Форум » РККА 22 июня 1941- 18 ноября 1942 года » Строительство в ПрибОВО накануне войны. » Ответить

Строительство в ПрибОВО накануне войны.

прибалт: На форумах русского фортификационного сайта имеется много интересного о строительстве УР и прочего в Литве накануне войны. Может и нас есть что добавить.

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 All

прибалт: 1. Укрепленные районы. Строительство УР в Прибалтике началось с 1941 года, строились Тельшайский (44), Шауляйский (42), Каунасский (44), Алитусский (48) УР. В апреле было принято решение о строительстве Либавского (41) и Рижского (45) УР, но фактически к их строительству не приступили. Тельшайский УР Фронт 75 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 8. В стадии строительства 366 ДОС, построено 23, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас еще приводятся данные построено: АПК-6, ПДОТ-10, ОППК-25, КНП-7. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 8 опаб. Командование неизвестно? Северная граница понятна – Балтийское море. Южная граница неизвестна? Узлы обороны неизвестны? Шауляйский УР Фронт 90 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 6. В стадии строительства 403 ДОС, построено 27, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас так же приводятся еще данные, построено: ОПДОТ-1, ПДОТ-44, ОППК-18,ППК-17, КНП-3. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 6 опаб. Командование неизвестно? Северная граница неизвестна? Южная граница – река Неман. Узлы обороны неизвестны? Каунасский УР Фронт 106 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 10. В стадии строительства 599 ДОС, построено 31, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас так же приводятся еще данные, построено: АПК-4, ОПДОТ-3, ПДОТ-6, ОППК-31, ППК-16, КНП-6. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 10 опаб. Командование: комендант – генерал-майор Горячев С.Г. Северная граница – Неман. Южная граница – неизвестно. Узлы обороны: 1 Шаудыня 2 Зыкле 3 Шварпле 4 Слизновиэна 5 фл. Румки, Воишвилы 6 Дворкеле 7 Кунигишки 8 Ковнишки 9 Мялуцишки, Венкшнупе 10 район Морги, Ивашки, соприкосновение с Калвария Где это? Алитусский УР Фронт 57 км, глубина 5-16 км, количество узлов обороны – 5. В стадии строительства 273 ДОС, построено 20, боеготовых нет. Это из статистического сборника Красная Армия в июне 1941 года. У Вас так же приводятся еще данные, построено: АПК-8, ОПДОТ-5, ПДОТ-9, ОППК-14, ППК-21, КНП-1, бензохранилище-1. Откуда эти данные? По плану МП-41 должен был иметь 5 опаб. Начал формироваться 180 опаб. Командование неизвестно. Северная граница – неизяестно. Южная граница – от Капчяместиса, далее западная окраина водохранилища Балтои-Анча , вдоль шоссе на Анчянское лесничество (на этом рубеже не менее 20 сооружений). В районе высоты 106.8 практически смыкается с правым флангом Гродненского УР (разрыв менее 3 км). Узлы обороны: 1 Шиланце 2 Каймеле 3 Мешкине 4 Копцево 5 ? Где это? Либавский и Рижский УР. Не известно нечего. Желающие добавить присоединяйтесь С уважением к участникам

прибалт: Курировал в округе работы по строительству УР помощник командующего округом по укрепленным районам генерал-майора А. Н. Астанин. Всем строительством в ПрибОВО занималось Инженерное управление округа. Им командовал генерал-майор инженерных войск Зотов В.Ф., его заместителем был генерал-майор инженерных войск Шестаков В.Ф., Заместителем по строевой части являлся полковник Афанасьев П.В., начальником штаба управления был полковник Петров А.П., начальником отдела оборонного строительства был полковник Черных М.И. Начальником отдела укрепленных районов штаба округа был полковник Бутылев В.А. Инженерному управлению округа подчинялись управления начальников строительства (УНС): 3, 9, 85, 87, 88, 91, 93, 95, 107, 210. УНС состояло из отделов: планового и производственно-технического, в УНС входили строительные участки (СУ). Вероятно, что УНС занимались строительством УР на следующих объектах:  3-е УНС - ?  9-е УНС – строительство укреплений на островах?  85-е УНС – Тельшайский УР?  87-е УНС – Алитусский УР?  88-е УНС – Алитусский УР?  91-е УНС – Шауляйский УР? (в его составе 259 осб 117-й сд ПриВО).  93-е УНС – Шауляйский УР?  95-е УНС - ?  107-е УНС – Алитусский УР?  210-е УНС – Ковенский УР? Известен состав двух УНС. УНС № 210: 55-й, 58-й, 77-й, 78-й, 107-й и 109-й участки; были прикомандированы следующие части:  12-й отдельный саперный батальон 16-го ск,  54-й отдельный саперный батальон 5-й сд,  84-й отдельный саперный батальон 98-й сд УрВО,  150-й отдельный саперный батальон 157-й сд СКВО,  159-й отдельный саперный батальон  163-й отдельный саперный батальон  182-й отдельный саперный батальон  267-й отдельный саперный батальон 62-го ск УрВО,  217-й строительный батальон  329-й строительный батальон  330-й строительный батальон  331-й строительный батальон  332-й строительный батальон  809-я авиабаза Вот, например, УНС № 107: 8-й, 67-й, 68-й, 69-й, 70-й, 116-й участки. Например на строительном участке № 8 работал 193-й осб 120-й сд. Дислокация - м. Юдренай, около ст. Плунке. Были прикомандированы следующие части:  80-й отдельный саперный батальон  118-й отдельный саперный батальон 48-й сд,  193-й отдельный саперный батальон 120-й сд ОрВО,  241-й отдельный саперный батальон 63-го ск ПривВО,  273-й отдельный саперный батальон 20-го ск МВО,  295-й отдельный саперный батальон  91-й строительный батальон  115-й строительный батальон  124-й строительный батальон  351-й строительный батальон  803-я авиабаза Вопрос по авиабазам, может быть, они отвечали за строительство оперативных аэродромов? Помимо перечисленных батальонов, в округе на строительстве УРов работали саперные батальоны: из МВО – 264 осапб 61-го ск, из СибВО – 238 осапб 53-го ск, 160 осапб 91-й сд, 188 осапб 107-й сд, 224 осапб 119-й сд, 269 осапб 133-й сд, 211 осапб 178-й сд, из УрВО – 267 осапб 62-го ск, 159 осапб 112-й сд, 231 осапб 166-й сд, 182 осапб 170-й сд, 178 осапб 174-й сд, 255 осапб 186-й сд, из ПривВО – 241 осапб 63-го ск, 295 осапб 66-го ск, 85 осапб 18-й сд, 112 осапб 61-й сд, 259 осапб 117-й сд, 212 осапб 154-й сд, 180 осапб 167-й сд, из ОрВО – 133 осапб 19-й сд, 280-й осапб 89-й сд; из СКВО – 138 осапб 39-й сд, 206 осапб 165-й сд, 67-й осапб 28-й гсд, 132-й осапб 38-й сд, 274-й осапб 158-й сд; из ХВО – 163 осапб 148-й сд, из ОдВО – 233 осапб 149-й сд, из КОВО – 87 осапб 96-й гсд. Нет данных по 80, 137, 159, 163, 182, 295, 297 и 299 осапб? Необоронным строительством в ПрибОВО окружное военно-строительное управление, в его состав входили участки военного строительства (УВСР). В Литве, таких было пять: Каунас 182-й, Вильнюс 188-й, Шауляй 183-й, Алитус 181-й, Паневежис 185-й. Вероятно, на работу набирались работники из местных жителей. Где и какое строительство велось неизвестно? Строительство объектов НКВД – темный лес. 1. строительство стратегических шоссейных дорог. В Москве – ГУШОСДОР, в республиках УШОСДОР, подчинялись местным республиканским НКВД. Имели в составе управления дорог. Где и что строили, структура, руководство – неизвестно? 2. строительство аэродромов. В Москве – ГУАС. В республиках УАС, подчинялись местным республиканским НКВД. Где и что строили. Какими силами, руководство – неизвестно? 3. строительство собственное для НКВД – неизвестно? С уважением к участникам

