Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » Камуфляж и опознавательные знаки ВВС КА в 1941 году » Ответить

Камуфляж и опознавательные знаки ВВС КА в 1941 году

Миша Т: Постановлением СНК от 20.06.41г., было предписано выполнить мероприятия направленные на маскировку аэродромов и самолетов. Согласно которым к 20.07.41г., все самолеты ВВС КА должны были быть перекрашены по единой схеме двухцветного камуфляжа - зеленого и черного цветов. В приказах ВВС 18 Армии мне удалось обнаружить документы согласно которых становиться понятно что приказ о маскировочной окраске самолетов довели не только до заводов НКАП, но и до ВВС. Самолеты предписывалось камуфлировать по утвержденному стандарту двумя цветами зеленым АМТ-4 (АМ-24) и черным АМТ-6 (АМ-26). К приказу прилагались цветные схемы окраски одномоторных и двухмоторных самолетов: Необходимо отметить, что собственно всю теоретическую часть по данной проблематике уже исследовали и отработали % на 95 прекрасные специалисты Вахламов и Орлов, и собственно наша задача это проверка практики выполнения приказов о внедрении камуфляжа и новых обозначений в частях ВВС КА и на заводах НКАП.

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

mikado 5448: Самолеты предписывалось камуфлировать по утвержденному стандарту двумя цветами зеленым АМТ-4 (АМ-24) и черным АМТ-6 (АМ-26). Не помню уже где была информация что выбор этих цветов для камуфляжа был обусловлен опытом советско-финской войны.И если для лесистой местности вариант был почти идеален,то для средней полосы и южных районов СССР подходил не очень.

Миша Т: mikado 5448 пишет: Если вспомните, большая просьба - скинте инфу плиз, а то корифеи пока не описали этот момент... Собственно пока Сергей Кузнецов дал в своей книге про Як-7 информацию о том как такой какуфляж впервые появился, причем на опытном УТИ-26-I в конце лета 1940 года. Я подозреваю, на основе его книги, что это была какая то фишка 115 завода, по крайней мере они и дальше опытные машины так же красили... Слайды первой машины в таком камке фото с заводских испытаний 23.7-25.8.40г.:

Миша Т: Наличие самолетов ЛаГГ-3, Пе-2 и УТИ-4, в трехцветном камуфляже, видимо связано с реализацией Постановление КО при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г. Там было не только указано: Во изменение постановления КО от 23 мая 1940 года за № 220сс, КО при СНК постановляет: 1. Перейти на деформирующую (камуфляжную) окраску самолетов, выпускаемых Наркомавиапромом, как наиболее удовлетворяющую требованиям маскировки. 2. Обязать Наркомавиапром: а) подготовить производство для перехода с 1 октября 1941 года на выпуск всех самолетов с деформирующей (камуфляжной) окраской верхних и боковых поверхностей и светлосерой окраской нижних поверхностей; б) для окончательного уточнения вариантов окраски, состава и стойкости красителей до 15 июня 1941 года окрасить для НКО по техническим требованиям ГУ ВВС 100 самолетов деформирующей окраской; в) с 15 июля 1941 года применять для окраски самолетов вместо простой зеленой – недешефрируемую зеленую окраску. Но и: 3. Наркомату обороны к 1 сентября 1941 года на основе опыта эксплуатации в частях ВВС опытной партии самолетов, покрытых деформирующей окраской, дать Наркомавиапрому окончательные технические окончательные технические требования на камуфляжную окрасок..." То есть зводы НКАП с 15 июля 1941 года должны применять для окраски самолетов вместо простой зеленой недешифрируемую (матовую) зеленую краску (АМТ-4). И до 15 июня 1941 года произвести опытную камуфляжную окраску 100 самолетов, судя по всему и истребителей, и бомбардировщиков. На основе опыта эксплуатации в частях ВВС КА этой опытной партии, к 1 сентября 1941 года НКО должен был передать НКАП окончательные технические требования на камуфляжную окраску. ЛаГГ-3 выпущенный 10.07 и поврежден 11.06.41 года во время контрольных испытаний, к сожалению фоточки только хвостовой части, слева: Справа: Вот самолет из 317 РАП ВВС ЮФ, все тоже самое только видимо звезды фюзеляжные еще на заводе задули: Авария в августе 41 года в 167 РезАП, явно накрашенный на заводе трехцветный камок, но фюзеляжные звезды и звезды на верхних поверхностях крыльев - закрашены, а звезда на хвостовом оперении - нанесена! Самолеты выпущены - 2 июля 1941 года, завод №153. Заметим машин в опытном камуфляже должны были быть окрашены к 15 июня, то есть период весьма совпадает с материализацией трехцветных камо на вышеуказанных самолетах...


