Форум » РККА 22 июня 1941- 18 ноября 1942 года » 155 стрелковая дивизия (1-го формирования) » Ответить

155 стрелковая дивизия (1-го формирования)

bn065: В теме про 55 СД был некоторое время назад выложен материал по 155 СД, на что автором темы было высказано вполне резонное пожелание открыть для этого другую, самостоятельную ветку. Предлагаю здесь продолжить обсуждение и обмен инфой по боевому пути и людям 155 СД первого формирования. С уважением, М.

Ответов - 282, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

bn065: К вопросу о командирах 378 ГАП в начале войны. Как уже отмечалось, командир полка на 22.06.41г. был в отпуске вне расположения полка. По воспоминаниям В.Д. Борзило, в командование полком вступил НШ капитан Бреховский (инициалы неизвестны). По ОБД пока не пробивается. Учитывая, что Борзило фамилию командира полка вспоминает с небольшими искажениями, можно допустить наличие каких-то неточностей и в фамилии НШ. Затем, в командование полком вступил капитан Резниченко (инициалы не приводятся) - в воспоминаниях Борзило указан как командир 1-го дивизиона. Причина передачи командования от Бреховского к Резниченко не сообщается. В августе (или в начале сентября) Резниченко сломал ногу на мотоцикле, в связи с чем был отправлен в госпиталь в г. Орел. Судя по всему, в полк уже не возвращался.

bn065: Работая по составлению списков 155 СД натолкнулся на следующий сюжет, по которому был бы рад услышать комменты коллег. В списках потерь по 155 СД числится Прокутина Анна Степановна - 1922 г.р., служащая, в РККА с 1941 г. В документах учета она показана как "разведчица 155 СД 13 А". При этом, четко записано, что она "без звания". В марте 1942 года в списке в/с, находившихся в плену и окружении противника, поступившем из Суздальского спецлагеря НКВД, фигурирует Прокутила Анна Степановна, 1922 г.р., без в/зв, разведчик 155 СД, 13 А. Судя по всему - это одно лицо (Прокутина = Прокутила). Просьба прокомментировать факт наличия таких разведчиков при дивизиях. Что это: экспромт или существовавшая практика?

OFS: ИМХО, вольнонаемная РККА, переводчица РО штадива. Других вариантов не умысливаю. Подобных случаев не встречал ни разу, этот первый.


ГРАФ: Вроде этого документа не было. Боевое распоряжение штаба ЗОВО от 22 06 1941 г. командиру 155СД на сосредоточение в районе Волковыск Барановичи Командиру 155-й стрелковой дивизии Командующий войсками приказал немедленно выступить и к утру 25.6.41 г. сосредоточиться в районе Волковыск. Маршрут: Барановичи, Волковыск. Заместитель начальника штаба Западного особого военного округа генерал-майор Семенов На документе отметка: «Отправлен 22 июня 1941 г. в 13 часов 40 минут». Ф. 208, оп. 2454сс, д. 26, л. 94.

bn065: ГРАФ пишет: Вроде этого документа не было. Да, на ветке - не было. Спасибо. Хотя, в принципе, он известен и где-то публиковался. Именно этот документ я имел в виду, когда писал: Что в минусе - распоряжение на выдвижение дивизии из Барановичей носило более чем общий характер, не соответствующий обстановке ... войны и не позволявший командованию в полной мере адекватно спланировать и организовать марш.

bn065: OFS пишет: ИМХО, вольнонаемная РККА, переводчица РО штадива. Спасибо! Я, правда, более склоняюсь к мысли, что это реальная разведчица, т.е. занимавшаяся добыванием информации в интересах штаба 155 СД. (Другое дело - успела она там что-то добыть или нет - но это уже отдельный вопрос). Попробую пояснить свою позицию: на войне риска хватает уже по определению, и нет смысла без особой причины "тянуть на себя одеяло", пытаясь этот риск усилить. Т.е., нет смысла выписывать себе фиктивный партбилет, или надевать форму политработника, каковым ты не являешься, зная уже по первым месяцам войны, что и за первое и за второе при пленении, как правило, расстрел. Служащая РККА, пусть даже и переводчица в РО, - это всё-таки какой-то формальный статус в случае попадания к немцам. А вот разведчица - без военной формы и воинского звания - это тот самый случай, когда даже по МГП нет никаки оснований для юридической защиты. Так что, сознательно подводить себя под расстрел "переквалифицировавшись" из переводчицы в разведчицу - как-то в этот сюжет слабо верится. Или нет?

