Форум » РККА 22 июня 1941- 18 ноября 1942 года » 155 стрелковая дивизия (1-го формирования) » Ответить

155 стрелковая дивизия (1-го формирования)

bn065: В теме про 55 СД был некоторое время назад выложен материал по 155 СД, на что автором темы было высказано вполне резонное пожелание открыть для этого другую, самостоятельную ветку. Предлагаю здесь продолжить обсуждение и обмен инфой по боевому пути и людям 155 СД первого формирования. С уважением, М.

Ответов - 282, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

OFS: Я вам в личку написал, ответьте, пожалуйста.

bn065: К вопросу о найденных полковых печатях 786 СП. Посмотрел воспоминания Р.Г. Галимова (786 СП). Есть кое-какие "контрольные точки" по движению от Слонима. Пишет, что "двигались ... через станцию Лесная". Это жд. станция, есть на карте на ю-в от Слонима. Уточняет, что "Иначе нельзя было". Потом прошли через Барановичи, причем немцев там еще не было. От Барановичей двигались на Несвиж. Цитата: "Двигались все войска. Мы ночевали в лесу. Там нас подняли по тревоге, что идут немцы. Сожгли все штабные документы". Затем - форсировали Березину. Где именно - не указывает. Но точно вспоминает, что был мост. Упоминает такие подробности: "После нас, через два-три дня немцы подошли к мосту, и, видимо мост был заминирован. Потому что, как только 5 немецких танков взошли на мост, он взорвался. Затем накопились наши и немцы (у моста, где был мост). Говорят, там был кошмар. Мне после так рассказывали". Далее вспоминает, что проехали через Могилев, и прибыли в какой-то населенный пункт, удаленный от Могилева на 150-200 км, где формировались. Некоторые комменты: 1. Вызывает некоторое удивление отход от Слонима на ю-в через ст. Лесная, т.к. такое движение предполагает выход на трассу Минск-Баранович-Брест, вдоль которой и шло основное наступление немцев. Или нет? 2. Сам Р.Галимов служил в роте ПВО 786 СП, но указывает ранее, что их роту 23.06 взяли в обеспечение ПВО штаба дивизии. Остается под вопросом, как рота двигалась по указанному им маршруту - вместе со штабом 155 СД (оставаясь в его охране), или со своим 786 СП. 3. События у моста через Березину он сам не видел, а дает их в пересказе других очевидцев. 4. Выше уже уточнялось, что 155 СД, после выхода из окружения была отведена на формирование в район ст. Починок. Это вполне соответствует указанному Галимовым расстоянию от Могилева.

Almer: 1. согласен, странно как они ее смогли пересечь... может был шанс что они у Слонима встретились с передовым отрядом, целью которого было создания первого кольца окружения, (т.е. вырвавшиеся на трассу у Бреста части немцев первой целью имели Слоним, а не рвались дальше на Минск) именно благодаря этому (боев возле Слонима) в течении 12 часов участок дороги Брест-Минск был еще свободен, т.к. немцы концентрировались у Слонима запруживая дорогу и не давая подпирающим с тыла частям выскочить вперед минуя город стороной. Однако это был вопрос нескольких часов.. и благодаря этому успели пересечь шоссе. 2. вероятно Галимов пересек шоссе в составе небольшой группы, иначе если бы шла дивизия, то неминуемо кто то бы напоролся на колонну немцев. 3. Помоему этот мост до сих пор не восстановили, мне так же очевидцы расказывали с этих мест. там до сих пор паром на реке. (пришлось как то возвращаться тудой с Бобруйска в Гродно) Дорога видно была насыпная, основательная, а едешь по ней сейчас в ожидании моста.. а там бац! и паром... к сожалению не помню деревню (если нада могу посмотреть, есть даже видеозапись нас с машинами на пароме) Но местные говорили, что мост взорвали перед немцами и танки их пошли на север, что б как то к Бобруйску добраться..


OFS: Что за место? В Свислочи вот танки 4-й тд немцев сломали мост, тоже по сей день нет моста.

bn065: Данные по 659 СП. В письме военкома 659 СП имеются следующие подробности по отходу от Слонима: 1. Описывая бой 24.06.41 он сообщает, что когда противник начал вводить в бой 2-й эшелон - был отдан приказ на выход из боя. Цитата: "Выход из боя, несмотря на преследование противника прошел организованно и удачно. Наши потери убитыми и ранеными были небольшие. Раненых мы успели захватить с собой". 2. В 20 час 25.06 подразделения полка были в районе "старого расквартирования полка" (так в письме) - "...опять готовясь к бою и идя с боем". 3. Далее с боем отошли к Барановичам. Упоминает сильный бой в районе самих Барановичей. 4. 7 июля - полк в Могилеве. Однако в тексте письма просит писать ему по адресу: ст. Починок Смоленской области. Комменты: 1. Заслуживает внимания фраза про второй эшелон. Действительно, Гудериан под Слонимом вынужден был ввести в бой свой второй эшелон, о чем есть упоминания в известных книгах. Например, у Сандалова: "В 15 часов 24 июня танковые части 24-го моторизованного корпуса немцев вышли к Миловидам... Не затихали бои и в районе Слонима. Оборонявшиеся там 155-я и 121-я стрелковые дивизии нанесли огромные потери танковым дивизиям 47-го немецкого моторизованного корпуса, наступлением которых руководил лично Гудериан. Последний вынужден был ввести в дело второй эшелон корпуса — 29-ю моторизованную дивизию". Если в письме не образное выражение, то это означает, что командование 155 СД достаточно хорошо было информировано о противнике перед своим фронтом, что для начала войны, увы, достаточная редкость. 2. Отход вплоть до Барановичей осуществлялся с боями.

