Форум » РККА 22 июня 1941- 18 ноября 1942 года » 155 стрелковая дивизия (1-го формирования) » Ответить

155 стрелковая дивизия (1-го формирования)

bn065: В теме про 55 СД был некоторое время назад выложен материал по 155 СД, на что автором темы было высказано вполне резонное пожелание открыть для этого другую, самостоятельную ветку. Предлагаю здесь продолжить обсуждение и обмен инфой по боевому пути и людям 155 СД первого формирования. С уважением, М.

Ответов - 282, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

РККА: Сомневаюсь я однако, что в 203 сапб писали на адрес 81 сапб... По 203 есть четкий адрес: п/о Зарембы, п/я 10. И по 81 сапб есть четкий адрес: г. Замбров, п/я 10. Думаю, это все же разные адреса... Кстати с 81 сапб тоже не все так однозначно - частично бойцы из него бьются в ОБД в привязке к ст. Стробля, т.е. по месту дислокации 49 сапб 5 ск.

РККА: Боюсь, что сейчас музей в 4 школе в Слониме ничем толковым по 155 сд помочь не сможет... Там сейчас заправляют молоденькие девушки, которые имеют весьма отдаленное представление о том как работали их предшественники... Как я понимаю bn065 ву свое время переписывался с директором музея Жуковским? То что интересует по 155 сд надо самому приезжать и искать в материалах музея.

РККА: Что касается обнаружения останков бойцов из 155 сд по боям июня 1941 г. под Слонимом. Есть информация о 3-4 таких бойцах. Все они были найдены там, где и должны были быть найдены. Помимо найденных бойцов, есть один боец, который меня очень интересует. Он служил в 659 сп и по ходатайству его сестер занесен на памятник на братской могиле в д. Озерница. Якобы им о смерти брата у д. Озерница сообщил сосолуживец брата. Но я очень сомневаюсь, что 659 сп добрался до Озерницы- как ни как это почти 25 км западнее Слонима. Да и среди найденных и установленных по медальонам бойцов в районе Озерницы нет ни одного бойца из 155 сд. Но ведь откуда-то сослуживец взял Озерницу. Вообщем это для меня пока загадка.


bn065: РККА пишет: Как я понимаю bn065 ву свое время переписывался с директором музея Жуковским? По принятой в те годы в СШ №4 организации должность директора музея замещалась кем-то из числа учащихся старших классов. Назначение производилось по результатам выборов на общешкольной туристской конференции и последующего утверждения на заседании комитета комсомола. Насколько я знаю, А.С. Жуковский был учителем истории в СШ №4 и являлся организатором Народного музея. Он же осуществлял в те годы и всё руководство работой музея. Однако вся переписка шла через ребят (или девчат). Т.е. письма как правило подписывались Директором Народного музея. РККА пишет: То что интересует по 155 сд надо самому приезжать и искать в материалах музея. Собственно, об этом и шла речь выше. В музее может быть дополнительная информация. Мы тогда работали с музеем на общую "копилку". Если кого-то из ветеранов 155-й находил я - то "выводил" этого ветерана на музей. А если чей-то новый адрес становился известен в музее - они сообщали мне. Но меня тогда больше интересовали бои в составе 13А в сентябре-октябре 41-го, почему и получилось, что слонимские сюжеты в моей переписке отражены слабо. Сейчас это уже не исправишь, т.к. практически все адресаты поуходили. Но в переписке с музеем события под Слонимом могли найти более детальное отражение. Так что надо смотреть переписку, если она сохранилась.

bn065: РККА пишет: По 203 есть четкий адрес: п/о Зарембы, п/я 10. Если действительно есть четкий адрес - то нет вопросов. Просто, как я понимаю, "штатный" его адрес (по месту основной дислокации вместе с другими подразделениями 155 сд) - Барановичи, п/я 71. Но фактически, как следует из имеемых свидетельств, батальон был "раздерган" на части, которые находились в различных пунктах.

OFS: Бывало так, что батальоны поротно придавались разным строительным участкам.