bn065: В воспоминаниях В.Д. Борзило, касающихся боев в окружении в августе-сентябре, очень высокая оценка дана одному из политработников 378 ГАП, который возможно являлся (или исполнял обязанности) военкома полка. Фамилия его - Иванов (без инициалов). Автор называет его капитаном, но одновременно - "старшим политруком полка". Хотелось бы попытаться выяснить, о ком идет речь. Буду признателен за помощь. С ув., М.

bn065: ГРАФ пишет: Вроде этого документа не было. цитата: Боевое распоряжение штаба ЗОВО от 22 06 1941 г. командиру 155СД на сосредоточение в районе Волковыск Барановичи Командиру 155-й стрелковой дивизии Командующий войсками приказал немедленно выступить и к утру 25.6.41 г. сосредоточиться в районе Волковыск. Маршрут: Барановичи, Волковыск. Появились некоторые дополнительные комменты к этому распоряжению. В документах Операт. отд. штаба ЗФ (фонд. 208, оп. 2511, д. 29) сохранились фрагменты черновых записей кого-то из офицеров штаба за 22.06.41 (рабочая тетрадь, листы в клеточку). Первая запись: Задача 121 сд поставлена о[б] удлинении фронта обороны в 14.25 22.6.41 г. 155 сд - двигаться на Волковыск и поступить в распоряжение 10А. [Передано] через полковника Старова. Далее - неоконченный набросок записей движения 155 сд по рубежам. 155 сд исходу 22.6. ст. Лесная 23.6. На следующем листке: 155 сд - задача Волковыск в состав 10А. Командиру 155 СД 659 сп - ф. Селище, ... , ..., Гута, Ежока (Ежона??), Гавиновиче, комполка Шишлов. За ним другие полки. Последняя запись вполне коррелируется с фрагментом из книги Д. Егорова: "Командир 155-й дивизии генерал-майор П. А. Александров в своих воспоминаниях указывал, что дивизия в полном составе прибыла к Слониму вечером 23 июня. Впереди ее главных сил двигался 659-й стрелковый полк, которым командовал полковник В. И. Шишлов". Далее, на листке записано: Указания к-ру 155 сд. данные к-ру СД лично полковником Фоминым (возможно, фамилия распознана не точно). [Положение к] исх.[оду] 22.6.41г. Лес зап. 3 км Барановичи. исх.[оду] 23.6. Лес ю.в. Браково. 25.6. к утру. Волковыск. Комменты по "географии": ф. Селище - очевидно, место довоенной дислокации 659 СП, которое фигурирует выше как Селище, господский двор, Барановичская обл. (буду признателен, если кто-нибудь покажет это место на карте). ... (неразборчиво) - возможно, Груды (есть на старых и современных картах) ... (неразборчиво) Гута - есть на старых и современных картах Ежока - возможно Ежона (в таком варианте есть на современных картах) Гавиновиче (есть на картах 1941 г.), - деревня Гавиновичи (на некоторых картах тех лет - Говейновичи), ныне - Подгорная (есть на современных картах как поселок). В таком варианте: г.д. Селище - Груды - ... - Гута - Ежона - Гавиновичи (Подгорная) - очень сильно похоже на план маршрута движения 659 СП к Слониму.

OFS: Был Б.А.Фомин в опер. отделе штаба округа.

ГРАФ: OFS пишет: Был Б.А.Фомин Дмитрий, а можно ли полное имя, отчество? Заранее спасибо.

OFS: Фомин Борис Андреевич. 03.06.1944 г. присвоено звание генерал-майор.