nikitayak: Отличный материал! Спасибо! А самый светлый цвет в трехцветном примерно соответствует песочному второй половины войны?

mikado 5448: nikitayak,это вроде должно быть так :

Миша Т: Эээ, нет, это схемки которые отрабатывали в 1940 году, походу их не взяли за основу, по крайней мере на тех фото что я выложил нет ни одной схемы камуфляжа из этих вариантов...

mikado 5448: Миша Т,я просто это из-за перечня красок выложил....

Миша Т: mikado 5448 пишет: Нее, и краски там использовали другие, фишка в том что наряду с камуфляжем еще и ввели новые матовые краски АМТ...

mikado 5448: Понял,погорячился

yur: Тут у Чехов есть по обводке номеров, может пригодится http://www.modelforum.cz/viewtopic.php?f=875&t=93579

Миша Т: Как я уже упоминал выше согласно постановлению комитета обороны при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г., требовалось не только перейти на матовые краски, но и закамуфлировать в экспериментальный камуфляж по 100 бомбардировщиков и истребителей. Судя по имеющимся фото за основу не стали брать исследуемые камуфляжи в 1940 году, а были выбраны какие то оригинальные схемы, краски какого цвета при этом использовались можно только догадываться... Продублирую фото первого самолета, замеченного в трехцветном камуфляже, ЛаГГ-3 №3121376 11 июня 1941 года, правый борт: левый борт: Самолет несет звезды на фюзеляже, звезды на хвостовом оперении отсутствуют... Следующие самолеты в трехцветном камуфляже были сфотографированы немцами после занятия Витебска, это Пе-2 из 410 БАП, согласно документов полка, в Витебске 5 июля 1941г., от ударов немецкой авиации года были потеряны 5 Пе-2, 22 завода, 20 и 19 серий выпуска: 10/20, 11/20, 13/20, 17/20 и 19/19. Один из этих самолетов тактический №24: Кроме четко привязанного к Витебску №24, в разное время всплывали фото самолетов с аналогичным расположением пятен камуфляжа и тактического номера, это самолеты №27 и 35. Пе-2 №27: Пе-2 №35: Хорошо видно что камуфляжи самолетов несколько отличаются, у 24 и 35 он одинаковый, у 27 он явно другой, хотя очень похожий. Очень интересно, что несмотря на то что самолеты в трехцветном камуфляже, но они получили звезды на хвостовое оперение, и у них закрашены звезды на фюзеляжах (причем они там явно были, так как у всех машин на месте звезды на фюзеляже овальные пятна темного цвета) и видимо на верхней поверхности плоскостей, то есть опознавательные знаки машины соответствуют приказу от 20.06.41г. То есть сначала опознавательные знаки на самолеты были нанесены в соответствии с довоенным стандартом в шести позициях, как на ЛаГГ-3, но после получения приказа от 20.06.41г., звезды на фюзеляже и верхе плоскостей закрасили, а на рулях нанесли.

Миша Т: Другие Пе-2, попадающиеся на фото, окрашенные в такой же камуфляж как Пе-2 №27 из 410 БАП, видимо были выпущены уже после 20.06 и звезды на фюзеляже, скорее всего, были закрашены еще на заводе: №31 из 317 РАП ВВС ЮФ: Пе-2 выполнивший вынужденную посадку, место и часть пока не установлены: Пе-2 так же выполнивший вынужденную посадку, и так же место и часть пока не установлены: Может быть та же машина, хотя не факт, может и другой аппарат: Еще самолет, видимо окрашенный как Пе-2 410 БАП №24 и 35, место и время не известны:

