Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » Камуфляж и опознавательные знаки ВВС КА в 1941 году » Ответить

Камуфляж и опознавательные знаки ВВС КА в 1941 году

Миша Т: Постановлением СНК от 20.06.41г., было предписано выполнить мероприятия направленные на маскировку аэродромов и самолетов. Согласно которым к 20.07.41г., все самолеты ВВС КА должны были быть перекрашены по единой схеме двухцветного камуфляжа - зеленого и черного цветов. В приказах ВВС 18 Армии мне удалось обнаружить документы согласно которых становиться понятно что приказ о маскировочной окраске самолетов довели не только до заводов НКАП, но и до ВВС. Самолеты предписывалось камуфлировать по утвержденному стандарту двумя цветами зеленым АМТ-4 (АМ-24) и черным АМТ-6 (АМ-26). К приказу прилагались цветные схемы окраски одномоторных и двухмоторных самолетов: Необходимо отметить, что собственно всю теоретическую часть по данной проблематике уже исследовали и отработали % на 95 прекрасные специалисты Вахламов и Орлов, и собственно наша задача это проверка практики выполнения приказов о внедрении камуфляжа и новых обозначений в частях ВВС КА и на заводах НКАП.

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

mikado 5448: Самолеты предписывалось камуфлировать по утвержденному стандарту двумя цветами зеленым АМТ-4 (АМ-24) и черным АМТ-6 (АМ-26). Не помню уже где была информация что выбор этих цветов для камуфляжа был обусловлен опытом советско-финской войны.И если для лесистой местности вариант был почти идеален,то для средней полосы и южных районов СССР подходил не очень.

Миша Т: mikado 5448 пишет: Если вспомните, большая просьба - скинте инфу плиз, а то корифеи пока не описали этот момент... Собственно пока Сергей Кузнецов дал в своей книге про Як-7 информацию о том как такой какуфляж впервые появился, причем на опытном УТИ-26-I в конце лета 1940 года. Я подозреваю, на основе его книги, что это была какая то фишка 115 завода, по крайней мере они и дальше опытные машины так же красили... Слайды первой машины в таком камке фото с заводских испытаний 23.7-25.8.40г.:

Миша Т: Наличие самолетов ЛаГГ-3, Пе-2 и УТИ-4, в трехцветном камуфляже, видимо связано с реализацией Постановление КО при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г. Там было не только указано: Во изменение постановления КО от 23 мая 1940 года за № 220сс, КО при СНК постановляет: 1. Перейти на деформирующую (камуфляжную) окраску самолетов, выпускаемых Наркомавиапромом, как наиболее удовлетворяющую требованиям маскировки. 2. Обязать Наркомавиапром: а) подготовить производство для перехода с 1 октября 1941 года на выпуск всех самолетов с деформирующей (камуфляжной) окраской верхних и боковых поверхностей и светлосерой окраской нижних поверхностей; б) для окончательного уточнения вариантов окраски, состава и стойкости красителей до 15 июня 1941 года окрасить для НКО по техническим требованиям ГУ ВВС 100 самолетов деформирующей окраской; в) с 15 июля 1941 года применять для окраски самолетов вместо простой зеленой – недешефрируемую зеленую окраску. Но и: 3. Наркомату обороны к 1 сентября 1941 года на основе опыта эксплуатации в частях ВВС опытной партии самолетов, покрытых деформирующей окраской, дать Наркомавиапрому окончательные технические окончательные технические требования на камуфляжную окрасок..." То есть зводы НКАП с 15 июля 1941 года должны применять для окраски самолетов вместо простой зеленой недешифрируемую (матовую) зеленую краску (АМТ-4). И до 15 июня 1941 года произвести опытную камуфляжную окраску 100 самолетов, судя по всему и истребителей, и бомбардировщиков. На основе опыта эксплуатации в частях ВВС КА этой опытной партии, к 1 сентября 1941 года НКО должен был передать НКАП окончательные технические требования на камуфляжную окраску. ЛаГГ-3 выпущенный 10.07 и поврежден 11.06.41 года во время контрольных испытаний, к сожалению фоточки только хвостовой части, слева: Справа: Вот самолет из 317 РАП ВВС ЮФ, все тоже самое только видимо звезды фюзеляжные еще на заводе задули: Авария в августе 41 года в 167 РезАП, явно накрашенный на заводе трехцветный камок, но фюзеляжные звезды и звезды на верхних поверхностях крыльев - закрашены, а звезда на хвостовом оперении - нанесена! Самолеты выпущены - 2 июля 1941 года, завод №153. Заметим машин в опытном камуфляже должны были быть окрашены к 15 июня, то есть период весьма совпадает с материализацией трехцветных камо на вышеуказанных самолетах...


