Форум » РККА 22 июня 1941- 18 ноября 1942 года » Военная промышленность Прибалтики. » Ответить

Военная промышленность Прибалтики.

прибалт: Вопрос знатокам. Какая военная промышленность была в Прибалтике до июня 1940 года. Именно: производство вооружения, боеприпасов, ремонт и т.д. Что было использованно КА в 1940 - 41?

Ответов - 20

Анжей: Во времена Улманиса Первого правительство всерьез задумалось над проблемой новых рабочих мест, и обратило свои взоры к автомобилю. Что было в принципе правильно: технический прогресс и социальное спокойствия вытекают одно из другого. Были рассмотрены возможности создания чисто латвийского автомобиля, однако от этой идеи отказались – 30-е годы не начало века, технологии шагнули далеко вперед и создавать весь цикл автомобильного производства собственными силами было уже поздно. Тогда государство купило лицензию на сборку нескольких фордовских моделей. Причем это не были устаревшие машины – точно такие же сходили в с конвейеров в Америке. Было принято решение наладить их производство на базе государственного АО Vairogs (ныне – РВЗ). Ч Действовали по науке: просчитали потребности Риги в машинах, они оказались невелики – каких-то 600 штук в год. Из такого расчета и заложили производственные мощности. На "Vairogs" производилась практически вся необходимая стране гамма автомобилей - грузовики, автобусы, санитарные, полицейские и пожарные машины и так далее, вплоть до катафалков включительно. Выпускалось также три модели легковых автомашин - 5-местный автомобиль среднего класса с таким же двигателем, что и на грузовиках, 7-местный с удлиненным кузовом (фордовские заводы таких машин не делали) и малолитражный 4-цилиндровый Ford-10, который в Латвии назвали "Ford-Vairogs Junior De Luxe". "Юниор де люкс" был представлен в основном в двух исполнениях - 4-дверный и 2-дверный 4-местный "седан". Красивый и, по тем временам, современный кузов с задней частью обтекаемой формы был цельнометаллическим. Машина была оснащена прогрессивной системой смазки двигателя, автоматической системой момента зажигания, 3-ступенчатой коробкой передач с синхронизированными второй и третьей передачей и механическими тормозами с приводом на все четыре колеса. В связи с началом в 1939 году второй мировой войны, из-за которой с одной стороны начались перебои с поставкой кузовов и комплектующих, а с другой стороны резко упал платежеспособный спрос населения, производство легковых автомобилей в Латвии было сокращено, а с потерей страной независимости в 1940 году и вовсе прекращено. Всего было произведено 1100 грузовых и 270 легковых автомобилей обеих моделей.

прибалт: Что стали выпускать на этих мощностях после лета 40?

Анжей: Рижский Государственный электротехнический завод "ВЭФ" ведет свою историю с 1898 года, когда территория Латвии была частью Российской Империи. Генрих Детман в начале 80-х годов 19-го века построил на окраине Риги кустарную мастерскую по ремонту телефонных аппаратов. В последующем, меняя названия и хозяев: Российская электрическая компания "Унион" (1898), Российское общество "Всемирная электрическая компания "Union" (1904), главные мастерские управления почт и телеграфа (1928), Государственная электротехническая фабрика "VEF" (1932) - мастерская превратилась в крупнейшее промышленное предприятие - Государственный электротехнический завод "ВЭФ". В 1935 году начали производить самолеты. Всего сделали 33 самолета различных типов своей конструкции.


прибалт: Анжей пишет: В 1935 году начали производить самолеты. Всего сделали 33 самолета различных типов своей конструкции. Где?

Анжей: Еще существовал завод "Таллинн-Арсенал" производил: пистолеты-пулеметы и планировал к производству пистолеты Брауннинг. Где-то попадалась информация, что в 1941 завод использовался в качестве мастерской по ремонту стрелкового оружия. РВЗ по непроверенным данным использовался в качестве авторемонтного завода Рижский Государственный электротехнический завод "ВЭФ" ремонтировал авиотехнику (во всяком случаи бывшей латвийской армии).