Миша Т: Самолеты окрашивались в экспериментальный камуфляж, судя по всему в очень короткий период в июне 1941 года, самолетов видимо реально было выпущено не более 100 - 200 штук, после чего перешли на утвержденный камуфляж. Однако процесс окраски в камуфлированные не был выполнен на 100% даже на заводах НКАП, причем как минимум до осени. Так совершенно точно все лето только в зеленый цвет красил МиГ-3 завод №1. С чем это было связано не совсем понятно, возможно виной этому был высокий производственный план, а в июле - августе Завод №1 выдавал по 500 МиГ-3, из-за чего процесс дополнительной окраски сочли не приемлемым. Практически все другие заводы в июле начали красить камуфляж в соответствии с приказом, камо: АМТ-4/АМТ-6/АМТ-7, звезды в четырех позициях. Су-2 производства 207 завода я выкладывал выше, но наверное повторим! Ну и мой любимчик - один из первых Пе-2 заводской №105 выпущенных заводом №124 в Казани в самом начале июля 1941 года, камуфляж у него немного отличается от схемы, видимо полуовал на фюзеляже забыли второпях нанести: Далее завод исправился и машины красили по эскизу, вот самолет №304 выпущенный в начале августа, пятна на месте: Завод №292 тоже практически сразу выполнил указания и Як-1 красились по схеме. На фото авария двух самолетов на заводском аэродроме 12 июля 1941 года: По поводу продукции завода №1, видимо в отличии от нанесения камуфляжа, опознавательные знаки на самолеты стали наносить в четырех позициях, к примеру 19 И-153 полученных 160 ИАП с завода 3-4 июля 1941 года, имеют именно такое расположение звезд: Возможно так же были окрашены 21 МиГ-3 поступившие в конце июня в 41 ИАП, полк из Белостока и Волковыска, перебазировался в Барановичи и Могилев, и далее в Шаталово, где принял новые самолеты. Далее одна эскадрилья убыла в Витебск, а остальные работали с аэродромов Могилев и Шаталово. Где в начале июля сдали 8 оставшихся самолетов в 401 ИАП и убыли в Москву на переформирование. Их машины с нанесенными на фюзеляж номерами хорошо идентифицируются на фото из Шаталово и Витебска. Самолеты брошенные в Шаталово: Самолет скапотировавший в Витебске 5.06.41г.: Фото к сожалению очень плохого качества, но хорошо видно что звезд на фюзеляже нет, а на хвосту есть. С другой стороны понять накрашен ли был камуфляж сложно... Далее аналогично были промаркированы и получили черно-зеленый камуфляж машины 401 ИАП, которые до этого несли довоенные зеленый камо и обозначения в виде больших цифр на хвостовом оперении. Полученный на пополнение МиГ-3 №15 даже засветился в Союзкиносборнике, как самолет командира полка капитана К.К.Кокинаки. Так же сложно сказать в какой момент перешли на окраску согласно схеме 22 завод, пока не найду фото из аварийного акта или с заводских испытаний за тот период, но на немецких фото попадаются Пе-2 ранних серий в явно нанесенном в заводских условиях черно-зеленом камуфляже и со звездой на хвостовом оперении:

