Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » эпизод Пружаны » Ответить

эпизод Пружаны

Миша Т: Аэродром Пружаны получил особую популярность у немцев, в отличии от других аэродромов Белорусии его не только фотографировали - но и подписывали... К 22 июня 1941 года, на его поле базировались 33 ИАП и 74 ШАП 10 САД. Первый согласно документов полка имел на вооружении 25 И-16тип5 и 6 И-153, кроме того полк для переучивания получил 2 МиГ-3 (судя по всему из 9 САД). Второй полк был вооружен И-15бис, которые в конце мая - начале июня начал передавать в 215 ШАП, а так же полк первым среди ШАП приграничных округов начал получать Ил-2, которых к 22 июня в части было 3 штуки, однако если 33 ИАП утром 22 июня был в Пружанах, то 74 ШАП перелетел к границе в Малые Взводы, однако и фотографии это подтверждают часть самолетов полка, осталась в Пружанах... Все машины расматриваемой группы пострадали от штурмовых ударов 22 июня 41 года. Начнем с крупных планов на которых запечатлена большая группа самолетов в центре И-16 №1 и И-153 №15, и в ряд 4 И-15бис, эти самолеты есть на фотографиях подписанных Пружана: Общая картина: Далее группа сфотографирована со всех сторон: Из фотографий видно что рядом с парой И-16 и И-153 стоит еще один И-16 у которого снят мотор. И-16тип5 №1 однозначно самолет 33 ИАП заводской №521330 видно на нескольких фото, ну и написание номера характерно для полка, жаль по фото трудно понять какого он цвета... Как вариант красный - 1 АЭ или синий 2 АЭ. У И-153 №15 белый, нанесен не характерным для 74 ШАП шрифтом, вообще история с появлением самолетов И-153 в 74 и 33 полках довольно туманная и не описанная в документах, мое предположение что "Чайки" гнали в конце мая - начале июня из 129 ИАП транзитом через Пружаны, во вновь формирующиеся полки. Но в тот момент в 33 и 74 полках сложилась тяжелая ситуация с матчастью 33 ИАП списал половину самолетов по износу, а 74 ШАП передал 50% самолетов в 215 ШАП, а получение новых самолетов задерживалось - поэтому командование дивизии и наложило руку на эти самолеты. Строй И-15бис - это машины 74 ШАП, первый самолет сгорел полностью, второй имеет небольшие повреждения, поэтому хорошо сохранился и у него прекрасно видно №9 белая, третья и четвертая машины серьезно пострадали от бомбардировки сильно обгорели и ОЗ на них не видно...

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Almer: вопросов нет.

Миша Т: Еще одна знаковая группа самолетов два И-16 №3 и №7, УТИ-4 и пара Ут-1: Возможно рядом с этой группой находится еще одна группа самолетов - это И-16тип5 №13 белая и Ут-1, машины стоят у полосы препятствий:

Миша Т: Еще один кандидат - выкрашенный светло-серой краской И-16тип5 №1, на этих фото он абсолютно нетронутый, стоит на летном поле: А на этих фото он уже ободранный и стоит рядом с другими самолетами, на последних двух фото видно что рядом лежит Ме-109F и сгоревший остов И-16: Характер повреждений на капотах обгоревшего И-16 позволяет предположить что это вот этот самолет: Похоже что вот на этой фотографии на заднем плане видны самолеты группы И-16 №3-7, УТИ-4 и два Ут-1, это логично так как наверняка далеко возить И-16 светло-серый №1 навряд ли бы кто то стал. Недалеко стоит еще один И-16тип5 №3 белая, вот его фото на фоне все тех же обломков: Возможно тот же самолет, но не факт:


Миша Т: Последняя, если так можно сказать крупная, группа самолетов в ней выделяется И-16тип5 №15 с установленным, вместо штатного, фонарем от УТИ-4, рядом с ним обломки еще двух самолетов И-16 или УТИ-4 от одного из которых И-16 остался только остов: Я предполагаю что вот на этом цветном фото в кадр попали именно эти самолеты, а на переднем плане именно №15 - судя по всему голубого цвета:

Миша Т: Ну сегодня у ув.Алтына очередной улов! Я просто балдею от фото! Наконец то появилось хорошее фото И-153 №15 из Пружан: Самолет выпуска осени 40 года, с РС и рацией, хорошо видны особенности написания номера - он кстати напоминает похож на номер И-16тип5 №5 из Бобруйска!

Миша Т: Интересное сравнение - номеров И-16тип5 из Бобруйска и И-153 из Пружан - цифры 5 написаны абсолютно одинаково!

Tora: похоже, но там кант присутствует!

Миша Т: Tora пишет: похоже, но там кант присутствует! Это естественно - красный цвет практически всегда на зеленом фоне обводили, а вот белый, голубой и желтый как правило нет...

IgorZ: верхняя часть пятерки разная, но из всех номеров в ЗАПВО они похожи друг на друга по размеру, надо искать единичку- у нее хвостик необычный. похож в точь точь ка на кобре 45 ИАП в 43 году.

