Форум » РККА 22 июня 1941- 18 ноября 1942 года » 29 территориальный стрелковый корпус РККА (179, 184 сд, 615 кап) » Ответить

29 территориальный стрелковый корпус РККА (179, 184 сд, 615 кап)

прибалт: Управление 29-го стрелкового корпуса. Первый командир корпуса - ВИТКАУСКАС Винцас Иосифович (04.10.1890–03.03.1965), генерал-лейтенант РККА (1940). Член ВКП(б) с 1950. В Красной Армии с 1940. Первый НШ корпуса - ЧЕРНЮС Ионас Казимерас (06.01.1896–03.07.1977), генерал-майор РККА (1940). В Красной Армии с 1940. В войну проживал на оккупированной территории. В 1944 эмигрировал на Запад, с 1948 проживал в США. Умер в Лос-Анджелесе. Начальник артиллерии корпуса - ЖИЛИС Винцас Ионас (1896–1972), генерал-майор артиллерии РККА (1940). (Дальнейшая судьба неизвестна). По состоянию на 20.10.40 в управлении корпуса НС - 258, МНС - 300, РС - 843. Зен орудий (76-мм) - 9, самолетов - 22, лошадей - 44, ЛегА - 12, Гра - 40, СпА - 28, мотоц. - 5, тр. - 4, р/ст - 27. 615 кап на 20.10.40. НС - 137, МНС - 114, РС - 993. 76-мм ор - 13, 107-мм ор - 20. ЛегА - 4, ГрА - 35, СпА - 1. Командный состав управления корпуса на 22 июня 1941г: - командир – генерал-майор Самохин А.Г. (с 3 июня 1941г.) - заместитель командира по политической части – полковой комиссар Данилов Л.Л. - начальник штаба – полковник Тищенко П.Н. Приказ о создании 17 августа 1940 г. Создание началось в ПрибОВО с 1 сентября 1940 года. корпусные части: 615 кап, 306 осапб, 473 обс. 179-я стрелковая дивизия. Сформирована в августе 1940 года в Прибалтийском Особом Военном Округе на базе 1-й Литовской пехотной дивизии. Дислокация – Пабраде – Свенцяны. первый командир дивизии - дивизионный генерал СТАСИС ПУНДЗЯВИЧУС с 16 декабря 1940 года в отставке. вместо него командиром дивизии стал ЧИПАУСКАС–ЧЯПАС Альбинас Станисловас (08.12.1898–17.07.1963), генерал-майор РККА (1940). Член КПСС с 1956. В Красной Армии с 1940. Начальник артиллерии дивизии - ИОДИШУС Ионас Варфоломеевич (1893–1950), генерал-майор артиллерии РККА (1940). Он был арестован в 1941 году и умер в лагере 18 декабря 1950 года. Всего в ходе депортации были арестованы 285 офицеров 29-го корпуса, на которых имелся компрометирующий материал. Состояние дивизии на 20.10.40. НС - 805, МНС - 1147, РС - 3841. Винтовок - 12183, р/пул - 542, ст/пул - 180. Минометов - 40, 76-мм ор (зен) - 53, 122-мм ор - 24. БА - 4. Т-26 - 3. Лошадей - 1360. ЛегА - 12, ГрА - 57, СпА - 7. Р/ст - 21. Командир дивизии с 3 июня 1941года – полковник Устинов А.И. Состав: 215-й, 234-й, 259-й стрелковые полки, 618-й легкий артиллерийский полк, 619-й гаубичный артиллерийский полк, 13-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион, 137-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, 87-й отдельный разведывательный батальон, 300-й отдельный саперный батальон, 352-й отдельный батальон связи, 27-й отдельный автомобильный батальон, 8-й медико-санитарный батальон, 180-я отдельная рота химической защиты. Входила в состав 29 территориального ск 11 А. 184-я стрелковая дивизия. Сформирована в августе 1940 года в Прибалтийском Особом Военном Округе из 2-й Литовской пехотной дивизии. Дислокация – Лентварис. Первый командир дивизии – полковник Карвялис. Воинское звание генерал-майор РККА присвоено в декабре 1940 года. В начале июня 1941 был направлен на КУВНАС при Академии ГШ РККА им.Ворошилова К.Е. Состояние дивизии на 20.10.40. НС - 690, МНС - 1069, РС - 3935. Винтовок - 12168, р/пул - 601, ст/пул - 224. Минометов - 40, 76-мм ор (зен) - 55, 122-мм ор - 22. БА - 4. Т-26 - 3. Лошадей - 1252. ЛегА - 13, ГрА - 69, СпА - 4. Р/ст - 13. Командир дивизии с 11 марта 1941года – полковник Виноградов М.В. Состав: 262-й, 294-й, 297-й стрелковые полки, 616-й легкий артиллерийский полк, 617-й гаубичный артиллерийский полк, 17-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион, 7-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, 92-й отдельный разведывательный батальон, 303-й отдельный саперный батальон, 314-й отдельный батальон связи, 32-й отдельный автомобильный батальон, 176-й медико-санитарный батальон, 258-я отдельная рота химической защиты. Входила в состав 29 территориального ск 11 А.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

