Форум » РККА 22 июня 1941- 18 ноября 1942 года » Строительство в ПрибОВО накануне войны. » Ответить

Строительство в ПрибОВО накануне войны.

прибалт: На форумах русского фортификационного сайта имеется много интересного о строительстве УР и прочего в Литве накануне войны. Может и нас есть что добавить.

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 All

прибалт: 1. Укрепленные районы. Строительство УР в Прибалтике началось с 1941 года, строились Тельшайский (44), Шауляйский (42), Каунасский (44), Алитусский (48) УР. В апреле было принято решение о строительстве Либавского (41) и Рижского (45) УР, но фактически к их строительству не приступили. Тельшайский УР Фронт 75 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 8. В стадии строительства 366 ДОС, построено 23, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас еще приводятся данные построено: АПК-6, ПДОТ-10, ОППК-25, КНП-7. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 8 опаб. Командование неизвестно? Северная граница понятна – Балтийское море. Южная граница неизвестна? Узлы обороны неизвестны? Шауляйский УР Фронт 90 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 6. В стадии строительства 403 ДОС, построено 27, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас так же приводятся еще данные, построено: ОПДОТ-1, ПДОТ-44, ОППК-18,ППК-17, КНП-3. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 6 опаб. Командование неизвестно? Северная граница неизвестна? Южная граница – река Неман. Узлы обороны неизвестны? Каунасский УР Фронт 106 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 10. В стадии строительства 599 ДОС, построено 31, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас так же приводятся еще данные, построено: АПК-4, ОПДОТ-3, ПДОТ-6, ОППК-31, ППК-16, КНП-6. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 10 опаб. Командование: комендант – генерал-майор Горячев С.Г. Северная граница – Неман. Южная граница – неизвестно. Узлы обороны: 1 Шаудыня 2 Зыкле 3 Шварпле 4 Слизновиэна 5 фл. Румки, Воишвилы 6 Дворкеле 7 Кунигишки 8 Ковнишки 9 Мялуцишки, Венкшнупе 10 район Морги, Ивашки, соприкосновение с Калвария Где это? Алитусский УР Фронт 57 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 5. В стадии строительства 273 ДОС, построено 20, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас так же приводятся еще данные, построено: АПК-8, ОПДОТ-5, ПДОТ-9, ОППК-14, ППК-21, КНП-1, бензохранилище-1. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 5 опаб. Начал формироваться 180 опаб. Командование неизвестно. Северная граница – неизяестно. Южная граница – от Капчяместиса, далее западная окраина водохранилища Балтои-Анча , вдоль шоссе на Анчянское лесничество (на этом рубеже не менее 20 сооружений). В районе высоты 106.8 практически смыкается с правым флангом Гродненского УР (разрыв менее 3 км). Узлы обороны: 1 Шиланце 2 Каймеле 3 Мешкине 4 Копцево 5 ? Где это? Либавский и Рижский УР. Не известно нечего. Желающие добавить присоединяйтесь С уважением к участникам

