Форум » Аэродромы и авиационная техника на них (Airfields and aicraft there) » эпизод Пружаны » Ответить

эпизод Пружаны

Миша Т: Аэродром Пружаны получил особую популярность у немцев, в отличии от других аэродромов Белорусии его не только фотографировали - но и подписывали... К 22 июня 1941 года, на его поле базировались 33 ИАП и 74 ШАП 10 САД. Первый согласно документов полка имел на вооружении 25 И-16тип5 и 6 И-153, кроме того полк для переучивания получил 2 МиГ-3 (судя по всему из 9 САД). Второй полк был вооружен И-15бис, которые в конце мая - начале июня начал передавать в 215 ШАП, а так же полк первым среди ШАП приграничных округов начал получать Ил-2, которых к 22 июня в части было 3 штуки, однако если 33 ИАП утром 22 июня был в Пружанах, то 74 ШАП перелетел к границе в Малые Взводы, однако и фотографии это подтверждают часть самолетов полка, осталась в Пружанах... Все машины расматриваемой группы пострадали от штурмовых ударов 22 июня 41 года. Начнем с крупных планов на которых запечатлена большая группа самолетов в центре И-16 №1 и И-153 №15, и в ряд 4 И-15бис, эти самолеты есть на фотографиях подписанных Пружана: Общая картина: Далее группа сфотографирована со всех сторон: Из фотографий видно что рядом с парой И-16 и И-153 стоит еще один И-16 у которого снят мотор. И-16тип5 №1 однозначно самолет 33 ИАП заводской №521330 видно на нескольких фото, ну и написание номера характерно для полка, жаль по фото трудно понять какого он цвета... Как вариант красный - 1 АЭ или синий 2 АЭ. У И-153 №15 белый, нанесен не характерным для 74 ШАП шрифтом, вообще история с появлением самолетов И-153 в 74 и 33 полках довольно туманная и не описанная в документах, мое предположение что "Чайки" гнали в конце мая - начале июня из 129 ИАП транзитом через Пружаны, во вновь формирующиеся полки. Но в тот момент в 33 и 74 полках сложилась тяжелая ситуация с матчастью 33 ИАП списал половину самолетов по износу, а 74 ШАП передал 50% самолетов в 215 ШАП, а получение новых самолетов задерживалось - поэтому командование дивизии и наложило руку на эти самолеты. Строй И-15бис - это машины 74 ШАП, первый самолет сгорел полностью, второй имеет небольшие повреждения, поэтому хорошо сохранился и у него прекрасно видно №9 белая, третья и четвертая машины серьезно пострадали от бомбардировки сильно обгорели и ОЗ на них не видно...

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Almer: в 1945 году в Пружанах был 935 ШАП и по всей вероятности штаб 311 ШАД. Тора, а какого полка борт 29 на фото?

Tora: блин во я гоню, это илы 74 ШАП не туда тиснул фоты(((

abst: Ищу на карте Куплин - нету... а Зосимовичи есть. Куда от Пружан смотреть?


Almer: Миша Т пишет:  цитата: О 74 ШАП читайте в четвертом номере журнала " Авиапарк" за 2010 г. http://www.techjournals.ru/journ/avia/3162-aviapark-4-2010.html Блин - давно меня так никто не прикалывал! - Зачет! Кстати, в статье написано, что 1 Ил-2 для 190 ШАП война застала на перегоне. У меня несколько другая информация что перегон все таки завершился и самолет получили в полку. Собирал информацию по аэ.Щучин для истории аэродрома которую собираюсь все-таки написать, (далее привожу по памяти). 190 полк формировали в Щучине, и судя по всему собрали личный состав, пригнали один Ил-2 для ознакомления (он значиться в документах ЦАМО за 11 САД как потерянный), потом личный состав отправили в Воронеж для переучивания, а на аэродроме осталось 16 человек из полка, из которых несколько летчиков (тоже есть документ, но опять же количество привожу по памяти, но не больше 20 человек точно, помоему 16). Ил-2, т.к. по сути полка не было в Щучине, перегнали на 40 км. западнее на аэ. Черлена, и оставили там вместе с бомберами. Там его и застигла война, Миша, помнишь фото где Черленские СБ-2 и за ними Ил-2 стоит.

