Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » эпизод Пружаны » Ответить

эпизод Пружаны

Миша Т: Аэродром Пружаны получил особую популярность у немцев, в отличии от других аэродромов Белорусии его не только фотографировали - но и подписывали... К 22 июня 1941 года, на его поле базировались 33 ИАП и 74 ШАП 10 САД. Первый согласно документов полка имел на вооружении 25 И-16тип5 и 6 И-153, кроме того полк для переучивания получил 2 МиГ-3 (судя по всему из 9 САД). Второй полк был вооружен И-15бис, которые в конце мая - начале июня начал передавать в 215 ШАП, а так же полк первым среди ШАП приграничных округов начал получать Ил-2, которых к 22 июня в части было 3 штуки, однако если 33 ИАП утром 22 июня был в Пружанах, то 74 ШАП перелетел к границе в Малые Взводы, однако и фотографии это подтверждают часть самолетов полка, осталась в Пружанах... Все машины расматриваемой группы пострадали от штурмовых ударов 22 июня 41 года. Начнем с крупных планов на которых запечатлена большая группа самолетов в центре И-16 №1 и И-153 №15, и в ряд 4 И-15бис, эти самолеты есть на фотографиях подписанных Пружана: Общая картина: Далее группа сфотографирована со всех сторон: Из фотографий видно что рядом с парой И-16 и И-153 стоит еще один И-16 у которого снят мотор. И-16тип5 №1 однозначно самолет 33 ИАП заводской №521330 видно на нескольких фото, ну и написание номера характерно для полка, жаль по фото трудно понять какого он цвета... Как вариант красный - 1 АЭ или синий 2 АЭ. У И-153 №15 белый, нанесен не характерным для 74 ШАП шрифтом, вообще история с появлением самолетов И-153 в 74 и 33 полках довольно туманная и не описанная в документах, мое предположение что "Чайки" гнали в конце мая - начале июня из 129 ИАП транзитом через Пружаны, во вновь формирующиеся полки. Но в тот момент в 33 и 74 полках сложилась тяжелая ситуация с матчастью 33 ИАП списал половину самолетов по износу, а 74 ШАП передал 50% самолетов в 215 ШАП, а получение новых самолетов задерживалось - поэтому командование дивизии и наложило руку на эти самолеты. Строй И-15бис - это машины 74 ШАП, первый самолет сгорел полностью, второй имеет небольшие повреждения, поэтому хорошо сохранился и у него прекрасно видно №9 белая, третья и четвертая машины серьезно пострадали от бомбардировки сильно обгорели и ОЗ на них не видно...

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

аматар: Но этих статей там нет? Обращайтесь в редакцию .Адрес известен.

Миша Т: аматар пишет: Обращайтесь в редакцию .Адрес известен. Понял типа - пишите письма мелким почерком!

аматар: Перад вайной каля Пружан разам з іншымі вайсковымі адзінкамі, якія прыкрывалі левы ўчастак абароны Заходняй асобнай ваеннай акругі(ЗахАВА), былі і авіязлучэнні.Тут размяшчаліся тылавыя часці ваенна-паветраных сіл: 43-Я зенітная батарэя супрацьпаветранай абароны, 197-ы, 198-ы і199-ы батальёны аэродромнага абслугоўвання, 159-я і 160-я аэродромна-тэхнічныя роты(г.Пружаны, в.Куплін),200-ы батальён абслугоўвання(в.Задвараны), 74-я хімузвод(в.Куплін).Але галоўнымі былі часці, падначаленыя штабу ваенна-паветраных сіл,-33-і знішчальны авіяполк(зап), 74-ы штурмавы авіяполк (ШАП), якія ўваходзілі ў склад 10-й змяшанай авіядывізіі 4- арміі. ,,Раённыя будні " 16 ліпеня 2011 г. №55 (9398)


Миша Т: аматар пишет: Перад вайной каля Пружан разам з іншымі вайсковымі адзінкамі, якія прыкрывалі левы ўчастак абароны Заходняй асобнай ваеннай акругі(ЗахАВА), былі і авіязлучэнні.Тут размяшчаліся тылавыя часці ваенна-паветраных сіл: 43-Я зенітная батарэя супрацьпаветранай абароны, 197-ы, 198-ы і199-ы батальёны аэродромнага абслугоўвання, 159-я і 160-я аэродромна-тэхнічныя роты(г.Пружаны, в.Куплін),200-ы батальён абслугоўвання(в.Задвараны), 74-я хімузвод(в.Куплін).Але галоўнымі былі часці, падначаленыя штабу ваенна-паветраных сіл,-33-і знішчальны авіяполк(зап), 74-ы штурмавы авіяполк (ШАП), якія ўваходзілі ў склад 10-й змяшанай авіядывізіі 4- арміі. ,,Раённыя будні " 16 ліпеня 2011 г. №55 (9398) Спасибо - а это все что есть в статье?

