Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » Камуфляж и опознавательные знаки ВВС КА в 1941 году » Ответить

Камуфляж и опознавательные знаки ВВС КА в 1941 году

Миша Т: Постановлением СНК от 20.06.41г., было предписано выполнить мероприятия направленные на маскировку аэродромов и самолетов. Согласно которым к 20.07.41г., все самолеты ВВС КА должны были быть перекрашены по единой схеме двухцветного камуфляжа - зеленого и черного цветов. В приказах ВВС 18 Армии мне удалось обнаружить документы согласно которых становиться понятно что приказ о маскировочной окраске самолетов довели не только до заводов НКАП, но и до ВВС. Самолеты предписывалось камуфлировать по утвержденному стандарту двумя цветами зеленым АМТ-4 (АМ-24) и черным АМТ-6 (АМ-26). К приказу прилагались цветные схемы окраски одномоторных и двухмоторных самолетов: Необходимо отметить, что собственно всю теоретическую часть по данной проблематике уже исследовали и отработали % на 95 прекрасные специалисты Вахламов и Орлов, и собственно наша задача это проверка практики выполнения приказов о внедрении камуфляжа и новых обозначений в частях ВВС КА и на заводах НКАП.

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

СК: Миша Т пишет: Ну если это точно 11 ИАП, а не какой то другой, то всякое может быть, может самолет из ремонта или вообще кадры сняты в июле... Это 11-й иап, т.к. в сюжете речь о Титенкове и Кухаренко. Премьера 2 октября 41 г. Предыдущий № 4 выпустили 9.8.41 Вряд ли бы о Титенкове и ПВО Москвы стали снимать сюжет до июльских налетов на Москву, когда имена этих летчиков стали известны. Поэтому период съемки конец июля-начало августа вполне вписывается с схему кинопроизводства сборников.deruluft пишет: 2. В книге Алексея Степанова "Развитие советской аиации в предвоенный период" приведены "эскизы деформирующей окраски на 1941 год" для И-16, ББ-1, ДБ-3, 100, СБ, И-153, И-26. Окраски похожи на приведенные выше Лагг-3 и Пе-2 24, 27, 25. Это схемы временных маскировочных покрытий разработки 1940 г. Степанов с датировкой в книге немного ошибся. Среди этих разработок есть и четырехцветные. Например (в моем вольном исполнении и интерпретации):

Миша Т: СК пишет: Это 11-й иап, т.к. в сюжете речь о Титенкове и Кухаренко. Премьера 2 октября 41 г. Предыдущий № 4 выпустили 9.8.41 Вряд ли бы о Титенкове и ПВО Москвы стали снимать сюжет до июльских налетов на Москву, когда имена этих летчиков стали известны. Поэтому период съемки конец июля-начало августа вполне вписывается с схему кинопроизводства сборников. Ну что ж, из-за фюзеляжной звезды, времени выпуска киножурнала и упоминаний про отличившихся, для нас эти фото будут ценны как раз в контексте событий произошедших после 20.07.41года, так что спасибо!

Миша Т: Пикирующие бомбардировщики Ар-2, в импровизированных камуфляжах, ввиду быстрого сокращения поголовья, попадается крайне мало. Идентифицированны на данный момент только две машины из 132 СБАП, оставленные 9-12.07 в Кировограде. Оба самолета закамуфлированы черными полосами, звезды на фюзеляже закрашены. Из-за повреждений не понятно наносились ли звезды на руль направления. Первый самолет очень хорошо отфотографирован: Второй самолет сильно поврежден, но камо в целом видно: Строй И-16 разных типов окрашенных в кустарный камуфляж, похожий на типовой, к сожалению хвостовую часть не видно, но на фюзеляже звезд по моему нет: И-153 так же нанесенным кустарным камуфляжем, звезды нанесены в соответствии с приказом: Одним из первых 15 ЛаГГ-3 получил 145 ИАП. Схема соблюдалась весьма приблизительно, но в целом камуфляж был стандартным черно/зеленым, звезды на фюзеляже закрашивались, а на хвостовое оперение наносились. Яркий пример самолет капитана Гальченко: Хорошо видно, что до нанесения рисунка, на хвостовом оперении была нанесена звезда, звезда на фюзеляже наоборот закрашена: ЛаГГ-3 из 44-й ИАП 7-го ИАК ПВО Ленинграда, несмотря на то что это август-сентябрь, камуфляж у самолетов импровизированный, но однозначно черно-зеленый. Несмотря на осень, звезды на фюзеляж не нарисовали, звезды на хвостовом оперении есть...