Анжей: В. Ф. Зотов Инженерное обеспечение боевых действий фронта В марте 1941 г. меня назначили начальником инженерных войск Прибалтийского особого военного округа. В это время я находился на курсах высшего командного состава при Военной академии Генерального штаба. 15 марта прибыл в Ригу в штаб округа, которым командовал генерал-полковник Ф. И. Кузнецов. Из короткой беседы с командующим я узнал об обстановке в округе. Основная задача инженерного управления округа заключалась в руководстве строительством долговременного оборонительного рубежа на границе, являвшемся особо важным государственным заданием. Командующий высказал неудовлетворение темпом строительства этого рубежа. Мне было приказано после детального ознакомления с делами инженерного управления доложить ему о необходимых мероприятиях и в первую очередь о мерах по ускорению оборонительного строительства. Следует сказать, что приграничный оборонительный рубеж проходил от Балтийского моря до границы с Западным особым военным округом и имел протяженность около 350 км. К первой очереди строительства на этом рубеже относилось строительство 160 батальонных районов, в системе которых создавалось до 2000 бетонных долговременных сооружений и более сотни километров противотанковых препятствий. Кроме того, долговременные сооружения должны были строиться на о-вах Эзель и Даго, где основные работы велись силами Краснознаменного Балтийского флота. [170] Организация всех оборонительных работ, возложенных на инженерное управление округа, находилась в стадии развертывания. Рекогносцировка оборонительного рубежа полностью не была закончена. Строительные организации, необходимые для выполнения оборонительных работ, еще только формировались, и призванные из запаса для их укомплектования 2500 командиров только что прибывали. Саперные и строительные батальоны тоже только что стали прибывать из внутренних округов. Строительной техники было весьма мало. Например, камнедробилок на строительстве имелось всего лишь несколько штук, это в то время, когда в течение двух-трех месяцев необходимо было изготовить до 1,5 млн. кубометров щебня. Автотранспортом мы обеспечивались не более чем на 25% потребности. Осложняли нашу работу и плохие дороги; в районе строительства мы располагали только грунтовыми дорогами, проезд по которым в весеннее время для автотранспорта оказывался крайне затруднительным, а это означало, что помимо автотранспорта требовался и конный транспорт. Кроме долговременного рубежа, строительство которого возлагалось непосредственно на инженерное управление округа, велись работы по укреплению предполья, глубина которого в зависимости от местности колебалась от двух до четырех километров. Основой оборонительной полосы, строящейся в предполье, были батальонные районы, оборудованные средствами полевой фортификации. На всю глубину предполья предусматривалось создание противотанковых и противопехотных заграждений. Оборонительные работы в предполье начались с выходом наших частей на новую границу еще в 1940 г. Работы производились войсковыми частями, расположенными по границе, под наблюдением начальников инженерных войск армий. Производство работ велось небольшими подразделениями, так как основная масса войск занималась боевой подготовкой, строительством казарм и лагерей. Жизнь требовала усиления темпа строительных работ. В связи с этим, с разрешения местных властей, на всякого рода подсобные работы было привлечено несколько десятков тысяч местных жителей и большое количество конного транспорта. До 20 тыс. человек из местного населения и частично красноармейцев было поставлено на бойку щебня, так как имевшиеся в наличии камнедробилки не могли обеспечить строительство необходимым количеством данного строительного материала. В начале мая строительная техника и автотранспорт стали усиленно прибывать и темп строительства пошел в гору. В конце апреля, после проведения специальных инструкторских сборов инженерного состава, началось бетонирование сооружений на оборонительном рубеже. В апреле закончилось формирование 10 управлений оборонительного строительства (УНС), из которых одно было расположено на о-вах Эзель и Даго, а остальные девять — на границе. Из строительных управлений наиболее четко и организованно вело работы «5-е управление, начальником которого был подполковник И. П. Корявко. Оно осуществляло строительные работы на правом фланге оборонительного рубежа в районе Паланги, Кретинга. К началу войны на строящемся долговременном оборонительном рубеже на границе из 2000 долговременных огневых точек было забетонировано не более 300, но и те были без долговременного оборудования, не говоря уже об их вооружении. Строительство других оборонительных сооружений здесь еще не начиналось. [174] Создаваемое нами предполье впереди строящегося долговременного рубежа также не было полностью готово. Здесь мы сумели оборудовать силами войск около 160 батальонных районов обороны. Оборудование состояло из полевых сооружений — окопов, ходов сообщений, небольшого количества деревоземляных огневых точек. Имелось небольшое количество земляных противотанковых заграждений типа рвов и эскарпов, но минно-взрывных заграждений не было. Противопехотные проволочные заграждения были построены, но их тоже явно не хватало. Строительство тыловых рубежей по плану, к сожалению, не намечалось. В глубине территории округа имелись старые укрепленные [175] районы — Псковский, Островский, Себежский, работы на которых в 1939 г. фактически прекратились, а оборудование и вооружение с огневых точек к началу войны в большинстве своем оказалось демонтированным. С саперными и строительными частями, которые вели оборонительные работы на границе, с началом боевых действий у нас никакой связи не оказалось. Как выяснилось позже, все саперные и строительные части, имевшие оружие, были включены в полевые войска и вели бои на границе, а не имевшие оружия отходили в тыл


прибалт: Это все я знаю, но кроме этого нечего нет. К сожалению. Поэтому и обратился за помощью. С уважением.

