Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » эпизод Эзель » Ответить

эпизод Эзель

Миша Т: На бее выложены многочисленные фото какого то немца, который шел через Прибалтику и в том числе участвовал в б/д на о.Эзель, на этих фото аэродром "Кагул" и разбитые самолеты Дб-3ф и Ар-2: По Ар-2 все понятно самолет 73 СБАП ВВС КБФ, а вот Дб-3ф похоже из состава авиагруппы ДБА которая совместно с самолетами 1 МТАП ВВС КБФ участвовала в налетах на Берлин!

Ответов - 92, стр: 1 2 3 4 5 All

СК: А от Як-1 там фермы с мотором нигде не попадалось? Пару таких машин там 71-й иап потерял (один немцы разбили при налете, один сами сожгли при эвакуации)

IgorZ: У Ила на хвосте цифра 3 и белая пилотка ?

Алтын: Коментарии от собеседника по переписке Константина Стрельбицкого : Миша Т пишет: На бее выложены многочисленные фото какого то немца, который шел через Прибалтику и в том числе участвовал в б/д на о.Эзель, на этих фото аэродром "Кагул" «Кагул» - это русифицированное название аэродрома, правильно – «Когула». Миша Т пишет: По Ар-2 все понятно самолет 73 СБАП ВВС КБФ, Ни один Ар-2 ни разу за войну ни на одном из 4 эзельских аэродромов не был! Это – аэродром Пярну. Миша Т пишет: а вот Дб-3ф похоже из состава авиагруппы ДБА которая совместно с самолетами 1 МТАП ВВС КБФ участвовала в налетах на Берлин! В составе группы самолётов 40-го авиаполка, включённой в состав «Группы Преображенского» (послевоенное название – «Особая авиагруппа»), были машины Дб-3а, а не Дб-3ф. Единственная потерянная на земле её машина (красная «единица») была утрачена 20.08.1941, во-первых, на аэродроме Асте, а, во-вторых, была полностью уничтожена пожаром. СК пишет: А от Як-1 там фермы с мотором нигде не попадалось? Пару таких машин там 71-й иап потерял (один немцы разбили при налете, один сами сожгли при эвакуации) Оба входивших в состав «Группы Кудрявцева» (послевоенное название – «Эзельская авиагруппа») самолёта Як-1 были из состава 12-й Краснознамённой отдельной авиационной эскадрилии, а не из 71-го истребительного авиационного полка. Обе машины потеряны: одна 18.09.1941 выведена из строя на земле немецкой авиацией, вторая 20.09.1941 числе 6 самолётов из-за невозможности быстрого ввода в строй и во избежание захвата противником уничтожена своим личным составом".


mavr: Господа, огромное спасибо за пояснения! (Самого сильно смутил Ар-2 на Эзеле.) Кстати, у Ил-4 номер интересный - контурный вариант вот такого: http://mavr13.narod.ru/SB/2M-103/label-03/03-l-04-ana.jpg

Миша Т: mavr пишет: В составе группы самолётов 40-го авиаполка, включённой в состав «Группы Преображенского» (послевоенное название – «Особая авиагруппа»), были машины Дб-3а, а не Дб-3ф. Единственная потерянная на земле её машина (красная «единица») была утрачена 20.08.1941, во-первых, на аэродроме Асте, а, во-вторых, была полностью уничтожена пожаром. я по б/д морской авиации инфы не имею, поэтому извиняюсь за дезориентацию по поводу Когуга... В принипе Ар-2 может и Пярну, да и Дб-3 может из тех краев, фото идут сплошняком и к сожалению не подписаны... Да я не знаю про такой 40 авиаполк на Дб-3 - не было такой части никогда... Если речь про 40 ДБАД это другое дело, но вот как раз таки в группе Щелкунова были именно Дб-3ф поэтому возможно что это все таки Эзель... Ар-2 кстати тоже мог там не базироваться, а попал туда случайно - например из-за повреждений сел или заблудился...

Малыш: Здравствуйте. У меня имеется вот какая информация по группе Щелкунова: Для наращивания воздушных ударов по Берлину Ставка выделила в распоряжение генерала Жаворонкова 20 бомбардировщиков ДБ-3ф из состава 200-го и 22-го бап 40-й ад дд. Для этих целей к 9 августа был подготовлен аэродром в Асте. Утром 10-го августа, армейская группа особого назначения, состоящая из подразделения майора Щелкунова (8 машин) и комэска к-на Тихонова (7 самолетов), совершила посадку в Асте. В сущности, сели только 12 самолетов ДБ-3ф, т.к. два самолета остались на материке для замены моторов, а один был сбит при перелете над Финским заливом. Сложность заключалась в том, что летчики, штурманы, стрелки, прибывшие на новое место базирования, ранее летали в разных экипажах и были не слетаны. Кроме того, двигатели самолетов были сильно изношены из-за интенсивной эксплуатации в предыдущих боях. Некоторые ДБ-3ф из группы Щелкунова и вовсе выработали свой ресурс. Летчики группы Щелкунова воевали с самого начала войны, а вот пилоты Тихонова боевого опыта не имели, потому что прибыли с Дальнего Востока. Я не могу утверждать, только то, что она взята из книги "Операция Б"