Миша Т: Разумеется непосредственно в частях ВВС окраска самолетов велась гораздо более разнообразно! Что совершенно естественно, учитывая повсеместный недостаток необходимых красок, оборудования, а самое главное времени. Не мудрствуя лукаво, большинство самолетов окрашенных в зеленый цвет, попытались дополнить черными пятнами согласно приказа, при этом существовали пару вариантов, так сказать, неполного исполнения приказа: - Первый, на зеленые самолеты наскоро наносился камуфляж, зачастую мало соответствующий схеме, но это были все те же широкие черные полосы или пятна напыленные из пульверизатора или выкрашенные кистью; Пе-2 с очень большой долей вероятности из 5-го СБАП, произвел вынужденную посадку у н.п.Бабанка у Умани. Самолет окрашенный в импровизированный черно-зеленый камуфляж, звезды закрашены на фюзеляже и нанесены на шайбы, и это несмотря на то что это уже начало августа: И-16 тип 29, неизвестная часть: - Второй, камуфляж могли нанести кистью в виде точек или небольших пятен произвольной формы, либо в тех частях где была такая чудо техника пульверизатор, то могли наносить камо в виде тонких полос, как правило изощренной формы... И-16 из 35 ИАП, авария на аэродроме Кутаиси 27.06.41года. Самолет поверх бызового зеленого покрыт мелкими полосками, вероятно черного цвета, все опознавательные знаки (звезды на фюзеляже и пилотка киле) и тактический номер на руле закрашены: Несколько Пе-2, первые два фото самолет 39 завода №390515 из 138 СБАП, потерпел аварию 11.07.41г. в Липецке, четко видно что нанесена маленькая звезда на шайбе, самолет покрыт небольшими пятнами видимо черного цвета: МиГ-3, самолеты поздние, но несут обозначения согласно приказа от 20.06.41г.: Еще МиГ-3 - это ранняя машина, звезды на фюзеле закрашены, а на хвосте нанесены криво, на стоящем самолете: СБ из 454 СБАП ВВС ЗабВО, самолет 47 серии выпуска завода №125, видно что по базовому зеленому нанесены пульвелизатором разводы видимо черного цвета, фюзеляжная звезда небрежно закрашена, но на хвостовое оперение звезда не нанесена: Причем зачастую в покраске использовали оба способа! По фото многих самолетов, сбитых или брошенных на аэродромах, хорошо видно, что исполнителям зачастую банально не хватало красок или времени на выполнение приказа, и на самолетах либо вообще оставались не "докрашенные" полосы, особенно в верхней, самой труднодоступной части фюзеляжа, либо их продолжали в виде полос или пятен... Яркий представитель подобного творчества Дб-3ф из 212-го ДБАП, сбитый 3.07.41г. - Третий, самый "лайтовый" способ, на самолетах просто закрашивали звезды на фюзеляже и верхних плоскостях, а на хвостовое оперение наносили. Очень характерно что так делали от Ленинграда до Камчатки не сговариваясь! СБ из 71 САП аэродром Елизово, заметим что звездочку просто закрасили, правда надо отдать должное ребятам с Камчатки, звезду на киле они рисовать не стали, впрочем как и камуфляж:

СК: 11-й иап в процессе камуфлирования (боевой киносборник № 5 сентябрь 1941 г.)

Миша Т: СК пишет: Спасибо!, но это уже ко второй части пойдет, а сейчас мы пока про июль!

СК: Машины довоенного выпуска, а по приказу перекрашивать сразу не стали (хотя чего бы им под Москвой не заняться между делом...). Причем об имевшемся времени как раз говорит звезда бортовая малая - уж больно она четко по черному полю лежит. Наверное маску использовали при напылении пульверизатором. Тем не менее, у Б№13 камуфлирование явно не закончено к моменту киносъемки, т.к. номер и справа и слева закрашен черным лишь частично, а борт у кабины вообще не начат.

Миша Т: СК пишет: Ну если это точно 11 ИАП, а не какой то другой, то всякое может быть, может самолет из ремонта или вообще кадры сняты в июле...

deruluft: 1. Спасибо за материал 2. В книге Алексея Степанова "Развитие советской аиации в предвоенный период" приведены "эскизы деформирующей окраски на 1941 год" для И-16, ББ-1, ДБ-3, 100, СБ, И-153, И-26. Окраски похожи на приведенные выше Лагг-3 и Пе-2 24, 27, 25. В схемах названы цвета: - серый с желтым оттенком - зеленый с желтым оттенком - темно зеленый

Миша Т: deruluft пишет: К сожалению у Степанова все те же варианты окрасок легкосмываемыми красками, которые отрабатывали летом 1940 года, они не имеют отношения к апрельским...

СК: Миша Т пишет: Ну если это точно 11 ИАП, а не какой то другой, то всякое может быть, может самолет из ремонта или вообще кадры сняты в июле... Это 11-й иап, т.к. в сюжете речь о Титенкове и Кухаренко. Премьера 2 октября 41 г. Предыдущий № 4 выпустили 9.8.41 Вряд ли бы о Титенкове и ПВО Москвы стали снимать сюжет до июльских налетов на Москву, когда имена этих летчиков стали известны. Поэтому период съемки конец июля-начало августа вполне вписывается с схему кинопроизводства сборников.deruluft пишет: 2. В книге Алексея Степанова "Развитие советской аиации в предвоенный период" приведены "эскизы деформирующей окраски на 1941 год" для И-16, ББ-1, ДБ-3, 100, СБ, И-153, И-26. Окраски похожи на приведенные выше Лагг-3 и Пе-2 24, 27, 25. Это схемы временных маскировочных покрытий разработки 1940 г. Степанов с датировкой в книге немного ошибся. Среди этих разработок есть и четырехцветные. Например (в моем вольном исполнении и интерпретации):