Almer: нашел, в то время поселок Паричи на р.Березена, сечас это деревня. Находитья южнее Бобруйска. http://maps.yandex.ru/?text=%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C%2C%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8&sll=29.4166,52.8057&l=map

Almer: Конечно моя версия может быть притянута за уши, однако не могли ли они руководствоваться той самой легендарной захваченной немецкой картой, что захватили как раз части 155 СД, поэтом упредставляли немецкие силы.

bn065: Almer пишет: не могли ли они руководствоваться той самой легендарной захваченной немецкой картой, что захватили как раз части 155 СД, По уму, они просто обязаны были ей руководствоваться. Просто дело в том, что мало ей только руководствоваться. Надо еще понять, что против тебя введен второй эшелон. А это значит - иметь либо пленного, либо документы с тел тех немцев, что остались на поле боя. Т.е. контролировать развитие и изменение ситуации перед своим фронтом. Для первых дней войны - это почти "высший пилотаж". Особенно когда читаешь штабные сводки первых дней по противнику - ни номеров частей, ни их состава. Словно противник "виртуальный".

OFS: Если эта карта "попала" в сводку штаба фронта, возможно, она была туда передана. А Паричи это вообще в Полесье, это даже южнее Свислочи.

bn065: В книге Гудериана: "4 июля я посетил 46-й танковый корпус. Я поехал из Синило через Смолевичи, Червень, Слободка на командный пункт 10-й танковой дивизии и оттуда в дивизию СС "Рейх". По пути в эту дивизию я встретил командира корпуса, которому на вопрос о местонахождении пехотного полка "Великая Германия" мог только ответить, что этот полк все еще находится у Барановичи в резерве 4-й армии. Затем я направился в дивизию СС "Рейх", в Ст. Речки. Генерал Гауссер сообщил мне, что его мотоциклетный батальон после тяжелых боев образовал у Бродец (17 км южнее Березино) предмостное укрепление на Березине. По его словам, мост через Березину у Якшицы был взорван и переправить через реку машины он не мог; саперы заняты ремонтом подъездных путей, проходящих через заболоченную местность. Я поехал к саперам и увидел, что они прилежно работают; они обещали закончить свои работы к утру 5 июля". В Сети ссылки дают инфу, что 2 июля: "Мотодивизия СС “Рейх” передовым отрядом вышла к Березине в районе д.Бродец и завязала бой за переправу со сводным полком 155-й стрелковой дивизии". И далее 155 СД упоминается в связи с боями за этот мост. А вот упомянутый у Галимова взорванный мост, это скорее всего - мост у Якшиц. За 3 июля читаем: "В этот день противник бросил большие силы к мосту у Якшицы. Перед угрозой захвата моста, его защитники приняли трудное решение-взорвать мост. В некоторых публикациях говорится,что это было сделано преждевременно. Сейчас трудно судить, как все происходило на самом деле. Одно известно - артиллерийский полк 210-й дивизии и много корпусных и дивизионных автомашин не успели переправиться и были уничтожены своими или достались противнику".

Almer: Якшицы находяться на р.Усса (это севернее Осипович). OFS пишет: А Паричи это вообще в Полесье, это даже южнее Свислочи. В Беларуси Свислочей почти столько сколько и Новоселок, видимо о разных говорим. Я о Паричах на р.Березина. возможно они не относились к событиям 155 СД, но мост там уничтожили, и немцы не смогли обогнуть Бобруйск с юга в этом месте сходу.

ГРАФ: bn065 пишет: Вызывает некоторое удивление отход от Слонима на ю-в через ст. Лесная, т.к. такое движение предполагает выход на трассу Минск-Баранович-Брест, вдоль которой и шло основное наступление немцев. Или нет? Отход на восток по любому через это шоссе(1941год) это она стала трассой перед Олимпиадой.

OFS: О той о той. Где Свислочь впадает в Березину, там есть ж.д. станция и деревня. Деревню держала бригада ВДВ, а станцию - сборный отряд из ЖДВ, войск НКВД и БЕПО НКВД.