Миша Т: Су-2 сфотографированные на Украине, точный период и принадлежность на установлены, но у обоих опознавательные знаки в соответствии с приказом, на фюзеляже закрашены, на хвостовом оперении нанесены, камуфляж импровизированный, но очень хорошо соответствует шаблону: СБ №6, осталась лишь хвостовая часть, но видно что машина окрашена и промаркирована четко в соответствии с приказом: И-15бис вероятно из ВВС ЮЗФ, так же окрашены в соответствии с приказом: Наш герой, с которого собственно я и начал выкладывать фото, Як-4 предположительно 314 РАП. Покрашен строго по схеме в зеленый и черный цвета. Все пятна практически идеально совпадают со схемой, фюзеляжные звезды закрашены, а на хвостовое оперение нанесены. Причем явно краску наносили кистью.

Миша Т: Еще несколько СБ, очень хороша пара в воздухе, в окраске очень похожей на нструкцию: Два самолета брошенные на аэродроме в р-не Новгород-Северский, машины 38 СБАП:

Миша Т: Ну и самый на мой взгляд конкретный и характерный пример нанесения камуфляжа и обозначений нового типа это штурмовики Ил-2. Дело в том что в июле на фронт вылетели самолеты трех полков вооруженных Ил-2 430, 61 и 74, кроме того еще 232 ШАП, личный состав которого перевооружался в Кировограде, но получал самолеты не с завода, а через 1-й ЗАБр. Таким образом сформированные и укомплектованные в 1-й ЗАБр полки, за исключением видимо 430 ШАП, имели самолеты с уже нанесенными камуфляжами и новыми опознавательными знаками в четырех позициях. 74 ШАП - отправлен на фронт 9.07.41г. Предположительно Ил-2 из 74 ШАП 17.07.1941 г. Во время штурмовки мехколонны противника, из пункта Руди, из танков велся ответный арт. огонь. В результате комэск-1 капитан В.И.Попов подбитый в воздухе загорелся и упал в расположении танков: Далее самолеты не имеющие конкретных привязок к местности или времени, однако это однозначно июль до 20 числа, до введения новых звезд на фюзеляже... Самолет с видимым заводским №2304, самолет явно лежал в проезжем месте, у него масса фото: Два самолета с видимыми тактическими номерами 1 и 12, пока предположительно 61-й ШАП, но это весьма условная версия:

Миша Т: Самолеты полков, которые уже находились на фронте так же начали камуфлировать свои машины. Один из первых окрашенных по схеме Ил-2 из 4-го ШАП, самолет №2806 АМ-38 №01268, потерян при выполнении боевого задания 20.07.1941 в районе Кричев - Горбатово. Пилот командир 4 эскадрильи капитан Лесников Владимир Дмитриевич. К сожалению фото с левого борта не дает понять как окрашен самолет в целом, однако видно что звезды на фюзеляже закрашены, и нанесены пятна черного цвета. Фотографии самолетов из Шаталово. 61 ШАП оставил на аэродроме 14-15 июля 5 самолетов, кроме того несколько машин были оставлены 430-м ШАП. Три самолета свалены позднее в одну кучу. У одного самолета четко нанесен черно/зеленый камуфляж, нанесена звезда на хвосте и закрашена на фюзеляже, тактический №3:

Миша Т: Просьба к модераторам прицепить эту тему, ибо она очень важная!

nikitayak: Миша Т, спасибо огромное! А СБ 38 СБАП первоначально имели серую или зелено-голубую окраску? По фото никак не могу понять.

Миша Т: nikitayak пишет: Серую.

СК: Вопрос: а в какие округа по имеющимся фото документам "не успели" доставить черную краску? Не успели взял в кавычки, обозначив этим любую из очевидных причин отсутствия (недостатка) черной краски на местах.

Миша Т: СК пишет: Пока таких закономерностей не отмечено, красили во всех округах и на ДВФ. У меня кстати мысли появилась по Якам из 45-го ИАП, вспомнил наши диалоги по поводу их веселых окрасок Як-1 в июне 1941 года, и вот че подумал - а не на основе ли этого полка испытывали трехцветные (или многоцветные) камуфляжи летом 1941 года?