Анжей: прибалт пишет: Где? Рижский Государственный электротехнический завод "ВЭФ"

1201: Латвия специализированные военные предприятия армейского подчинения: 21-я армейская мастерская = Arsenals = Арсенал (Рига) - противогазы, противотанковые мины, ремонт оружия 22-я армейская мастерская = Artilerijas laboratorija = Артиллерийская лаборатория (Лиепая, с 1939 г. перемещена в Рижский район) - снаряжение боеприпасов (снаряды, гранаты) предприятия широкого профиля: 1. A/S Vairogs = А/О Вайрогс (будущий Рижский вагоностроительный завод) (Рига) - патроны 7,7x56R, корпуса 18-фунтовых снарядов, гранат, 81.4-мм миномётных мин, кузова автомобилей, запчасти к 81.4-мм миномётам 2. VEF = ВЭФ (Рига) - врыватели, радиостаниции, тренировочные самолёты 3. Tosmare = судостроительный завод Тосмаре (бывшие мастерские Лиепайского военного порта) (Лиепая) - корпуса 18-фунтовых снарядов, морские мины, глубинные бомбы 4. частные механические заводы (Рига) - корпуса снарядов, гранат Выполнение предидущих армейских заказов продолжалось ещё какое-то время после присоединения к СССР, во всяком случае существуют винтовочные патроны с датой выпуска на донце - 1941 г. Оружие Латвийской армии использовало боеприпасы английского стандарта (за исключением небольшого числа пушек), поэтому использование военной промышленности для нужд РККА требовало её переналадки и изготовления технологической остнастки. Если учесть, что новые заводы в СССР старались строить подальше от границ (за Волгой), то оптимальным была бы переориентация предприятий в 1940/41 гг. на гражданские товары и перемещение специализированного оборудования на заводы РСФСР.

прибалт: Спасибо 1201 пишет: 21-я армейская мастерская = Arsenals = Арсенал (Рига) - противогазы, противотанковые мины, ремонт оружия Ремонт понятен, а по противогазам - изготовление? ПТ-мины - снаряжение?

1201: прибалт пишет: Ремонт понятен, а по противогазам - изготовление? ПТ-мины - снаряжение? противогазы и ПТ-мины - изготовление ещё противогазы изготавливала ВЭФ, но не по армейским заказам Кроме того, где-то в 1939/40 гг. было распоряжение начать производство иприта, но как далеко зашло его выполнение - неизвестно.