прибалт: Курировал в округе работы по строительству УР помощник командующего округом по укрепленным районам генерал-майора А. Н. Астанин. Всем строительством в ПрибОВО занималось Инженерное управление округа. Им командовал генерал-майор инженерных войск Зотов В.Ф., его заместителем был генерал-майор инженерных войск Шестаков В.Ф., Заместителем по строевой части являлся полковник Афанасьев П.В., начальником штаба управления был полковник Петров А.П., начальником отдела оборонного строительства был полковник Черных М.И. Начальником отдела укрепленных районов штаба округа был полковник Бутылев В.А. Инженерному управлению округа подчинялись управления начальников строительства (УНС): 3, 9, 85, 87, 88, 91, 93, 95, 107, 210. УНС состояло из отделов: планового и производственно-технического, в УНС входили строительные участки (СУ). Вероятно, что УНС занимались строительством УР на следующих объектах:  3-е УНС - ?  9-е УНС – строительство укреплений на островах?  85-е УНС – Тельшайский УР?  87-е УНС – Алитусский УР?  88-е УНС – Алитусский УР?  91-е УНС – Шауляйский УР? (в его составе 259 осб 117-й сд ПриВО).  93-е УНС – Шауляйский УР?  95-е УНС - ?  107-е УНС – Алитусский УР?  210-е УНС – Ковенский УР? Известен состав двух УНС. УНС № 210: 55-й, 58-й, 77-й, 78-й, 107-й и 109-й участки; были прикомандированы следующие части:  12-й отдельный саперный батальон 16-го ск,  54-й отдельный саперный батальон 5-й сд,  84-й отдельный саперный батальон 98-й сд УрВО,  150-й отдельный саперный батальон 157-й сд СКВО,  159-й отдельный саперный батальон  163-й отдельный саперный батальон  182-й отдельный саперный батальон  267-й отдельный саперный батальон 62-го ск УрВО,  217-й строительный батальон  329-й строительный батальон  330-й строительный батальон  331-й строительный батальон  332-й строительный батальон  809-я авиабаза Вот, например, УНС № 107: 8-й, 67-й, 68-й, 69-й, 70-й, 116-й участки. Например на строительном участке № 8 работал 193-й осб 120-й сд. Дислокация - м. Юдренай, около ст. Плунке. Были прикомандированы следующие части:  80-й отдельный саперный батальон  118-й отдельный саперный батальон 48-й сд,  193-й отдельный саперный батальон 120-й сд ОрВО,  241-й отдельный саперный батальон 63-го ск ПривВО,  273-й отдельный саперный батальон 20-го ск МВО,  295-й отдельный саперный батальон  91-й строительный батальон  115-й строительный батальон  124-й строительный батальон  351-й строительный батальон  803-я авиабаза Вопрос по авиабазам, может быть, они отвечали за строительство оперативных аэродромов? Помимо перечисленных батальонов, в округе на строительстве УРов работали саперные батальоны: из МВО – 264 осапб 61-го ск, из СибВО – 238 осапб 53-го ск, 160 осапб 91-й сд, 188 осапб 107-й сд, 224 осапб 119-й сд, 269 осапб 133-й сд, 211 осапб 178-й сд, из УрВО – 267 осапб 62-го ск, 159 осапб 112-й сд, 231 осапб 166-й сд, 182 осапб 170-й сд, 178 осапб 174-й сд, 255 осапб 186-й сд, из ПривВО – 241 осапб 63-го ск, 295 осапб 66-го ск, 85 осапб 18-й сд, 112 осапб 61-й сд, 259 осапб 117-й сд, 212 осапб 154-й сд, 180 осапб 167-й сд, из ОрВО – 133 осапб 19-й сд, 280-й осапб 89-й сд; из СКВО – 138 осапб 39-й сд, 206 осапб 165-й сд, 67-й осапб 28-й гсд, 132-й осапб 38-й сд, 274-й осапб 158-й сд; из ХВО – 163 осапб 148-й сд, из ОдВО – 233 осапб 149-й сд, из КОВО – 87 осапб 96-й гсд. Нет данных по 80, 137, 159, 163, 182, 295, 297 и 299 осапб? Необоронным строительством в ПрибОВО окружное военно-строительное управление, в его состав входили участки военного строительства (УВСР). В Литве, таких было пять: Каунас 182-й, Вильнюс 188-й, Шауляй 183-й, Алитус 181-й, Паневежис 185-й. Вероятно, на работу набирались работники из местных жителей. Где и какое строительство велось неизвестно? Строительство объектов НКВД – темный лес. 1. строительство стратегических шоссейных дорог. В Москве – ГУШОСДОР, в республиках УШОСДОР, подчинялись местным республиканским НКВД. Имели в составе управления дорог. Где и что строили, структура, руководство – неизвестно? 2. строительство аэродромов. В Москве – ГУАС. В республиках УАС, подчинялись местным республиканским НКВД. Где и что строили. Какими силами, руководство – неизвестно? 3. строительство собственное для НКВД – неизвестно? С уважением к участникам