аматар: Нет. Ждём повтор статьи в другой газете наз. (Военная гезета ) республики Беларусь. Письмо с текстом отправлено.

Миша Т: аматар пишет: Нет. Ждём повтор статьи в другой газете наз. (Военная гезета ) республики Беларусь. Письмо с текстом отправлено. Спасибо, было бы интересно почитать...

avk tehnik: Я правильно понял, "Чайка" б/н 15 http://jpe.ru/1/max/270410/01eswau7ef.jpg тоже из 33 ИАП?

Миша Т: avk tehnik пишет: Я правильно понял, "Чайка" б/н 15 http://jpe.ru/1/max/270410/01eswau7ef.jpg тоже из 33 ИАП? Да на 22 июня в 33 ИАП числилось 6 И-153, кстати именно на Чайке погиб л-т Гудимов (которому в некоторых источниках приписывают таран).

avk tehnik: А вот подвесные РС вас не смущают? Все же, мне кажется, на начальный период войны, РС скорее атрибут авиации штурмового полка. К тому же написание цифры 15, отличается от стиля на другой Чайке http://jpe.ru/1/max/010610/0gckb5ofdn.jpg .... Кстати, написание "единички" очень подходит под стиль, который мы можем наблюдать на Ишачках http://jpe.ru/1/max/310510/0a02w1212u.jpg и http://jpe.ru/1/max/270410/0shgzl1wrc.jpg

Миша Т: avk tehnik пишет: А вот подвесные РС вас не смущают? Все же, мне кажется, на начальный период войны, РС скорее атрибут авиации штурмового полка. К тому же написание цифры 15, отличается от стиля на другой Чайке http://jpe.ru/1/max/010610/0gckb5ofdn.jpg .... Кстати, написание "единички" очень подходит под стиль, который мы можем наблюдать на Ишачках http://jpe.ru/1/max/310510/0a02w1212u.jpg и http://jpe.ru/1/max/270410/0shgzl1wrc.jpg Не РС не смущают - они ни когда не были принадлежностью самолетов И-153 штурмовых полков, да и Чайками (полученными с заводов) в ША были вооружены только две части 61 и 62 ШАП (плюс 106 ШАП в САВО), причем в них самолетов с РС не было... Согласно документов 33 ИАП и 10 САД в Барановичи ни один самолет полка не перелетел, так что какой смысл этот обсуждать - тем более фото самолета в Пружанах плохого качества, да и ракурс не позволяет детали номера определить...

avk tehnik: Ага... Отлично, спасибо за разъяснения!

Миша Т: Благодаря новым фото, выложенным ув.Алтыном собрался еще один эпизод. Разукомплектованные самолеты стоящие в деревьях у дороги, большинство самолетов И-16, причем у одного хорошо виден номер 14 - с написанием характерным для самолетов 33 ИАП. Еще один интересный самолет - И-153, который стоит у угла навеса. У него отстыкованы плоскости и погнут винт, машина явно после аварии: На последнем фото видно что за И-153 видна палатка и И-16 без консолей, скорее всего вот этот И-16тип5 №8: А через дорогу стоит еще один И-16, скорее всего это №7, позднее с него сняли чехлы, он был в фотоальбоме немецкого танкиста, с подписью Пружаны:

Tora: Благодаря новым фото, выложенным ув.Алтыном сылку дайте пжалуста, а то ненайду чёта