OFS: bn065 пишет: 378-й гап майор? Рожанович Петр Михайлович (с 06.1940; прибыв на фронт на третий день войны, был назначен командиром 141-го гап 55-й сд – «Комкоры», т.2, стр. 291) Такое дело. В ОБД командиром 141-го ГАП значится майор Романович, инициалы совпадают. Пропал без вести. На "Подвиге" есть представление, подписанное вроде как Рожановичем (читается явная "Ж"), но машинописно фамилия указана Романович. Кто есть кто?

bn065: Ув. OFS, как Вы, надеюсь, понимаете, приведенная Вами цитата - это перепост информации ув. туляка. Я сам 378 гап плотно не занимался. Так что, могу только воспользоваться имеемыми у меня сведениями от ветеранов 155-й. В письме ветерана 378 гап 155 сд В.Д.Борзило, полученном мной в 1984 году, указано - цитата: "Командир 378 гап был майор Ржановский - до начала войны был в отпуске". Возможно, фамилия воспроизведена им по памяти с искажением, но буква "ж" безусловно присутствует. Он также указывает, что полком в первые дни войны фактически командовал НШ. Затем его сменил командир 1-го дивизиона. Потом в командование полком вступил командир 306 ап 155 сд майор Лосев. Судя по всему, в какой-то момент произошло объединение л/с 306 ап и 378 гап. Факт объединения артиллерийских полков подтверждает и бывший командир взвода боепитания 2-го дивизиона 306 ап В.Григорьев. В своем письме (1981 г.) он даже называет дату расформирования 306 ап - 20 сентября. Далее он сообщает: "Часть офицеров, в том числе и я, были направлены во второй артполк дивизии (дивизии до этого имели два артполка). Номера я его не помню... Командиром его в это время стал майор Лосев".

OFS: Это да, Туляка. Собственно, вот ссылка на скан. http://forum.globus.tut.by/files/ae__160.jpg

ГРАФ: Романович Пётр Михайлович

bn065: ГРАФ пишет: Романович Пётр Михайлович На мой взгляд - это описка. Или ошибка переписчика документа при прочтении им исходника. Всё-таки РоЖанович - достаточно редкая фамилия. Именно потому что это описка (ошибка) - майор Романович Петр Михайлович и "подвис" в послевоенном списке пропавших без вести (который выдает ОБД-Мемориал вместе с представленным выше документом), т.к. его не удалось отождествить ни с кем из реальных фигур. Чтобы снять все сомнения, было бы здорово "пробить" личное дело Рожановича П.М. Если я правильно понимаю, то это - будущий начальник Семипалатинского полигона, генерал-лейтенант. Не думаю, что такие персоны не были бы подробно описаны в соответствующей литературе по истории полигона или ядерного проекта в целом. Вот снимок могилы Рожановича и его жены: http://pomnivsegda.ru/35053 А это он сам в 1945 г.: http://www.marshalkazakov.ru/index.php?page=bio&id=view45-49&show=10

ГРАФ: А может командир 378 ГАП майор Оржанович? Что-то не верится что майор артиллерист Рожанович к концу войны стал генерал-лейтенантом.

bn065: ГРАФ пишет: Что-то не верится что майор артиллерист Рожанович к концу войны стал генерал-лейтенантом. Теоретически - вполне может быть. Командир 306 ап майор Лосев - стал же генерал-майором, командиром дивизии.

ГРАФ: Рожанович Пётр Михайлович.В 11.1942-1944 - начальник формирования в г. Калинин, затем - командир 8-й артиллерийской дивизия резерва ВГК (с июня 1943 года переименована в 3-ю гвардейскую арт. дивизию прорыва резерва ВГК). В оперативном подчинении 6-й , 3-й танковой армии, 5-й, 21-й, 31-й, 33-й, снова 5-й, 43-й и 39-й армий. Участвовала в Среднедонской, Острогожско - Россошанской, Харьковской наступательной и оборонительной, Смоленской, Белорусской операциях. В 1944-45 - нач-к формирования в г. Минск и командир 6-го артиллерийского корпуса прорыва резерва ВГК. Варшавская, Висло-Одерская, Берлинская операции. В февр.-ноябре 1948 г - первый начальник "Испытательного полигона №2" или в/ч № 52605 (Семипалатинского ядерного полигона). Первоначально штаб части находился в подмосковном г. Звенигород. С 18 апреля 1948 г. на полигоне, пос. Молдары. Генерал-майор артиллерии август 1943 года. Генерал-лейтенант артиллерии 20.4.1945г. Фигурирует в Берлинской операции Назначается начальником Семипалатинского полигона и неожиданно умирает в ноябре 1948 года.