Анжей: В. Ф. Зотов Инженерное обеспечение боевых действий фронта В марте 1941 г. меня назначили начальником инженерных войск Прибалтийского особого военного округа. В это время я находился на курсах высшего командного состава при Военной академии Генерального штаба. 15 марта прибыл в Ригу в штаб округа, которым командовал генерал-полковник Ф. И. Кузнецов. Из короткой беседы с командующим я узнал об обстановке в округе. Основная задача инженерного управления округа заключалась в руководстве строительством долговременного оборонительного рубежа на границе, являвшемся особо важным государственным заданием. Командующий высказал неудовлетворение темпом строительства этого рубежа. Мне было приказано после детального ознакомления с делами инженерного управления доложить ему о необходимых мероприятиях и в первую очередь о мерах по ускорению оборонительного строительства. Следует сказать, что приграничный оборонительный рубеж проходил от Балтийского моря до границы с Западным особым военным округом и имел протяженность около 350 км. К первой очереди строительства на этом рубеже относилось строительство 160 батальонных районов, в системе которых создавалось до 2000 бетонных долговременных сооружений и более сотни километров противотанковых препятствий. Кроме того, долговременные сооружения должны были строиться на о-вах Эзель и Даго, где основные работы велись силами Краснознаменного Балтийского флота. [170] Организация всех оборонительных работ, возложенных на инженерное управление округа, находилась в стадии развертывания. Рекогносцировка оборонительного рубежа полностью не была закончена. Строительные организации, необходимые для выполнения оборонительных работ, еще только формировались, и призванные из запаса для их укомплектования 2500 командиров только что прибывали. Саперные и строительные батальоны тоже только что стали прибывать из внутренних округов. Строительной техники было весьма мало. Например, камнедробилок на строительстве имелось всего лишь несколько штук, это в то время, когда в течение двух-трех месяцев необходимо было изготовить до 1,5 млн. кубометров щебня. Автотранспортом мы обеспечивались не более чем на 25% потребности. Осложняли нашу работу и плохие дороги; в районе строительства мы располагали только грунтовыми дорогами, проезд по которым в весеннее время для автотранспорта оказывался крайне затруднительным, а это означало, что помимо автотранспорта требовался и конный транспорт. Кроме долговременного рубежа, строительство которого возлагалось непосредственно на инженерное управление округа, велись работы по укреплению предполья, глубина которого в зависимости от местности колебалась от двух до четырех километров. Основой оборонительной полосы, строящейся в предполье, были батальонные районы, оборудованные средствами полевой фортификации. На всю глубину предполья предусматривалось создание противотанковых и противопехотных заграждений. Оборонительные работы в предполье начались с выходом наших частей на новую границу еще в 1940 г. Работы производились войсковыми частями, расположенными по границе, под наблюдением начальников инженерных войск армий. Производство работ велось небольшими подразделениями, так как основная масса войск занималась боевой подготовкой, строительством казарм и лагерей. Жизнь требовала усиления темпа строительных работ. В связи с этим, с разрешения местных властей, на всякого рода подсобные работы было привлечено несколько десятков тысяч местных жителей и большое количество конного транспорта. До 20 тыс. человек из местного населения и частично красноармейцев было поставлено на бойку щебня, так как имевшиеся в наличии камнедробилки не могли обеспечить строительство необходимым количеством данного строительного материала. В начале мая строительная техника и автотранспорт стали усиленно прибывать и темп строительства пошел в гору. В конце апреля, после проведения специальных инструкторских сборов инженерного состава, началось бетонирование сооружений на оборонительном рубеже. В апреле закончилось формирование 10 управлений оборонительного строительства (УНС), из которых одно было расположено на о-вах Эзель и Даго, а остальные девять — на границе. Из строительных управлений наиболее четко и организованно вело работы «5-е управление, начальником которого был подполковник И. П. Корявко. Оно осуществляло строительные работы на правом фланге оборонительного рубежа в районе Паланги, Кретинга. К началу войны на строящемся долговременном оборонительном рубеже на границе из 2000 долговременных огневых точек было забетонировано не более 300, но и те были без долговременного оборудования, не говоря уже об их вооружении. Строительство других оборонительных сооружений здесь еще не начиналось. [174] Создаваемое нами предполье впереди строящегося долговременного рубежа также не было полностью готово. Здесь мы сумели оборудовать силами войск около 160 батальонных районов обороны. Оборудование состояло из полевых сооружений — окопов, ходов сообщений, небольшого количества деревоземляных огневых точек. Имелось небольшое количество земляных противотанковых заграждений типа рвов и эскарпов, но минно-взрывных заграждений не было. Противопехотные проволочные заграждения были построены, но их тоже явно не хватало. Строительство тыловых рубежей по плану, к сожалению, не намечалось. В глубине территории округа имелись старые укрепленные [175] районы — Псковский, Островский, Себежский, работы на которых в 1939 г. фактически прекратились, а оборудование и вооружение с огневых точек к началу войны в большинстве своем оказалось демонтированным. С саперными и строительными частями, которые вели оборонительные работы на границе, с началом боевых действий у нас никакой связи не оказалось. Как выяснилось позже, все саперные и строительные части, имевшие оружие, были включены в полевые войска и вели бои на границе, а не имевшие оружия отходили в тыл


прибалт: Это все я знаю, но кроме этого нечего нет. К сожалению. Поэтому и обратился за помощью. С уважением.