nikitayak: Отличный материал! Спасибо! А самый светлый цвет в трехцветном примерно соответствует песочному второй половины войны?

mikado 5448: nikitayak,это вроде должно быть так :

Миша Т: Эээ, нет, это схемки которые отрабатывали в 1940 году, походу их не взяли за основу, по крайней мере на тех фото что я выложил нет ни одной схемы камуфляжа из этих вариантов...

mikado 5448: Миша Т,я просто это из-за перечня красок выложил....

Миша Т: mikado 5448 пишет: Нее, и краски там использовали другие, фишка в том что наряду с камуфляжем еще и ввели новые матовые краски АМТ...

mikado 5448: Понял,погорячился

yur: Тут у Чехов есть по обводке номеров, может пригодится http://www.modelforum.cz/viewtopic.php?f=875&t=93579

Миша Т: Как я уже упоминал выше согласно постановлению комитета обороны при СНК СССР № 53сс от 29 апреля 1941 г., требовалось не только перейти на матовые краски, но и закамуфлировать в экспериментальный камуфляж по 100 бомбардировщиков и истребителей. Судя по имеющимся фото за основу не стали брать исследуемые камуфляжи в 1940 году, а были выбраны какие то оригинальные схемы, краски какого цвета при этом использовались можно только догадываться... Продублирую фото первого самолета, замеченного в трехцветном камуфляже, ЛаГГ-3 №3121376 11 июня 1941 года, правый борт: левый борт: Самолет несет звезды на фюзеляже, звезды на хвостовом оперении отсутствуют... Следующие самолеты в трехцветном камуфляже были сфотографированы немцами после занятия Витебска, это Пе-2 из 410 БАП, согласно документов полка, в Витебске 5 июля 1941г., от ударов немецкой авиации года были потеряны 5 Пе-2, 22 завода, 20 и 19 серий выпуска: 10/20, 11/20, 13/20, 17/20 и 19/19. Один из этих самолетов тактический №24: Кроме четко привязанного к Витебску №24, в разное время всплывали фото самолетов с аналогичным расположением пятен камуфляжа и тактического номера, это самолеты №27 и 35. Пе-2 №27: Пе-2 №35: Хорошо видно что камуфляжи самолетов несколько отличаются, у 24 и 35 он одинаковый, у 27 он явно другой, хотя очень похожий. Очень интересно, что несмотря на то что самолеты в трехцветном камуфляже, но они получили звезды на хвостовое оперение, и у них закрашены звезды на фюзеляжах (причем они там явно были, так как у всех машин на месте звезды на фюзеляже овальные пятна темного цвета) и видимо на верхней поверхности плоскостей, то есть опознавательные знаки машины соответствуют приказу от 20.06.41г. То есть сначала опознавательные знаки на самолеты были нанесены в соответствии с довоенным стандартом в шести позициях, как на ЛаГГ-3, но после получения приказа от 20.06.41г., звезды на фюзеляже и верхе плоскостей закрасили, а на рулях нанесли.