прибалт: Кто знает - кто был на 1 июня 1941 года командирами следующих частей: в 29 тск 473 обс, 306 осапб, 29 каэ в 179 тск 137 озадн, 352 обс, 13 отдн ПТО в 184 тсд 314 обс Какова судьба этих командиров?

Анжей: 29 каэ (50 летчиков, 9 АNВО-41 из 4-и шяуляйской эскадрильи, три АНВО-51 из авиашколы и один "Гладиатор" из 5-й истребительной) командовал как-будто майор Ю. Ковас

прибалт: Куда делся майор Ковас? В списках арестованных его нет.


Arvydas: погиб 23 июня в был сбыт Белорусии, скорее всего по ошибке, так как летел на АНБО-41. http://www.plienosparnai.lt/page.php?213

прибалт: Спасибо Arvydas А по остальным есть данные?

Arvydas: какие данные? По авиаторам? По некоторым вроде имеется, надо порыться в своем архиве.

прибалт: Прибалт‚ пишет: Кто знает - кто был на 1 июня 1941 года командирами следующих частей: в 29 тск 473 обс, 306 осапб, 29 каэ в 179 тск 137 озадн, 352 обс, 13 отдн ПТО в 184 тсд 314 обс Какова судьба этих командиров? Кроме командира 29 каэ