Анжей: Во споминания очевидцев. http://www.biysk.secna.ru/jurnal/b_vestnik/n3_2005/doc/avaushina.doc ...Василий Васильевич РУСАКОВ родился в Бердске. После получения водительских прав работал шофером на перевозке зерна в колхозах и совхозах, грузов на строительстве завода им. Чкалова, а затем оперного театра. В 1938 г. был на 1,5-месячных сборах, а в 1939 г.— на 6-месячных (задержали из-за войны на Халхин-Голе). 4 апреля 1941 г. снова призван на сборы. Строил ДОТ в 4 км от границы. В ночь на 22 июня В. Русаков с товарищами вязал арматуру. Услышав взрывы, они отнесли их "на счет лейтенанта Родимочкина". А вскоре увидели немецкие самолеты, насчитали их 38. "Мы поняли: война! Самостоятельно окончили работу и пошли в расположение роты, взяли свои вещи. Я успел заскочить в столовую, захватил 4 буханки хлеба и столовый нож. Мы двинулись, на восток небольшой группой, так как больше уже никого не было. К вечеру увидели толпу, бегущую навстречу. От тех людей узнали: впереди немецкий десант. У нас же кроме кухонного ножа — никакого оружия. По дороге на восток к нам присоединились земляки из Барнаула. Их саперный батальон мы называли барнаульским, себя называли новосибирцами. Вот здесь-то мы и встретили молодого майора, который вывел нас лесными дорогами на восток. Мы ему благодарны и по сей день. Иначе нам не избежать бы плена. Все-таки мы нашли свой батальон. На 4-е сутки нам выдали оружие. Это были польские винтовки, позже мы с ними намучились, так как только после трех осечек происходил выстрел. Выдали тут же нам по 30 патронов, по 2 гранаты. Хоть и не ахти какое оружие, но мы почувствовали себя уверенно. Где-то в районе Опочки, Режицы мы получили задание минировать дороги И взрывать мосты — началась настоящая боевая работа. Здесь мы потеряли нашего хорошего товарища из Бердска Александра УСТЮГОВА. Он ошибся при установке противотанковой м"ины. И вообще к этому времени мы недосчитались многих: как среди командного состава, так и рядового. В 269-й ОСБ были призваны из запаса два брата КОСТИНЫХ — Анатолий и Петр, их зять Василий ФЕДОРОВ и его брат Дмитрий. ДОТ, на котором работал Анатолий Иванович, располагался в 2,5 км от границы и в 18 км от Колварии. Все вооружение батальона сводилось к нескольким винтовкам, 3 ручным пулеметам. Около 6 часов утра батальон подняли по тревоге. Где-то гремели взрывы, один из них был особенно мощный. Пограничники на предложение о помощи ответили: "Вы же безоружные, отходите на восток. К нам на помощь скоро придут танки и самолеты". А вот еще примерчик. ГВАРДЕЙЦЫ В БОЯХ ЗА РОДИНУ «На Алтае в августе 1939 года была сформирована 107-я стрелковая дивизия. Днем рождения дивизии принято считать 22 августа 1939 года. В состав дивизии вошли 630-й и 769-й стрелковые полки, 508-й гаубично-артиллерийский полк, 347-й легкий артиллерийский полк, 160-й отдельный разведбатальон, 288-й отдельный зенитный артдивизион, 203-й дивизион противотанковых орудий, а позже в дивизию был включен 586-й стрелковый полк, который был сформирован из бийчан. 188-й отдельный саперный батальон дивизии, во главе с командиром батальона Брыниным М.С. ещё до начала войны был направлен на укрепление западной границы в Литву в район станции Вилкавишкис, где с марта 1941 года производил инженерные работы."