Миша Т: Другие Пе-2, попадающиеся на фото, окрашенные в такой же камуфляж как Пе-2 №27 из 410 БАП, видимо были выпущены уже после 20.06 и звезды на фюзеляже, скорее всего, были закрашены еще на заводе: №31 из 317 РАП ВВС ЮФ: Пе-2 выполнивший вынужденную посадку, место и часть пока не установлены: Пе-2 так же выполнивший вынужденную посадку, и так же место и часть пока не установлены: Может быть та же машина, хотя не факт, может и другой аппарат: Еще самолет, видимо окрашенный как Пе-2 410 БАП №24 и 35, место и время не известны:

Миша Т: Самолеты окрашивались в экспериментальный камуфляж, судя по всему в очень короткий период в июне 1941 года, самолетов видимо реально было выпущено не более 100 - 200 штук, после чего перешли на утвержденный камуфляж. Однако процесс окраски в камуфлированные не был выполнен на 100% даже на заводах НКАП, причем как минимум до осени. Так совершенно точно все лето только в зеленый цвет красил МиГ-3 завод №1. С чем это было связано не совсем понятно, возможно виной этому был высокий производственный план, а в июле - августе Завод №1 выдавал по 500 МиГ-3, из-за чего процесс дополнительной окраски сочли не приемлемым. Практически все другие заводы в июле начали красить камуфляж в соответствии с приказом, камо: АМТ-4/АМТ-6/АМТ-7, звезды в четырех позициях. Су-2 производства 207 завода я выкладывал выше, но наверное повторим! Ну и мой любимчик - один из первых Пе-2 заводской №105 выпущенных заводом №124 в Казани в самом начале июля 1941 года, камуфляж у него немного отличается от схемы, видимо полуовал на фюзеляже забыли второпях нанести: Далее завод исправился и машины красили по эскизу, вот самолет №304 выпущенный в начале августа, пятна на месте: Завод №292 тоже практически сразу выполнил указания и Як-1 красились по схеме. На фото авария двух самолетов на заводском аэродроме 12 июля 1941 года: По поводу продукции завода №1, видимо в отличии от нанесения камуфляжа, опознавательные знаки на самолеты стали наносить в четырех позициях, к примеру 19 И-153 полученных 160 ИАП с завода 3-4 июля 1941 года, имеют именно такое расположение звезд: Возможно так же были окрашены 21 МиГ-3 поступившие в конце июня в 41 ИАП, полк из Белостока и Волковыска, перебазировался в Барановичи и Могилев, и далее в Шаталово, где принял новые самолеты. Далее одна эскадрилья убыла в Витебск, а остальные работали с аэродромов Могилев и Шаталово. Где в начале июля сдали 8 оставшихся самолетов в 401 ИАП и убыли в Москву на переформирование. Их машины с нанесенными на фюзеляж номерами хорошо идентифицируются на фото из Шаталово и Витебска. Самолеты брошенные в Шаталово: Самолет скапотировавший в Витебске 5.06.41г.: Фото к сожалению очень плохого качества, но хорошо видно что звезд на фюзеляже нет, а на хвосту есть. С другой стороны понять накрашен ли был камуфляж сложно... Далее аналогично были промаркированы и получили черно-зеленый камуфляж машины 401 ИАП, которые до этого несли довоенные зеленый камо и обозначения в виде больших цифр на хвостовом оперении. Полученный на пополнение МиГ-3 №15 даже засветился в Союзкиносборнике, как самолет командира полка капитана К.К.Кокинаки. Так же сложно сказать в какой момент перешли на окраску согласно схеме 22 завод, пока не найду фото из аварийного акта или с заводских испытаний за тот период, но на немецких фото попадаются Пе-2 ранних серий в явно нанесенном в заводских условиях черно-зеленом камуфляже и со звездой на хвостовом оперении:

Миша Т: Разумеется непосредственно в частях ВВС окраска самолетов велась гораздо более разнообразно! Что совершенно естественно, учитывая повсеместный недостаток необходимых красок, оборудования, а самое главное времени. Не мудрствуя лукаво, большинство самолетов окрашенных в зеленый цвет, попытались дополнить черными пятнами согласно приказа, при этом существовали пару вариантов, так сказать, неполного исполнения приказа: - Первый, на зеленые самолеты наскоро наносился камуфляж, зачастую мало соответствующий схеме, но это были все те же широкие черные полосы или пятна напыленные из пульверизатора или выкрашенные кистью; Пе-2 с очень большой долей вероятности из 5-го СБАП, произвел вынужденную посадку у н.п.Бабанка у Умани. Самолет окрашенный в импровизированный черно-зеленый камуфляж, звезды закрашены на фюзеляже и нанесены на шайбы, и это несмотря на то что это уже начало августа: И-16 тип 29, неизвестная часть: - Второй, камуфляж могли нанести кистью в виде точек или небольших пятен произвольной формы, либо в тех частях где была такая чудо техника пульверизатор, то могли наносить камо в виде тонких полос, как правило изощренной формы... И-16 из 35 ИАП, авария на аэродроме Кутаиси 27.06.41года. Самолет поверх бызового зеленого покрыт мелкими полосками, вероятно черного цвета, все опознавательные знаки (звезды на фюзеляже и пилотка киле) и тактический номер на руле закрашены: Несколько Пе-2, первые два фото самолет 39 завода №390515 из 138 СБАП, потерпел аварию 11.07.41г. в Липецке, четко видно что нанесена маленькая звезда на шайбе, самолет покрыт небольшими пятнами видимо черного цвета: МиГ-3, самолеты поздние, но несут обозначения согласно приказа от 20.06.41г.: Еще МиГ-3 - это ранняя машина, звезды на фюзеле закрашены, а на хвосте нанесены криво, на стоящем самолете: СБ из 454 СБАП ВВС ЗабВО, самолет 47 серии выпуска завода №125, видно что по базовому зеленому нанесены пульвелизатором разводы видимо черного цвета, фюзеляжная звезда небрежно закрашена, но на хвостовое оперение звезда не нанесена: Причем зачастую в покраске использовали оба способа! По фото многих самолетов, сбитых или брошенных на аэродромах, хорошо видно, что исполнителям зачастую банально не хватало красок или времени на выполнение приказа, и на самолетах либо вообще оставались не "докрашенные" полосы, особенно в верхней, самой труднодоступной части фюзеляжа, либо их продолжали в виде полос или пятен... Яркий представитель подобного творчества Дб-3ф из 212-го ДБАП, сбитый 3.07.41г. - Третий, самый "лайтовый" способ, на самолетах просто закрашивали звезды на фюзеляже и верхних плоскостях, а на хвостовое оперение наносили. Очень характерно что так делали от Ленинграда до Камчатки не сговариваясь! СБ из 71 САП аэродром Елизово, заметим что звездочку просто закрасили, правда надо отдать должное ребятам с Камчатки, звезду на киле они рисовать не стали, впрочем как и камуфляж:

СК: 11-й иап в процессе камуфлирования (боевой киносборник № 5 сентябрь 1941 г.)

Миша Т: СК пишет: Спасибо!, но это уже ко второй части пойдет, а сейчас мы пока про июль!

СК: Машины довоенного выпуска, а по приказу перекрашивать сразу не стали (хотя чего бы им под Москвой не заняться между делом...). Причем об имевшемся времени как раз говорит звезда бортовая малая - уж больно она четко по черному полю лежит. Наверное маску использовали при напылении пульверизатором. Тем не менее, у Б№13 камуфлирование явно не закончено к моменту киносъемки, т.к. номер и справа и слева закрашен черным лишь частично, а борт у кабины вообще не начат.

Миша Т: СК пишет: Ну если это точно 11 ИАП, а не какой то другой, то всякое может быть, может самолет из ремонта или вообще кадры сняты в июле...

deruluft: 1. Спасибо за материал 2. В книге Алексея Степанова "Развитие советской аиации в предвоенный период" приведены "эскизы деформирующей окраски на 1941 год" для И-16, ББ-1, ДБ-3, 100, СБ, И-153, И-26. Окраски похожи на приведенные выше Лагг-3 и Пе-2 24, 27, 25. В схемах названы цвета: - серый с желтым оттенком - зеленый с желтым оттенком - темно зеленый

Миша Т: deruluft пишет: К сожалению у Степанова все те же варианты окрасок легкосмываемыми красками, которые отрабатывали летом 1940 года, они не имеют отношения к апрельским...



полная версия страницы