bn065: ГРАФ пишет: Рожанович Пётр Михайлович.В 11.1942-1944 - начальник формирования в г. Калинин, затем - командир 8-й артиллерийской дивизия резерва ВГК Да, к сожалению почти во всех Интернет-ссылках 1941 год в его биографии не освещен. Но в книге Попова "На огневых рубежах" указано: "Одним из таких соединений была и 8-я артиллерийская дивизия. Она формировалась в первой половине ноября 1942 года в артиллерийском учебном центре под Москвой, в Чувашии и в районе Челябинска. ... Формирование соединения закончилось в ноябре. Приказом Народного комиссара обороны командиром дивизии был назначен энергичный, хорошо подготовленный артиллерист полковник Петр Михайлович Рожанович, имевший боевой опыт". Т.е. пришел не из тыловых округов. Вполне возможно, что это именно наш Рожанович и есть. Как уже было показано выше, в воспоминаниях ветеранов 378 ГАП отмечалось, что он был на 22.06.41 в отпуске, и в полк уже так и не прибыл. Вполне реально, что был по пути из отпуска "переназначен" старшим начальником на другой полк. Пока вроде бы всё "бьётся". Или нет?

ГРАФ: bn065 пишет: Вполне реально, что был по пути из отпуска "переназначен" старшим начальником на другой полк. Если он остался в тылу, то какой тогда боевой опыт? А если попал в другой полк, воевавший, то надо искать в каком? Пока предположений больше, чем аргументов. Майор Оржанович по ОБД не проходит.

OFS: Оржанович возник из устных рассказов солдат, не подкрепленных документами. Вот, один из "моих" написал, что командиром 25-го гап 25-й тд был майор Тарлаховский. Изменил "х" на "к", сразу нашел в ОБД. Пленен, освобожден в 45-м, проверен, уволен в запас.

bn065: ГРАФ пишет: Если он остался в тылу, то какой тогда боевой опыт? А если попал в другой полк, воевавший, то надо искать в каком? Так пока, как я понял, речь и идет о 141 ГАП 55 СД. Или нет?

OFS: Нет, мы по-прежнему в 155-й. Я к тому, что фамилия Рожанович возможна лингвистически. Она явно беларусская, этимолгия приводит к ее корню - роза, розовый (розаны, рожаны, ружаны). Одна из самых популярных католических молитв западных беларусов и поляков - молитва к Пресвятой Богородице Святой Розарий (Ружанец). Этимология фамилии Оржанович не прослеживается, возможно, ее и не было.

ГРАФ: Всё коллеги, это точно Рожанович, вот ссылка : http://www.generals.dk/general/Rozhanovich/Petr_Mikhailovich/Soviet_Union.html Перевод: 1939 командующий двести девяносто второго артиллерийского полка 1939 - 1940Начальник 1-го отделения, 4-й раздел, Персонал, Ленинградский военный округ 1940 - 1941 Командир триста семьдесят восьмого артиллерийского полка 1941 Командир сто сорок первого гаубичного полка 1941 ранен 1941 - 1942 Начальник оперативного отдела артиллерии на Волховском фронте 1942 Командир 1197 гаубичного полка 1942 - 1943 Командир восьмой артиллерийской дивизии 1943 - 1944 Командир 3-й гвардейской артиллерийской дивизии 1944 командир артиллерийского корпуса II 1944 - 1946 командир 6-го артиллерийского корпуса прорыва,Германия 1948 В распоряжении Генерального штаба Я поражен проницательностью bn065 . Уникальный случай из майора в генерал-лейтенанты в 39 лет.



полная версия страницы