быть и из 61-го ШАП, двойка написана аналогично машинам 61-го полка, а вот единичка не такая на мой взгляд, как у №1:


Tora: может у кого есть этот ил? вижу зав. №186340? пишут Крым октябрь 41-го, но в этой книжке есть ошибки

Миша Т: Наверняка Ил-2 со стандартным чёрно-зелёным камуфляжем, накрашенном в соответствии с постановлением СНК №1711 «О маскирующей окраске самолетов», и приказом НКО №0043 и опознавательными знаками в 4 позициях, были в составе 4-го, 232-го и штурмовой эскадрильи ВВС КБФ, а также вероятно в единичных экземплярах в 190-ом и 430-ом ШАП.

Миша Т: Из нового, вот эту машинку №8 торгуют: https://www.ebay.de/itm/393965304218?hash=item5bba29799a:g:4MQAAOSwZWdiHQH7



полная версия страницы