Djankoy: Нашел на ВИФе выложенные главы из опуса "Будущая война", подготовленного Разведупром РККА на 1928 г. Вот оттуда: В. Прибалтийские государства. Отсутствие достаточных экономических и промышленных ресурсов заставляет прибалтийские государства ограничить свою военную промышленность организацией сравнительно небольших военных заводов, вырабатывающих наиболее простые предметы боевого снаряжения. Организация производства сложных предметов боевого снабжения, как-то: материальной части артиллерии, пулеметов, танков и т.д. требующая создания крупных военно-производственных единиц, является для прибалтийских стран задачей не только непосильной, но и технически и экономически не рациональной. Поэтому, в настоящее время в прибалтийских странах наблюдается организация преимущественно лишь патронного и порохового производства и небольших мастерских, предназначенных для ремонта предметов боевого снабжения. Из прибалтийских государств наибольшие результаты в области организации военной промышленности достигнуты в Финляндии. К 1928 г. Финляндия располагает следующими военными заводами: 1) Государственным пороховым заводом в маиоки. 2) Тремя патронными заводами, и» которых один завод, находящийся в г.Лапуа, является правительственным предприятием, а два других завода, расположенных в Рихимяки и Гельсингфорсе, принадлежат частным акц.о-вам. 3) Государственным оружейным заводом в Ювос-келе. 4) Двумя авиационными мастерскими в Гельсингфорсе и Выборге. Государственный пороховой завод, законченный Постройкой 1927 г., рассчитан на продукцию, полностью покрывающую потребности мирного времени. В военное время, при развернутом производстве, продукты порохов и взрывчатых веществ будет достигать 200-250 тонн в месяц и покроет, таким образом, значительную часть потребности военного времени. К 1928 г. на заводе работает 250 человек. Производительная способность патронных заводов в Лапуа и Рихимяке - 200.000 -250.000 патронов в сутки. Патронное производство в Гельсингфорсе организовано на частном металлическом заводе в 1927 году. Продукция этого завода - 50.000 патронов в день. Максимальная продукция всех патронных заводов Финляндии в военное время 20-25 милл. патронов в кажд.месяц. Оружейный завод в Ювасколе закончен постройкой в 1927 г. Завод преимущественно ремонтирует закупленные Финляндией за границей винтовки, по-видимому, пока незначительно. Крупное военно-производственное значение для Финляндии имеет судостроительный завод в Або "Крейтон-Вулкан". На этом заводе имеется снарядный цех, а также изготовляются броневые плиты, лафоты и некоторые другие части для материальной части артиллерии. Самолетостроение сосредоточено в авиационных мастерских в Гельсингфорсе и Выборге. Гельсинг форские мастерские, помимо капитального ремонте I самолетов, строят также.новые аппараты, преимущественно гидропланы. Производительность мирногс Времени 30-40 аппаратов в год. В Выборге новые аппараты не строятся и производство ограничивается лишь капитальным ремонтом авиационного имущества. В Финляндии имеются также два завода, на которых может быть организовано производство отравляющих веществ. Один из этих заводов, вырабатывающих хлор, находится в Або, а второй - в Каяно. Помимо перечисленных заводов в Финляндии имеется ряд небольших, но хорошо оборудованных металлических заводов, которые выполняют небольшие правительственные заказы на предметы боевого снабжения. Эти заводы в военное время несомненно окажут довольно существенную помощь в производстве предметов боевого снабжения, в особенности, в отношении снарядного производства и ремонта ручного оружия. В общем, военная промышленность Финляндии во Время войны будет в состоянии покрыть значительную часть потребности армии в порохе, взрывчатых веществах и патронах. Менее значительная часть потребности в снарядах, винтовках авиационном - имуществе и стравляющих веществах также будет покрываться отечественными заводами. Остальные виды предметов боевого снабжения: материальная часть артиллерии, пулеметы, танки, автомобили, моторы, противогазы и т. п. имущество - Финляндия вынуждена будет полностью ввозить из-заграницы. В Латвии специальных военных заводов не имеется. Лишь в некоторых заводах гражданской промышленности организованы цехи, вырабатывающие предметы боевого снабжения. Так, в Риге на быв."Русско-балтийском вагоностроительном заводе" имеется снарядный цех и отделение по ремонту ручного оружия. Снарядный цех имеется также в Лвинс-ке в железно-дорожных мастерских. Либавские портовые мастерские изготовляют мины заграждения сист. барона Фитингофа. Максимальная производительность минного цеха -120 мил. в месяц. Все эти предприятия в 1928 году работают с крайне незначительной нагрузкой. Ремонт ручного оружия в мирное время сосредоточен в арсенальных мастерских в Риге. В военное время к ремонту боевого имущества смогут быть привлечены некоторые крупные заводы металлообрабатываюащей промышленности (завод "Феникс" и "Лейтиф" в Риге. Либавские железнодорожные мастерские и некоторые др.)7 Ремонт самолетов и авиационного имущества производится в Рижских авиационных мастерских. Новых аппаратов мастерские не изготовляют. В течение продолжительного времени латвийское правительство пыталось организовать у себя патронное производство. Переговоры велись с различными заграничными фирмами, однако, окончательно вопрос был разрешен лишь к началу 1928 года. В декабре 1927 года был закончен договор с чехословацкой фирмой "Селье и Белло" об организации патронного завода в Риге. Согласно заключенного договора, к этой фирме переходит уже ранее выстроенный корпус для патронного завода и оборудование, закупленное в Англии. Следует ожидать. Что к производству будет приступлено с середины 1928 года. Предполагается, что на за воде в первое время будет работать 400 рабочих. Завод этот, по мысли его организатора, должен впоследствии явиться центром снабжения патронами не только Латвии, но и других прибалтийских государств и, в первую очередь, Эстонии. В Эстонии как и в Латвии, нет специальных военных заводов. Военно-производственным центром является ревельский арсенал, где в настоящее время сосредоточен ремонт и военного имущества эстонской армии. Ремонт авиационного имущества производится в ревельских авиационных мастерских. Единственной отраслью военного производства, которое осуществлено в более значительных размерах в Эстонии, является производство противогазового имущества. Это производство сосредоточено на химическом заводе акц. об-ва "Майер" в Ревеле (завод по существу является английским предприятием). В 1927 г, завод получил правительственный заказ на 20 .000 противогазов. По-видимому, на заводе при помощи иностранного капитала будет развернуто 1 производство противогазового имущества для снабжения не только Эстонии, но и других прибалтийских государств. Сопоставляя данные о развитии военной промышленности в прибалтийских странах, констатируем, что к настоящему моменту известные успех достигнуты лишь в Финляндии. Латвия и Эстония, в сущности, не имеют военной промышленности. Организуемые на их территории военные заводы - патронный в Риге, противогазов в Ревеле - следует рассматривать, как небольшие форпосты иностранных военно-промышленных фирм.