CM6: Статья из "Крылья Родины" 11-1991 про 29 КАЭ Марат ХАЙРУЛИН ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ЛИТОВСКОЙ ЭСКАДРИЛЬИ Поиск следов литовской эскадрильи Советских ВВС («КР» № 1—91 «Звезды на «АНБО») мы продолжили в архивах, собирали свидетельства очевидцев. И вот что удалось выяснить. По уточненным данным, на вооружении разведэскадрильи 29-го стрелкового корпуса находилось 13 самолетов быв¬шей литовской военной авиации и аэроклуба. Второй заместитель ее командира майор Б. Бразис вспоминал: — В эскадрилье было девять АНБО-41, три АНБО-51, один «Гладиатор 1». Разведчики АНБО-41 имели камуфляж литовских ВВС: оливковый верх и голубой низ. На нескольких машинах был темно-зеленый камуфляж. Подкосы крыла и стойки шасси — черные. Капот двигателя — некрашеный, металлический, с отделкой «под мороз». Звезды наносились на фю¬зеляж, крылья и вертикальное оперение. Старые бортовые номера не закрашивались. Известно лишь шесть номеров АНБО из корпусной эскадрильи: 678, 891, 893, 895, 896 и 899. Всего было построено 20 АНБО-41 (бортовые номера: 70, 671—679, 890—899). Остальные АНБО-41, не вошедшие в эскадрилью ВВС РККА, служили мишенями. Три учебных АНБО-51 из Каунаса окрашивались в серебристый, как и единственный «Гладиатор» из бывшей 5-й истребительной эскадрильи. К сожалению, его бортовой номер неизвестен. 14 литовских «гладиаторов» значились под номером О-704—С-717. Известен и такой факт. На «Гладиаторе» 23 июня 1941 года при выполнении фигуры пилотажа разбился младший лейтенант А. Моркус... Около 50 пилотов и летнабов национальной эскадрильи — от сержанта до майора — начали свою службу в ней осенью 1940 года. Нескольких из них в феврале 1941 года репатриировали в Германию, а 14—16 июня 11 летчиков были арестованы и сосланы в Сибирь. Трагический отсчет начался еще до войны... По воспоминаниям ветеранов удалось восстановить картину последних дней литовской эскадрильи. 22 июня 1941 года на аэродроме близ Укмерге прозвучал сигнал тревоги. Но связи со штабом корпуса не оказалось. Тогда майор Ю. Ковас решил послать самолет в штаб дивизии 29-го стрелкового корпуса. В Пабраде вылетели на АНБО-41 лейтенанты А. Ко-сткус и В. Станкунас. Из-за небольшой поломки они вернулись с пакетом от комдива лишь поздно вечером. Рано утром 23 июня все АНБО были подняты в небо, согласно приказу покинули аэродром и взяли курс на Пабраде. После приземления обнаружили, что дивизия уже отступила. А в 9 часов начался налет, строй АНБО расстреливали из пулеметов. Были серьезно повреждены два «сорок первых». Летчики хотели передислоцироваться в Белоруссию, но не оказалось полетных карт. Ковас приказал штурману эскадрильи майору П. Масису лететь на АНБО-41 с сержантом Ю. Астикасом за картами в Укмерге. Спустя несколько часов, не дождавшись Масиса с картами, эскадрилья взлетела. Два АНБО-41 и три АНБО-51 взяли курс в сторону Укмерге и сели на клеверное поле близ Сесикая. А три остальных летели в сторону Гомеля. Уже над территорией Белоруссии самолеты, неопознанные, были обстреляны нашим расчетом ПВО из пулеметов. Самолет со старшим лейтенантом Ярчуком и командиром эскадрильи Ковасом упал недалеко от Ошмяны. Машина с комиссаром Зайко и лейтенантом Каласюнасом пропала без вести. Вероятно, они тоже погибли. Третий самолет с лейтенантом А. Косткусом и капитаном В. Жукасом вернулся в Пабраде. На аэродроме они встретили экипажи двух поврежденных машин. Авиаторы больше ничего не могли предпринять. Они закопали в лесу парашюты, летную одежду и разошлись по домам. А что случилось с остальными экипажами? Когда АНБО приземлился в Укмерге, майор Масис пошел в штаб за картами, а Астикас остался его ждать в самолете с работающим двигателем. Сержант, увидев бегущего к нему незнакомого человека с пистолетом, испугался и — на взлет. Приземлился где-то в Восточной Пруссии и был пленен. Экипажи в Сосикае и майора Масиса, пришедшего к ним 24 июня, немецкие мотоциклисты взяли в плен. Сержант А. Гуйя вспоминал: — Военный автобус отвез нас в Кенигсберг. Выяснив, кто мы такие, нам предложили вступить в немецкую армию. Мы отказались. Нас на поезде отвезли в Баварию, а затем в Восточную Пруссию в «Шталаг». В начале октября 1941 года нас доставили в Каунас, мы носили еще старую литовскую форму военных летчиков... После войны многие летчики были арестованы и отсидели в лагерях по 6—10 лет. Некоторые уехали в США и Австралию. Немало фактов в судьбе литовской эскадрильи так, наверное, и останутся неизвестными. Да, мы увидели драму, а не героические бои. И все-таки в случившемся не вина, а беда тех литовцев-летчиков из сорок первого. И эту малую страничку истории надо бережно сохранить. Еще по многочисленным просьбам читателей, откликнувшихся на публикацию в «КР» № 1—91, привожу данные развед¬чика АНБО-41. Самолет представлял собой двухместный моноплан-парасоль смешанной конструкции. Ферменный фюзеляж из склепанных хромансилевых труб обтягивался полот¬ном. Обшивка передней части фюзеляжа до кабины пилота была дюралевой. Хвостовое оперение и элероны — металлической конструкции и тоже обтягивались полотном. Полотно покрывалось тре¬мя слоями аэролака и краской. Крыло двухлонжеронное деревянной конструкции, обтягивалось полотном. Носок кры¬ла обшивали трехслойной фанерой. Консоли крепились к балдахину с бензо¬баком. Механизация крыла: элероны и щитки типа «Шренк» с гидравлическими амортизаторами. Колеса фирмы «Данлоп». На самолете имелось радиооборудование. Двигатель воздушного охлаждения девятицилиндровый Бристоль «Пегас» XI располагал мощностью 930— 1100 л. с. Винт деревянный трехлопастной конструкции А Густайтиса. Вооружение: два синхронных пулемета «Браунинг»-ФН 7,92 мм, установленных справа в передней части фюзеляжа. Два спаренных пу¬лемета «Браунинг»-ФН 7,92 мм на турели у летнаба. Под фюзеляжем могли быть установлены держатели для подвески 200-кг бомб. Длина, м 8,80 Размах крыла, м 13,20 Площадь крыла, м2 29,00 Высота, м 3,40 Вес пустого, кг 1500 Нормальный взлетный вес, кг 2300 Максимальная скорость, км/ч 360 Время подъема на высоту 5 км, мин 8,5 Дальность полета, км 1000 Потолок, м 8000 Вооружение: пулеметы 4 X 7;92 бомбы, кг до 200