СК: Это бы комполка-45 Дзусов в своих мемуарах бы обязательно упомянул. Свои заслуги он уж очень любил показать. Но по окраскам у него вообще ни слова не сказано. Ни по каким. Если принимать все имеющиеся там по фото варианты за самостийную либо экспериментальную окраску, то ни на одной машине бортовую звезду не закрасили. Приказ 20.6.41 не дошел? Безусловно надо проверить по документам штаба ВВС округа на предмет особых указаний. В ЦАМО фонд 35 еще не открыли?

СК: Миша Т пишет: Пока таких закономерностей не отмечено, красили во всех округах и на ДВФ. И на заводах тоже. Из чего следует: 1. К исполнению апрельских указаний по камуфлированию мы были готовы, проведя досрочно огромный объем работ по изготовлению и распространению необходимых количеств специальной краски. 2. На 20.6.41 сомнений в начале войны Германией у руководства не оставалось. Вряд ли бы такая тотальная перекраска ВВС осталась бы незамеченной для немецкой разведки, как прямой признак подготовки к войне, но за пару дней до начала БД это уже не играло никакой рояли.

Миша Т: СК пишет: Сергей, я конечно все понимаю, но с чего это Дзусову вспоминать про какие-то там окраски? У него и так забот по переучиванию личного состава и освоению новой техники выше крыши было! И в чем тут заслуги? - Ну приказали покрасить - покрасили, и все. По ВВС ЗакВО фонды тухлые. Почему Вы решили что полк не закрасил звезды на самолетах? Вполне себе закрасили, судя по аварийным актам - только на 404 и 402 сквозь мазки проглядывают звезды, причем просто не понятно, вполне возможно некачественно закрасили... На всех остальных самолетах звезд на фюзеляже не видно, да и у всех машин нанесена звезда на хвостовом оперении... Приказ дошел до всех, его синхронно начали исполнять от Архангельска до Камчатки. Ну а насчет того что руководство страны прям не сомневалось в неизбежности войны в ближайшие дни - это все фигня. А немцам вообще по барабану было как наши красили свой хлам, хоть под хохлому или гжель, я вообще никогда не видел ни в каких документах упоминаний про окраску наших самолетов... Я высказал гипотезу про экспериментальный характер окрасок по двум причинам: - первая, в 45 ИАП на всех машинах камуфляжи разные, причем есть и узкие и широкие полосы, есть небольшие пятна, типа как на Пе-2 из 138 СБАП. - вторая первый самоль - №407 у которого камуфляж рябой, разбит в аварии 18.06.41г. Фонды в ЦАМО и так можно смотреть, только для этого надо замучить администрацию архива, и все дела в Вашем распоряжении...

СК: 402 и 404 - звезды остались (по цвету одинаковы с хвостовой) и на верхней поверхности крыльев звезды тоже присутствуют, причем на ровном зеленом поле. Т.е. камуфляжа как такового не производилось, а видимые следы вполне могут быть и от каких-то естественных причин 407 - черная обводка бортовой звезды видна четко. ИМХО не закрашивали сплошняком. Машина Дзусова авария 25.7.41 несмотря на явно какие-то полосы имеет звезды и на борту (полосы заботливо нарисованы вокруг бортовой звезды) и на хвосте. Причем общая площадь полос по сравнению с закрашиваемой примерно 75-80 % - это почти перекраска, а не камуфлирование. Если перекраска? Фото сделано в лучах прожектора, из чего следует что один и тот же цвет, но матовый и лаковый может при искусственном освещении смотреться как различные цвета. Еще один полосатый в аварийке - ни на борту, ни на хвосте звезды не просматриваются, схема произвольная. 450-й в дбапе 15.8.41 камуфлирован вроде по схеме, бортовой звезды нет, но хвостовая мелкая на руле, как все в 45-м иап На руле ЕМНИП я звезду видел только еще на машине ЧФ в Одессе Для других типов машин ЗакВО и ЧФ до войны характерна мелкая звезда на руле?

СК: Миша Т пишет: Я высказал гипотезу про экспериментальный характер окрасок по двум причинам: Если это так, то это первый наблюдаемый случай проведения эксперимента в полку, т.к. согласно апрельскому документу должны были красить на заводах.

Миша Т: СК пишет: Я еще раз подчеркиваю, это гипотеза. Не факт, просто теже Дзусовская машинка, и самолет без номеров имеют камуфляж весьма схожий с наработками лета 1940 года, когда красили легкосмываемыми камуфляжами...

nikitayak: Мечтаем о продолжении банкета!..

Миша Т: nikitayak пишет: Работаем! Сейчас пытаюсь добыть доки про опытную покраску июня 1941 года, если найду - будет нам счастье!



полная версия страницы