ГРАФ: Almer пишет: Но местные говорили, что мост взорвали перед немцами и танки их пошли на север, что б как то к Бобруйску добраться.. Но ведь дорога в Паричах на север к Бобруйску до Березины. Зачем для этого переправляться через мост? А вот для наступления на Рогачёв-это да. Там много скопилось наших отступающих и стратегический выход через Довск далее с южной стороны на Могилёв.

ГРАФ: OFS пишет: командир 129-го ОРБ капитан П.А.Апрелин. У меня числится командиром батальона капитан Дмитриев Н.К. У меня может ошибка?

bn065: Воспользуемся одним из известных ресурсов: http://bdsa.ru/documents/html/donesiule41/410701.html После оборонительных боев в районе Слонима и Барановичей, 155 СД впервые "всплывает" в доках Западного фронта 30 июня. Док. № 1,: ОПЕРСВОДКА № 12 К 20.00 30.6.41. ШТАБ ЗАПФРОНТА Карта 200 000 ... Третье. Данных о положении частей 3-й и 19-й армий не поступало. 155-я стрелковая дивизия, о которой не было данных с 25.6.41 г., сегодня установлена в полном составе в районе Руденск. Ей приказано отходить за р. Березина. После чего её сразу подключают к обороне рубежа по р. Березина: Док. № 2.: ДИРЕКТИВА № 14. ШТАБ ЗАПФРОНТА МОГИЛЕВ 1.7.41 г. Карта 500 000 ... Четвертое. 4-й армии и составе 55-й и 155-й стрелковых дивизий, сводных 42-й и 6-й стрелковых дивизий, 20-го механизированного корпуса и четырех отрядов заграждения в ночь на 3.7.41 г. выйти на рубеж р. Березина и упорно оборонять фронт Бродец, Бобруйск Док. № 3.: Донесение командующего войсками 4-й армии командующему войсками Западного фронта о передаче отряда генерал-майора Поветкина в 21-ю армию и о выводе на переформирование других соединений армии (1 июля 1941 г.) Командующему войсками Западного фронта Отряд Поветкина утром 1.7.41 г. передан в подчинение 21-й армии. Весь аппарат армии и корпусов переключаю на формирование дивизий. Пункты дислокации установил: 6-й стрелковой дивизии – Пропойск, 42-й стрелковой дивизии – Жиличи, 55-й стрелковой дивизии – Чечерск, штаб 28-го стрелкового корпуса – Жиличи; 155-я стрелковая дивизия – в движении на Червень (Игумен), 143-я стрелковая дивизия – в движении из Житковичи на Слуцк, 75-я стрелковая дивизия продолжает оборонять район Дрогочин на пинском направлении. Док. № 4.: БОЕВОЙ ПРИКАЗ № 09 ШТАРМ 4 РОГАЧЕВ 1.7.41 Карта 420 000 1. Противник захватил Минск и Бобруйск и стремится выти к р. Днепр, направляя основные усилия на Могилев и Рогачев. До ста танков прорвались от Бобруйск на Рогачев. 2. 4-я армия (55, 155, 42-я и 6-я стрелковые дивизии, 20-й механизированный корпус, четыре отряда заграждений) в ночь на 3.7.41 г. отходит на р. Березина для обороны рубежа Бродец, Бобруйск, обращая особое внимание на противотанковую оборону направлений Свислочь, Могилев и Бобруйск, Могилев. Правее отойдут на рубеж р. Березина части 13-й армии. Граница с ней: Смиловичи, Червень (Игумен), Быхов. Левее уступом слева в районе Рогачев – части 167-й стрелковой дивизии 21-й армии. 3. 155-й стрелковой дивизии в ночь с 2 на 3.7.41 г. отойти на р. Березина и занять для обороны рубеж Бродец, Притерпа. Отход провести с расчетом, чтобы до 2.7.41 г. удержать промежуточный рубеж Червень, Осиповичи. Граница слева: Притерпа, Нов. Быхов.

bn065: ГРАФ пишет: У меня может ошибка? По ОБД числится: Апрелин Петр Александрович - капитан, командир 129 отд. развед. батальона 155 СД. Пропал без вести в 1941 году. Искл. Приказом ГУК № 0738 от 6 августа 1943 г.

OFS: Ошибки нет. Точнее, не совсем ошибка. Комбат до апреля, потом командир 25-го ОРБ 25-й ТД. Вроде как пропал утром 22 июня, позже объявился в 25-м МК. Дослужился до полковника.

ГРАФ: bn065 пишет: Наверняка такие письменные объяснения давал и сам Александров и командир 306 АП майор Лосев. Майор Лосев А.И. погиб 25 июня и никак не мог дать никаких показаний.

Almer: Исходя из вышеприведнного 155СД была на Березине , а не на Уссе в Якшичах, не исключено что на Уссе потом, но на Березине все-таки сначала..



полная версия страницы