Анжей: Во споминания очевидцев. http://www.biysk.secna.ru/jurnal/b_vestnik/n3_2005/doc/avaushina.doc ...Василий Васильевич РУСАКОВ родился в Бердске. После получения водительских прав работал шофером на перевозке зерна в колхозах и совхозах, грузов на строительстве завода им. Чкалова, а затем оперного театра. В 1938 г. был на 1,5-месячных сборах, а в 1939 г.— на 6-месячных (задержали из-за войны на Халхин-Голе). 4 апреля 1941 г. снова призван на сборы. Строил ДОТ в 4 км от границы. В ночь на 22 июня В. Русаков с товарищами вязал арматуру. Услышав взрывы, они отнесли их "на счет лейтенанта Родимочкина". А вскоре увидели немецкие самолеты, насчитали их 38. "Мы поняли: война! Самостоятельно окончили работу и пошли в расположение роты, взяли свои вещи. Я успел заскочить в столовую, захватил 4 буханки хлеба и столовый нож. Мы двинулись, на восток небольшой группой, так как больше уже никого не было. К вечеру увидели толпу, бегущую навстречу. От тех людей узнали: впереди немецкий десант. У нас же кроме кухонного ножа — никакого оружия. По дороге на восток к нам присоединились земляки из Барнаула. Их саперный батальон мы называли барнаульским, себя называли новосибирцами. Вот здесь-то мы и встретили молодого майора, который вывел нас лесными дорогами на восток. Мы ему благодарны и по сей день. Иначе нам не избежать бы плена. Все-таки мы нашли свой батальон. На 4-е сутки нам выдали оружие. Это были польские винтовки, позже мы с ними намучились, так как только после трех осечек происходил выстрел. Выдали тут же нам по 30 патронов, по 2 гранаты. Хоть и не ахти какое оружие, но мы почувствовали себя уверенно. Где-то в районе Опочки, Режицы мы получили задание минировать дороги И взрывать мосты — началась настоящая боевая работа. Здесь мы потеряли нашего хорошего товарища из Бердска Александра УСТЮГОВА. Он ошибся при установке противотанковой м"ины. И вообще к этому времени мы недосчитались многих: как среди командного состава, так и рядового. В 269-й ОСБ были призваны из запаса два брата КОСТИНЫХ — Анатолий и Петр, их зять Василий ФЕДОРОВ и его брат Дмитрий. ДОТ, на котором работал Анатолий Иванович, располагался в 2,5 км от границы и в 18 км от Колварии. Все вооружение батальона сводилось к нескольким винтовкам, 3 ручным пулеметам. Около 6 часов утра батальон подняли по тревоге. Где-то гремели взрывы, один из них был особенно мощный. Пограничники на предложение о помощи ответили: "Вы же безоружные, отходите на восток. К нам на помощь скоро придут танки и самолеты". А вот еще примерчик. ГВАРДЕЙЦЫ В БОЯХ ЗА РОДИНУ «На Алтае в августе 1939 года была сформирована 107-я стрелковая дивизия. Днем рождения дивизии принято считать 22 августа 1939 года. В состав дивизии вошли 630-й и 769-й стрелковые полки, 508-й гаубично-артиллерийский полк, 347-й легкий артиллерийский полк, 160-й отдельный разведбатальон, 288-й отдельный зенитный артдивизион, 203-й дивизион противотанковых орудий, а позже в дивизию был включен 586-й стрелковый полк, который был сформирован из бийчан. 188-й отдельный саперный батальон дивизии, во главе с командиром батальона Брыниным М.С. ещё до начала войны был направлен на укрепление западной границы в Литву в район станции Вилкавишкис, где с марта 1941 года производил инженерные работы."

Анжей: А вот это еще интереснее ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА 17 ОТДЕЛЬНОГО САПЁРНОГО БАТАЛЬОНА 90 СД СОВИНА Николая Дмитриевича (http://centralsector.narod.ru/arch/90sd/28.htm) В марте 1941 года сапёрный батальон был переброшен по железной дороге в Литву в район города Таураге, далее на Запад деревня Паюрис. В батальоне было примерно 350 человек, а затем прибыло пополнение из запаса /заключённые/, примерно тоже 350 человек так наш сапёрный батальон в составе 700 человек /с оружием были только кадровые/, приписной состав был без оружия, лишь как рабочая сила. С наступлением ранней весны мы приступили к строительству оборонительной полосы вдоль границы с Восточной Пруссией. Оборонительный рубеж проходил в 10-7-5 километрах от границы. Строились долговременные бетонные огневые точки - капониры и полукапониры для мелкой артиллерии и пулемётов. Толщина защитной стены - лобовая - 2 метра 20 см. Перекрытие 2 метра 20 см, стена тыльная 1 метр 80 см. В перекрытие вкладывалось 14 слоёв арматурной сетки с ячеёй 12-16 см, толщиной арматуры 10 мм. Цемент применялся специальный - быстротвердеющий, щебёнка дроблёный гранит. Я в то время был начальником нижней площадки /ответственный за литьё бетона/. В каждую огневую точку уходило до 400 самосвалов бетона /машина ГАЗ-ИА/. В тот период командование батальона, рот и взводов кого помню: Командир батальона капитан Лисин Комиссар батальона Помазанный Начальник штаба ст. лейтенант Разживин. Помощник нач. штаба мл. лейтенант Рямзин Писаря штаба Кузнецов Гутник. Начальник боепитания батальона техник Бураковский. Начальник продовольственного довольствия Желенков. Начальник О[?]С лейтенант Смирнов Командиры рот лейтенант Смирнов Владимир Сапёрной роты Фурманский Техническая рота Михайлов Авторота Черёмушкин Командиры взводов лейтенант Кротов Ушиварь Лебедев Александр Тубунов Терещын Иван Пронин Пётр Дудко Тимофей Помощник блок. взвода Горлов Начхим батальона Соловьёв Аркадий Начальник медслужбы Демидов

Анжей: Если я правильно понимаю, то на каждый ДОТ уходило 600 тонн бетона. Значит 2000 дотов - 1 200 000 тонн. Для сравнения вся украинская промышленность производит в год 12,88 млн тонн...

прибалт: Это уже кое-что, спасибо. С уважением.

Анжей: Еще воспоминания http://www.msha-club.ru/australia/newzealand/storyes/krugosvetka99/nz29.htm Николай Михалович и Милена Ивановна Кругленко попали в Новую Зеландию из Англии, где они оказались после окончания Второй мировой войны. Николай Иванович стал вспоминать о своем детстве. — Я родился в Курской области, в деревне Бартеньево, в большой семье: у меня было пятеро сестер и братьев. Мой отец работал кузнецом, и руки у него были золотые. Он много работал и хорошо зарабатывал. Поэтому жили мы богато. В 1932 году нас раскулачили и выслали в соседний район. В 1939 году меня забрали в армию, но как сына кулака, а значит, политически неблагонадежного, в боевую часть не послали, а направили служить в 217 Особом строительном батальоне. Я строил пограничные укрепления возле Благовещенска: рыли окопы, ходы сообщения, дзоты… Мне запомнился такой случай. В деревне Красное я купил пять пар калош и послал их по почте домой. Они дошли, но по пути кто-то заменил три пары калош на старые. Потом наш батальон перебросили на станцию Челганы, под Читу — делать шпалы для отправки на финский фронт. А после освобождения Прибалтики нас отправили в Литву, в Юрбаркас, в 7 км от немецкой границы, строить доты. Мы в лесу выбирали места для объектов, рубили лес, делали опалубку для заливки бетона. Однажды трое наших штабных ребят — повар, писарь и сапожник — решили подзаработать. Они взяли с собой колышки, веревку и пошли якобы отмечать места для строительства. Подойдут к дому какого-нибудь богатого литовского крестьянина и делают вид, что проводят разметку под строительство дота. Крестьянин, конечно, в шоке: «Что же вы делаете?». А они ему и предлагают: «Можем договориться». И договаривались. Все было шито-крыто. А раскрылась афера, как это обычно и бывает, совершенно случайно. К нам в часть привезли кино, пригласили на сеанс местных литовцев. Они и узнали «инженеров». Мошенников должны были судить. Но не успели. Война началась! — А вы как о ней узнали? — 21 июня 1941 года меня и еще троих ребят из нашего батальона послали в лес грузить бревна. За день мы нагрузили две машины и остались в лесу переночевать. А утром никто за нами не приехал. Мы решили, что придется пешком возвращаться в часть и пошли в сторону Юрбакаса. По дороге нам встретился отряд пограничников. От них мы и узнали, что началась война.

Pav.R.: Сапёрные батальоны в Приб ОВО вместе со строительными составляли около 60 тыс. человек- только военнослужащих из примерно 380 тыс.чел. в округе. Они 22.06. 41 и составили видимо основную массу пленных... А вот кто виновен в этом - неужели нельзя было их отвести в тыл ? С уважнием к Вашему мнению.

прибалт: Вопрос Pav.R. - по номерам строительных батальонов и что и где строили есть что-нибудь? С уважением.