Миша Т: В Щучин Ил-2 не добрался, в 190 ШАП прибыли 9 пилотов, в основном из ИАП ВВС ЗапОВО, ну и комполка п-к Зотов. По событиям в Щучине есть довольно подробный отчет командира 4 КАЭ...

Almer: Но если мы не ошиблись с фоткой Ил-2, то он был в Черлене. В этом случае фактическое (на фото) наличие борта в Черлене, противоречит документам. А откуда было ему там взяться иначе? или это фото не Чрелены.

Миша Т: Almer пишет: Но если мы не ошиблись с фоткой Ил-2, то он был в Черлене. В этом случае фактическое (на фото) наличие борта в Черлене, противоречит документам. А откуда было ему там взяться иначе? или это фото не Чрелены. Еще раз повторюсь, то что самолет числился в доках 11 САД, это еще ничего не доказывает, из 37 Пе-2 16 СБАП которые числились в доках дивизии, 21 штука находилась в Бобруйске на перегонке, горючего не было, а в части реально было только 13. Где еще 3 было вообще загадка... Так что Ил- скорее всего перегоняли из 74 ШАП и по какой то причине присели в Черлене, возможно из-за неисправности...

Almer: Вот тут я не согласен где Черлена, а где Пружаны! это совершенно разные направления, дивизии и армии. Тут скорее что то с документами, или в 190 шап, где не отразили, (или отразили, но в других, тех которых мы не видели документах получение одного ил-2). Или тогда что-то потеряли в 74 ШАП, забыв написать, что борт отправили почему то в другую дивизию, и в другую армию. Вообщем верятность того, что он должен был остаться в документах 11 САД ровно такакя же как и в 74 ШАП. Но ни там ни там нет. А фактически-находился в 11 САД.

Миша Т: Almer пишет: Вот тут я не согласен где Черлена, а где Пружаны! это совершенно разные направления, дивизии и армии. Тут скорее что то с документами, или в 190 шап, где не отразили, (или отразили, но в других, тех которых мы не видели документах получение одного ил-2). Или тогда что-то потеряли в 74 ШАП, забыв написать, что борт отправили почему то в другую дивизию, и в другую армию. Вообщем верятность того, что он должен был остаться в документах 11 САД ровно такакя же как и в 74 ШАП. Но ни там ни там нет. А фактически-находился в 11 САД. Для того что бы соглашаться или не соглашаться нужны веские доводы. Рассуждения про разную подчиненность вообще смешны, ни какие штабы ВВС Армий еще толком не работали (они находились в стадии формирования) и руководил всеми штаб ВВС ЗапОВО, так что вполне могли приказать командиру 10 САД передать один самолет для изучения личным составом 190 ШАП 11 САД, такое сплошь и рядом было, точно так же предали 2 МиГа из 9 САД в 33 ИАП 10 САД и ни чего что другая дивизия... Так вот в 74 ШАП было 8 Ил-2 на 22 июня, но из них 4 стояло без ГСМ в Бобруйске, а еще 3 числились согласно журнала учета УБП штаба 10 САД на 20.06 непосредственно в полку. Еще один самолет всплывает в донесениях о потерях 11 САД, хотя в доках полка вообще никаких упоминаний о получение частью хоть каких либо самолетов. Так что же тут еще огород городить - в 74 ШАП убыл один самолет, в 11 САД появился? По всем общим перечням всего в округе как было, так и осталось 8 Ил-2... Так что 4 + 3 + 1 = 8.

Almer: Такие же домыслы, нет документов что передавали в 11 САД из 10 САД, как нет документов о том, что принмали в 11 САД-даже на время. Потому вероятность того, что попал из дургой дивизии точно такая же как и "пригнали еще откуда-то". В такой же вроятносью как будто были 8 Ил-2 в Пружанах, с такой же один числился буд-то бы в 190 ШАП. С такой же вероятностью что четырем Илам не хватило ГСМ, а одному хватило. Ведь Илы числились не за округом, а за конкретными дивизиями.

abst: ...два было в Малых Зводах, четыре в Бобруйске, один в 190 шап и один в Пружанах?