прибалт: Предварительные итоги по 29 тск Итоги переформирования корпуса были следующие. Всего было уволено, арестовано и отправлено на переподготовку 514 командиров. Причем «уволенные» командиры обозначают, просто уволенных, без применения к ним репрессий. 1. Всего в управлении 29 тск арестовано и уволено в июне 1941 года 13 командиров, в том числе: • командир корпуса генерал-лейтенант Виткаускас В.И. (переподготовка) • начальник штаба корпуса генерал-майор Чернюс И.К. (дезертировал) • начальник артиллерии корпуса генерал-майор артиллерии Жилис В.И. (переподготовка, арестован) • начальник инженерной службы корпуса военинженер 1 ранга Алексис В-Б.Ю. (арестован) • начальник химической службы корпуса полковник Жадейка В. (арестован) • начальник штаба артиллерии полковник Абарас К.М. (переподготовка, арестован) • начальник обозно-вещевого снабжения корпуса интендант 1 ранга Герулайтис З.(арестован) • начальник ветеринарной службы военветврач 1 ранга Машанаускас К.И. (арестован) 2. Всего в корпусных частях арестовано и уволено 41 командир, по частям:  615 кап – арестовано 14 командиров, в том числе: • командир полка полковник Сидзикаускас В.Б. • начальник штаба полка подполковник Таллат-Келпша Э. • командир дивизиона майор Алексеюнас А.Ю.  247 озадн – арестовано 5 командиров, в том числе: • командир дивизиона полковник Сидабрас А. • начальник штаба дивизион майор Казлаускас А.К.  473 обс – никто не уволен и не арестован.  306 осапб – арестовано и уволено 13 командиров, в том числе начальник штаба батальона майор Аперавичус К.И.  29 каэ – арестовано 9 командиров, в том числе 6 летчиков. 3. Всего в 179 тсд арестовано, уволено и отправлено на переподготовку 222 командиров, по частям:  Управление дивизии – арестовано, уволено и отправлено на переподготовку 17 командиров, в том числе: • командир дивизии генерал-майор Чипаускас-Чяпас А.С.(переподготовка) • начальник штаба дивизии полковник Урбшас А.И.(переподготовка) • начальник артиллерии дивизии генерал-майор артиллерии Иодишус И.Б. (переподготовка, арестован) • начальник строевого отдела штаба подполковник Букавичус Р.П. (арестован) • начальник автобронетанковой службы дивизии подполковник Янчис А. (арестован) • начальник штаба артиллерии подполковник Малийонис А.К. (переподготовка, арестован) • начальник артиллерийского снабжения дивизии майор Сакалюс П. (арестован) • начальник отдела тыла штаба майор Шакенас Ю. (арестован) • начальник снабжения дивизии интендант 3 ранга Сабелюнас П.П. (арестован) • начальник санитарной службы дивизии военврач 2 ранга Насвитис К. (арестован)  215 сп – арестовано, уволено и отправлено на переподготовку – 54 командира. В том числе: • командир полка полковник Шурпус А.А. (переподготовка) • начальник штаба полка без воинского звания КА, полковник-лейтенант Литовской армии Видгурис Т.П. (уволен) • командир батальона майор Валюшкис С.А. (уволен)  234 сп – арестовано, уволено и отправлено на переподготовку – 46 командиров. В том числе: • командир полка полковник Раяцкас Л. (арестован) • командир батальона майор Саука Ю. (арестован) • командир батальона майор Осинас Э.А. (уволен) • командир батальона капитан Васюнас С.К. (уволен)  259 сп – арестовано, уволено и отправлено на переподготовку – 47 командиров. В том числе: • командир полка полковник Шпонкевичус А.В. (переподготовка) • начальник школы МНС капитан Стравинскас И.И.(уволен) • командир батальона подполковник Шлепятис Ю.А. (арестован) • командир батальона капитан Данилюнас С. (арестован) • командир батальона капитан Амбразеюс А.И. (уволен)  618 лап – арестовано – 11 командиров. В том числе: • командир полка майор Дапкус А.А. (переподготовка, арестован) • начальник штаба полка майор Стейкунас Б.