Анжей: А вот это еще интереснее ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА 17 ОТДЕЛЬНОГО САПЁРНОГО БАТАЛЬОНА 90 СД СОВИНА Николая Дмитриевича (http://centralsector.narod.ru/arch/90sd/28.htm) В марте 1941 года сапёрный батальон был переброшен по железной дороге в Литву в район города Таураге, далее на Запад деревня Паюрис. В батальоне было примерно 350 человек, а затем прибыло пополнение из запаса /заключённые/, примерно тоже 350 человек так наш сапёрный батальон в составе 700 человек /с оружием были только кадровые/, приписной состав был без оружия, лишь как рабочая сила. С наступлением ранней весны мы приступили к строительству оборонительной полосы вдоль границы с Восточной Пруссией. Оборонительный рубеж проходил в 10-7-5 километрах от границы. Строились долговременные бетонные огневые точки - капониры и полукапониры для мелкой артиллерии и пулемётов. Толщина защитной стены - лобовая - 2 метра 20 см. Перекрытие 2 метра 20 см, стена тыльная 1 метр 80 см. В перекрытие вкладывалось 14 слоёв арматурной сетки с ячеёй 12-16 см, толщиной арматуры 10 мм. Цемент применялся специальный - быстротвердеющий, щебёнка дроблёный гранит. Я в то время был начальником нижней площадки /ответственный за литьё бетона/. В каждую огневую точку уходило до 400 самосвалов бетона /машина ГАЗ-ИА/. В тот период командование батальона, рот и взводов кого помню: Командир батальона капитан Лисин Комиссар батальона Помазанный Начальник штаба ст. лейтенант Разживин. Помощник нач. штаба мл. лейтенант Рямзин Писаря штаба Кузнецов Гутник. Начальник боепитания батальона техник Бураковский. Начальник продовольственного довольствия Желенков. Начальник О[?]С лейтенант Смирнов Командиры рот лейтенант Смирнов Владимир Сапёрной роты Фурманский Техническая рота Михайлов Авторота Черёмушкин Командиры взводов лейтенант Кротов Ушиварь Лебедев Александр Тубунов Терещын Иван Пронин Пётр Дудко Тимофей Помощник блок. взвода Горлов Начхим батальона Соловьёв Аркадий Начальник медслужбы Демидов

Анжей: Если я правильно понимаю, то на каждый ДОТ уходило 600 тонн бетона. Значит 2000 дотов - 1 200 000 тонн. Для сравнения вся украинская промышленность производит в год 12,88 млн тонн...

прибалт: Это уже кое-что, спасибо. С уважением.

Анжей: Еще воспоминания http://www.msha-club.ru/australia/newzealand/storyes/krugosvetka99/nz29.htm Николай Михалович и Милена Ивановна Кругленко попали в Новую Зеландию из Англии, где они оказались после окончания Второй мировой войны. Николай Иванович стал вспоминать о своем детстве. — Я родился в Курской области, в деревне Бартеньево, в большой семье: у меня было пятеро сестер и братьев. Мой отец работал кузнецом, и руки у него были золотые. Он много работал и хорошо зарабатывал. Поэтому жили мы богато. В 1932 году нас раскулачили и выслали в соседний район. В 1939 году меня забрали в армию, но как сына кулака, а значит, политически неблагонадежного, в боевую часть не послали, а направили служить в 217 Особом строительном батальоне. Я строил пограничные укрепления возле Благовещенска: рыли окопы, ходы сообщения, дзоты… Мне запомнился такой случай. В деревне Красное я купил пять пар калош и послал их по почте домой. Они дошли, но по пути кто-то заменил три пары калош на старые. Потом наш батальон перебросили на станцию Челганы, под Читу — делать шпалы для отправки на финский фронт. А после освобождения Прибалтики нас отправили в Литву, в Юрбаркас, в 7 км от немецкой границы, строить доты. Мы в лесу выбирали места для объектов, рубили лес, делали опалубку для заливки бетона. Однажды трое наших штабных ребят — повар, писарь и сапожник — решили подзаработать. Они взяли с собой колышки, веревку и пошли якобы отмечать места для строительства. Подойдут к дому какого-нибудь богатого литовского крестьянина и делают вид, что проводят разметку под строительство дота. Крестьянин, конечно, в шоке: «Что же вы делаете?». А они ему и предлагают: «Можем договориться». И договаривались. Все было шито-крыто. А раскрылась афера, как это обычно и бывает, совершенно случайно. К нам в часть привезли кино, пригласили на сеанс местных литовцев. Они и узнали «инженеров». Мошенников должны были судить. Но не успели. Война началась! — А вы как о ней узнали? — 21 июня 1941 года меня и еще троих ребят из нашего батальона послали в лес грузить бревна. За день мы нагрузили две машины и остались в лесу переночевать. А утром никто за нами не приехал. Мы решили, что придется пешком возвращаться в часть и пошли в сторону Юрбакаса. По дороге нам встретился отряд пограничников. От них мы и узнали, что началась война.