IAM: В сборнике "В июне сорок первого..." есть небольшая статья о коменданте 41-го Либавского УРа дивизионном комиссаре Николаеве. Если интересно, могу отсканировать.

прибалт: Спасибо, с удовольствием приму помощь. Причем если не ошибаюсь Николаев До этого был членом ВС 11 А. А о генерал-майоре инж. войск Ермолаеве Павле Александровиче не сего нет? Я знаю, что до марта 1941 он был начальником ИУ ПрибОВО, в декабре 1941 был назначен начальником Московского военно-инженерного училища. А в промежутке между этими назначениями? С уважением.

Pav.R.: по номерам строительных батальонов и что и где строили есть что-нибудь? К сожалению не конкретно. В том то и дело что эту цифру я взял из латв.источника - у Г. Строда . Она у него идет общей строкой,просто упоминание цифры как общеизвестной,в начале его новой двухтомной книги (2007-2006 гг) О партизанах и просоветстком сопротивлении в Латвии в 41-45 годах. Там у него именно о боевиках подробно с вводом в оборот ранее не публиковавшихся документов партизанского движения. Поэтому ваш перечень строит. и саперных батальонов как раз новое и подробное для меня. Ранее что-то видел на сайте РККА но не помню ссылок. С уважнием к Вашему мнению.

прибалт: Для строительства военных городков и др. военной инфраструктуры в ПрибОВО было создано окружное военно-строительное управление. Во главе с военинженером 2 ранга Тихоновым. В составе Управления были участки военно-строительных работ. Так в Алитусе был УВСР-181, в Каунасе УВСР-182, в Шауляе УВСР-183, в Вильнюсе УВСР-188, в Паневежисе УВСР-185. Работали в них по найму местные рабочие. Возможно были и строительные батальоны, но таких данных не обнаружено. Есть у кого нибудь что нибудь в дополнение?

Pav.R.: О численности занятых на строительстве в ПрибОВО Если по "истории ПрибОВО",Рига,1968 год стр.39. то строительством укреплений вдоль границы на 22.06.1941 было занято "около 60 тыс.человек военных строителей и саперов ". И на строительстве 23 -х аэродромов в ПрибОВО занято 46 строительных батальонов численностью около 45-46 тыс.человек . А вот вторая цифра уже оценка уважаемого Прибалта. И это видимо численность только РККА военных строителей и саперов ( включая резервистов ,которых видимо было не очень много - но это мое мнение - приблизительно до 40 тыс.чел резервисты .)Вооруженными из них были только 12-15 тыс.человек кадрового состава в бывших на границе саперных батальонах. И на работы в приграничной полосе в Литве привлекалось около 40 тыс.местных жителей ,правда включая в их число около 5 тыс.возчиков по нарядам . Наряды крестьянам на возку и работы по строительству аэродромов выдавались и в Латвии.Но наряды превышали возможности (здесь источники августовская статья в "Латвияс авизе" и университетском историческом журнале ,наряды на возку выдавались тысяч на 7 повозок в сутки ,но редко работало более 5 тысяч возчиков,поскольку нарядов выдавалось больше чем было лошадей в ближайших к строящимся аэродромам волостях да и сами наряды выдавались в счет сельхоз налога,а выполнившие его вперед -заявляли в волоисполкоме о том что налог выпонен -вот квитанции и мысли заставить исправного сдатчика сельхозпродукции с жеребой кобылой работать вперед ,разрешив ему не сдавать осенью положенное не умещалась в сознании местных властей . И еще одна правда небольшая група строителей аэродрома имелась в Литве -единственный в ПрибОВО дисциплинарный батальон в районе Алитуса . ( а здесь источник воспоминания кавалера 2-х железных крестов, в прошлом сережанта Замгальского артполка,затем ст.сержанта дивизиона ПТО тер.сд,к 1945 году ст.лейтенанта 19-й дивизии командира батареи 88 мм зениток Теофила Дрейманиса) Его сослуживец,сын професора, за задержку из отпуска в Ригу на сутки,весной 1941 года получил 2 года дисбата,и смог вернутся из Литвы только в середине июля 1941 года,видимо дисбат отвести на Восток не сумели или не захотели. По моему мнению этот дисбат и был единственными ЗК занятыми в ПрибОВО военным строительством. Резервисты и строители в ПрибОВО / а таких было примерно 90 тыс.человек оружия иметь и не должны были. Человеку не принявшему присягу и не прошедшего обучения выдавать оружие не позволяет устав. А не служивших в армии и не принимавших присяги среди этих резервистов было большинство. С уважением к Вашему мнению.

прибалт: Анжей пишет: Во всяком случаи по краеней мере в двух воспоминаниях об этих батальонах есть упоминание о военнослужащих, которым не выдавали оружие. Зеки, не зеки, но вероятно речь идет о какой-то категории неблагонадежных. Призывали же в СССР зеков в стройбаты: чего материалу пропадать! В принципе да могло быть и такое. Pav.R. пишет: здесь источники августовская статья в "Латвияс авизе" и университетском историческом журнале Буду очень благодарен если приведете эти статьи или их перевод полностью. Аэродромное строительство меня то же интересует. Pav.R. пишет: И еще одна правда небольшая група строителей аэродрома имелась в Литве -единственный в ПрибОВО дисциплинарный батальон в районе Алитуса . В ПрибОВО находился один дисбат - 17 отд. дисц. батальон. был сформирован в Двинске и переведен в Литене (р-н Гулбене). Приказом от 3 июня 41 г. был направлен для производства строительных работ на ст. Приекуле

Анжей: В воспоминаниях упоминается еще и 2 отдельный дисциплинарный батальон, который работал по укреплению границы в районе посёлка Тубенес Таурагского уезда Литовской ССР.

Анжей: ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА 286 СП 90 СД СТАРОВОЙТ Ивана Ивановича. В начале I941 года я был назначен и зачислен курсантом полковой школы и по окончании которой мне было присвоено звание сержанта и я был направлен писарем в штаб полка в мае 1941 года. В это время наш полк был перебазирован в район Литовской ССР на границу с Восточной Пруссией и часть батальона работала по укреплению границы, а штаб и части полка размешались в летних лагерях в сосновом лесу где-то в районе посёлка Тубенес Таурагского уезда. Штаб размещался в больших штабных палатках. Я проходил службу писарем в строевом отделе и моей рукой писались много приказов, немного печатал на машинке. Рядом с нашим отделом находился оперативный отдел штаба, а так как я не плохо рисовал и чертил меня часто ПНШ-1 забирал в свой отдел для черчения схем и таблиц. Что примечательно что на нашей границе с Восточной Пруссией в районе дислокации 286 СП располагался 2-й дисциплинарный батальон. Этот батальон состоял из военнослужащих рядового и сержантского состава которые были осуждены военным трибуналом за разные дисциплинарные нарушения. Они были в военной форме, но без оружия и были заняты на строительстве укреплений в районе наших войск. Так вот этот батальон отходил вместе с нами, и характерно то, что ни один солдат из этого батальона не дезертировал а держались нашего отступающего подразделения. Кто мог доставали оружие и вливался в действующую часть нашей дивизии.

прибалт: В списках частей ПрибОВО такого батальона не обнаружил и пока эта часть для меня - загадка. О реальном дис. бате я уже написал.