П. (переподготовка, арестован) • командир дивизиона майор Окулич-Казаринас А. (арестован)  619 гап – арестовано – 4 командира. В том числе: • командир полка полковник Ионавичус К.И. (переподготовка, арестован) • начальник штаба полка подполковник Матулис П.Ц. (переподготовка, арестован)  87 орб - арестовано и уволено – 11 командиров. В том числе: • командир батальона подполковник Виршила И.К. (арестован) • начальник штаба батальона подполковник Микученис И. (арестован)  137 озадн – арестован 1 командир.  352 обс - арестовано и уволено – 20 командиров. В том числе начальник штаба капитан Каунецкас Б.Д.  300 осапб - арестовано и уволено – 12 командиров. В том числе: • командир батальона подполковник Гайдис А. (арестован) • начальник штаба лейтенант Станкевичус К.В. (арестован)  13 отд дн ПТО – данных об арестах и увольнениях нет. 4. Всего в 184 тсд арестовано, уволено и отправлено на переподготовку 238 командиров, по частям:  Управление дивизии – арестовано, уволено и отправлено на переподготовку18 командиров, в том числе: • командир дивизии генерал-майор Карвялис В.А.(переподготовка) • начальник штаба дивизии подполковник Киршинас В.П. (переподготовка) • начальник артиллерии дивизии полковник Рупшис Л.С. (переподготовка, арестован) • начальник штаба артиллерии полковник Ясулайтис В. (переподготовка, арестован) • начальник отдела кадров полковник Скорулис И.М. (уволен) • начальник строевого отдела штаба подполковник Райбикис К.И. (арестован) • начальник снабжения дивизии интендант 2 ранга Виленишкис А. (арестован) • начальник технического снабжения дивизии подполковник Спераускас В.И. (уволен) • начальник санитарной службы дивизии военврач 1 ранга Домаркас К.И. (уволен) • начальник связи дивизии подполковник Баролиса И.И. (уволен) • начальник тыла дивизии интендант 1 ранга Придоткас А.А. (уволен) • начальник химической службы дивизии военинженер 1 ранга Битурс С.К. (уволен)  262 сп – арестовано и уволено и отправлено на переподготовку – 43 командира. В том числе: • командир полка полковник Листопадскис И.М. (переподготовка) • начальник штаба полка подполковник Кутка Т. (арестован) • командир батальона капитан Гудинас К.А. (уволен)  294 сп – арестовано и уволено – 54 командира. В том числе: • командир полка полковник Бреймелис А.Т. (арестован) • командир батальона капитан Маркунас И.К. (арестован)  297 сп – арестовано, уволено и отправлено на переподготовку – 55 командиров. В том числе: • командир полка подполковник Раудонишис А.А. (переподготовка) • командир батальона подполковник Шячкус Ю. (арестован)  616 лап – арестовано и уволено – 14 командиров. В том числе: • командир полка подполковник Даукшис П.И. (переподготовка, арестован) • начальник штаба полка майор Ботырюс И.Ю. (переподготовка, арестован) • начальник школы МНС капитан ПлукасВ.  617 гап – арестовано и уволено – 11 командиров. В том числе: • командир полка подполковник Тенно А.Д. (переподготовка, арестован) • начальник штаба полка майор Мурума В.А. (переподготовка, арестован) • командир дивизиона капитан Кряучюнас С. (арестован) • командир дивизиона капитан Ужбалис С. (арестован)  92 орб - арестовано и уволено – 12 командиров. В том числе командир батальона капитан Ионайтис Ю. (арестован) и начальник штаба капитан Чепонис И.С. (уволен)  7 озадн - арестовано и уволено – 7 командиров. В том числе, командир дивизиона майор Завадскис Б. (арестован) и начальник штаба майор Каревичус Б.Ю. (арестован)  314 обс - арестовано и уволено – 6 командиров.  303 осапб - арестовано и уволено – 15 командиров. В том числе, командир батальона майор Сакалаускас Ю. (арестован) и начальник школы МНС майор Гавялис Л.(арестован)  17 отд дн ПТО - уволено – 3 командира. В том числе командир дивизиона полковник Банис Я.А.(арестован)