Миша Т: Малыш пишет: Здравствуйте. У меня имеется вот какая информация по группе Щелкунова: Для наращивания воздушных ударов по Берлину Ставка выделила в распоряжение генерала Жаворонкова 20 бомбардировщиков ДБ-3ф из состава 200-го и 22-го бап 40-й ад дд. Для этих целей к 9 августа был подготовлен аэродром в Асте. Утром 10-го августа, армейская группа особого назначения, состоящая из подразделения майора Щелкунова (8 машин) и комэска к-на Тихонова (7 самолетов), совершила посадку в Асте. В сущности, сели только 12 самолетов ДБ-3ф, т.к. два самолета остались на материке для замены моторов, а один был сбит при перелете над Финским заливом. Сложность заключалась в том, что летчики, штурманы, стрелки, прибывшие на новое место базирования, ранее летали в разных экипажах и были не слетаны. Кроме того, двигатели самолетов были сильно изношены из-за интенсивной эксплуатации в предыдущих боях. Некоторые ДБ-3ф из группы Щелкунова и вовсе выработали свой ресурс. Летчики группы Щелкунова воевали с самого начала войны, а вот пилоты Тихонова боевого опыта не имели, потому что прибыли с Дальнего Востока. Я не могу утверждать, только то, что она взята из книги "Операция Б" Спасибо!

Моонзундец: "По просьбам трудящихся" на данном форуме я лично "активировался" здесь и "вступаю в дело". Во-первых, благодарю ув. Мишу Т. за открытие данной темы! Давно ждал нечто подобного, так как на "территории моих особых иетересов" - на Моонзундских островах - оккупировавшие их немцы должны были найти целое кладбище самолётов. По моим данным, это были: - на острове Эзель (Сааремаа) - 13 ДБ-3ф, 1 ДБ-3а, 1 МиГ-3, 1 Як-1, 2 И-15, 8 И-153, 4 И-16, 2 УТ-1, - на близлежащем к нему острове Моон (Муху) - 1 И-153, - на близлежащем к нему острове Абрука (Абро) - 1 И-153, - на острове Даго (Хииумаа) - 1 И-153, 1 И-16. Кроме того, у берега/на берегу Эзеля остались 4 гидросамолёта МБР-2 (Остальные потерянные там советские самолёты, увы, "булькнули" в открытое Балтийское море, Рижский залив и проливы...) Зная любовь немцев к съёмкам разбитой советской техники и на фоне неё, я всё ждал, когда же появятся "моонзундские" самолёты. И вот дождался! Во-вторых, благодарю ув.Алтына за вчерашнюю "ретрансляцию" моего сообщения. В-третьих, приношу извинение мише Т. за ошибку с "40-м номером" - конечно АД, а не АП! Но: писал это ув.Алтыну вечером, "на сон грядущий", а, как известно, "сон разума рождает чудовищ" , вот и родился "чудовищный" 40 БАП! Спасибо за исправление! В-четвёртых, ещё раз подтверждаю, что ни один Ар-2 не только не базировался, но и даже не отмечен садившимся ни на один из 4 эзельских аэродромов (Куресааре, Когула, Асте, Маатсе), так что снимок с ним - однозначно не с Эзеля. Знаю, что флотские "Ары" базировались на пярну и там понесли на земле потери, потеэтому и предположил, что это - Пярну. В-пятых, так называемые "группа Щелкунова" и "группа Тихонова" (последняя вошла в первую), как приданные "группе Преображенского" (и фактически вошедшие в их состав) отмечались в "морских" документах, с которыми я подробно работал. Так что кое что есть и по "армейцам", и в этих документах чётко различались "морские" ДБ-3 и ДБ-3ф и "армейские" ДБ-3а. В-шестых, жду от форумчан их продолжения участия в этой теме и сам буду тоже "Я всё сказал" Пока всё...