Pav.R.: Latvijas Universitāte LATVIJAS VēSTURE 2008 2 (70) Gatis Krūmiņš стр.71-75 Подготовка СССР к войне и народное хозяйство Латвии в первой половине 1941.года. - просто выжимка цифрового материала По данным г.Строда СССР в июне -сентябре 1940 года наметило строительство 34 оперативных аэродромов в Латвии,о строительстве всех этих аэродромов сведений нет,но по 11 аэродромам сомнений нет - есть сведения и т.д. и архивы. Депутат Верховного Совета ЛССР П.Галениекс 3 и 4 июня 1941 года посетил Салдус и 4.окрестных пагаста(волости) пришел к выводу о завышеных разнарядках на поставку лошадей на строительство аэродрома в Эзере. К примеру Яунауцес пагастс. 124 лошади старше 20 лет. 34 до трех лет. 80-жеребые . 21 -кобылы с жеребятами. 26 - находятся на Яунацес станции проката лошадей и инвентаря 189 - причих трудоспособны. Всего - 474 А разнарядка на 210 лошадей с возами в день. Схожие проблемы и на строительстве Нр.93 в Цираве,не хватает 3000 рабочих ,по плану -4200 повозок с лошадьми в день,факт от 1642 до 1888 в день .К примеру план перевозки 4200 повозками на 16 июня -3281 кубометр,факт 1707 повозок перевезли -3423 кубометра. (выполнили меньшим числом ,значит люди добросовестные) Но план то был на июнь 25570 повозок ,факт от 15 до 19 тыс в день...Объемы невыпонимые. Выделено было на указанное строительство фактически из народного хозяйства 498 автомобилей и 55 тракторов,но не хватало 600 автомобилей занаряженных на 1-й квартал 41 года,но до начала июня не отгруженных о чем в адрес Л.Берии писал ЦК ЛССР . ( что и приходилось заменять нарядами крестянам в счет налогов осени 1941 года но это грозило срывом уже сдачи урожая осенью,но до осени получатель налога изменился к слову недавно смотрел по ТВ забавненький "ФИТИЛЕОБРАЗНЫЙ"фильм времен немецкого хозяйствования о злодеях спекулянтах вступивших в сговор с крестьянином -злодеем привозящих в Ригу укытую от налога свинью,но застигаемым на месте добросовестной полицией порядка . ) 21.июня 1941 Предсовнаркома ЛССР В.Лацис издал распоряжение о отгрузке 100 % изготовленного обоими ценментными заводами ЛССР только в адрес указанного оборонного строительства ,поскольку наряды на 1941 год составляли 140000 тонн,а факт производства 1941 года 129000 тонн. (План более чем напряженный) На строительство ж.д.удалось вместо потребных 2500 человек,набрать к 1.06.41 только 800 рабочих. причем не хватало лопат,топоров и прочего вплоть до не предусмотренных Москвой резиновых сапог ( ведь здесь то горело - 11 и 8-я армии висели в воздухе,но в сравнении с планами это мелочи - генералы просили другое ... это уже моя ремарка) Сходная ситуация была и со строительством авиазавода в Риге и выделением ему аэродрома ... С уважением к Вашему мнению.

прибалт: Pav.R. пишет: Latvijas Universitāte LATVIJAS VēSTURE 2008 2 (70) Gatis Krūmiņš стр.71-75 Подготовка СССР к войне и народное хозяйство Латвии в первой половине 1941.года. Первая строчка - это источник? Вторая - автор? третья - название статьи? Pav.R. пишет: По данным г.Строда СССР в июне -сентябре 1940 года наметило строительство 34 оперативных аэродромов в Латвии,о строительстве всех этих аэродромов сведений нет,но по 11 аэродромам сомнений нет - есть сведения и т.д. и архивы. наверное в июне - сентябре 1941? перечислить 11 аэродромов можете? Если есть бетонная ВВП это уже не оперативный аэродром. Pav.R. пишет: К примеру Яунауцес пагастс. Это что обозначает? Нет ли более подробных данных по Эзере - сколько человек и сколько подвод каждый день выделялось на каждый месяц и т.д. Pav.R. пишет: Схожие проблемы и на строительстве Нр.93 в Цираве,не хватает 3000 рабочих ,по плану -4200 повозок с лошадьми в день,факт от 1642 до 1888 в день .К примеру план перевозки 4200 повозками на 16 июня -3281 кубометр,факт 1707 повозок перевезли -3423 кубометра. По Сираве то же самое. Нет ли данных по Ваньоде, Глуде, Румболе и Двинске? Какие стройбаты строили?

Pav.R.: Latvijas Universitāte LATVIJAS VēSTURE 2008 2 (70) Gatis Krūmiņš стр.71-75 Подготовка СССР к войне и народное хозяйство Латвии в первой половине 1941.года. "Первая строчка - это источник? Вторая - автор? третья - название статьи? " Абсолютно верно . "К примеру Яунауцес пагастс. " Это что обозначает? Яунауцес пагастс.- волость Яунаце. "наверное в июне - сентябре 1941? " - именно в 1940 году,поскольку к сентябрю 1941 года положение в Латвии в Москве не знали в такой степени,что знаменитый отчет Иманта Судмалиса ( к стати впервые приведенный полностью Генрихом Стродсом ) стал для находившихся в Москве "руководителей партизан " откровением даже в вопросе о том,что в Латвии платежное средство рейхсмарки а не остмарки... А в прочих вопросах не вполне вкурсе и подробности не потяну без искажений . С уважением к Вашему мнению.

прибалт: Pav.R. пишет: "наверное в июне - сентябре 1941? " - именно в 1940 году,поскольку к сентябрю 1941 года положение в Латвии в Москве не знали в такой степени,что знаменитый отчет Иманта Судмалиса ( к стати впервые приведенный полностью Генрихом Стродсом ) стал для находившихся в Москве "руководителей партизан " откровением даже в вопросе о том,что в Латвии платежное средство рейхсмарки а не остмарки... Честно говоря вообще не понял о чем речь.

прибалт: Pav.R. пишет: Latvijas Universitāte LATVIJAS VēSTURE 2008 2 Это журнал или сборник?

Pav.R.: "Это журнал или сборник?" Это журнал по истории нового и новейшего времени.Выходящий систематически. "Честно говоря вообще не понял о чем речь." Речь о том,что по сведениям Г.Строда ,решение о строительстве 34 оперативных аэродромов в Латвии принято в 1940 году. А во второй половине 1941 года РККА отошла далеко... Или вас интересовал Имант Судмалис и его биография ? С уважением к Вашему мнению.

прибалт: Pav.R. пишет: Или вас интересовал Имант Судмалис и его биография ? Это комсомольский вожак из Лиепаи? Если да, то пока нет. Меня интересует сейчас все что было в Прибалтике до войны.

Анжей: А ведь подвела память ветеран! 2 дисциплинарный батальон - это Забайкальский ВО. И по состоянию на август 1941 по крайней мере 3 рота этого батальона была на территории Забайкалья. Воистину, врет как очевидец!

OFS: Чернов И.Е. Саперы: записки солдата. М.,1988. Это про Алитусское УНС. Кузнецов Т.К. Ратные дела саперов. Сборник "На рубежах мужества". Киев, ИПЛУ, 1987. Это по 91-е УНС и 259-й ОСБ. Очень ценный материал.

прибалт: OFS пишет: Это по 91-е УНС и 259-й ОСБ. Спасибо, но почему то он пишет, что 259 осапб был в составе 91, а не 93 УНС.

OFS: Так в книге, книга передо мной, из личных запасов. Автор знаком со сборником "На СЗФ". ИМХО, возможна опечатка издательства.