Миша Т: СК пишет: Это 11-й иап, т.к. в сюжете речь о Титенкове и Кухаренко. Премьера 2 октября 41 г. Предыдущий № 4 выпустили 9.8.41 Вряд ли бы о Титенкове и ПВО Москвы стали снимать сюжет до июльских налетов на Москву, когда имена этих летчиков стали известны. Поэтому период съемки конец июля-начало августа вполне вписывается с схему кинопроизводства сборников. Ну что ж, из-за фюзеляжной звезды, времени выпуска киножурнала и упоминаний про отличившихся, для нас эти фото будут ценны как раз в контексте событий произошедших после 20.07.41года, так что спасибо!

Миша Т: Пикирующие бомбардировщики Ар-2, в импровизированных камуфляжах, ввиду быстрого сокращения поголовья, попадается крайне мало. Идентифицированны на данный момент только две машины из 132 СБАП, оставленные 9-12.07 в Кировограде. Оба самолета закамуфлированы черными полосами, звезды на фюзеляже закрашены. Из-за повреждений не понятно наносились ли звезды на руль направления. Первый самолет очень хорошо отфотографирован: Второй самолет сильно поврежден, но камо в целом видно: Строй И-16 разных типов окрашенных в кустарный камуфляж, похожий на типовой, к сожалению хвостовую часть не видно, но на фюзеляже звезд по моему нет: И-153 так же нанесенным кустарным камуфляжем, звезды нанесены в соответствии с приказом: Одним из первых 15 ЛаГГ-3 получил 145 ИАП. Схема соблюдалась весьма приблизительно, но в целом камуфляж был стандартным черно/зеленым, звезды на фюзеляже закрашивались, а на хвостовое оперение наносились. Яркий пример самолет капитана Гальченко: Хорошо видно, что до нанесения рисунка, на хвостовом оперении была нанесена звезда, звезда на фюзеляже наоборот закрашена: ЛаГГ-3 из 44-й ИАП 7-го ИАК ПВО Ленинграда, несмотря на то что это август-сентябрь, камуфляж у самолетов импровизированный, но однозначно черно-зеленый. Несмотря на осень, звезды на фюзеляж не нарисовали, звезды на хвостовом оперении есть...

Миша Т: Су-2 сфотографированные на Украине, точный период и принадлежность на установлены, но у обоих опознавательные знаки в соответствии с приказом, на фюзеляже закрашены, на хвостовом оперении нанесены, камуфляж импровизированный, но очень хорошо соответствует шаблону: СБ №6, осталась лишь хвостовая часть, но видно что машина окрашена и промаркирована четко в соответствии с приказом: И-15бис вероятно из ВВС ЮЗФ, так же окрашены в соответствии с приказом: Наш герой, с которого собственно я и начал выкладывать фото, Як-4 предположительно 314 РАП. Покрашен строго по схеме в зеленый и черный цвета. Все пятна практически идеально совпадают со схемой, фюзеляжные звезды закрашены, а на хвостовое оперение нанесены. Причем явно краску наносили кистью.

Миша Т: Еще несколько СБ, очень хороша пара в воздухе, в окраске очень похожей на нструкцию: Два самолета брошенные на аэродроме в р-не Новгород-Северский, машины 38 СБАП:

Миша Т: Ну и самый на мой взгляд конкретный и характерный пример нанесения камуфляжа и обозначений нового типа это штурмовики Ил-2. Дело в том что в июле на фронт вылетели самолеты трех полков вооруженных Ил-2 430, 61 и 74, кроме того еще 232 ШАП, личный состав которого перевооружался в Кировограде, но получал самолеты не с завода, а через 1-й ЗАБр. Таким образом сформированные и укомплектованные в 1-й ЗАБр полки, за исключением видимо 430 ШАП, имели самолеты с уже нанесенными камуфляжами и новыми опознавательными знаками в четырех позициях. 74 ШАП - отправлен на фронт 9.07.41г. Предположительно Ил-2 из 74 ШАП 17.07.1941 г. Во время штурмовки мехколонны противника, из пункта Руди, из танков велся ответный арт. огонь. В результате комэск-1 капитан В.И.Попов подбитый в воздухе загорелся и упал в расположении танков: Далее самолеты не имеющие конкретных привязок к местности или времени, однако это однозначно июль до 20 числа, до введения новых звезд на фюзеляже... Самолет с видимым заводским №2304, самолет явно лежал в проезжем месте, у него масса фото: Два самолета с видимыми тактическими номерами 1 и 12, пока предположительно 61-й ШАП, но это весьма условная версия:

Миша Т: Самолеты полков, которые уже находились на фронте так же начали камуфлировать свои машины. Один из первых окрашенных по схеме Ил-2 из 4-го ШАП, самолет №2806 АМ-38 №01268, потерян при выполнении боевого задания 20.07.1941 в районе Кричев - Горбатово. Пилот командир 4 эскадрильи капитан Лесников Владимир Дмитриевич. К сожалению фото с левого борта не дает понять как окрашен самолет в целом, однако видно что звезды на фюзеляже закрашены, и нанесены пятна черного цвета. Фотографии самолетов из Шаталово. 61 ШАП оставил на аэродроме 14-15 июля 5 самолетов, кроме того несколько машин были оставлены 430-м ШАП. Три самолета свалены позднее в одну кучу. У одного самолета четко нанесен черно/зеленый камуфляж, нанесена звезда на хвосте и закрашена на фюзеляже, тактический №3:

Миша Т: Просьба к модераторам прицепить эту тему, ибо она очень важная!

nikitayak: Миша Т, спасибо огромное! А СБ 38 СБАП первоначально имели серую или зелено-голубую окраску? По фото никак не могу понять.

Миша Т: nikitayak пишет: Серую.

СК: Вопрос: а в какие округа по имеющимся фото документам "не успели" доставить черную краску? Не успели взял в кавычки, обозначив этим любую из очевидных причин отсутствия (недостатка) черной краски на местах.

Миша Т: СК пишет: Пока таких закономерностей не отмечено, красили во всех округах и на ДВФ. У меня кстати мысли появилась по Якам из 45-го ИАП, вспомнил наши диалоги по поводу их веселых окрасок Як-1 в июне 1941 года, и вот че подумал - а не на основе ли этого полка испытывали трехцветные (или многоцветные) камуфляжи летом 1941 года?

СК: Это бы комполка-45 Дзусов в своих мемуарах бы обязательно упомянул. Свои заслуги он уж очень любил показать. Но по окраскам у него вообще ни слова не сказано. Ни по каким. Если принимать все имеющиеся там по фото варианты за самостийную либо экспериментальную окраску, то ни на одной машине бортовую звезду не закрасили. Приказ 20.6.41 не дошел? Безусловно надо проверить по документам штаба ВВС округа на предмет особых указаний. В ЦАМО фонд 35 еще не открыли?

СК: Миша Т пишет: Пока таких закономерностей не отмечено, красили во всех округах и на ДВФ. И на заводах тоже. Из чего следует: 1. К исполнению апрельских указаний по камуфлированию мы были готовы, проведя досрочно огромный объем работ по изготовлению и распространению необходимых количеств специальной краски. 2. На 20.6.41 сомнений в начале войны Германией у руководства не оставалось. Вряд ли бы такая тотальная перекраска ВВС осталась бы незамеченной для немецкой разведки, как прямой признак подготовки к войне, но за пару дней до начала БД это уже не играло никакой рояли.