Моонзундец: Естественно, не всё... Само главное то - по снимку, с которого началась эта тема. На нём - самолёт ДБ-3ф, стоящий на лётном поле, ранее замаскированный, но, тем не менее, повреждённый от удара немецкой авиации. На аэродроме Когула должно было остаться 8 таких машин из состава «группы Преображенского». Первые две из них были выведены здесь немецкой авиацией 13.08.1941, остальные шесть – 06.09.1941. Во второй день были уничтожены машины под заводскими номерами «391217» (бортовой «4»), «392602», «392614», «392620», «392814» («2») и «392816» (чёрная «1» - «личный» самолёт командира группы). Как видите, даже в оперативных документах отражены не все соответствия заводских номеров бортовым… Запечатлённая на снимке, с которого началась эта тема, «тройка» вполне вписывается в этот ряд, но самолёты в группу собирались из различных эскадрилий, в результате особой системы в известных номерах нет… Среди потерянных известны: 390918 - чёрные «две единицы» 391102 – чёрная «девятка» 391113 - жёлтая «семёрка» 391114 - чёрная «шестёрка» 391115 - голубая «семёрка» 391203 - чёрная «восьмёрка» 391212 - голубая «двойка» 391401 - чёрная «семёрка» 392608 - голубая «единица» 392808 - жёлтая «девятка» 392813 - жёлтая «семёрка» Обращает на себя внимание повторение жёлтых «семёрок» у третьей и последней машин, что вообще-то странно, но… так в оперативных документах… Цвета цифр – по эскадрилиям в 1 МТАП (первая – чёрная, вторая и третья – жёлтая и голубая – кто из них кто нам неизвестно). Заводские номера обоих потерянных армейских ДБ-3а неизвестны, а их бортовые – красная «единица» и голубые «две единицы». Так как на снимке «тройка» никак не чёрного цвета, то из двух остающихся мне больше кажется голубой.

Миша Т: По Ар-2 понятно, ну по Дб-3ф возникает много вопросов: - в 1 МТАП на Дб-3ф летали только 1 и 5 АЭ, 2,3,4 АЭ летали на Дб-3, так что есть противоречие с Вашим описанием самолетов группы... - в ВВС КА четко прослеживаются цвета № эскадрилий: 1-я красный, 2-я голубой, 3-я желтый, 4 -белый, 5 - черный, возможно в ВВС была своя схема цветов по эскадрильям? Но если нет то черные № это самолеты 5 АЭ. А желтые и голубые номера не 1 МТАП. - Ни где не встречал описаний или фото самолетов 1 МТАП с "пилотками" на киле. В общем вопросов много, и есть вероятность того что Дб-3ф это то же не Эзель... Будем искать новые подробности и фото.

Моонзундец: Спасибо, Миша Т, за Ваше авторитетное мнение и участие в теме! По 1 МТАПу пороюсь у себя в архивных тетрадях - в своё время много чего там было записано... А то, что "вопросов много", так, как говаривал красноармеец Сухов, "эт-т точно!". А по поводу "крайней" фразы, так правильно сказал другой киногерой: "Будем искать! Такого же и без крыльев!" Хотя для нашей темы лучше, конечно, с крыльями

Миша Т: Моонзундец пишет: Спасибо, Миша Т, за Ваше авторитетное мнение и участие в теме! По 1 МТАПу пороюсь у себя в архивных тетрадях - в своё время много чего там было записано... ОК, будем ждать!

СК: Алтын пишет: Оба входивших в состав «Группы Кудрявцева» (послевоенное название – «Эзельская авиагруппа») самолёта Як-1 были из состава 12-й Краснознамённой отдельной авиационной эскадрилии, а не из 71-го истребительного авиационного полка. Обе машины потеряны: одна 18.09.1941 выведена из строя на земле немецкой авиацией, вторая 20.09.1941 числе 6 самолётов из-за невозможности быстрого ввода в строй и во избежание захвата противником уничтожена своим личным составом". И еще один Як-1 № 1518 улетел с Эзеля и был передан 21.9.41, как и остальные Яки 71-го ап, в 5-й ап КБФ ("В 12-й коаэ в августе выполнен полевой ремонт самолетов Як-1 № 1518, 1420". ЦВМА ф.226 оп.026621 д.19). Эту машину 29.6.42 5-й ап/3-й гап передал в 21-й ап, в котором машина выпуска 1941-го года была сбита в ВБ аж 21.3.43 г.!! Так что ПРИДАНЫХ 12-й коаэ самолетов Як-1 71-го ап было больше, чем два, если два записаны в потери. (возможно были на Эзеле и летчики 71-го ап, которых из-за ранений эвакуировали, а их матчасть эксплуатировалась пилотами 12-й коаэ). Вообще рискну предположить, что поврежденная немцами и сожженная нашими - это одна и та же машина № 1420, т.к. в Журнале учета потерь личного состава и материальной части 61-й авиабригады ВВС КБФ (ЦВМА ф.226 оп.13 д.1)значится: 18.9.41 - 1 Як-1 сожжен при эвакуации с аэродрома Кагул. Других потерь матчасти Як-1 на Эзеле в этом журнале не значится.