прибалт: Вот это интересно. Дайте ссылку. Построили ли патронный завод в Латвии? Жаль, что нет данных по Литве.

Djankoy: Пожалуйста - http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/1290/1290934.htm

1201: Патронный завод "Селье и Белло" в Риге (Латвии) с 1937 года перешёл в собственность A/S Vairogs. В Литве при помощи бельгийской FN было налажено производство винтовок системы Маузер 98 и 7.92-мм патронов. Кооперации в области производства винтовочных патрнов так и не наладилось, поскольку Прибалтийские страны использовали разные патроны (7.92, 7.7 и 7.62).

прибалт: 7,92 Литва 7,7 Латвия 7,62 Эстония Вроде так?

Анжей: 1201 пишет: В Литве при помощи бельгийской FN было налажено производство винтовок системы Маузер 98 и 7.92-мм патронов. Винтовки для литовской армии на самом деле производили в Бельгии. Гуляющая из источника в источник информация вызвана тем, что винтовки произведенные для Литвы имели специальную маркировку. Подробно можно посмотреть в книге Жук "Винтовки и карабины".

Djankoy: Анжей пишет: в книге Жук "Винтовки и карабины". винтовка и автоматы

1201: прибалт пишет: 7,92 Литва 7,7 Латвия 7,62 Эстония Вроде так? да Анжей пишет: Винтовки для литовской армии на самом деле производили в Бельгии. согласен

Pav.R.: "7,62 Эстония - ?" А разве не английские 7,69 винтовки как и в Латвии ? С уважением к Вашему мнению.

Tanja: "7,62 Эстония - ?" А разве не английские 7,69 винтовки как и в Латвии ? В Эстонской армии использовали разные винтовки 1920-1940: в основном русские (Мосини) М1891- 7,62; англиские М1914 - 7,70; японские (Арисака) М1905 - 6,5 и 7,70; американские М1895 - 7,62. Очень редко использовли или их было мало - немецкие М1898 - 7,92 и М1888 - 7,92; японские М1897 - 6,5.

прибалт: Это понятно. Есть ли у Вас данные по военной промышленности Эстонии до 1940 года?



полная версия страницы