Djankoy: Саперные батальоны были отмобилизованы по штатам военного времени, но с оружием на первых порах дело обстояло неблагополучно, за исключением десяти батальонов, прибывших с Дальнего Востока, которые были вооружены полностью. На Северо-Западном фронте М.: «Наука», 1969 (Вторая Мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах) Статья В.Ф. Зотов. Инженерное обеспечение боевых действий фронта

прибалт: Возможно Зотов ошибся. Тем более заметь он пишет о саперных батальонах, но это были строительные батальоны. Во всяком случае возьму на заметку, что возможен десятый строительный батальон из ДВфр.

OFS: Макаревский В. И. Взрывая и строя – так воевали саперы. М. Московские учебники и Картолитография 2001 г. ISBN 5-7853-0155-5 Генерал, начал службу в Алитусском УНС. Книгу еще можно купить в Москве и через Инет. Кто станет благодетелем, купив, отсканировав и выложив?

прибалт: OFS пишет: Кто станет благодетелем, купив, отсканировав и выложив? Как кто? Тот кто появил инициативу

OFS: Видимо, придеццо. И Чернова бы найти.

прибалт: OFS пишет: И Чернова бы найти. По Чернову что именно нужно - довоенный период?

OFS: Довоенное и первые дни войны.

прибалт:

OFS: Ой, красотища какая! А продолжение будет? Это я про книгу Чернова.

прибалт: OFS пишет: А продолжение будет? Будет. Что то у меня комп глючит. Загружает еле-еле. Попозже.

Djankoy: Вообще я собирал как то части, расположенные на островах. Там мне встречались строительные части, но там они все были флотские.

прибалт: Флотские строители это отдельная песня. Но можно и здесь поговорить на эту тему.

прибалт: Для меня большая загадка - кто работал по восстановлению Таллинского порта?

Djankoy: Посмотрю по БФ что то есть, буду дома-гляну что есть по береговым частям.

прибалт:

marat: Pav.R. пишет: Они 22.06. 41 и составили видимо основную массу пленных... А вот кто виновен в этом - неужели нельзя было их отвести в тыл ? Согласно ПП и приказам Кузнецова Ф.И. с началом БД отвести управления УНС, стройбаты на строительство тыловых позиций по планам армий, а саперные батальоны - в места дислокации их дивизий. Прсто война пошла не по планам.

Pav.R.: Если по местным Латв. источникам,то в некоторые крестьянские хозяйства передавали в качестве работников военнопленных из тех строительных частей,что были захвачены в июне 41-го на границе,и что дожили в немецких лагерях,до момента когда в Райхе и окрестностях стало не хватать рабочей силы - в СССР они не были з/к,обычные крестьяне-колхозники,( о з/к в армии это уже городские мифы времен престройки от Резуна и Ко) они были просто из тех не служивших и не обученных, что были призваны на сборы в количестве "800 тысяч" ежели по Захарову 50 %-обученый резерв,пополнявший дивизии,50 %-необученные запасники. Т.е.всякий чуть знакомый с армией знает,что не служивший он присягу не принимал и оружия ему давать не полагается . А таких то среди резервных возрастов и набиралась в СССР к 1941 году около половины резервистов. И как их использовать ?- ... в стройбате ! Ведь почти каждому известно речение времен застоя "Студент самая дешовая рабочая сила после солдата ( он бесплатный ) и заключенного ( он бесплатный но "бегучий" заначит чуть дороже-охрана),будучи студентом прочуствовал это на собственном опыте с первого дня в Латв.гос университете.Еще до дня Аристотеля,31.08. ,торжественного акта на Домской площади с последующим факельным шествием, нам (мужской части) было велено после зачисления,принять бескорыстное недельное участие в строительстве факультета филфака, совсем чужого,и мы с колегой копали трашею, ковыряя асфальт в центре города,преодолевая грунт защищенный полудюжиной культурных слоев... (извините за офтоп) В небогатом СССР армия до 39 года,до принятия нового закона ,была 1,5-2,0 милиона.И призывали в нее только около 25-30 % от имевшихся призывников - значит половиа резервистов была необученной/поскольку часть попадала под бронь,а часть браковалась по всяким причинам/ Вот и создался на новых землях порядочный контингент необученных партизан -стройбатовцев, который и составил за вычетом саперных батальонов в ПрибОВО под 70 тысяч. безоружных "солдат". Им то для самозащиты и думало командование 8-й армии доставить 10 тыс.английских винтовок из Риги из запасов Латв.армии, но знавшее о необученности и не принятой присяге руководство в Москве рекомендовало не делать этого. С уважением к Вашему мнению.

ccsr: Жаль что фотокопию оригинала журнальной статьи удалили...

IAM: ccsr пишет: Жаль что фотокопию оригинала журнальной статьи удалили... Перенесли http://imf.forum24.ru/?1-12-0-00000012-000-0-0

Моонзундец: Давным давно в этой теме прибалт пишет: 95-е УНС - ? Моя недавняя краткая историческая справка по этому УНС - см. здесь - http://srpo.ru/forum/index.php?topic=93.1260 - в сообщении № 1269. Данный текст является основой для дальнейшей работы по этому УНС, которую я сейчас веду в РГВА.

прибалт: Моонзундец пишет: Моя недавняя краткая историческая справка по этому УНС Собственно исторической справки там нет, а вот по поводу этого: По ошибочным данным С.Б.Булдыгина, «строительством на Моонзундских островах занималось УНС-94 (начальник – подполковник С.В.Чекалин) в составе 114-го и 115-го СУ [строительные управления]. В их составе работали 174-й осапб [отдельный сапёрный батальон] 3-й отдельной стрелковой бригады, две строительных роты из КОВО [Киевского особого военного округа] и стрелковые подразделения 3-й острбр [отдельной стрелковой бригады.]». Кроме опечатки о том, что не 94-е, а 95-е, какие еще ошибочные данные у С.Б.Булдыгина?

Моонзундец: Ув.Прибалт, я прекрасно понимаю, что критиковал ВАШ материал... Итак, номер УНС - это "очепятка"... Теперь по "в их составе работали...". В том-то и дело, что в УНС-95 было только командование с ИТС, да вольнонаёмные, а собственных в/ч не было, почему результаты деятельности этого УНС оказались нулевыми... 174-й отдельный сапёрный батальон бригады в лучшем случае выполнял отдельные подготовительные работы, а "стрелковые подразделения 3-й острбр" (то есть 46-й и 79-й полки) - сильно сомневаюсь... Насчёт "двух строительных рот из КОВО": назовите, пожалуйста, их номера. Для справки - из инженерно-строительных частей на Эзеле, кроме уже упомянутого 174 осб, имелись: - 34-й и 37-й отдельные инженерные батальоны Береговой обороны КБФ (они же в документах - отдельные строительные или инженерно-строительные батальоны), - 47-й отдельный строительный батальон КБФ, - 10-я отдельная сапёрная рота БОБР КБФ, - 293-я отдельная строительная (рабочая) рота (армейская), - 1-я рота 35-го отдельного инженерного батальона Береговой обороны КБФ, - 2-я и 3-я роты 91-го отдельного строительного батальона КБФ, - строительная рота (без номера) 351-го отдельного строительного батальона (армейского) - Отдельный сапёрно-подрывной взвод БОБР.