Миша Т: Еще одна группа разукомплектованных самолетов стоит в другом месте, возможно, на основном месте базирования 33 ИАП, на это указывают капитальные строения. Предыдущая группа машин явно стоит в так называемых лагерях, хотя собственно это все равно один и тот же аэродром, только так называемые "лагеря" находились в стороне от основных сооружений, для имитации так сказать полевых условий. После рассмотрения всех известных мне фото сформировалась группа которая состоит из стоящих в один ряд вдоль дорожки 7 И-16, У-2 и И-153: Справа стоит И-16, за ним У-2, далее три И-16, у среднего сняты капоты, за ним И-153, ну и далее еще три И-16: Первым стоит И-16, за ним У-2, далее еще три И-16, у среднего сняты капоты, за тем И-153, ну и далее еще три И-16. Возможно один из самолетов стоящих в этом строю, окрашенный в светло-серый цвет И-16тип5: За этой группой стоят еще несколько самолетов, я насчитал 4 У-2 и 3 И-16: На первом фото ясно видно стоящие на заднем плане здания с характерной крышей, которое мы отметили на предыдущих фото. По следующему фото становится понятно что вся группа стоит за левым флангом строя машин стоящих вдоль дорожки. Крайний У-2 практически в комплектном виде, у среднего И-16 видно №11 - характерный для 33 ИАП, к сожалению у остальных машин номера не просматриваются... Всего таким образом я насчитал 10 И-16, 5 У-2 и 1 И-153, учитывая то что на фото у Палаток также находятся как минимум 6 И-16 и по одному И-153, УТИ-4 и У-2 становится понятна причина снижения численности самолетов 33 ИАП с 51 И-16 на 1.04.41 года, до 25 И-16 на 22 июня. Судя по всему часть самых старых машин, а полк был укомплектован И-16тип5 36-37 годов выпуска, была за этот промежуток времени просто списана по износу...

Almer: Миша, думаю ты совершенно прав! Исходя из того, что Засимовичи и Пружаны были очень и очень близко-думаю есть смысл проанализировать фотки-возможно мелькнут вынужденные посадки на смежных аэродрмах...

Миша Т: Almer пишет: Миша, думаю ты совершенно прав! Исходя из того, что Засимовичи и Пружаны были очень и очень близко-думаю есть смысл проанализировать фотки-возможно мелькнут вынужденные посадки на смежных аэродрмах... Да с удовольствием - только не знаю где был аэродром Засимовичи...

Almer: Что-то ночь грядущая меня попутала... аэ.Засимовичи - это и есть аэ. Пружаны. деревня засимовичи на западной окраине летного поля. поле 5 км западнее Пружан, размером 1,4 на 1,2 км. а Куплин , северо-восточнее 4 км от пружан, поле 1.1 на 0,95 км. Думаю, стоит учесть, что если на аэродроме и-15 видны, то возможно это и Куплин, т.к. не всю технику перед войной на Н.Зводы могли вывести. А для немцев и тот и другой (особенно для пехоты) назывались по большому местечку рядом- Пружаны.

Миша Т: Almer пишет: Что-то ночь грядущая меня попутала... аэ.Засимовичи - это и есть аэ. Пружаны. деревня засимовичи на западной окраине летного поля. поле 5 км западнее Пружан, размером 1,4 на 1,2 км. а Куплин , северо-восточнее 4 км от пружан, поле 1.1 на 0,95 км. Думаю, стоит учесть, что если на аэродроме и-15 видны, то возможно это и Куплин, т.к. не всю технику перед войной на Н.Зводы могли вывести. А для немцев и тот и другой (особенно для пехоты) назывались по большому местечку рядом- Пружаны. А понял! Да а-м в Засимовичах в 41 году не использовался советскими частями, его только строить начали, но официально его назвали "Пружаны", а аэродром который до этого практически во всех документах называли "Пружаны" это и есть а-м Куплин, хотя еще раз отмечу что в большинстве довоенных документах его именуют именно "Пружаны"...

Almer: совершенно верно. Миша Т пишет: а-м в Засимовичах в 41 году не использовался советскими частями, его только строить начали, тогда получается, что 74 шап до перелета в Н.Зводы находился в Купилно вместе с истребителями? или все-таки так же как и с 127 ИАП который покинул базовый Скидель где начали полосу делать и убыл на полевой в Лесище, на базовом в Засимовичах стали делать ВПП, и освобождая место полк ушел в лагерь в Н.Зводы. как то сомнительно, что бы 74-й 33-й были в Пружанах(Засимовичах) одновременно напрмер в начале мая 1941 года, до выхода в лагеря.

Миша Т: Almer пишет: огда получается, что 74 шап до перелета в Н.Зводы находился в Купилно вместе с истребителями? или все-таки так же как и с 127 ИАП который покинул базовый Скидель где начали полосу делать и убыл на полевой в Лесище, на базовом в Засимовичах стали делать ВПП, и освобождая место полк ушел в лагерь в Н.Зводы. как то сомнительно, что бы 74-й 33-й были в Пружанах(Засимовичах) одновременно напрмер в начале мая 1941 года, до выхода в лагеря. Ну для протокола последний раз - да в Куплине оба полка базировались и 33 ИАП и 74 ШАП, путанница произошла из-за того что до начала строительства аэролдрома в Засимовичах, Куплинский аэродром почти во всех документах называли Пружаны!



полная версия страницы