Миша Т: СК пишет: Сергей, я конечно все понимаю, но с чего это Дзусову вспоминать про какие-то там окраски? У него и так забот по переучиванию личного состава и освоению новой техники выше крыши было! И в чем тут заслуги? - Ну приказали покрасить - покрасили, и все. По ВВС ЗакВО фонды тухлые. Почему Вы решили что полк не закрасил звезды на самолетах? Вполне себе закрасили, судя по аварийным актам - только на 404 и 402 сквозь мазки проглядывают звезды, причем просто не понятно, вполне возможно некачественно закрасили... На всех остальных самолетах звезд на фюзеляже не видно, да и у всех машин нанесена звезда на хвостовом оперении... Приказ дошел до всех, его синхронно начали исполнять от Архангельска до Камчатки. Ну а насчет того что руководство страны прям не сомневалось в неизбежности войны в ближайшие дни - это все фигня. А немцам вообще по барабану было как наши красили свой хлам, хоть под хохлому или гжель, я вообще никогда не видел ни в каких документах упоминаний про окраску наших самолетов... Я высказал гипотезу про экспериментальный характер окрасок по двум причинам: - первая, в 45 ИАП на всех машинах камуфляжи разные, причем есть и узкие и широкие полосы, есть небольшие пятна, типа как на Пе-2 из 138 СБАП. - вторая первый самоль - №407 у которого камуфляж рябой, разбит в аварии 18.06.41г. Фонды в ЦАМО и так можно смотреть, только для этого надо замучить администрацию архива, и все дела в Вашем распоряжении...

СК: 402 и 404 - звезды остались (по цвету одинаковы с хвостовой) и на верхней поверхности крыльев звезды тоже присутствуют, причем на ровном зеленом поле. Т.е. камуфляжа как такового не производилось, а видимые следы вполне могут быть и от каких-то естественных причин 407 - черная обводка бортовой звезды видна четко. ИМХО не закрашивали сплошняком. Машина Дзусова авария 25.7.41 несмотря на явно какие-то полосы имеет звезды и на борту (полосы заботливо нарисованы вокруг бортовой звезды) и на хвосте. Причем общая площадь полос по сравнению с закрашиваемой примерно 75-80 % - это почти перекраска, а не камуфлирование. Если перекраска? Фото сделано в лучах прожектора, из чего следует что один и тот же цвет, но матовый и лаковый может при искусственном освещении смотреться как различные цвета. Еще один полосатый в аварийке - ни на борту, ни на хвосте звезды не просматриваются, схема произвольная. 450-й в дбапе 15.8.41 камуфлирован вроде по схеме, бортовой звезды нет, но хвостовая мелкая на руле, как все в 45-м иап На руле ЕМНИП я звезду видел только еще на машине ЧФ в Одессе Для других типов машин ЗакВО и ЧФ до войны характерна мелкая звезда на руле?

СК: Миша Т пишет: Я высказал гипотезу про экспериментальный характер окрасок по двум причинам: Если это так, то это первый наблюдаемый случай проведения эксперимента в полку, т.к. согласно апрельскому документу должны были красить на заводах.

Миша Т: СК пишет: Я еще раз подчеркиваю, это гипотеза. Не факт, просто теже Дзусовская машинка, и самолет без номеров имеют камуфляж весьма схожий с наработками лета 1940 года, когда красили легкосмываемыми камуфляжами...

nikitayak: Мечтаем о продолжении банкета!..

Миша Т: nikitayak пишет: Работаем! Сейчас пытаюсь добыть доки про опытную покраску июня 1941 года, если найду - будет нам счастье!

Миша Т: Медленно, но верно продвигается работа по камуфляжам самолетов ВВС КА в 1941 году. Нашлись трехцветных схем которые были разработаны в соответствии с постановлением СНК от 29.04.1941 года. Причем кроме как минимум двух схем трехцветки, и сами цвета были разные! В Варианте 1 - АМТ-1/4/6; в Варианте 1а - АМТ-2/3/5. Соответственно в Варианте 2 - 2а - аналогично! Согласно отчетам военпреда так должны были окрасить 50 ЛаГГ-3 21-го завода. Далее интересно что например на заводе №21, до того как на завод доставили схемы "яковлевские" около недели на заводе красили импровизированный черно-зеленый камуфляж.

nikitayak: Супер! Всё сразу стало намного понятнее! Это же вообще новая страница открывается, которую раньше как будто чуть-чуть перед нами приоткрыли и сразу захлопнули!

Миша Т: nikitayak пишет: Ну работа проведена за эти годы серьезная, поэтому будем вести разъяснительную работу среди специалистов и любителей и дальше!

Tora: СУПЕР!



полная версия страницы