Миша Т: IgorZ пишет: верхняя часть пятерки разная, но из всех номеров в ЗАПВО они похожи друг на друга по размеру, надо искать единичку- у нее хвостик необычный. похож в точь точь ка на кобре 45 ИАП в 43 году. Ну по моему как раз таки верхние части у них 100% одинаковые, впрочем как и нижние... Вообще меня этот вопрос интересует с практической точки зрения - дело в том что история с наличием "Чаек" в 33 ИАП и 74 ШАП - совершенно запутанная и темная. В документах округа на 6.07.41 года в 74 ШАП числятся 16 И-153, однако в доках 74 ШАП никаких напоминаний о "Чайках" нет вообще!!! Более того в документах управления боевой подготовки ВВС так нет упоминаний об использовании И-153 - пилоты 74 ШАП не налетали на И-153 ни одной минуты... Про 33 ИАП все наоборот, согласно БЧС ЗапОВО ни на 1.06 ни на 7.06.41 в полку не числится на одной "Чайки", а по документам полка на 22 июня в строю были 6 И-153 - причем на них 22 июня вели боевые действия! Кстати ст.л-т Гудимов, которому многие источники приписывают воздушный таран 22 июня, погиб в воздушном бою именно на И-153! Возможно это как то связанно с орг-моб мероприятиями происходившими в то время в ЗапОВО (как собственно и в целом по ВВС КА), дело в том что полки получившие новую матчасть получили в конце мая указание сдать старые самолеты и продолжать с июня УБП уже на новых машинах! Я предполагаю что самолеты И-153 в 74 ШАП и 33 ИАП имеют именно такое происхождение, причем возможно что машины прошли транзитом через 74 ШАП в 33 ИАП. Скорее всего это были экс самолеты 129 ИАП. На 7.06.41 в полку еще числилось 52 И-153, а уже на 22 июня только 33 такие машины. Скорее всего самолеты должны были поступить и поступили в 161 и 162 РезАПы ВВС ЗапОВО, на 15.06.41 в полках числилось соответственно 3 и 6 И-153, хотя на 1.06 еще не было ни одного такого самолета... Я предполагает что при перегонке "Чаек" из 129 ИАп в РезАПы, они были реквизированы командованием 10 САД в «личных» целях, ввиду недостаточно быстрого поступления новейшей матчасти в полки дивизии, в результате чего к примеру в 33 ИАП к 22 июня оставалось в строю всего 25 И-16тип5 выпусков 1936/1937 годов, а 74 ШАП передавал свои И-15бис в 215 ШАП, и на 22 июня в части осталось всего 24 И-15бис... В итоге решили подстраховаться и скорее всего машины были поделены между «пружанскими» полками, по 9-10 машин. Ну а далее, после поступления в середине июня первых Ил-2 в 74 ШАП, И-153 решили не использовать и отправили в первоначальный пункт назначения, а 33 ИАП напротив не получил новых самолетов и начал использование И-153, причем как минимум две машины, как мы видим на фото, находились в разобранном виде на аэродроме Куплин - эти самолеты, судя по всему, были разбиты в ходе освоения личным составом еще до начала боевых действий... Так что возможно что эти Чайки были приняты Л/С 162 РезАП, от 129 ИАП и в принципе на них могли нанести ОЗ по образцу самолетов 162 РезАП, ну а далее самолеты приватизировал 33 ИАП, ну ОЗ уже перерисовывать не стали...

Almer: м-м-м... у меня возникает вопрос. в мирных условиях более чем сложно что-либо реквизировать в своих интересах в рамках 10 сад. посему это вариант, жо 22 июня мне представляется маловероятным. В ходе начавшихся б.д. схватить несколько самолетов находящихся на аэродроме, зная что их смогут использовать пилоты полка-вполне веротяно. Но схватить или задержать у себя что-либо переправляющееся транзитом, в 41 году грозило как минимум разбором либо чем-то более серьезным.

Миша Т: Almer пишет: м-м-м... у меня возникает вопрос. в мирных условиях более чем сложно что-либо реквизировать в своих интересах в рамках 10 сад. посему это вариант, жо 22 июня мне представляется маловероятным. В ходе начавшихся б.д. схватить несколько самолетов находящихся на аэродроме, зная что их смогут использовать пилоты полка-вполне веротяно. Но схватить или задержать у себя что-либо переправляющееся транзитом, в 41 году грозило как минимум разбором либо чем-то более серьезным. Почему? Еще и не такие фокусы происходили в ВВС КА.

IgorZ: А если добавить варианты больших номеров номеров :)

Миша Т: Ну насчет Минска И-16тип5 номер 8 и И-153 номер 3, то весьма сомнительно что эти машины могли быть из одних частей - все таки очень разное написание номеров... я все таки думаю что Чайка из Борисова и И-153 с аналогичными номерами это самолеты 127 ИАП. А вот И-16 вообще может быть откуда угодно - упр ВВС ЗапОВО, упр.11 или 43 ИАД, 122, 163 ИАП...

Almer: Если мне память не изменяет, есть фотка 122 ИАП л-т Калугин (вроде) в кабине И-16 сентябрь 41 года, там б.н. 15 вроде красный с белым кантом, написание похоже.

Миша Т: Almer пишет: Если мне память не изменяет, есть фотка 122 ИАП л-т Калугин (вроде) в кабине И-16 сентябрь 41 года, там б.н. 15 вроде красный с белым кантом, написание похоже. Вы уверены что это 122 ИАП ?

Almer: не уверен, просто в журналах фотка это фото ходило с такой подписью. вот тут это фото click here

Миша Т: Похоже нашелся еще один фигурант "Пружанского" эпизода - И-153 №12, написание единичек в номерах абсолютно идентичное, ну и стиль, размер номера так же одинаковые:

Tora: похожи!

Миша Т: Tora пишет: похожи! Близнецы! Жаль подписей и других ракурсов нет...



полная версия страницы