прибалт: armyman , 1201 , Arvydas Анжей и др. Хотелось бы разобраться с артиллерией 22 тск. На сайте РККА http://www.rkka.ru/ihandbook.htm (в даоьнейшем буду к нему обращаться) пишется о наличии в 179 тсд и 184 тсд соответственно 105мм гауб 24 и 22, 75мм пушек (все Франц.) соотв 53 и 54, 20мм соотв 46 и 46. Вопрос Это действительно так, 20мм это Эрлекон? На сайте 13 76мм орудий в упр корпуса Вопрос Это ЗО? У Анжея 20мм Флак соотв 17 и 23 Вопрос Откуда данные? По минометам Вопрос Какие минометы и сколько на вооружении? По озадн. Анжей пишет 9 75мм Виккерс-Армстронг Вопрос Откуда данные? По кап. У Анжея 20 105мм гаубиц Франции, у Коломийца они же но Германии. Вопрос Чьего производства гаубицы? В кап по Коломийцу одно орудие - 107мм пушка 10/30 Вопрос Из КА?

smertch: Arvydas пишет: погиб 23 июня в был сбыт Белорусии, скорее всего по ошибке, так как летел на АНБО-41. http://www.plienosparnai.lt/page.php?213 Сбит огнем ПВО 64-й сд, район Зеленое - Ждановичи - Боровая (Минск). 2 самолета (м.б. 3). Не по ошибке, точнее - для нас по ошибке, для 64сд - как однозначно вражеские самолеты. Уцелевшие взяты в плен как немецкие диверсанты. Дальнейшая судьба скорее всего печальная, полагаю, что прервалась в ОО дивизии. Долго "нарывал" я этот эпизод...