Pav.R.: Сапёрные батальоны в Приб ОВО вместе со строительными составляли около 60 тыс. человек- только военнослужащих из примерно 380 тыс.чел. в округе. Они 22.06. 41 и составили видимо основную массу пленных... А вот кто виновен в этом - неужели нельзя было их отвести в тыл ? С уважнием к Вашему мнению.

прибалт: Вопрос Pav.R. - по номерам строительных батальонов и что и где строили есть что-нибудь? С уважением.

IAM: В сборнике "В июне сорок первого..." есть небольшая статья о коменданте 41-го Либавского УРа дивизионном комиссаре Николаеве. Если интересно, могу отсканировать.

прибалт: Спасибо, с удовольствием приму помощь. Причем если не ошибаюсь Николаев До этого был членом ВС 11 А. А о генерал-майоре инж. войск Ермолаеве Павле Александровиче не сего нет? Я знаю, что до марта 1941 он был начальником ИУ ПрибОВО, в декабре 1941 был назначен начальником Московского военно-инженерного училища. А в промежутке между этими назначениями? С уважением.

Pav.R.: по номерам строительных батальонов и что и где строили есть что-нибудь? К сожалению не конкретно. В том то и дело что эту цифру я взял из латв.источника - у Г. Строда . Она у него идет общей строкой,просто упоминание цифры как общеизвестной,в начале его новой двухтомной книги (2007-2006 гг) О партизанах и просоветстком сопротивлении в Латвии в 41-45 годах. Там у него именно о боевиках подробно с вводом в оборот ранее не публиковавшихся документов партизанского движения. Поэтому ваш перечень строит. и саперных батальонов как раз новое и подробное для меня. Ранее что-то видел на сайте РККА но не помню ссылок. С уважнием к Вашему мнению.

прибалт: Для строительства военных городков и др. военной инфраструктуры в ПрибОВО было создано окружное военно-строительное управление. Во главе с военинженером 2 ранга Тихоновым. В составе Управления были участки военно-строительных работ. Так в Алитусе был УВСР-181, в Каунасе УВСР-182, в Шауляе УВСР-183, в Вильнюсе УВСР-188, в Паневежисе УВСР-185. Работали в них по найму местные рабочие. Возможно были и строительные батальоны, но таких данных не обнаружено. Есть у кого нибудь что нибудь в дополнение?