Моонзундец: Спасибо за участие в теме, СК Проанализировав Вашу информацию, соглашусь с тем, что повреждённый и затем уничтоженный в Когуле Як-1, это, как в известном анекдоте про финов в КФАССР, "одно и то же лицо!" Одновременно, роясь в своих архивных "гроссбухах" обнаружил ещё один потерянный Як-1 12 коаэ, который был сбит 23.09.1941 в воздушном бою в районе полуострова Сырве (Сворбе) острова Эзель (Сааремаа). Кстати, Вам неизвестна судьба его пилота лейтенанта Шамакова? Я даже как его зовут найти пока, увы, не смог...

Миша Т: Интересные подробности - на фото с пленными красноармейцами каменная стена, очень похожая на ту у которой Ар-2 лежит: Может все таки Эзель?

Моонзундец: Такие каменные стенки вообще характерны для Эстонии в целом, в том числе - для Моонзундских островов в частности. Со снимком с пленными - есть непонятки. Известно, что на нём командир 162-го пехотного полка 61-й пехотной дивизии вермахта беседует (во всяком случае - пытается; на имеющемся у меня следующем снимке из этой серии - уже даже и не пытается) со сдавшимися в плен советскими военнослужащими (там и красноармейцы, и командиры). Однако в одном источнике "место разговора" идентифицируется как Эзель, а в другом - как Даго. А ведь от уточнения острова зависит, из какого подразделения Красной Армии эти бойцы и командиры! На Даго же, в отличие от Эзеля, имелись два подготовленных, но абсолютно необорудованных аэродрома (Валли и Кейно). В войну там постоянно никто не базировался, лишь залетали 2 наших подбитых истребителя, которые там из-за невозможности ведения местными силами (точнее - их полного отсутствия) ремонта там и остались... Да Ли-2 туда в октябре 41-го летали, о чём я писал вот здесь - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=93.240 - в материале под названием "60 лет назад: полёты на остров Даго – забытая военная операция лётчиков Аэрофлота".

СК: Моонзундец пишет: Одновременно, роясь в своих архивных "гроссбухах" обнаружил ещё один потерянный Як-1 12 коаэ, который был сбит 23.09.1941 в воздушном бою в районе полуострова Сырве (Сворбе) острова Эзель (Сааремаа). Кстати, Вам неизвестна судьба его пилота лейтенанта Шамакова? Я даже как его зовут найти пока, увы, не смог... Як-1 на Балтике - штучный товар (до января 1942 г. новых машин не поступало) и все потери попавших во флот посчитаны по полкам и датам. К сентябрю все оставшиеся Як-1 собрали в 5-й ап. В эту дату потерь Як-1 в 5-м ап не было (равно как и в промежутке между 20 и 25 сентября 1941 г.). Одна машина убыла в ремонт из 5-го ап в 37-е авиамастерские 23.9.41 и все. Подобранный чужой Як (ВВС КА)? По архивным данным пара Як-1 была на 12.7.41 на аэродроме Чернево (р-н Гдов) в 156-м иап. Вот по этим машинам у меня более подробной информации нет. Это маловероятно, т.к. подобранные машины от ВВС КА по бумагам оформлялись передачей, но возможно. 12-я коаэ после Эзеля где базировалась? Шамакова в базе данных потерь летного состава тоже нет. Из близких по звучанию/написанию фамилий проходят: 29.8.41 мл.л-т ШАБАНОВ Иван Михайлович из 71-го иап (но не на Як-1) 22.9.41 сержант ШАБАНОВ Никонор Лаврентьевич из 13-го иап (без указания типа м/ч) без даты ШАМАНОВ Иван Гаврилович н.в.з. - но это 1-й мтап

Моонзундец: 12 коаэ перебазировалась (с потерями) с Эзеля на Бычье Поле, что на острове Котлин под Кронштадтом. Никонор Лаврентьевич Шабанов (по моим данным - младший лейтенант ещё с 30.07.1940) из 4 АЭ 13 ИАП пилотировал И-153 (бортовой номер «13»), который был сбит 26.09.1941 в воздушном бою над полуостровом Сворбе острова Эзель, лётчик погиб...

СК: Кстати, в ОБД этого пилота называют Никифор Лаврентьевич и по карточке потерь он считается н.в.з. в октябре 1941 г. Т.е. точная дата даже тогда была не определена. Может все-таки один и тот же персонаж, раз место сходится?

Моонзундец: Да, фамилия похожа, место воздушного боя - тоже сходится (но больше он нигде тогда над Эзелем и быть-то не мог), а вот машины и подразделения - ничего общего...



полная версия страницы