smertch: smertch пишет: Сбит огнем ПВО 64-й сд, район Зеленое - Ждановичи - Боровая (Минск). 2 самолета (м.б. 3). Не по ошибке, точнее - для нас по ошибке, для 64сд - как однозначно вражеские самолеты. Уцелевшие взяты в плен как немецкие диверсанты. Дальнейшая судьба скорее всего печальная, полагаю, что прервалась в ОО дивизии. Долго "нарывал" я этот эпизод... Вот еще кое-что о возможной судьбе военнослужащих 29 ск. Полоса обороны 64 сд под Минском: "Командиром дивизии был отдан приказ в каждом полку выделить специально по стрелковой роте, усилив ее отличными стрелками, снайперами, для борьбы с диверсантами. Обо всем было доложено командиру корпуса. Действия командования дивизия были одобрены. Никто из диверсантов в плен не был захвачен. На убитых диверсантах была форма, напоминающая армейскую или милицейскую без каких-либо знаков различия, у некоторых эта форма оказывалась одетой поверх немецкой формы" 64-ая безмерно воевала со всякими диверсантами...:(( Занятая ею полоса вообще - это район МиУРа с его рассыпанными на большом пространстве мелкими подразделениями от гарнизона ОТ и выше. Плюс местность южнее Заславля - прямо сосредоточие небольших разрозненных военных объектов (стрельбище, дачи штаба округа, ветгоспиталь, склады разной подчиненности и т.п). У объектов - своя охрана, о б\действиях, естесственно, знающая, но находящаяся в информационном вакууме; о выходе на территорию их ответственности стрелковой дивизии не предупрежденная... Кроме того, по дорогам и без дорог на Минск двигался вал отступающих и беженцев. О форме: форма литовцев слегка отличалась от стандартной полевой РККА, в частности более узким воротником, кроем похожим на один из носимых милицией вариантов. Кепочки литовские тоже напоминали принятые одно время милицейские кепи. Немецкие мундиры - ну, надо же оправдание для самих себя найти. О летчиках: "24 июня над расположением дивизии стали чаще появляться и пролетать как одиночные, так и группы но 3-6 самолетов противника. Держалась они довольно высокого потолка и пролетали в направлениях на Острошицкий Городок и на Минск. Некоторые самолеты немного снижались. Огня по самолетам не велось, т.к. зенитного дивизиона не было, а зенитно-пулеметные установки еще полностью не были подготовлены. Часов около 15.00 над полосой обороны дивизии вновь появились самолеты противника. Подлетев к рубежу Радошковичи – Заславь, самолеты стали снижаться и кружить, охватывая район Заславль, Ратомка, Семков Городок, зап. окраина Минска. К этому времени в районе Заславль, Ждановичи, Ратомка были готовы к бою зенитно-пулеметные установки - приспособленные к стрельбе по самолетам станковые пулеметы. Подготовкой зенитно-пулеметных средств с большим жаром и увлечением занимался начальник химической службы дивизии, бывший до переквалификации командиром зенитно-пулеметной роты. Пулеметчики дружно открыли огонь по снизившимся самолетам и заставили сесть сразу 4 фашистских самолета в районе Заречье, Зеленый бор, Здановичи. 1 самолет развернулся и стал уходить на запад. Пулеметчики по нему сосредоточили огонь, но самолет уходил. Вскоре на КП дивизии доставили со сбитых самолетов 4 захваченных пилотов, в том числе одного доставили раненого в шею. Все летчики оказались немцами, форма на них смешанная под нашу. НО2 доложил, что на сбитых самолетах трафаретом нанесены красные звезды, под которыми ясно просматриваются знаки фашистской свастики. На вопрос НО2, что обнаружено в самолетах, какие документы, оружие изъято, начальник разведки ответил, что самолеты не осмотрены, захватили лишь пилотов, которые хотели, кроме раненого, скрыться. У самолетов осталась охрана. Поручили тщательно осмотреть все самолеты. Через некоторое время НО2 и начальник химической службы принесли несколько планшеток с картами. С одного самолета была снята карта, на которой был обозначен маршрут полета, охватывающий Европу и Европейскую часть СССР. Маршрут начинался где-то западнее Берлина и шел на Брюссель, затем Париж, затем на Прагу, Варшаву, Вильнюс и на Минск. Как выяснилось, карта принадлежала командиру группы самолетов. Владелец карты, высокий, белокурый с рыжинкой немец, злобно глядящий исподлобья, отказался отвечать. ... Все захваченные пленные летчики работниками особого отдела были направлены в штаб корпуса." Если из трех машин, вылетевших в направлении Гомеля одна упала под Ошмянами, одна вернулась назад, то под Минском была сбита машина, числящаяся пропавшей без вести - с комиссаром Зайко и лейтенантом Каласюнасом. Хот м.б. именно этот экипаж был сбит под Ошмянами, а под Минском - комэска Коваса (см. примечания по карте ниже). Обратите внимание на: 1) закрашенные ОЗ (в материалах по истории ВВС Литвы отмечалось проступание старых ОЗ под свежей краской) 2) карта - упомянутые точки маршрута очень уж совпадают с маршрутом авиаперелета Коваса еще в 30-х годах. 3) "форма смешанная под нашу" - см. выше.

прибалт: Это что за источник?

smertch: В. Ф. Белышев Бывший начальник штаба 64 стрелковой дивизии 44 стрелкового корпуса ЗапОВО Описание боев 64 стрелковой дивизии с 22 июня по 3 июля 1941 года на Западных подступах к городу Минску, Столице Советской Белоруссии Описание боевой деятельности дивизии составлено по записям 1941-42 г.г. Вторично материал переписан в 1965-66 г.г. На правах рукописи.

OFS: Очень интересно, спасибо. А где хранится оригинал? У вас или в Белгосмузее ИВОВ?

smertch: Хорошо хранится:) Пока имею виды на него, т.к. занимаюсь обороной Минска и МиУРом:)

smertch: [img][/img]

Алтын: Это литовцы из 29 ск? Позаимстовал у ув.karan'a

прибалт: Очень похожи.

litvin: Да. Несколько смущает надетые в жару шинели . А откуда, интересно, может быть этот 'Ворошиловец"? Литвин



полная версия страницы