прибалт: Моонзундец пишет: Теперь по "в их составе работали...". В том-то и дело, что в УНС-95 было только командование с ИТС, да вольнонаёмные, а собственных в/ч не было, почему результаты деятельности этого УНС оказались нулевыми... О том, что результаты деятельности оказались нулевыми я и не спорю. Однако я открываю дислокационный список частей ПрибОВО на май 1941 и вижу в нем СУ-114 и СУ-113. Значит эти учреждения реально существовали. Опять таки есть реальный документ из ГШ в округ о прибытии в апреле на стр-во двух стр. рот из КОВО именно в распоряжение этих участков. Я ведь это все не выдумал. Были бы в документе номера я бы их назвал. Для меня главным было довоенное стр-во именно на сухопутном фронте, для Вас главным именно оборона островов, возможно поэтому наши данные не сходятся. Вы ведь сами пишете, что 95 УНС был выведен с островов, возможно с ним были выведены и СУ и стр. роты. Но Вы мой материал не критиковали, Вы повесили без оснований на него ярлык.

прибалт: повтор

Моонзундец: Ув.Прибалт, никаких подразделений с Моонзндских островов ни до начала войны, ни с её началом (за единственным исключением - 10 ПО НКВД, и то в неполном соствве) не отправлялось (а значит - и "двух строительных рот из КОВО"), а только УНС-95 - как учреждение. При этом его вольнонаёмные рабочие остались на Эзеле, были мобилизованы Саареским УВК и пошли на усиление, в частности, той же 3-й отдельной стрелковой бригады. прибалт пишет: Но Вы мой материал не критиковали, Вы повесили без оснований на него ярлык. Насчёт "без оснований" - я объяснил выше, насчёт "критики" или "наклеивания ярлыка" - это, извините, демагогия, но если я обидел Вас лично, то абсолютно искренне прошу Вас меня извинить.

прибалт: Моонзундец пишет: Ув.Прибалт, никаких подразделений с Моонзндских островов ни до начала войны, ни с её началом (за единственным исключением - 10 ПО НКВД, и то в неполном соствве) не отправлялось Значит офицер составлявший окружной дислокационный список на май 1941 сам придумал два СУ. То же интересная версия. Моонзундец пишет: Насчёт "без оснований" - я объяснил выше Хочу еше раз повторить, что при описании строительства опирался на два документа. Причем здесь ошибочные данные? По 95 УНС действительно допустил оплошность. Моонзундец пишет: абсолютно искренне прошу Вас меня извинить Ославили мое честное имя на уважаемом форуме Это шутка

Моонзундец: прибалт пишет: Значит офицер составлявший окружной дислокационный список на май 1941 сам придумал два СУ. То же интересная версия. Я так не писал, однако. Оба СУ как учреждения входили в состав УНС как учреждения и были эвакуированы в его составе. Ну, не обижайтесь на меня, пжалста! Хотите я "в качестве моральной компенсации" на Ваше домашнее "мыло" сканы удостоверения сотрудника этого УНС вышлю? Правда-правда! Только адресочек укажите!

прибалт: Моонзундец пишет: Оба СУ как учреждения входили в состав УНС СУ не входят в УНС, а подчиняются ему. У них разные штаты. Удостоверение мне не нужно, а эмейл скину по личке.

Моонзундец: прибалт пишет: СУ не входят в УНС, а подчиняются ему. У них разные штаты. Абсолютно согласен! На "мыло" Ваше уже отписал.

struma: Привет. Можете что либо подсказать о 197 отд.строительном батальоне. Мой дед был назначен в феврале 1941 помошником командира туда. Но никакой инфы по этому подразделению найти не могу.Буду признателен за информацию на почту struma@ukr.net

OFS: Дед был анонимным или имел Ф.И.О. и звание?

struma: Ефремов Михаил Иванович, на момент начала войны был в звании капитана.

struma: Конечно прошу прощения, а вообще инфа про 197 отд.строительном батальоне имеется, хоть какая-то ? Нашол вот ссылку на могилу в Риге на помощник командира роты на территории Ивановского кладбища (Ivana kapi), улица Кална (Kalna). Но это максимум. Может у вас что есть ?

OFS: А точно ли он был строителем? В стройбатах должность пом. командира как-то не укладывается. Что было в письмах или на конвертах? В тех местах была часть с № 197, но боевая. 197-я ст. бат. (стационарная батарея, 4 100-мм морских орудия).

OFS: В ОБД есть список, искать по "197 отд. стр. бат.". На Филимонова почему-то указан Гродно.

struma: ЧЕсно говоря раньше я предполагал что он был приписан к в 80 ОСАПБ 10-Й СТРЕЛКОВОГО КОРПУСА 8-Я АРМИИ, но после того как обратился при помощи военкомата в ЦАМО - пришел ответ, что - прик. 1 ОКА № 034 от 24.2.1941 г. Назначен помошником командира 197 отд. Строительного батальона; В дальнейшем 19.5.1941 г. убыл в Прибалтийский военный округ; Ну а далее 23.12.1941 г. назначен помошником начальника 1 отделения Военно-строительного Управления Карельского фронта; После этого информации никакой нет. Более того я точно знаю что до 22 июня 1941 г. квартировался - г.Крейтинга Латвия , до того еще были - г. Белев Тульской обл. - г.Ярославль - г.Медвежьегорск Карелия ( 1935 ) - станция Градеково Дальний Восток ( 1939 ) Из архивов мне известно что приказом Тимошенка командный состав был разжалован, так что весьма вероятно. На фото до военного периода у него инженерные различия на форме ст. лейтенанта, но даты фото я не знаю. Дядя утверждает что дед строил оборонительные сооружения, в последствии с началом войны в районе Риги. Насчет штрафбата ничего не знаю

Анжей: Соискатель Савченко Р.А. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия История формирования автотранспортного, строительного и сапёрных батальонов в Казани весной 1941 года. Начальник Генерального штаба Красной Армии Г.К.Жуков, 26 февраля 1941 года издал директиву № Орг/5/521277 с приказом Военному Совету Приволжского военного округа. Согласно директиве, необходимо было к 25 марта сформировать и к 1 апреля 1941 года отправить в состав Прибалтийского особого военного округа 349-й и 350-й отдельные строительные батальоны, численностью в одну тысячу человек каждый. Задача по формированию батальона была возложена на Военного комиссара ТАССР. На укомплектование строительного батальона, на шестимесячные сборы, призывали младший начальствующий и рядовой состав запаса первого разряда, второй категории, в возрасте не старше 30 лет и тщательно проверенных в политическом отношении. Отбор рядового состава производили из числа необученных, но имеющих нужную по штату батальона гражданскую специальность. Младший начальствующий состав подбирали из числа ранее подготовленных на краткосрочных сборах. Старший и средний начальствующий состав призывали также из запаса Кроме того, в Приволжском военном округе, переводились на штаты военного времени для отправки в Прибалтийский особый военный округ восемь отдельных сапёрных батальонов. Два из этих батальонов – 85-й и 295-й доукомплектовывались приписным личным составом (вызванным на шестимесячные сборы), в Казани на базе 18-й стрелковой дивизии и 66-го стрелкового корпуса. К 10 апреля батальоны планировали отправить к пункту новой дислокации. В апреле 1941 года указанные батальоны были сформированы, укомплектованы и отправлены в западные военные округа. 350-й отдельный строительный батальон численностью 999 человек, 1 апреля отправлен в Прибалтийский ОВО (особый военный округ прим. Авт.). Станция выгрузки Кретинга, пункт назначения Паланга-Сенейг. 295-й отдельный сапёрный батальон, командир батальона капитан Комяков, численность 901 человек. 10 апреля отправлен в Прибалтийский ОВО. Станция выгрузки Плунге, пункт назначения Ендреявас. 85-й отдельный сапёрный батальон, командир батальона капитан Пономарёв, численность 561 человек. 10 апреля отправлен в Прибалтийский ОВО. Станция выгрузки Тауроген, пункт назначения Дидкиемие