ГРАФ: Так полковник Фомин осужден был на 10 лет. В октябре 1942 года освобожден. А 20 октября 2010г. реабилитирован.

OFS: И что? Одно другому не мешает. Полковник Леднев на СЗФ был разжалован в рядовые, но войну закончил генералом. Таких примеров немало. Кособуцкий, Колганов, Лазаренко.

bn065: Благодаря сохранившейся "Схеме боевого порядка 178 од 45 мм пушек" на 22.6.41 г., есть основания считать установленным факт занятия 178 отдельным артдивизионом 155 СД позиций в районе Тартаки - Обуз-Лесная (севернее жд. ст. Лесная). Согласно схеме, дивизион занимал круговую оборону, имея штаб в Обуз-Лесная. Документ составлен (подписан) старшим адьютантом дивизиона лейтенантом А.М. Фофановым (погиб через два дня - 24.06.41) http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=3220197 Комменты по "географии". На схеме Тартаки обозначены как Тартак (аналогичное написание на некоторых рабочих картах 1941 г.) Обуз-Лесная (Обуз-Лесна) - это Скобелевский лагерь (на некоторых картах сама Обуз-Лесна не обозначена). Т.к., приказание на выдвижение в Волковыск командование 155 СД получило днем 22.06, то следует предположить, что 178 оптад находился на начало войны где-то непосредственно рядом с занятой им в тот же день позицией, возможно в Скобелевском лагере. Кстати, именно этим может объясняться, что документ сохранился в архивах, благополучно избежав судьбы остальных боевых документов 155 СД, т.к., возможно, он был представленн не в штаб 155 СД, а направлен "местным" начальникам (в Скобелевском лагере). Характер занятой дивизионом позиции позволяет предположить, что ему была поставлена задача контроля над узлом дорог в районе Тартак, и прежде всего - основной дороги Барановичи - Слоним, по которой предполагалось выдвижение 155 СД.

Almer: bn065 пишет: Комменты по "географии": ф. Селище - очевидно, место довоенной дислокации 659 СП, которое фигурирует выше как Селище, господский двор, Барановичская обл. (буду признателен, если кто-нибудь покажет это место на карте). ... Имение находилось на юго-юго-западе от города, на окраине лесного массива Ястшебл (можно перевести с польского как Ястребиный лес), между рекой Мышанка и ж.д. на Жабинку. попозже поищу карту. Удачи! Д.Киенко.

bn065: К вопросу о полосе обороны 155 СД в районе Слонима. В донесении НШ 121 СД сообщается: "Части 121 сд за 23.6 подверглись 10 раз воздушной бомбардировке, потери незначительные, сбито 7 самолетов пр-ка. Слоним занят мелким десантом пр-ка и группой танков. Дивизия прочно удерживает р. Щара. 155 сд отошла на Вост. берег р. Щара, сосредоточилась в лесу Сев. Добр. Бор. 143 сд оставила р. Щара, отходит на ст. Лесна. ...". Добр. Бор - это Добрый Бор, южнее Слонима на восточном берегу р. Щары. Т.е., подтверждается, что основные силы 155 СД находились южнее Слонима. Справа от них - 121 СД, слева - части 143 СД.

Almer: Эх! вот бы счас по полкам выяснить кто-где стал. Ну а про 7 самолетов конечно загнули, однако как минимум два ме-110 там упало, один в полосе 155 дивизии. ну и три наших СБ..

Almer: а вот и обещанная карта http://s014.radikal.ru/i326/1011/b7/d1416ce07e67.jpg

bn065: Almer пишет: а вот и обещанная карта Спасибо! А номер её можно уточнить? Не всё видно и не всё читается при увеличении, но, кажется, я догадался, где это. Поражают нестыковки названий на наших картах тех лет. Как они вообще воевали по ним??? Ведь элементарно друг-друга не понять. А что касается 7 сбитых самолетов, то ведь и соседи примерно по столько же заявили :)

Almer: P36_S42_BARANOWICZE



полная версия страницы