Миша Т: Almer пишет: Такие же домыслы, нет документов что передавали в 11 САД из 10 САД, как нет документов о том, что принмали в 11 САД-даже на время. Потому вероятность того, что попал из дургой дивизии точно такая же как и "пригнали еще откуда-то". В такой же вроятносью как будто были 8 Ил-2 в Пружанах, с такой же один числился буд-то бы в 190 ШАП. С такой же вероятностью что четырем Илам не хватило ГСМ, а одному хватило. Ведь Илы числились не за округом, а за конкретными дивизиями. У Вас мой друг может и нет, а у меня документы 10 САД о наличии 3 Ил-2 в 74 ШАП, и документы 13 БАД в которых отмечено 4 Ил-2 в Бобруйске утром 22 июня, кроме того 21 Пе-2 16 СБАП и 7 13 СБАП.

Almer: Нет и того, что 1 передали в 190 шап, равно как и приняли в 190 шап.

Миша Т: Almer пишет: Нет и того, что 1 передали в 190 шап, равно как и приняли в 190 шап. Конечно, он же реально не добрался до 190 ШАП, так нафига полковнику Зотову писать его себе как потерю? А в дивизии считали что самолет принят и без зазрения совести внесли его в потери. Такая ситуация вообще характерна для ВВС КА летом 1941 года, к примеру 236 ИАП получил с 1 по 22 июня 24 И-153, кроме того 22 июня на а-ме в Винчае пилоты 236 ИАП принимали еще 11 И-153 от 15 ИАП. Утром 22 июня в воздушном бою над Алитусом немцы сбили 3 И-153 полка, один пилот погиб, два были ранены, остальные самолеты немцы за несколько налетов уничтожили на земле. Тем временем сводная группа из пилотов 15 и 236 ИАП весь день 22 июня летала с а-ма Винчай на боевые задания, в основном занимались штурмовками в р-не Кальвария-Мариамполь, в воздушных боях и от ЗА противника потеряны 4 И-153, из них тремя управляли пилоты 236 ИАП, два пилота погибли один попал в плен, таким образом полк формально потерял 6 И-153 с пилотами в В/Б и от огня ЗА + 21 на земле - вроде бы все понятно... Но не тут то было! В документах 236 ИАП вообще написано что полк не получил до начала боевых действий ни одного самолета!!! А пилоты полка действовали в составе других частей дивизии, вот такой коленкор! Причем естественно и в отчете 8 САД, и в отчете ВВС СЗФ потери полка фигурируют (правда только 24 самолета, все же те машины что были в Винчае формально еще числились в 15 ИАП и списали их с него) - как Вам такой трюк? Если командование реально получившего и повоевавшего, правда совсем недолго полка открещивается от потерь, то командиру вообще не видевшему свое "вундерваффе" - оно зачем? Кстати в отчетах 16 СБАП четко написано про то что на аэродроме полка в Черлене было только 13 Пе-2, а остальные были в Бобруйске без ГСМ, и в отчете 13 СБАП так же не двусмысленно перечислены только ИСПРАВНЫЕ Ар-2 и СБ которые были в Борисовшизне (про неисправные нет ни слова, и это еще один из приемов командования советских полков, "снизить" свои потери), а про Пе-2 то же написано четко - что самолеты полка находились в Бобруйске, и так же стояли без ГСМ...

Almer: Миша Т пишет: Конечно, он же реально не добрался до 190 ШАП, так нафига полковнику Зотову писать его себе как потерю? А в дивизии считали что самолет принят и без зазрения совести внесли его в потери. Считали на основании чего? Документов того, что его передавали из 10-й нет, равно как и того, что приняли от 10-й. А по самолетам 16 СБАП, кроме отчета можно просто можно посчитать самолеты на аэродроме на снимке немецкой аэрофоторазведки 13+16+2

Миша Т: Almer пишет: А по самолетам 16 СБАП, кроме отчета можно просто можно посчитать самолеты на аэродроме на снимке немецкой аэрофоторазведки 13+16+2 Да в принципе и вообще документы не нужны - главное конечно идея!

Almer: как это документы не нужны?! Если фото подтверждает документы, это только на пользу дела.

Миша Т: Almer пишет: как это документы не нужны?! Если фото подтверждает документы, это только на пользу дела. Ну вот это уже другой разговор - только совокупность документов и различных свидетельств позволит восстановить реальную картину происходивших событий...

Tora:

Моонзундец: В тему - моя публикация воспоминаний офицера, оказавшегося старшим по званию на аэродроме Пружаны утром 22.06.1941 - http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/vnov_o_tarane_s_m_gudimova_22_ijunja_1941_goda/3-1-0-83



полная версия страницы