андрей к: доброе время суток. 107 УНС 91 стройбат-942 чел. 351- 742 чел 124- 994 чел. 115- 980 чел. 803 автобат-552 чел 91 УНС 71 стройбат-941 чел 325- 901 чел 326- 999 чел 804 автобат-504 чел 93 УНС 149 стройбат-985 чел 327- 1000 чел 328- 998 чел 183- 991 чел 802 автобат 633 чел 210 УНС 217 стройбат- 941 чел 329- 995 чел 330- 992 чел 331- 998 чел 332- 989 чел 809 автобат-529 89 УНС 344 стройбат-990 чел 218- 936 чел 343- 999 чел 807 автобат 180 УНС 177 стройбат-982 чел 333- 978 чел 336- 996 чел 337- 997 чел 338- 997 чел 339- 1000 чел 805 автобат 505 чел 3 унс 342 стройбат-991 чел 30-996 чел 209- 999 чел 801 автобат 410 чел 95 унс 293 стройбат-268 чел 283- 266. 85 унс 350 стройбат-993 чел 349- 993 чел ?97-932 чел ??3-993 чел ??4-980 чел

андрей к: смысл выкладывать перечень сапёрных батов есть?

Djankoy: Есть

андрей к: в полосе 8 армии 12 мк-47 либ-470 чел. 23 тд-23 пмб-350 чел 28 тд 28 пмб-350 чел 10 ск-86 сб-290 чел 11 ск-29сб-521 чел. 10 сд -94сб-555чел 48 сд-118сб-542 чел 67 сд-83сб-470 чел 90 сд-17сб-458 чел 125 сд-189 сб-570 чел. 126 сд-175 сб-420 чел 3 сбр-174 сб-561 чел. орво-133 сб-490 чел орво-233 сб-512 чел орво-280 сб-502 чел орво-193 сб-501 чел приво-241 сб-892 чел-63 ск приво-295 сб-891 чел--66 ск приво-259 сб-561 чел-117 сд приво-212 сб-558 чел-154 сд приво-112 сб-561 чел-61 сд приво-85 сб-555 чел--18 сд мво-273 сб-843 чел скво 132 сб-570 чел В ПОЛОСЕ 11 армии 3мк-46 либ-665 чел 16 ск-12 сб-287 чел 29 ск-306 сб-550 чел. 5 сд-54 сб-406 чел 16 сд-23 сб-415 чел 11 сд-26 сб-455 чел 29 мд-131 сб-446 чел 33 сд-92 сб-534 чел 84 мд-122 сб280 чел 128 сд-148 сб-446 чел 202 мд-371 сб-370 чел урво-267 сб-901 чел урво-182 сб-556 чел урво-84 сб-536 чел урво-159 сб-551 чел урво-178 сб-561 чел урво-255 сб-538 чел хво-163 сб-535 чел-148 сд приво-180 сб-561 чел-167 сд скво-150 сб-496 чел скво-67 сб-429 чел скво-297 сб-560 чел скво-137 сб-559 чел скво-206 сб-519 чел скво-274 сб-556 чел сиб-230 сб-591 чел сиб-238 сб-889 чел сиб 211 сб-596 чел сиб 188 сб-560 чел сиб 160 сб-561 чел сиб 269 сб-559 чел сиб 224 сб-561 чел орво 299 сб-841 чел мво 264 сб-821 чел

Моонзундец: андрей к пишет: 3 сбр-174 сб-561 чел. Это на какую конкретно дату? По штату № 4/27 мирного времени 174-й отдельной сапёрный батальон 3-й отдельной стрелковой бригады должен был состоять из 213 человек. По состоянию на 21.07.1941 он имел фактически 514 человек личного состава.

андрей к: Моонзундец пишет: 21 июня 1941г

Моонзундец: андрей к , спасибо! Хотя довольно странная "цифирная хронология" получается...

oleq_wr: Моонзундец пишет: 85 унс 350 стройбат-993 чел 349- 993 чел ?97-932 чел ??3-993 чел ??4-980 чел 350, 349, 197, 203, 204 строительный батальон. Это как раз вот этот искомый батальон struma пишет: ЧЕсно говоря раньше я предполагал что он был приписан к в 80 ОСАПБ 10-Й СТРЕЛКОВОГО КОРПУСА 8-Я АРМИИ, но после того как обратился при помощи военкомата в ЦАМО - пришел ответ, что - прик. 1 ОКА № 034 от 24.2.1941 г. Назначен помошником командира 197 отд. Строительного батальона; В дальнейшем 19.5.1941 г. убыл в Прибалтийский военный округ; Н УНС- 85 (м. д. Картене) вело строительство северной части Тельшайского УР. В составе УНС шесть СУ: 56, 62, 63, 64, 65, 66. Начальник УНС-85 подполковник Корявко Иван Порфирьевич. Исполняли строительные работы, входившие в состав УНС – 350, 349, 197, 203, 204 стрб, а также армейские 94, 133, 238, 83, 280 осб. Основные усилия УНС-85 сосредоточило на строительстве долговременных оборонительных сооружений на двух направлениях Кретингском и Плунгенском. В районе Кретинги выполняли задачи три строительных участка – 56, 62 и 63. Вдоль Балтийского побережья, в районе Паланги работал СУ-62, СУ- 56 располагался в районе деревни Рудачей, севернее Кретинги. Западнее, в районе деревни Курмачей, работал СУ-6З. На Плунгенском направлении работали три строительных участка. В районе Картены располагался СУ-64, в районе деревни Кутауга - СУ-65, в районе деревни Жидекяй (г. Купен) вел работы СУ-66. С уважением Олег.

Моонзундец: Уважаемый oleq_wr, это Вы не меня, а андрея к цитируете!

oleq_wr: Моонзундец пишет: Уважаемый oleq_wr, это Вы не меня, а андрея к цитируете! Так "цитатник " сработал

oleq_wr: прибалт пишет: О том, что результаты деятельности оказались нулевыми я и не спорю. Однако я открываю дислокационный список частей ПрибОВО на май 1941 и вижу в нем СУ-114 и СУ-113. Значит эти учреждения реально существовали. Опять таки есть реальный документ из ГШ в округ о прибытии в апреле на стр-во двух стр. рот из КОВО именно в распоряжение этих участков. Я ведь это все не выдумал. Были бы в документе номера я бы их назвал. Для меня главным было довоенное стр-во именно на сухопутном фронте, для Вас главным именно оборона островов, возможно поэтому наши данные не сходятся. Вы ведь сами пишете, что 95 УНС был выведен с островов, возможно с ним были выведены и СУ и стр. роты. Но Вы мой материал не критиковали, Вы повесили без оснований на него ярлык. 95 УНС ПрибОВО в составе: 293 стрр (КОВО); 283 стрр (КОВО); 174 осб (3 осбр) С уважением.

Моонзундец: В 1941 году 174 осб 3 осбр входил в состав сил Строительства-04 НКВМФ.

андрей к: oleq_wr пишет: ерунда. в 85 унс стройбаты 197.323.324.автобат 808. по поводу стройбатов ДВФ ДОЛЖЕН ПРИБЫТЬ В СОСТАВ УНС 93 СТРОЙБАТ № 203. в конце апреля 1941. не обнаружен на 21 июня



полная версия страницы