Pav.R.: О численности занятых на строительстве в ПрибОВО Если по "истории ПрибОВО",Рига,1968 год стр.39. то строительством укреплений вдоль границы на 22.06.1941 было занято "около 60 тыс.человек военных строителей и саперов ". И на строительстве 23 -х аэродромов в ПрибОВО занято 46 строительных батальонов численностью около 45-46 тыс.человек . А вот вторая цифра уже оценка уважаемого Прибалта. И это видимо численность только РККА военных строителей и саперов ( включая резервистов ,которых видимо было не очень много - но это мое мнение - приблизительно до 40 тыс.чел резервисты .)Вооруженными из них были только 12-15 тыс.человек кадрового состава в бывших на границе саперных батальонах. И на работы в приграничной полосе в Литве привлекалось около 40 тыс.местных жителей ,правда включая в их число около 5 тыс.возчиков по нарядам . Наряды крестьянам на возку и работы по строительству аэродромов выдавались и в Латвии.Но наряды превышали возможности (здесь источники августовская статья в "Латвияс авизе" и университетском историческом журнале ,наряды на возку выдавались тысяч на 7 повозок в сутки ,но редко работало более 5 тысяч возчиков,поскольку нарядов выдавалось больше чем было лошадей в ближайших к строящимся аэродромам волостях да и сами наряды выдавались в счет сельхоз налога,а выполнившие его вперед -заявляли в волоисполкоме о том что налог выпонен -вот квитанции и мысли заставить исправного сдатчика сельхозпродукции с жеребой кобылой работать вперед ,разрешив ему не сдавать осенью положенное не умещалась в сознании местных властей . И еще одна правда небольшая група строителей аэродрома имелась в Литве -единственный в ПрибОВО дисциплинарный батальон в районе Алитуса . ( а здесь источник воспоминания кавалера 2-х железных крестов, в прошлом сережанта Замгальского артполка,затем ст.сержанта дивизиона ПТО тер.сд,к 1945 году ст.лейтенанта 19-й дивизии командира батареи 88 мм зениток Теофила Дрейманиса) Его сослуживец,сын професора, за задержку из отпуска в Ригу на сутки,весной 1941 года получил 2 года дисбата,и смог вернутся из Литвы только в середине июля 1941 года,видимо дисбат отвести на Восток не сумели или не захотели. По моему мнению этот дисбат и был единственными ЗК занятыми в ПрибОВО военным строительством. Резервисты и строители в ПрибОВО / а таких было примерно 90 тыс.человек оружия иметь и не должны были. Человеку не принявшему присягу и не прошедшего обучения выдавать оружие не позволяет устав. А не служивших в армии и не принимавших присяги среди этих резервистов было большинство. С уважением к Вашему мнению.

прибалт: Анжей пишет: Во всяком случаи по краеней мере в двух воспоминаниях об этих батальонах есть упоминание о военнослужащих, которым не выдавали оружие. Зеки, не зеки, но вероятно речь идет о какой-то категории неблагонадежных. Призывали же в СССР зеков в стройбаты: чего материалу пропадать! В принципе да могло быть и такое. Pav.R. пишет: здесь источники августовская статья в "Латвияс авизе" и университетском историческом журнале Буду очень благодарен если приведете эти статьи или их перевод полностью. Аэродромное строительство меня то же интересует. Pav.R. пишет: И еще одна правда небольшая група строителей аэродрома имелась в Литве -единственный в ПрибОВО дисциплинарный батальон в районе Алитуса . В ПрибОВО находился один дисбат - 17 отд. дисц. батальон. был сформирован в Двинске и переведен в Литене (р-н Гулбене). Приказом от 3 июня 41 г. был направлен для производства строительных работ на ст. Приекуле

Анжей: В воспоминаниях упоминается еще и 2 отдельный дисциплинарный батальон, который работал по укреплению границы в районе посёлка Тубенес Таурагского уезда Литовской ССР.

Анжей: ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА 286 СП 90 СД СТАРОВОЙТ Ивана Ивановича. В начале I941 года я был назначен и зачислен курсантом полковой школы и по окончании которой мне было присвоено звание сержанта и я был направлен писарем в штаб полка в мае 1941 года. В это время наш полк был перебазирован в район Литовской ССР на границу с Восточной Пруссией и часть батальона работала по укреплению границы, а штаб и части полка размешались в летних лагерях в сосновом лесу где-то в районе посёлка Тубенес Таурагского уезда. Штаб размещался в больших штабных палатках. Я проходил службу писарем в строевом отделе и моей рукой писались много приказов, немного печатал на машинке. Рядом с нашим отделом находился оперативный отдел штаба, а так как я не плохо рисовал и чертил меня часто ПНШ-1 забирал в свой отдел для черчения схем и таблиц. Что примечательно что на нашей границе с Восточной Пруссией в районе дислокации 286 СП располагался 2-й дисциплинарный батальон. Этот батальон состоял из военнослужащих рядового и сержантского состава которые были осуждены военным трибуналом за разные дисциплинарные нарушения. Они были в военной форме, но без оружия и были заняты на строительстве укреплений в районе наших войск. Так вот этот батальон отходил вместе с нами, и характерно то, что ни один солдат из этого батальона не дезертировал а держались нашего отступающего подразделения. Кто мог доставали оружие и вливался в действующую часть нашей дивизии.

прибалт: В списках частей ПрибОВО такого батальона не обнаружил и пока эта часть для меня - загадка. О реальном дис. бате я уже написал.



полная версия страницы